Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ФИНСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ФИНСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШКОЛА / ПЕДАГОГ / УРОКИ В ФИНЛЯНДИИ / ВЫГОТСКИЙ / ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / PEDAGOGICAL ACTIVITY / SCHOOL / TEACHER / LESSONS IN FINLAND / VYGOTSKY / IDEAS AND PRINCIPLES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филина Наталья Александровна, Максимова Елизавета Григорьевна

В статье рассмотрены отличительные черты образования школ Финляндии, выполнен анализ возможности отражения методик и идей в современное образование России. Показана связь принципов Льва Семеновича Выготского и практического применения его идей в современном образовании Финляндии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF INTEGRATION OF ELEMENTS OF FINNISH EDUCATIONAL SYSTEM IN MODERN EDUCATION OF RUSSIA

The article considers the distinctive features of education in schools in Finland, analyzes the possibility of reflecting methods and ideas in modern education in Russia. The connection between the principles of Lev Vygotsky and the practical application of his ideas in modern education in Finland is shown.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ФИНСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ»

Возможность корректировки изображений на любом этапе работы и любой стадии проектирования является одним из критериев оптимального подбора программного продукта. Наличие двунаправленной ассоциативной связи «модель-чертеж» позволяет вносить изменения, как в модель, так и в проекционные виды, сборочные чертежи путем простого изменения размера, когда тут же вследствие параметрических связей перестраивается все изображение. Одной из возможностей быстрой корректировки чертежей является «откат назад».

Наличие систем привязок (точное позиционирование курсора по характерным точкам объекта) значительно облегчает работу пользователя. В таких системах курсор «думающий», пользователь легко находит его необходимое положение на экране. Все эти функции должны быть доступны на любой стадии проектирования, что значительно облегчает работу конструктора.

Удобство пользования системой, ее «прозрачность» возрастает, если реакция на запрос отображается на экране в виде «фантомов», в таких случаях пользователь имеет возможность критически оценить возможный результат.

Одним из критериев можно считать быстрый доступ к базам данных чертежа, библиотекам и возможность работы с ними в единой среде, возможность быстрого просмотра чертежей и вывода на печать.

Поскольку многие CAD/CAM системы многомодульные, каждый модуль имеет широкий набор специализированных функций для создания определенной части проекта, очень важно наличие единого интерфейса системы, встроенных конвертеров для обмена графической и текстовой информацией, позволяющего объединить отдельные части проекта в сквозной цикл проектирования.

Совместимость с другими программами позволяет расширить возможности системы. Например, система «Компас» позволяет использовать технологию OLE [5], обеспечивающую совместную работу различных Windows-приложений и обмен информацией с ними.

Выводы. Следовательно, авторы не наставили целью сравнение достоинств и недостатков, отдельных CAD/CAM систем, всего лишь был рассмотрен один из возможных критериев оптимального подбора, используя который по многим показателям позволил нам высоко оценить российский программный продукт «Компас-график» [6].

Литература:

1. Зарипов Р.Н. Новые образовательные технологии подготовки современных инженеров. - Казань: Издательство КГТУ, 2001. - 194 с.

2. Зарипова И.М., Бродская Т.А. Профессиональные компетенции: особенности терминологии // Материалы всероссийской научно-методической конференции АГНИ. - 2016. № 1. С. 27-30.

3. Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Компьютерная графика: Практическое пособие. - М.: "Технолоджи-3000", 2001. - 752 с.

4. Расторгуева Л.Г. Автоматизация чертежно-конструкторских работ: Учебное пособие для подготовки бакалавров очной формы обучения для направлений подготовки 15.03.02 «Технологические машины и оборудование». Альметьевск: АГНИ, 2016. - 92 с.

5. Соловов А.В. Компьютерная графика в инженерном образовании // Высшее образование в России. -1998. - №2 - с. 90-95

6. Филимонова М.Ю. Проектирование системы обучения инженерной графике с использованием новых информационных технологий (на примере подготовки инженеров-нефтяников). Автореферат. - Казань, 2003. - 18 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат психологических наук, доцент Филина Наталья Александровна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево);

студентка 4 курса физико-математического факультета Максимова Елизавета Григорьевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ФИНСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрены отличительные черты образования школ Финляндии, выполнен анализ возможности отражения методик и идей в современное образование России. Показана связь принципов Льва Семеновича Выготского и практического применения его идей в современном образовании Финляндии.

Ключевые слова: образование, педагогическая деятельность, школа, педагог, уроки в Финляндии, Выготский, идеи и принципы образования.

Annotation. The article considers the distinctive features of education in schools in Finland, analyzes the possibility of reflecting methods and ideas in modern education in Russia. The connection between the principles of Lev Vygotsky and the practical application of his ideas in modern education in Finland is shown.

Keywords: education, pedagogical activity, school, teacher, lessons in Finland, Vygotsky, ideas and principles of education.

Введение. Глобальные изменения, происходящие в современном обществе, обязательно приводят к изменениям в образовательной среде. Социум все большее внимание стремится направить на образование подрастающего поколения, воспитать человека мыслящего, думающего, конкурентно способного. Получать информацию сегодня возможно в огромных количествах и различными удобными способами: от обучения в образовательных организациях различного уровня до освоения дистанционных программ, курсов, участия в вебинарах посредством «всемирной паутины».

Изложение основного материала статьи. Современное образование различных стран имеет кардинальные отличия, несет в себе отличительные черты, продиктованные традициями, обычаями, опытом и приоритетами. Развитие педагогической науки и практики содержит неоценимый опыт, который может быть внедрен, адаптирован под современные условия различных стран.

Побывав в финской языковой школе города Лапееранта, нам удалось погрузиться в атмосферу их взглядов на образование и понимание мира. Финская система образования заслуженно считается одной из лучших и получила признание во всем мире. Об ее эффективности свидетельствуют высокие показатели жизни и деятельности выпускников.

Формирование системы образования в Финляндии, в том виде, как она есть сейчас, началось еще в 60-е годы XX в. Как и во многих странах Европы, она состоит из следующих звеньев [5, с. 8]:

• Дошкольное образование (3-6 лет),

• школьное образование (7-16 лет),

• среднее специальное образование (17-19 лет),

• высшее образование (20-26лет).

Заходя в школу, внимание привлекает атмосфера гостеприимства и уюта, ребята ведут себя свободно и непринужденно, их поведение не меняется при виде не знакомых людей, что говорит об их уверенности в своем поведении, спокойствии и открытости.

Атмосфера урока такая же свободная и дружелюбная. Ребята много работают в парах или группах, активно используют цифровые средства обучения, к которым относится: документ-камера, мультимедийная доска, компьютеры, и т.д. Стоит отметить и обучающую систему, позволяющую ребятам легко и быстро в игровой форме решать математические задания и сравнивать свои успехи сегодня, с теми, что происходили вчера. В такой системе ребенок ощущает себя комфортно, он не боится ошибиться. Даже экзамен в финской школе основан на этом принципе, оценки ставятся в пользу учеников.

Цифровые средства не только заинтересовывают ребят, но и облегчают педагогическою деятельность, урок нужно подготовить творчески, насыщенно, но при этом не занимая время преподавателя. Поэтому в Финляндии цифровизация в образовании - это не просто принцип на бумаге, а реально действующий элемент образовательной системы, известный и студентам педагогических специальностей, которые являются в Финляндии очень престижными.

Педагог в Финляндии сегодня - это активный, открытый, юный душой наставник, он не заставляет ребят, а тактично направляет, корректируя их поведение, даже обращаются ребята к учителям по имени. Педагога слушают и уважают, чувствуется атмосфера взаимопонимания и доверия, вне зависимости от возраста педагога.

Работа преподавателя в школе Финляндии - это не бумаги и отчеты, а общение с детьми и активность. На переменах учителя находятся на улице совместно с детьми, а не проверяют оставшиеся тетради, они активны, это отражается и в ведении урока, учитель, только закончив урок, уже перемещается на улицу, как и дети в любое время года и в любую погоду.

Поддержка чувствуется и со стороны государства, нет большого количества бумажной работы, оценки преподавателя не оспаривают, ученик понимает, что никто кроме него самого не ответит за свое образование.

В финских школах задают мало домашних заданий. Считается что у ребенка должно быть свободное время для игр, просмотра телепередач, путешествия и отдыха. Однако учебник математики, с которым мы познакомились в финской школе, вмещает в себя много информации, открывая его на любой странице, отмечаешь большое количество иллюстраций, и обилие тем, содержащих практическое отражение. Даже привычная нам система координат, оставляет лишь одну полуплоскость реальных величин. Основной материал осваивается на уроке. Ученики выходят к доске и отвечают лишь по собственному желанию. Правильность выполнения заданий в классе контролирует учитель, ходящий от одной поднятой руки к другой. Так, основной задачей обучения является не запоминание формул и правил, заучивание законов, а умение добывать нужную информацию, пользуясь справочниками, книгами и иными дополнительными источниками и материалами.

Оценки учащимся выставляются с 3 класса, лишь в устной форме. В старшей школе действует 10-балльная система оценки знаний, но дневников у учеников нет. Родители могут контролировать успехи в учебе своих детей через электронный журнал, до 9 класса родители расписываются за результаты контрольных работ, которые не озвучиваются педагогом на весь класс, а выдаются лишь самому ученику, который вправе распоряжаться этой информацией как считает нужным.

Окунувшись в атмосферу образования Финляндии понимаешь, что в его основе фундаментальные принципы, положенные известным психологом Львом Семеновичем Выготским. Именно он выделял важные аспекты психологического комфорта, обеспечивающего активную деятельность, способствующую развитию познавательного интереса обучающихся, которую сегодня активно активизируют современные отечественные педагоги. Анализируя образовательные системы отечественных школ и финские технологии, очевидным стал факт положительного влияния на вторые следующих качеств:

1. Наличие фундаментальной идеи Выготского - теории зон ближайшего развития.

Безусловно каждый человеческий возраст прекрасен по-своему, но и возраст накладывает особые ограничения. Ведь никому не может прийти в голову заставлять родившегося сегодня ребенка бегать и прыгать, почему же эти мысли появляются, как только ребенок начинает стремиться к познанию окружающего мира. Большинство современных родителей стремиться обучать ребенка чтению и грамоте буквально с пеленок. Выготский же считал, что каждому возрасту характерны определённые знания. И не нужно прививать ребенку любовь к матрицам и интегралам в старшей группе детского сада, если особых способностей в этой сфере жизни ребенок не имеет.

Такая идея прослеживается в образовательной политике Финляндии. Ориентиром развития является саморазвитие, где опираться необходимо на зону ближайшего развития ребёнка. Под этим термином необходимо понимать, тот шаг, который ребенок готов сделать в следующую минуту своей деятельности. В процессе обучения ребенок должен отчетливо понимать, что он понимает за секунду и определять посильную задачу, отделяя ее от задачи повышенного уровня, в которой необходима помощь и подробное объяснение.

2. Игра — ведущая деятельность и ключ к будущим успехам ребёнка.

Лев Семенович Выготский не убирал резко у ребенка права на ведущую игровую деятельность совместно со звуком первого школьного звонка. Он отражал, тесную связь игры и всестороннего развития детей, популярные приложения для изучения иностранных языков активно берут этот принцип и пользуются успехом. Такие игры с легкостью затягивают и вызывают интерес, формируя при этом знания и умения ребенка.

На уроке математики в школе города Лапееранта нам удалось застать урок - игру. Каждый учащийся 7 класса проходил игру на экране ноутбука. В ходе игры с помощью рисованных героев ученики решали уравнения, быстро считали в уме, решали задачи. И каждый был увлечен этой игрой и борьбой за приз.

Урок 9 класса, проводимый нами, был также построен на игре. Мы предложили ребятам разбиться на 3 команды и придумать творческие задачи по темам, проиллюстрировать их и представить для решения соперникам. К концу урока все ребята были увлечены деятельностью и разобрались с непонятной вначале темой.

А ведь именно Лев Семенович Выготский выделял игровую деятельность, наглядно показав, как она работает в становлении речи, рациональности выбора в познавательной ситуации, находит отражение в мироощущении.

3. Основная задача образования - практико-ориентированность.

Главная задача любого важного для ребёнка взрослого - оценка, прогресса. Ежедневно ребенок сравнивается с самим собой. Со своим успехом или поражением, учится отвечать за свои действия и не просто зазубривать аксиомы и теоремы, а применять свои знания в жизни, а не мчаться за ними в интернет.

Выготский сформулировал один из основных принципов того образования, которое мы сейчас называем прогрессивным: важным в школе должно быть не то, чему ребёнок уже научился, а то, на что он ещё способен. В этой системе координат задачей педагога становится не дрессура, а развитие. Так из взаимодействия учащийся - учитель пропадает авторитарный стиль, а возникает необходимость в сотрудничестве и поддержке. Выготский обращал особое внимание, говоря о том, что важны не системы, а судьбы. И школа должна сделать шаг от системного к индивидуальным вариантам развития, объяснив родителям и детям, что нет истинно-верного сценария жизни, нужно ежедневно творить его самим.

4. Оценки - не показатель успешности или нереализованности.

Каждый ребенок во время учебной деятельности получал двойку. И с первого класса мы измеряем многие вещи рамками пятибалльной шкалы, но при этом, каждый из нас осознавал, что оценка - вещь субъективная. Не всегда они отражают знания, чаще увлеченность, степень настойчивости, дисциплинированности.

Но если придя в 9 класс ребенок не мог считать и не знал таблицу умножения, получив 3 за экзамен он совершает для себя то, что выходит за пределы пятибалльной шкалы, это не всегда понимают дети и родители, не отметят этого многие учителя, но мир его познавательной деятельности бьется в ином ритме, не сравнимом с пятеркой отличника. Написавшего на 5.

Анализируя успехи и уровень развития разных групп детей, Выготский говорит о том, что главным, по сути, должно быть умственное развитие ребёнка в школе.

5. Каждый ребёнок готов учиться.

Согласно Выготскому: «Врождённые способности влияют на развитие и самореализацию ребёнка, но не определяют их».

Идеи Льва Семеновича Выготского и его принципы, лежат в основе образования тех стран, которые стали образцами личностного, а не системного подхода, где учёба строится не на принципах зазубривания и подчинения, а школа становится фундаментом, помогающим ребёнку осваивать не только знания и навыки, но и развивает его личность, давая возможность двигаться вперёд и развиваться ежедневно.

В такой системе оценивается не зубрежка уроков, а единый результат общего образовательного и воспитательного процесса, гармоничное развитие личности.

Именно Выготский был человеком, который первым сказал, что у каждого ребёнка есть шанс расти. Он считал и убеждал, что нет границ в развитии, каждый может быть кем хочет, успешный может сдаться, сильный победить. Поэтому не разумно давать единую оценку, не зная всех исходов и причин.

Такие важные принципы, написанные еще в советский период в нашей стране, сохранили свои идеи в трудах педагогов и психологов, в Финляндии мы нашли отражение идей в практике, в ежедневном образовательном процессе.

Финское образование считается одним из лучших в мире и во многом это определяется следующими преимуществами:

• Доступность образования для всех детей. Обучение в школе, колледжах, лицеях и вузах бесплатное, причем не только для граждан страны, но и для иностранцев;

• ориентированность не на заучивание готовых знаний, а на развитие самостоятельного мышления. Основная задача научиться размышлять и действовать рационально либо творчески;

• учащиеся финских школ кроме государственных языков, знают еще один или два иностранных языка - билингвальное образование;

• огромное внимание к практическим занятиям на всех этапах обучения. Со школьной скамьи ученики знакомятся с особенностями профессий, бывают на предприятиях, где хотели бы работать в будущем.

Однако, нами определены два направления, которые с нашей точки зрения в финской системе недостаточно проработаны:

• Ориентированность, в первую очередь, на желания детей в ущерб необходимым усилиям. Ученику, не до конца усвоившему материал в учебное время, учитель объяснит непонятные моменты еще раз после урока, но лишь по его желанию;

• в финской школе не предусмотрен контроль за выполнением домашних заданий, за повторением изученного материала и отработкой навыков. Ученики обладают большой самостоятельностью, что не всегда результативно.

Выводы. Именно познакомившись с финской образовательной системой понимаешь, что педагог будущего - это не только учитель, наставник, а прежде всего, тьютор, друг, который способен направить, изменить представление о многих сферах жизни и деятельности, менять судьбы целых поколений. Это специалист, усовершенствованный новыми технологиями, способный развиваться и развивать, меняющий все вокруг.

Конечно, каждая система имеет, свои нюансы и несовершенства, но безусловно, гражданин любой страны, связанный с образованием, понимает, что все плюсы, имеющиеся в финской образовательной системе необходимы многим странам, ведь каким бы способным не был ученик, оценки не должны разрушать его внутреннее равновесие, обеспечивающее счастье и желание учиться, в нашем образовании

детям зачастую не хватает именно поддержки учителя, они бояться получить двойку, не сдать экзамен, с юных лет российские школьники живут в динамичном темпе, не гуляют на переменах, а стремятся опередить друзей или знакомых, а не быть счастливее чем вчера. В то время как многолетний опыт, практика и исследования психологов, ученых и педагогов напоминают и доказывают всему миру, что успешность не формируется за счёт мнения и виденья других, она является отражением целеустремленности, уверенности, гармонии с собой и окружающим миром.

Литература:

1. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: смысл, Эксмо, 2004. - 512 с.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. - СПб: Питер, 2001. - 512 с.

3. Паси Сальберг Финские уроки. История успеха реформ школьного образования в Финляндии // Классика XXI - 2015., 240 с.

4. Протасова, Е.Ю. Некоторые аспекты финляндской самоидентичности / Е.Ю. Протасова // Человек и язык в коммуникативном пространстве. - 2014. - Том 5. - № 5. - С. 233-239.

5. Приложение «Обзор систем образования стран ОЭСР». Центр ОЭСР — ВШЭ, 2005

6. Раутакоура А. Финская система образования станет международной // Жизнь и общество. -2013. - Август.

Педагогика

УДК:378.2

старший преподаватель Хакимзянова Алсу Саетзяновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Закирова Роза Рафаиловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Казань); кандидат филологических наук, старший преподаватель Григорьева Леона Леонидовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Казань)

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ И ПРЕДПОСЫЛКАХ УСПЕШНОСТИ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В данной статье излагаются предварительные результаты изучения особенностей организаторской деятельности преподавателя на уроках иностранного языка при обучении устной иноязычной речи. Организаторская деятельность учителя иностранного языка, являясь исполнительской частью педагогической деятельности, не сводится к чисто практической реализации предварительно разработанного плана решения учебной задачи в той форме и последовательности как это зафиксировано в конспекте урока. Практическая реализация оптимального соотношения между познавательной и коммуникативной деятельностью учащихся на каждом этапе передачи знаний, формирования навыков и развития речевых умений составляет одну из главных задач организаторской работы преподавателя на уроке.

Ключевые слова: организаторская деятельность, иностранный язык, методика, устная речь, обучение, учащийся, учебная деятельность.

Annоtation. This article proposes the preliminary results of studying the features of the organizational activities of a teacher at foreign language lessons in teaching foreign language speech. The organizational activity of a foreign language teacher, as the performing part of pedagogical activity, is not limited to the purely practical implementation of the previously developed plan for solving the educational problem in the form and sequence as recorded in the lesson summary. The practical implementation of the optimal ratio between cognitive and communicative activities of students at each stage of knowledge transfer, skills formation and development of speech skills is one of the main tasks of the teacher's organizational work at the lesson.

Keywords: organizational activity, foreign language, methodology, speech, education, student, learning activities.

Введение. Организаторская деятельность учителя на уроке является исполнительской частью педагогической деятельности. Она направлена на мобилизацию и осуществление взаимосвязи совместно действующей группы учащихся в процессе практической реализации предварительно составленного плана урока с учетом реально складывающихся условий и отношений в классе по ходу урока. Поэтому организаторский аспект деятельности учителя непосредственно связан с конструктивно-планирующим.

Известно, что взаимосвязь между планированием и организацией педагогического процесса имеет двусторонний характер. Четкая организация деятельности учителя и учащихся на уроке во многом определяется качеством составленного плана, но все же, эффективность урока в конечном итоге зависит не только от того, как он спланирован, но и от того, насколько успешно учителю удается организовать практическую реализацию намеченного плана, иначе процесс обучения перестает быть целенаправленным, а результаты его будут случайными [7]. Подобные случаи можно очень часто наблюдать в период практики студентов.

На уроке учитель призван решать одновременно две довольно противоречивые задачи: с одной стороны, он должен стремиться к наиболее полной реализации намеченного плана, а с другой - постоянно анализировать и оценивать степень соответствия запланированной системы действий реально складывающимся условиям по ходу урока и быть готовым к принятию нового решения.

Критический анализ соотношения между планом и процессом его реализации на уроке является одной из важных предпосылок для формирования у учителя творческого, сознательного владения способами и приемами организации педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.