Научная статья на тему 'Медиаобразование и медиаграмотность в профессиональном туристском образовании'

Медиаобразование и медиаграмотность в профессиональном туристском образовании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
629
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА / МОНИТОРИНГ МЕДИАГРАМОТНОСТИ / PROFESSIONAL TOURISM EDUCATION / MEDIA EDUCATION / MEDIA LITERACY TOURISM UNIVERSITY STUDENTS / MONITORING OF MEDIA LITERACY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Арутюнов Г. А.

Проводится анализ значения медиаобразования и медиаграмотности в современном информационном обществе в контексте решения задач профессиональной подготовки туристских кадров. Определяются составляющие медиаграмотности студентов и направления ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Education and Media Literacy Vocational tourism education

The author analyzes the importance of media education and media literacy in the modern information society in terms of solving problems of training tourism personnel. The components of media literacy of students and the direction of its formation are defined.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование и медиаграмотность в профессиональном туристском образовании»

Г.А. АРУТЮНОВ

МЕПИАОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТУРИСТСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ

УДК 378:001.891

Проводится анализ значения медиаобразования и медиаграмотности в современном информационном обществе в контексте решения задач профессиональной подготовки туристских кадров. Опреде.шются составляющие медиаграмотности студентов и направления ее формирования.

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, медиаобразование, медиа-грамотность студентов туристского вуза, мониторинг медиаграмотности,

The author analyzes the importance of media education and media literacy in the modern information society in terms of solving problems of training tourism personnel. The components of media literacy of students and the direction of its formation are defined.

Key words: professional tourism education, media education, media literacy tourism university

students, monitoring of media literacy.

Бурный рост информации, предстапленный во всех сферах жи знедеятельности человека, я&ляется главной особенностью формирующегося информационного общества, в котором коммуникациям и технологиям отводится основная роль. Коммуникационные процессы стали объектом исследования многих наук, таких как социология, лингвистика, психология, педагогика, менеджмент, маркетинг и др.

Растет рольи средств массовой информации, которые имеют не только профессиональное, но и широкое социальное значение. Являясь частью системы массовой коммуникации, средства массовой информации обеспечивают трансляцию «социатьной информации», возникающей в процессе освоения мира и необходимой для всесторонней ориентации индивида, коллектива или общества. Они выступают инструментом социального диалога, социализации членов общества, создания картины мира общности или социума, построения гражданского общества |2|.

Развитие информационного общества определяет приоритетность и необходи-

мость решения задач по формированию медиаграмотных специалистов, способных критически оценивать, творчески интерпретировать и самостоятельно создавать медиатексты разных форм и форматов.

Л. Мастерман, один из самых авторитетных медиапедагогов, обосновал села причин приоритетности и актуальности медиаобразования в современном обществе [3]:

• высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации;

• идеологическая важность медиа и их влияния на сознание аудитории;

• быстрый рост количества медийной информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения;

• интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы;

• повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях деятельности человека;

• необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям современного общества и профессии;

134

ВЕСТНИК РМАТП12 2,3 (5,6) • 2012

• нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации.

Важность медиаобразования российскими педагогами отмечается с 1990-х гг., когда в Российской педагогической энциклопедии появилась статья о медиаобразовании, которое трактуется как направление педагогики, выступающее за овладение обучающимися «закономерностями массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и Т.Д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия сс воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [1].

В документах Совета Европы медиа-образование (тссПасс1иса1ю») определяется как обучение, которое стремится развивать медиаграмотность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации. Это даст им возможность использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные и/или культурные интересы, которые с ней связаны. Мсдиаобразова-ние обучает индивидов интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа. Медиаобразованис позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность. В этом смысле медиа-образование готовит к демократическому гражданству и политическому пониманию. Необходимо развивать медиаобразование как часть концепции обучения в течение всей жизни человека.

Понятие «медиаграмотность» появилось благодаря экранным средствам медиа и соотносилось с понятиями «критическое видение» и «визуальная грамотность». Сегодня медиагра-мотность рассматривают как часть более широких понятий — «информационная грамотность» и «медиаобразованис» (К. Ворсноп, Л. Мастерман, А.В. Федоров, А.В.Шариков и др.).

По мнению К. Ворснопа, чем больше вы изучаете медиа, тем вы более медиа-грамотны: медиаграмотность — это способности экспериментирования, интерпретации, анализа и создания медиатск-стов |4|.

Анализ понятий «медиаобразованис» и «медиаграмотность» позволил сформулировать определение медиаграмотности как комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для понимания средств массовой коммуникации и форматов, в которых осуществляется создание, хранение, передача и представление данных, информации и знаний, а также умений анализировать и синтезировать медиаинформацию, прсдстаалсн-ную в разных формах и форматах.

Мсдийно грамотный обучающийся умеет осуществлять эффективный и рациональный отбор информации, читать тексты, созданные в разных форматах и с помощью различных технических средств, реализовывать свои возможности в свободном доступе к медиаинформации, оценивать получаемую информацию критически, творчески подходить к созданию медиатекстов с учетом требований жанра, уметь пользоваться всеми средствами передачи и представления информации, актуальными для массового использования, в том числе и в профессиональной сфере.

Большое количество профессиональных коммуникаций в сфере туризма связано с получением и обработкой медиа-сообщений, с использованием современных компьютерных и мультимедийных технологий, критическим анализом

поступающей информации, подготовкой профессиональных медиатекстов (писем, рекламных сообщений, публикаций и пр.), что говорит о необходимости формирования медиаграмотности студентов туристского вуза на основе широкой гуманитарной и профессиональной туристской подготовки, а также владения информационно-коммуникационными технологиями.

Как показывает мониторинг медиаграмотности студентов, основные трудности в их учебной и учебно-профессиональной деятельности вызывают умения рационально работать с информацией (68,4%), интерпретация текстов и представление информации в другом формате (69,2%), умение критически оценивать информацию (73,6%), способность к эстетическому восприятию мсдиатскстов (78,1%), творческое отношению к их созданию (83,8%).

Важно отметить, что медиаграмотность студентов носит метапредметный характер и формируется как в процессе изучения дисциплин гуманитарной, естественно-научной и профессиональной направленности, так и в процессе самостоятельной, исследовательской учебно-профессиональной деятельности обучающихся. Особое внимание при этом уделяется не только организации самого образовательного процесса, но и реализации требований по материально-техническому и кадровому обеспечению профессиональной подготовки. Наличие современной компьютерной и офисной техники, мультимедийного оборудования, свободного доступа к сети Интернет при условии подготовленности к их применению профессорско-преподавательским составом составляют необходимое условие для развития медиа-грамотности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. /// г./. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1999.

2. Чичерина Н.В. Концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе медиатекстов: дис. ... д-ра пед. наук. СПб..2008.

3. Masterman L. Teaching the Media. London: Comedia Publishing Gmup. 19S5. 341 p.

4. Worsnop C.M. Media Literacy Thmugh Critical Thinking. Washington State Office of Superintendent of Public Instruction and NW Center for Excellence in Media Literacy. 2004. 60 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.