Научная статья на тему 'Качество подготовки будущих экономистов как педагогическая проблема'

Качество подготовки будущих экономистов как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка экономистов / качество подготовки / методики оценки / интегрированный показатель качества подготовки. / professional training of economists / quality of training / methods of assessment / integrated indicator of quality of training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э Х. Бостанов

Статья посвящена изучению основных подходов к определению качества подготовки будущих экономистов. Рассматриваются тенденции и проблемы современной системы экономического образования, обосновывается необходимость оптимизации системы управления образовательным процессом. Автором проводится анализ существующих методик оценки качества подготовки, предлагается методика, основанная на интегрированном показателе, – степень профессиональной компетентности выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF TRAINING FUTURE ECONOMISTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article is dedicated to a study of the main approaches to determining the quality of training of future economists. Tendencies and problems of modern system of economic education are considered, necessity of optimization of system of management of educational process is proved. The author analyzes the existing methods of assessing the quality of training, proposes a method based on an integrated indicator-the degree of professional competence of the graduate

Текст научной работы на тему «Качество подготовки будущих экономистов как педагогическая проблема»

время рассмотреть наибольшее количество предметов в натюрморте. В ходе психодиагностики мы использовали секундомер и фиксировали время, которое понадобилось учащимся на завершение упражнения. Время выполнения задания оценивалось по балльной шкале и служило основанием судить об уровне сформированности зрительного восприятия подростков.

Также мы определили критерии: десять - восемь баллов - высокий уровень: подросток быстро находил все предметы в натюрморте, менее чем за минуту.

Четыре - семь баллов - средний уровень: подросток справлялся с заданием за минуту

Один - три балла - низкий уровень: подросток определял половину предметов и менее за минуту

Мы можем констатировать, что у учеников пятых и шестых классов высокий уровень зрительного восприятия и составляет 15%, средний уровень - 46%, низкий уровень - 37% (табл. 1). Подводя итоги эксперимента, мы провели сравнительный анализ показателей уровней развития художественного и зрительного восприятия, которые указывают на то, что у подростков уровень восприятия недостаточно высок.

Для получения более достоверных результатов было проведено тестирование, которое определило уровни развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства у учащихся пятых и шестых классов. В исследовании мы разделили критерии на три блока.

Мы установили, что для высокого уровня (целостного вида художественного восприятия) характерны:

- полные развернутые ответы, глубокое представление учащихся о колорите, сюжете, композиционном решении произведения искусства;

- понимание и осмысление художественного образа;

- умение анализировать композиционное решение;

- наличие ярко выраженных эмоций на вопросы, связанные с произведениями искусства.

На наш взгляд, средний уровень («эстетский» вид восприятия) художественного восприятия определяется: неполным осознанием логического и эмоционального единства картины; неполным осмыслением художественного образа; частичным представлением о колорите, сюжете и композиции произведения искусства; умением учащихся анализировать особенности произведения искусства по некоторым признакам; восприятием отдельных частей, деталей произведения искусства; учащиеся эмоционально реагируют на отдельные произведения.

Раскрыли особенности низкого уровня (нецелостное художественное восприятие) художественного восприятия, который определяется:

Библиографический список

- искаженным суждением об идее, сюжете, композиционном решении произведения искусства;

- неспособностью углубленно воспринимать и анализировать колорит, образ, логическое и эмоциональное единство произведения искусства;

- неспособностью воспринимать идею, тематику произведения, отсутствием эмоционального отклика;

- неспособностью выражать свой взгляд на произведения искусства и анализировать их.

Вышеизложенные объективные данные проведенного тестирования и диагностических методик обусловили, что у учащихся пятых и шестых классов уровень развития художественного восприятия соответствует среднему (72%), который можно охарактеризовать следующими показателями:

- учащиеся способны выявить красивое и некрасивое в изображении;

- не полностью способны осмыслить произведение искусства;

- отвечают не на все вопросы педагога, но могут эмоционально реагировать на произведения, вычленить характерные черты портретируемого;

- недостаточно полно способны осмыслить цветовое решение картины.

Проведенный сравнительный анализ результатов констатирующего этапа

изыскания позволил сделать вывод о том, что уровень восприятия подростков развит на недостаточном уровне: 21% - высокий уровень, данный показатель свидетельствует о том, что нужны разработки в области системы, направленной на эффективное развитие художественного восприятия подростков в общеобразовательной школе. В данном случае необходимо разработать педагогические условия, направленные на увеличение показателей исследуемой проблемы.

Экспериментальное исследование выявило, что подавляющее число респондентов не в полной мере понимает и воспринимает произведения искусства. Подростки в большинстве случаев в ответах воображаемое выдают за действительное, хотя в данной возрастной группе учащиеся уже должны обладать сформированным логическим мышлением. Данные особенности были обнаружены в ответах учащихся и в тестированиях. Подвергая анализу реакцию респондентов на произведения искусства, следует отметить, что они зачастую оценивают произведения поверхностно или затрудняются сформулировать свое мнение о картине.

Мы можем констатировать, что необходима продуманная, целенаправленная система методов, приемов, средств, технологий, педагогических условий, которая в согласованной взаимосвязи с практической деятельностью учащихся будет сконцентрирована на более углубленное понимание и художественное восприятие искусства.

1. Батюта М.Б. Психологические условия развития восприятия и понимания художественных произведений у детей 10 - 12 лет: на материале живописи. Диссертация ... кандидата психологических наук. Нижний Новгород; 2007.

2. Абакумова Е.В. Развитие художественно-творческих способностей учащихся: На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2004.

3. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку. Диссертация кандидата педагогических наук. Москва, 1980.

4. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Ленинград: Наука, 1985.

5. Якобсон П.М. Психология художественного творчества Москва: Искусство, 1964.

6. Кузин В.С. Психология живописи. Москва: ОНИКС, 2005.

7. Сапего И.Г. Предмет и форма (Роль восприятия материальности среды художником в создании пластической формы). Москва, 1980.

8. Арнхейм Р Искусство и визуальное восприятие. Москва: Прогресс, 1974.

9. Грегори РЛ. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Москва: Прогресс, 1970.

10. Бесснова Л.П. Инновации в образовании: сущность и социальные аспекты. ВестникАГУ. Серия «Педагогика и психология». Майкоп, 2009.

11. Методика преподавания ИЗО. Available at: http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html

References

1. Batyuta M.B. Psihologicheskie usloviya razvitiya vospriyatiya iponimaniya hudozhestvennyh proizvedenij u detej 10 - 12 let: na materiale zhivopisi. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod; 2007.

2. Abakumova E.V. Razvitie hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya: Na materiale detskih hudozhestvennyh shkolishkoliskusstv RespublikiAdygeya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2004.

3. Zinchenko V.P. Razvitie tvorcheskih sposobnostej studentov HGF na nachal'nyh 'etapah obucheniya risunku. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1980.

4. Glezer V.D. Zrenie imyshlenie. Leningrad: Nauka, 1985.

5. Yakobson P.M. Psihologiya hudozhestvennogo tvorchestva Moskva: Iskusstvo, 1964.

6. Kuzin V.S. Psihologiya zhivopisi. Moskva: ONIKS, 2005.

7. Sapego I.G. Predmet i forma (Rol' vospriyatiya material'nosti sredy hudozhnikom v sozdaniiplasticheskoj formy). Moskva, 1980.

8. Arnhejm R. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie. Moskva: Progress, 1974.

9. Gregori R.L. Glaz imozg. Psihologiya zritel'nogo vospriyatiya. Moskva: Progress, 1970.

10. Bessnova L.P. Innovacii v obrazovanii: suschnost' i social'nye aspekty. VestnikAGU. Seriya «Pedagogika i psihologiya». Majkop, 2009.

11. Metodika prepodavaniya IZO. Available at: http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html

Статья поступила в редакцию 02.12.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10093

Bostanov E.Kh., postgraduate, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: klnp13@mail.ru

QUALITY OF TRAINING FUTURE ECONOMISTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article is dedicated to a study of the main approaches to determining the quality of training of future economists. Tendencies and problems of modern system of economic education are considered, necessity of optimization of system of management of educational process is proved. The author analyzes the existing methods of assessing the quality of training, proposes a method based on an integrated indicator-the degree of professional competence of the graduate.

Key words: professional training of economists, quality of training, methods of assessment, integrated indicator of quality of training.

Э.Х. Бостанов, аспирант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени УД. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: klnp13@mail.ru

КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Статья посвящена изучению основных подходов к определению качества подготовки будущих экономистов. Рассматриваются тенденции и проблемы современной системы экономического образования, обосновывается необходимость оптимизации системы управления образовательным процессом. Автором проводится анализ существующих методик оценки качества подготовки, предлагается методика, основанная на интегрированном показателе, - степень профессиональной компетентности выпускника.

Ключевые слова: профессиональная подготовка экономистов, качество подготовки, методики оценки, интегрированный показатель качества подготовки.

Современная фаза развития российского общества характеризуется переходом к экономике знаний, когда знания проявляют себя в качестве ведущего ресурса социально-экономического развития. Говоря об экономике знаний, мы имеем в виду ее следующие аспекты:

- постиндустриальная экономика, предполагающая преобладание сферы услуг над сферой производства;

- информационная экономика, где знания (информация) становятся одним из ведущих факторов производства [1, с. 114].

В этих условиях закономерной становится актуальность повышения качества подготовки будущих экономистов.

Отечественная система экономического образования в настоящее время находится на этапе реформирования, предпосылками которого являются:

- накопленный потенциал педагогической науки, установившееся взаимодействие педагогического сообщества и реального сектора экономики, направленность этого взаимодействия на обеспечение качества подготовки специалистов экономического профиля;

- высокий уровень развития научных исследований, в том числе и экономической направленности, внедрение в практику высшей школы конструктивных форм интеграции учебного и научного процессов;

- активное внедрение в систему экономического образования нововведений.

Тем не менее, несмотря на успешную модернизацию системы экономического образования, для нее остается характерным ряд проблем:

1. Наличие определенных противоречий между существующим законодательством и приоритетными целевыми установками развития высшего образования в условиях рыночной экономики. В первую очередь это касается возможностей интеграции науки и производства, осуществления инновационной деятельности на базе высших учебных заведений, защиты интеллектуальной собственности.

2. Несоответствие темпов изменения образовательных программ и потребностей рынка труда, слабо выраженная направленность профессиональной подготовки будущих экономистов на формирование компетенций, наиболее востребованных в реальном секторе экономики, преобладание ее знаниевой ориентации.

3. Недостаточный уровень разработки систем управления качеством подготовки будущих экономистов, отсутствие единых научно-обоснованных подходов и эффективных методик оценки качества подготовки экономических кадров.

4. Снижение инновационного потенциала высших учебных заведений за счет старения профессорско-преподавательского состава, оттока педагогических

кадров в другие сферы деятельности, отставания материально-технического оснащения вузов от современных требований.

5. Наличие административных ограничений, затрудняющих становление эффективного менеджмента в высших ученых заведениях и соответственно обусловливающих замедление темпов развития системы экономического образования.

Во многом решение указанных проблем зависит от оптимизации системы управления образовательным процессом, приоритетом которой должно стать обеспечение качества подготовки будущих экономистов.

Понятие «качество подготовки» является ключевым в нашем исследовании, поэтому остановимся на рассмотрении основных подходов к его интерпретации. Системный подход к анализу качества знаний в контексте качества профессиональной подготовки рассматривался отечественными учеными. Е.В. Бондарев-ская, Л.А. Санкин предлагают рассматривать комплекс социально-педагогических характеристик как критерии оценки качества профессиональной подготовки. Проведенный анализ трудов отечественных авторов по рассматриваемой проблематике [2 - 8] позволил выявить и обобщить основания для систематизации подходов к определению качества подготовки будущих экономистов (табл. 1).

Нами рассмотрены далеко не все существующие подходы к определению качества подготовки будущих экономистов, поскольку данное понятие отличается неоднозначностью и многоаспектностью.

Подобное разнообразие подходов негативно сказывается на инструментарии оценки качества подготовки будущих экономистов. Ориентация на узкоспециализированный подход или попытка совместить сразу несколько подходов приводит к тому, что методики оценки качества подготовки будущих экономистов обладают одним или несколькими из указанных недостатков:

- чрезмерная избыточность показателей, существенно затрудняющих процесс сбора и обработки данных;

- ограниченность показателей, использование показателей, характеризующих только результаты или процесс подготовки будущих экономистов, что не дает объективную картину об оцениваемом объекте;

- включение в методику показателей, по которым трудно собрать объективные данные;

- отсутствие привязки при отборе показателей к специфике рынка труда на уровне региона, округа и т.д.;

- отсутствие предварительной апробации применяемых методик.

На наш взгляд, целесообразно ориентироваться на интегрированный подход, в рамках которого под качеством подготовки будущих экономистов понимается интегративная характеристика процесса профессиональной подготовки

Таблица 1

Основные подходы к определению качества подготовки будущих экономистов

Подход Основание Качество подготовки

Социальный подход Степень удовлетворения потребностей образовательных услуг (общество, работодатель, обучающийся). Соответствие результатов профессиональной подготовки социальным потребностям страны, потребностям экономической сферы, требованиям современного рынка труда.

Педагогический подход Уровень подготовленности (образованности) обучающихся Совокупность характеристик уровня образованности будущих экономистов (уровень сформированности знаний, умений и навыков, компетенций и т.п.) в соответствии с поставленными целями обучения и воспитания.

Психологический подход Уровень личностного развития обучающихся. Совокупность характеристик уровня развития социально значимых и профессионально важных качеств личности в соответствии с поставленными целями обучения и воспитания.

Квалиметрический подход Оценка показателей, характеризующих процесс подготовки по параметрам, определенным соответствующими стандартами. Соответствие совокупности основных характеристик процесса профессиональной подготовки будущих экономистов и его результата образовательным стандартам.

Процессуальный подход Оценка состояния процесса профессиональной подготовки. Соответствие процессуальных аспектов подготовки будущих экономистов (образовательные цели, содержание подготовки, кадровый состав, образовательные технологии, ресурсное обеспечение и т.д.) требуемым параметрам.

Интегрированный подход Оценка результата профессиональной подготовки по интегрированным категориям. Соответствие интегрированного показателя заданным параметрам.

и его результатов, отражающая меру их соответствия целевым установкам по удовлетворению актуальных потребностей потребителей образовательных услуг.

При отборе показателей качества подготовки будущих экономистов необходимо учитывать ряд моментов:

- перечень показателей отбирается с учетом требований образовательных стандартов;

- содержание показателей должно в полной мере отражать цели оценки качества подготовки;

- комплекс показателей должен обеспечивать возможность проведения сравнительного анализа объектов оценки, оптимизации системы управления образовательным процессом.

В качестве интегрированной категории для оценки качества подготовки будущих экономистов, на наш взгляд, следует выбрать степень профессиональной компетентности выпускника. Будучи дефиницией качества подготовки, степень профессиональной компетентности будущих экономистов отличается следующими чертами:

- является комплексной характеристикой качества подготовки, отражая целевую, процессуальную и результативную составляющую;

- позволяет учитывать специфику конкретной профессиональной деятельности, в нашем случае - способность выпускников эффективно выполнять трудовые функции в динамично меняющейся экономической сфере;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обладает чертами универсальности, может быть использована для различных профессиональных сфер при должной адаптации.

Предлагаемая методика оценки качества подготовки будущих экономистов основана на концептуальных идеях В.И. Сарченко [7] и осуществляется поэтапно. На первом этапе формулируются целевые установки определения степени профессиональной компетентности выпускников. Далее происходит отбор комплекса единичных критериев оценки, на основе которых рассчитываются комплексные показатели обобщенных групп компетенций. Из них, в свою очередь, складывается интегрированный показатель качества подготовки - степень профессиональной компетентности будущих экономистов.

Оценка производится с использованием фонда квалификационных заданий, экспертной оценки курсовых работ и дипломных проектов, анализа продуктов деятельности, тестовые систем определения личностных качеств.

Полученные данные будут иметь практическую ценность для высших учебных заведений, поскольку на основе мониторинга образовательного процесса в плане обеспечения необходимого уровня профессиональной компетентности обучающихся могут быть выявлены факторы, влияющие на эффективность процесса подготовки, и приняты управленческие решения по повышению его качества. Работодатели получают объективную картину о фактическом уровне профессиональной компетентности выпускников, что позволит производить отбор пре-

Библиографический список

тендентов на замещения вакантных должностей. Будущие экономисты приобретут возможность определить реальные шансы успешного трудоустройства, своевременно минимизировать имеющиеся профессиональные дефициты.

В качестве методологических принципов оценки качества подготовки будущих экономистов выступают:

- достаточность, использование набора показателей, максимально информативно характеризующих качество подготовки в конкретной трудовой сфере;

- гибкость, способность применения на любом этапе профессиональной подготовки, уровне профессионального образования;

- адекватность отражения набором показателей качества подготовки будущих экономистов;

- объективность оценки, обеспеченная условиями формирования базы контрольно-измерительных материалов;

- простота применения, не требующая сложной системы сбора и анализа данных, их математической обработки.

Подводя итоги исследования, отметим ряд концептуально важных моментов:

1. Современная система экономического образования находится на этапе реформирования, для которого характерен ряд проблем: противоречивость отечественного законодательства в отношении реализации целей развития высшего образования в условиях рыночной экономики; отставание от темпов изменения рынка труда; преимущественная ориентация профессиональной подготовки на знания, а не компетенции, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности в экономической сфере; наличие тенденции к снижению инновационного потенциала высших учебных заведений; необходимость корректировки систем управления качеством подготовки будущих экономистов.

2. В отечественной педагогической литературе существует множество подходов к интерпретации понятия качество подготовки, что порождает противоречивость инструментария его оценки. Значительная часть существующих методик отличается такими недостатками, как избыточность или, наоборот, ограниченность показателей, отсутствием комплексного подхода к оценке качества подготовки, использование показателей с низкой степенью информативности, не отражающих специфику территориального рынка труда.

3. Наиболее оптимальным вариантом является ориентация на интегрированный подход, в рамках которого под качеством подготовки будущих экономистов понимается интегративная характеристика процесса профессиональной подготовки и его результатов, отражающая меру их соответствия целевым установкам по удовлетворению актуальных потребностей потребителей образовательных услуг. При этом в качестве интегрированной категории для оценки качества подготовки выступает степень профессиональной компетентности выпускника.

1. Игумнов О.А. Экономика знаний: проблемы становления и развития. ЭТАП. 2016; № 5: 113 - 122.

2. Вербицкий А.А. Качество подготовки специалиста в контексте компетентностного подхода. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009; № 4. Available at: https://cyberlenin //ka.ru/article/n/kachestvo-podgotovki-spetsialista-v-kontekste-kompetentnostnogo-podhoda

3. Дралюк И.А., Дралюк РС. Повышение качества подготовки специалиста как условие его конкурентоспособности. Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Международной научной конференции, Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014: 297 - 300.

4. Дрешер Ю.Н. Проблема оценки качества подготовки специалистов. Культура. Образование. Время. 2012; № 1: 26 - 32.

5. Крушина Н.П. Стратегическое управление качеством подготовки студентов в современном вузе. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 155 - 157.

6. Клушина Н.П., Ящуткин В.А. Качество образования в вузе: сущность, структура и условия обеспечения. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 108 - 109.

7. Клушина Н.П. Практико-ориентированная подготовка студентов к работе в команде. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 110 - 111.

8. Соколова И.Ю. Оценка и психолого-педагогические условия обеспечения качества образовательного процесса, качества подготовки специалистов. Фундаментальные исследования. 2014; № 11-5: 1172 - 1178.

References

1. Igumnov O.A. 'Ekonomika znanij: problemy stanovleniya i razvitiya. 'ETAP. 2016; № 5: 113 - 122.

2. Verbickij A.A. Kachestvo podgotovki specialista v kontekste kompetentnostnogo podhoda. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i 'eksperiment. 2009; № 4. Available at: https:// cyberlenin //ka.ru/article/n/kachestvo-podgotovki-spetsialista-v-kontekste-kompetentnostnogo-podhoda

3. Dralyuk I.A., Dralyuk R.S. Povyshenie kachestva podgotovki specialista kak uslovie ego konkurentosposobnosti. Teoriya ipraktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Sankt-Peterburg: Zanevskaya ploschad', 2014: 297 - 300.

4. Dresher Yu.N. Problema ocenki kachestva podgotovki specialistov. Kultura. Obrazovanie. Vremya. 2012; № 1: 26 - 32.

5. Klushina N.P. Strategicheskoe upravlenie kachestvom podgotovki studentov v sovremennom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 155 - 157.

6. Klushina N.P., Yaschutkin V.A. Kachestvo obrazovaniya v vuze: suschnost', struktura i usloviya obespecheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 108 - 109.

7. Klushina N.P. Praktiko-orientirovannaya podgotovka studentov k rabote v komande. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 110 - 111.

8. Sokolova I.Yu. Ocenka i psihologo-pedagogicheskie usloviya obespecheniya kachestva obrazovatel'nogo processa, kachestva podgotovki specialistov. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; № 11-5: 1172 - 1178.

Статья поступила в редакцию 02.12.19

УДК 374.3 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10094

Dedyukhina O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Department of Woodwind Instruments, the Gnesin Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: dedyukhina@mail.ru

ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION AND TRAINING OF CHILDREN IN THE PROCESS OF MASTERING THE GAME ON THE BLOCK FLUTE IN THE INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION. Training in musical art has been and remains one of the most effective ways of artistic and aesthetic education of children. Institutions of additional education make a great contribution to the artistic and aesthetic education of children. Especially popular among children enjoys learning to play the recorder. Created by F.I. Pushechnikova repertoire collections are of great importance in the process of upbringing and teaching children to play

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.