Научная статья на тему 'Использование личностно-ориентированного подхода для развития творческого воображения у студентов-дизайнеров в процессе разработки книжной графики с использованием цифровых технологий'

Использование личностно-ориентированного подхода для развития творческого воображения у студентов-дизайнеров в процессе разработки книжной графики с использованием цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн-образование / личностно-ориентированный подход / творческое воображение / компьютерный дизайн книги / цифровая иллюстрация / книжная графика / design education / student-centered approach / creative imagination / computer book design / digital illustration / book graphics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ксения Владимировна, Романова Людмила Николаевна

В статье рассматривается применение личностно-ориентированного подхода к процессу обучения, который направлен для развития творческого воображения будущих графических дизайнеров в процессе создания книжной иллюстрации, где творческое воображение выступает как профессионально важный фактор их деятельности. Преподавание студентам основ книжной графики актуально на современном этапе, так как работа студентов над созданием проектов в области цифровой иллюстрации, позволяет решать проблемы, поставленные перед ними, в плане творческого подхода к образному моделированию и конструированию объектов книжного дизайна. В работе отмечается целесообразность применения современных цифровых технологий в учебном процессе, что способствует развитию творческого воображения у студентов-дизайнеров. Авторами рассматривается создание книжной графики с использованием современных цифровых программ, благодаря которым, при соблюдении определенных условий, открываются новые возможности в образовательном процессе, предоставляющие будущим специалистам недоступные ранее ресурсы для поиска своего неповторимого художественного стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING A STUDENT-CENTERED APPROACH TO DEVELOP THE CREATIVE IMAGINATION OF DESIGN STUDENTS IN THE PROCESS OF DEVELOPING BOOK GRAPHICS USING DIGITAL TECHNOLOGIES

The article discusses the application of a student-centered approach to the learning process, which is aimed at developing the creative imagination of future graphic designers in the process of creating book illustrations, where creative imagination acts as a professionally important factor in their activities. Teaching students the basics of book graphics is relevant at the present stage, since the work of students on creating projects in the field of digital illustration allows them to solve the problems posed to them in terms of a creative approach to figurative modeling and construction of book design objects. The paper notes the feasibility of using modern digital technologies in the educational process, which contributes to the development of the creative imagination of design students. The authors consider the creation of book graphics using modern digital programs, thanks to which, subject to certain conditions, new opportunities open up in the educational process, providing future specialists with previously unavailable resources to search for their unique artistic style.

Текст научной работы на тему «Использование личностно-ориентированного подхода для развития творческого воображения у студентов-дизайнеров в процессе разработки книжной графики с использованием цифровых технологий»

Использование личностно-ориентированного подхода для развития творческого воображения у студентов-дизайнеров в процессе разработки книжной графики с использованием цифровых технологий

Зотова Ксения Владимировна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дизайна и медиатехнологий в искусстве Института изящных искусств, Московского педагогического государственного университета E-mail: ksenya_vladimirovna_zotova@inbox.ru

Романова Людмила Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедры дизайна и медиатехнологий в искусстве Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета E-mail: lnromanova@mail.ru

В статье рассматривается применение личностно-ориенти-рованного подхода к процессу обучения, который направлен для развития творческого воображения будущих графических дизайнеров в процессе создания книжной иллюстрации, где творческое воображение выступает как профессионально важный фактор их деятельности.

Преподавание студентам основ книжной графики актуально на современном этапе, так как работа студентов над созданием проектов в области цифровой иллюстрации, позволяет решать проблемы, поставленные перед ними, в плане творческого подхода к образному моделированию и конструированию объектов книжного дизайна. В работе отмечается целесообразность применения современных цифровых технологий в учебном процессе, что способствует развитию творческого воображения у студентов-дизайнеров. Авторами рассматривается создание книжной графики с использованием современных цифровых программ, благодаря которым, при соблюдении определенных условий, открываются новые возможности в образовательном процессе, предоставляющие будущим специалистам недоступные ранее ресурсы для поиска своего неповторимого художественного стиля.

Ключевые слова: дизайн-образование, личностно-ориентиро-ванный подход, творческое воображение, компьютерный дизайн книги, цифровая иллюстрация, книжная графика.

о с

CJ

см о см

На современном этапе развития коммуникационно-информационных технологий печатная книга, уступает свои позиции в области визуальной коммуникации, так как испытывает давление со стороны быстро развивающейся цифровой среды. Во многом, по сравнению с предыдущими годами, современная цифровая книга по значимости сравнялась с печатной. На данный момент она представляет собой качественно оформленное издание, раскрывающее тему не линейно, а вовлекая читателя в диалог, и, благодаря стремительно развивающимся технологиям, способна удивить его неожиданным художественным решением.

Исходя из этого мы можем говорить о том, что иллюстрированная цифровая книга становится интересным объектом для приложения усилий дизайнера, и следовательно, обучение будущих специалистов для этой области является приоритетной задачей системы профессионального образования.

Первостепенным направлением для современного образования возможно определить воспитание специалиста, обладающего всеми навыками профессиональной деятельности в новых условиях, в связи с этим к системе образования предъявляются новые требования, направленные на использование учащимися современных цифровых технологий.

Методология и структура дизайнерской деятельности по разработке иллюстраций с использованием графических редакторов на сегодняшний день требует переосмысления и теоретического обоснования. Становление цифровой иллюстрации в книжной графике на современном этапе ее развития не исследовано в полном объеме, что обусловливает необходимость рассмотрения методических основ преподавания данного вида иллюстраций, выявляя специфику художественной деятельности с использованием компьютера. Также, в связи с этим, актуальной становится проблема развития художественного воображения у студентов в процессе проектирования графических объектов с использованием компьютерных технологий, формирование которого целесообразно осуществлять на основе использования личностно-ориентированного подхода.

Разработка книги является синтезом нескольких видов деятельности, таких как искусство слова и иллюстрации. Одним из ключевых моментов в работе студента при оформлении книги является - понимание стиля и жанра литературного произведения. В зависимости от того, какая истори-

ческая эпоха описана в произведении, будет создаваться образный строй всего иллюстративного ряда издания. Студенты в своей работе должны учитывать все представления о формообразовании, которые характерны для эпохи, описываемой литератором. Также им необходимо определить роль, которую будет выполнять иллюстрация в оформлении издания: графическое произведение может быть линейно-повествовательным, напрямую следуя сюжету текста, или отражать мысль, заложенную автором.

При втором подходе изображается не то, что было непосредственно описано в тексте, а идея произведения или сюжета, тем самым создается подлинный синтез художественного слова и изображения [10, c. 18]. В одном из видов классификации данный тип деления обозначается как сюжетные и метафорические иллюстрации. Студент, создавая иллюстрации метафорические на основе использования цифровых технологий, должен в совершенстве владеть приемами компьютерной графики, эффектами, заложенными в программное обеспечение, чтобы знания и умения в данной области способствовали усилению образного звучания графических объектов, работали на воплощение творчески осмысленных автором образов в иллюстративное произведение. Таким образом современные графические редакторы должны помогать формированию креативного художественного воображения студента в процессе его работы над иллюстрированием произведения.

Однако в независимости от того, к какой системе иллюстрирования тяготеет оформитель, внешнее решение книги должно представлять целостный художественный образ, дизайнер должен проявить внимание ко всем ее составляющим. Одним из первых отечественных художников, который ввел понятие «архитектоника книги» и говорил о ее понимании, как о едином организме, имеющем свои законы построения, синтеза слова и изображения, был А.Н. Бенуа. Он писал о том, что данное понятие объединяет в себе представление об общей композиционной структуре построения книги, гармонии пропорций её частей, соразмерности всех элементов внутреннего и внешнего оформления. Ярким примером действенности данного подхода к иллюстрированию книги может служить оформленная им поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Художник на ровне с писателем управляет судьбами героев, вводит их в столкновение между собой, заставляет сопереживать им, либо вызывать неодобрение [10, c. 43].

Эффективно и быстро спроектировать книгу как единый организм, выстроить ритмы, поставить композиционные акценты, создать разнообразные шаблоны страниц дает возможность программа Adobe InDesign. Этот графический редактор является неоценимым помощником дизайнеру на данном этапе работы над книгой, изучение его возможностей актуально для студентов, им необходимо дать понятие о технических особенностях этой программы, дающих возможность дизайнеру

сосредоточиться, в большей степени, на творческих аспектах работы.

Осуществляя со студентами творческое проектирование книги, целесообразно обратить их внимание на то, что в процессе проектирования композиционного решения разворотов издания, их насыщенность определяется не только красочным пятном иллюстрации, но и тем внутренним смыслом и структурой литературного произведения, которое проходит через всю книгу. При выполнении данного вида работ, главенствующую роль отводят художественному воображению. Когда речь идет о композиции литературного произведения, определяющую роль занимает деление текста на главы. При иллюстрировании произведения первостепенной становится задача построения композиционной структуры всего издания. Здесь особая функция отводится заставкам и концовкам, а именно их форме, расположению цветовых пятен, линейно-графическому решению. Иллюстрации всегда должны точно вписываться в белое поле спусковых и концевых полос, их композиционная завершенность организует полосу набора.

Несмотря на существующую точку зрения, что создание книжной иллюстрации в компьютерных программах придает художественному решению книжного оформления некую усредненность и лишает его индивидуальности, многие художники в своей работе используют возможности графических редакторов. Их авторские работы полностью опровергают сложившийся стереотип [12, ^ 14]. Например, рассматривая графику Н. Ратков-ски, Я. Франк, Д. Риз и других ведущих специалистов в данной области, можно говорить о том, что компьютер является востребованным инструментом в руках современного иллюстратора, который не ограничивает художественное воображение, а предоставляет дополнительные возможности в творчестве и позволяет найти свой собственный стиль. В связи с современными тенденциями в области книжной иллюстрации можно говорить об актуальности использования графических редакторов для развития художественного воображения на занятиях в высшей школе.

Композиция цифровой иллюстрации в книге выстраивается студентами с учетом художественно-эстетических требований, а также общей архитектоники издания. Книжная графика вписывается в макет всей книги, строится по тем же базовым сеткам, что и остальные элементы издания. Её необходимо вписывать в архитектонику издания по следующим признакам: форма, ориентация на полосе набора, соразмерность всех частей композиции, колорит, техника исполнения. Расположение иллюстраций в издании зависит от той функции, которую они выполняет в книге, данный показатель определяет внутреннюю композицию иллюстраций и их пространственное решение. Говоря о внутренней насыщенности ритмов в иллюстративном ряду, мы прослеживаем ход мысли художника, который видит книгу, как единый объект.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Такой навык может быть получен только в результате регулярных занятий, в ходе которых особое внимание уделяется развитию художественного воображения. Ряд ученых считают его проявлением высшей психической деятельности личности, которое имеет особое значение в ее развитии.

В когнитивно-процессуальном аспекте понятие воображение трактуют как высший познавательный процесс, являющийся необходимым составляющим творческой деятельности специалиста. Так Л.С. Выготский отмечает взаимосвязь творчества с воображением, где в качестве основного критерия оценки данного вида деятельности он выделяет новизну и акцентирует внимание на том, что культурная среда, в которой мы существуем, является результатом творческой деятельности человека, основанной на воображении [4, с. 436454]. Творческое воображение - это прагматическое использование фантазии в графическом дизайне [9, с. 22]. Дизайнер свободен в своей деятельности, но при этом ему необходимо принимать в расчет такие факторы, как функциональность, экономичность, а также психологические особенности восприятия конечного потребителя. На современном этапе исследования данного вопроса воображение относят к универсальным сквозным психическим процессам, которое является необходимым условием познания и включено в эмоциональные и регуляционно-волевые процессы [3]. При этом познавательная функция воображения, направленная во вне, обеспечивает создание новых продуктов творчества - креативная мысль придумывает то, чего не было раньше и что реализуемо в принципе [9, с. 13]. С точки зрения исследования творческого воображения как профессионально важного фактора, а именно некой имажинитивной способности личности, современными авторами подчеркивается значимость его функций в специфических профессиональных областях деятельности, в том числе и таких, как иллюстрирование многостраничных изданий. При этом авторы предлагают уделить особое внимание тому специфичному механизму воображения, которое позволяет художнику книги, опираясь на литературный текст, создавать свои неповторимые визуальные образы. Творческое воображение как ключевое профессиональное качество изучается в большей степени, как свойство субъекта деятельности с целью дальнейшего развития его имажинитивных способностей. Большинство современных исследователей отмечают, что по мере взросления работа воображения снижается, исключением является частный случай, когда има-жинитивные свойства обеспечивают выполнение профессиональной деятельности [6, с. 13]. В учебной деятельности задачу ставит преподаватель, она и является исходной точкой для работы вооб-5 ражения студента, но поскольку результатом этой о деятельности является цифровая иллюстрация ^ на основе авторского текста, воображение подчи-° няется композиционным и техническим требова-

ниям предъявляемым к данному виду искусства -книжной графике.

Характерной особенностью творческого воображения можно назвать создание новых образов в процессе проектной деятельности. Специалисты, стремясь отобразить графически литературный текст, прибегают в своей деятельности именно к творческому воображению. При этом происходит не просто фотографическое копирование окружающей среды, а моделируется обобщенный художественный образ, отображающий наиболее яркие моменты. Результат синтеза творческой деятельности объединяет в себя, как личность писателя, так и индивидуальный взгляд художника, подчеркивая особенности художественного стиля друг-друга. Критерием оценки силы творческого воображения при работе иллюстратора над книгой является его способность к созданию, на основе литературных образов, образов визуальных. Безусловно, возможность данной трансформации обусловлена способностями человеческого мозга познавать мир, запоминать полученную информацию и создавать впоследствии новые образы силой творческого воображения на основе ранее увиденного.

В процессе изучения литературных источников, исследующих воображение, мы часто сталкиваемся с определенной точкой зрения авторов, а именно, что человек, развивающий «...в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы» [2, с. 71].

Развитие творческого воображения студентов возможно стимулировать в процессе деятельности, для этого целесообразно направить их таким образом, чтобы они приложили психические усилия и проявили инициативу. Одним из мотивирующих источников к творческому воображению, дающих возможность создавать различные вариации иллюстраций, являются возможности графических редакторов. С их помощью студент быстро и эффективно работает с цветом, фактурой, прозрачностью, меняет режимы наложения, использует разнообразные фильтры и маски. Это кардинально изменяет образное звучание объекта, придает напряжение, динамику, ритм.

Одним из методов развития художественного воображения у студентов может стать личностно-ориентированный подход, так как его формирование напрямую связано с развитием свойств личности. В литературе основными положениями личностно ориентированного обучения являются: получение знаний без принуждения, творческое взаимодействие учителя и ученика, идея трудных целей, самоанализ, коллективное творческое восприятие. В образовательном процессе при взаимодействии учителя и ученика оба участника наделены практически равными правами, что в корне отличается от основных положений традиционной педагогики [13, с. 207]. В настоящее время в данной науке главенствует отношение к учению, как

к деятельности, при исследовании которой следует принимать во внимание развитие способностей обучающихся. Для того, чтобы личность развилась в творческого индивида необходимо развивать ее творческое воображение. Одним из способов его развития является использование принципа наглядности в обучении. Данную точку зрения мы может найти в работах современных исследователей, так Л.А. Буровкина говорит о том, что «практика показала значимость всестороннего применения принципа наглядности в образовательном процессе, его философско-педагогическое осмысление. Если методически продуманно, целенаправленно и систематично применять наглядность в образовательном процессе, то образное мышление ребенка будет развиваться более эффективно» [1, с. 212].

В процессе обучения у ученика важно формировать не только знания, умения, навыки, но также стимулировать процесс самоопределения, стремления к самостоятельному получению дополнительных знаний, необходимых для выполнения творческого проекта, а именно ознакомление с историческими традициями и современными тенденциями в отечественной и мировой практике оформления книжных изданий [7, с. 77].

Важное место отводится личностному образовательному потенциалу студента, под которым авторы понимают совокупность его способностей: творческих, коммуникативных, познавательных. Процесс их выявления и развития осуществляется в ходе образовательных движений студента по «индивидуальным траекториям». Для этого ему должны быть предоставлены определенные права и возможности. Так, например, учащийся имеет право на выбор целей в рамках учебного курса, способов самооценки своей деятельности на основании знания своих индивидуальных особенностей [13, с. 209].

Для обеспечения всестороннего развития обучающегося необходимо вовлекать его в разнообразную деятельность: познавательную, преобразовательную, коммуникативную, целостно-ориентационную, художественную и т.д.

Только активировав познавательный интерес обучающихся можно достичь подлинных знаний, он характеризуется следующими показателями: наличием четкой цели обучения, осознанием применения полученных теоретических знаний в профессиональной деятельности, проявлением самостоятельности в учебной деятельности, наличием нестандартного подхода к решению учебных заданий, эмоциональным отношение к учению. Активное использование коммуникационно-информационных и компьютерных технологий на современном этапе развития образования позволяет максимально успешно решать данные задачи.

У личностно ориентированного образования можно выделить такую функцию как: обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика [13, с. 208]. Основными элементами индивидуальной образо-

вательной деятельности студента при этом является постановка задачи, личной цели, составление и реализация плана деятельности, рефлексия, оценка результатов творческой деятельности. Условием достижения индивидуальных целей и задач является сохранение индивидуальных особенностей в творчестве каждого студента. Для этого преподаватель в процессе занятия может применять такие педагогические технологии, как формулировка тренировочных заданий, предполагающая их выполнение индивидуально, предлагая учащимся самостоятельно выбрать тему своего творческого проекта [13, с. 214]. При реализации личностно ориентированного образования для каждого учащегося может быть выстроен индивидуальный путь обучения, так же считаем необходимым отметить, что деятельность преподавателя всегда обусловлена дидактикой. Организация учебной деятельности обучающихся осуществляется в несколько этапов, в определенной последовательности. Рассмотрим их подробнее.

На первом этапе обучение по программе целесообразно начинать с постановки проблемы. Преподаватель определяет степень выраженности и развитости художественного воображения студентов по их предметной деятельности. Диагностика проводится на конкретном тематическом материале, а именно в форме тестового творческого задания, для выполнения которого обучаемые объединяются в пары. Изначально один из студентов на листе бумаги создает монотипию, далее он передает его второму учащемуся, который из бесформенных силуэтов и капель создает иллюстрацию с узнаваемыми образами. Способность увидеть и достроить расплывчатый силуэт до узнаваемого объекта окружающего мира, так же является полезной тренировкой «художественного зрения». Данное задание позволяет вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, оно мотивирует их к поиску новых визуальных образов.

При выполнении такого вида заданий студентами, авторы отмечают, что чаще всего первый образ, который учащийся распознает на листе - это человеческое лицо. Данное явление объясняется особенностями работы подсознания, так как это первый образ, запечатлевшийся в нашей памяти. Мы находим подтверждение данному наблюдению и в литературе, так Бруно Мунари в своей работе «Фантазия» отмечал, что когда зритель смотрит на причудливые узоры, например, на луне, деревянной доске и т.д. то в первую очередь он видит именно черты лица [9, с. 22]. В этом случае преподавателю имеет смысл рекомендовать студенту отказаться от ассоциативной идеи первого порядка, поискать другие варианты решения поставленной задачи. Упражнение рекомендуется выполнять в парах, так как именно коллективная работа позволяет получить эмоциональный отклик и способствует процессу коммуникации в группе, что важно при формировании профессиональных компетенций.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Данное задание является тестовым, так как с помощью него можно определить уровень сфор-мированности творческого воображения, в данном случае критерием оценки выступает стереотипность содержания рисунков. Также оно является упражнением, которое можно регулярно выполнять на занятиях со студентами для поддержания их творческого тонуса, так необходимого им в будущей профессиональной деятельности.

В процесс выполнения данного задания также целесообразно включить работу с графическими редакторами, которые помогут сделать поиск образа в предложенном объекте наиболее эффективным. Можно использовать такие возможности Adobe Illustrator как масштабирование и трансформирование, которые быстро и эффективно осуществляются в программе. Также целесообразно будет применение коллажирования в программе Adobe Photoshop. Использование цифровых технологий активизирует художественное воображение студентов, сделает результат деятельности более эффективным.

На втором этапе каждый студент формулирует исходную концепцию оформления своей будущей книги. Все данные фиксируются в виде текста. В процессе работы, учащиеся постепенно выходят на новые проблемы, которые были заранее заложены преподавателем, при постановке задачи.

На третьем этапе студенты, при непосредственном участии педагога, создают индивидуальный план обучения, который направлен на развитие воображения до уровня творческого. Здесь выявляется роль и место учебного материала, также определяются виды деятельности в учебной работе.

На четвертом этапе одновременно осуществляется работа по программам индивидуального плана и общеколлективного образовательного, которые реализуются в течение семестра. Этот цикл состоит из цели, плана деятельности, рефлексии, сопоставления результата проектной деятельности с целями, самооценки. Повторение действий происходит до момента, когда студент полностью освоит все элементы.

На данном этапе создается образ будущей книги, каждый студент проектирует иллюстрации, ищет свой индивидуальный художественный стиль. Неотъемлемой частью концепции книги должны стать правила построения архитектоники книжного издания. Дизайнерское оформление должно соответствовать теме изложенного материала. На этапе создания макета книжного блока и выполнении эскизов, определяется стиль оформления заставок, буквиц, концовок. Выполняя данную работу, студент-дизайнер должен учитывать, что иллюстрации необходимо вписать в полосу набора и гармонизировать со строками набранного 5 текста, учитывая орнаментально-декоративные о свойства шрифта, также студент должен уметь S выгодно использовать в проекте рубрикацию тек° ста. Правильно используя данную особенность, ¡в обучаемый может выстроить высокодинамичный

ритм книжного разворота, что придаст насыщенность книге в целом.

В становлении художественного образа иллюстрации участвуют все характеристики издания - конструкция макета, цифровая графика, типографика, переплетные материалы. Обучающимся очень важно при работе над цифровыми иллюстрациями создать определенное цветовое решение, за счет которого в дальнейшем будет выстраиваться форма и пространство, так же оно несет и определенную эмоционально-смысловую нагрузку. Художественный образ книги есть результат эстетического подхода, пронизывающего все ее функции и, в конечном итоге, все элементы в комплексе.

К одной из часто возникающих проблем, с которой сталкивается преподаватель на данном этапе является то, что студент мыслит плоскостью одной страницы, опираясь на соотношение длинны и ширины полосы набора. Задача педагога состоит в том, чтобы в процессе обучения донести до студента, что само построение иллюстраций в книге обусловлено сюжетным построением текста, его рубрикацией, что в свою очередь приводит к чередованию различных видов иллюстраций - в сумме отображающих ритмическое построение текста. Выстраивание горизонтального ритма в композиционном построении иллюстраций способствует визуальному отображению развития сюжета и раскрывает эмоциональную составляющую его частей. Только рассматривая книгу, как единый организм студент может развить творческое воображение, для этого ему так же необходимо в процессе проектирования учитывать современные тенденции свойственные цифровой книжной иллюстрации, которые ему необходимо изучить и уметь применять в своей работе.

Последующая разработка индивидуального проекта сводится к доведению его до целостно оформленного издания, что подразумевает под собой детальное выстраивание книжного макета.

На пятом этапе проводится просмотр итоговых творческих проектов обучающихся и коллективное обсуждение полученных результатов.

Далее, на шестом этапе, по итогам учебной деятельности преподаватель оценивает образовательный процесс, а также полученные результаты и способы их достижения, особое внимание уделяется анализу особенностей проектирования объекта на основе использования компьютерных технологий.

Изменения в процессе обучения рассматриваются с позиции приобретения учащимися опыта, на основе рефлексивного осмысления творческой деятельности. С помощью средств контроля происходит оценка развития творческого воображения у каждого студента, также создаются условия для планирования последующей индивидуальной деятельности.

В основу данного курса было заложено понимание того, что с развитием компьютерных технологий в профессиональной деятельности дизайнера

произошли разительные перемены не только в вопросе используемого инструментария, но и в непосредственных задачах, которые ему необходимо решать в проектной деятельности. Разработанный комплекс методических условий обучения студентов-дизайнеров созданию цифровой книжной графики на основе личностно ориентированного подхода способствует осуществлению обучения в соответствии с психолого-педагогическими аспектами, что в итоге приводит к развитию у студентов-дизайнеров художественного воображения.

Литература

1. Беляков А.А., Буровкина Л.А. Философско-педагогическая рефлексия принципа наглядности. Вестник тамбовского государственного технического университета. № 16/1. 2010 г. С. 212-218

2. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление / Пер. с англ. Е.А. Самсонов. - Мн.: Попурри, 2003. -304 с.

3. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998. - 364 с.

4. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. С.436-454.

5. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги / Учебное пособие для студентов вузов. М.: РИП-холдинг, 2013. - 318 с.

6. Иванова А.В. Теоретико-психологические аспекты изучения видов воображения. СевероКавказский психологический вестник. № 14/1. 2016 г. С. 10-15

7. Катханова Ю.Ф. Творческие способности и их развитие в графической деятельности: монография. - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. -140 с.

8. Корытов О.В. Иллюстрированная книга. Конструкция и композиция. М.: Галарт, 2014. 224 с.

9. Мунари Б. Фантазия. - М.: Издатель Д. Аронов, 2014-216 с.

10. Подобедова О.И. О природе книжной иллюстрации. - М.: Советский художник, 1973. -336 с.

11. Ратковски Н. Профессия иллюстратор. Учимся мыслить творчески. - М.: Манн, Иванов и Фер-бер, 2012. - 328 с.

12. Риз Д. Профессия художник-иллюстратор / Даррел Риз; [пер. с англ. И. Наумовой]. - Москва: Эксмо, 2015. - 168 с.

13. Хуторской А.В. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего покаления. - СПб.: Питер, 2019. - 608 с.

USING A STUDENT-CENTERED APPROACH TO DEVELOP THE CREATIVE IMAGINATION OF DESIGN STUDENTS IN THE PROCESS OF DEVELOPING BOOK GRAPHICS USING DIGITAL TECHNOLOGIES

Zotova K.V., Romanova L.N.

Moscow Pedagogical State University

The article discusses the application of a student-centered approach to the learning process, which is aimed at developing the creative imagination of future graphic designers in the process of creating book illustrations, where creative imagination acts as a professionally important factor in their activities.

Teaching students the basics of book graphics is relevant at the present stage, since the work of students on creating projects in the field of digital illustration allows them to solve the problems posed to them in terms of a creative approach to figurative modeling and construction of book design objects. The paper notes the feasibility of using modern digital technologies in the educational process, which contributes to the development of the creative imagination of design students. The authors consider the creation of book graphics using modern digital programs, thanks to which, subject to certain conditions, new opportunities open up in the educational process, providing future specialists with previously unavailable resources to search for their unique artistic style.

Keywords: design education, student-centered approach, creative imagination, computer book design, digital illustration, book graph-

References

1. Belyakov A.A., Burovkina L.A. Philosophical and pedagogical reflection on the principle of visibility. Bulletin of the Tambov State Technical University. No. 16/1. 2010, pp. 212-218

2. Buzan T., Buzan B. Superthinking / Per. from English E.A. Sam-sonov. - Minsk: Potpourri, 2003. - 304 p.

3. Vekker LM Psyche and reality: a unified theory of mental processes. - M.: Smysl, 1998. - 364 p.

4. Vygotsky L.S. Imagination and its development in childhood // Vygotsky L.S. Sobr. op. in 6 volumes. V. 2. Problems of general psychology / Ed. V.V. Davydov. M.: Pedagogika, 1982. S. 436454.

5. Gerchuk Yu. Ya. History of graphics and art books / Textbook for university students. M.: RIP-holding, 2013. - 318 p.

6. Ivanova A.V. Theoretical and psychological aspects of studying the types of imagination. North Caucasian psychological bulletin. No. 14/1. 2016 pp. 10-15

7. Katkhanova Yu.F. Creative abilities and their development in graphic activity: monograph. - Cheboksary: Publishing House "Wednesday", 2018. - 140 p.

8. Korytov OV Illustrated book. Construction and composition. M.: Galart, 2014.224 p.

9. Munari B. Fantasy. - M.: Publisher D. Aronov, 2014-216 p.

10. Podobedova OI On the nature of book illustration. - M.: Soviet artist, 1973. - 336 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ratkowski N. Profession illustrator. Learning to think creatively. - M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2012. - 328 p.

12. Reese D. Profession illustrator / Darrell Reese; [lane. from English I. Naumova]. - Moscow: Eksmo, 2015. - 168 p.

13. Khutorskoy A.V. Pedagogy: Textbook for universities. Third generation standard. - SPb.: Peter, 2019. - 608 p.

сз о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.