Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование развития художественного восприятия подростков в процессе обучения'

Эмпирическое исследование развития художественного восприятия подростков в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диагностика / образовательный процесс / развитие художественного восприятия. / diagnosis / educational process / development of artistic perception

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М А. Орлова

В статье изложены результаты диагностики, ориентированной на оценку особенностей развития художественного воспитания подростков в традиционном образовательном процессе. Полученные данные подтверждают необходимость организации целенаправленной педагогической работы по развитию указанного личностного свойства. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что исследование обогащает и расширяет дидактические представления об организации определения уровней развития художественного восприятия подростков, о его функциональных и структурных компонентах. В статье обоснована необходимость оптимизации процесса развития художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF ARTISTIC PERCEPTION IN THE PROCESS OF TEACHING TEENS

The article presents results of the diagnostics focused on assessing features of the development of artistic education of adolescents in the traditional educational process. The data obtained confirm the need for the organization of focused pedagogical work on the development of this personal property. The theoretical significance of the article lies in the fact that the study enriches and expands didactic ideas about the organization of determining the levels of development of the artistic perception of adolescents, about its functional and structural components. The article substantiates the need to optimize the development of students’ artistic perception in the lessons of fine art.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование развития художественного восприятия подростков в процессе обучения»

Показателен пример со спектаклем областного театра драмы им. А.В. Луначарского «Очень простая история» по пьесе М. Ладо режиссера Е.Ю. Ланцова. В спектакле было занято много выпускников кафедры театрального искусства Кемеровского института культуры.

Режиссер пытался создать в спектакле поэтическую и в то же время конкретную бытовую атмосферу, но сложность поставленных задач вызвала у актеров затруднения. Кроме того, действующим лицам в образах домашних животных (лошадь, корова, свинья, петух, собака) приходилось работать в заданных требованиях к темпо-ритму и исполнению вокальных номеров в сложных декорациях, представляющих собой двухэтажную конструкцию дома и скотного двора, что тоже вызывало трудности, для преодоления которых и был использован этюдный метод.

Конечный результат имел несомненный успех. Спектакль был представлен на 4-ом Всероссийском театральном фестивале «Байкальские встречи у Вам-пилова» и Первом православном театральном фестивале в Кемерове. И в том,

Библиографический список

и другом случае спектакль стал лауреатом. В этом есть несомненная заслуга режиссера и актеров, в целом владеющих профессиональным мастерством и этюдным методом работы в частности.

Итак, результаты данного исследования, а также многолетний педагогический опыт преподавания дисциплины «Актерское мастерство» позволил нам сделать следующие выводы:

1. Театральный этюд является продуктивным методом формирования профессионально значимых компетенций.

2. Театральный этюд, применяемый в процессе обучения актеров, положительно влияет на развитие креативности, которую, по нашему убеждению, необходимо рассматривать как интегрирующий элемент структуры профессионально значимых качеств.

3. Владение театральным этюдом как методом анализа спектакля способствует профессиональной адаптации выпускников вуза.

1. Фильштинский В.М. Открытая педагогика. Санкт-Петербург: «Балтийские сезоны», 2006.

2. Ганелин Е.Р Драматический этюд в современной театрально-педагогической практике. Вестник СПб ГУ. Серия 15: Искусствоведение. 2012; № 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/dramaticheskiy-etyud-v-sovremennoy-teatralno-pedagogicheskoy-praktike

3. Современный словарь иностранных слов: около 20 000 слов. Москва: Русский язык, 1992.

4. Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 8 т. Работа актера над собой. Москва: Искусство, 1954 - 1961; Т. 2:

5. Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 8 т: Работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе воплощения. Москва: Искусство, 1954 - 1961; Т. 3, Ч. 2.

6. Большой психологический словарь. Москва: АСТ: АСТ МОСКВА; Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.

7. Карпушкин М.А. Уроки мастера: Конспекты по театральной педагогике А.А. Гончарова. Москва: Изд-во «ГИТИС», 2005.

8. Мирошниченко В.В. Психология актерского искусства. Актерские способности. Самопознание. Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.

9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2000.

10. Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей. Санкт-Петербург: Речь, 2005.

11. Рождественская Н.В., Толшин А.В. Креативность: пути развития и тренинги. Санкт-Петербург: Речь, 2006.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 52.05.01 Актерское искусство (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 сентября 2016 г. N 1146) Available at: http://fgosvo.ru/news/2/2019

References

1. Fil'shtinskij V.M. Otkrytaya pedagogika. Sankt-Peterburg: «Baltijskie sezony», 2006.

2. Ganelin E.R. Dramaticheskij 'etyud v sovremennoj teatral'no-pedagogicheskoj praktike. VestnikSPb GU. Seriya 15: Iskusstvovedenie. 2012; № 1. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/dramaticheskiy-etyud-v-sovremennoy-teatralno-pedagogicheskoy-praktike

3. Sovremennyj slovar' inostrannyh slov: okolo 20 000 slov. Moskva: Russkij yazyk, 1992.

4. Stanislavskij K.S. Sobranie sochinenij: v 8 t. Rabota aktera nad soboj. Moskva: Iskusstvo, 1954 - 1961; T. 2:

5. Stanislavskij K.S. Sobranie sochinenij: v 8 t: Rabota aktera nad soboj. Rabota nad soboj v tvorcheskom processe voploscheniya. Moskva: Iskusstvo, 1954 - 1961; T. 3, Ch. 2.

6. Bol'shojpsihologicheskij slovar'. Moskva: AST: AST MOSKVA; Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2009.

7. Karpushkin M.A. Uroki mastera: Konspekty po teatral'nojpedagogike A.A. Goncharova. Moskva: Izd-vo «GITIS», 2005.

8. Miroshnichenko V.V. Psihologiya akterskogo iskusstva. Akterskie sposobnosti. Samopoznanie. Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv, 2012.

9. Druzhinin V.N. Psihologiya obschih sposobnostej. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Piter», 2000.

10. Rozhdestvenskaya N.V. Diagnostika akterskih sposobnostej. Sankt-Peterburg: Rech', 2005.

11. Rozhdestvenskaya N.V., Tolshin A.V. Kreativnost': putirazvitiya i treningi. Sankt-Peterburg: Rech', 2006.

12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po special'nosti 52.05.01 Akterskoe iskusstvo (uroven' specialiteta) (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 7 sentyabrya 2016 g. N 1146) Available at: http://fgosvo.ru/news/2/2019

Статья поступила в редакцию 01.11.19

УДК 7.01 + 159.937-053.5 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10092

Orlova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Fine Arts, Institute of Arts, Adyghe State University (Maikop, Russia),

E-mail: marina_orlova01@mail.ru

THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF ARTISTIC PERCEPTION IN THE PROCESS OF TEACHING TEENS. The article presents results of the diagnostics focused on assessing features of the development of artistic education of adolescents in the traditional educational process. The data obtained confirm the need for the organization of focused pedagogical work on the development of this personal property. The theoretical significance of the article lies in the fact that the study enriches and expands didactic ideas about the organization of determining the levels of development of the artistic perception of adolescents, about its functional and structural components. The article substantiates the need to optimize the development of students' artistic perception in the lessons of fine art.

Key words: diagnosis, educational process, development of artistic perception.

М.А. Орлова, канд. пед. наук, доц., Институт искусств Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, Email: marina_orlova01@mail.ru

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье изложены результаты диагностики, ориентированной на оценку особенностей развития художественного воспитания подростков в традиционном образовательном процессе. Полученные данные подтверждают необходимость организации целенаправленной педагогической работы по развитию указанного личностного свойства. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что исследование обогащает и расширяет дидактические представления об организации определения уровней развития художественного восприятия подростков, о его функциональных и структурных компонентах. В статье обоснована необходимость оптимизации процесса развития художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства.

Ключевые слова: диагностика, образовательный процесс, развитие художественного восприятия.

В связи с тем, что в современном обществе возросла роль искусства, вопрос развития художественного восприятия является актуальным. Искусство является на сегодняшний день значимым средством эстетического воспитания молодежи. Также существует тенденция к утрате культурных-нравственных ценностей, в связи с чем особенно важно и значимо развитие

художественного восприятия произведений изобразительного искусства у учащихся [1].

Теоретический анализ научных исследований послужил основой для вывода о том, что понятие художественное восприятие - это разносторонний процесс переосмысления и анализа информации, который включает в себя единое пони-

мание предметов, событий, явлений действительности и их эмоциональной оценки [2 - 7]. Большую роль играет практическая изобразительная деятельность, которая включает в себя развитие навыков анализа произведений искусств на уроках, беседы об искусстве, экскурсии в музеи, просмотр виртуальных галерей, показ репродукций картин. Перечисленные виды деятельности способны положительно влиять на развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства. Следует заметить, что необходимо чередовать многообразные конфигурации работы с произведениями искусства, т.е. оказывать содействие положительным изменениям, например, учащиеся начинают замечать больше схожих и отличительных особенностей в произведениях при сравнительном анализе произведений искусства. У подростков возникает способность к восприятию отдельных субъективных черт изображения, таких как форма, цвет, тон, линии. В данном случае педагогу необходимо отмечать и в дальнейшем развивать выявленные способности. Немаловажная роль успешного развития художественного восприятия зависит от учета индивидуальных возрастных особенностей подростков, именно этот возраст является сензитивным, благоприятным для развития художественного восприятия.

В процессе развития у учащихся художественного восприятия необходим всесторонний подход, важно также формировать способность понимать, осмысливать и воспринимать собственные творческие работы, сделанные на уроках изобразительного искусства, уметь критически относиться к своей работе, видеть ошибки и достоинства собственного рисунка.

В своем научном исследовании В.П. Зинченко отмечал, что «важным признаком талантливости является умение видеть свои творческие работы со стороны, анализировать и подвергать их критике с учетом своего индивидуального видения» [8]. Мы считаем необходимым взять за основу данный подход в обучении, так как в подростковом возрасте не в полной мере развиты художественные ценности.

В процессе рассмотрения теоретических основ вопроса развития художественного восприятия мы выявили противоречивость между организацией образовательного процесса, необходимостью разработок, направленных на развитие художественного восприятия, и недостаточной разработанностью предоставленной проблемы в теоретическом и практическом ключе [9 - 11]. Анализируя результаты исследования, мы пришли к выводу, что в данный момент недостаточно целенаправленных методических пособий, программ для внедрения в образовательный процесс в общеобразовательной школе. Мы можем констатировать, что в данный момент актуально:

- продуманное составление форм, приемов и методов работы с произведениями изобразительного искусства;

- формирование субъектного взгляда подростков в процессе восприятии ими произведений искусства;

- формирование эмоционального, целостного, осмысленного восприятия произведений искусства;

- педагогические условия, сконцентрированные на целенаправленное развитие художественного восприятия на уроках эстетического цикла.

Таким образом, в исследовании обозначилась потребность в эмпирическом изучении представленного вопроса. Мы провели экспериментальное исследование. Главной задачей констатирующего этапа исследования обозначилось определение уровней зрительного и художественного восприятия подростков в образовательных учреждениях г. Майкопа Республики Адыгея. Общее количество испытуемых составило 390 учащихся 5 - 6 классов.

В ходе констатирующего эксперимента была получена информация по отдельным заданиям и пунктам, которая анализировалась и обобщалась на описательном уровне и дала возможность увидеть целостно исследуемую проблему.

Нами было проведено тестирование «Лица» для диагностики уровней художественного восприятия учащихся (авторы Е. Торшилова и Т. Морозова) [12].

Тестирование, проведенное в образовательных учреждениях, определяет способность подростка видеть, понимать, воспринимать рисунки человеческих лиц на графических изображениях, что дает возможность диагностировать уровень художественного восприятия. Выявляет возможности ребенка анализировать, интерпретировать воссозданное по мимике и выразительным художественным приемам, которые использовал художник в изображении лиц. Определяется способность подростка увидеть эмоции, характер, настроение, внутреннее состояние портретируемого, понять, какими выразительными средствами художник добился передачи эмоций в портрете.

В тестировании определение максимальной выраженности навыков к социальному восприятию другого человека (перцепции) оценивается пятью баллами. Для получения более обширной информации мы обозначили критерии: пяти баллам отвечает высокий уровень: в тестировании подросток способен сделать сравнительный анализ изображений, найти схожесть, различия, общие черты портретов, обозначить полные развернутые ответы, определить эмоции, характер, особенности портретов. Трем - четырем баллам соответствует средний уровень: в ответах на вопросы подросток дает неполную информацию о портретах, ответы носят более описательный характер, учащийся способен перечислить важные, особенности и характер портретов. Одному - двум баллам соответствует низкий уровень: подросток затрудняется ответить на вопросы или ответы вообще отсутствуют, преобладают негативные ответы.

Данные тестирования позволяют констатировать, что низкий уровень художественного восприятия учащихся составляет 32%, средний уровень - 53%, высокий - 15% (табл.1).

На констатирующем этапе эксперимента для определения уровня зрительного восприятия подростков мы разработали диагностическую методику, которая заключалась в наглядной демонстрации заранее подготовленных изображений декоративных натюрмортов. Натюрморты скомпонованы из большого количества предметов и содержали множество линий, плоскостей, которые препятствовали восприятию формы и очертаний натюрморта. Подросткам предлагалось на

Таблица 1

Показатели развития уровней художественного и зрительного восприятия подростков гимназии № 22, лицея № 8, школы № 2, школы № 3

г. Майкопа Республики Адыгея

Зрительное восприятие Художественное восприятие

Уровни НУ СУ ВУ НУ ВУ СУ

Гимназия № 22

5 «А» класс 38% 52% 9% 45% 55% 0%

5 «Б» класс 0% 76% 24% 43% 43% 14%

6 «А» класс 31% 58% 10% 13% 87% 0%

6 «Б» класс 14% 72% 14% 8% 80% 12%

Лицей № 8

5 «А» класс 33% 42% 25% 27% 73% 0%

5 «Б» класс 27% 50% 23% 27% 69% 4%

6 «В» класс 11% 63% 26% 33% 67% 0%

6 «Б» класс 21% 33% 28% 40% 50% 10%

МОУ СОШ № 2

5 «А» класс 20% 70% 10% 6% 84% 10%

5 «В» класс 16% 74% 10% 0% 72% 28%

6 «В» класс 31% 53% 16% 58% 42% 0%

6 «Б» класс 39% 48% 13% 5% 90% 5%

МОУ СОШ № 22

5 «В» класс 9% 61% 30% 25% 69% 6%

5 «Б» класс 21% 71% 8% 25% 70% 5%

6 «А» класс 40% 28% 32% 12% 76% 12%

6 «Б» класс 18% 39% 43% 25% 68% 7%

время рассмотреть наибольшее количество предметов в натюрморте. В ходе психодиагностики мы использовали секундомер и фиксировали время, которое понадобилось учащимся на завершение упражнения. Время выполнения задания оценивалось по балльной шкале и служило основанием судить об уровне сформированности зрительного восприятия подростков.

Также мы определили критерии: десять - восемь баллов - высокий уровень: подросток быстро находил все предметы в натюрморте, менее чем за минуту.

Четыре - семь баллов - средний уровень: подросток справлялся с заданием за минуту.

Один - три балла - низкий уровень: подросток определял половину предметов и менее за минуту.

Мы можем констатировать, что у учеников пятых и шестых классов высокий уровень зрительного восприятия и составляет 15%, средний уровень - 46%, низкий уровень - 37% (табл. 1). Подводя итоги эксперимента, мы провели сравнительный анализ показателей уровней развития художественного и зрительного восприятия, которые указывают на то, что у подростков уровень восприятия недостаточно высок.

Для получения более достоверных результатов было проведено тестирование, которое определило уровни развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства у учащихся пятых и шестых классов. В исследовании мы разделили критерии на три блока.

Мы установили, что для высокого уровня (целостного вида художественного восприятия) характерны:

- полные развернутые ответы, глубокое представление учащихся о колорите, сюжете, композиционном решении произведения искусства;

- понимание и осмысление художественного образа;

- умение анализировать композиционное решение;

- наличие ярко выраженных эмоций на вопросы, связанные с произведениями искусства.

На наш взгляд, средний уровень («эстетский» вид восприятия) художественного восприятия определяется: неполным осознанием логического и эмоционального единства картины; неполным осмыслением художественного образа; частичным представлением о колорите, сюжете и композиции произведения искусства; умением учащихся анализировать особенности произведения искусства по некоторым признакам; восприятием отдельных частей, деталей произведения искусства; учащиеся эмоционально реагируют на отдельные произведения.

Раскрыли особенности низкого уровня (нецелостное художественное восприятие) художественного восприятия, который определяется:

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- искаженным суждением об идее, сюжете, композиционном решении произведения искусства;

- неспособностью углубленно воспринимать и анализировать колорит, образ, логическое и эмоциональное единство произведения искусства;

- неспособностью воспринимать идею, тематику произведения, отсутствием эмоционального отклика;

- неспособностью выражать свой взгляд на произведения искусства и анализировать их.

Вышеизложенные объективные данные проведенного тестирования и диагностических методик обусловили, что у учащихся пятых и шестых классов уровень развития художественного восприятия соответствует среднему (72%), который можно охарактеризовать следующими показателями:

- учащиеся способны выявить красивое и некрасивое в изображении;

- не полностью способны осмыслить произведение искусства;

- отвечают не на все вопросы педагога, но могут эмоционально реагировать на произведения, вычленить характерные черты портретируемого;

- недостаточно полно способны осмыслить цветовое решение картины.

Проведенный сравнительный анализ результатов констатирующего этапа

изыскания позволил сделать вывод о том, что уровень восприятия подростков развит на недостаточном уровне: 21% - высокий уровень, данный показатель свидетельствует о том, что нужны разработки в области системы, направленной на эффективное развитие художественного восприятия подростков в общеобразовательной школе. В данном случае необходимо разработать педагогические условия, направленные на увеличение показателей исследуемой проблемы.

Экспериментальное исследование выявило, что подавляющее число респондентов не в полной мере понимает и воспринимает произведения искусства. Подростки в большинстве случаев в ответах воображаемое выдают за действительное, хотя в данной возрастной группе учащиеся уже должны обладать сформированным логическим мышлением. Данные особенности были обнаружены в ответах учащихся и в тестированиях. Подвергая анализу реакцию респондентов на произведения искусства, следует отметить, что они зачастую оценивают произведения поверхностно или затрудняются сформулировать свое мнение о картине.

Мы можем констатировать, что необходима продуманная, целенаправленная система методов, приемов, средств, технологий, педагогических условий, которая в согласованной взаимосвязи с практической деятельностью учащихся будет сконцентрирована на более углубленное понимание и художественное восприятие искусства.

1. Батюта М.Б. Психологические условия развития восприятия и понимания художественных произведений у детей 10 - 12 лет: на материале живописи. Диссертация ... кандидата психологических наук. Нижний Новгород; 2007.

2. Абакумова Е.В. Развитие художественно-творческих способностей учащихся: На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2004.

3. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку. Диссертация кандидата педагогических наук. Москва, 1980.

4. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Ленинград: Наука, 1985.

5. Якобсон П.М. Психология художественного творчества Москва: Искусство, 1964.

6. Кузин В.С. Психология живописи. Москва: ОНИКС, 2005.

7. Сапего И.Г. Предмет и форма (Роль восприятия материальности среды художником в создании пластической формы). Москва, 1980.

8. Арнхейм Р Искусство и визуальное восприятие. Москва: Прогресс, 1974.

9. Грегори РЛ. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Москва: Прогресс, 1970.

10. Бесснова Л.П. Инновации в образовании: сущность и социальные аспекты. ВестникАГУ. Серия «Педагогика и психология». Майкоп, 2009.

11. Методика преподавания ИЗО. Available at: http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html

References

1. Batyuta M.B. Psihologicheskie usloviya razvitiya vospriyatiya iponimaniya hudozhestvennyh proizvedenij u detej 10 - 12 let: na materiale zhivopisi. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod; 2007.

2. Abakumova E.V. Razvitie hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya: Na materiale detskih hudozhestvennyh shkolishkoliskusstv RespublikiAdygeya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2004.

3. Zinchenko V.P. Razvitie tvorcheskih sposobnostej studentov HGF na nachal'nyh 'etapah obucheniya risunku. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1980.

4. Glezer V.D. Zrenie imyshlenie. Leningrad: Nauka, 1985.

5. Yakobson P.M. Psihologiya hudozhestvennogo tvorchestva Moskva: Iskusstvo, 1964.

6. Kuzin V.S. Psihologiya zhivopisi. Moskva: ONIKS, 2005.

7. Sapego I.G. Predmet i forma (Rol' vospriyatiya material'nosti sredy hudozhnikom v sozdaniiplasticheskoj formy). Moskva, 1980.

8. Arnhejm R. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie. Moskva: Progress, 1974.

9. Gregori R.L. Glaz imozg. Psihologiya zritel'nogo vospriyatiya. Moskva: Progress, 1970.

10. Bessnova L.P. Innovacii v obrazovanii: suschnost' i social'nye aspekty. VestnikAGU. Seriya «Pedagogika i psihologiya». Majkop, 2009.

11. Metodika prepodavaniya IZO. Available at: http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html

Статья поступила в редакцию 02.12.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10093

Bostanov E.Kh., postgraduate, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: klnp13@mail.ru

QUALITY OF TRAINING FUTURE ECONOMISTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article is dedicated to a study of the main approaches to determining the quality of training of future economists. Tendencies and problems of modern system of economic education are considered, necessity of optimization of system of management of educational process is proved. The author analyzes the existing methods of assessing the quality of training, proposes a method based on an integrated indicator-the degree of professional competence of the graduate.

Key words: professional training of economists, quality of training, methods of assessment, integrated indicator of quality of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.