Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ'

ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческая группа / личностно-развивающие технологии / творческие способности / creative group / personality-developing technologies / creative abilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эркенов Радмир Асхатович

В современной образовательной системе актуальны механизмы личностно-развивающего обучения. Обозначенный подход требует развития у будущих специалистов личностных возможностей. Кроме того при реализации личностно-развивающего подхода формируются творческие способности будущих специалистов, а также их гражданские и общечеловеческие качества. Для того, чтобы каждый студент в период обучения в вузе развивал свои потенциальные возможности и чтобы все это было направлено на развитие его профессиональных качеств, необходимо создание особого рода педагогических ситуаций. Такие педагогические ситуации могут быть разрешены в рамках организации творческих групп. В таких группах студента ставят перед необходимостью проявить себя и как личность, и как профессионал-педагог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эркенов Радмир Асхатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanisms of personality-developing learning are relevant in the modern educational system. The indicated approach requires the development of personal capabilities in future specialists. When implementing a personal development approach, the creative abilities of future specialists, as well as their civic and universal qualities, are formed. In order for each student to develop their potential during their studies at the university and for all this to be aimed at developing their professional qualities, it is necessary to create a special kind of pedagogical situations. Such pedagogical situations can be resolved within the framework of the organization of creative groups. In such groups, the student is faced with the need to prove himself both as a person and as a professional teacher.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ»

активизируется образно эмоциональная сфера, а самое главное, задействуются фантазия и воображение при создании художественного образа в творческой работе на основе осмысления и преобразования литературного образа.

Пример задания на интегрированном уроке. Проводится совместный урок литературы и изобразительного искусства. Обучающиеся знакомятся с известным писателем, как Алексей Константинович Толстой, изучают его творчество и биографию. Прочтение стихотворения «Колышется море; волна за волной...». На основе прочитанного стихотворения обучающимся предоставляется задание создать собственные уникальные образы к произведению. Тем самым используется метод ассоциаций.

Выводы. Проанализировав литературу, мы уточнили рабочее определение «фантазия». Развитие фантазии у подростков на уроках изобразительного искусства ставит перед учителем ряд задач - сочетание разнообразных методов и форм обучения, а также наличие в учебных программах отдельных, непосредственно направленных на развитие фантазии обучающихся тем занятий, которые способствуют получению эффективного развивающего результата за счет расширения образно-эмоциональной сферы.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития фантазии подростков на уроках изобразительного искусства. Для решения данной проблемы авторы уточнили понятие «фантазия» подростков относительно развития данного качества на уроках изобразительного искусства; выявили и обосновали методы и формы развития фантазии подростков (метод экспериментирования, метод ассоциаций, метод творческого задания, форма интегрированного урока). Данные методы стимулируют развитие фантазии и воображения подростков, их личностный, культурный и творческий рост.

Ключевые слова: фантазия, подростковый возраст, метод экспериментирования, метод ассоциаций, метод творческого задания, форма интегрированного урока.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of the development of the fantasy of adolescents in the lessons of fine arts. To solve this problem, the authors clarified the concept of "fantasy" of adolescents regarding the development of this quality in the lessons of fine arts; identified and substantiated the methods and forms of adolescent fantasy development (the method of experimentation, the method of associations, the method of creative task, the form of an integrated lesson). These methods stimulate the development of fantasy and imagination of adolescents, their personal, cultural and creative growth.

Keywords: fantasy, adolescence, method experimentation, association method, creative task method, integrated lesson form.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1982. - 504 с.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПБ: Союз, 1997. - 96 с.

3. Карташева, А.Д. Развитие фантазии и воображения учащихся на занятиях по композиции / А.Д. Карташева, О.А. Овсянникова //E-SCIO.- 2021. -№ 5.-С. 623-629

4. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития / B.C. Мухина. - Москва: Академия, 2006. - 608 с.

5. Национальные проекты.рф: сайт. -2020. -URL: М1рз//национальныепроекты.рф/ (дата обращения: 29.04.2023)

6. Розетт, И.М. Психология фантазии / И.М. Розет. - Мн.: Университетское, 1991. - 342 с.

УДК 378

ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ О-РАЗВИВАЮЩИХ КАЧЕСТВ

СТУДЕНТОВ

аспирант Эркенов РадмирАсхатович Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

Постановка проблемы. Образование в условиях современной жизни является одним из доступных инструментов глубокого и гармоничного развития человеческой личности.

В целом проблема профессиональной подготовки считается одной из основных проблем педагогики. Сегодня педагогическая и психологическая науки обладает определенными знаниями в сфере формирования профессиональных компетенций, и использование этих знаний в образовательной деятельности является необходимым и важным условием формирования профессионально-квалифицированного будущего учителя.

Однако, постоянное развитие общества требует от будущих учителей не только профессиональные компетенции, но и способность быть открытой и независимой личностью, которая быстро адаптируется к изменениям в обществе. В связи с этим актуальной задачей образовательной деятельности является поиск новых методов обучения, отвечающих потребностям характера и современного общества.

Изложение основного материала исследования. Одним из современных методов обучения является личностно-развивающий подход в образовании.

Теория развития личностно-развивающих качеств личности тесно связана с гуманизацией образования. Гуманизация -это реализация мировоззренческого принципа, основой которого является уважение к людям, забота о них и вера в их огромные возможности для самосовершенствования [1].

Гуманизация образования основана на человеческой природе, признает право учащихся на всестороннее развитие и создает подходящие условия для этой цели. Гуманизация образования означает, что ориентацией учебного процесса является развитие личностных качеств и личностное развитие учащихся, приоритеты универсальных ценностей и взаимодействие между людьми и обществом.

Эта идея отражена в совместном обучении. Гумманизация воспринимается как установление человеческих отношений между участниками учебного процесса. Основное внимание в совместном обучении уделяется уникальной личности в целом и стремлению максимизировать свои способности [2].

Особенность этого метода заключается в сосредоточении внимания на характеристиках личности учащегося, формирование и развитие которых не регулируется кем-либо, а основано на его способностях. Целью является поиск методов и инструментов обучения, соответствующих индивидуальным характеристикам каждого учащегося.

На основе идей гуманизации образования строится личносто-развивающий подход в образовании.

Если традиционное обучение приближает каждого учащегося к параметрам с заданными характеристиками, то личносто-развивающее обучение основано на понимании уникальности умственного опыта учащихся как важного источникаличной жизнедеятельности [3].

Основными задачами этого метода являются:

- раскрытие личных когнитивных способностей каждого учащегося;

- развитие творческих способностей;

- развитие самосознания и самосовершенствования.

При личносто-развивающем обучении педагоги должны уделять внимание личности учащихся, их интеллектуальному развитию, гражданской ответственности, духовному воспитанию и раскрытию творческого потенциала.

Целью обучения - является создание условий для полноценного развития личности учащихся, которые помогут развить следующие характеристики:

* индивидуальность - уникальная черта или сочетание черт человека, которые отличают его от других;

* способность делать осознанный выбор;

* способность размышлять и оценивать свою жизнь;

* самосознание - готовность человека проявлять сознательность и инициативу, чтобы максимизировать развитие своих способностей;

* самовыражение - это процесс и результат развития внутренних качеств и способностей человека;

* формирование образа "я" - это понимание человеком собственных представлений о себе;

* способность брать на себя ответственность за свои действия.

При применении личноство-развивающего подхода учащиеся являются основными участниками образовательного процесса. В соответствии с их личностными качествами определяется содержание и метод образовательного процесса, а также стиль взаимоотношений между преподавателями и студентами. Вместе с преподавателями учащиеся считаются равноправными участниками образовательной деятельности. Здесь преподаватель не навязывает материалы, необходимые для обучения, а создает наилучшие условия для самосознания учащихся. В то же время преподаватели действуют не только как "источники информации и знаний", но и как помощники в развитии личности учащихся. Преподаватель руководит и направляет деятельность студентов, что способствует самостоятельному достижению поставленных перед ними целей.

Обучение по личноство-развивающим принципам предполагает сосредоточение внимания на воспитании и развитии учащихся с учетом их личных характеристик, таких как возраст, физиология, интеллект и психология. Принимая во внимание образовательные потребности учащихся, необходимо обращать внимание на разный уровень сложности доступных материалов. В то же время группы студентов можно различать в зависимости от их знаний и способностей в профессиональной сфере, но каждый студент считается уникальной индивидуальной личностью [3].

Таким образом, при личностно-развивающем обучении, учащиеся всесторонне участвуют в образовательной деятельности на каждом этапе, осознавая процесс обучения и его управление. В свою очередь, преподаватель является организатором и координатором студенческих мероприятий. При таком обучении студентов учат ставить цели, осваивать методы воспитательной деятельности и формировать навыки самоанализа. Главная задача - обеспечить самоопределение личности, их личностный рост и открытие новых знаний и методов деятельности.

Одним из инструментов успешного внедрения личностно-развивающего подхода в образовании мы предлагаем организацию творческих групп обучающихся для решения конкретных проектных заданий.

Взаимодействие студентов в творческой группе - это сложная образовательная система, которая включает в себя восприятие и усвоение информации о теме обсуждения; привлечение позитивного отношения к участию; обращение к личностным качествам студентов.

Важным условием для творческого взаимодействия является общение, основанное на партнерстве. Такое взаимодействие обеспечивает активность, самостоятельность и креативность учащихся. Благодаря общению они приобретают личностные качества, которые помогают преодолеть низкую самооценку и неуверенность в себе. Такого рода коммуникация помогает сформировать творческую инициативу, а также придает знаниям, навыкам и умениям особую личностную значимость.

В нашем понимании, творческая группа - это группа студентов (примерно 8-10), которые приблизительно равны в психологических характеристиках, научных интересах, исследовательских проблемах и профессиональных целях.

При организации творческой группы, первое, на что надо обратить внимание, это на психологическую совместимость участников группы. Важно чтобы все участники чувствовали себя комфортно. Без этого невозможно проявление творческой индивидуальности. Для этого преподавателем должна быть проведена предварительная работа, возможно даже совместно со штатным психологом. На основе изучения и определения личностных характеристик гарантируется психологическая совместимость студентов группы.

Основным содержанием работы творческой группы является деятельность студентов в процессе аудиторной или внеаудиторной работы.

Главные задачи, которые решаются в процессе работы творческих групп:

- определить, сформировать и развить профессиональные интересы студентов, что поможет в организации учебно-научно-воспитательного процесса;

- координировать усилия преподавателей со студентами;

- осуществлять сотрудничество между студентами и преподавателями: включение студентов в научные сообщества и проблемные группы; участие старшеклассников в качестве школьных консультантов; возможность участия студентов в административных совещаниях, конференциях и семинарах с преподавателями;

- устанавливать образовательные связи, принимая во внимание потребности в личном и профессиональном сознании и высокую степень самосознания; предоставлять корректирующие задания студентам в области профессиональной самообразовательной деятельности;

- усилить функции студенческого менеджмента в образовательном процессе университетского типа: итоговые совещания, оценка эффективности деятельности университетского подразделения и т.д.

Вся организация подготовки студентов и создание творческих групп осуществляется преподавателем - руководителем творческой группы.

Для успешной организации творческих групп на основе личноство-развивающего подхода необходимо соблюсти ряд условий во время работы группы:

- доверительный стиль общения между участниками группы;

- искренность участников коммуникации;

- уважение чужого мнения, точки зрения собеседника;

- рефлексия полученной информации.

Какие же проблемные ситуации могут быть темой или заданием для работы в творческих группах? На наш взгляд технологии создания таких ситуаций индивидуальны и во многом зависят от педагогического мастерства руководителей творческих групп. Главные условия, которые должны выполняться: ориентация на профессиональную направленность студентов, учёт психологических и возрастных особенностей участников группы и представление материала, который имеет актуальность и мотивирует участников на развитие творческих способностей и личностных качеств.

Выводы. На наш взгляд, творческая группа - это добровольный, временный научно-исследовательский коллектив, который создается для решения конкретной задачи обучения и курируется научным руководителем.

В данной статье, мы предложили одну из технологий для формирования личностно-развивающих качеств студентов. Дальнейшая работа будет направлена на апробацию выдвинутых предложений.

Аннотация. В современной образовательной системе актуальны механизмы личностно-развивающего обучения. Обозначенный подход требует развития у будущих специалистов личностных возможностей. Кроме того при реализации личностно-развивающего подхода формируются творческие способности будущих специалистов, а также их гражданские и общечеловеческие качества. Для того, чтобы каждый студент в период обучения в вузе развивал свои потенциальные возможности и чтобы все это было направлено на развитие его профессиональных качеств, необходимо создание особого рода педагогических ситуаций. Такие педагогические ситуации могут быть разрешены в рамках организации творческих групп. В таких группах студента ставят перед необходимостью проявить себя и как личность, и как профессионал-педагог.

Ключевые слова: творческая группа, личностно-развивающие технологии, творческие способности.

Annotation. The mechanisms of personality-developing learning are relevant in the modern educational system. The indicated approach requires the development of personal capabilities in future specialists. When implementing a personal development approach, the creative abilities of future specialists, as well as their civic and universal qualities, are formed. In order for each student to develop their potential during their studies at the university and for all this to be aimed at developing their professional qualities, it is necessary to create a special kind of pedagogical situations. Such pedagogical situations can be resolved within the framework of the organization of creative groups. In such groups, the student is faced with the need to prove himself both as a person and as a professional teacher.

Keywords: creative group, personality-developing technologies, creative abilities.

Литература:

1. Кузнецов, M.E. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография / М.Е. Кузнецов. - Новокузнецк, 2015. - 342 с.

2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. - Москва: Народное образование, 2016. -256 с.

3. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография / В.В. Сериков. -Волгоград: Перемена. 2014. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.