Научная статья на тему 'Художественно-эстетическое воспитание и обучение детей в процессе освоения игры на блокфлейте в учреждении дополнительного образования (на примерах репертуарных сборников И. Ф. Пушечникова)'

Художественно-эстетическое воспитание и обучение детей в процессе освоения игры на блокфлейте в учреждении дополнительного образования (на примерах репертуарных сборников И. Ф. Пушечникова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Художественно-эстетическое воспитание / обучение игре на блокфлейте / И.Ф. Пушечников / репертуарные сборники / artistically aesthetic upbringing / learning to play recorder / I.F. Pushechnikov / repertoire collections.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О В. Дедюхина

Обучение музыкальному искусству было и остается одним из наиболее эффективных способов художественно-эстетического воспитания детей. Большой вклад в художественно-эстетическое воспитание детей вносят учреждения дополнительного образования. Особой популярностью среди ребят пользуется обучение игре на блокфлейте. Созданные И.Ф. Пушечниковым репертуарные сборники имеют большое значение в процессе художественно-эстетического воспитания и обучения детей при игре на блокфлейте. Репертуарные сборники и методические пособия И.Ф. Пушечникова для блокфлейты представляют собой богатейший источник исполнительского развития воспитанника как в дошкольном возрасте, так и в младшем школьном возрасте. Изложение материала отличается последовательностью и систематичностью, а собранные в них музыкальные произведения доступны для понимания ребенка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION AND TRAINING OF CHILDREN IN THE PROCESS OF MASTERING THE GAME ON THE BLOCK FLUTE IN THE INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION

Training in musical art has been and remains one of the most effective ways of artistic and aesthetic education of children. Institutions of additional education make a great contribution to the artistic and aesthetic education of children. Especially popular among children enjoys learning to play the recorder. Created by F.I. Pushechnikova repertoire collections are of great importance in the process of upbringing and teaching children to play the recorder. Repertoire collections and methodical manuals of I.F. Pushechnikov for blockflutes represent the richest source of performing development of the pupil, the exposition of material differs in consistency and systematicity, and the musical compositions collected in them are available for understanding of the child.

Текст научной работы на тему «Художественно-эстетическое воспитание и обучение детей в процессе освоения игры на блокфлейте в учреждении дополнительного образования (на примерах репертуарных сборников И. Ф. Пушечникова)»

и его результатов, отражающая меру их соответствия целевым установкам по удовлетворению актуальных потребностей потребителей образовательных услуг

При отборе показателей качества подготовки будущих экономистов необходимо учитывать ряд моментов:

- перечень показателей отбирается с учетом требований образовательных стандартов;

- содержание показателей должно в полной мере отражать цели оценки качества подготовки;

- комплекс показателей должен обеспечивать возможность проведения сравнительного анализа объектов оценки, оптимизации системы управления образовательным процессом.

В качестве интегрированной категории для оценки качества подготовки будущих экономистов, на наш взгляд, следует выбрать степень профессиональной компетентности выпускника. Будучи дефиницией качества подготовки, степень профессиональной компетентности будущих экономистов отличается следующими чертами:

- является комплексной характеристикой качества подготовки, отражая целевую, процессуальную и результативную составляющую;

- позволяет учитывать специфику конкретной профессиональной деятельности, в нашем случае - способность выпускников эффективно выполнять трудовые функции в динамично меняющейся экономической сфере;

- обладает чертами универсальности, может быть использована для различных профессиональных сфер при должной адаптации.

Предлагаемая методика оценки качества подготовки будущих экономистов основана на концептуальных идеях В.И. Сарченко [7] и осуществляется поэтапно. На первом этапе формулируются целевые установки определения степени профессиональной компетентности выпускников. Далее происходит отбор комплекса единичных критериев оценки, на основе которых рассчитываются комплексные показатели обобщенных групп компетенций. Из них, в свою очередь, складывается интегрированный показатель качества подготовки - степень профессиональной компетентности будущих экономистов.

Оценка производится с использованием фонда квалификационных заданий, экспертной оценки курсовых работ и дипломных проектов, анализа продуктов деятельности, тестовые систем определения личностных качеств.

Полученные данные будут иметь практическую ценность для высших учебных заведений, поскольку на основе мониторинга образовательного процесса в плане обеспечения необходимого уровня профессиональной компетентности обучающихся могут быть выявлены факторы, влияющие на эффективность процесса подготовки, и приняты управленческие решения по повышению его качества. Работодатели получают объективную картину о фактическом уровне профессиональной компетентности выпускников, что позволит производить отбор пре-

Библиографический список

тендентов на замещения вакантных должностей. Будущие экономисты приобретут возможность определить реальные шансы успешного трудоустройства, своевременно минимизировать имеющиеся профессиональные дефициты.

В качестве методологических принципов оценки качества подготовки будущих экономистов выступают:

- достаточность, использование набора показателей, максимально информативно характеризующих качество подготовки в конкретной трудовой сфере;

- гибкость, способность применения на любом этапе профессиональной подготовки, уровне профессионального образования;

- адекватность отражения набором показателей качества подготовки будущих экономистов;

- объективность оценки, обеспеченная условиями формирования базы контрольно-измерительных материалов;

- простота применения, не требующая сложной системы сбора и анализа данных, их математической обработки.

Подводя итоги исследования, отметим ряд концептуально важных моментов:

1. Современная система экономического образования находится на этапе реформирования, для которого характерен ряд проблем: противоречивость отечественного законодательства в отношении реализации целей развития высшего образования в условиях рыночной экономики; отставание от темпов изменения рынка труда; преимущественная ориентация профессиональной подготовки на знания, а не компетенции, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности в экономической сфере; наличие тенденции к снижению инновационного потенциала высших учебных заведений; необходимость корректировки систем управления качеством подготовки будущих экономистов.

2. В отечественной педагогической литературе существует множество подходов к интерпретации понятия качество подготовки, что порождает противоречивость инструментария его оценки. Значительная часть существующих методик отличается такими недостатками, как избыточность или, наоборот, ограниченность показателей, отсутствием комплексного подхода к оценке качества подготовки, использование показателей с низкой степенью информативности, не отражающих специфику территориального рынка труда.

3. Наиболее оптимальным вариантом является ориентация на интегрированный подход, в рамках которого под качеством подготовки будущих экономистов понимается интегративная характеристика процесса профессиональной подготовки и его результатов, отражающая меру их соответствия целевым установкам по удовлетворению актуальных потребностей потребителей образовательных услуг При этом в качестве интегрированной категории для оценки качества подготовки выступает степень профессиональной компетентности выпускника.

1. Игумнов О.А. Экономика знаний: проблемы становления и развития. ЭТАП. 2016; № 5: 113 - 122.

2. Вербицкий А.А. Качество подготовки специалиста в контексте компетентностного подхода. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009; № 4. Available at: https://cyberlenin //ka.ru/article/n/kachestvo-podgotovki-spetsialista-v-kontekste-kompetentnostnogo-podhoda

3. Дралюк И.А., Дралюк РС. Повышение качества подготовки специалиста как условие его конкурентоспособности. Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Международной научной конференции, Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014: 297 - 300.

4. Дрешер Ю.Н. Проблема оценки качества подготовки специалистов. Культура. Образование. Время. 2012; № 1: 26 - 32.

5. Крушина Н.П. Стратегическое управление качеством подготовки студентов в современном вузе. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 155 - 157.

6. Клушина Н.П., Ящуткин В.А. Качество образования в вузе: сущность, структура и условия обеспечения. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 108 - 109.

7. Клушина Н.П. Практико-ориентированная подготовка студентов к работе в команде. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 110 - 111.

8. Соколова И.Ю. Оценка и психолого-педагогические условия обеспечения качества образовательного процесса, качества подготовки специалистов. Фундаментальные исследования. 2014; № 11-5: 1172 - 1178.

References

1. Igumnov O.A. 'Ekonomika znanij: problemy stanovleniya i razvitiya. 'ETAP. 2016; № 5: 113 - 122.

2. Verbickij A.A. Kachestvo podgotovki specialista v kontekste kompetentnostnogo podhoda. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i 'eksperiment. 2009; № 4. Available at: https:// cyberlenin //ka.ru/article/n/kachestvo-podgotovki-spetsialista-v-kontekste-kompetentnostnogo-podhoda

3. Dralyuk I.A., Dralyuk R.S. Povyshenie kachestva podgotovki specialista kak uslovie ego konkurentosposobnosti. Teoriya ipraktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Sankt-Peterburg: Zanevskaya ploschad', 2014: 297 - 300.

4. Dresher Yu.N. Problema ocenki kachestva podgotovki specialistov. Kultura. Obrazovanie. Vremya. 2012; № 1: 26 - 32.

5. Klushina N.P. Strategicheskoe upravlenie kachestvom podgotovki studentov v sovremennom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 155 - 157.

6. Klushina N.P., Yaschutkin V.A. Kachestvo obrazovaniya v vuze: suschnost', struktura i usloviya obespecheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 108 - 109.

7. Klushina N.P. Praktiko-orientirovannaya podgotovka studentov k rabote v komande. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 110 - 111.

8. Sokolova I.Yu. Ocenka i psihologo-pedagogicheskie usloviya obespecheniya kachestva obrazovatel'nogo processa, kachestva podgotovki specialistov. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; № 11-5: 1172 - 1178.

Статья поступила в редакцию 02.12.19

УДК 374.3 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10094

Dedyukhina O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Department of Woodwind Instruments, the Gnesin Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: dedyukhina@mail.ru

ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION AND TRAINING OF CHILDREN IN THE PROCESS OF MASTERING THE GAME ON THE BLOCK FLUTE IN THE INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION. Training in musical art has been and remains one of the most effective ways of artistic and aesthetic education of children. Institutions of additional education make a great contribution to the artistic and aesthetic education of children. Especially popular among children enjoys learning to play the recorder. Created by F.I. Pushechnikova repertoire collections are of great importance in the process of upbringing and teaching children to play

the recorder. Repertoire collections and methodical manuals of I.F. Pushechnikov for blockflutes represent the richest source of performing development of the pupil, the exposition of material differs in consistency and systematicity, and the musical compositions collected in them are available for understanding of the child.

Key word: artistically aesthetic upbringing, learning to play recorder, I.F. Pushechnikov, repertoire collections.

О.В. Дедюхина, канд. пед. наук, преп., РАМ имени Гнесиных, г. Москва, E-mail: dedyukhina@mail.ru

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИГРЫ НА БЛОКФЛЕЙТЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРАХ РЕПЕРТУАРНЫХ СБОРНИКОВ И.Ф. ПУШЕЧНИКОВА)

Обучение музыкальному искусству было и остается одним из наиболее эффективных способов художественно-эстетического воспитания детей. Большой вклад в художественно-эстетическое воспитание детей вносят учреждения дополнительного образования. Особой популярностью среди ребят пользуется обучение игре на блокфлейте. Созданные И.Ф. Пушечниковым репертуарные сборники имеют большое значение в процессе художественно-эстетического воспитания и обучения детей при игре на блокфлейте. Репертуарные сборники и методические пособия И.Ф. Пушечникова для блокфлейты представляют собой богатейший источник исполнительского развития воспитанника как в дошкольном возрасте, так и в младшем школьном возрасте. Изложение материала отличается последовательностью и систематичностью, а собранные в них музыкальные произведения доступны для понимания ребенка.

Ключевые слоев: Художественно-эстетическое воспитание, обучение игре на блокфлейте, И.Ф. Пушечников, репертуарные сборники.

Художественно-эстетическое воспитание предполагает формирование обширного комплекса навыков и умений: развитие творческого воображения, чувственно-эмоциональной и аналитической сфер мышления, речи, памяти, ассоциативного мышления и т.д. В то же время художественно-эстетическое воспитание есть одна из важнейших составляющих процесса формирования развитой в духовном, интеллектуальном и коммуникативном плане личности, неотъемлемый элемент успешной социализации современного человека. Современные педагоги полагают, что художественно-эстетическое воспитание начинается с первых дней жизни ребенка, с первых его мгновений контакта с окружающим миром. Структуру, конкретику целей и задач этот процесс приобретает уже в дошкольном возрасте и далее он интенсифицируется в младшем школьном возрасте.

Обучение музыкальному искусству было и остается одним из наиболее эффективных способов художественно-эстетического воспитания детей. Огромный вклад в дело художественно-эстетического воспитания обучающихся вносят учреждения дополнительного образования детей [1].

Среди воспитанников, которые обучаются в системе учреждений дополнительного образования детей, особой популярностью пользуются занятия на блокфлейте.

Блокфлейта - инструмент, который предназначен и для детского музицирования - без клапанов, легкий на вес, не требующий напряжения при извлечении звуков, удобный в аппликатурном отношении и несложный в обращении. На нем можно обучать всех желающих (без отбора) детей с 6 и даже с 4 - 5 лет. При обучении детей на инструменте блокфлейта решаются следующие задачи: научить ребенка навыкам игры на инструменте, развить у учащегося навыки исполнительского дыхания (грудобрюшного типа), воспитать эстетический вкус, формировать интерес к миру большого искусства.

И.Ф. Пушечников - один из участников разработки современной модели блокфлейты; впервые у нас в стране он организовал экспериментальную группу в специальной средней музыкальной школе имени Гнесиных, где обучал игре на этом инструменте, впоследствии внедренной в учебную практику.

Педагогические пособия И.Ф. Пушечникова, его сборники «Азбука начинающего блокфлейтиста», «Школа игры на блокфлейте» являются результатом многолетней работы И.Ф. Пушечникова над созданием репертуара для инструмента, который он в своей педагогической практике использовал как подготовительный «переходный» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. После освоения блокфлейты дети начинали обучаться игре на гобое.

При создании данных сборников И.Ф. Пушечников ставил следующие задачи: легкость и доступность в восприятии и запоминании ребенком музыкального материала, краткость изложения. Чтобы облегчить процесс обучения на блокфлейте, автор предлагал метод усвоения материала по слуху, используя музыкальную, зрительную и моторно-двигательную память. И.Ф. Пушечников понимал, что обучение игре на духовых инструментах приобретает массовый характер и практикуется с дошкольного возраста, поэтому этот метод будет наиболее рациональным, целесообразным и широко доступным.

И.Ф. Пушечников отказался от интеграции в детскую педагогику оригинального репертуара блокфлейты, состоящего преимущественно из сочинений эпохи барокко. Подобный шаг был полностью оправдан - старинная музыка будет недоступна пониманию ребенка, находящегося на этой первой ступени обучения, рожденного и воспитанного в условиях иной культуры и имеющего предпосылки для формирования музыкального мышления несколько иного типа. Соответственно, И.Ф. Пушечников фактически создал с нуля учебный репертуар блок-флейтистов. Важнейшей особенностью этого репертуара является то, что в нем помимо транскрипций (что неизбежно для любого инструмента, только начавшего свое существование) присутствуют оригинальные сочинения, написанные в том числе и самим И.Ф. Пушечниковым.

Реальная педагогическая практика показала, что инновации И.Ф. Пушечни-кова применимы и эффективны не только в подготовительных классах гобоя, но и в классах других деревянных духовых инструментов. Более того, его сборники стали активно использовать не только в специальных классах детских музыкальных школ, но и на занятиях факультативного, ознакомительного типа. В советское время и сейчас дети дошкольного и младшего школьного возраста в различных досуговых центрах системы дополнительного образования успешно осваивают блокфлейту, используя сборники, составленные и созданные И.Ф. Пушечниковым.

Причина такой популярности пособий заключается в их содержании. Автору удалось собрать и структурировать в них интересный, увлекающий детей и постепенно усложняющийся репертуар, в результате чего они быстро и с энтузиазмом развивают свои исполнительские навыки при занятиях на блокфлейте. Наличие живого, неподдельного интереса у ребенка к исполняемым им сочинениям приходилось наблюдать постоянно во время работы учащихся с пособиями И.Ф. Пушечникова. Именно интерес является важнейшим фактором не только скорейшего и успешного овладения ребенком исполнительских, «технических» навыков, но и его художественно-эстетического развития.

Содержание каждого такого сборника построено И.Ф. Пушечниковым в соответствии с фундаментальным педагогическим принципом: «от простого к сложному». Кроме того, этим пособиям свойственно стилистическое и жанровое многообразие, что и позволяет осуществлять выбор в соответствии с индивидуальными особенностями каждого учащегося. Например, уже на первых страницах «Школы игры на блокфлейте» И.Ф. Пушечникова представлен разнообразный репертуар из несложных авторских сочинений, транскрипций популярных песен (в том числе и народных). Данный музыкальный материал вполне доступен пониманию ребенка, еще не имеющего значительного опыта в музыкальном исполнительском искусстве, но в то же время этот материал обладает и ярким образным содержанием, делающим процесс исполнения увлекательным и еще более эффективным.

Пьеса «Дятел» из сборника И.Ф. Пушечникова «Школа игры на блокфлейте» [3, с. 8] состоит всего из шестнадцати тактов. Музыкальный материал представлен исполняемым в подвижном темпе, повторяемым и в варьируемом виде незамысловатым, но в то же время сразу запоминающимся нисходящим мотивом. Начало и конец мотива - повторяющиеся на одной высоте четверти. Это повторение представляет собой имитацию характерных ударов клюва дятла по дереву. Название пьесы уже должно настроить ребенка на совершенно конкретное восприятие образного содержание музыкального материала. Не так важно, будет ли учащийся визуально представлять птицу или вспомнит услышанный им когда-то в лесу характерный стук, он так или иначе будет стремиться передать это свое впечатление через игру, например, делая акценты на повторяющихся четвертях. При всей простоте этого образа, практика показывает, что далеко не все дети справляются с его воплощением, зачастую воспринимая название пьесы как нечто отдельное от музыкального текста. Соответственно задача преподавателя здесь заключается в том, чтобы указать на эту взаимосвязь и возбудить творческое воображение ученика.

Таким образом, подобное отношение к методическим пособиям И.Ф. Пу-шечникова вполне может быть эффективным и способствовать исполнительскому развитию ученика.

Однако еще более эффективным способом работы с этими репертуарными сборниками в классе будет поощрение учащегося на исполнение небольших блоков произведений (а также этюдов) из каждого раздела.

Обратим внимание на то, как И.Ф. Пушечников структурирует содержание каждой из частей в своих пособиях. Например, в четвертом уроке «Азбуки начинающего блокфлейтиста», посвященном звукоизвлечению ноты «до» второй октавы, для отработки этого звука учащемуся предлагаются четыре пьесы [2, с. 8]. Из них три являются обработками песен трех разных народов, а четвер-

тая - песня «К пионерам в гости» Е. Тиличеевой. Все четыре пьесы, помимо того, что они включают в себя ноту «до» второй октавы, предполагают использование немного разных штрихов (немного разных, поскольку на четвертом уроке учащийся еще не может знать всего штрихового спектра), разных темпов, динамических нюансов.

Различаются и тональности представленных произведений: Русская народная песня «Березонька» написана в тональности a-moll, русская народная песня «Василек» - C-dur; детская песенка «Идет коза рогатая» - G-dur, песенка-прибаутка «Ладушки» и песня «К пионерам в гости» написаны в тональности C-dur. Темп, динамика, ладовая окраска (колорит) - все это средства воплощения музыкального содержания характера музыкального произведения.

Тем самым уже с самых первых занятий, изложенных в сборнике И.Ф. Пушечниковым, учащийся работает с разнохарактерным музыкальным материалом. По мере усложнения музыкального материала в сборниках усиливается и контраст между предлагаемыми к изучению произведениями. Так, уже на пятнадцатом уроке учащемуся предлагается выучить «Тень-Тень» В.С. Калинникова, башкирскую народную песню «На лодочке», «Пушистая песенка» (Песенка Винни-пуха) В.И. Цытовича [2, с. 14 - 15]. Жанровые, стилистические, фактурные различия здесь выявлены значительно сильнее.

Основным является здесь то, что перед учеником только что пройденный исполнительский прием в том или ином разделе предстает сразу в нескольких различных вариантах своего воплощения. Это очень важный момент, поскольку изучение ребенком всего блока представленных пьес избавляет его от опасности заучивания приема только в одном варианте. Учащийся начинает воспринимать тот или иной исполнительский прием контекстуально, то есть первостепенное значение придавать не самому приему, а фразе, в рамках которой он применяется, жанру и стилю пьесы, образному содержанию, которыми и обусловлено наличие приема.

Изучение сборника полностью, от начала до конца способно сформировать в обучающемся игре на блокфлейте ребенке значительный комплекс знаний, умений и навыков: умение применять разнообразные штрихи, владение широким диапазоном инструмента, пользоваться различной динамикой, качественно и быстро усваивать сложные ритмические фигуры в сольной партии, умение исполнять пьесы с аккомпанементом, вслушиваться в музыкальную фактуру (ткань) произведения, свободно ориентироваться в мажорных и минорных тональностях.

Обучающийся будет знаком со значительным количеством стилей и жанров. Работая с постепенно усложняющимся разнохарактерным материалом, обучающийся игре на блокфлейте будет совершенствовать свои навыки и в интерпретации музыкальных пьес - что есть важнейшей целью художественно-эстетического развития воспитанника в учреждении дополнительного образования детей.

Библиографический список

Подобный подход можно применить далеко не ко всем учащимся. Педагогу очень важно знать и понимать физические и интеллектуальные возможности каждого из своих учеников.

Репертуарные сборники и методические пособия И.Ф. Пушечникова для блокфлейты представляют собой богатейший источник исполнительского развития учащегося. Это обусловлено тем, что в этих работах изложение материала отличается последовательностью и систематичностью, а собранные в них музыкальные произведения доступны для понимания ребенка.

Все вышесказанное является лишь малой частью того, что можно сказать о педагогической ценности репертуарных сборников и пособий И.Ф. Пушечникова, которая далеко не исчерпывается развивающим технические и интеллектуальные навыки потенциалом. Перспективным является исследование здоровьесбе-регающего подхода в музыкальном обучении [4].

Наблюдения, проведенные в течение многих лет в педагогической практике в учреждении дополнительного образования детей, свидетельствуют о том, что музыкальный материал, который представлен в сборниках И.Ф. Пушечникова, существенно способствует физическому оздоровлению обучающихся.

Помимо художественно-эстетического и исполнительского развития очень многим из них в процессе занятий удается преодолеть такие недуги, как, например, заикание, бронхит, кашель, насморк, астма, аллергия и др. Координация пальцев, которая происходит постоянно при игре, дает ребенку согласованность между его мыслями и выполнением их, что вырабатывает навыки координирования систем. При занятиях на блокфлейте у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, что положительным образом влияет на развитие мозговой деятельности.

Тем самым обучение детей игре на блокфлейте оказывает мощное воздействие на ребёнка, при котором гармонизируются различные структуры в личности, наблюдается оздоровительный, рекреационный эффект, развивается моторика, координируется работа нервных центров. Всё это способствует интенсивному развитию всех структур детского организма.

Научно-методическая деятельность И.Ф. Пушечникова - это огромный вклад в отечественную музыкальную педагогику и исполнительство, бесконечный поиск новых, прогрессивных, наиболее эффективных путей овладения трудной профессией музыканта-духовика.

Для реализации художественно-эстетического воспитания учащегося, прежде всего, необходимо наличие понимания сущности содержания сборника, его структуры и функции самим преподавателем, который на основании этого понимания сможет правильно организовать работу учащегося с пособием. Безусловно, эта работа не может быть полностью самостоятельной. От педагога требуются комментарии к исполняемым сочинениям, облегчающие ребенку понимание характера музыкального материала, также преподавателю необходимо обращать внимание на умение ученика исполнять штриховые, динамические оттенки и пр.

1. Журкина А.Я. Совершенствование воспитание детей в системе дополнительного образования. Концептуальные подходы. Очерки развития муниципальной системы дополнительного образования. Под редакцией А.Я. Журкиной. Москва, 2018.

2. Пушечников И.Ф. Азбука начинающего блокфлейтиста. Москва: Музыка, 2004.

3. Пушечников И. Ф. Школа игры на блокфлейте (+ Клавир). Москва: Музыка, 2007.

4. Борисова Е.Н. Здоровьесберегающий подход в образовании как инструмент социального взаимодействия (на примере музыкального обучения). Мир науки. культуры. образования. 2018; № 2 (69): 274 - 277.

References

1. Zhurkina A.Ya. Sovershenstvovanie vospitanie detej v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Konceptual'nye podhody. Ocherki razvitiya municipal'noj sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya. Pod redakciej A.Ya. Zhurkinoj. Moskva, 2018.

2. Pushechnikov I.F. Azbuka nachinayuschego blokflejtista. Moskva: Muzyka, 2004.

3. Pushechnikov I. F. Shkola igry na blokflejte (+ Klavir). Moskva: Muzyka, 2007.

4. Borisova E.N. Zdorov'esberegayuschij podhod v obrazovanii kak instrument social'nogo vzaimodejstviya (na primere muzykal'nogo obucheniya). Mirnauki. kul'tury. obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 274 - 277.

Статья поступила в редакцию 29.11.19

УДК 37 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10095

Kachalova L.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: pk@shgpi.edu.ru

REFLEXIVE-ACTIVITY TECHNOLOGY OF FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF UNDERGRADUATES. Research competence in training of undergraduates of pedagogical education for professional activity is a fundamental component aimed at the formation of undergraduates' interest in scientific creativity, teaching ways to independently solve research problems, familiarization with the technology of scientific research, obtaining skills for research, reflecting the willingness to effectively apply existing knowledge in the study of objects of professional and pedagogical activity. At the level of master's training it is necessary to form knowledge, skills to apply the methods of scientific research, to form competence in the methods of theoretical and applied research, the ability to interpret the results of research. These guidelines determine the need to identify the organizational and pedagogical foundations, mechanisms of formation of research competence of undergraduates, determine the methods and technologies of training aimed at creating conditions for the acquisition of research experience. Such technology is a reflexive activity, providing the organization of mental activity after performance of activity.

Key words: research competence of undergraduates, reflexive approach, reflexive activity technology, reflexive-activity technology of formation of research competence of undergraduates.

Л.П. Качалова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,

E-mail: pk@shgpi.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.