Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ'

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / учитель / обучаемый / функции / образовательный процесс / pedagogy / teacher / learner / functions / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чотчаева Медина Казимовна

Изучение различных образовательных подходов, объясняющих, как люди приобретают и используют информацию, принято называть педагогической наукой; эта дисциплина также изучает основные факторы и участников (педагога и учащегося), которые влияют на процесс обучения и приобретения знаний. Педагогические науки играют важную роль в педагогическом процессе, оказывая влияние на воспитание и развитие человека. В данной статье рассматриваются многочисленные функции педагогической науки, основные категории педагогики, а также влияние педагогических наук в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чотчаева Медина Казимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of various educational approaches that explain how people acquire and use information is commonly called pedagogical science; this discipline also studies the main factors and participants (teacher and student) that influence the learning process and the acquisition of knowledge. Pedagogical sciences play an important role in the pedagogical process, influencing the upbringing and development of a person. This article examines the numerous functions of pedagogical science, the main categories of pedagogy, as well as the influence of pedagogical sciences in the field of education.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»

Ключевые слова: умения, художественные умения, подростковый возраст, художественные материалы, методы развития.

Annotation. This article discusses the issue of developing the skills of working with various artistic materials of adolescents in the conditions of institutions of additional education. To solve this problem, the authors clarified the concept of "skills" regarding the possession of various artistic materials and are considered in the unity of theoretical knowledge and practical skills. These skills contribute to the development of creative activity of adolescents and artistic literacy, as well as increase the level of quality of creative work. Adolescence is difficult and is caused by rapid physical, mental, and emotional development. Hence, there is a tendency of falling interest in fine art, so the teacher can offer students to work in various drawing techniques and art materials. So children are given more freedom in creativity, which reveals their abilities and creative potential, the desire to express themselves and develop as an artist in different directions.

Keywords: skills, artistic skills, adolescence, artistic materials, methods of development.

Литература:

1. Давлетчина, С.Б. Словарь по конфликтологии / С.Б. Давлетчина. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005. - 100 с.

2. Журикова, Т.Л. Обучение живописи учащихся в художественной школе / Т.Л. Журикова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2012. -№ 26. - С. 238-242

3. Касаткина, Н.Э. Возрастные особенности подростков и методы организации образовательного процесса / Н.Э. Касаткина, Е.М. Брыксина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 3 (59). - С. 76-80

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 173 с.

5. Левитов, Н.Д. Психология старшего школьника / Левитов Н.Д. - Москва, 1955. - 146 с.

6. Петрова, Н.С. Методика развития фантазии и воображения на занятиях по живописи / Н.С. Петрова, Л.П. Депсамес, Ю.Ю. Артемьева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-4,- С. 77-81

7. Платонов, К.К. Структура развития личности / К.К. Платонов. - Москва: Наука, 1987. - 255 с.

8. Ростовцев, Н.Н. Учебный рисунок / Н.Н. Ростовцев. - Москва: Просвещение, 1976. - 287 с.

9. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе [утв. приказом Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 156]. -URL: http://ivo.garant.rU/#/document/70153526/paragraph/l:0 (дата обращения: 30.04.2023)

УДК 37.01

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

студент ЧотчаеваМедина Казимовна Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

Постановка проблемы. Педагогикой называется целенаправленно структурированный учебно-педагогический процесс, охватывающий такие социальные институты, как семья, культура, школа, университет. Будущие исследования должны быть сосредоточены на использовании различных педагогических теорий для повышения эффективности образовательного процесса. Функции педагогической науки, как и любой другой науки, определяются предметом или областью. Педагогика играет жизненно важную роль в образовательном процессе, она влияет на изменения в научной области путем внедрения новых идей, разработки новых образовательных методов, форм, инструментов и образовательных рамок, направленных на воспитание личности.

Изложение основного материала исследования. Педагогическую науку можно проследить до древнего Египта, Мали, Греции, Рима и других ранних цивилизаций; образовательная деятельность в некоторых из этих ранних обществ заложила основу для современной педагогики. Педагогическую науку принято считать изучением различных методов обучения, которые объясняют, как люди приобретают и используют информацию; эта дисциплина также анализирует основные стороны, влияющие на процесс обучения и получения знаний. Процесс обучения состоит из двух компонентов: учителя, который является носителем информации, и ученика, который является получателем информации; они оба работают вместе для достижения поставленных образовательных целей. Учитель предоставляет обучаемому образовательный материал, а затем проверяет, насколько хорошо были восприняты знания, например, задавая вопросы. Успешная система образования, по мнению многих ученых, должна быть направлена на всестороннее развитие учащегося, а не только на когнитивную сферу [5,С. 224].

Педагогика на протяжении всей истории человечества имела множество определений, например: - наука об искусстве или профессии учителя; - метод и практика преподавания, в частности как учебный предмет или теоретическая концепция; - изучение различных методов преподавания и обучения, существующих в различных обществах; - исследование процессов, посредством которых отдельные люди и группы людей приобретают знания. Несмотря на множество определений термина "педагогика", основные принципы этой области остаются неизменными, т.е. воспитание, обучение и образование человека.

Основная цель педагогики - способствовать всестороннему развитию человека и общества; это достигается путем использования ряда научных подходов, которые облегчают процесс обучения.

Термин «педагогические науки» указывает на группу дисциплин, которые вместе составляют педагогику, всеобъемлющий термин для изучения образования, которое из-за его сложности было разделено на различные специализированные области. По сравнению с традиционным подходом к педагогике термин «педагогические науки» предполагает расширение теоретических и практических подходов к образованию с использованием других педагогических наук. В то же время это выражает потребность в постоянных унифицированных и инновационных междисциплинарных исследованиях.

Педагогическая наука, как и любая другая область знаний, регулируется рядом норм, которые определяют, каким путем эта дисциплина реализуется для достижения образовательных целей. Образовательный процесс в различных странах мира имеет некоторые общие элементы, такие как взаимодействие между учителем и учеником, взаимосвязь между воспитанием и развитием личности, а также взаимосвязь между целями, задачами и результатами процесса обучения [1, С. 121].

Объект педагогики - это реальные явления, которые влияют на рост индивида в результате его взаимодействия с миром. Предмет педагогики - это сознательно разработанный обучающий педагогический процесс, который охватывает социальные институты. Кроме того, предмет педагогики включает все законы, регулирующие воспитание личности;

материалы, навыки и средства обучения, методология, принципы и объекты, содержащиеся в предмете, помогают создать баланс между физическим и духовным развитием учащегося [3,С. 97].

Педагогическая наука, как и любая другая наука, делится на разделы, которые отражают цели дисциплины. Основными категориями являются самообразование, воспитание, обучение и образование.

Воспитание - это стратегическое и целенаправленное развитие личности человека; оно затрагивает как психологические, так и духовные аспекты. В более широком смысле воспитание - это передача знаний, навыков, культурных норм, этики, определенных мыслей и законов от старшего (воспитателя) к младшему, который является менее опытным и нуждается в наставничестве.

В разных странах мира детей воспитывают по-разному, это зависит от различных факторов, например, религии, истории семьи, культуры, технологий; развитие технологий в большинстве стран Запада и Юго-Восточной Азии, например, в Японии, изменило традиционные способы воспитания детей, этот переход к технологиям оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на умственное и духовное развитие детей [4, С. 70].

Дебаты по поводу использования технологий в дошкольном образовании продолжаются, некоторые исследователи поддерживают идею использования ИКТ в дошкольном образовании, в то время как другие категорически не согласны, они настаивают на том, что педагог должен присутствовать, чтобы технология служила своей цели.

Педагогические функции определяются предметом, основными функциями являются; теоретические, технологические, прогностические и практические.

Теоретические функции педагогической науки делятся на следующие группы:

- описательная или объяснительная - изучение новых и совершенствуемых педагогических приемов;

- диагностическая - определяет состояние педагогических процессов, успеваемость или успеваемость учителя, или ученика, а также условия и их факторы;

- прогностическая - предполагает проведение экспериментальных исследований для оценки существующего состояния педагогических процессов, а также разработку новых образовательных моделей.

Технологические функции делятся на 3 группы:

- проективная - занимаются созданием соответствующих учебных материалов, т.е. учебных программ, учебников и пособий, педагогических предложений (как учить);

- преобразующая - направленная на внедрение новых идей педагогической науки в образовательный процесс с целью совершенствования или реконструкции системы;

- рефлексивная и корректирующая - оценивают влияние результатов исследований на процессы преподавания и обучения, включая внесение изменений во взаимодействие между научной теорией и практикой. Интеграция всех педагогических функций в процесс обучения позволяет решать самые сложные в области образования задачи.

Функции или задачи педагогической науки можно разделить на два типа, т. е. на постоянные и временные задачи. К существующим функциям относятся:

- изучение общей практики и опыта образовательной деятельности;

- анализ всех тенденций, т. е. негативных и позитивных, в образовательном процессе и его рамках;

- внедрение современных педагогических и информационных технологий;

- создание инновационных образовательных методов, форм, средств, а также образовательных рамок, направленных на воспитание личности;

- предсказание эволюции учебных мыслей и практики;

- внедрение результатов педагогических исследований в практику.

Потребности, возникающие в процессе практики, определяют временные роли педагогической науки, это включает разработку электронных книг и других учебных материалов, внесение изменений в государственную образовательную структуру, разработку инновационных образовательных платформ, решение конфликтов между педагогами и учащимися [6, С. 548].

Педагогическая наука является теоретической частью педагогики, в равной степени изучает различные методы обучения и предлагает новые изменения в образовательном процессе. Концепции (теории), встречающиеся в педагогических науках, влияют на то, как знания передаются от преподавателей к учащимся в образовательном процессе, поэтому важно изучать различные педагогические функции, чтобы понять, насколько хорошо применяются принципы педагогической науки.

Педагогические науки должны формировать педагогическую действительность, а также видоизменять и совершенствовать сам образовательный процесс; поэтому в учебном процессе необходимо сочетать научную теорию и практику. Педагогические науки оказывают влияние на многочисленные педагогические функции, такие как социальная и гуманитарная; использование в учебном процессе разнообразных педагогических теорий позволяет значительно улучшить учебную деятельность.

Гуманитарно-педагогические функции помогают понять обязанности педагога по созданию соответствующей учебной среды, которая включает снижение утомляемости, интеллектуальное развитие, знание момента перехода от умственной деятельности к физической, а также заботу о духовных потребностях человека, обучение гигиене и многое другое. Когда в образовательный процесс внедряются разнообразные инновации, с педагогами взаимодействуют различные специалисты, такие как инженеры, психологи, врачи, что улучшает гуманитарный опыт.

Гуманитарное образование способствует целостному развитию личности, поскольку направлено на духовное и физическое развитие человека; физическую часть личности можно развивать, включив в образовательную программу такие занятия, как занятия танцами, плаванием, гимнастикой и другими видами спорта.

Педагогика играет жизненно важную роль в эволюции общества; это влияет на то, как люди относятся и взаимодействуют друг с другом, от национального правительства до семьи. Таким образом, образовательная программа предназначена для поддержки идеалов государства, поддержания дисциплины и предотвращения культурной деградации. Ниже перечислены основные социально-педагогические функции:

- социализация - школы, колледжи и университеты знакомят детей с социальными ценностями, нормами и принципами, что позволяет им больше узнать о своей культуре;

- развитие индивидуальной личности - образование способствует развитию определенных качеств, таких как характер и способность управлять гневом. Взаимодействие между разными людьми в школьной среде способствует развитию личности. В результате образовательный процесс вырабатывает индивидуальные привычки, черты, установки и убеждения;

- поддержание правопорядка - образование имеет возможность формировать поведение или отношение индивида к своему окружению и другим людям, что ведет к поддержанию общественного порядка;

- интеграция в общество - школьная программа в сочетании с внеклассными мероприятиями способствует взаимодействию между учащимися и преподавателями, а также прививает основные ценности и социальные навыки, такие как сотрудничество, уважение и честность [2, С. 196].

Выводы. Педагогика является теоретическим и практическим предметом, касающимся процессов обучения и воспитания, который следует изучать систематически в его составных частях, учитывая его динамичный и взаимосвязанный характер, а также множество факторов, влияющих на него. Нет сомнений в том, что педагогика сама по себе является важным предметом, предполагающим всеобъемлющее обучение людей как личностей. С этой целью важно не только установить характер и цели образовательного и обучающего процессов, но и знать, как организовать, осуществлять и оценивать обучение. При этом следует также учитывать все более сложный и изменчивый социальный и культурный контекст.

Аннотация. Изучение различных образовательных подходов, объясняющих, как люди приобретают и используют информацию, принято называть педагогической наукой; эта дисциплина также изучает основные факторы и участников (педагога и учащегося), которые влияют на процесс обучения и приобретения знаний. Педагогические науки играют важную роль в педагогическом процессе, оказывая влияние на воспитание и развитие человека. В данной статье рассматриваются многочисленные функции педагогической науки, основные категории педагогики, а также влияние педагогических наук в области образования.

Ключевые слова: педагогика, учитель, обучаемый, функции, образовательный процесс.

Annotation. The study of various educational approaches that explain how people acquire and use information is commonly called pedagogical science; this discipline also studies the main factors and participants (teacher and student) that influence the learning process and the acquisition of knowledge. Pedagogical sciences play an important role in the pedagogical process, influencing the upbringing and development of a person. This article examines the numerous functions of pedagogical science, the main categories of pedagogy, as well as the influence of pedagogical sciences in the field of education.

Keywords: pedagogy, teacher, learner, functions, educational process.

Литература:

1. Бермус, А.Г. Практическая педагогика / А.Г. Бермус // Учебное пособие. - Москва, 2020. - С. 128.

2. Дрозд, К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования / К.В. Дрозд // Учебник и практикум для академического бакалавриата. - Москва, 2019. - С. 266.

3. Копылова, В.В. Методики работы на уроках в школе / В.В. Копылова // Глобус. - 2007. - С. 96-99

4. Крысько, В.Г. Основы общей педагогики и психологии / В.Г. Крысько // Теоретическая педагогика. - 2019. - № 31. -С. 472.

5. Лепшокова, Б.А. Эффективность использования информационных технологий в образовании / Б.А. Лепшокова // Родной язык сегодня: проблемы сохранения и развития: материалы региональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. - Карачаевск, 2021. - № 31. - С. 223-228

6. Расходова, И.А. Современные методы изучения иностранного студентами технических вузов / И.А. Расходова, М. К. Чернова // Сборник: Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых. Материалы Международной научно-практической конференции. Материалы Круглого стола. - Грозный: ЧГПУ, 2020. - С. 547-550

УДК 372.874

РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

студентка Шадрина Алена Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Одной из важных задач национального проекта «Образование» является выявление талантов детей в различных сферах деятельности, в том числе в области искусства [5]. Талантливость, одаренность в сфере изобразительного искусства соотносится со способностью создавать оригинальные художественные образы. Данная способность основана на развитии у обучающихся такой формы психической активности как фантазия.

Развитие фантазии и воображения - это основа для любой творческой деятельности человека. Проблема развития фантазии в подростковом возрасте является одной из важных проблем современной школы. У детей подросткового возраста возникают определенные проблемы с созданием оригинальных художественных образов, так как наглядно-образное мышление у них уходит на второй план и развивается абстрактно-логическое мышление. На уроках изобразительного искусства чаще всего обучающиеся также больше подвержены аналитической деятельности, связанной с анализом художественных произведений, а также с изучением различных изобразительных техник и технологий (Выготский Л.С, Мухина B.C.) [2], [4]. Недостаточное внимание уделяется развитию фантазии на уроках изобразительного искусства, редко применяются интересные формы и методы работы с подростками, способствующие развитию данного качества [3]. Поэтому важно найти новые методические способы решения данной проблемы.

Проблемой развития фантазии занимались многие исследователи: Выготский Л.С., Розет ИМ., и другие [2], [6]. По мнению И.М. Розета, фантазия трактуется как «любая продуктивная умственная деятельность независимо от сферы ее приложения, от целей, преследуемых субъектом, выполняющим эту деятельность, и, наконец, от используемого материала» [6].

Психологи рассматривали возрастные особенности подросткового возраста (Выготский Л.С., Мухина B.C.) [2], [4]. Все они отмечали следующие важные возрастные психологические особенности подростков: в подростковом возрасте мыслительные процессы становятся более углубленными, а фантазия подростков носит уже не такой творческий и оригинальный характер, по сравнению с образами, которые создают дети младшего школьного возраста.

Для решения данной проблемы проанализируем возрастные психологические особенности школьников подросткового возраста.

Изучая особенности поведения подростков, Л.С. Выготский писал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, исключительно для себя». То есть подросток прячет свои фантазии «как сокровенную тайну и охотнее признается в своих поступках, чем обнаруживаетсвои фантазии» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.