Научная статья на тему 'Социально-экономические факторы влияния на качество школьного образования Финляндии'

Социально-экономические факторы влияния на качество школьного образования Финляндии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНСКАЯ СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FINNISH SCHOOL EDUCATION SYSTEM / ВЫСОКАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / HIGH EFFICIENCY OF TEACHING / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / SOCIAL FACTORS / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ECONOMIC FACTORS / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / NATIONAL PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутова Вера Александровна

В статье рассматриваются социальные и экономические факторы, имеющие решающее влияние на высокое качество школьного образования Финляндии. Успехи финской школы связаны с особенностями национального мировоззрения, в частности, с протестантской религиозной культурой. Традиции уважения к образованию и учителям в обществе есть основой высокой результативности финской школьной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC FACTORS INFLUENCING THE FINNISH SCHOOL EDUCATION QUALITY

The article deals with the social and economic factors having the main influence on the high quality of the Finnish school education. The success of the Finnish school education is connected with the peculiarities of the national world view, in particular with the Protestant religious ethic. The society traditions to respect education and teachers are the grounds of Finnish school system high efficiency.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические факторы влияния на качество школьного образования Финляндии»

УДК 374.7

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИНЛЯНДИИ

© 2014

В. А. Бутова, аспирант лаборатории сравнительной педагогики

Институт педагогики НАПН Украины, Киев (Украина)

Аннотация: В статье рассматриваются социальные и экономические факторы, имеющие решающее влияние на высокое качество школьного образования Финляндии. Успехи финской школы связаны с особенностями национального мировоззрения, в частности, с протестантской религиозной культурой. Традиции уважения к образованию и учителям в обществе есть основой высокой результативности финской школьной системы.

Ключевые слова: финская система школьного образования, высокая результативность обучения, социальные факторы, экономические факторы, национальные особенности.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последнее десятилетие система школьного образования Финляндии постоянно находится в центре международного внимания. Очередной всплеск интереса к ней обусловлен отличными результатами, которые финские школьники продемонстрировали в рамках «Программы по международной оценке образовательных достижений учащихся» (PISA), когда Финляндия стала одной из немногих европейских стран, вошедших в число лидеров. Социальные и экономические условия жизни финского общества представляют интерес как факторы, способствующие такому успеху. Интерес к системе школьного образования Финляндии не в последнюю очередь обусловлен желанием представителей других стран внедрить определенные элементы финской образовательной системы в своих странах. Однако любые образовательные заимствования возможны только при условии совпадения социальных и экономических особенностей в обеих странах.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблема качественного образования вообще, и школьного образования в частности, актуальна в современном мире. Успешность финского школьного образования находится в центре внимания педагогических исследователей, рассматривающих разные аспекты деятельности школьной системы страны, как в мировой педагогической науке (Б. Понт, Л. Фразинелли, А. Харгривзи др.), так и в самой Финляндии (Е. Ахо, Э. Пекконен, К. Питканен, П. Сальберг и др.), в Украине (И. Жерноклеев, К. Корсак, Е. Ляшенко и др.) и России (М. Бражник, Д. Володин, В. Загвоздкин и др.).

Формирование целей статьи. Цели статьи - изучение особенностей жизни финского общества, составляю-щиех основу успешности функционирования школьной образовательной системы. Анализ этих особенностей позволит объяснить отличительные черты финского общества, способствующие высокой результативности обучения финских школьников.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Знания и передовые технологии всегда играли важную роль в прогрессе человечества. Но в последние годы их развитие стало одним из главных факторов стимулирования экономического роста. Ярким примером стала Финляндия: в начале ХХ века страна принадлежала к экономически слаборазвитым, но за несколько десятилетий финны смогли построить экономику, которая по рейтингу Всемирного банка занимает 14 место в мире. Финляндия смогла добиться такого результата только благодаря значительным вложениям в систему образования и созданию так называемой «knowledge-based economy», то есть экономики, основанной на высоком уровне компетентности работников [1].

Сегодня мировыми лидерами в создании экономического благосостояния становятся страны, в которых преобладают так называемые «знаниесодержащие» виды экономической деятельности, требующие высокого уровня подготовки рабочих. Одним из признаков «эко-

номики знания» является рост инвестиций в образование, науку, здравоохранение [2].

Важными характеристиками финской политики являются, среди прочих, сильная социальная политика, особенно в сфере образования и постоянное внимание к будущему. Однако, если раньше речь шла только о доступности образования, равенстве возможностей всех граждан, то сейчас главное внимание сосредоточено на его качестве. Еще одной важной характеристикой финской образовательной системы стала тесная связь с потребностями производственного сектора страны.

Абсолютное большинство населения Финляндии - средний класс. Граждане страны во всех сферах жизни стремятся реализовать принцип эгалитарности, равности. Именно человеческие ресурсы помогают Финляндии занимать лучшие места в мировых рейтингах. По количеству молодых людей с высшим образованием в возрасте 25-34 лет (35,5 %) Финляндия делит четвертое место с Великобританией.

Уже несколько лет подряд авторитетная международная организация Transperency International [3] признает Финляндию наименее коррумпированной страной в мире. В Финляндии, как и в других демократических странах, гарантией честной власти является система взаимодействия права, гражданского общества, традиций и ценностей нации. Честность власти не зависит от персоналий, поскольку Финляндия имеет анонимный тип власти, когда люди доверяют власти как общественному институту и компетентности ее представителей.

Финская система публичных и вузовских библиотек хорошо организована и основана на широком использовании ИКТ и информационных сетей. Около 97 % библиотечных операций компьютеризированы, 90 % муниципальных библиотек обеспечивают доступ к Интернету. Каталоги библиотек полностью автоматизированы. Благодаря проекту, основой которого стало создание FinElib - Финской Электронной Библиотеки в 2002 году были получены лицензии 8200 электронных журналов и 10 словарей [4].

Важную роль в вопросах доступа к государственной информации играет законодательство. Финляндия имеет давние традиции в области законодательной базы о свободе доступа к информации. Будучи долгое время (18 -начало 19 в.) частью Шведского королевства, она применяла шведский Закон 1766 года о доступе к публичной информации, один из первых в мире, «ысокое повеление относительно свободы письма и печати» (His Majesty's Gracious Ordinance Relating to Freedom of Writing and of the Press), автором которого был Андерс Чиндеус [5] Тот факт, что принцип общественного доступа к официальным документам продержался так долго, является важным для понимания существующей ситуации в Финляндии - юридической, политической и культурной [6].

Финские педагоги называют несколько причин использования ИКТ в учебном процессе: на разных уровнях (национальном, региональном, школьном) компьютеры помогают в сборе и анализе информации о состоянии дел у учителей, учеников и системе в целом;

учителя могут использовать ИКТ (особенно Интернет) для профессионального роста, общения с коллегами, родителями, администрацией. В учебном плане не существует такого предмета, как информатика, информационно-коммуникационные технологии введены во все предметы, начиная с первого класса. На каждом уроке ученики получают навыки поиска информации и постепенно становятся активными пользователями ИКТ.

Как результат всех этих процессов, сейчас Финляндия по результатам исследований ООН является одной из наиболее технологически развитых стран в мире, причем в этом аспекте в стране наблюдается постоянный прогресс. Финляндия занимала 8 место в 2007 г. по использованию населением сети Интернет и других информационных средств.

Данные рейтинга World Economic Forum за 20112012 гг., измеряющий уровень использования странами возможностей предоставляемых информационно - коммуникационными технологиями, выводят Финляндию на высокое третье место, уступая лишь Норвегии и Сингапуру. 91 % населения страны являются активными пользователями интернет-ресурсов [7].

Обучение в финской школе начинается с 7 лет. Разрешается начинать занятия годом раньше или позже при наличии соответствующих выводов специалистов и с разрешения родителей. Принцип обязательного образования среднего был введен в 1921 г., то есть вскоре после получения Финляндией государственной независимости. За организацию обязательного образования несут ответственность муниципалитеты.

Обучение в школе и учебные пособия являются бесплатными. Кроме того, ученики ежедневно получают бесплатный горячий обед. В 1948 году Финляндия стала первой в мире страной, где было введено бесплатное питание учащихся базовой школы (Пункт 31 Акта о базовом образовании от 1998 года). Поправка 477 к Акту о базовом образовании от 2003 года обязывает муниципалитеты обеспечить ученику здоровое развитие. Финское образование в Финляндии уделяет чрезвычайно важное внимание правильному питанию школьников как основе здоровой полноценной жизни и успешной деятельности личности [8].

Педагогическая свобода, свобода в выборе системы образования провозглашает право на учреждение негосударственных школ и частных воспитательных заведений. Законодательно закреплено также право на домашнее образование, когда развитием и воспитанием ребенка родители занимаются самостоятельно. В законодательстве 1991 года, которое было направлено на децентрализацию школьной системы, существует положение об интеграции бывших частных альтернативных школ в общую систему образования. Для получения финансирования альтернативные школы должны заключать соглашения с местными гражданами, на основе чего им предоставляется полное материальное обеспечение наравне с государственными школами. Финансирование образовательных учреждений включает расходы на учебники и вспомогательные средства обучения, транспортные расходы, медицинскую и стоматологическую помощь учащимся. Большое значение для школы имеет школьная библиотека, являющаяся центром получения учащимися информации.

Школа в Финляндии - это учреждение как для обучения, так и для социального общения населения. Школьные здания имеют многоцелевое использование для различных видов социальной деятельности, таких как спортивные занятия для детей и взрослых школьного микрорайона во внеурочное время, работа различных кружков. Финское государство для достижения высокой результативности школьного обучения готово финансировать в полном объеме все необходимые для школы расходы. Персонал финской школы состоит не только из администрации, классных учителей (обучающих детей всем предметам до 6 класса) и учителей-предметников,

но обязательными участниками учебного процесса является медицинский работник, социальный педагог в должности куратора, школьный психолог, социальный учитель для работы с учащимися, имеющими определенные проблемы в обучении, ассистенты учителя для работы с большими группами учащихся. Все эти педагогические работники имеют от государства достойную оплату своего труда [9].

Учителя являются важными участниками процесса развития нации. Исторически сложилось, что финны достигают личного развития путём образования, чтения, самосовершенствования. Учительская профессия ассоциируется с основными социальными ценностями финнов: социальной справедливости, заботой о других, счастьем.

Базовое образование способствует территориальному и социальному равноправию в обществе. Во время учебы учитываются индивидуальные особенности учащихся и гарантируется их гендерное равноправие. Ключевым положением является то, что школа должна научить использовать приобретенные навыки и умения при пользовании правами и при соблюдении обязанностей в повседневной, трудовой и общественной жизни. Общеобразовательная средняя школа обеспечивает учащихся способностью оценивать вопрос с разных точек зрения и возможностью вести дискуссию с обществом. Учеников учат быть ответственными и исполнительными гражданами в обществе и будущей жизни.

Корни успешности финской школы следует искать в истории религии, поскольку церковь первой взяла на себя ответственность за образование населения. Ключевыми элементами протестантской этики были исполнительность, пунктуальность, откладывание удовольствия, и первоочередность работы. С тех пор вера, которая поддерживала упорный труд, становится секуляризованной и вплетенной в моральные нормы западной культуры. Исторические корни финских успехов, и в первую очередь, в сфере образования, по нашему мнению, следует искать именно в использовании финским обществом протестантской трудовой этики уже в течение нескольких столетий.

Наибольшими ценностями базового образования в Финляндии являются права человека, равноправие, демократия, сохранение разнообразия и жизнеспособности окружающей природной и социальной среды, а также принятие и понимание поликультурности современного общества. Базовое обучение способствует коллективизации общества, формированию ответственности и уважения к правам и свободам личности. Среди образовательных ценностей в документации финских школ выделяют следующие:

- уважение к жизни, себе, другим, природе;

- стабильное развитие;

- адекватное восприятие различий;

- поликультурализм и интернационализм;

- дух инициативы, креативности и конструктивной критики;

- дух команды и сотрудничества;

- чувство ответственности и честности;

- оптимизм и вера в будущее [10; 11].

Уровень доверия родителей к учителям очень высок. Учителя всегда играли важную и уважаемую роль в финском обществе. Такое высокое уважение к профессии учителя можно увидеть и сегодня, например, в национальных обзорах и общественных оценках разных профессий и занятий. Профессия учителя остается популярным профессиональным выбором молодежи. Например, в опросе выпускников средней школы 2004 года профессия учителя была безоговорочным лидером.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, образовательный успех финской школы чрезвычайно тесно связан с особенностями национального мировоззрения, протестантской религией вообще и протестантской

трудовой этикой в частности. Финские национальные особенности, как например скромность и равенство во всем создают почву для успешной работы в школе для каждого ребенка. Традиция уважения к образованию как условию жизненного успеха и глубокое уважение к учителям в финском обществе также объясняют причины высокой результативности финской образовательной системы. Перспективы дальнейших изысканий в этом направлении мы видим в разработке рекомендаций по использованию успешного финского образовательного опыта в реалиях украинской школьной системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Schleicher A. The economics of knowledge: Why education is key for Europe's success.// Brussels: The Lisbon Council. 2006.

2. Routti, J., Yla-Anttila, P. Finland as a knowledge economy.

3. http://www.transparency.org/policy_research/sur-veysjndices/cpi/2010/results

4. http://www.lib.helsinki.fi/finelib/english/index.html

5.http://www.accessinfo.org/documents/Access_Docs/

Thinking/Get_Connected/worlds_first_foia.pdf

6. Вартанова Е. JI. Финская модель на рубеже столетий: Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе // М.: Изд - во Моск. ун-та, 1999. 287 с.

7. Корреспондент. № 23. 15.06.2012. Северное сияние. Что помогает Финляндии лидировать в мировых рейтингах // http://korrespondent.net/business/ economics/1362333-korrespondent-severnoe-siyanie-chto-pomogaet-finlyandii-lidirovat-v-mirovyh-rejtingah

8. Kuurala, S. Rauma, A-L. Food and nutrition related values in Finnish school education and home economics secondary school / Journal of Family and Consumer Sciences Education, Vol. 26, No. 1, Spring / Summer, 2008. p.p. 29-41

9. Eurybase /The Information Database on Education Systems in Europe. The Education System in Finland. 2007/08. p. 26.

10. The Secrets of the Finnish Educational System: Learning from the Best. Alero Ayida - Otobo . // http://www. educlusterfinland.fi/blog/?p=531

11. Finland. Summary. // Http://education.stateuniver-sity.com/pages/476/Finland-SUMMARY.html

© 2014

SOCIAL AND ECONOMIC FACTORS INFLUENCING THE FINNISH SCHOOL

EDUCATION QUALITY

V. A. Butova, post-graduate student

Institute of Pedagogics of National Academy of Pedagogical Sciences, Kiev (Ukraine)

Annotation: The article deals with the social and economic factors having the main influence on the high quality of the Finnish school education. The success of the Finnish school education is connected with the peculiarities of the national world view, in particular with the Protestant religious ethic. The society traditions to respect education and teachers are the grounds of Finnish school system high efficiency.

Keywords: Finnish school education system, high efficiency of teaching, social factors, economic factors, national peculiarities.

УДК 159.954.4

СТРАТЕГИАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ СОЗДАНИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ГЕРОЕВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

© 2014

И. П. Винничук, научный корреспондент лаборатории психологии творчества

Институт психологии им. Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев (Украина)

Аннотация: В статье анализируется опыт проведения психологического тренинга на уроках изобразительного искусства. Рассматривается использование младшими школьниками определенных стратегий при создании мультипликационных героев, классифицируются приемы реализации данного задания.

Ключевые слова: творческое воображение, стратегия, комбинирование, аналогизирование, реконструирование, универсальная стратегия, стратегия спонтанных или «случайных подстановок».

Постановка науково'1 проблеми та и значення. Для сучасних батьшв, педагопв, психолопв питання впливу мультиплжацп на дитячу псих1ку досить часто залишаеться вщкритим. Актуальними е проблеми якосл мультиплжацшно! продукцп, !! значимосп для етично-го та естетичного виховання, формування свггогляду, розвитку тзнавальних процейв, комушкативно! сфери. На жаль, нерщко трапляеться так, що знайомство з екра-ном випереджае в чай знайомство з книгою, випсняючи при цьому спшкування з батьками. Традицшними е скарги дорослих на брак часу. Проте, якщо пор1вняти ф1зичш навантаження попередшх поколшь та авто-матизовану буденшсть сучасносп, мимовол1 виникае питання: на що витрачаються вив1льнеш в1д ручно! пращ години? Чому малюк без телев1зора нудьгуе? Споживаючи готов1 образи, дни втрачають стимул, а в подальшому й здатшсть творити власш. Деградуе творча уява, котра розум1еться нами як р1зновид уяви, що характеризуеться спрямованютю на створення но-вих, цшком орипнальних образ1в. Зауважимо, що саме орипнальнють поруч з творчютю, нестандартною ршень, прагненням до творчих занять, винахщливютю являеться характерною особливютю обдаровано! ди-тини [1, с. 64]. 1гнорування дано! проблеми може при-

звести до появи цшого поколшня втрачених таланпв, а, отже, й до регресу суспшьства в цшому.

Звюно, 1золювання в1д телебачення - як супутника сучасного життя - поза межею можливостей педагога, проте використання защкавленосп ним в якост1 стимулу творчосл - реальна знахщка в навчальному процеа.

Аналгз остантх дослгджень з ц1е! проблеми. Окреслене питання багатоаспектне, вивчення його охоплюе проблему розвитку творчо! уяви молодших школяр1в, дитячо! творчосл загалом, психолопчного треншгу КАРУС.

Щодо розумшня процесу уяви, то теоретичним шдгрунтям нашо! роботи е напрацювання Л. Балацько!, Л. Виготського, А. Жатсель, Б. Зальцмана, О. Лука, З. Новлянсько!, Т. Р1бо, I. Розета, С. Рубшштейна та ш. У нагод1 став досвщ О. Барташшкова, I. Барташшково!, М. Зяблщево!, К. Кожохшо!, I. Шишово! та ш. Пращ даних автор1в мютять у соб1 як р1зномашття вправ, так 1 щншсш рекомендацп щодо оргашзацп робочого мюця, емоцшного фону занять, заохочення до стльно! д1яльност1 тощо.

Формування мети та завдань статт1. Ми прагне-мо теоретично обгрунтувати та практично дослщити можливють застосування стратегш КАРУС як засобу роз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.