Научная статья на тему 'Современный механизм обязательного резервирования в России'

Современный механизм обязательного резервирования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1015
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article are described required reserves as targets monetary policy the central banks. It is important to estab-lish the optimal norm of the required reserves and to construct effective mechanism the reserves in the contemporary Russia. The author analyzes alterations of the monetary multiplier in the Russia at the last 4 years.

Текст научной работы на тему «Современный механизм обязательного резервирования в России»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

УДК 336.71

Н.Н. Медведев

Главное управление Банка России по Омской области СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ В РОССИИ

In the article are described required reserves as targets monetary policy the central banks. It is important to establish the optimal norm of the required reserves and to construct effective mechanism the reserves in the contemporary Russia. The author analyzes alterations of the monetary multiplier in the Russia at the last 4 years.

Обязательные резервы (резервные требования) являются одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кредитной политики. При создании системы обязательного резервирования (далее ОР) центральному банку любой страны необходимо учитывать синергетическое взаимодействие ряда факторов. В России длительный период времени при обсуждении проблем ОР на первое место ставился вопрос о размерах нормативов резервирования. Особенно часто требования о снижении нормативов звучали со стороны банковского сообщества в 2002-2003 гг. После существенного уменьшения нормативов резервирования в 2004 г. интенсивность дискуссии ослабла. В большинстве выступлений снижение нормативов рассматривается как оперативная и адекватная реакция Банка России на события лета 2004 г. Пока нет оценок долгосрочных последствий столь радикального (более чем в 2 раза) и столь быстрого снижения нормативов. Практически без должного внимания остался и такой не менее важный вопрос, как существенная модернизация механизма обязательного резервирования.

Обязательные резервы как инструмент денежно-кредитного регулирования

Суть ОР как инструмента денежно-кредитного регулирования состоит в том, что центральным банком устанавливаются ограничения на использование части ресурсов. Исторически сложилось три основных формы хранения средств, выделенных в качестве резерва. Первая - в виде неснижаемого остатка денежной наличности в кассе кредитной организации. Вторая - в виде неснижаемого уровня средних хронологических остатков на корреспондентском счете организации. Третья - размещение резервов на специально открытых для этих целей счетах в центральном банке. В современных условиях часто используется сочетание всех трех форм. В отдельных странах используются другие формы хранения средств ОР, например, в виде вложений в государственные ценные бумаги.

Резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы. ОР входит в состав денежной базы и, соответственно, его изменение оказывает существенное воздействие на способность банковского сектора к мультиплицированию денежной массы, т. е. меняется денежный мультипликатор. Кроме этого, средства ОР могут реально использоваться и используются для удовлетворения требований кредиторов банка в случае его ликвидации.

В самом общем виде модель механизма ОР предполагает выделение группы средств (активов или пассивов) кредитной организации, служащих базой резервирования. Банк, используя установленные центральным банком нормативы, по каждой группе средств рассчитывает величину резервов. Цифровое значение нормативов ОР может быть как единым для всех групп средств, так и различным. Часть средств может быть исключена из базы резервирования.

В соответствии с установленным центральным банком порядком кредитная организация составляет специальный расчет и распределяет средства ОР по формам хранения. Важна периодичность, с которой производится регулирование ОР. Как правило, такие регулировки делаются один раз в месяц. В ряде стран кредитные организации на определенных условиях могут использовать часть средств ОР.

Впервые обязательные резервы были введены в США. Первоначально они рассматривались как своеобразная гарантия по обязательствам банков. Затем, все более значимой стала их функция как инструмента регулирования денежного предложения в стране. Масштабы использования и величина нормативов обязательного резервирования в различных странах в разные годы существенно отличается. Наиболее высокий их уровень был установлен в Италии (25 %), Испании (17 %). Напротив, в Японии, норматив составлял 2,5 %, в Великобритании - 0,45 %. В последние годы наблюдается общая тенденция к отходу от активного использования резервных требований центральными банками в каче-

© Н.Н. Медведев, 2005

117

Н.Н. Медведев

стве регулирующего инструмента и снижения их величины. Особенно ярко это проявилось в связи с созданием Европейского валютного союза. Европейский центральный банк установил диапазон возможных колебаний отчислений в резервы от 0 до 10 %. В настоящее время ставка резервных отчислений по всем видам депозитов и эмитированных ценных бумаг со сроком действия до 2-х лет установлена в 2 %, а по ряду других обязательств равна нулю. Отдельные страны, например Канада, Дания, Мексика, не используют ОР для целей денежно-кредитного регулирования [2, с. 39].

Становление обязательного резервирования в России

В апреле 1989 г. одновременно с процессом формирования двухуровневой банковской системы в Государственном банке СССР был образован Фонд регулирования кредитных ресурсов. Норматив резервирования был установлен в 5 %, в 1990 г. он был увеличен до 10 %, в 1991 г. - до 15 %. Столь высокие нормативы отчислений были продиктованы нарастающими инфляционными процессами в экономике страны.

Основным критерием группировки резервируемых средств в этот период были сроки привлечения средств. Например, для депозитов «до востребования» норматив резервирования был установлен на уровне 15 %, для депозитов со сроками привлечения средств «менее 1 года» - 12 %; «от одного года до трех лет» - 10 %. По депозитам, привлеченным на срок «свыше 3 лет» резервы не создавались. Еще одной особенностью политики ОР в это время было то, что с 1 декабря 1990 г. обязательное резервирование было разрешено полностью или частично осуществлять в форме вложений в облигации Государственного внутреннего займа. С этого времени и до создания Центрального банка России в стране существовала возможность получения доходов на средства ОР.

После образования Центрального банка России с 30 апреля 1991 г. был создан Резервный фонд кредитной системы России. Фонд был образован за счет депонирования части ресурсов, привлеченных банками. Норматив резервирования был установлен на уровне 2 %. Этот норматив был в 5-7 раз меньше, чем нормативы, установленные Государственным банком СССР. Это обстоятельство можно считать отражением противоречий и политической борьбы между властными структурами Союза ССР и Российской Федерации. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что после распада СССР и прекращения деятельности Госбанка СССР очень быстро (в период с 1 февраля по 1 апреля 1992 г.) нормативы обязательных резервных отчислений в России повысился с 2 до 20 % суммы привлеченных средств банка.

Совет директоров Банка России активно использовал изменение нормативов обязательных отчислений, исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в обращении в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и содействия снижению уровня инфляции. Максимальное значение нормативов ОР было установлено равным 22 % и действовало в период с 1 февраля по 1 мая 1995 г. Затем произошло снижение норматива до 20 %. Это первое за время введения в России инструмента ОР снижение было вызвано не экономическими причинами, а вступлением в действие Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и содержащемся в нем законодательно установленном максимальном значении этого норматива в 20 %. В дальнейшем нормативы ОР постепенно снижались, но абсолютные значения сумм, депонированных на счетах ОР в Банке России, устойчиво росли (рис. 1).

Изменяя нормативы, устанавливая их различными для рублевых и валютных счетов, Банк России стимулировал кредитные организации к расширению их ресурсной базы в валюте Российской Федерации. Одновременно эти меры способствовали сдерживанию долларизации российской экономики. Грамотное управление обязательными резервами в период кризисных явлений августа 1998 г. позволило смягчить и предотвратить лавинообразное нарастание объема неплатежей. Банк России (трижды: 18, 25 сентября и 2 октября 1998 г.) проводил многосторонние межбанковские клиринги с одновременным внеочередным регулированием размера резервов. Высвободившиеся в результате этого средства в объеме 7,1 млрд рублей были направлены на завершение расчетов. Со счетов обязательного резервирования средства направлялись в распоряжение ликвидационных комиссий и использовались для удовлетворения требований кредиторов банка в случае его ликвидации. В 1999 г. изменение нормативов осуществлялось исключительно в целях ослабления давления на валютный рынок и курс рубля.

В 2000-2003 гг. политика обязательного резервирования в России была подчинена задаче абсорбции свободной ликвидности банковского сектора. Все это время нормативы ОР оставались неизменными. Они составляли по привлеченным кредитными организациями средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте - 10 %; по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации, -

118

Современный механизм обязательного резервирования в России

7 %. За эти годы в условиях относительно низкого уровня инфляции в России средневзвешенные процентные ставки по кредитам снизились с 31-34 до 17-18 %. Налоговый характер обязательных резервов стал оказывать все более существенное влияние на стоимость банковских услуг и цену кредитов. За время действия этих нормативов сумма средств на счетах ОР в Банке России увеличилась более чем в 4 раза и на 1 января 2004 г. составляла 267,4 млрд рублей. Все более очевидным становилась необходимость снижения нормативов. Это находило отражение и в официальных документах, например Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 г.

Млрд руб

Рис. 1. Обязательные резервы банковского сектора России по состоянию на 1 января

В 2004 г. нормативы ОР менялись 4 раза. В период с 1 апреля по 1 августа 2004 г. нормативы резервирования по отдельным группам привлеченных средств снизились в 3-5 раз. Решающим фактором, подтолкнувшим Банк России к быстрому снижению нормативов ОР, стал отток рублевых вкладов из коммерческих банков из-за кризиса доверия, в отношении отдельных банков в мае-июле 2004 г. Изменение нормативов привело к значительному изменению сумм средств на счетах ОР в Банке России (рис. 2). По сравнению с пиковым значением на 1 июня 2004 г. за три месяца произошло снижение в 2,4 раза. Со счетов ОР в Банке России в распоряжение банковского сектора страны было направлено более 170 млрд рублей. Эти действия в сочетании с масштабными операциями рефинансирования способствовали оперативному решению проблем восстановления ликвидности банковского сектора.

Рис. 2. Динамика обязательных резервов банковского сектора России в 2004 г.

Уменьшение средств на счетах ОР в Банке России привело к значительному изменению денежного мультипликатора (рис. 3). В период относительной стабильности в банковском секторе и стабильных нормативов ОР (2001-2003 гг.) денежный мультипликатор оставался относительно стабильным на уровне 1,7-1,8.

119

Н.Н. Медведев

о. 2,05 О н то ¥ 9

£ 1 2 н 195

3-2 I, 95 €■ > ■в- s 1 q

О о 1,9 ^ О 5 Л QC.

Л I ,05 Ф X Ф Ч 1 й

1 75 -

л 7

1,6 -

о ш X ск: о CL то 2 о то 2 о с; 2 X о X ф о о к о X см о ш X ск: см о CL то 2 см о то 2 см о с; 2 X СМ о X ф о см о к о X со о ш X ск: со о CL то 2 со о то 2 со о с; 2 X со о X ф о со о к о X "7 о ш X ск: о CL то 2 о то 2 "7 о с; 2 X "7 О X Ф О о к о X ю о ш X ск:

Рис. 3. Динамика денежного мультипликатора в 2001-2004 гг. (фактическое значение и по тренду)*

* Денежный мультипликатор представляет собой соотношение денежного агрегата М2 и денежной базы в широком определении.

В 2004 г. флуктуации денежного мультипликатора возросли. В условиях абсолютного сокращения денежной базы и роста денежной массы в январе-сентябре 2004 г. денежный мультипликатор после некоторого снижения в начале года существенно (на 21,5 %) возрос и на 1 октября 2004 г. составил более 2,0. В октябре-декабре истекшего года при опережающих темпах роста денежной базы по сравнению с увеличением денежной массы произошло снижение значения мультипликатора до 1,828 на 1 января 2005 г., или на 10,4 % по сравнению с началом квартала [1, с. 7].

Два последних года временной лаг между изменением параметров инструментов денежнокредитного регулирования и реакцией денежного рынка в России составляет около 6 месяцев. Это обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что одной из причин относительно высокого уровня инфляции в 1 квартале 2005 г. стало снижение нормативов ОР летом 2004 г. и вызванное этим увеличение способности банковского сектора страны к мультипликационному увеличению предложения денег.

Современный механизм обязательного резервирования в России

Политика ОР в Российской Федерации является исключительной прерогативой Банка России. В 2004 г. изменения коснулись практически всех основных элементов механизма ОР в России.

Во-первых, произошли изменения в составе резервируемых обязательств кредитных организаций. Из состава резервируемых обязательств были исключены средства юридических лиц, привлеченные на срок не менее 3 лет в соответствии с условиями заключенных договоров. Эта новация призвана увеличить работающие ресурсы кредитных организаций, но пока ее влияние не велико. В объеме привлеченных средств депозиты предприятий со сроком привлечения «более 3-х лет» на 1 января 2005 г. составили почти 40 млрд рублей. Это менее 2 % общего объема привлеченных средств. Соответственно на масштабах обязательного резервирования исключение этих средств пока существенно не сказывается. Но как показывает анализ данных об объемах привлеченных банковских вкладов и депозитов, депозиты предприятий и организаций на срок «свыше 3 лет» в 4 квартале 2004 г. были самым быстро увеличивающимся ресурсом. За один квартал они увеличились в 2,1 раза.

Наоборот, в состав резервируемых обязательств кредитных организаций включены ранее не учитываемые обязательства перед банками-нерезидентами. Объем этих обязательств в конце 2004 г. превышал 25 млрд долл. США. Исходя из установленного для этой категории средств норматива ОР -2 %, под эти ресурсы созданы ОР в сумме около 15 млрд рублей. Это довольно заметная величина, превышающая 10 % от суммы средств ОР, депонированных на счетах в Банке России.

120

Современный механизм обязательного резервирования в России

Второй заметной новацией стало существенное упрощение условий временного использования средств ОР. При необходимости кредитные организации могут получить в Банке России разрешение на хранение части ОР на корреспондентском счете в РКЦ с правом его использования.

Старый механизм предусматривал сложную процедуру, требовавшую оформления значительного количества документов. При этом потенциальный размер перечисляемых в распоряжение банка средств не превышал 5 % от объема ОР, и пользоваться этими средствами можно было не более 25 дней за месяц. Поэтому просьбы об использовании средств ОР внутри месяца были крайне редки.

В новом механизме этих недостатков нет. Дополнительных документов оформлять не надо, просто в расчете делается соответствующая отметка о желании кредитной организации воспользоваться правом на усреднение. Это означает, что кредитная организация принимает на себя обязательство обеспечить средний хронологический остаток на корсчете на уровне не меньше, чем установленная Банком России величина. Соответственно, на эту величину уменьшается объем средств, перечисляемых на счета ОР в Банке России. Уже первые месяцы показали востребованность этого механизма. В четвертом квартале 2004 г. правом на усреднение пользовались более 40 % кредитных организаций России.

Доля средств, оставляемых на корсчете, определяется Банком России. В 2004 г. предельный размер коэффициента усреднения был равен 0,2. Практически все банки использовали его по максимуму. По оценкам автора, использование механизма усреднения увеличило средний остаток на корреспондентских счетах кредитных организаций, воспользовавшихся правом усреднения, почти на 10 %. Использование кредитными организациями права на усреднение обязательных резервов в сочетании с операциями по рефинансированию способствовало поддержанию бесперебойных расчетов по платежам клиентов. Положительный опыт наверняка будет стимулировать появления предложений о повышении размера коэффициента усреднения. Как представляется, по мере совершенствования механизмов надзора, развертывания системы страхования вкладов возможно появление условий, позволяющих рассмотреть вопрос об увеличении коэффициента усреднения до 0,4-0,5. В перспективе, возможно, можно будет разрешить кредитным организациям все средства ОР держать на своем корреспондентском счете.

Значительные новации произошли в механизме влияния денежных средств в кассе кредитной организации на размер ОР. До августа 2004 г., из расчетной величины ОР вычитался остаток в кассе в пределах установленной величины неснижаемого остатка. При этом в случае относительно либерального подхода территориального учреждения Банка России к установлению величины неснижаемого остатка наличных денег в операционной кассе кредитной организации происходило обнулению счетов обязательных резервов и концентрация всех резервных требований исключительно в виде наличных денег в кассах коммерческих банков. Новый механизм этот недостаток устранил. Сейчас в расчете величина обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России по обязательствам в валюте Российской Федерации, уменьшается на величину фактических рублевых денежных средств в кассе кредитной организации в размере, не превышающем 25 % размера обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации, рассчитанного до его уменьшения на указанную величину.

Как показывает анализ, уже более 10 лет в России доля средств в кассах составляет около 20 % ОР, в том числе на начало 2004 г. - 22,5 %. Это позволяет сделать вывод, что установленный Банком России предел в 25 % статистически и экономически обоснован. При переходе к новому механизму большинство банков должны уменьшить ОР на величину фактического среднего хронологического остатка в кассе.

Кредитные организации, имеющие запасы наличных денег в кассах больше чем в 25 % от расчетной величины ОР, будут вынуждены осуществлять практически двойное резервирование этого превышения как в виде средств в кассе, так и путем перечисления средств на счета ОР в Банке России. Это будет уменьшать работающие активы кредитных организаций и стимулировать разумный подход к формированию запасов наличных денег в кассах банков.

Необходимо также отметить, что снижение нормативов ОР в 2004 г. привело к снижению абсолютных размеров средств на счетах обязательного резервирования. Соответственно, относительная доля наличных денег в кассах банков возросла и количество банков, сталкивающихся с проблемой двойного резервирования, в 2005 г. будет расти. По оценкам автора, в Омской области масштабы двойного резервирования в первом квартале 2005 г. составили около 17,5 млн рублей.

По-видимому, при появлении статистики по итогам 2005 г. можно будет дать более четкую количественную оценку этому явлению. Возможно, для предотвращения «двойного резервирования»

121

Н.Н. Медведев

потребуется увеличить пределы средств, оставляемых в качестве ОР в кассе до 30-50 % от расчетной величины ОР. Возможно, следует учитывать категорию и группу проблемности банка. Для финансово стабильных банков сумма денег в кассе, учитываемая при операциях обязательного резервирования, могла бы быть выше.

В целом новый механизм ОР в России может быть представлен в виде формулы:

ОРБР = (Об • Н - Ккас) - (Об • Н - Ккас) • Куср,

где ОРБР - сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию на счетах в Банке России; Об -резервируемые обязательства, состав которых определяется Банком России; Н - норматив обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам кредитной организации, установленный советом директоров Банка России; Ккас - сумма наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в кассе кредитной организации (включаемая в расчет в пределах, установленных Банком России); Куср - коэффициент усреднения - числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1, устанавливаемый советом директоров Банка России для расчета усредненной величины обязательных резервов.

Если в эту формулу подставить фактически действующие значения нормативов и провести несложные преобразования, то можно убедиться, что в настоящее время на счета обязательного резервирования, открытые в Банке России, перечисляется только 60 % средств ОР. Остальные 40 % остаются в распоряжении кредитной организации.

ОРБР = (Об • Н - 0,25 О • Н) - (Об • Н - 0,25 Об • Н) • 0,2 ОРБР = Об • Н • 0,6

Таким образом, изменения в механизме обязательного резервирования, снижение нормативов и исключение из состава резервируемых средств, привлеченных банками на срок более 3-х лет, увеличили объем работающих ресурсов кредитных организаций. Введение механизма усреднения, новый подход к учету средств в кассе кредитных организаций более приближены к общемировой практике и усиливают конкурентоспособность российских банков.

Общая экономическая ситуация в стране стимулирует появление предложений о необходимости дальнейших преобразований обязательного резервирования в России. Но как показывает анализ, управленческие решения в этой сфере должны быть взвешенными.

1. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2004 году // Вестник Банка России. 2005. № 13(811). 11 марта. С. 5-10.

УДК 351.72

И.А. Курьянов, А.И. Лыба

Омский государственный аграрный университет

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ В ПРОВЕДЕНИИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

In conditions of market economies accounting reporting managing субъектов becomes main means of communication and most important data ware element of financial analysis. Any enterprise constantly needs for concourses of financing. Find their possible on the market of capital, attracting potential investors and obliges by the way of objective informing them on its financial- economic activity, and from that, are insofar attractive published financial results, show current and perspective financial condition of enterprise, is far enough high and probability of getting the concourses of financing

В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Любое предприятие постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, и от того, насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и

© И.А. Курьяков, А.И. Лыба, 2005

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.