Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное восприятие / художественная коммуникация / художественный образ / подростковый возраст / методы развития художественного восприятия / artistic perception / artistic communication / artistic image / adolescence / methods of artistic perception development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыганкова Ангелина Витальевна, Шешукова Екатерина Ивановна

В данной статье рассматривается проблема развития художественного восприятия подростков. Авторы попытались уточнить понятие с точки зрения уроков изобразительного искусства. Было выявлено, что процесс формирования художественного восприятие сложный и многогранный. Сначала мы просто смотрим на картину, с точки зрения понравилась она нам или нет. Мы можем выразить сове отношение. Но развитое художественное восприятие характеризуется тем, что через анализ выразительных средств, используемые автором мы формируем ценностное отношение к произведению. И уже на основе усвоенного опыта способны самостоятельно создавать художественные образы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыганкова Ангелина Витальевна, Шешукова Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the problem of the development of artistic perception of adolescents. The authors tried to clarify the concept from the point of view of fine art lessons. It was revealed that the process of forming artistic perception is complex and multifaceted. At first we just look at the picture, from the point of view of whether we liked it or not. We can express our attitude. But the developed artistic perception is characterized by the fact that through the analysis of the expressive means used by the author, we form a value attitude to the work. And already on the basis of the acquired experience, they are able to independently create artistic images

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of the development of emotional responsiveness of younger schoolchildren in the lessons of fine arts. A child has emotions from birth. But due to insufficiently developed emotional reactions, often a younger student can overreact to events or phenomena, or vice versa, suppress his emotions. Therefore, the problem of developing emotional responsiveness of children becomes urgent. A great potential in the development of this quality contains creative activity, which can be considered leading along with educational. Creativity contributes to the formation of the inner spiritual world as a whole, through vivid experiences that art can evoke. The main characteristic of a child's drawing is color. The choice of a color palette may indicate the feelings or calmness of the child. The very work with color in art lessons helps to reduce the anxiety of the child, or vice versa, the use of bright colors helps to activate the child's strength.

Key words: emotions, emotionality, emotional responsiveness, primary school age, methods of developing emotional responsiveness.

Литература:

1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - Москва: Педагогика, 1990. - 140 с.

2. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард.; пер. с англ. В. Мисника, А. Татлыбаевой. - Москва: Питер, 2006.-460 с.

3. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. - Москва: РИПОЛ классик, 2016. - 249 с.

4. Люшер, М. Цвет вашего характера / М. Люшер.; пер. с англ. - Москва: РИПОЛ классик, 1997. - 236 с.

5. Мосинцев, Д.Д. Сущность и содержание понятия «эмоциональная отзывчивость» / Д.Д. Мосинцев, З.У. Колокольникова, М.В. Староверова // Современные научные гипотезы и прогнозы: от теории к практике: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 30-31 августа 2021 года. -Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. - С. 73-75

6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100]. -URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 26.04.2023)

7. Психология эмоций. Тексты под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-288 с.

8. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс.; пер. с фр. И. Кружилина, М. Малеева. - 12. изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 159 с.

9. Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание / П.М. Якобсон. - Москва: Просвещение, 1966. - 198 с.

УДК 372.8

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА

студентка Цыганкова Ангелина Витальевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

ассистент кафедры искусства Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Восприятие человека сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Мы каждый день воспринимаем информацию через слух, зрение, осязание и другие органы чувств. Это справедливо и для творческой деятельности. Развитое художественное восприятие позволяет создавать более сложные и интересные художественные образы в собственных творческих работах. Как известно, искусство грает большую роль в развитии личности. Об этом писали и Л.С. Выготский, Г. Гегель, И. Кант, педагоги В.А. Сухомлиснкий, К.Д. Ушаков и другие. Искусство воздействует на нравственный мир, мироощущения, образ жизни поведение человека, поскольку выходя за рамки рациональности, человек может найти общее между своим внутренним миром и миром окружающим, доступного для восприятия.

Изучением художественного восприятия занимались такие исследователи, как А.Д. Алехин, Е.В. Жердев, В.К. Лебедко, О.В. Чернышев, B.C. Кузин. Авторы обосновывают необходимость понимания и владения художественным языком, как основным средством постижения окружающей действительности. С точки зрения психологии фундаментальные труды в области восприятия искусства у Р. Арнхейма, М.М. Бахтина, Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона. Художественное восприятие позволяет не только осваивать художественные ценности произведения, но и переносить полученные впечатления на собственную творческую деятельность.

Согласно теории А.Н. Леонтьева, художественное восприятие - это процесс духовно-ценностной ориентации человека в мире, акт становления образа мира, которые обогащаются личностными смыслами, то есть развитое художественное восприятие характеризуется сугубо индивидуальным ценностным отношение к отдельным явлениям и процесса [7].

Исследователи также отмечают, что художественное восприятие близко по смыслу с художественной коммуникацией. По мнению Ю.Б. Борева, художественная коммуникация начинается с художественного акта и завершается пониманием художественного текста [2]. То есть в этом процессе важно не просто увидеть, но и понять, интерпретировать произведение. На наш, взгляд основным отличием художественной коммуникации от художественного восприятия является то, что результатом первого является понятие художественного образа, замысла и идеи художника, а результатом второго на основе усвоенного опыта, впечатлений и эстетических переживаний создание собственного художественного образа.

С точки зрения образовательного процесса на уроках изобразительного искусства, по мнению М.А. Козловской в школах педагоги используют однообразные методы обучения, что не позволяет в полной мере обеспечить процесс необходимым эмоциональным фоном - творчества и возможности самовыражения [4]. А потребность самовыражения является одним из новообразования подросткового возраста. Таким образом, наше исследование посвящено проблеме поиска наиболее эффективных методов развития художественного восприятия подростков на уроках изобразительного искусства.

Изложение основного материала исследования. Обратимся к изучению самого определения. Впервые о проблеме художественного восприятия упомянуто в трудах Аристотеля, который рассматривал указанный процесс как очищение души зрителя через полученные эффекты страха или сострадания. Все эмоциональные реакции, возникающие в процессе восприятия искусства, являются лишь первичными. Это может быть страх, удивление, радость, печаль и другое. Главный эффект заключается в том, чтобы научить преобразовывать эти реакции в сугубо личностные переживания.

С разных точек зрения художественное восприятие характеризуется как:

- активный творческий процесс, предполагающий включение зрителя в разговор с автором [1];

- эмоциональное переживание, постижение логики авторской мысли, богатство и разветвленность художественных ассоциаций [7];

- эстетические, эмоциональные и эмоционально-эстетические критерии оценки художественного произведения [5];

- психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием искусства на человека [3].

Вместе с тем исследователи выделяют несколько уровней развития художественного восприятия. На первом уровне человек видит картину в первый раз, он видит сюжет, композицию, фигуры и воспринимается это все на уровне «нравится -не нравится». На втором уровне восприятие происходит на личностно-эмоциональном уровне, поскольку после первой реакции, мы пытаемся анализировать форму, цвет, соединяем это все в единый образ и формируется настроение: нам грустно, радостно, печально. На третьем уровне восприятие трансформируется в художественное видение. Мы пытаемся анализировать художественные произведения с точки зрения художественного идеала.

Таким образом, процесс художественного восприятия базируется на анализе, «вхождении» в картину.

Подробный анализ литературы позволяет нам дать рабочее определение «художественное восприятие на уроках изобразительного искусства» - это способность личности воспринимать произведения изобразительного искусства, и на основе усвоенных эстетических впечатлений способность создавать новый художественный образ.

Если обратиться к особенностям подросткового возраста, то можно сказать, что в этом возрасте происходит коренная перестройка все психических процессов. Развитие механизмы рефлексии заставляют подростка искать свое место в жизни и обществе, утвердить свое «Я» в системе ценностей окружающего мира. Ребенок стремится проверить свои способности, осознать свою индивидуальную неповторимость и найти признание этого у взрослых.

В этом возрасте подростки испытывают тягу к собственному творчеству, некоторые пишут стихи, музыку, кто-то придумывает рассказы, пишет картины или иллюстрации к рассказам. Личностные переживания, неразделенная любовь или наоборот ответные чувства, дружба, иногда проблемы в общении со взрослыми, дают благодатную почву для эмоциональных переживания в художественном плане. Произведения искусства становятся своеобразным источником вдохновения, художественных и нравственных исканий, основой формирования личности подростка.

Для старшего школьного возраста характерно две стороны восприятия художественных произведений впечатлительность, эстетические чувства, с одной стороны, и возросшие способности анализировать - с другой.

То есть при подборе методов обучения учителю стоит опираться на то, что у подростков расширился круг познавательных интересов, активизировалась деятельность по саморазвитию, поиск идеалов и смыслов жизни, увеличился интерес к себе, к своим переживаниям, поступкам.

Можно отметить, что бурное физиологическое и психическое развитие подростков способствует не просто восприятию художественных произведений, механическому воспроизведению на бумаге, но и глубокому анализу содержания, созданию более сложного собственного художественного образа в творческой деятельности.

Урок изобразительного искусства имеет определенные возможности в решении указанной проблемы, поскольку учащиеся учатся видеть и чувствовать красоту и прекрасное в мире, учатся анализировать художественные произведения, формируют эстетический и художественный вкус, пытаются создать собственные наполненные личностным смыслом творческие работы.

Опираясь на возрастные особенности подросткового возраста, а также особенности художественного восприятия в этом возрасте, мы рассмотрели методы, которые наиболее эффективны в развитии художественного восприятия подростков.

Словесные методы характеризуются устным изложением учебного материала учителем. К словесным методам обучения монологичного характера, когда только учитель воздействует на ребенка, относят рассказ, объяснение лекция. Когда необходимо обсуждение изучаемого материала, высказывание собственных точек зрения, здесь можно использовать метод беседы, семинара или дискуссии. В процессе беседы ученики изучают жанры, средства выразительности, виды изобразительного искусства и др. Учитель может задавать такие вопросы как:

- Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

- Чем она вам нравится?

- К какому жанру можно отнести произведение?

- Какой цвет преобладает?

- Где главное действующее лицо в картине? и т.д.

Такой анализ характерен для метода художественного образования - анализ художественных произведений.

Использование наглядности, увеличивает методическую значимость проведенного урока. Наглядные методы направлены на закрепление определенных знаний при помощи зрительных образов и представлений. При развитии художественного восприятия мы не можем не обращаться к репродукциям известных картин, вспомогательных презентации для обогащения теоретических знаний. Важно формировать насмотренность детей, прививать художественный вкус через подробный анализ работ, обсуждение идеи автора и собственного отношения к содержанию.

Практические методы направлены на практическую деятельность ребенка, с целью формирования и закрепления теоретических знаний на уроке. В эту группу методов можно отнести упражнения, метод творческих заданий. Упражнения характеризуются заданиями, которые направлены на многократное повторение какого-то действия с целью его качественного овладения и дальнейшего применения на практике в различных условиях. Например, упражнения могут быть направлены на работу с цветом (смешивание), линией, пятном, формой, объемом и т.д. При выполнении творческого задания формируются особые качества мышления, способности к творческому восприятию искусства через анализ формы, цвета, светотени и т.д. Творческое задание направлено на проявление творческой самостоятельности, инициативы ученика. Такое задание должно содержать задачу показать собственное отношение к изображаемому через эмоции и впечатления. Связать это с выразительными средствами изобразительного искусства.

Выводы. Художественное восприятие - это способность воспринимать и анализировать произведения искусства с точки зрения заложенного образа, способность порождать новые художественные образы в собственной творческой работе на основе полученного опыта. Развитие художественного восприятия способствует расширению и укреплению знаний, развитию эмоциональной чувствительности и отзывчивости к прекрасному. У художественного восприятия можно выделить специфическую функцию, которая заключается в том, чтобы в своем произведении искусства, открыть то, что волнует нас, что имеет особое отношение к нашим личным ценностям и убеждениям.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития художественного восприятия подростков. Авторы попытались уточнить понятие с точки зрения уроков изобразительного искусства. Было выявлено, что процесс формирования художественного восприятие сложный и многогранный. Сначала мы просто смотрим на картину, с точки зрения понравилась она нам или нет. Мы можем выразить сове отношение. Но развитое художественное восприятие характеризуется тем, что через анализ выразительных средств, используемые автором мы формируем ценностное

отношение к произведению. И уже на основе усвоенного опыта способны самостоятельно создавать художественные образы.

Ключевые слова: художественное восприятие, художественная коммуникация, художественный образ, подростковый возраст, методы развития художественного восприятия.

Annotation. This article discusses the problem of the development of artistic perception of adolescents. The authors tried to clarify the concept from the point of view of fine art lessons. It was revealed that the process of forming artistic perception is complex and multifaceted. At first we just look at the picture, from the point of view of whether we liked it or not. We can express our attitude. But the developed artistic perception is characterized by the fact that through the analysis of the expressive means used by the author, we form a value attitude to the work. And already on the basis of the acquired experience, they are able to independently create artistic images

Keywords: artistic perception, artistic communication, artistic image, adolescence, methods of artistic perception development.

Литература:

1. Арнхейм, P. Искусство и визуальное восприятие / Сокращ. пер. с англ. В.Н. Самохина; Общ. ред. и вступ. статья В.П. Шестакова. - Москва: Прогресс, 1974. -392 с.

2. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. - Москва: Политиздат, 2002. - 393 с.

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. -Москва: Смысл, 2003. - 512 с.

4. Козловская, М.А. Педагогические условия развития художественного восприятия на уроках изобразительного искусства / М.А. Козловская, Ф.П. Хакунова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2021,- № 2. - С. 78-85

5. Крупник, Е.П. Психологическое воздействие искусства / Е.П. Крупник. - Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. - 240 с.

6. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - Москва: Смысл, 2000. - 126 с.

7. Якобсон, П.М. Художественное восприятие / П.М Якобсон. - Москва: Искусство, 1971. - 86 с.

УДК 372.8

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ У ПОДРОСТКОВ

студентка Чеблакова Наталья Олеговна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

ассистент Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Творческая деятельность способствует всестороннему развитию школьника. Приобщение к работе с различными художественными материалами на занятиях расширяет интерес к искусству, повышает художественную грамотность детей. Умения работы с художественными материалами у детей закладывается еще в младшем школьном возрасте, но навыки рисования требуют усовершенствования. Так Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» устанавливают одним из результатов освоения программы: «умение работать с различными материалами; знание свойств живописных материалов, их возможностей; навыки в использовании основных техник и материалов...» [9].

На сегодняшний момент практически нет исследований в области развития умений работы с различными художественными материалами у обучающихся подросткового возраста. Однако именно в этом возрасте, и происходит крупный скачек в понимании основ изобразительного искусства, именно в подростковом возрасте уже завершён процесс перестройки психических процессов и наступает период зрительного анализа.

К проблеме развития умений в области художественного образования обращались многие художники-теоретики, например, такие как H.H. Волков, Б.В. Раушенбах, Е.В. Шорохов, К.Ф. Юон, Г.К. Савицкий. Тем не менее, анализ научных исследований показывает, что недостаточно разработаны методы развития умений работы с различными художественными материалами. Нет методических разработок по данной проблеме. Так, например, Т.Л. Журикова в своей статье отмечает, что именно в художественной школе закладываются академические основы живописи, в том числе владение различными материалами для дальнейшего обучения в средних и высших профессиональных художественных учреждениях [2, С. 240]. Однако в статье не указаны какие-то рекомендации, и тема раскрывается со стороны колористической подготовки обучающихся. Н.С. Петрова так же подчеркивает, что художественное воспитание посредством изобразительного искусства одно из важнейших аспектов воспитания целостной, гармоничной личности. Активное вовлечение в творческую деятельность обуславливает развитие воображения и фантазии обучающегося [6, С. 78]. В работе также нет изучения проблемы со стороны владения различными материалами.

Проблема умений работы с различными художественными материалами была и остается одной из проблем художественной педагогики ведь благодаря развитию художественным умениям повышается художественная грамотность и фантазия обучающихся, в целом повышается качество их творческих работ.

В наше время остро стоит вопрос вовлечения детей в творческую деятельность, а также вопрос как заинтересовать детей подросткового возраста на уроках предметной области «искусство»?

Изложение основного материала исследования. Как известно, у многих детей в период подростничества теряется интерес к изобразительному искусству. Поэтому важно рассматривать их развитие с точки зрения их направленности интересов. Например, поведенческие особенности подростков (плохая успеваемость, плохие отношения с родителями и другое) можно объяснить фундаментальной перестройкой всей системы интересов в этой возрастной группе.

Н.Э. Касаткина и Е.С. Брыксина в своем труде пишет, что дружба и межличностные отношения становятся ведущей деятельностью подростка. Мнение товарищей, сверстников становится важным. У подростков формируются относительно устойчивые и независимые моральные взгляды, суждения, оценки. Необходимо отметить, что когда моральные требования и оценки не совпадают с требованиями взрослых, то подросток ищет истину у своих сверстников, коллектива. Устоявшиеся нормы отстаиваются ребенком упорно, не боясь осуждения и наказания [3, С. 76].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.