Научная статья на тему 'Современный этап развития медиаобразования в Финляндии'

Современный этап развития медиаобразования в Финляндии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печинкина Ольга Владиславовна

В статье рассматриваются вопросы традиционного, распространенного в 1970-1980-е годы, и современного (нового, телелогического) понимания медиаобразования в Финляндии, анализируются концепции медиаобразования современных финских исследователей и их реализация в системе школьного образования Финляндии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный этап развития медиаобразования в Финляндии»

УДК 37.01:(070+004)(480)

ПЕЧИНКИНА Ольга Владиславовна, старший преподаватель кафедры теории и истории языка, литературы и культуры, аспирант кафедры педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 4 научных публикаций

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МЕДИА ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ

В статье рассматриваются вопросы традиционного, распространенного в 1970-1980-е годы, и современного (нового, телелогического) понимания медиаобразования в Финляндии, анализируются концепции медиаобразования современных финских исследователей и их реализация в системе школьного образования Финляндии.

Медиаобразование, медиаграмотность, критическое мышление, средства массовой информации и коммуникации, информационные и коммуникационные технологии

Начиная с 60-70-х годов ХХ в., когда началась интеграция медиаобразования в школьное образование североевропейских стран, сменилось несколько концепций медиаобразования. В 1980-х годах появились новые средства массовой информации и коммуникации, медиаобразование было официально интегрировано в школьное образование североевропейских стран, но единой концепции медиаобразования, сформулированных целей, задач, теоретических подходов и форм реализации на этом этапе не существовало.

В Финляндии, как и в других странах мира, медиаобразование в настоящее время находится в процессе трансформации. Анализ эволюции медиаобразования, проведенный профессором факультета образования Университета Хельсинки З. Телла1, раскрывает «традиционное» понимание медиаобразования, которое было распространено в 1970-х годах во многих странах мира. В дан-

ной трактовке цель медиаобразования - развитие медиаграмотности (умение и желание понимать медиасообщения), критическое восприятие печатной, аудио- и видеопродукции, а задача медиаобразования как отрасли знания - научить воспринимать и использовать информацию, получаемую по каналам СМИ.

По мнению финских ученых2, концепция «традиционного» медиаобразования, основанного на общепринятых СМИ, в настоящее время недостаточна, так как в сфере медиаобразования произошел переход от традиционных средств массовой информации к современным информационным и коммуникационным технологиям, к технологиям открытого и дистанционного обучения.

В рамках нового подхода «медиаобразование» определяется с телелогической позиции, а «медиа» означают цифровые или «оцифрованные» средства массовой информации («новые

медиа»), обеспечиваемые интегрированными средствами обработки и передачи информации и современными информационными и коммуникационными технологиями. Это не означает исключение телевидения, прессы, радио, кино, др. из медиаобразования, но акцент переносится на современные медиа, дополненные телелоги-ческими коммуникациями. Телелогическая (селективная, интерактивная) коммуникация - это коммуникация, опосредованная компьютерными, электронными и телематическими технологиями, которые дают возможность пользователю самому определять что, когда и как ему будет сообщено, как и сколько он будет общаться, вне зависимости от места и времени.

В соответствии с этим новым определением финские исследователи трактуют медиаобразование как систематическое изучение системы образования, сконцентрированное на применение в этой сфере современных информационных и коммуникационных технологий, виртуальных школ и университетов, создание открытой учебной среды с использованием различных средств получения, обработки и передачи информации. Эта среда характеризуется как сетевая, совместная и виртуальная. Главная цель нового подхода медиаобразования - наблюдение за изменениями, происходящими в учебной среде, с точки зрения обучаемых и обучающих, изучение и совершенствование процессов обучения и учения, а также изучение и совершенствование свойств различных медиа. Важным аспектом является интерактивность пользователя по отношению к себе и другим, к самим медиа, посредством которых познается природа сообщения и коммуникации как таковой.

Задачами телелогического медиаобразования в Финляндии являются изучение тенденций в системах образования других стран и анализ их соотнесенности или влияния на систему образования Финляндии; изучение процессов глобализации в дистанционном обучении, анализ взаимодействия глобального и индивидуального для преодоления возникающих затруднений и достижения взаимного понимания и равноправного диалога.

В соответствии с концепцией Министерства образования Финляндии медиаобразование охва-

тывает традиционные и новые медиа и направлено на достижение трех групп целей учащимися: 1) восприятие, интерпретация и критический анализ всех видов медиатекстов; 2) создание в процессе коммуникации собственных медиатекстов; 3) применение различных медиа для получения знаний.

Медиаобразование является звеном, связующим систему образования и медиакультуру, и включает три элемента: 1) образование с помощью медиа (использование медиатехнологий как средства обучения), 2) обучение посредством медиа (продуцирование медиатекстов, использование медиасредств для коммуникации), 3) учение

о медиа (медиа как объект изучения, язык медиа, средства массовой информации и коммуникации как часть медиакультуры, развитие критического мышления)3.

Одной из целей программ развития Министерства образования Финляндии является достижение так называемой «коммуникативной демократии» - создание информационных сетей, доступных для всех граждан, вне зависимости от их социального и экономического статуса. Учитывая тот факт, что плотность населения в Финляндии невелика (17 человек на км2), средства массовой коммуникации становятся основным, в некоторых случаях единственным, средством общения.

Таким образом, в настоящее время финские медиапедагоги и исследователи определяют медиаобразование (или медиаграмотность) как процесс получения теоретических и практических знаний в области медиа, процесс формирования способности учащихся использовать средства массовой информации и коммуникации (с особым акцентом на современные информационные и коммуникационные технологии) для получения, обработки, анализа, оценивания и продуцирования собственных медиатекстов, для самовыражения.

Действующий федеральный учебный план для общеобразовательных школ полностью соответствует изысканиям современных финских исследователей. В частности, учебный план подчеркивает роль медиаобразования на начальной и средней ступенях обучения, уделяя внимание

как традиционным, так и современным интерактивным, компьютерным и коммуникационным технологиям.

Центральное место среди целей обучения на начальном этапе обучения занимает формирование медиа- и коммуникационных навыков и умений, а именно, предполагается, что учащиеся станут разносторонними и ответственными участниками процесса коммуникации, пользователями медиа, приобретут навыки критического мышления и научатся осознавать этические и эстетические ценности коммуникации, а также овладеют техническими навыками использования медиа и коммуникации4.

Основное содержание «медиа и коммуникации» на начальном уровне обучения составляют:

- выражение собственного мнения и эмоций с использованием различных средств;

- использование различных медиа, анализ и интерпретация форм и содержания медиа, их этических и эстетических ценностей;

- влияние медиа;

- практические навыки использования медиа;

- концепции и терминология коммуникации и медиа.

На среднем уровне обучения медиаобразование направлено на более глубокое понимание центральной роли медиа в современном обществе, активизацию взаимодействия учащихся и медиа. Школьники осознают воздействие медиа на общество и личность, понимают значение средств массовой коммуникации как средства развлечения и передачи информации и общественного опыта, средства формирования мировоззрения и мироощущения. Цель медиаобразования на среднем этапе обучения - дать учащимся знания, необходимые для восприятия и интерпретации медиатекстов (критический выбор медиатекстов), для анализа эстетических и этических ценностей (осознанное использование медиатекстов), навыки и умения создания собственных медиатекстов, навыки использования медиа как средства обучения (поиск и передача информации), теоретические знания в области средств массовой информации и коммуникации.

Медиаобразование интегрируется в родной язык, риторику, искусство, религию, историю,

социальные науки, музыку. Ниже приводится пример интеграции медиаобразования в школьный учебный план одной из средних школ города Рованиеми (Финляндия).

Цели медиаобразования в рамках дисциплины «Родной язык и литература» - развитие навыков поиска и передачи информации, критическое восприятие и анализ информации, создание собственных медиатекстов с использованием различных медиа, в курсе иностранного языка (английский, французский, шведский) предполагается использование языка как средства общения и развитие коммуникативных навыков. Медиаобразование в математике направлено на понимание, создание и анализ таблиц, диаграмм, геометрических фигур, в естествознании - на использование современных средств информации и коммуникации для поиска, обработки, хранения и передачи информации, изучение и применение компьютерных программ Excel, PowerPoint для презентации докладов в электронном виде. В рамках истории цели медиаобразования - использование различных медиа для поиска информации и их критический анализ, обществознания - поиск информации, формулирование собственного мнения и его защита.

Кроме реализации медиаобразования в школах Финляндии существуют инициативы и проекты, представленные на различных уровнях. Примером служит сайт, поддерживаемый Министерством образования Финляндии Kangaroo (www2.edu.fi/kenguru/fi), который предоставляет образовательные ресурсы и курсы для учителей начальных и средних школ. Сайт Hiiripiiri (www.pela.fi/hiiripiiri) создан некоммерческими организациями (Save the Children Finland, TIEKE, Finnish Information Society Development Centre) и предлагает педагогам и ученикам 6-12 лет задания, инструкции и рекомендации, направленные на формирование навыков использования информационных и коммуникационных технологий. Проект «Медиакомпас» и сайт Mediakompassi (http://mediakompassi.yle.fi) предлагают материалы по медиаобразованию для учителей и родителей через Интернет и телевидение.

Интерес представляет проект «Медиакекс» (Media Muffinssi), который является частью наци-

онального проекта «Дети и медиа» при поддержке Министерства образования Финляндии и включает учебник для взрослых, содержащий теоретическую часть, проиллюстрированную практическими заданиями, и рабочую тетрадь для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Задания могут выполняться как в школе во время группы продленного дня с учителями, так и дома с родителями.

Таким образом, в настоящее время финские медиапедагоги рассматривают медиаобразование в контексте экономической и социальной среды, испытывающих значительные изменения вследствие интенсивного развития информационных и коммуникационных технологий. Медиаобразование применимо ко всем видам медиа независимо от используемых технологий. Вследствие этих перемен медиаобразовательная практика обогащается новыми умениями, отно-сящимисяся к сфере информационных знаний и интерактивной коммуникации, включая социальные, правовые и этические аспекты.

Медиаобразование в Финляндии на современном этапе является отражением мировых тенденций в области медиаобразования и соответствует практическим рекомендациям, принятым на конференции ЮНЕСКО в Париже (2007 г.)5, где говорится о том, что концепция современного медиаобразования включает три основополагающие задачи: 1) предоставлять доступ ко всем видам медиа; 2) развивать умения критического анализа; 3) поощрять производство, творчество и интерактивность в различных сферах медийной коммуникации.

Кроме того, существование в Финляндии разнообразных инициатив и проектов, цель которых - повышение медиаграмотности взрослых (учителей, родителей, профессионалов в сфере медиа, др.), является подтверждением принципа направленности медиаобразования не только на детей и молодежь, но и на взрослых, для которых медиа являются основным источником информации и знаний.

Примечания

1 Tella S. Media and Man - On Whose Terms? Aspects of Media Education // Proceedings of a Subject-Didactic Symposium in Helsinki on Feb. 14. 1997. Helsinki, 1997. P.11-21.

2 Tella S., Mononen-Aaltonen M., Kynaslahti, H. Towards a communal curriculum: strategic planning and the emerging knowledge of media education // Media education publication. № 8. Helsinki, 1998. P. 85-143.

3 For the North - By the North [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ulapland.fi. Проверено 25.04.2008.

4 Perusopetuksen opetussuunnitelman perusteet 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.oph.fi/info/ops. Проверено 25.04.2008.

5 Парижская программа, или 12 рекомендаций по медиаобразованию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.of.ru/attach/17/19078.doc. Проверено 25.04.2008.

Pechinkina Olga CONTEMPORARY MEDIA EDUCATION IN FINLAND

The article deals with issues of traditional, widespread in 1970-1980, and modern (new, telelogic) notions of media education in Finland. Concepts of modern media education research and their realization in the system of Finnish school education are analysed.

Рецензент - Чернова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.