УДК 37.0 ББК 74.04(3)
Володин Дмитрий Алексеевич
аспирант кафедра педагогики Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого г. Тула Volodin Dmitry Alexeevich Post-graduate Chair of Pedagogy Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy
Tula
Современный социокультурный контекст развития системы школьного образования в Финляндии Contemporary Socio-Cultural Context of the School System Development in Finland
Статья посвящена анализу основных факторов развития финской школы на рубеже ХХ-ХХ1 вв., среди которых - реализация концепции государства всеобщего благосостояния, политическая культура, децентрализованная система управления, тесная связь школы с общественными организациями, совершенствование подготовки учителей и их высокий социальный статус.
The article deals with the analysis of the main factors of the Finnish schools development at the turn of the centuries. They are the implementation of the universal welfare state conception, political culture, decentralized government structure, collaboration with ‘the third sector’, the development of teachers’ training and their high social status.
Ключевые слова: образование, система школьного образования,
развитие образования в Финляндии.
Key words: education, school educational system, development of education in Finland.
Впечатляющие результаты образовательной системы Финляндии стали достоянием мировой общественности после публикации итогов исследования Программы международной оценки учебных достижений учащихся в 2000 и 2003 гг. До этого времени страна не демонстрировала заметных достижений. Исключением стали убедительное первое место в исследовании
Международной ассоциации оценки учебных достижений (IEA), посвященном грамотности чтения (1990-1991 гг.), и показатель наименьших расхождений в результатах обучения школьников в исследованиях Организации
экономического сотрудничества и развития. Данные факты позволяют сделать
вывод о высокой степени организации и гомогенности школьной системы, поскольку она обеспечивает не только качественное образование, но и выравненность учебных достижений учащихся независимо от типа школы и места ее расположения.
Что касается других сравнительных исследований, связанных, в том числе, с оценкой учебных достижений в математике и естественных науках, а также уровня охвата населения образовательными услугами, то здесь в 90-х годах Финляндия была близка к средним значениям среди стран-членов ОЭСР.
Десять лет спустя продемонстрировавшая высочайшие показатели система образования Финляндии стала предметом исключительного интереса со стороны международных экспертов, чиновников, ученых, педагогов-практиков из разных стран мира. Примечательность «внезапного» прорыва на образовательном фронте заключалась не столько в быстром взлете Финляндии от средних показателей 90-х гг. к вершинам рейтинга, сколько в том, что этот взлет совершило относительно небольшое «периферийное» государство, которому удалось в кратчайшие сроки эффективно трансформировать свою экономику и образовательную систему, превратив страну в образец общества, основанного на знании.
По нашему мнению, успешность системы образования необходимо рассматривать в контексте других социальных систем, таких, как здравоохранение, окружающая среда, право, управление, экономика и технологии. Хорошие результаты Финляндии в образовании - это только часть эффективно функционирующего государства всеобщего благосостояния. Финские исследователи отмечают несколько общих закономерностей, характерных для эволюции политической, экономической, социокультурной сферы и системы образования в начале XXI в.
Во-первых, ключевым приоритетом развития Финляндии стал максимальный учет потребностей всех членов общества в долгосрочной перспективе. Такое видение объединило все заинтересованные стороны (правительство, частный сектор экономики, работодателей, профсоюзы, ученых, педагогов и т. д.) в стремлении обеспечить будущее страны через
подготовку граждан к эффективной деятельности в рамках прогрессивной системы образования. Координация усилий участников данного процесса происходит при поддержке законодателей, среди которых ведущую роль играют Комитет будущего (Ти1еуа1виивуаНокип1а), Парламентский комитет по образованию (81у1в1увуаНокип1а) и иные структуры, созданные на паритетных началах государственными и неправительственными организациями при широком участии общественности. В основе развития образовательного сектора лежат политические решения, опирающиеся на устойчивые базовые ценности, такие, как равные возможности получения качественного образования, бесплатное (финансируемое государством) общее образование для всех учащихся, четкое понимание общегражданского образования как права, а не обязанности .
Во-вторых, экономика и образование развиваются на основе современной интегративной управленческой стратегии. Образовательная политика Финляндии определяется пятилетним планом, который формулирует цели и задачи и для сектора образования, и для сектора научных исследований и позволяет сохранить преемственность основных приоритетных направлений развития при смене правительства и изменениях экономической конъюнктуры. Экономическая стратегия страны основана на понимании необходимости интеграции производства, образования и науки с целью создания прочной основы для успешной разработки, продвижения и внедрения самых современных технологий, повышающих конкурентоспособность Финляндии.
В-третьих, система образования Финляндии, равно как и другие сектора общественной жизни, функционирует на основе гибкой децентрализованной модели распределения ответственности. Интегрированная политика и долгосрочное стратегическое планирование привели к устойчивому развитию финского образования. Благодаря этому образовательная система без энтузиазма принимала жесткие рамки различного рода показателей и тестовых процедур для школ, разработанных с международными организациями. Финская школа следует концепции ориентированной на развитие внешней и внутренней оценки эффективности обучения. Механизмы такой оценки, за
исключением экзаменов на аттестат зрелости по окончании полной средней школы, регулируемых на государственном уровне, весьма подвижны. Часто в их создании принимают участие учителя и администрация школы.
В-четвертых, развитие финского общества в значительной степени определяется доверием к власти. Государственные учреждения выступают в качестве ведущих партнеров при разработке и реализации стратегий, направленных на рост благосостояния страны. Высокие стандарты профессионализма, культивируемые в правительственных структурах, традиционная для финнов культура уважения к закону, низкий уровень коррупции способствовали созданию широкого консенсуса при определении перспективных направлений развития образования в Финляндии. Важная роль в этом процессе принадлежит местным органам управления, которые проводят экспертизу предложенных стратегий и вносят предложения по их корректировке и совершенствованию.
Основные принципы функционирования финской системы образования остаются неизменными со времени проведения долгосрочной реформы, инициированной в 1968 г. За последние несколько десятилетий общественные дискуссии, касающиеся образовательной сферы, касались преимущественно частных вопросов, таких как содержание учебных программ на различных ступенях образования, права учащихся и их родителей на выбор образовательной траектории, соотношение обязательных и дополнительных дисциплин, включение в учебные планы определенных предметов (например, шведского языка и религии) и т. п. В то же время в стране существует широкий консенсус по позициям, принципиально важным для инновационного развития страны, среди которых повышение эффективности образования в сфере новых технологий, наук об окружающей среде, развитие предпринимательских способностей учащихся и их готовности к креативной деятельности в условиях постоянно меняющегося общества.
При анализе современного состояния и тенденций развития финской системы школьного образования нельзя не учитывать того, что общество традиционно считало и считает образование не только предпосылкой личного
благополучия, но и ключевым условием сохранения суверенитета нации и ее успешного развития. В одной из своих работ П. Салберг писал: «Мы -небольшая нация, которую весь остальной мир воспринимает как далекую незнакомую холодную страну, где говорят на странном языке. За последние пятьдесят лет мы поняли, что существует один возможный для нас способ выжить в качестве независимого государства состоит - дать образование всем нашим гражданам. В нем мы видим наш единственный шанс в соревновании с крупными державами и теми, кто обладает преимуществами, которых нет у нас» [1].
Сегодня образование воспринимается в Финляндии как естественное право всех граждан страны, обеспечиваемое государством. В то же время возможности, создаваемые для обучения жителей независимо от возраста и географической удаленности от крупных городских центров, высоко ценятся обществом. Для страны, обладающей ограниченными природными ресурсами, образование стало дорогой к экономическому росту, социальной сплоченности и благосостоянию.
К настоящему времени в Финляндии практически решена поставленная на заре реформ задача создания широкой сети учреждений среднего образования, с тем, чтобы каждый ребенок школьного возраста имел возможность посещать школу рядом с домом. Сейчас большинство финских школьников учатся в небольших школах, где администрации, учителям, обслуживающему персоналу хорошо известей каждый учащийся. Малая наполняемость классов позволяет педагогам эффективно культивировать индивидуальный подход к каждому ученику, что также является одной из привлекательных черт финского школьного образования.
Традиционно в финской школе существует негласное соглашение о распределении зон ответственности между родителями и учителями. Родители в большей степени отвечают за воспитание детей в духе собственных принципов и ценностей, в то время как школа сосредоточена на процессе обучения и социализации учащихся. Особое значение данное «разделение
труда» приобрело в середине 90-х годов с усилением автономии школ, и родители приобрели право голоса при определении профиля и миссии школы.
Особенность системы школьного образования в Финляндии состоит также в тесной кооперации образовательных учреждений с так называемым «третьим сектором», к которому относят неправительственные, некоммерческие организации, добровольные объединения и т. п., являющиеся неотъемлемым компонентом многих сфер общественной жизни. Главной причиной такого сотрудничества является сложившаяся в Скандинавии модель социально ориентированного государства, принимающего на себя обязанности по предоставлению гражданам социальных благ. В ходе образовательных реформ 90-х годов «третий сектор» сыграл важнейшую роль в трансформации системы образования в Финляндии. Молодежные организации и спортивные ассоциации, например, вступили в конструктивный диалог с правительством и приняли активное участие в реализации реформ. Их усилия были главным образом сосредоточены на адаптации своей деятельности к новым задачам, поставленным перед школой, а также на гармонизации своих целей с теми, на которые было ориентировано формальное образование.
Современное школьное образование в Финляндии невозможно рассматривать без учета той роли, которую играют в его организации, функционировании и развитии местные органы власти. Законодательство закрепило за муниципалитетами широкую автономию в управлении социальной сферой, включая образование. С этого момента структура управления образованием приобрела прозрачность и ту простоту, которая обеспечивает своевременное принятие необходимых решений, быстроту их реализации и четкое распределение ответственности между различными уровнями управления. Ключевые позиции в управлении образованием занимают местные органы власти. Большинство школ относятся к муниципалитетам, которые контролируют их деятельность (часто совместно с профессиональными объединениями муниципальных образовательных учреждений) и принимают решение о распределении финансирования школьного сектора.
Анализируя современное школьное образование в Финляндии нельзя не остановиться на ключевой фигуре образовательной системы - учителе. Статус учителя в финском обществе очень высок. То доверие и уважение, которыми пользуются учителя в Финляндии, во многом свидетельствуют о высочайшем качестве их профессиональной подготовки. В последние годы профессия учителя стала одной из самых популярных среди финской молодежи. Так, например конкурс на программы подготовки учителей начальных классов в некоторых университетах достигает десяти человек на место. О. Луккианен, президент Союза учителей Финляндии, объясняет это следующим образом: «Учителя в Финляндии обладают высокой степенью независимости. Они имеют право принимать решение по широкому кругу вопросов: как они будут учить, что они выберут для преподавания из основного (национального) учебного плана, когда они будут преподавать конкретную тему и т. д. Тот факт, что учителя настолько независимы и уважаемы обществом, привлекает молодых людей на педагогические направления профессиональной подготовки в университетах. Когда они выбирают педагогическое образование, они точно знают, что придут в профессию, которая пользуется признанием в обществе и играет важную роль в создании нашего общего будущего» [2].
Пройдя через длительную реформу, школьная система Финляндии продолжает развиваться на основе того опыта, который обеспечил ей достойное место в истории образования.
Библиографический список
1. Sahlberg, P. Finnish Lessons: What Can the World Learn from Educational Change in Finland? [Text] / P. Sahlberg. - Teachers College Press, 2011. - 208 p.
2. Luukkainen, O. Opettajuus - ajassa elamista vai suunnan nayttamista [Text] / O. Luukkainen. - Tampere, 2004. - 385 s.
Bibliography
1. Luukkainen, O. Opettajuus - Ajassa Elamista Vai Suunnan Nayttamista [Text] / O. Luukkainen. - Tampere, 2004. - 385 p.
2. Sahlberg, P. Finnish Lessons: What Can the World Learn from Educational Change in Finland? [Text] / P. Sahlberg. - Teachers College Press, 2011. - 208 p.