Научная статья на тему 'Качество образования в вузе: сущность, структура и условия обеспечения'

Качество образования в вузе: сущность, структура и условия обеспечения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / QUALITY / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF HIGHER EDUCATION / СТРУКТУРА КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF STRUCTURE OF HIGHER EDUCATION / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клушина Н.П., Ящуткин В.А.

В статье рассматриваются сущностные характеристики понятия «качество образования» в философском и социально-антропологическом аспектах. Анализируются различные трактовки качества высшего образования. Характеризуется функционально-деятельностный подход к структурированию системы качества высшего образования. Делается акцент на общих, специфических инструментальных условиях повышения качества высшего образования. Авторы делают вывод о том, что качество высшего образования должно определяться и обеспечиваться в контексте сформированности способностей, компетенций поступков, поведения, проявления нравственности и духовности каждого студента в конкретных жизненных и образовательных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF EDUCATION IN HIGHER EDUCATION: BASICS, STRUCTURE AND CONDITIONS

The article deals with essential characteristics of a concept “quality of education” in the philosophical and socio-anthropological aspects. Various interpretations of the quality of higher education are analyzed. The article features a functional-activity approach to structuring the quality system of higher education. The emphasis is placed on general, specific instrumental conditions for improving the quality of higher education. The authors conclude that the quality of higher education shall be determined and provided in the context of other abilities, competencies, behavior, morality and spirituality of each student in concrete life and educational situations.

Текст научной работы на тему «Качество образования в вузе: сущность, структура и условия обеспечения»

руемостью и планируемостью результата формирования научно-исследовательской готовности магистрантов.

Основные принципы реализации рефлексивно-научного семинара как средств формирования готовности к научно-исследовательской деятельности магистрантов: ориентация магистрантов на самообразовательную деятельность; обеспечение выхода в рефлексивную позицию; принцип активизации исследовательской деятельности магистрантов посредством использования рефлексивных технологий обучения; принцип профессиональ-

Библиографический список

ной направленности исследовательской деятельности; принцип творческой самореализации в научно-исследовательской деятельности.

Формирование готовности магистрантов к исследовательской деятельности служит достижению одной из важнейших целей - научить магистрантов мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, требующие исследования в профессиональной сфере деятельности, используя актуальный исследовательский инструментарий.

1. Загвязинский В.И. Наступит ли эпоха Возрождения? Стратегия инновационного развития российского образования. Москва: Логос, 2014.

2. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика. Одарённый ребёнок. 2005; 1: 30 - 33.

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельности учащихся (сборник статей). Москва: МГДД(Ю)Т, 2003.

4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Москва, 2006.

5. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. Учен. Зап. Высш. шк. г. Одессы. Одесса, 1922; Т. 2; 102 - 106.

6. Хвостикова Е.С., Очирова Е.В. Исследовательская деятельность как основа формирования исследовательского опыта. Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. Vil междунар. студ. науч.-практ. конф.

7. Баймухамбетова Б.Ш. Формирование готовности магистрантов к исследовательской деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2011.

8. Сельдемирова Р.А. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к исследовательской деятельности в системе дошкольного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Новокузнецк, 2004.

9. Железняков А.С. Научная работа студентов и повышение уровня профессиональной подготовки. Новосибирск, 1995.

10. Шалчин И.В. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности. Интеграция образования. 2012; 1.

11. Слепнева К.А. Исследовательская компетенция магистров по направлению «Педагогическое образование»: анализ понятия. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; 01 (55) Часть 3: 56 - 58.

12. Available at: sibac.info/archive/humanities/7.pdf

References

1. Zagvyazinskij V.l. Nastupit li 'epoha Vozrozhdeniya? Strategiya innovacionnogo razvitiya rossijskogo obrazovaniya. Moskva: Logos, 2014.

2. Savenkov A.I. Issledovatel'skaya praktika: organizaciya i metodika. Odarennyjrebenok. 2005; 1: 30 - 33.

3. Leontovich A.V. Issledovatel'skaya deyatel'nosti uchaschihsya (sbornik statej). Moskva: MGDD(Yu)T, 2003.

4. Savenkov A.I. Psihologicheskie osnovy issledovatel'skogo podhoda k obucheniyu. Moskva, 2006.

5. Rubinshtejn S.L. Princip tvorcheskoj samodeyatel'nosti. Uchen. Zap. Vyssh. shk. g. Odessy. Odessa, 1922; T. 2; 102 - 106.

6. Hvostikova E.S., Ochirova E.V. Issledovatel'skaya deyatel'nost' kak osnova formirovaniya issledovatel'skogo opyta. Nauchnoe soobschestvo studentovXXI stoletiya. Gumanitarnye nauki: sb. st. po mat. VII mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf.

7. Bajmuhambetova B.Sh. Formirovanie gotovnosti magistrantov k issledovatel'skoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2011.

8. Sel'demirova R.A. Formirovanie gotovnosti studentovpedagogicheskogo kolledzha k issledovatel'skoj deyatel'nosti v sisteme doshkol'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novokuzneck, 2004.

9. Zheleznyakov A.S. Nauchnaya rabota studentov ipovyshenie urovnya professional'noj podgotovki. Novosibirsk, 1995.

10. Shalchin I.V. Formirovanie gotovnosti studentov vuza k nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. Integraciya obrazovaniya. 2012; 1.

11. Slepneva K.A. Issledovatel'skaya kompetenciya magistrov po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie»: analiz ponyatiya. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2017; 01 (55) Chast' 3: 56 - 58.

12. Available at: sibac.info/archive/humanities/7.pdf

Статья поступила в редакцию 10.05.18

УДК 371

Klushina N.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal

University (Stavropol, Russia), E-mail: klnp13@mail.ru

Yaschutkin V.A., senior lecturer, Stavropol State Pedagogical University (Stavropol, Russia), E-mail: klnp13@mail.ru

THE QUALITY OF EDUCATION IN HIGHER EDUCATION: BASICS, STRUCTURE AND CONDITIONS. The article deals with essential characteristics of a concept "quality of education" in the philosophical and socio-anthropological aspects. Various interpretations of the quality of higher education are analyzed. The article features a functional-activity approach to structuring the quality system of higher education. The emphasis is placed on general, specific instrumental conditions for improving the quality of higher education. The authors conclude that the quality of higher education shall be determined and provided in the context of other abilities, competencies, behavior, morality and spirituality of each student in concrete life and educational situations.

Key words: quality, quality of education, quality of higher education, quality of structure of higher education, quality management of education.

Н.П. Клушина, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: klnp13@mail.ru

В.А. Ящуткин, доц., Ставропольский государственный педагогический университет, г. Ставрополь,

E-mail: klnp13@mail.ru

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В статье рассматриваются сущностные характеристики понятия «качество образования» в философском и социально-антропологическом аспектах. Анализируются различные трактовки качества высшего образования. Характеризуется функ-ционально-деятельностный подход к структурированию системы качества высшего образования. Делается акцент на общих, специфических инструментальных условиях повышения качества высшего образования. Авторы делают вывод о том, что качество высшего образования должно определяться и обеспечиваться в контексте сформированности способностей, компетенций поступков, поведения, проявления нравственности и духовности каждого студента в конкретных жизненных и образовательных ситуациях.

Ключевые слова: качество, качество образования, качество высшего образования, структура качества высшего образования, управление качеством образования.

Эффективное развитие российского высшего образования во многом обусловлено деятельностью его субъектов по обеспечению качества образовательного процесса в вузе, выявлением наиболее существенных средств и ресурсов, позволяющих осуществить конструктивные качественные перемены в системе отечественной высшей школы.

Необходимо констатировать, что в отечественной науке универсального определения этого понятия не существует. В связи с этим обратимся к анализу понятия качества образования с целью выявления его наиболее сущностных характеристик. Качество, как базовая философская категория, обозначает неотторжимую от бытия материального или идеального объекта (вещи, явления или процесса) его существенную определенность, которая обусловливает его соответствующие отличия от других объектов. При этом трансформация качества неизбежно детерминирует изменения в объекте, превращая его в материальное или идеальное образование с иной сущностной определенностью [1].

Как полагает И.Я. Лернер, качество какого-либо объекта можно представить в виде его существенных, устойчивых свойств, которые позволяют ему быть именно этим объектом, а не каким-либо другим [2]. В этом аспекте явление качества обнаруживает себя в свойствах объекта. Отличаясь от качества, свойство характеризует только отдельную грань объекта, его единичный признак. Любая вещь, явление или процесс имеет бесчисленное количество свойств, но не все эти свойства одинаково равноценны [1, с. 15], поэтому качество необходимо рассматривать в виде совокупности не любых, а лишь наиболее значимых свойств предметов, явлений и процессов [1, с. 16].

Наряду с философским, понятие «качество» изучается в социально-антропологическом аспекте. В этом значении качество понимают, как объект, обладающей уникальной совокупностью свойств, обусловливающих возможность удовлетворения многообразных потребностей человека и социума в соответствии с культурной принадлежностью этого объекта.

В.В. Сериков полагает, что понятие качества может обозначать как объективную характеристику какого-либо предмета (набор его уникальных свойств), так и определённую модальность, то есть указание на степень его (предмета) совершенства [3, с. 259].

Обратимся к рассмотрению понятия «качество высшего образования». В отечественной педагогике в настоящее время актуализировано несколько близких, но, тем не менее, разных подходов к его определению.

Наиболее ограниченным в рамках перспектив развития отечественной педагогики, образовательной практики и соответствующих запросов российского общества является трактовка качества высшего образования в традициях знаниевой парадигмы, в методологических рамках которой обозначенное качество достигается в процессе репродуктивного усвоения студентами вуза профессионально ориентированных знаний, приобретения ими соответствующих умений и навыков. Этот подход в настоящее время является доминирующим в образовательной практике высшей школы. Между тем качество высшего образования наряду с знаниями, умениями и навыками должно ориентироваться на развитые интеллектуальные, нравственные и др. качества личности студентов, сформированные в соответствии с поставленными образовательными целями и задачами. Поэтому качество образования студентов высшей школы может характеризоваться как результат, показатели которого проявляются не только в знаниях, умениях и навыках, но и в определенных качествах личности обучающихся, обусловливающих их отношения к социокультурному миру. В таком значении под качеством высшего образования правомерно понимать системную совокупность его свойств, которые детерминируют его (высшего образования) способность адаптироваться к процессу реализации социального заказа по формированию и развитию личности студентов в аспекте их обученности, воспитанности, выраженности в их личностной сфере необходимых социальных, психических и физических свойств. Следовательно, качество высшего образования определяется не только состоянием профессионально обусловленных знаний, умений и навыков студентов вуза, но и качеством их личностного, духовно-нравственного, гражданско-патриотиче-ского и др. развития, определяющего способность выпускников высшей школы самостоятельно решать проблемы в различных областях своей жизнедеятельности [4].

Ряд исследователей связывают понятие качества высшего образования преимущественно с эффективностью деятельности образовательного учреждения. В этом значении обозначенное качество проявляется в:

1) способности образовательного учреждения в должной степени реализовывать поставленные педагогические цели и задачи;

2) наличии устойчивой положительной динамики развития образовательной системы вуза, в позитивном отношении к нему со стороны социума;

3) эффективном использовании кадрового потенциала образовательного учреждения;

4) постоянном совершенствовании образовательных подходов и педагогических технологий;

5) достижении реально значимых результатов в подготовке соответствующих специалистов и наличии конструктивных внешних связей образовательного учреждения [5].

Другие исследователи при анализе понятия качества образования делают акцент на уровне организации и результатах учебно-воспитательного процесса в вузе. В этом контексте качество высшего образования проявляется в системной целостности качества поставленных целей и соответствующих поученных результатов, то есть качество образовательного процесса высшей школы в этом значении характеризуется мерой достижения первоначально поставленных образовательных целей [6].

Следующие отечественные авторы необходимой характеристикой качества высшего образования считают его соответствие определенным стандартам. Как полагают исследователи, управление качеством высшего образования, определение его общей эффективности могут осуществляться только с опорой на конкретные стандарты. При этом стандарты трактуются как нормативные требования к образовательному учреждению, заявленные в разноплановых нормативных документах [7, с. 24].

Обратимся теперь к проблеме структуры качества высшего образования. Так, Г.А. Шабанов структуру качества образовательного учреждения (в том числе вуза) определяет в системной целостности следующих компонентов: педагогическое, информационное, материально-техническое и финансовое обеспечение качества образования. Такой подход к структурированию системы качества высшего образования является функциональ-но-деятельностным [8].

Е.И. Сахарчук определяет систему качества высшего образовательного учреждения в единой целостности следующих мероприятий: изучении запросов заинтересованных сторон; проектировании квалификационных требований к выпускнику вуза; соотнесении квалификационных требований к личности выпускника с образовательными возможностями вуза и корректировкой на основе этого соотнесения целевых, содержательных и технологических характеристик образовательного процесса; выборе образовательной парадигмы как методологической основы образовательного процесса; теоретической разработки и практической реализации мониторинга качества образования в вузе [9].

Обеспечение качества высшего образования во многом обусловлено эффективностью процесса управления обозначенным качеством в вузе. Управление как процесс трактуется в виде отношения между управляющим субъектом и управляемым объектом. При этом такое отношение требует от управляющего субъекта реализации определенных действий с целью обеспечения организованности управляемого объекта, в качестве которого выступает образовательный процесс [10, с. 184].

Г.А. Шабанов отмечает, что формирование системы управления качеством вузовского образования предполагает: конструирование внутреннего механизма, обусловливающего высокий качественный уровень образовательного процесса; разработку вариативного содержания образовательных программ; ориентацию на личностно-ориентированный подход в образовательном процессе; проведение обязательного мониторинга качества образовательного процесса; разработку необходимого учебно-методического обеспечения процесса образования и т. д. [8, с. 54].

Как полагает А.Ю. Парамонова, для повышения качественного уровня образования (к которому можно отнести и высшее образование) необходимо выполнить ряд условий [11]. Эти условия исследователь разделила на следующие группы: общие, специфические и инструментальные.

Общие условия детерминированы целями и задачами, связанными с оптимальным функционированием и развитием образовательного учреждения, материальным и моральным стимулированием преподавателей, достижением требуемого обществом качества образования в вузе.

Специфические условия связаны с научно-методическим обеспечением образовательного процесса вуза. Такие условия детерминированы задачами, обусловленными необходимостью

развития у студентов вуза творческого потенциала их личности, общественно значимых личностных качеств у будущих специалистов и др. К условиям этой группы А.Ю. Парамонова относит: совершенствование онтологического и социального статуса студентов, формирование у них способностей к успешной адаптации к современным требованиям рынка труда т. д.

К инструментальным условиям автор относит владение педагогами высшей школы современными педагогическими технологиями, что предполагает должное использование преподавателями: методик организации и проведения учебных занятий в

Библиографический список

традиционных и инновационных формах, владение ими необходимым понятийно-категориальным аппаратом теории обучения и воспитания, а также методиками анализа эффективности педагогической деятельности и т. д. [11].

В целом в аспекте личностно-ориентированной образовательной парадигмы качество высшего образования должно определяться и обеспечиваться в контексте сформированности способностей, компетенций поступков, поведения, проявления нравственности и духовности каждого студента в конкретных жизненных и образовательных ситуациях.

1. Евдакова Л.Н. Проектирование инновационной системы качества образования в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2005.

2. Лернер И.Я. Знания в составе содержания образования и их качества. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. Москва, 1978: 19 - 33.

3. Сериков В.В. Общая педагогика: Избранные лекции. Волгоград, 2004.

4. Управление качеством образования. Сборник методических материалов. Составитель О.Е. Лебедев. Москва, 2002.

5. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. Санкт-Петербург, 2003.

6. Поташник М.М. Качество образования: Проблемы и технология управления. Москва, 2002.

7. Слонкова А.В. Организационно-педагогические условия управления качеством среднего общего образования на муниципальном уровне. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Томск, 2000.

8. Шабанов Г.А. Педагогическое обеспечение качества образования в вузе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2006.

9. Сахарчук Е.И. Организационный механизм управления качеством подготовки специалистов в вузе. Университетское управление: практика и анализ. 2004; 3 (31): 63 - 67.

10. Проблемы модернизации образования: региональный контекст: монография. Рук. авт. коллектива В.Н. Грузков. Отв. редакторы: В.Н. Грузков, Д.Е. Давыдянц. Ставрополь, 2003.

11. Парамонова А.Ю. Качество образования, его критериальные показатели. Составляющие педагогического успеха в условиях модернизации образования: Межвузовский сборник научных трудов. Москва - Чебоксары, 2006: 35 - 44.

References

1. Evdakova L.N. Proektirovanie innovacionnoj sistemy kachestva obrazovaniya v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2005.

2. Lerner I.Ya. Znaniya v sostave soderzhaniya obrazovaniya i ih kachestva. Kachestvo znanij uchaschihsya i puti ego sovershenstvovaniya. Moskva, 1978: 19 - 33.

3. Serikov V.V. Obschaya pedagogika: Izbrannye lekcii. Volgograd, 2004.

4. Upravlenie kachestvom obrazovaniya. Sbornik metodicheskih materialov. Sostavitel' O.E. Lebedev. Moskva, 2002.

5. Panasyuk V.P. Shkola ikachestvo: vyborbuduschego. Sankt-Peterburg, 2003.

6. Potashnik M.M. Kachestvo obrazovaniya: Problemy i tehnologiya upravleniya. Moskva, 2002.

7. Slonkova A.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya upravleniya kachestvom srednego obschego obrazovaniya na municipal'nom urovne. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2000.

8. Shabanov G.A. Pedagogicheskoe obespechenie kachestva obrazovaniya v vuze. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

9. Saharchuk E.I. Organizacionnyj mehanizm upravleniya kachestvom podgotovki specialistov v vuze. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2004; 3 (31): 63 - 67.

10. Problemy modernizacii obrazovaniya: regional'nyj kontekst: monografiya. Ruk. avt. kollektiva V.N. Gruzkov. Otv. redaktory: V.N. Gruzkov, D.E. Davydyanc. Stavropol', 2003.

11. Paramonova A.Yu. Kachestvo obrazovaniya, ego kriterial'nye pokazateli. Sostavlyayuschie pedagogicheskogo uspeha v usloviyah modernizacii obrazovaniya: Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Moskva - Cheboksary, 2006: 35 - 44.

Статья поступила в редакцию 17.05.18

УДК 371

Klushina N.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal

University (Stavropol, Russia), Е-mail: klnp13@mail.ru

PRACTICALLY ORIENTED TRAINING OF STUDENTS FOR TEAM WORK. The article proves the urgency of forming an ability of students to work in a team in the process of studying at a university. The interpretation of the terms "team", "effective and ineffective team" is offered. The contents and technologies of practice-oriented training of students for team work are opened through the implementation of a modular, elective course "Team building"; organization of team project activities; conducting training on the formation of readiness to work in a team. The author concludes that the practice-oriented training allows creating an ability of students to work in teams, taking into account the nature of professional activities in the context of reproducing a real professional environment.

Key words: team, effective and ineffective team, practice-oriented training, modular course, project activity, training.

Н.П. Клушина, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: klnp13@mail.ru

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В КОМАНДЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье обосновывается актуальность формирования способности студентов работать в команде в процессе обучения в вузе. Предлагается трактовка понятий «команда», «эффективная и неэффективная команда». Раскрывается содержание и технологии практико-ориентированной подготовки студентов к командной работе посредством реализации модульного, элективного курса «Формирование команды»; организации командной проектной деятельности; проведения тренинга по формированию готовности работать в команде. Автор делает вывод о том, что практико-ориентированная подготовка позволяет формировать способность студентов работать в команде с учетом характера профессиональной деятельности в контексте, воспроизводящем реальную профессиональную среду.

Ключевые слова: команда, эффективная и неэффективная команда, практико-ориентированная подготовка, модульный курс, проектная деятельность, тренинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.