Ю.И. МИШЕНЕВА (ПОПОВА)
(Волгоград)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ
Показаны вопросы современного состояния и тенденции развития образования в Финляндии с учетом исторических предпосылок, обусловленных формированием системы образования в этой стране.
Ключевые слова: образование, современные тенденции, система и структура образования, традиции.
Образование в Финляндии высоко развито, т.к. национальная стратегия основана на стремлении развивать в стране хорошо информированное общество, обучающее своих граждан согласно современным образовательным стандартам. Финляндия получила международное признание в разных областях знаний.
Современные тенденции развития образования Финляндии обусловлены историческим опытом и сложившимися традициями. В течение более чем шести веков Финляндия входила в состав шведского королевства. В стране отсутствовала финская национальная культура, официальным языком администрации и суда был шведский, языком церкви была латынь, языком торговли - немецкий и финский языки, что замедляло рост национального самосознания финнов.
История народного образования тесно связана с лютеранским просвещением. Уже в XVII в. в Финляндии церковью была поставлена цель - научить народ читать. Церковным законом 1686 г. каждому верующему было предъявлено требование - умение читать, а неграмотных не допускали к причастию и венцу. Вследствие этого умение читать распространилось сравнительно рано, но т.к. отсутствовали книги на родном языке, развитие народного образования было невозможно. Присоединение к России создало народу Финляндии благоприятные возможности национального развития. Русские власти принимали активное участие в реформе системы образования Фин-
ляндии, одним из результатов которой было включение финского языка в школьную программу.
До ХХ в. центральным в культурном развитии страны был языковой вопрос. Идеолог финского национального движения Ю. Снельман как виднейший представитель гуманитарной научной мысли в стране и противник гегелевского учения обосновал приоритеты единой основной общей национальной финской школы. Последовала эпоха быстрого расцвета и развития финского языка и культуры. Национальное движение считало развитие народного просвещения одной из решающих задач национального подъема.
В истории образования Финляндии огромную роль сыграл и У. Сигнеус - основоположник национальной педагогической теории, просветитель и новатор в деле развития финского школьного образования, который сумел создать и реализовать программу народного образования и подготовки учительских кадров. Именно он на основе глубокого анализа идей Песталоцци, Фре-беля, дистервега разработал теоретическую концепцию развития народной школы, обозначил роль женского образования и подготовки педагогических кадров. Одной из ведущих идей в педагогической концепции У. Сигнеуса являлось понимание места и задач школы в общественном развитии страны. Назначение реформированной школы он видел не только в распространении рациональных знаний, но и в воспитании патриота своей страны. Демократическое понимание сущности образования У. Сигнеу-сом, его предложения, основанные на изучении педагогического опыта и удовлетворяющие потребности финского общества, послужили основой организации системы образования Финляндии.
В ХХ в. с момента обретения Финляндией независимости начинается процесс расширения и развития системы образования. Основания, породившие необходимость реформы образования в Финляндии, были как общими для стран Западной Европы, так и специфическими. В 1960-е гг. произошел резкий рост производительности труда, потребовавший необходимого количества работников умственного труда и сферы обслуживания и их высокой квалификации.
© Мишенева (Попова) Ю.И., 2014
Правительство Финляндии принимало активное участие в планировании и финансировании образования. В то время для Финляндии было характерно деление образования по уровням обучения: высокое - «академическое» и низкое - «народное», но реформа системы образования, проведенная правительством страны, включала ряд мер для стирания таких резких границ: уравнение и создание необходимых возможностей для участия разных слоев населения в процессе обучения, а также увеличение доли детей рабочих в сфере высшего образования.
Необходимо отметить ряд положительных последствий данной реформы: роль государства в сфере образования резко повысилась, особенно на разных этапах обучения, улучшилось и финансирование системы образования (10% от годового бюджета страны). Были продлены сроки обязательного обучения в средней школе до 9 лет, вследствие этого молодежь стала позднее выходить на рынок труда, что позволило сократить безработицу в этой возрастной группе. Была создана единая модель школы для всех социальных групп населения. Введение альтернативных курсов в средней школе привело к сокращению второгодничества и числа неудовлетворительных оценок. Обучение в старших классах было в значительной степени индивидуализировано за счет введения факультативных дисциплин. По заключению экспертов ЮНЕСКО, Финляндия является одной из немногих стран, стремящихся решить проблему профориентации с учетом индивидуальных интересов и пожеланий каждого учащегося.
Итак, в течение ХХ в. финская система образования претерпевает значительные изменения. В 1921 г. был введен закон о всеобщем обязательном бесплатном образовании. Вплоть до 1970-х гг. основой образования являлись шестилетние народные школы, после обучения в которых учащиеся могли перейти в среднюю школу. Позже на их основе были созданы основные общеобразовательные школы.
В системе образования Финляндии также существуют дошкольные учреждения. Обучение ведется на бесплатной основе в детских садах и подготовительных классах при начальных школах. Новым знаниям и умениям маленьких финнов обучают с помощью игровых методик. В настоящее время в детских садах и подготовительных классах воспитывается более чем 90% детей соответствующего возраста, хотя это и не является обязательным.
Обучение в школе начинается с 7 лет. Разрешается приступать к занятиям годом раньше или годом позже на основании заключения психолога и с согласия родителей. Все дети, постоянно проживающие на территории Финляндии, включая граждан других стран, по закону обязаны получить знания на уровне девятилетней школы. Она подразделяется на 6-летнюю (младшую) и 3-летнюю (старшую) ступени. Здесь следует отметить интересный факт: в общеобразовательных 9-летних школах первые шесть лет детей обучает один учитель, в течение последующих трех - учителя-предметники. Общей целью обучения является формирование нравственно ответственного члена общества. Особое внимание уделяется знаниям и умениям, необходимым в повседневной жизни.
Учебный год составляет 190 учебных дней, и обучение ведется только в одну смену. Занятия в школе заканчиваются в конце мая или в начале июня, а новый учебный год начинается в середине августа. В учебный план входят следующие предметы: родной язык, второй государственный язык страны, иностранные языки, математика, физика, химия, религия или этика, биология, география, экология, история, обществоведение, физкультура, музыка, изобразительное искусство, ручной труд. В соответствии со своими интересами учащиеся могут изучать и факультативные дисциплины.
За организацию обязательного обучения несут ответственность муниципалитеты, которых в Финляндии начитывается 450. Обучение в школе и учебные пособия бесплатны. Кроме того, учащиеся ежедневно получают бесплатный горячий обед. Детей, проживающих далеко от школы, привозят на занятия на бесплатных школьных автобусах. Общие расходы на образование в стране составляют примерно 15% государственного бюджета.
Выпускникам общеобразовательной школы не выдают диплома или аттестата, свидетельствующего о среднем образовании, но они получают право поступить в любое учебное заведение второй ступени, либо в гимназии (лицеи), либо в профессиональные училища.
Гимназия - единственное из традиционных учебных заведений, дающее полное среднее образование и, следовательно, право поступления в университеты и другие вузы. Но стоит оговориться, что срок обучения индивидуальный и зависит от темпа освоения выбранных учащимися курсов и их способностей и занимает от 2 до 4 лет. Содер-
известия вгпу
жание образования включает как обязательные, так и углубленные и прикладные курсы.
Условием поступления в гимназию является хороший средний балл по всем основным предметам. В настоящее время каждый второй учащийся, окончивший основную школу, учится в гимназии.
Обучение в гимназии завершается студенческими экзаменами, среди них - четыре обязательных: по родному языку (финскому или шведскому), второму государственному языку, иностранному языку, а также дисциплинам по выбору. Экзамены принимаются два раза в год - осенью и весной - государственной экзаменационной комиссией, назначаемой министерством просвещения.
Главными задачами дирекций школ и гимназий, в которые входят учителя, технический персонал школ, родители учащихся и ученики старших классов, являются принятие рабочего плана и сотрудничество с родителями учащихся. Родители учеников принимают участие в выборе учебных предметов и факультативных дисциплин, обсуждают вопросы сотрудничества внутри школы, воспитательной и педагогической работы, совершенствования организации деятельности школы. Наиболее важным считается построить обучение таким образом, чтобы личность ученика получила всестороннее развитие. Много внимания уделяется сотрудничеству учеников и учителей. Последним предъявляются очень высокие требования. Финский учитель должен быть настоящим мастером, специалистом широкого профиля, владеть преподаванием двух учебных дисциплин на базе университетского образования, а также быть разносторонне подготовленным педагогом.
Также в Финляндии существует развитая система профессионально-технических училищ, которые готовят по 75 специальностям различных отраслей народного хозяйства. Обучение длится три года. После окончания профтехучилища предоставляется право поступления в высшие учебные заведения соответствующего профиля. Все выпускники сдают экзамены и готовят письменную дипломную работу по выбранной специальности.
Профессиональные учебные заведения также принимают учащихся с учетом их успеваемости в школе. Наиболее престижные училища проводят вступительные экзамены.
Помимо теоретических знаний профессиональная подготовка включает производственное обучение в мастерских училища и стажировку по месту будущей работы. Ор-
ганизацией бесплатного профессионального обучения в Финляндии занимаются муниципалитеты, а также частные организации.
Существующая сегодня система высшего и профессионального образования Финляндии по-настоящему начала формироваться только в 1960-х гг.
Первое учреждение университетского типа - Королевская Абосская академия в г. Турку - было основано в 1640 г., когда Финляндия входила в состав Швеции. В 1828 г., после великого пожара в Турку, академия была переведена в новую столицу Финского княжества - в г. Хельсинки и названа в честь русского царя Александра I. Только в начале XX в. было открыто еще два вуза - Технологический университет и Школа экономики и управления. Вскоре начинается бурное развитие высшего образования. В 1918 г. в Турку открываются шведский университет -Академия Або и финский университет -Университет Турку.
Сейчас в Финляндии существуют две параллельные системы высшего образования -университеты и политехнические институты. В стране насчитывается 20 университетов: 10 настоящих и 10 специализированных. К университетам причислена и военная академия. Все университеты - государственные. Самые популярные и престижные направления обучения - технологии, гуманитарные и естественные науки. Обучение длится 3,5-4 года и включает производственную практику.
Студенты зачисляются в вузы по результатам вступительных экзаменов. Мест, выделенных по плану приема, хватает приблизительно на 70% лиц соответствующей возрастной группы. Финские университеты присваивают ученые степени бакалавра или магистра. При продолжении образования можно защитить диссертацию на степени лицензиата и доктора наук. Для получения степени бакалавра, как правило, требуется три года обучения, магистра - 5-6 лет. Степень лицензиата можно получить через два года после магистра и еще через два - степень доктора.
Обучение на всех этапах бесплатное. Студенты оплачивают только учебные пособия и делают ежегодные взносы за обязательное членство в студенческих союзах, что составляет от 45 до 90 евро. Минимальный ежемесячный бюджет студента, включающий питание и проживание, оценивается в 600-900 евро.
Высшие учебные заведения играют важную роль в жизни финского общества. Кроме подготовки к профессиональной деятель-
ности, целью высшего образования являются содействие обновлению и развитию общества, создание равных возможностей для получения образования представителям различных социальных групп.
Парламент рассматривает важнейшие вопросы политики в области науки и высшего образования и на основе вносимых правительством проектов ежегодно утверждает государственный бюджет. Устав высшей школы, регулирующий ее деятельность, утверждается постановлением президента республики. Высшие учебные заведения подведомственны министерству просвещения [3].
Нельзя не отметить две основные тенденции развития высшей школы Финляндии, наметившиеся в процессе реформы образования: улучшение материальных предпосылок к обучению и совершенствование его организации. Отправным пунктом улучшения материальных предпосылок является выпуск такого количества специалистов, которое соответствует спросу. Решение этой проблемы достигается путем усиления контактов с местными фирмами и компаниями, общественными и частными организациями как непосредственными заказчиками подготовки соответствующих специалистов. Каждый вуз имеет специальную службу занятости для студентов, ее сотрудники обязаны изучать ситуацию на рынке труда. Кроме того, существуют агентства, которые исследуют тенденции в этой сфере на национальном уровне. Совершенствование организационной структуры выражается в демократизации учебных заведений Финляндии. Проблема повышения эффективности деятельности вузов решается теперь не столько путем администрирования, сколько совершенствованием качества учебного процесса. В будущем предусматривается усиление интернационализации высшей школы в связи с ее участием в Болонском процессе. По мнению финских ученых, необходимо обновить учебный процесс и сделать его более гибким [1].
Также отметим, что была принята концепция непрерывного образования, т.к. увеличение потребности в высококвалифицированных специалистах привело к тому, что проблема переквалификации и повышения квалификации становится не менее важной, чем подготовка специалистов. Система образования взрослых выполняет функции системы повышения квалификации и переподготовки, с учетом которых была разработана и оперативно внедрена концепция возобновляющегося образования, т.е. чередование обучения с трудо-
вой деятельностью. Проведены децентрализация управления вузами и модернизация структуры системы образования путем создания интегрированной высшей школы, охватывающей весь спектр подготовки и переподготовки специалистов [3].
Таким образом, система образования в Финляндии ставит своей целью обеспечение достаточно высокого уровня знаний, навыков и просвещенности всего населения. Здесь провозглашен и реализуется принцип непрерывного образования и предоставляется возможность учиться в любом возрасте.
Современная структура и основные тенденции развития образования в Финляндии обусловлены особенностями и общими закономерностями функционирования существующего общества, а также историческим опытом, культурными связями и сложившимися демократическими традициями.
литература
1. Воробьев Н.Е., Бессарабова И.С. Особенности системы образования в Финляндии // Педагогика. 2011. №6.
2. Дерябин Ю.С. Финляндия - один из мировых лидеров в образовании // Педагогика. 2004. № 4.
3. Николаева Г.А. Основные тенденции развития высшего педагогического образования в современной Финляндии: дис. ... канд. пед. наук. М., 1991.
4. Обучение в Финляндии. URL : http://www. finlandia.boom.ru.
5. Routti J., Yla-Anttila P. Finland as a knowledge economy. Elements of success and lessons learned. Washington, DC: World Bank, 2006.
6. Valimaa J. A Trying Game: Experiments and Reforms in Finnish Higher Education // Europ.j. of Education. Abingdon, 1994. Vol. 29. № 2.
* * *
1. Vorobev N.E., Bessarabova I.S. Osobennosti sistemyi obrazovaniya v Finlyandii // Pedagogika. 2011. №6.
2. Deryabin Yu.S. Finlyandiya - odin iz mirovyih liderov v obrazovanii // Pedagogika. 2004. № 4.
3. Nikolaeva G.A. Osnovnyie tendentsii razvitiya vyisshego pedagogicheskogo obrazovaniya v sovremen-noy Finlyandii: dis. ... kand. ped. nauk. M., 1991.
4. Obuchenie v Finlyandii. URL : http://www. finlandia.boom.ru.
5. Routti J., Yla-Anttila P. Finland as a knowledge economy. Elements of success and lessons learned. Washington, DC: World Bank, 2006.
6. Valimaa J. A Trying Game: Experiments and Reforms in Finnish Higher Education // Europ.j. of Education. Abingdon, 1994. Vol. 29. № 2.
Modern condition and tendencies of education development in Finland
There are considered the issues of the modern condition and tendencies of education development in Finland taking into consideration the historic prerequisites conditioned by formation of the system of education in this country.
Key words: education, modern tendencies, system and structure of education, traditions.
(Статья поступила в редакцию 10.01.2014)
И.С. БЕССАРАБОВА, О.А. СЕМИСОТНОВА (Волгоград)
сравнительный анализ принципов критической педагогики и поликультурного образования
Затрагиваются вопросы о происхождении критической педагогики, а также о ее основных принципах, положенных в основу современных концепций поликультурного образования американскими учеными.
Ключевые слова: критическая педагогика, поли-культурное образование, поддерживающая педагогика, критическое мышление, педагогическая поддержка.
США первыми в мире вступили на путь поликультурного образования. Вследствие стремительного пополнения населения страны за счет многомиллионного притока иммигрантов изменился ученический контингент американских школ, что актуализировало проблему обучения в поликультурном классе. Разнообразный в этническом и культурном отношении состав учащихся требовал от учителя новых поликультурных знаний, методов и приемов работы. Не претендуя на всесторонний анализ этого вопроса в рамках данной статьи в силу его сложности и многоаспектности, мы обратимся к точкам соприкосновения поликультурного образования и критической педагогики, т.к. большое количество трудов аме-
риканских ученых посвящено этой проблеме и исследователи единогласно подчеркивают, что поликультурное образование должно опираться на принципы критической педагогики.
Российскими учеными, исследующими проблемы зарубежной и сравнительной педагогики, уже накоплен определенный запас знаний об истории поликультурного образования в США [1-3]. Критическая педагогика и ее роль в становлении и развитии поликультур-ного образования в США еще не становились объектом научных изысканий российских исследователей. Прежде чем перейти к рассмотрению обозначенной проблемы, вкратце обратимся к вопросу о происхождении критической педагогики.
Происхождение критической педагогики связывают с работами П. Фрейра, расцвет творческой активности которого приходится на 1970-е гг. Он подчеркивал, что чтение должно способствовать формированию критического сознания. Это позволит «исторически угнетаемым народам увидеть дегуманизированные социальные структуры и заявить о необходимости социальной трансформации» [6, р. 34].
При обучении грамотности взрослых П. Фрейр создал так называемые «культурные общества», где слушатели выбирали интересующие их темы, совместно обсуждали предлагаемый материал, стараясь определить главную идею автора и обосновать свою точку зрения, а не принимать прочитанное на веру. П. Фрейр намеренно не называл такие занятия «школьными», чтобы изначально избежать ассоциации с традиционным заучиванием материала, что, по его твердому убеждению, приведет к пассивности и будет препятствовать формированию критического отношения к действительности. Главная цель таких занятий, как считал П.Фрейр, заключалась не столько в обучении грамоте взрослых, сколько в том, чтобы «показать, что человек, способный критически мыслить - активен и может внести изменения, а не пассивно принимать окружающую действительность» [Там же].
Каким образом взаимосвязаны критическая педагогика и поликультурное образование? Исследователи проводят параллели между этими областями по следующим причинам. Создателями критической педагогики разработаны ценные рекомендации по осуществлению педагогической поддержки индивида с целью научить его самостоятельно адаптиро-
© Бессарабова И.С., Семисотнова О.А., 2014
11G