Научная статья на тему 'Рефлексивно-деятельностная технология формирования исследовательской компетентности магистрантов'

Рефлексивно-деятельностная технология формирования исследовательской компетентности магистрантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская компетентность магистрантов / рефлексивный подход / рефлексивно-деятельностная технология / research competence of undergraduates / reflexive approach / reflexive activity technology / reflexive-activity technology of formation of research competence of undergraduates

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л П. Качалова

Исследовательская компетентность в подготовке магистрантов педагогического образования к профессиональной деятельности является принципиальной составляющей, направленной на формирование интереса к научному творчеству, обучение способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач, ознакомление с технологией научного поиска, получение навыков проведения научных исследований, отражающие готовность к результативному применению имеющихся знаний в исследовании объектов профессионально-педагогической деятельности. На уровне магистерской подготовки необходимо выработать знания, умения применять методы научного исследования, сформировать компетентность в методах теоретических и прикладных исследований, умения интерпретировать результаты проведенных исследований. Указанные ориентиры определяют необходимость выявления организационно-педагогических основ, механизмов формирования исследовательской компетентности магистрантов, определения методов, технологий обучения, направленных на создание условий для приобретения опыта исследовательской деятельности. Таковой технологией мы выделяем рефлексивно-деятельностную, предусматривающую организацию мыслительной деятельности после выполнения деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л П. Качалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXIVE-ACTIVITY TECHNOLOGY OF FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF UNDERGRADUATES

Research competence in training of undergraduates of pedagogical education for professional activity is a fundamental component aimed at the formation of undergraduates’ interest in scientific creativity, teaching ways to independently solve research problems, familiarization with the technology of scientific research, obtaining skills for research, reflecting the willingness to effectively apply existing knowledge in the study of objects of professional and pedagogical activity. At the level of master’s training it is necessary to form knowledge, skills to apply the methods of scientific research, to form competence in the methods of theoretical and applied research, the ability to interpret the results of research. These guidelines determine the need to identify the organizational and pedagogical foundations, mechanisms of formation of research competence of undergraduates, determine the methods and technologies of training aimed at creating conditions for the acquisition of research experience. Such technology is a reflexive activity, providing the organization of mental activity after performance of activity.

Текст научной работы на тему «Рефлексивно-деятельностная технология формирования исследовательской компетентности магистрантов»

тая - песня «К пионерам в гости» Е. Тиличеевой. Все четыре пьесы, помимо того, что они включают в себя ноту «до» второй октавы, предполагают использование немного разных штрихов (немного разных, поскольку на четвертом уроке учащийся еще не может знать всего штрихового спектра), разных темпов, динамических нюансов.

Различаются и тональности представленных произведений: Русская народная песня «Березонька» написана в тональности a-moll, русская народная песня «Василек» - C-dur; детская песенка «Идет коза рогатая» - G-dur, песенка-прибаутка «Ладушки» и песня «К пионерам в гости» написаны в тональности C-dur. Темп, динамика, ладовая окраска (колорит) - все это средства воплощения музыкального содержания характера музыкального произведения.

Тем самым уже с самых первых занятий, изложенных в сборнике И.Ф. Пушечниковым, учащийся работает с разнохарактерным музыкальным материалом. По мере усложнения музыкального материала в сборниках усиливается и контраст между предлагаемыми к изучению произведениями. Так, уже на пятнадцатом уроке учащемуся предлагается выучить «Тень-Тень» В.С. Калинникова, башкирскую народную песню «На лодочке», «Пушистая песенка» (Песенка Винни-пуха) В.И. Цытовича [2, с. 14 - 15]. Жанровые, стилистические, фактурные различия здесь выявлены значительно сильнее.

Основным является здесь то, что перед учеником только что пройденный исполнительский прием в том или ином разделе предстает сразу в нескольких различных вариантах своего воплощения. Это очень важный момент, поскольку изучение ребенком всего блока представленных пьес избавляет его от опасности заучивания приема только в одном варианте. Учащийся начинает воспринимать тот или иной исполнительский прием контекстуально, то есть первостепенное значение придавать не самому приему, а фразе, в рамках которой он применяется, жанру и стилю пьесы, образному содержанию, которыми и обусловлено наличие приема.

Изучение сборника полностью, от начала до конца способно сформировать в обучающемся игре на блокфлейте ребенке значительный комплекс знаний, умений и навыков: умение применять разнообразные штрихи, владение широким диапазоном инструмента, пользоваться различной динамикой, качественно и быстро усваивать сложные ритмические фигуры в сольной партии, умение исполнять пьесы с аккомпанементом, вслушиваться в музыкальную фактуру (ткань) произведения, свободно ориентироваться в мажорных и минорных тональностях.

Обучающийся будет знаком со значительным количеством стилей и жанров. Работая с постепенно усложняющимся разнохарактерным материалом, обучающийся игре на блокфлейте будет совершенствовать свои навыки и в интерпретации музыкальных пьес - что есть важнейшей целью художественно-эстетического развития воспитанника в учреждении дополнительного образования детей.

Библиографический список

Подобный подход можно применить далеко не ко всем учащимся. Педагогу очень важно знать и понимать физические и интеллектуальные возможности каждого из своих учеников.

Репертуарные сборники и методические пособия И.Ф. Пушечникова для блокфлейты представляют собой богатейший источник исполнительского развития учащегося. Это обусловлено тем, что в этих работах изложение материала отличается последовательностью и систематичностью, а собранные в них музыкальные произведения доступны для понимания ребенка.

Все вышесказанное является лишь малой частью того, что можно сказать о педагогической ценности репертуарных сборников и пособий И.Ф. Пушечникова, которая далеко не исчерпывается развивающим технические и интеллектуальные навыки потенциалом. Перспективным является исследование здоровьесбе-регающего подхода в музыкальном обучении [4].

Наблюдения, проведенные в течение многих лет в педагогической практике в учреждении дополнительного образования детей, свидетельствуют о том, что музыкальный материал, который представлен в сборниках И.Ф. Пушечникова, существенно способствует физическому оздоровлению обучающихся.

Помимо художественно-эстетического и исполнительского развития очень многим из них в процессе занятий удается преодолеть такие недуги, как, например, заикание, бронхит, кашель, насморк, астма, аллергия и др. Координация пальцев, которая происходит постоянно при игре, дает ребенку согласованность между его мыслями и выполнением их, что вырабатывает навыки координирования систем. При занятиях на блокфлейте у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, что положительным образом влияет на развитие мозговой деятельности.

Тем самым обучение детей игре на блокфлейте оказывает мощное воздействие на ребёнка, при котором гармонизируются различные структуры в личности, наблюдается оздоровительный, рекреационный эффект, развивается моторика, координируется работа нервных центров. Всё это способствует интенсивному развитию всех структур детского организма.

Научно-методическая деятельность И.Ф. Пушечникова - это огромный вклад в отечественную музыкальную педагогику и исполнительство, бесконечный поиск новых, прогрессивных, наиболее эффективных путей овладения трудной профессией музыканта-духовика.

Для реализации художественно-эстетического воспитания учащегося, прежде всего, необходимо наличие понимания сущности содержания сборника, его структуры и функции самим преподавателем, который на основании этого понимания сможет правильно организовать работу учащегося с пособием. Безусловно, эта работа не может быть полностью самостоятельной. От педагога требуются комментарии к исполняемым сочинениям, облегчающие ребенку понимание характера музыкального материала, также преподавателю необходимо обращать внимание на умение ученика исполнять штриховые, динамические оттенки и пр.

1. Журкина А.Я. Совершенствование воспитание детей в системе дополнительного образования. Концептуальные подходы. Очерки развития муниципальной системы дополнительного образования. Под редакцией А.Я. Журкиной. Москва, 2018.

2. Пушечников И.Ф. Азбука начинающего блокфлейтиста. Москва: Музыка, 2004.

3. Пушечников И. Ф. Школа игры на блокфлейте (+ Клавир). Москва: Музыка, 2007.

4. Борисова Е.Н. Здоровьесберегающий подход в образовании как инструмент социального взаимодействия (на примере музыкального обучения). Мир науки. культуры. образования. 2018; № 2 (69): 274 - 277.

References

1. Zhurkina A.Ya. Sovershenstvovanie vospitanie detej v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Konceptual'nye podhody. Ocherki razvitiya municipal'noj sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya. Pod redakciej A.Ya. Zhurkinoj. Moskva, 2018.

2. Pushechnikov I.F. Azbuka nachinayuschego blokflejtista. Moskva: Muzyka, 2004.

3. Pushechnikov I. F. Shkola igry na blokflejte (+ Klavir). Moskva: Muzyka, 2007.

4. Borisova E.N. Zdorov'esberegayuschij podhod v obrazovanii kak instrument social'nogo vzaimodejstviya (na primere muzykal'nogo obucheniya). Mirnauki. kul'tury. obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 274 - 277.

Статья поступила в редакцию 29.11.19

УДК 37 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10095

Kachalova L.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: pk@shgpi.edu.ru

REFLEXIVE-ACTIVITY TECHNOLOGY OF FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF UNDERGRADUATES. Research competence in training of undergraduates of pedagogical education for professional activity is a fundamental component aimed at the formation of undergraduates' interest in scientific creativity, teaching ways to independently solve research problems, familiarization with the technology of scientific research, obtaining skills for research, reflecting the willingness to effectively apply existing knowledge in the study of objects of professional and pedagogical activity. At the level of master's training it is necessary to form knowledge, skills to apply the methods of scientific research, to form competence in the methods of theoretical and applied research, the ability to interpret the results of research. These guidelines determine the need to identify the organizational and pedagogical foundations, mechanisms of formation of research competence of undergraduates, determine the methods and technologies of training aimed at creating conditions for the acquisition of research experience. Such technology is a reflexive activity, providing the organization of mental activity after performance of activity.

Key words: research competence of undergraduates, reflexive approach, reflexive activity technology, reflexive-activity technology of formation of research competence of undergraduates.

Л.П. Качалова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,

E-mail: pk@shgpi.edu.ru

РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТОВ

Исследовательская компетентность в подготовке магистрантов педагогического образования к профессиональной деятельности является принципиальной составляющей, направленной на формирование интереса к научному творчеству, обучение способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач, ознакомление с технологией научного поиска, получение навыков проведения научных исследований, отражающие готовность к результативному применению имеющихся знаний в исследовании объектов профессионально-педагогической деятельности. На уровне магистерской подготовки необходимо выработать знания, умения применять методы научного исследования, сформировать компетентность в методах теоретических и прикладных исследований, умения интерпретировать результаты проведенных исследований. Указанные ориентиры определяют необходимость выявления организационно-педагогических основ, механизмов формирования исследовательской компетентности магистрантов, определения методов, технологий обучения, направленных на создание условий для приобретения опыта исследовательской деятельности. Таковой технологией мы выделяем рефлексивно-деятель-ностную, предусматривающую организацию мыслительной деятельности после выполнения деятельности.

Ключевые слова: исследовательская компетентность магистрантов, рефлексивный подход, рефлексивно-деятельностная технология.

В имеющихся научных изысканиях отчетливо просматривается многообразие подходов к пониманию сущности исследовательской компетентности, которая сохраняет неоднозначность в понимании обозначаемого феномена. Так, ученые определяют исследовательскую компетентность через совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, через характеристики исследовательской деятельности, где выделяются способности к поисковой деятельности, умение распознать и разрешить проблемную ситуацию, видеть проблему, ставить задачи по ее разрешению [1]; придают исследовательской компетентности интегральный характер, выраженный в ценностных установках и готовности к самостоятельному поиску решения поставленных научно-исследовательских проблем [2, с. 125]; исследовательская компетентность рассматривается также с позиции личностного творческого потенциала, творческой самореализации [3, с. 7]; обосновывая исследовательскую компетентность как форму существования знаний, умений, ученые подчеркивают, что ее можно трактовать как способ успешного воплощения содержания образования в деятельности [4, с. 10]; определяют исследовательскую компетентность и как приобретенную в процессе исследовательской деятельности совокупность знаний, умений, опыта [5, с. 9]. Под исследовательской компетентностью магистранта понимается личностное образование, отражающее готовность и способность применять полученные знания, востребовать их в исследовании и преобразовывать объекты профессиональной деятельности [6, с. 11].

Вышеизложенное понимание исследовательской компетентности может быть объединено с ее пониманием как качество личности, характеризующееся совокупностью знаний, умений, опыта исследовательской деятельности, готовность и способность осуществлять исследовательскую деятельность. Содержательное наполнение исследовательской компетентности включает способности применять знания и методы исследования, умение выявлять противоречие, определять проблему исследования, выбирать объекты исследования, выстраивать этапы исследования, осуществлять рефлексию собственных исследовательских действий, представлять результаты исследования в форме научных докладов, статей.

Процесс формирования исследовательской компетентности магистрантов осуществляется таким образом, чтобы учебные занятия способствовали приобретению знаний в области научного исследования, формированию умений самостоятельно организовывать поиск необходимой информации, готовности личности к эффективной исследовательской деятельности [7, с. 83].

В соответствии с выделенными целями формирования исследовательской компетентности магистрантов нами сделан акцент на рефлексивный подход, в основе которого взаимодействие субъектов деятельности, выраженное в согласовании целей, методов и приемов для достижения результата [8, с. 16]; формирует личностно значимую позицию студента по отношению к исследовательской деятельности через ее результаты.

Рефлексивный подход в формировании исследовательской компетентности реализуется через применение рефлексивно-деятельностной технологии, в процессуальном выражении которой сосредоточено внимание на организации опыт поиска научной информации, опыт работы с научным текстом, преобразования информации в научно-аналитический формат, опыт самооценки и рефлексии, опыт творческой исследовательской деятельности, опыт презентации знаний и умений.

Предложенная нами рефлексивно-деятельностная технология близка по своему назначению к рефлексивно-оценочной технологии, которая предусматривает создание условий для реализации компонентов компетентностного опыта, где существенное внимание уделяется мотивации магистрантов к осуществлению исследовательской деятельности и ее оценке [9].

Отличительной особенностью рефлексивно-деятельностной технологии является не только оценка магистрантом своих достижений и возможностей, готовности к исследовательской деятельности, но и активизация познавательной деятельности, формирование творческого мышления, исследовательских умений и навыков, умений самостоятельно анализировать и находить правильное, научно обоснованное решение в конкретных педагогических ситуациях, способность осознавать и анализировать процесс собственной исследовательской деятельности на основе вхождения в рефлексивную позицию.

Рефлексивно-деятельностная технология формирования исследовательской компетентности магистрантов предусматривает вовлечение их в исследовательскую деятельность, в ходе которой необходимо использование прошлого опыта магистрантов, переосмысление имеющихся знаний, рефлексивное позиционирование. Смысл рефлексивного позиционирования и рефлексивной деятельности заключается в оценке своих исследовательских знаний и умений, в понимании того, как приобретались и усваивались знания, умения. Рефлексивное позиционирование есть устойчивое, осознанное отношение личности к собственной деятельности, к себе как субъекту деятельности; это способности к переносу или интеграции способов действия, [10, с. 146].

Деятельностный компонент технологии предусматривает включенность магистрантов в деятельность по освоению и реализации умений «подчинять контролю» логику развертывания своей мысли в ходе осуществления исследовательской деятельности, определять последовательность исследовательских действий через рефлексивное обращение к своему опыту, умение преобразовывать объяснение анализируемого научного явления в зависимости от целей и установок [11].

Функционально рефлексивно-деятельностная технология направлена на создание условий для проявления магистрантами себя в исследовательской деятельности, стремление занять собственную исследовательскую позицию; оценки проявлений своих исследовательских качеств, способности к научному познанию. Реализация рефлексивно-деятельностной технологии в формировании исследовательской компетентности магистрантов осуществляется различными способами. Так, это может быть постановка вопросов по мере изучения темы «Педагогический эксперимент», включенной в курс «Основы научно-исследовательской деятельности» (например, при выполнении задания по поведению мини-исследования, рефлексивный фрагмент занятия включает вопросы: «Что вы хотели получить в процессе деятельности?», «Что получили на самом деле?», «В чем совпадения и несовпадения планов, ожиданий и реальных результатов?», «В чем причины несоответствий?»). Результатом ответа на вопросы должно стать планирование последующей деятельности по совершенствованию знаний и умений в проведении исследования.

Включение элементов рефлексии как механизма формирования исследовательской компетентности магистрантов представляется следующим образом: рефлексия результатов предыдущего занятия («Что вызвало трудности при выполнении исследовательского задания»?); визуализация материала на данном занятии (восприятие и осмысление нового материала); выполнение исследовательских заданий и их рефлексивная оценка (осознание трудностей и препятствий при востребовании знаний и их преобразование в практическую деятельность), рефлексивная самостоятельность, рефлексия данного занятия проецируется на вопросы: «Что я знал до этого занятия? Что не знал до этого занятия? Что хочу узнать?».

Важным в реализации рефлексивно-деятельностной технологии формирования исследовательской компетентности магистрантов является проектно-реф-лексивное исследовательское задание, в качестве содержательной основы которого выступает учебно-исследовательский кейс, основанный на самостоятельном выборе способов выполнения исследовательской проблемы, задачи, осуществления ее анализа, эвристического поиска новых, неизвестных схем, действий [12, с. 147].

Посредством рефлексивно-деятельностной технологии создается реф-лексивно-деятельностная среда учебного занятия, где формируются умения выделять главные моменты своей исследовательской деятельности, находить пути выхода из затруднений, прогнозировать конечный результат исследовательской деятельности, оценивать созданный исследовательский продукт.

Таким образом, рефлексивно-деятельностная технология обеспечивает развитие субъектного опыта магистрантов в ходе выполнения исследовательских заданий рефлексивного типа, ориентирует магистрантов на ценности исследовательской деятельности, способствует самореализации, согласовывает процесс осуществления магистрантами исследовательской деятельности с пониманием и оценкой способов достижения в ней результатов, ориентирует на прогнозирование самостоятельного поиска.

Библиографический список

1. Скарбич С.Н. Сущность и компоненты исследовательских компетенций учащихся. Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: научно-методический сборник: в 2 т. Теория и методика. Под общей редакцией А.С. Обухова. Москва: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов. Исследователь, 2009; Т. 1.

2. Ушаков А.А. Развитие исследовательской компетентности учащихся профильной школы как личностно-осмысленного опыта осуществления учебно-исследовательской деятельности. Вестник Адыгейского государственного университета. 2008; Выпуск 5: 123 - 126.

3. Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога. Автореферат ... доктора психологических наук. Ленинград ,1988.

4. Митяева А.М. Компетентностная модель многоуровнего высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров). Автореферат ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2007.

5. Лукашенко С.Н. Развитие исследовательской компетентности студентов ВУЗа в условиях многоуровней подготовки специалистов. Автореферат ... кандидата педагогических наук. Тюмень, 2012.

6. Забелина С.Б Формирование исследовательской компетентности магистрантов математического образования (направление педагогическое образование). Автореферат диссертации. кандидата педагогических наук. Москва, 2015.

7. Пономарчук П.Н. Содержание и диагностика исследовательской компетентности студентов-юристов. Право и образование. 2009; № 11: 80 - 87.

8. Федотова Е.Л., Ушева Т.Ф. Рефлексия как способ педагогического взаимодействия в условиях высшей школы. Сибирский педагогический журнал. 2012; № 6: 15 - 19.

9. Вахтина Е.А., Артюхина А.И., Великанова О.Ф. Формирование учебно-исследовательской компетентности как способо учебной адаптации зарубежных студентов. Современные проблемы науки и образования. 2012; № 1.

10. Муштавинская И.В. Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема. Педагогика: традиции и инновации: материалы Международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2011; Т. 1: 146 - 151. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/19/1072/

11. Новиков А.М. Методология образования. Москва: «Эгвес», 2008.

12. Бурдюгова О.В. Специфика понимающего обучения в формировании компетентностей магистров по направлению «Управление персоналом». Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014: 46 - 51.

References

1. Skarbich S.N. Suschnost' i komponenty issledovatel'skih kompetencij uchaschihsya. Issledovatel'skij podhod v obrazovanii: ot teorii k praktike: nauchno-metodicheskij sbornik: v 2 t. Teoriya i metodika. Pod obschej redakciej A.S. Obuhova. Moskva: Obscherossijskoe obschestvennoe Dvizhenie tvorcheskih pedagogov. Issledovatel', 2009; T. 1.

2. Ushakov A.A. Razvitie issledovatel'skoj kompetentnosti uchaschihsya profil'noj shkoly kak lichnostno-osmyslennogo opyta osuschestvleniya uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008; Vypusk 5: 123 - 126.

3. Zeer 'E.F. Psihologicheskie osnovyprofessional'nogo stanovleniya lichnostiinzhenera-pedagoga. Avtoreferat ... doktora psihologicheskih nauk. Leningrad ,1988.

4. Mityaeva A.M. Kompetentnostnaya model' mnogourovnego vysshego obrazovaniya (na materiale formirovaniya uchebno-issledovatel'skoj kompetentnosti bakalavrov i magistrov). Avtoreferat ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2007.

5. Lukashenko S.N. Razvitie issledovatel'skoj kompetentnosti studentov VUZa v usloviyah mnogourovnejpodgotovki specialistov. Avtoreferat ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2012.

6. Zabelina S.B Formirovanie issledovatel'skoj kompetentnosti magistrantov matematicheskogo obrazovaniya (napravlenie pedagogicheskoe obrazovanie). Avtoreferat dissertacii. kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

7. Ponomarchuk P.N. Soderzhanie i diagnostika issledovatel'skoj kompetentnosti studentov-yuristov. Pravo i obrazovanie. 2009; № 11: 80 - 87.

8. Fedotova E.L., Usheva T.F. Refleksiya kak sposob pedagogicheskogo vzaimodejstviya v usloviyah vysshej shkoly. Sibirskij pedagogicheskijzhurnal. 2012; № 6: 15 - 19.

9. Vahtina E.A., Artyuhina A.I., Velikanova O.F. Formirovanie uchebno-issledovatel'skoj kompetentnosti kak sposobo uchebnoj adaptacii zarubezhnyh studentov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; № 1.

10. Mushtavinskaya I.V. Ispol'zovanie refleksivnyh tehnologij v razvitii sposobnosti uchaschihsya k samoobrazovaniyu kak pedagogicheskaya problema. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2011; T. 1: 146 - 151. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1072/

11. Novikov A.M. Metodologiya obrazovaniya. Moskva: «'Egves», 2008.

12. Burdyugova O.V. Specifika ponimayuschego obucheniya v formirovanii kompetentnostej magistrov po napravleniyu «Upravlenie personalom». Universitetskij kompleks kak regional'nyj centr obrazovaniya, nauki i kul'tury: Orenburg: OOO IPK «Universitet», 2014: 46 - 51.

Статья поступила в редакцию 02.12.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10096

Lifanova L.G., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Professor, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

(Stavropol, Russia), E-mail: laliy@mail.ru

Potudinsky V.P., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, senior lecturer, Stavropol branch of the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration (Stavropol, Russia), E-mail: valerypotud@yandex.ru

Potudinsky M.V., teacher, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: valerypotud@yandex.ru

RECOMMENDATIONS ON THE ORGANIZATION OF THE INVESTIGATOR'S ACTIVITIES AT THE INITIAL STAGE OF THE INVESTIGATION FOR STUDENTS OF LAW SCHOOLS OF CRIMINAL LAW SPECIALIZATION. The article attempts to identify the most complex problems arising in the organization of the activities of the investigator at the initial stage of investigation of criminal cases. Special attention is paid to insufficiently regulated criminal procedural legislation issues of investigative and procedural actions at the stage of pre-investigation verification. Emphasis is placed on the problem of detention of the suspect before the initiation of criminal proceedings. Considerable attention is paid to the issues of ensuring the rights of a person injured by a crime, but not recognized as a victim in the prescribed manner. The authors point out that strict compliance with the law and taking into account tactical recommendations for the organization of the investigator's work at the initial stage of investigation of criminal cases is a condition for competent, fast and objective proceedings in the case as a whole.

Key words: activities of investigator, students, law university.

Л.Г. Лифаноеа. канд. юрид. наук, доц, проф., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь,

E-mail: laliy@mail.ru

В.П. Потудинекий, канд. юрид. наук, доц., Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, г. Ставрополь, E-mail: valerypotud@yandex.ru

М.В. Потудинекий, преп., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: valerypotud@yandex.ru

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

В статье предпринята попытка обозначить наиболее сложные проблемы, возникающие при организации деятельности следователя на первоначальном этапе расследования уголовных дел. Особое внимание в работе уделено недостаточно урегулированным уголовно-процессуальным законодательством вопросам производства следственных и процессуальных действий в стадии доследственной проверки. Сделан акцент на проблеме задержания подозре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.