Научная статья на тему 'Репертуарная политика в рамках изучения дисциплины «Музыкальный инструмент» в колледже искусств'

Репертуарная политика в рамках изучения дисциплины «Музыкальный инструмент» в колледже искусств Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
279
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПОДБОР РЕПЕРТУАРА / MUSICAL EDUCATION OF A STUDENT / QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING OF A SPECIALIST / CHOOSING THE REPERTOIRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Афанасьева Елена Аркадьевна

Статья посвящена важности грамотного выстраивания репертуарной политики в рамках дисциплины «Музыкальный инструмент» как основы воспитания и обучения студентов колледжа искусств (на примере Новгородского областного колледжа искусств им. С.В. Рахманинова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REPERTOIRE POLICY IN THE FRAMEWORK OF THE SUBJECT «MUSICAL INSTRUMENT» AS THE FOUNDATION OF EDUCATION OF ART COLLEGE STUDENTS

The article is devoted to the importance of correct building of «repertoirepolicy» as the foundation of education and upbringing of art college students (on the example of Novgorod area art college named after S.V. Rakhmaninov).

Текст научной работы на тему «Репертуарная политика в рамках изучения дисциплины «Музыкальный инструмент» в колледже искусств»

Актуальные проблемы педагогики

Е.А. Афанасьева

Репертуарная политика в рамках изучения дисциплины «Музыкальный инструмент» в колледже искусств

Статья посвящена важности грамотного выстраивания репертуарной политики в рамках дисциплины «Музыкальный инструмент» как основы воспитания и обучения студентов колледжа искусств (на примере Новгородского областного колледжа искусств им. С.В. Рахманинова).

Ключевые слова: музыкальное воспитание студента, качество профессиональной подготовки специалистов, подбор репертуара.

Репертуарная политика в рамках изучения дисциплины «Музыкальный инструмент» в Новгородском областном колледже искусств им. С.В. Рахманинова рассматривается как одна из основ воспитания и обучения студентов колледжа различных специализаций («Народное хоровое творчество», «Хореографическое творчество», «Инструментальное творчество»).

При выстраивании репертуарной политики преподаватель должен осмысливать два аспекта: новые знания и навыки, получаемые студентами при изучении музыкальных произведений; воспитание личности через художественное содержание изучаемого материала.

По мнению ведущих ученых-педагогов (Л. Баренбойм, Г.Г. Нейгауз, Г. Коган, С. Фейнберг и др.), необходимо в практике придерживаться следующих принципов репертуарной политики: принцип художественной ценности музыкального репертуара; принцип педагогической целесообразности; принцип разнообразия стилей, жанров и форм; принцип новизны, современности (содержательный региональный аспект; оригинальные приемы игры и т.д.); принцип соответствия музыкального произведения уровню музыкального развития студента и его технических возможностей.

При выстраивании репертуарной политики преподаватель, используя собственный опыт работы, измерив индивидуальные особенности студента, выделяет те из них, которые имеют значение на разных стадиях процесса обучения, находит пути адекватного педагогического воздействия на каждого учащегося, а в необходимых случаях и способы компенсации тех качеств, которые могут препятствовать будущей профессиональной деятельности.

Составления индивидуального плана работы над музыкальным репертуаром студента должно идти по следующим направлениям: новый художественный репертуар для детального изучения; новый художественный материал для самостоятельного изучения; репертуар для эскизного изучения; репертуар для повторения; инструктивный материал (гаммы, арпеджио, упражнения, этюды); материал для развития навыков чтения с листа, транспонирования, игры по слуху, импровизации. Необходимо помнить о перегибах в репертуарной политике, например, репертуарной ограниченности (перевес в отборе пьес либо кантиленно-лирического склада характера, либо моторного); боязни нового музыкального языка.

При выборе репертуара необходимо учитывать не только исполнительские музыкальные задачи, но и черты характера студента, его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности [1].

Надо помнить, что успешно подобранный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь студента, повышает его исполнительское мастерство, способствует формированию мировоззренческих установок будущих специалистов: стремление постоянно обогащать свои знания в различных областях искусства; стремление к выработке эстетических взглядов и вкусов; способность «видеть красивое» в художественных произведениях и полноценно воспринимать прекрасное в различных областях жизни; совершенствовать свои художественные способности не только по специальности, но и в смежных видах искусства.

Грамотный подбор музыкального репертуара в рамках изучения дисциплины «Музыкальный инструмент» через «собственноручный опыт» студентов содействует интенсивному развитию музыкально-творческих способностей - образного мышления и воображения, слуха (интонационного, гармонического, полифонического, тембрового), чувства ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки, эффективно воспитывает художественный вкус и музыкальную культуру студентов.

Различный музыкально-эмоциональный опыт студентов требует дифференцированного подхода при выборе музыкального репертуара для каждого из них. Для менее подготовленных студентов используется более доступный музыкальный материал, интерактивные методы обучения;

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

количество произведений в таких случаях может быть минимальным. Если студент успешно справляется с первоначальным комплексом творческих заданий, их объем и качество увеличивается.

Высокохудожественный, методически эффективный учебный материал служит залогом успешного развития студента. В него включаются произведения классической, русской, зарубежной, а также современной музыки. кроме того, учебные программы каждого студента охватывают произведения различных жанров, форм, стилей.

курс фортепиано на каждой из специальностей («хореография», «Народный хор») имеет свои ярко выраженные особенности, они заключаются в различном подходе к изучению фортепианной культуры, имеется в виду жанрово-стилевые признаки репертуара, и в различных аспектах и уровнях овладения инструментальными навыками и исполнительскими качествами.

Репертуар, изучаемый в классе фортепиано колледжа искусств на отделении «Народный хор», подготавливает студента к будущей профессии руководителя народного хорового коллектива. Обучаясь игре на инструменте или продолжая свое музыкальное образование (в колледже обучаются и такие студенты, которые не имеют начальной музыкальной подготовки), учащиеся приобретают навыки, необходимые будущему специалисту, а самое главное - умение самостоятельно выбрать и разучить репертуар и воплотить в конечном итоге художественный образ сочинения. Среди сольного репертуара изучаются также жанры, как полифонические произведения, пьесы (лирические, характерные), произведения крупной формы или их части (в форме сонатного аллегро, вариаций, рондо), а также этюды, жанр миниатюры, ансамбля (переложений для фортепиано в четыре руки русских народных песен) и аккомпанемента. Значение и актуальность требований, предъявляемых будущим руководителям самодеятельного коллектива, определяется спецификой специальности «Народный хор».

одним из важнейших разделов учебного репертуара, изучаемого на отделении «Народный хор», является полифония. Работа над полифоническими произведениями способствует развитию полифонического мышления как необходимого компонента слуховой и обще-музыкальной культуры будущего руководителя самодеятельного музыкального коллектива.

курс фортепиано на хореографической специализации имеет свои особенности, связанные со спецификой этого отделения. Профессиональная деятельность хореографа напрямую связана с его музыкальной подготовкой. Уровень музыкально-теоретических знаний и практических навы-

ков самостоятельной работы с музыкальным материалом у выпускников хореографического отделения не всегда соответствует необходимым требованиям. Поэтому курсу фортепиано принадлежит важное место в организации музыкальной подготовки студентов хореографов. При подборе репертуара следует придерживаться танцевальных жанров малых форм, музыки разных стилей и эпох, включая эстрадную и джазовую музыку.

В настоящее время особенно актуальна тема регионального аспекта в содержании профессионального образовании. Изучение и исследование региональной культуры способствует ее сохранению, преумножению, а также самосохранению россиян как политической общности в духовно-культурном плане. Использование в содержании профессионального обучения Новгородского областного колледжа искусств им. С.В. Рахманинова лучших образцов музыкальной культуры выдающихся ком-позиторов-земляков (С.В. Рахманинова, А.С. Аренского, А.К. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова) воспитывает у студентов уважение к общечеловеческим и национальным ценностям, позволяет сформировать личность будущего работника культуры как достойного представителя своего региона, как хранителя и пользователя социокультурных ценностей и традиций родного края.

Г оворя о современной музыкальной культуре Новгородчины, назовем таких авторов, В.В. Демидов, В.В. Коровицин, В.С. Мартыненко. Произведения этих композиторов широко используются в содержании музыкального образования нашего региона. В рамках дисциплины «Музыкальный инструмент» особой популярностью у учащихся пользуются произведения В.В. Коровицина как наиболее подходящие по музыкально-художественному содержанию для использования в качестве педагогического репертуара на предметах хореографической направленности (классическому и народному танцам, композиции и постановке танца).

Репертуарная политика в рамках изучения дисциплины «Музыкальный инструмент» в колледже должна опираться на методологические положения о том, что музыкальное произведение не только повышает исполнительское мастерство учащихся, но и влияет на развитие личности студента колледжа искусств различных специализаций («Народное хоровое творчество», «Хореографическое творчество», «Инструментальное творчество»).

Библиографический список

1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1967.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.