Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / УРОК / СЛОВО / ЛИЧНОСТЬ / RUSSIAN LANGUAGE / CREATIVITY / LESSON / WORD / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саипова М. Т.

Статья содержит советы, основанные на личном опыте работы, как сделать так, чтобы студент на уроке смог проявить свой потенциал через выполнение творческих заданий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPING THE CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS IN THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

The article contains advice based on personal work experience on how to make sure that the student in the lesson can show his potential through the implementation of creative tasks

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

УДК: 10.02.08

Саипова М. Т. преподаватель французского языка Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации

сельского хозяйства

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: Статья содержит советы, основанные на личном опыте работы, как сделать так, чтобы студент на уроке смог проявить свой потенциал через выполнение творческих заданий

Ключевые слова: Русский язык, творческий потенциал, урок, слово, личность

Saipova M. T.

French teacher

Tashkent Institute of Irrigation and Agricultural Mechanization Engineers

PROBLEMS OF DEVELOPING THE CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS IN THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Annotation: The article contains advice based on personal work experience on how to make sure that the student in the lesson can show his potential through the implementation of creative tasks

Key words: Russian language, creativity, lesson, word, personality

Проблема развития творческого потенциала учащихся в педагогике отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.Н.Ильина, М.М.Разумовской, В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, Л.В.Занкова, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.

Результат своей деятельности я вижу в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в росте интереса к моему предмету, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения. Мой опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика среднего и высокого уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и в слабых классах.

В настоящее время существует целый ряд образовательных технологий, в центре внимания которых - уникальная, целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Среди наиболее известных - «педагогика сотрудничества» как особого рода «проникающая» технология, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека и др.

По своей сущности данный подход противостоит традиционной модели обучения и воспитания. В его основе лежат следующие идеи:

- новый взгляд на личность как на цель образования, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

- гуманизация и демократизация педагогических отношений;

- отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

- формирование положительной Я-концепции.

Дело в том, что дети отвергают ненужные, чуждые, неинтересные им знания. Из страха перед оценкой, из уважения к учителю они, конечно, могут послушать, выучить, сдать, а потом - сразу же забыть. Причем если внеличностные знания, полученные на других предметах, просто бесполезны, литературе они наносят непоправимый вред, так как, внушая нелюбовь к предмету, закрывают для ребят важнейший источник духовной радости.

Именно поэтому так остро стоит проблема, связанная с сочинениями. Если тема неинтересна, если она не стала своей, ребенок не будет высказываться - ни устно, ни письменно.

Определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы позволяет индивидуальная и коллективная творческая деятельность. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление студентом дальнейшей работы по совершенствованию и самостроительству своего «я».

О необходимости развития творческих способностей студента, о творческих работах как способе самовыражения говорили многие ученые, методисты, педагоги-практики. Так, еще в начале 20 века ученый-психолог Л. С. Выготский высказал свои представления о воображении и творчестве, которые не потеряли актуальности и практической ценности до сегодняшнего дня. Одна из главных идей Л. С. Выготского связана с утверждением творческого характера деятельности человека вообще и студента в частности. Он считал, что именно творческая деятельность человека помогает ему приспосабливаться к непривычным, изменчивым условиям окружающей среды. «Именно творческая деятельность, - писал ученый, - делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Ученый считал, что вопрос о развитии творческих способностей у детей, о значении творческих работ для общего развития и созревания студента является одним из самых важных вопросов. Причем замечал, что из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. Он писал, что именно в подростковом возрасте «наиболее распространенной и массовой формой деятельности воображения... является литературное творчество. Оно стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, разрастанием и углублением интимной жизни подростка, так как у него в эту пору создается свой, внутренний мир. Однако эта субъективная сторона стремится воплотиться в объективной форме - в стихах, рассказах, в тех творческих формах, которые подросток воспринимает из окружающей его литературы взрослых людей».

Известный педагог и методист М.А. Рыбникова объясняла значимость творческих работ тем, что «с их помощью мы учим ребят жить... учим... видеть, смотреть, наблюдать, понимать людей. с помощью этих работ мы помогаем учащимся осознавать самих себя».

Педагоги-словесники Н. Р. Бершадская и В. З. Халимова считали, что в каждом студенте заложены огромные творческие возможности. При этом не ставили перед собой цели сделать своих учеников писателями: «Мы просто учим на уроках литературы образному видению и логическому осмыслению виденного, учим стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди других людей».

В каждом студенте нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

Уроки русского языка открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А. А. Потебней: «.язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её». На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству.

Т. И. Тамбовкина, рассматривая возможности развития творческой активности на уроках русского языка, отмечает, что одним из видов психической деятельности является наблюдательность. Она не возникает сама по себе, её нужно кропотливо и систематически развивать.

Целенаправленно организованное языковое наблюдение на уроках русского языка побуждает учеников к творческой активности.

Использованные источники:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -624 с.

2. Ашевская, Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. - 2001

3. Жукова, Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок.- 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.