DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-10 УДК 37.014
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ И ЕЁ МЕТОДЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Гайфутдинова А.Р.
Надежды на будущее России связаны, прежде всего, с подготовкой в системе высшего профессионального образования специалиста, способного к активной творческой деятельности и самореализации в сложных социокультурных условиях. Концепция развивающего обучения диктует необходимость проявления субъектной позиции студента в процессе обучения, что предполагает развитие его творческой активности.
Цель исследования: разработать педагогические условия развития творческой активности студентов в процессе обучения иностранному языку.
Новизна исследования: Выявлены теоретические подходы развития творческой активности личности, дидактические возможности и особенности развивающих технологий (брейнсторминг, синектика, метод «номинальных групп», метод Дельфи) в процессе обучения иностранному языку в зарубежной педагогике и возможности их использования в совершенствовании отечественной системы образования. Определены критерии (мотивационно-ценностный: направленность и интерес к предмету; способность к самоорганизации, саморазвитию и самореализации творческих замыслов; профессиональное самоутверждение и проявление личностного смысла студента в межкультурном взаимодействии; когнитивный: активность студентов в усвоении учебного материала; проявление интеллектуальной инициативы, познавательного творчества, развитие творческого мышления, поисково-исследовательский характер овладения учебным материалом по
предмету; операционно-деятельностный: развитие творческих способностей и умений; самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, умения и навыки анализировать и делать умозаключения, приобретение новых знаний и опыта осуществления творческих процедур (эвристические приемы, ассоциативные механизмы и др.) и уровни (низкий, средний, высокий) развития творческой активности студентов в процессе обучения.
Иностранный язык, обладающий специфическим соотношением знаний и умений, выступает важным средством развития творческой активности студентов. Эффективные средства обучения иностранному языку обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми студентами, но и развитие творческой активности, стремление к созиданию чего-то нового.
Ключевые слова: творчество, активность студентов, творческий процесс.
DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS AND IT'S METHODS IN THE FOREIGN PEDAGOGICS
Gajfutdinova A.R.
Hope for the future of Russia are connected, first of all, with the preparation in the system of higher professional education of specialists, capable of active creative activity and self-realization in the complicated socio-cultural conditions. The concept of developing education dictates the necessity of the subjective position of the student in the learning process that requires development of his creative activity.
The purpose of research: to develop the pedagogical conditions of development of creative activity of students in the process of learning a foreign language.
The novelty of the study: Identified theoretical approaches of development of creative activity of the person, didactic features and functionality of developing technologies (brainstorming, sinektika, the method of «nominal group», the Delphi technique) in the process of teaching a foreign language in a foreign education and
opportunities for their use in the improvement of the national system of education. Criteria have been defined (motivational value: focus and interest in the subject matter; ability to self-organization, self-development and self-realization of creative plans; professional self-assertion and the manifestation of the personal sense of the student in a cross-cultural interaction and cognitive activity of students in mastering of educational material; manifestation of intellectual initiative, cognitive creativity, the development of creative thinking, search and research of mastering of educational material on the subject; operational activity: the development of creative abilities and skills; self-combination of well-known methods of the activity of the new, knowledge and skills to analyze and make conclusions, the acquisition of new knowledge and the experience of creative procedures (heuristic techniques, associative mechanisms, etc.) and levels (low, medium, high) of development of creative activity of students in the learning process.
A foreign language, with the specific ratio of knowledge and skills, is an important means of development of creative activity of students. Effective means of teaching a foreign language not only provide the successful mastering of a teaching material all students, but also the development of creative activity, the desire to create something new.
Keywords: creativity, activity of students, creative process.
В аспекте развития творческих способностей студентов проблема формирования творческой активности является одной из важнейших. Творческая активность является чрезвычайно сложной, проявляющейся в удивительном многообразии форма деятельности человека.
Активность личности - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении: интегральная характеристика. Активность личности - активная жизненная
позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отставании своих взглядов, единстве слова и дела.
Формирование творческой активности студентов предполагает: развитие творческого мышления, воображения, фантазии, а также развитие таких качеств личности студента как эмоциональность, терпение, упорство и т.д. Среди перечисленных качеств личности студента, особое значение мы придаем развитию творческого мышления, связанного с интуицией, воображением, фантазией и соответственно с творческой активностью студента.
Поэтому для формирования творческой активности студентов на занятиях иностранного языка, необходимы соответствующие условия, главными из которых являются:
- творческое отношение преподавателя к своей работе;
- создание благоприятного морально-психологического климата в группе;
- увеличения творческих заданий на занятиях;
Эффективность формирования творческой активности студентов во многом зависит от преподавателя, его доброжелательного отношения к студентам, готовности им помочь, стиля общения со студентами, который должен строиться на педагогическом сотрудничестве, создавать положительную мотивацию для стимулирования их творческой активности. Задача преподавателя - подобрать и использовать такие эффективные формы и методы работы, которые бы максимально содействовали формированию творческой активности студентов, активизировали их мышление и воображение.
Формирование творческой активности студентов реализуется на практических, а также факультативных занятиях по иностранному языку, которые служат дополнительными источниками получения новых и более углубленных знаний в области языка. Именно творческая активность помогает студентам творить и реализовать свои творческие замыслы, способствуют творческому отношению студентов к действительности.
Формирование творческой активности непосредственно связано с личностью студента, с его интересами, мотивами. Всё это должен учитывать преподаватель при планировании и построении учебных занятий.
С целью определения эффективности дидактической деятельности преподавателя по формированию творческой активности студентов нами была проведена опытно-экспериментальная работа.
Объектом исследования был процесс формирования творческой активности студентов. Предметом исследования - выявление эффективности деятельности преподавателя по формированию творческой активности студентов в процессе обучения.
Эксперимент включал три основных этапа: диагностический, обучающий и контрольный. Диагностический эксперимент включал решение следующих задач:
1) Провести диагностику исходного состояния познавательной активности студентов.
2) Оценить уровень творческого потенциала студентов.
Объектом исследования выступили студенты 1-ых курсов филиала Инженерно-экономической академии г.Чистополя. Группы отбирались с тем условием, чтобы между студентами контрольных и экспериментальных групп не было существенных различий в уровне их познавательной активности и творческого потенциала.
Познавательная активность студентов выявлялась при помощи анкеты, которая содержала 10 вопросов, и с помощью которой мы определили, каков же фактический уровень развития познавательной творческой активности студентов, каков круг представлений, понятий, суждений и оценок по интересующим нас вопросам, которые формируются у студентов неязыкового вуза?
Очень важным показателями уровня развития познавательной творческой активности студентов являются мотивы, побуждающие к изучению того или,
иного предмета. Поскольку мы проводим наше исследование в процессе изучения иностранного языка, то студентам было предложено в вопросе №4 представленной анкеты, ответить: «Что же побуждает их изучать иностранный язык?». Наибольшее количество студентов (57%) считает, что каждый образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык. Однако по результатам анкетирования можно сделать вывод, что есть студенты, которые изучают язык только для того, чтобы сдать зачет или экзамен (21%).
О факторах, негативно влияющих на отношение студентов к изучению иностранного языка, можно судить по результатам ответов на пятый вопрос анкеты: «Считаете ли вы необходимым изучение иностранного языка в вузе ?» В основном нежелание изучать иностранный язык у них вызывает низкий уровень школьной подготовки по иностранному языку, изучение другого иностранного языка в школе, низкий уровень языковых способностей. (22%)
На десятый же вопрос анкеты «Занимаетесь ли вы самостоятельно иностранным языком в свободное время?» основная часть студентов ответила, что «хотела бы, но не хватает времени». (72%)
Чуть меньше половины испытуемых (47%) предложили ввести дополнительные занятия по иностранному языку, больше разговорной речи и изъявили желание общаться с иностранцами. Это доказывает, что студенты заинтересованы в изучении иностранного языка.
Для того чтобы судить об уровнях познавательной активности студентов, необходимо рассмотреть итоги опроса в целом. На основании полученных нами данных, мы выделяем три уровня познавательной активности студентов: «высокий», «средний», и «низкий».
К «высокому» уровню мы относим тех студентов, которые дали положительные ответы, обнаружили необходимые знания, и умение выражать свои мысли.
К «среднему» уровню относятся студенты, которые на часть вопросов дали удовлетворительные ответы, а на часть вопросов -неудовлетворительные.
К «низкому» уровню следует отнести тех студентов, которые неудовлетворительно ответили на все или на большинство предложенных вопросов, показав отсутствие интереса к проблемам учебной деятельности. Нами было выявлено, что у большинства студентов низкий уровень познавательной активности. Иностранный язык они изучают исключительно из-за того, что предмет этот предусмотрен учебным планом, и оценка идет в диплом (53%).
Вместе с тем, в этих же учебных группах, встречаются студенты с широким кругозором и стремлением познать как можно больше. (17%)
Таким образом, для студентов 1-х курсов характерны различные уровни развития познавательной активности. Это обстоятельство мы объясняем различной организацией учебного процесса в различных школах, в которых настоящие студенты обучались до поступления в вуз; тем, что некоторые до поступления в вуз изучали другой язык; различными условиями воспитания, а также индивидуальными особенностями и склонностями студентов.
Уровень творческого потенциала студентов мы определяли при помощи анкеты «Оценка уровня творческого потенциала личности» [1].
Выявленный уровень творческого потенциала студентов свидетельствует, что уровень творческого потенциала студентов экспериментальных групп совпадает с уровнем творческого потенциала контрольных групп. В среднем исследования показали, что основная масса студентов имеет чуть выше среднего (13,6%), выше среднего (43,2%) и высокий (20,5%) творческий потенциал .
Обозначив базу исследования, мы приступили к разработке методики формирующего эксперимента.
На первом этапе были четко определены цели и задачи процесса обучения иностранному языку.
Основную дидактическую цель данного процесса обучения составляет формирование творческой активности студентов.
В задачу преподавателя входит построение учебного процесса в соответствии с общедидактическими принципами. Процесс формирования творческой активности студентов строится с учётом таких дидактических принципов, как сознательности и активности, наглядности,
систематичности и последовательности, сочетания коллективного и
индивидуального обучения, дифференцированного подхода, коммуникативной основы обучения.
Принцип сознательности и творческой активности, предполагающий единство преподавания и учения, обосновывает необходимость стимулирования активности в познавательной деятельности для ее сознательного овладения. В обучении иностранному языку этот принцип, с одной стороны, подразумевает глубокое осознание высокой потребности в знании языка как в общественно-государственном, так и сугубо личностном плане [2].
Познавательная активность студентов органически вытекает из их сознательного отношения к изучению иностранного языка, соответствующей мотивации. Она связана и с посильностью предъявляемого материала, с эмоциональным к нему отношением, определяется развитием потребности в познавательной деятельности, активизирующей волевые процессы, направленные на освоение учебного материала, которая проявляется в соответствующей активности в изучении понятий как иностранного, так и родного языков, что способствует их глубокому освоению.
Принцип наглядности при обучении иностранному языку, исходя из его сущности, заключается в создании ясного, образного, близкого к реальному, представления об изучаемых предметах и явлениях.
Наглядность облегчает семантизацию языкового материала, создает благоприятные условия для использования языка, как средства общения. Очень важен и тот факт, что различные виды наглядности воздействуют на эмоциональную сферу учащихся, активизируя волевые процессы, мобилизуя функциональные резервы студентов, обостряя их память [4].
Успешно применяется и зрительная наглядность (плакаты, рисунки, схемы), способствующая реализации принципа сознательности, особенно, при изучении правил грамматики. Однако такую наглядность следует предъявлять по мере изложения учебного материала, не злоупотребляя пособиями, что может вызвать рассеивание внимания. Надписи на плакатах должны быть читаемыми, рисунки - понятными. [2].
Принцип систематичности и последовательности является одним из ведущих, его сущность заключается в изложении учебного материала на основе его внутренней логики, преемственности, диалектической связи предшествующей и последующей информации, формировании навыков и умений также в определенной системе[5].
Принцип сочетания индивидуального и коллективного обучения иностранному языку находит свое применение, как в языковых вузах, так и в неязыковых вузах.
Принцип дифференцированного подхода в обучении позволяет обеспечить базовый уровень знаний всем учащимся, организовать работу с малыми группами на нескольких уровнях усвоения, учитывать индивидуальные особенности учебной деятельности учащихся, осуществлять групповую работу по усвоению понятий иноязычной речи [6].
Принцип коммуникативной основы обучения предусматривает создание на занятиях оптимальных условий для удовлетворения потребности учащегося в общении и максимального развития у него коммуникативных способностей.
Следует отметить, что рассмотренные принципы в реальном процессе обучения выступают во взаимодействии друг с другом, дополняют и усиливают
друг друга. Только совокупное действие принципов обучения обеспечивает правильное определение его задач, отбор содержания, выбор форм, методов и средств наиболее целесообразной деятельности, как преподавателей, так и обучаемых.
Основываясь на анализе научной психолого-педагогической литературы и принимая во внимание исследования практической направленности работы, мы пришли к выводу, что на формирующем этапе эксперимента наиболее характерными для формирования творческой активности является следующие формы и методы активизации учебного процесса:
- игровые методы, включая деловые игры, возможности которых значительно возрастают при использовании компьютерной техники. Хорошо организованная деловая игра вызывает интерес, который может сохраниться на протяжении всего обучения в вузе. Наиболее полно и наглядно творческие способности личности проявляются в неожиданных и нетипичных ситуациях. Такие ситуации, будучи проблемными, несут в себе возможность и необходимость целеполагания и целеосуществления, что является дидактическим условием развития познавательной активной личности.
В деловых играх отражается динамика будущей профессиональной деятельности, её особенности, сложности и основные проблемы. Студенты привыкают к будущей специальности, обретают своё профессиональное лицо, испытывают удовлетворение от постижения профессии, приобретая такой опыт, который формируется только в процессе выполнения профессиональных функций. С помощью деловых игр можно проигрывать профессиональные ситуации с типовыми ошибками, а затем подвергать их анализу. Эмоционально-значимые фрагменты игрового общения, остроумные решения, элементы рационального анализа могут стать своеобразными сигналами для запоминания и использования полученной информации в дальнейшей профессиональной деятельности.
Продуманная деловая игра выявляет закономерности профессиональной деятельности и усвоения студентами теоретического материала, поэтому её обучающий эффект очень высок.
- дискуссионные методы, которые повышают мотивацию и включенность студентов в познавательный процесс, стимулируют мышление, способствуют формированию и развитию способностей к самостоятельности суждений и отстаиванию своей точки зрения и приучают анализировать и оценивать взгляды других;
- метод упражнений, сущность которого состоит в том, что студенты производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путём углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают своё мышление и творческие способности. Из этого определения следует, что упражнения должны содействовать развитию творческих способностей и сочетать в себе не только подражательную, но и творческую деятельность студентов.
Следующий - метод синектики, автором которого считается Дж. Гордон, который получил разностороннюю подготовку в Гарвардском, Калифорнийском, Пенсильванском и Бостонском университетах. Сам термин "синектика" обозначает "объединение разнородных элементов". Творческий процесс даже отдельного человека, с точки зрения Дж. Гордона, аналогичен творческому процессу коллектива людей, имеющих в совокупности разностороннюю подготовку.
В первую группу синектиков, которая была организована в США Дж. Гордоном в 1952 г., входили люди разной квалификации и образования: архитектор, инженер, биолог, дизайнер. Неожиданно для всех эта группа сделала много изобретений.
Метод синектики получил дальнейшее развитие и теоретическое обоснование в работах Г. Я. Буша. Суть метода синектики заключается в
следующем. На первых этапах его применения идет процесс обучения "механизмам творчества". Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют "операционными механизмами". К ним причисляют прямую, личную и символическую аналогии. Такие явления, как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование не относящихся к делу возможностей, применение неожиданных метафор и элементов игры, считают "неоперационными механизмами", развитие которых не гарантируется обучением, хотя может оказать на их активизацию положительное влияние [5].
Метод мозгового штурма осуществлялся через использование эффектов групповой деятельности, группового мышления, спонтанного выдвижения гипотез, что способствовало увеличению числа генерируемых идей, давало возможность развивать точки зрения других участников и, следовательно, развивать творческую активность студентов.
При проведении метода «мозгового штурма» использовались принципы, разработанные А.Осборном; а именно: генерирование идей, способствующих творческому решению проблем; использование эффектов групповой деятельности, группового мышления, групповой динамики, приемов ассоциирования; спонтанного выдвижения гипотез; отсроченного суждения, которые способствовали увеличению числа генерируемых идей. Это давало возможность для развития и разработки идеи других участников занятия, и, таким образом, обеспечивало разнообразие точек зрения на одну и ту же проблему [7].
Теоретический анализ различных педагогических подходов показывает, что наиболее характерным направлением повышения эффективности вузовского обучения является создание таких психолого-педагогических условий, в которых, студент может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект учебной деятельности. Следовательно, необходимо отметить следующие факторы и условия,
способствующие творческой самореализации учащихся, которых мы будем придерживаться в процессе обучения студентов [1]:
1. Организация учебной, творческой и других видов деятельности студентов с учётом их интересов и склонностей.
2. Постепенное увеличение трудности, сложности, проблемности задач и заданий.
3. Организация конкурсов, соревнований олимпиад, выставок, творческих достижений учащихся.
4. Показ значимости того вида творческой деятельности, где личность стремится максимально реализовать себя.
5. Похвала, поощрение учащегося в случае его особых творческих достижений.
Необходимо согласиться с тем, что большую роль в повышении творческой активности обучения играют олимпиады и конкурсы по иностранному языку, участие в таком творческом соревновании, как известно, воспитывает у студентов стремление расширить свой кругозор, развивает у них навык самостоятельной работы. Также олимпиады повышают интерес к углубленному изучению иностранного языка и служат эффективным средством пропаганды знаний «студент-отличник». Опыт проведения олимпиад по иностранному языку в вузах, свидетельствует об их эффективности. Очень важно, чтобы каждая олимпиада по любому предмету, в частности по иностранному языку, имела профессиональную направленность.
Итак, делая выводы по диагностической и формирующей части эксперимента, следует отметить, что с учётом выявленных условий обучения нами реализуются вышеперечисленные формы, методы, приёмы работы со студентами, и средства обучения формированию творческой активности студентов на занятиях по иностранному языку.
Ещё раз следует отметить, что современный процесс обучения требует разработки и внедрения новых технологий при изучении иностранного языка,
которые играют важную роль в формировании творческой познавательной активности студента. Исследование творческой познавательной активности является актуальной проблемой в связи с выявлением закономерностей, разработкой методологии и теории творческой активности, подготовки на их основе творчески активных студентов процессе изучения иностранного языка в вузе. Изучение механизмов и закономерностей творческой активности показывает, что все качества человека, необходимые для её формирования, развиваются в процессе обучения и воспитания, что каждому человеку доступны самые высокие достижения, обусловленные заинтересованностью в процессе обучения. Решение нестандартных задач в любой сфере деятельности и есть творческая активность.
Ведь формируя творческую активность, тем самым мы развиваем у личности студента ее способность к саморазвитию, а также способствуем развитию таких личностных качеств, как эмоциональность, настойчивость, трудолюбие, внимательность, целенаправленность и др.
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика. Москва, 2000. С. 550-551.
2. Баранов С.В., Болотина Л.Р., Воликова Т.В., Сластёнин В.А. Педагогика. Москва, 1981. С. 87-97.
3. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры - к профессиональному творчеству. Минск, 1989. С. 10-13.
4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Москва, 1995. С. 302-303.
5. Мелхорн Г. Творческое мышление и творческая деятельность студента / Г.Мелхорн, К.Г. Мелхорн // Современная высшая школа. 1982. № 3. С. 34-37.
6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Москва, 2003. С. 174-184.
7. Gilford J. Creative Learning. Educational Leadership 48, no. 5 (1973). References
1. Andreev V.I. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 2000. pp. 550-551.
2. BaranovS.B., Bolotina L.R., Volikova T.V., Slastenin V.A. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 1981. pp. 87-97.
3. Gabrusevich S.A., Zorin G.A. Ot delovoy igry - k professionalnomu tvorchestvu [From a business game - a professional creative]. Minsk, 1989. pp. 10-13.
4. Komenskiy Ya.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Mоscоw, 1995. pp. 302-303.
5. Melkhorn, G., Melkhorn Kh.G. Sovremennaya vysshaya shkola, no. 3 (1982): 34-37.
6. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika [Pedagogy]. Mосcоw, 2003. pp. 174-184.
7.Gilford J. Creative Learning. Educational Leadership 48, no. 5 (1973).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Гайфутдинова Айгуль Рафкатовна, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Филиал «Казанского (Приволжского) федерального университета» в г. Чистополе
ул. Студенческая, д.15, г. Чистополь РТ, 422950, Россия e-mail: gajfutdinova80@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Gajfutdinova Ajgul Rafkatovna, lecturer of the Department of humanitarian and social-economic disciplines
Branch of «Kazan (Volga) Federal University» in Chistopol 15, Student street, Chistopol, 422950, Russia
e-mail: gajfutdinova80@mail. ru Рецензент:
Долматов О.А., кандидат педагогических наук, доцент, «Чистопольский филиал Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева»- КАИ