Научная статья на тему 'Подготовка школьной молодёжи к миру труда в Финляндии'

Подготовка школьной молодёжи к миру труда в Финляндии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПРАКТИКА / ЛИЧНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ / ЦЕНТРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЁЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксёнова Эльвира Айсеновна

ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФИНЛЯНДИИ СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА. ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОВЫСИТЬ ПРЕСТИЖ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ МОЛОДЁЖЬ В ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ОБЩЕСТВУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка школьной молодёжи к миру труда в Финляндии»

ьтодои,шт

V ■■

Подготовка школьной молодежи к миру труда в Финляндии

Эльвира Айсеновна Аксёнова,

главный научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, профессор, доктор педагогических наук

ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФИНЛЯНДИИ - СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА. ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОВЫСИТЬ ПРЕСТИЖ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ МОЛОДЁЖЬ В ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ОБЩЕСТВУ.

• Финская образовательная политика • Педагогическая философия и практика • Личный план обучения • Центры образования • Предпринимательская деятельность молодёжи •

Финская система образования охватывает единую среднюю школу (предварительный выбор), общее и профессионально-техническое образование (верхний вторичный уровень) и, наконец, высшее образование (третичный уровень). Для всех этих уровней Финляндия имеет две параллельные системы: одна - для финско-говорящих (94% населения), другая - для шведско-говорящих (6% населения) учащихся, живущих главным образом в прибрежных областях на юге и западе и в автономной провинции «Аландские острова». Обе системы имеют на национальном уровне идентичные образовательные цели.

Официально выраженная цель финской образовательной политики выступает в трёх аспектах: упростить систему образования, развить её в соответствии с принципами непрерывного обучения и обучения на протяжении жизни и сделать её конкурентоспособной в мире. Не случайно, в первом десятилетии XXI века Финляндия показала самый высокий результат в образовании, и прежде всего в грамотном чтении школьников, где набрала наибольшее число средних баллов. В математической грамотности учащихся Финляндия занимает второе место в мире после Японии, а в области научной грамотности - второе место после Кореи.

Учёные отмечают, что финская средняя школа умеет пробудить у детей интерес к учёбе, что учебный план финской школы содержит именно те дисциплины, которые находят поддержку и одобрение учащихся и соответствуют их собственным интересам. 99,7% каждой возрастной группы имеют завершённое обязательное образование, что является одним из самых высоких показателей в мире.

В Финляндии дети обычно идут в школу в возрасте семи лет. Перед поступлением в среднюю школу они могут быть вовлечены в течение года в систему дошкольного образования в детских садах, находящихся главным образом в ведении социальной защиты населения. Однако только около 10% дошкольного образования находится в ведении социальных служб. Свободное дошкольное образование обеспечивается для детей 6 лет в составе средних общеобразовательных школ. В настоящее время примерно 93% шестилетних детей получают дошкольное образование.

Обязательное обучение в Финляндии рассчитано на девять лет. Обычно в течение первых шести лет единой средней общеобразовательной школы с детьми занимается один учитель, который преподаёт все, или по крайней мере большинство предметов.

В течение последующих трёх лет различные предметы преподаются профессиональными педагогами.

Единые средние общеобразовательные школы находятся в ведении местных органов власти, за исключением нескольких частных школ. Правительство вносит свой вклад в финансирование всех школ. Для детей образование и обеспечение средствами обучения бесплатны. Кроме того, в течение дня дети получают бесплатное питание. Как правило, для детей, живущих от школы в 5 километрах и более, предусмотрен транспорт.

В Финляндии насчитывается примерно 4300 единых средних школ, в самых маленьких не насчитывается и десятка детей, в самых крупных учатся до 900 человек. Школы имеют множество профилей обучения: лингвистический, математических наук, спортивный, музыкальный и другие направления.

В Уставе школ выделен базисный план, по которому должны учиться дети. Правительство определяет национальные цели образования и количество часов на изучение каждого предмета. В единых средних школах все ученики, таким образом, изучают одинаковые дисциплины с единым содержанием. Основная программа едина для всех. Тем не менее, примерно 20% учебных часов в расписании отведено на дополнительные предметы по выбору учащихся и их родителей. Дополнительное образование может быть направлено на изучение языков, занятий спортом, музыкой, искусством или на всестороннее развитие детей.

Следует обратить внимание и на умеренное использование компьютеров в средней общеобразовательной школе Финляндии. Финские школьники - активные пользователи компьютеров, что оказывает положительное влияние на уровень их общей грамотности, и особенно грамотности в области чтения. Школьники читают в Интернете разнообразную литературу (газеты, журналы, комиксы) так же часто, как и электронные письма и Веб-страницы, и довольно часто пользуются библиотеками. Результаты грамотного чтения финских школьников показали, что 44% из них - постоянные читатели

библиотек, особенно городских. У многих детей имеются также и домашние библиотеки, которые укомплектованы самой необходимой литературой для повышения высокого образовательного уровня в пределах их возраста.

Обе единые средние школы (финская и шведская) и общие верхнего вторичного уровня содержат широкую базисную систему обучения, которая нацелена на развитие учащихся, обеспечивает методику изучения и планирования карьеры и выбор дальнейших исследований. Цель рекомендаций состоит в том, чтобы гарантировать каждому учащемуся получение информации о выборе дальнейшего образования, которая является открытой и помогает ему определить себе будущее. Неуспевающие ученики имеют право на компенсирующее образование. С 1997 года местные органы образования несли ответственность за охват образованием всех детей, включая и детей с задержкой психического развития.

После окончания единой средней школы никакого свидетельства не выдается, но как только обязательное образование заканчивается, открывается возможность завершить и общее среднее образование -либо в старшей средней школе, либо в системе профессионально-технического обучения.

После окончания единой средней школы молодые финны могут выбрать или общее среднее, или профессионально-техническое образование. Половина из них склоняется к старшей школе. Некоторые из старших школ, как и единые средние, также являются профильными: в настоящее время в Финляндии работают 50 профильных школ. В них насчитывается до 75 различных профилей (каждый из которых охватывает 38 учебных часов), 45-49 из 75 считаются обязательными.

По окончании старшей школы ученики сдают экзамены, которые одновременно являются и вступительными для учебы в высшей школе. Экзамены включают тесты по родному языку (финскому, шведскому языку Саами), второй национальный язык, (финский, шведский), первый иностранный язык, математику и общие предметы. Имеется возможность включить тесты по дополни-

ьпиши,шт

тельным языкам в добавление к обязательному иностранному языку. Свидетельство о зачислении в университет обеспечивает доступ к высшему образованию.

Начальное профессионально-техническое образование и практика обучения составляют единую базу. Более длительные периоды практического обучения (на рабочем месте) включаются в программу обучения. Весь вторичный уровень по программам профессионально-технического обучения занимает три года, минимум шесть месяцев посвящено практическим занятиям.

Финская единая средняя школа - это не только система, но и аспект педагогической философии и практики. Образование в Финляндии является неотъемлемой частью финских национальных программ, нацеленных на культурное развитие нации.

Ещё один знаменательный фактор в образовательной политике Финляндии в том, что финская единая средняя школа предназначена для каждого ребёнка и, следовательно, приспособлена к его индивидуальным потребностям. Никто из учащихся не может быть исключён из школы или переведён в другую. В соответствии с этим принципом, собственные интересы учащихся принимаются во внимание в школах при составлении учебного плана и выборе содержания курса, учебников, изучении стратегий, методов и оценок. Всё это нацеливает на гибкий и спланированный преподавателем учебный график на основе учебного плана школы, наряду с предлагаемой учащемуся методикой обучения, его формами и средствами и всеми изменениями в процессе обучения1.

Уже в младшей школе начинается процесс приобщения школьников к учебным и трудовым умениям и навыкам. Дошкольное обучение ставит целью укрепление у детей предпосылок усвоения учебного материала. На практике это означает, что обучение умению учиться, трудовым навыкам и умениям детей осуществляется с помощью игры. Основные предметы для младших школьников - родной язык, математика, «Мир вокруг нас» и религия, а также - ремесла, искусство и физкультура (не менее двух уроков в неделю). С третьего класса в расписании появляется иностранный язык, как

правило, английский, хотя бывают варианты немецкого, французского и даже русского.

В это же время начинается изучение второго государственного языка - шведского и предмета с непривычным названием «Общественные навыки», благодаря которому ребята узнают, как с умом тратить деньги, договариваться об общем деле, разделять ответственность и так далее. Кроме того, в рамках этого предмета происходит первоначальная профориентация, включающая практическое знакомство с разными видами деятельности. Следует заметить, что практическому обучению в школах Финляндии уделяют особое внимание. Тем более что именно финской педагогике принадлежит идея введения в школы ручного труда. В виде предмета ручной труд появился в программе школы в XIX веке.

Ещё одна особенность финской школы -внимание к умению планировать будущее. Уже в основной школе детей учат составлять личный план своего обучения, который должен соответствовать их жизненным целям. Это помогает им не просто мечтать о какой-либо профессии, но и довольно рано задуматься о выборе жизненного пути, в соответствии с ним выбирать те или иные учебные предметы, более ответственно планировать свое будущее. Поначалу это делать довольно трудно - приходится ежегодно вносить коррективы в прежние планы. Но постепенно дети приучаются к долговременному планированию своей жизни и судьбы. Это позволяет формировать убеждение в том, что успешность или неудачи в жизни зависят не столько от стечения обстоятельств и случайностей, сколько от собственных целенаправленных усилий.

Формирование и развитие у детей разнообразных умений и навыков начинаются уже в младших классах и продолжаются в старших в процессе сотрудничества школы и производства. Это сотрудничество углубляется путём обновления содержания образования и форм учебных курсов, реализации более тесной связи преподавателей с произ- _

водством, увеличения объёма обучения на предприятии.

1 Национальное управление образования Финляндии. Основы учебного плана основной (обязательной) школы в 2004 году. Хельсинки, 2004.

Сегодня в Финляндии завершён процесс создания центров образования, нацеленных на сближение школы и производства. Центры образования - это школы будущего. В них находят место новые формы и методы обучения. В них реализуется идея профессионально-технического центра обучения. Работа центров строится на следующих принципах:

• большинство учебных программ составлено на индивидуальной основе;

• новые учебные планы, которые состоят из модулей, предлагают учащимся разнообразные возможности для прохождения работы по индивидуальным планам, в которые могут войти занятия по профессиям в разных учебных заведениях;

• учёба может протекать в рамках проекта, приближённого к условиям работы и реальной жизни. Такой проект развивает предпринимательские качества и часто становится частью «проекта всей жизни» учащегося;

• гибкие режимы работы и учёбы: мастерские, читальные залы и компьютерные классы предоставляются в распоряжение учащихся и в вечерние часы;

• открытая учебная среда определяет новые требования к планировке учебных помещений: используются различные комнаты для библиотеки, уголки для самостоятельной работы и залы.

Центры образования поддерживают связи с другими учебными заведениями данного региона. Цель сотрудничества - предлагать самые разные образовательные услуги и учебные программы. В сотрудничестве участвуют профтехучилища, гимназии, высшие учебные заведения и научно-исследовательские центры, фирмы, учреждения, муниципальные хозяйственные структуры, молодежные организации и т.п. Многие профтехучилища имеют партнёров в других странах. Участие в международных программах и экспериментальных проектах постоянно расширяется.

По мнению финских учёных, подобное сотрудничество нацелено на объединение различных курсов, на стимулирование и дальнейшее совершенствование содержания и методов обучения и может привести к эффективному использованию ресурсов.

Центр обучения поддерживает активные контакты с производством. Специальные учебные программы нацелены на создание новых форм предпринимательства и поиск новой стратегии производства и деятельности фирмы. В качестве примера можно привести программу, которая охватывает проект по разработке и маркетингу экспортной мебели, дизайн изделий из дерева и камня, промышленный дизайн и конструирование с помощью ЭВМ, проект по развитию стекольной промышленности, текстильной и швейной промышленности.

В целях развития сельских профессий начат проект, нацеленный на поддержку структурных изменений на селе и призванный оценить, каким образом необходимо гарантировать сельскому предпринимателю необходимые, но высококачественные услуги по обучению, консультированию и исследованиям. В проекте участвуют профтехучилища, отраслевые консультационные организации, научно-исследовательские центры, официальные власти и центральные организации. Обучение предпринимательской деятельности заключается в присоединении к фирменным сетям - это, например, открытие учащимися магазина, работающего в стенах учебного заведения.

Компьютер находит широкое применение при изучении многих предметов. Хорошо продуманные формы компьютерного обучения углубляют практические навыки учащихся. Тренажёрные и математические модели позволяют наглядно представить трудноусваиваемые вопросы и ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораториях. Использование развитых форм мульти- и гипермедии, в которых сочетаются звук и изображение, и неограниченные возможности компьютера расширяют рамки изучения искусства, техники и пр.

Наряду с учебниками и компьютерным обучением используется продукция средств массовой информации и аудиовизуальные пособия. Преподавателю не всегда необходимо присутствовать в классе: иногда он ведет занятия по аудиовизуальной связи, конференцсвязи или кабельному телевидению из другого учебного заведения. Благодаря новой технике можно учиться дома или на рабочем месте.

ьпиши,шт

Степень развитости технологии обучения можно оценивать по следующим критериям:

• наличие универсальных средств и развивающих пособий;

• компьютерное обучение, использование аудиовизуальных и мультимедийных технологий;

• открытые и многосторонние библиотечные и информационные услуги;

• электронная телекоммуникационная связь и информационные сети;

• учебная контактная сеть на базе новой техники.

Центр обучения должен служить примером нового учебного заведения, использующим новые формы управления. Это, прежде всего, воспитание высококвалифицированных кадров и общественно активных членов общества. Центры работают на коммерческой основе. Принятие решений происходит на уровне учебного заведения и его хозрасчетных органов. Системы оценки и качества работы гарантируют хороший результат и имидж у контактных групп и пользователей услугами.

Одним из важных инновационных проектов в системе образования в Финляндии является обучение предпринимательской деятельности молодёжи. Традиционно оно велось в коммерческих училищах и частично - в технических. В последнее время характер предпринимательской деятельности меняется: новые рабочие места всё чаще появляются в мелких фирмах. Интенсификация деятельности мелких фирм ставит определённые проблемы пе-

ред системой образования. От сотрудников всё чаще требуется умение работать в составе различных групп и программ, понимать значение предпринимательской деятельности.

Обучение предпринимательской деятельности охватывает изучение как внешнего предпринимательства (собственно работа в качестве предпринимателя), так и внутреннего (предпринимательское отношение работника к труду при работе по найму). Внутреннее предпринимательство должно стать частью всего образования, начиная от основной школы и кончая обучением взрослых. В основной школе дети могут изучать экономические вопросы в объеме коммерческого предмета. В Финляндии работают гимназии с предпринимательским уклоном. В профтехучилищах при обучении коммерции и управлению обязательными являются такие предметы, как офисная работа, обслуживание клиентов, предпринимательская деятельность. По всем профессиям учащимся предлагаются широкие возможности выбора занятий. Учебные заведения могут определять свой профиль в зависимости от потребностей местной экономики.

Всё это свидетельствует о том, что для финских школьников создаются все условия для приобретения знаний и умений, необходимых обществу, формируется интерес к самостоятельным формам работы, ведётся работа по профориентации и подготовке к миру труда и профессий. И это делает их учёбу не только полезной, но и ответственной. □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.