Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ У ПОДРОСТКОВ'

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умения / художественные умения / подростковый возраст / художественные материалы / методы развития / skills / artistic skills / adolescence / artistic materials / methods of development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеблакова Наталья Олеговна, Шешукова Екатерина Ивановна

В данной статье рассматривается вопрос развития умений работы с различными художественными материалами подростков в условиях учреждений дополнительного образования. Для решения данной проблемы авторы уточнили понятие «умения» относительно владения различными художественными материалами и рассматриваются в единстве теоретических знаний и практических навыков. Данные умения способствуют развитию творческой активности подростков и художественной грамотности, а также повышают уровень качества творческих работ. Подростковый период является сложным и обусловлен бурным физическим, психическим, эмоциональным развитием. Отсюда наблюдается тенденция падения интереса к изобразительному искусству, поэтому педагог может предложить обучающимся поработать в различных техниках рисования и художественных материалах. Так детям дается больше свободы в творчестве, что раскрывает их способности и творческий потенциал, желание самовыражаться и развиваться, как художнику в разных направлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чеблакова Наталья Олеговна, Шешукова Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the issue of developing the skills of working with various artistic materials of adolescents in the conditions of institutions of additional education. To solve this problem, the authors clarified the concept of "skills" regarding the possession of various artistic materials and are considered in the unity of theoretical knowledge and practical skills. These skills contribute to the development of creative activity of adolescents and artistic literacy, as well as increase the level of quality of creative work. Adolescence is difficult and is caused by rapid physical, mental, and emotional development. Hence, there is a tendency of falling interest in fine art, so the teacher can offer students to work in various drawing techniques and art materials. So children are given more freedom in creativity, which reveals their abilities and creative potential, the desire to express themselves and develop as an artist in different directions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ У ПОДРОСТКОВ»

отношение к произведению. И уже на основе усвоенного опыта способны самостоятельно создавать художественные образы.

Ключевые слова: художественное восприятие, художественная коммуникация, художественный образ, подростковый возраст, методы развития художественного восприятия.

Annotation. This article discusses the problem of the development of artistic perception of adolescents. The authors tried to clarify the concept from the point of view of fine art lessons. It was revealed that the process of forming artistic perception is complex and multifaceted. At first we just look at the picture, from the point of view of whether we liked it or not. We can express our attitude. But the developed artistic perception is characterized by the fact that through the analysis of the expressive means used by the author, we form a value attitude to the work. And already on the basis of the acquired experience, they are able to independently create artistic images

Keywords: artistic perception, artistic communication, artistic image, adolescence, methods of artistic perception development.

Литература:

1. Арнхейм, P. Искусство и визуальное восприятие / Сокращ. пер. с англ. В.Н. Самохина; Общ. ред. и вступ. статья В.П. Шестакова. - Москва: Прогресс, 1974. -392 с.

2. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. - Москва: Политиздат, 2002. - 393 с.

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. -Москва: Смысл, 2003. - 512 с.

4. Козловская, М.А. Педагогические условия развития художественного восприятия на уроках изобразительного искусства / М.А. Козловская, Ф.П. Хакунова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2021,- № 2. - С. 78-85

5. Крупник, Е.П. Психологическое воздействие искусства / Е.П. Крупник. - Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. - 240 с.

6. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - Москва: Смысл, 2000. - 126 с.

7. Якобсон, П.М. Художественное восприятие / П.М Якобсон. - Москва: Искусство, 1971. - 86 с.

УДК 372.8

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ У ПОДРОСТКОВ

студентка Чеблакова Наталья Олеговна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

ассистент Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Творческая деятельность способствует всестороннему развитию школьника. Приобщение к работе с различными художественными материалами на занятиях расширяет интерес к искусству, повышает художественную грамотность детей. Умения работы с художественными материалами у детей закладывается еще в младшем школьном возрасте, но навыки рисования требуют усовершенствования. Так Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» устанавливают одним из результатов освоения программы: «умение работать с различными материалами; знание свойств живописных материалов, их возможностей; навыки в использовании основных техник и материалов...» [9].

На сегодняшний момент практически нет исследований в области развития умений работы с различными художественными материалами у обучающихся подросткового возраста. Однако именно в этом возрасте, и происходит крупный скачек в понимании основ изобразительного искусства, именно в подростковом возрасте уже завершён процесс перестройки психических процессов и наступает период зрительного анализа.

К проблеме развития умений в области художественного образования обращались многие художники-теоретики, например, такие как H.H. Волков, Б.В. Раушенбах, Е.В. Шорохов, К.Ф. Юон, Г.К. Савицкий. Тем не менее, анализ научных исследований показывает, что недостаточно разработаны методы развития умений работы с различными художественными материалами. Нет методических разработок по данной проблеме. Так, например, Т.Л. Журикова в своей статье отмечает, что именно в художественной школе закладываются академические основы живописи, в том числе владение различными материалами для дальнейшего обучения в средних и высших профессиональных художественных учреждениях [2, С. 240]. Однако в статье не указаны какие-то рекомендации, и тема раскрывается со стороны колористической подготовки обучающихся. Н.С. Петрова так же подчеркивает, что художественное воспитание посредством изобразительного искусства одно из важнейших аспектов воспитания целостной, гармоничной личности. Активное вовлечение в творческую деятельность обуславливает развитие воображения и фантазии обучающегося [6, С. 78]. В работе также нет изучения проблемы со стороны владения различными материалами.

Проблема умений работы с различными художественными материалами была и остается одной из проблем художественной педагогики ведь благодаря развитию художественным умениям повышается художественная грамотность и фантазия обучающихся, в целом повышается качество их творческих работ.

В наше время остро стоит вопрос вовлечения детей в творческую деятельность, а также вопрос как заинтересовать детей подросткового возраста на уроках предметной области «искусство»?

Изложение основного материала исследования. Как известно, у многих детей в период подростничества теряется интерес к изобразительному искусству. Поэтому важно рассматривать их развитие с точки зрения их направленности интересов. Например, поведенческие особенности подростков (плохая успеваемость, плохие отношения с родителями и другое) можно объяснить фундаментальной перестройкой всей системы интересов в этой возрастной группе.

Н.Э. Касаткина и Е.С. Брыксина в своем труде пишет, что дружба и межличностные отношения становятся ведущей деятельностью подростка. Мнение товарищей, сверстников становится важным. У подростков формируются относительно устойчивые и независимые моральные взгляды, суждения, оценки. Необходимо отметить, что когда моральные требования и оценки не совпадают с требованиями взрослых, то подросток ищет истину у своих сверстников, коллектива. Устоявшиеся нормы отстаиваются ребенком упорно, не боясь осуждения и наказания [3, С. 76].

Также к особенностям подросткового возраста можно отнести: высокую направленность на результат; способность концентрироваться долго на одном виде деятельности; развитие восприятие - оно становится избирательным, целенаправленным, анализирующим и т.д.

Исходя их этого, мы можем понять, что в подростковом возрасте может появиться недопонимания, конфликты во взаимодействии не только с учителем и родителями, но и со сверстниками. Поэтому педагог также должен учитывать возрастные особенности ребенка.

Так, если дать ребенку возможность попробовать себя в различных художественных материалах и техниках, подросток сможет выделить для себя наиболее удобный художественный материал, отсюда можно повысить учебную мотивацию ребенка и познавательный интерес к изобразительному искусству.

Обратимся к проблеме изучения понятия «умения». Например, умение - это способность человека выполнять определенные действия с высоким качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей в себя эти действия [1].

Умения часто называют знаниями в действии, что свидетельствует о том, что умение всегда подкреплено теоретическими знаниями. Анализ литературы показал, что единого понятия нет. Это связано с тем, что отсутствует единая теоретическая концепция определения «умения». Н.Д. Левитов под умением понимает «успешное выполнение действия или более сложной деятельности с выбором и применением правильных приемов работы с учетом определенных условий» [5, С. 42]. Г.М. Коджаспирова отмечает, что «умения создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и изменившихся условиях. Умения всегда реализуются под контролем сознания» [4, С. 153]. К.К. Платонов умением называет «способность устанавливать взаимоотношения между целью деятельности, условиями и способами её выполнения» [7, С. 75].

Если обратиться к теме художественного образования, то, конечно, основными умениями, которые требуют развития в этой области, являются художественные умения, куда входят знания в области композиции, выразительных средств изобразительного искусства, владение навыками рисования, умения анализировать и сознательно применять все эти знания в создании художественного образа. Отсюда мы уточнили понятие «умения работы с различными художественными материалами» - это сознательное умение применять знания о материале и приемах работы с художественными материалами для визуального отображения на плоскости художественного замысла.

Нами были рассмотрены методы развития умений работы с художественными материалами. Благодаря правильной, интересной и понятной организации урока, мы сможем добиться продуктивного роста творческих навыков ребенка и повышения интереса к изобразительному искусству.

Метод беседы является универсальным способом общения ребенка и учителя. Беседа - это всегда двухсторонний процесс общения, при котором педагог направляет обучающихся на понимание нового материала или проверка уже изученного с помощью тщательно разработанной системы вопросов. С точки зрения освоения различных художественных материалов, педагог может рассказать детям о видах, свойствах и технике работы с материалом, так же в процессе может наглядно показать технику использования. В конечном результате ученик получает первичные знания о материале, которые в дальнейшем помогут ему в работе.

Метод анализа художественных произведений формирует насмотренность, анализ техники, приемов позволяет разбирать замысел автора, а также показывает возможности самого материала, как им можно работать. Так, учитель, может предложить детям рассмотреть репродукцию картины Ивана Ивановича Шишкина «Облака», которая выполнена углем. Рассказать о самом авторе, историю работы, а дальше по вопросам проанализировать картину. Вопросы могут быть сформулированы таким образом: Нравится ли Вам эта работа? Какие эмоции вызывает у Вас эта работа? Как Вы думаете, какую идею автор хотел передать? Как Вы думаете, какими материалами, и в какой технике выполнена работа? Итогом анализа должно стать следующее: тезисы о том, понравилась ли данная картина детям, какие чувства вызывает это произведение, и какими приемами художник добился такого эффекта.

Метод упражнений заключается в многократном повторении какого-то действия для формирования умения владения художественным материалом, например, это могут быть упражнения на штриховку углем или сепией, в живописи это может быть упражнение на отработку живописного приема (лессировка, ала-прима и другие).

Метод педагогического рисунка основан художником-живописцем В.И. Бэйером (1913), также в советское время был распространен в трудах советского педагога B.C. Мурзаева (1946). В художественном образовании более позднего периода большой вклад в изучение данной методики внес советский учёный, доктор педагогических наук, художник Н.Н. Ростовцев. В его методике выделяется три вида педагогического рисунка: рисунок на доске, зарисовка на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаги с целью пояснения, сам педагог правит работу ученика [8].

В случае овладения различными материалами методика педагогического рисунка может быть следующая:

- изначально учитель показывает сам материал, демонстрирует основные приемы работы (например, для мягких материалов принцип работы с линией, тушевка, штриховка и другие);

- затем педагог рисует на листе или доске небольшую композицию с использованием выбранного материала;

- каждое свое действие учитель обязательно комментирует и дает четкие рекомендация и указания.

Метод творческих заданий позволяет детям выйти за рамки заданий «по образцу» и воплотить в своем художественном образе идеи и впечатления. В ходе работы дети могут воплотить творческие фантазии, использовать различные материалы, показать свои умения на практике.

Выводы. Проанализировав литературу по теме исследования, мы попытались уточнить понятие «умения работы с различными художественными материалами»» и выяснили, что это способность сознательно применять знания о материале, техниках, приемах работы на практике в процессе создания художественного образа. Развитие художественных умений на занятиях предметной области «искусство» ставит перед педагогом рад задач: грамотный подход к постановке урока, с целью сделать урок более понятным и интересным, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, поощрение детских идей и замыслов, предоставление творческой свободы и самостоятельности при выборе материала.

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос развития умений работы с различными художественными материалами подростков в условиях учреждений дополнительного образования. Для решения данной проблемы авторы уточнили понятие «умения» относительно владения различными художественными материалами и рассматриваются в единстве теоретических знаний и практических навыков. Данные умения способствуют развитию творческой активности подростков и художественной грамотности, а также повышают уровень качества творческих работ. Подростковый период является сложным и обусловлен бурным физическим, психическим, эмоциональным развитием. Отсюда наблюдается тенденция падения интереса к изобразительному искусству, поэтому педагог может предложить обучающимся поработать в различных техниках рисования и художественных материалах. Так детям дается больше свободы в творчестве, что раскрывает их способности и творческий потенциал, желание самовыражаться и развиваться, как художнику в разных направлениях.

Ключевые слова: умения, художественные умения, подростковый возраст, художественные материалы, методы развития.

Annotation. This article discusses the issue of developing the skills of working with various artistic materials of adolescents in the conditions of institutions of additional education. To solve this problem, the authors clarified the concept of "skills" regarding the possession of various artistic materials and are considered in the unity of theoretical knowledge and practical skills. These skills contribute to the development of creative activity of adolescents and artistic literacy, as well as increase the level of quality of creative work. Adolescence is difficult and is caused by rapid physical, mental, and emotional development. Hence, there is a tendency of falling interest in fine art, so the teacher can offer students to work in various drawing techniques and art materials. So children are given more freedom in creativity, which reveals their abilities and creative potential, the desire to express themselves and develop as an artist in different directions.

Keywords: skills, artistic skills, adolescence, artistic materials, methods of development.

Литература:

1. Давлетчина, С.Б. Словарь по конфликтологии / С.Б. Давлетчина. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005. - 100 с.

2. Журикова, Т.Л. Обучение живописи учащихся в художественной школе / Т.Л. Журикова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2012. -№ 26. - С. 238-242

3. Касаткина, Н.Э. Возрастные особенности подростков и методы организации образовательного процесса / Н.Э. Касаткина, Е.М. Брыксина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 3 (59). - С. 76-80

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 173 с.

5. Левитов, Н.Д. Психология старшего школьника / Левитов Н.Д. - Москва, 1955. - 146 с.

6. Петрова, Н.С. Методика развития фантазии и воображения на занятиях по живописи / Н.С. Петрова, Л.П. Депсамес, Ю.Ю. Артемьева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-4,- С. 77-81

7. Платонов, К.К. Структура развития личности / К.К. Платонов. - Москва: Наука, 1987. - 255 с.

8. Ростовцев, Н.Н. Учебный рисунок / Н.Н. Ростовцев. - Москва: Просвещение, 1976. - 287 с.

9. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе [утв. приказом Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 156]. -URL: http://ivo.garant.rU/#/document/70153526/paragraph/l:0 (дата обращения: 30.04.2023)

УДК 37.01

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

студент ЧотчаеваМедина Казимовна Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

Постановка проблемы. Педагогикой называется целенаправленно структурированный учебно-педагогический процесс, охватывающий такие социальные институты, как семья, культура, школа, университет. Будущие исследования должны быть сосредоточены на использовании различных педагогических теорий для повышения эффективности образовательного процесса. Функции педагогической науки, как и любой другой науки, определяются предметом или областью. Педагогика играет жизненно важную роль в образовательном процессе, она влияет на изменения в научной области путем внедрения новых идей, разработки новых образовательных методов, форм, инструментов и образовательных рамок, направленных на воспитание личности.

Изложение основного материала исследования. Педагогическую науку можно проследить до древнего Египта, Мали, Греции, Рима и других ранних цивилизаций; образовательная деятельность в некоторых из этих ранних обществ заложила основу для современной педагогики. Педагогическую науку принято считать изучением различных методов обучения, которые объясняют, как люди приобретают и используют информацию; эта дисциплина также анализирует основные стороны, влияющие на процесс обучения и получения знаний. Процесс обучения состоит из двух компонентов: учителя, который является носителем информации, и ученика, который является получателем информации; они оба работают вместе для достижения поставленных образовательных целей. Учитель предоставляет обучаемому образовательный материал, а затем проверяет, насколько хорошо были восприняты знания, например, задавая вопросы. Успешная система образования, по мнению многих ученых, должна быть направлена на всестороннее развитие учащегося, а не только на когнитивную сферу [5,С. 224].

Педагогика на протяжении всей истории человечества имела множество определений, например: - наука об искусстве или профессии учителя; - метод и практика преподавания, в частности как учебный предмет или теоретическая концепция; - изучение различных методов преподавания и обучения, существующих в различных обществах; - исследование процессов, посредством которых отдельные люди и группы людей приобретают знания. Несмотря на множество определений термина "педагогика", основные принципы этой области остаются неизменными, т.е. воспитание, обучение и образование человека.

Основная цель педагогики - способствовать всестороннему развитию человека и общества; это достигается путем использования ряда научных подходов, которые облегчают процесс обучения.

Термин «педагогические науки» указывает на группу дисциплин, которые вместе составляют педагогику, всеобъемлющий термин для изучения образования, которое из-за его сложности было разделено на различные специализированные области. По сравнению с традиционным подходом к педагогике термин «педагогические науки» предполагает расширение теоретических и практических подходов к образованию с использованием других педагогических наук. В то же время это выражает потребность в постоянных унифицированных и инновационных междисциплинарных исследованиях.

Педагогическая наука, как и любая другая область знаний, регулируется рядом норм, которые определяют, каким путем эта дисциплина реализуется для достижения образовательных целей. Образовательный процесс в различных странах мира имеет некоторые общие элементы, такие как взаимодействие между учителем и учеником, взаимосвязь между воспитанием и развитием личности, а также взаимосвязь между целями, задачами и результатами процесса обучения [1, С. 121].

Объект педагогики - это реальные явления, которые влияют на рост индивида в результате его взаимодействия с миром. Предмет педагогики - это сознательно разработанный обучающий педагогический процесс, который охватывает социальные институты. Кроме того, предмет педагогики включает все законы, регулирующие воспитание личности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.