Научная статья на тему 'Диалог как феномен системы школьного образования Северных стран'

Диалог как феномен системы школьного образования Северных стран Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА ДИАЛОГА / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ ·

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксёнова Эльвира Айсеновна

В статье анализируется тема диалога как особого педагогического феномена, являющегося отличительной особенностью школьного образования Северных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialogue as a phenomenon of the Nordic school system

This article analyzes the theme of the dialogue as a special pedagogical phenomenon, which is a distinctive feature of Nordic school education.

Текст научной работы на тему «Диалог как феномен системы школьного образования Северных стран»

Диалог как феномен системы школьного образования северных стран

Эльвира Айсеновна Аксёнова,

профессор, главный научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, доктор педагогических наук

' педагогика сотрудничества • коммуникабельность • педагогика диалога > гуманистические ценности • сотрудничество с родителями •

Известно, что во все времена лучшие учителя и воспитатели стремились к тому, чтобы уважительно, на равных, выстраивать отношения с учащимися, как на уроках, так и во время индивидуальных встреч. Свою задачу они видели в том, чтобы сделать учение жизненно важным желанием для ребёнка познать окружающий мир. А это достижимо только в условиях гуманной педагогики, педагогики сотрудничества, педагогики диалога.

Вся гуманная педагогика направлена на развитие личности ребёнка, его талантов и способностей. Интересно отметить, что педагогика диалога попала в Северные страны из Бразилии. Западные учителя и учёные восприняли эту педагогическую идею, хорошо понимая, что способность к общению является важной составной частью подготовки детей к жизни в микро- и макрообществах.

Коммуникабельность — необходимое качество личности. Она включает способность видеть себя со стороны глазами другого человека, а потому является важной составной, входящей в арсенал средств, обеспечивающих успех любого человека. Шведские педагоги пришли к выводу, что значительная часть детей мало способна к коммуникабельности, их этому надо учить, а поможет в этом педагогика диалога.

Сторонники такой педагогики считают, что с её помощью можно изменить взаимоотношения между учителем и ребёнком. Учитель в этом случае вместо привычного

монолога постоянно прибегает к диалогу. Многие шведские воспитатели детских садов, преподаватели школ, специальных учебных заведений стараются изменить характер общения с детьми. Этот процесс они называют самонастраивающейся системой, подчёркивая, что здесь речь идёт не о манипуляции учеником, а о воздействии на него в соответствии с высокими нравственными критериями.

Представителями педагогики диалога в Северных странах являются такие педагоги, как Дж. Дьюи, Х. Паркхерст, М. Монтессори. Современные учителя и учёные усматривают особенности их методов в равноправии участников диалога. Ученик может спорить, не соглашаться, высказывать какие-то свои соображения, которые педагог не отвергает сразу, а начинает обсуждать совместно. Учитель слышит ребёнка и старается его понять, не лишает его возможности развивать собственную мысль, выработать собственную жизненно важную позицию.

Большую роль играет и существующая в этих странах трактовка нравственной стороны диалога, используемого при общении во время обучения и воспитания. «Диалог возможен только тогда, когда его участники признают друг друга достойными собеседниками, испытывают чувство взаимного доверия и уважения. Важно при этом ничего не навязывать тому, с кем общаешься». Доверие, выраженное в словах и поступках, не оставляет места для страха или «карающего поведения» в межличностных отношениях. Уважение личности другого является од-

ной из основных предпосылок нормального диалога между людьми. Нельзя в условиях общения навязывать какую-либо модель поведения своему собеседнику, управлять им и контролировать его.

Очень важно отметить в педагогике Северных стран ещё одну особенность — это не только уважительное отношение к детям, но и полноценный диалог с родителями. Следует отметить то общее, что обнаружено в системе образования Северных стран.

В основе учебно-воспитательного процесса всех Северных стран лежат христианские и гуманистические ценности, призывающие к терпению, признанию других культур и традиций, проповедующие любовь к ближнему, братство и надежду. Идеалы христианства и гуманизма призывают к осознанию равноценности людей и незыблемости человеческого достоинства, к вере в то, что каждый человек по-своему уникален, что его индивидуальное своеобразие делает общество богаче и разнообразнее. Они призывают также к осознанию равноправия полов, проповедуют щедрость, умение сочувствовать другим людям, прощать их и помогать им преодолевать удары судьбы. На ценностных ориентациях базируются принципы учебно-воспитательного процесса — демократия, свобода, равенство, индивидуальный подход к личности, разносторонность воспитания и развития, взаимодействие (школы и семьи, учащихся друг с другом, учителей друг с другом, учащихся и учителей).

Как целостная технология педагогика диалога не была воплощена в виде конкретной модели ни в одной стране. Она также не имеет нормативно исполнительного инструментария. Но её идеи вошли во все современные педагогические технологии, в том числе и в школах Северных стран. Очевидно, что классификаций в разных направлениях и странах очень много, но цели их общие.

Технологии можно классифицировать:

По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая. По основному фактору развития: комплексная (био-, социо- и психогенная). По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные плюс поэтапная интериоризация.

По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая. По характеру содержания: обучающая плюс воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая. По типу управления: система малых групп. По организационным формам: академическая плюс клубная, индивидуальная плюс групповая, дифференцированная. По подходу к ребёнку: гуманно-личностная, субъективная (сотрудничество, диалог). По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

По категории обучаемых: массовая (все категории).

Цели педагогики диалога:

1. Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

2. Гуманно-личностный подход к ребёнку.

3. Единство обучения и воспитания.

Особенностью педагогики диалога в школах Северных стран является сотрудничество с родителями. Это обязательное условие всех школ Северных стран. Если же родители не желают сотрудничать со школой, то школа должна брать ответственность за ребёнка на себя. Школа не имеет права бросить на произвол судьбы ученика, который, по несчастью, имеет родителей, не желающих о нём заботиться. Правовой субъект в этих школах — ребёнок. Именно ему закон гарантирует право, по которому его потребности в заботе, внимании, поддержке будут удовлетворены. Случаям подросткового хулиганства, молодёжной преступности в этой системе очень мало места, потому что задолго до того ученик, склонный к девиантному поведению, будет выявлен и получит своевременную помощь и поддержку.

В Швеции многие муниципальные органы управления учредили или предложили учредить некий род Советов, с помощью которых должно быть обеспечено участие родителей в управлении школой. Задачи учрежденных Советов варьируются в разных коммунах. Самая частая форма участия родителей — Родительский совет. В Финляндии учреждены Управляющие советы, которые главным образом заботятся о поддержании связей сотрудничес-

117

тва между родительским домом и школой. Советы (органы) отличаются друг от друга, в том числе и в плане своего состава. Родители, как правило, представлены во всех органах, однако представители местных органов управления образованием приглашаются не всегда. В странах с центристским характером школьного управления в советах представлены как родители, так и работники управления. Количественное соотношение учителей и родителей

(или родителей и учеников) также значительно варьируется. В некоторых странах количество учителей в советах составляет большинство, но в основном преобладает паритетность. В Дании в советах больше родителей, чем учителей. В Швеции состав совета различается в зависимости от коммуны (муниципалитета).

Рассмотрим общие данные по некоторым Северным странам:

#

Орган Skolebestyrelse (Школьная конференция) В полных общеобразовательных средних школах

Предс Соста едательство 3 Председатель избирается из членов конференции. Представители следующих партнёров в области образования:

Преподавательский состав Окружной совет Общинный совет Родители и ученики

Функц мочи; (ии /полно/ Школьная конференция определяет, основываясь на предложениях школьного руководства, количество принимаемых в школу учащихся, перечень изучаемых предметов, сроки каникул и бюджет школы.

Финляндия

Орган JOHTOKUNTA (факультативный) (Кооперативный орган в обязательных школах и в общеобразовательных средних школах)

Соста в Представлены:

Преподавательский и непедагогический персонал Родители Учащиеся (в старших классах обязательной школы и старших классах общеобразовательной средней школы)

Функц чия ии /полномо- К задачам этого органа относятся содействие школьной работе по воспитанию и обучению, формирование свободных кооперационных образований внутри школьного сообщества, поддержание гармонической и конструктивной атмосферы в совместной работе школы, общины и семьи

АКСЁНОВА Э.А. ДИАЛОГ КАК ФЕНОМЕН СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРНЫХ СТРАН

Дания

Орган Skolebestyrelse (Школьная конференция) В народной школе

Предс Соста едательство в Председатель является выборным членом Школьной конференции Представители следующих партнёров в области образования:

Персонал (2) Родители (от 5 до 7) Учащиеся (для школ минимум с пятью уровнями обучения) (2)

Функи полно ии / мочия/ Школьная конференция выполняет функции соответственно основным задачам, поставленным перед ней Советом общины. Она определяет основные условия различных аспектов деятельности школы, среди которых: организация учебного процесса (в общем и в отдельных классах), количество учебных часов, определение предметов по выбору, распределение обязанностей среди учителей и совместная работа школы и семьи. Школьная конференция вырабатывает предложения по учебным планам и представляет их в Совет общины. Кроме того, она принимает школьный бюджет и утверждает использование различных учебных средств.

Орган NEUVOTTELUKUNTA (факультативный; для школ, ведущих профессиональное образование) (Консультативная комиссия по организации профессионального образования)

Состав Максимум 10 членов (со сроком полномочий 4 года), представляющих следующих Партнёров в сфере образования:

Школа Учителя Ученики Социальные партнёры, лучше всего представляющие уровни образования в школе Другие эксперты развитию общего профессионально разования о и -о об-

Функции/ полномочия Задача этой комиссии состоит в том, чтобы содействовать деятельности школы, а та улучшению обмена и сотрудничества между миром труда и социальным окружением Занимаются темами, относящимися к программам обучения и внутреннему педагоги му развитию школы. Также как и местные представители промышленности и мира т| может вырабатывать собственное мнение по образовательным предложениям школь кже ческо-эуда, 1.

Швеция

Орган Объединения родителей (часто организуемые над Hem och Skola)

Председательство Состав Избранный член соответственного объединения Представители родителей

— в школе: 1 или 2 представителя родителей от класса; — на уровне общины: минимум один представитель родителей от школы.

Функции / полномочия Консультативный орган для местных органов, принимающих решения.

Орган Советы в школах и общинах

Председательство Состав Как правило, директор школы Представлены:

Родители Учителя Учащиеся

Функции / полномочия/ Задачи варьируются в зависимости от общины. Некоторые советы имеют право уч вать в принятии решений. Часто эти советы занимаются вопросами, касающимися ш ного окружения, бюджета, приобретений и отдельных мероприятий. Они, как прави привлекаются к решению педагогических вопросов (например, постановке целей ния и планированию школьной работы). аство-коль-ло, не обуче-

Норвегия

Орган SAMARBEIDSUTVALG — Координационная комиссия (уровень обязательной школы)

Председательство Состав Председатель назначается членами комиссии. В каждом учебном году созывается новая комиссия, которая состоит из:

Представители персонала учителя (2)и представитель неучительского персонала) (1) (3) Представители рабочей комиссии родительского совета (2) Представители Совета учащихся (2) Представите Коммунальны ганов управл и школьного водства (2) и х ор-ения руко-

Функции /полномочия/ Кооперационная комиссия консультирует директора школы по всем вопросам, каса щимся управления школой и относящимся к сфере образовательной и воспитатель работы. Представители учащихся не имеют права голоса. юной

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2'2011

Орган SKOLEUTVALG — Школьная комиссия (в полных средних школах)

Предс Соста едательство 3 Председатель избирается членами комиссии. Комиссия заново формируется каждый учебный год. В ней представлены:

Учителя Совет родителей (2) Представители учащихся (2) Непреподавательский персонал

Функц полно ,ии / мочия Комиссия консультирует директора школы по всем вопросам, касающимся управления школой и относящимся к сфере образовательной и воспитательной работы.

Финляндия

Большой интерес представляет педагогическое сотрудничество с родителями учеников в школах Финляндии. Говоря о системе образования в школах этой страны, нельзя обойти стороной очень важный аспект — участие родителей и семьи в целом в школьной жизни собственного ребёнка. Родители в Финляндии хорошо понимают, что без их активного участия школе трудно будет добиваться воспитательных результатов, одна она не в состоянии справиться с возложенными на неё дополнительными задачами.

Важно учитывать и ещё одно обстоятельство. Финляндия является передовой страной по уровню информатизации, занимая одно из первых мест в мире по количеству подключений к сети Интернет на 1000 человек, по количеству мобильных телефонов и издаваемых газет. Кроме того, Финляндия находится на одном из первых мест по количеству книг, взятых в библиотеках, и на 5 месте в мире по индексу развития человеческого потенциала. Многое значит и то, что профессиональное и высшее образование в Финляндии — бесплатное. Оно зависит не от доходов, а от способностей и желаний молодых людей, и предполагает государственную поддержку студентов в виде стипендии и частичной оплаты жилья студента.

Понятно, что сообщество каждой страны ставит перед школой задачу научить и воспитать человека, который сегодня нужен для её дальнейшего развития. А школа в свою очередь стремится достичь поставленных целей и выполнить образовательные задачи. При этом педагоги отбирают соответствующие этим целям педагогические методы и средства. Цель обязательного школьного обучения — дать возможность детям вырасти полноправными, ответственными,

независимыми, творческими, миролюбивыми людьми и гражданами, умеющими сотрудничать. Особенность Финляндии в том, что там семья несёт основную ответственность за воспитание детей. И школа поддерживает её в решении этой задачи. Многие родители в Финляндии сегодня очень образованы, поэтому школа не ставит задачу «просветить» их. За последние 10-20 лет учителя в обязательных школах научились устанавливать контакт с семьями: по крайней мере, один раз за школьный семестр учитель, который отвечает за определённую группу учащихся, беседует с родителями.

Родителей вовлекают в разные виды деятельности в школе, например, для работы в лагерях, посещения рабочих мест и т.д. Важно, что связь между школой и семьёй выявляет зоны риска до того, как возникают тревожные проблемы. Во взаимодействии школы и семьи значительная роль отводится студентам-практикантам, будущим социальным педагогам. Среди учителей во всех общеобразовательных школах высшего звена (7-9 классы), а также в младшей общеобразовательной школе имеется руководитель из числа студентов-практикантов. Их образование состоит из обычной учительской подготовки и одного года специального обучения.

На сегодняшний день в стране разработана университетская пятилетняя программа для обучения социальных педагогов, не имеющих предварительной учительской подготовки. Цель этого обучения — подготовить студентов для продолжения образования и трудовой жизни. Одна из основных проблем сегодня в этой стране — организовать процесс обучения так, чтобы он позволил развить мотивацию учащимся с различным потенциалом. Если не сделать в этом направлении что-нибудь сегодня, то завтра школа

120

может потерять конкурентоспособность с другими информационными источниками.

В Финляндии нуждаются в разработке новой концепции информации, новой концепции получения знаний в процессе обучения. Социальные педагоги считают, что самый лучший способ организовать социальное воспитание в школьной среде — привести в порядок саму школу. Она должна быть такой, чтобы каждый мог здесь в чём-то отличиться, чувствовал свою значимость и имел собственные убеждения.

Особенности взаимодействия педагогов с родителями учеников заключаются в том, что в финской школе нет практики привычных для россиян родительских собраний, где у всех на виду критикуют или хвалят детей. Всё, что касается продвижения ученика в образовательном пространстве, его успехов и поведения, всегда обсуждается в индивидуальном порядке. В Финляндии, как и в других Северных странах (например, Швеции, Дании), существует практика индивидуальных собеседований, когда родители ребёнка приходят поговорить с учителем за чашкой кофе, вместе обсуждают проблемы и ищут пути их решения. Даже если у ребёнка сложности с самоорганизацией и дисциплиной, если доставляет массу неприятностей окружающим — это ещё значит, что учитель должен исправлять его по своему усмотрению. В инструкциях для преподавателей содержится весьма поучительная ремарка: "Прежде чем применять дисциплинарные наказания, учащегося следует выслушать и выяснить все факторы, связанные с этим нарушением».

Кроме того, по меньшей мере, раз в год родители могут прийти к директору, чтобы обсудить с ним не только учёбу собственного ребёнка, но и особенности программы, а также возможности сотрудничества. Родители могут оказывать существенное влияние на жизнь школы, участвуя в работе органов школьного самоуправления, в частности школьной дирекции, в которую входят учителя, родители (не меньше трёх человек), два старшеклассника и директор школы. Школьная дирекция отчитывается о своей работе перед выборной школьной комиссией местного муниципалитета. Следующая ступенька управленческой лестницы — школьные отделы губернских правле-

ний. А высшее руководство и контроль за деятельностью школ осуществляют Школьное управление и Министерство просвещения Финляндии.

В европейских государствах с демократической системой управления традиционным является учёт мнения заказчика любого вида услуг и привлечение его к управлению и контролю в тех сферах, куда граждане государства вкладывают финансовые средства в виде налогов. Сфера общего среднего образования в Финляндии не является исключением. Каждое учреждение общего образования обязано в соответствии с законом об образовании иметь свой Совет школы. Совет школы — официальный выборный орган, который избирается сроком на четыре года из представителей разных политических партий, действующих на территории коммуны и участвующих в выборах органа местного самоуправления — совета коммуны (общины). Совет школы действует в выбранном составе те же четыре года, что и совет коммуны. Рекомендуется выбирать в Совет школы людей, являющихся родителями учащихся данного образовательного учреждения, в идеальном случае — на протяжении четырёх лет, что, однако, не является обязательным требованием.

Представители политических партий, сформировавших Совет коммуны, выбирают председателя Совета школы. Директор школы не входит в состав Совета школы, он выполняет лишь обязанности технического секретаря Совета: готовит документы и вопросы, требующие утверждения или рассмотрения Советом школы. Совет школы собирается один раз в год, как правило, перед началом учебного года для утверждения Учебного плана образовательного учреждения, тарификации персонала, для рассмотрения заявок школы на дополнительное финансирование.

Кроме обязательного — официального — органа Совета школы, в который, как видим, входят в большинстве своём родители учащихся, в финской школе может быть создан школьный родительский комитет, являющийся добровольным объединением заинтересованных и наиболее активных родителей. В большинстве финских школ такие комитеты есть. Их действие зависит, в первую очередь, от инициативы и воли родителей и

121

школьного руководства. Как правило, такие родительские комитеты избираются сроком на один год, в них входят 2-3 представителя от каждого класса. Они сами избирают председателя родительского комитета, от которого многое зависит в его деятельности: периодичность заседаний, рассматриваемые вопросы помощи школе в организации внеклассных и внешкольных мероприятий, различные родительские инициативы по организации внеурочной деятельности детей и претворение их в жизнь.

Школьный родительский комитет уполномочен решать лишь вопросы, связанные с организацией внеурочной деятельности учащихся (экскурсии, праздники, походы и поездки, выездные лагеря и пр.). Он не имеет право вмешиваться в учебный процесс и в учебные дела отдельных учащихся, в педагогическую деятельность учителей. Родительский комитет не уполномочен влиять на изменения в школьном расписании, на введение в учебный план дополнительных предметов. Не практикуются и сборы финансовых средств на учебные цели: например, родители никогда не собирают деньги на учебники, так как обеспечение школы всеми необходимыми средствами обучения — это прерогатива государства (57% бюджета образовательного учреждения финансирует государство, остальное складывается из средств местного органа самоуправления). Родители могут оказать финансовую помощь школе в приобретении, например, книг художественной литературы для школьной библиотеки, или дополнительного инвентаря для спортивного зала с целью организации внеклассной работы с детьми.

Иногда родительские комитеты школ стимулируют общественную активность учащихся, учреждая так называемые стипендии-поощрения, но не за отличную учёбу, а за помощь школе и учителю в разных видах деятельности. Стипендия может выражаться, например, в чеке для книжного магазина, предъявив который ученик получит возможность купить себе любые книги на указанную в чеке сумму. Такие поощрительные мероприятия согласуются с классным руководителем.

Школьный родительский комитет имеет право ходатайствовать перед вышестоя-

щими органами управления образованием о выделении дополнительных финансовых средств на развитие ОУ. Его прерогативой является и деятельность, связанная с повышением психолого-педагогической культуры родителей. Ежегодно родители сами обсуждают, по каким вопросам они хотели бы получить квалифицированную педагогическую, психологическую или медико-педагогическую помощь в виде лекций, семинаров или консультаций, и оплачивают приглашённых школой экспертов. Мероприятия такого «родительского университета» проходят один раз в учебном году.

В каждом классе финской школы, как правило, выбирается классный родительский комитет, который занимается в основном вопросами сбора средств на проведение внеклассных мероприятий и организации выезда класса один раз в год в лагерь. Родители, заинтересованные в улучшении результатов своих детей, имеют право по договорённости с администрацией школы присутствовать на уроках. В целом, взаимоотношения школы с родителями складываются на основе добровольности и взаимоуважения.

Демографические проблемы современного постиндустриального общества затронули и финскую семью: всё больше в обществе становится неполных семей, всё меньше семей с тремя и более детьми. Новый школьный учебный план, вступивший в силу в августе 2004 года, учитывает эту группу вопросов, затрагивающих актуальные проблемы современного школьного сообщества — учителей, учащихся и их родителей.

Характерная черта старших классов в школах Финляндии — институты ученического самоуправления. Первые попытки их организации происходят в конце начальной школы, представляя собой, скорее, игру или учебную задачу. А в старших классах ученический совет — это реально действующий институт, от которого зависит повседневная школьная жизнь. Классный руководитель старается не вмешиваться в его работу, оказывая помощь лишь при решении спорных вопросов и обеспечивая техническую поддержку детских идей. Кроме того, старшеклассники участвуют в работе школьной дирекции, регулирующей все аспекты внут-ришкольной жизни.

122

Для того, чтобы научить детей ответственности, в финской школе используется метод, хорошо известный в России, но почему-то мало применяемый в школах. Чтобы человек умел отвечать за свою жизнь и судьбу, ему необходимо делегировать ответственность самостоятельно принимать решения по поводу своего учения. Именно поэтому финские учителя никогда не дают домашних заданий в привычной для российских детей форме с обязательной фиксацией в дневнике. По их мнению, сам процесс обучения предполагает работу дома.

Да и контроль осуществляется своеобразно. В нашей стране привыкли контролировать детей с помощью проверки тетрадей и выставления отметок в журнал успеваемости. Финские же учителя, как правило, проверяют знание темы учениками во время урока. Если ученик знает правильный ответ на заданные учителем вопросы, становится очевидным, что он работал дома по этой теме; ему зачитывается выполнение домашнего задания даже в том случае, если он сказал всего одно, но правильное слово.

В финской школе никто не станет стыдить за несделанные уроки, писать в дневнике обращение к родителям по поводу невыполненных заданий. Родителей не вызывают в школу даже в том случае, если ребёнок систематически приходит неподготовленным. Но каждая шестая неделя учёбы считается контрольной. И если родители замечают, что тесты и контрольные работы написаны ребёнком не слишком хорошо, они обычно сами приходят в школу, чтобы посоветоваться с учителем, как помочь ребёнку исправить положение.

Исландия

Для российских школ представляют интерес особенности организации учебного процесса в школах Исландии. Основные задачи образования детей в этой стране следующие:

• создание безопасных условий для игры детей и их общения со средой, в которой они растут;

• предоставление всем детям одинаковых возможностей для развития, участия в играх и других видах деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• тесное сотрудничество с родителями в целях разностороннего развития ребёнка с учётом его индивидуальности;

• обеспечение детям возможности радоваться детству.

Главный акцент здесь делается на всестороннее развитие детей посредством игровой деятельности и сотрудничества. Родительские собрания проводятся два-три раза в год. Кроме того, с такой же периодичностью организовываются недели открытых дверей для родителей. По данным статистики, примерно 75% семей проявляют высокую заинтересованность и активность в этих мероприятиях.

Учебный план в исландских школах до 1995 года не являлся обязательным документом, теперь же каждая школа должна руководствоваться им при планировании своей деятельности. Однако план как таковой не предлагается в готовом виде, школы разрабатывают его самостоятельно, руководствуясь при этом рекомендациями Министерства культуры и образования. В отличие от других стран Северной Европы, в учебном плане Исландии нет распределения часов на предметы по годам или по ступеням обучения. Даются лишь общие рекомендации в процентном выражении. Именно в этом соотношении учебные предметы должны быть распределены по времени на десять лет обязательного обучения. На каком году они будут изучаться, решает школьный совет, в состав которого помимо педагогов входят как минимум три родителя.

Норвегия

В учебных заведениях Норвегии уже с первых дней пребывания в школе детям прививают мысль, что личность каждого человека развивается лишь во взаимодействии с другими личностями. Поэтому учёба организована так, чтобы дети учились совместно оценивать последствия тех или иных решений. Младшие школьники (6-7 лет) чаще всего занимаются в уютном отдельном доме — недалеко от основного здания, где находятся классы средней школы. Каждый ученик составляет вместе с преподавателем личный план домашней и школьной работы на неделю. Успехи детей учитель отмечает в конце каждого дня в специаль-

123

ной тетради и, если это необходимо, пишет родителям свои замечания.

С первого по седьмой класс в норвежских школах вовсе отсутствует такое понятие, как «оценка». Зато есть другие: «работа в команде», «обсуждение», «принятие решения». Очень часто в школах Норвегии можно увидеть, как дети совместно сооружают небольшой лабиринт, или сказочный замок в холле, например, из молочных пакетов, обклеенных белой бумагой. И это серьёзно считается результатом проектной работы учащихся начальной школы. Дети трудятся над проектом в течение нескольких месяцев, вместе с преподавателями сочиняют сюжет, пишут сценарий игры, проектируют замок, собирают строительный материал.

Главная задача такой педагогики — воспитание человека, способного к сотрудничеству. Норвежские педагоги считают, что подобные проектные работы как нельзя лучше соответствуют этой цели, потому что дети с самых первых дней отвечают не только за учёбу, но также и за работу, которую делают все вместе. Подобные проекты развивают умение выступать перед людьми, представлять свою точку зрения, разрабатывать и осуществлять на практике планы. Ту же цель выполняет и оформление классных комнат. По стенам развешивают рисунки и коллажи, в шкафах и на полках — поделки и сувениры, плоды детских фантазии и творчества.

Школа в Норвегии представляет собой модель общества в миниатюре и поэтому там считают, что взрослые всегда должны помнить: детям важно не только учиться, но и участвовать в общем деле. Лишь с 8 класса, то есть с 12-13 лет, ученикам начинают выставлять оценки. К этому времени появляются так называемые «взрослые» предметы — экономика, экология, бухучёт и дисциплины, предусматривающие профессиональную ориентацию. Большое внимание уделено совместному планированию деятельности учащихся и преподавателей. На этом этапе главное — сформировать у детей оптимистическую оценку собственных способностей.

Дания

Особое внимание уделяется сотрудничеству школы с родителями в Дании. В Законе об

общеобразовательных школах Дании оговорено, что родители должны сотрудничать со школой. Работа общеобразовательной школы Дании вообще нацелена на сотрудничество с родителями. В каждой школе существует школьный комитет, в состав которого входят и родители. Во многих школах есть и другие советы, где родители также оказывают огромное влияние на жизнь школы. Это может быть классный или этнический совет. На индивидуальных встречах с родителями (вкс!е-1"чет ват1а!егпе) учителя вместе с ними обсуждают успехи ребёнка — как в учёбе, так и в отношениях с товарищами. Также совместно обсуждаются и проблемы ученика в классе. В датских школах часто проводятся классные родительские собрания. Иногда на них обсуждается конкретная тема, например, предстоящая экскурсия.

Количество родительских собраний определяется школой. Правила школы также зависят от установленного в ней порядка, о чём обычно учителя рассказывают родителям на школьных собраниях. Школьные правила могут касаться, например, освобождения от занятий в связи с религиозными праздниками, спортивной формы для занятий физкультурой и плаванием. Родители имеют право повлиять и на школьные правила. Такая возможность обычно предоставляется на школьных собраниях. Может быть, не всегда удаётся решить проблему так, чтобы это устроило всех, но в процессе обсуждений возникает уважение к взглядам других. Перед собранием обычно школа присылает письмо или приглашение родителям, и они, как правило, считают своим долгом ответить на это письмо, для того чтобы учитель был уверен в том, что сообщение получено.

Во всех датских школах существует школьный комитет, который работает в сотрудничестве с учителями и руководством школы. Для того чтобы стать его членом, родители выдвигают свою кандидатуру на выборы, которые проходят один раз в 4 года. Перед выборами школьного комитета в школе организуются предвыборные собрания, где можно подробнее узнать о работе школьного комитета и о выборах, а также о том, как можно выдвинуть свою кандидатуру на выборы в школьный комитет. Школьный комитет имеет право определять, какие проблемы школа будет решать в будущем и какие

124

правила должны тут существовать, а также влияет на принятие решений по распределению бюджета. В состав школьного комитета входят семь родителей, два учителя и два учащихся.

Директор школы помогает в работе комитета, участвует в собраниях, а также следит за тем, чтобы все решения, принятые комитетом, были воплощены в жизнь. Во многих школах проводится тесное сотрудничество с родителями посредством классного совета. Обычно классный совет состоит из 3-4 родителей и 2-3 учеников и учителей из каждого класса. Родители в классе сами вправе выбрать членов классного совета. Совет планирует мероприятия для всего класса, например, выбирает тему родительского собрания или организует многодневные экскурсии. Совет является посредником между классом и школьным комитетом. Таким образом, школа следит за тем, чтобы родители каждого ученика класса имели влияние на решения, принимаемые школьным комитетом.

Во всех школах для организации досуга детей создаётся родительский совет, куда входят директор и два педагога. Родителей же в таком совете большинство. Совет влияет на распределение бюджета, принятие на работу сотрудников и выбирает вид занятий для проведения досуга детей. Выборы в родительский совет проходят раз в год — осенью на родительском собрании школ. Кандидаты выбираются на 1 год. Каждый день ученики обязаны присутствовать не только на уроках, но и принимать участие в других мероприятиях, таких, как походы, экскурсии, школьный театр. Эти мероприятия являются частью учебного процесса, поэтому ученики не освобождаются от них без особого разрешения со стороны школы.

Во многих школах существуют и другие обязательные мероприятия, такие, например, как классные или школьные вечера, так называемые «кафе» для решения домашних заданий, где ученикам в спокойной уютной обстановке предоставляется помощь, где они встречаются со своими одноклассниками, помогают друг другу. Говоря о датских школах, невозможно обойти стороной интересную концепцию — «Эдюкаре» («Выявление»), которая была предложена Европейским институтом ЕSSE (Дания) и использу-

ется в школах различных стран мира. Эта концепция направлена на развитие всех сфер личности учащегося при помощи пяти методов и пяти общечеловеческих ценностей:

1. Праведность (правильное поведение).

2. Истина (правдивость).

3. Мир (спокойствие).

4. Любовь (ко всему живому).

5. Ненасилие (ненанесение вреда).

Пять методов обучения включают в себя:

1. Сидение в тишине (молчание).

2. Обсуждение цитат (изречений).

3. Групповое пение.

4. Обсуждение рассказов, историй.

5. Групповые занятия, ролевые игры, тесты, способствующие развитию воображения.

Пять основных общечеловеческих ценностей — «Истина», «Любовь», «Ненасилие», «Праведность», «Мир» — обусловлены пятью сферами личности.

Физическая сфера — Праведность

Интеллектуальная — Истина

Эмоциональная — Мир

Психическая — Любовь

Волевая (духовная) — Ненасилие

Пять ценностей охватывают самое существенное в воспитании и определяют цель в жизни. Развитие всех пяти сфер является целью любой системы воспитания. Многие современные системы развивают, в известной степени, физическую и интеллектуальную сферы и практически не уделяют внимания трём остальным.

1. Праведность (правильное поведение) — способность человека поступать в соответствии со своей совестью, с принципами морали и нравственности. Она включает следующие качества личности: честность, уважительное отношение к людям, хорошие манеры, чистоплотность, умение пожертвовать собой, ответственность.

2. Истина (правдивость) заключается в стремлении человека к знаниям, в том чис-

125

ле духовным. «Познавший истину, обретает способность к различению, способность видеть единство в многообразии и многообразие в единстве». Истина указывает на такие качества личности, как скромность, беспристрастность, любознательность, оптимизм, единство мысли, слова и действия.

3. Мир (спокойствие) — естественное состояние человека, данное ему от рождения. Спокойный человек всегда доволен тем, что имеет, держит под контролем свои чувства и эмоции, сохраняет хорошее здоровье. Спокойствие предполагает: уравновешенность (внутренняя и внешняя), терпение, удовлетворённость, самоконтроль, сосредоточенность.

4. Любовь наделяет человека истинной мудростью, передаётся и воспринимается человеком каждое мгновение. Она влияет на все формы жизни. Любовь — это искренность, щедрость, умение прощать, дружелюбие, преданность, забота о других.

5. Ненасилие есть не причинение вреда ни словом, ни действием. Это бережное отношение к окружающему миру, к природе, к знакомым и незнакомым людям. Здесь речь идёт о таких качествах личности, как сострадание, забота обо всём живом, единство, патриотизм, учтивость, внимательность, демократичность.

Швеция

Интересен и опыт взаимоотношений «учитель-ученик-родитель» в школах Швеции. Вся образовательная система в Швеции построена таким образом, чтобы сделать учёбу для детей увлекательным процессом. Каждый урок, каждый предмет для них становится путешествием в неизведанное, из которого дети возвращаются эмоционально и интеллектуально обогащёнными. И шведским учителям это удаётся, прежде всего, потому, что они с самых первых месяцев после поступления ребёнка в школу пытаются открыть в нём основные, данные ему природой дарования. Определяют черты личности, свойственные будущему учёному, писателю, государственному деятелю, врачу, педагогу, музыканту и стараются развивать их, учитывая индивидуальные особенности личности. Не случайно боль-

шинство учеников шведских школ считают учение радостным и интересным делом. Интересно отметить, что школы Швеции имеют особые обязательства перед каждым учеником. Среди них школьные службы благосостояния. В школах функционируют советы этой службы. Их главная забота — благополучие любого ребёнка. В этом заключаются совместные действия воспитателя по внеклассной работе, главного учителя и специальной службы благополучия детей. Есть здесь и специальные педагоги для тех учеников, которые не могут освоить программу. Они внимательно следят за тем, чтобы предотвратить любые попытки унижения одних детей другими. В средней школе разные классы часто объединяются в единый блок, в котором один учитель работает в паре со специальным педагогом.

В совет службы приглашают учителя или ученика, у которых есть определённые проблемы, решаемые только здесь. Одна из проблем, которую рассматривает совет, — перевод ребёнка в другой класс или в другую школу. Все, кто работает в этой службе, а также пользуется её консультацией, обязаны соблюдать закон конфиденциальности, который призван защитить личность ребёнка. В специальную группу часто входят медсестра, социальный работник, психолог и педагогические работники, ответственные за судьбу выпускников. Социальные работники беседуют «по душам» с каждым учеником (или с группой учеников) или же обследуют семью, которая считается неблагополучной. Кроме того, задача школьной службы состоит также в поиске возможностей устроиться на работу конкретному ученику или продолжить учёбу в другом учебном заведении.

Медики, социальные работники, психологи, родители помогают учителям во всем. Нередко в трудных ситуациях именно они подсказывают преподавателю, который, казалось, исчерпал все свои педагогические возможности и не знает, чем ребёнку помочь, каким образом найти выход.

Отдельно следует упомянуть и о таких понятиях в шведских школах, как свобода и ответственность. У школьников с учителями хорошие взаимоотношения и взаимопонимание, атмосфера в классе — радостная и непринуждённая. Шведская школьная система поощряет учащихся брать на себя

126

ответственность за собственную учёбу, доверяя им свободно планировать свой день. Например, один хочет поработать над своим заданием по чтению на английском языке, другой — пойти в библиотеку, чтобы поискать в Интернете материал для доклада, третий — вместе с группой одноклассников закончить задание по математике. Учитель соглашается с их пожеланиями и напоминает ученикам, когда они должны вернуться в класс. Ученики чаще всего работают самостоятельно по большинству предметов и планируют своё время по собственному желанию. Например, если ученик любит читать, то он может выполнить задания по чтению досрочно, и это даст ему возможность уделить больше времени тем предметам, которые ему даются с трудом. Шведские учителя строят работу в классе таким образом, чтобы учащиеся могли работать в собственном темпе, группами или индивидуально.

В обязанности учителя входит обсуждение с каждым учеником и с его родителями всех сделанных им в журнале комментариев и заключений по поводу учебной деятельности этого учащегося. Журнал обычно подписывается учителем, родителем и самим учеником. Учителя в Швеции знают, что, позволяя ученикам самим выбирать, когда выполнять свои задания, они помогают им учиться жизненным навыкам, которые окажутся полезными для них и после окончания школы. Учиться ответственности можно лишь в том случае, когда её получаешь. Способ решения задачи также может быть разным: одни предпочитают выполнять задания коллективно, другие — посидеть над ними самостоятельно. В конце концов, каждый осваивает материал независимо от выбранного способа.

Существует общее расписание заданий, которые должны быть изучены, и в конце каждой недели учащиеся обязаны сдавать письменный отчёт о выполненной работе — о том, как она была сделана и чему они научились. Кроме того, с каждым учеником проводятся беседы об успехах и развитии, помогающие детям и их родителям узнать, как у них идёт учёба. Ничего, напоминающего российские оценки, в шведских школах нет, традиционная оценка знаний на основе выставления баллов начинается только в восьмом классе. Это имеет свой скрытый

смысл: ученики, взрослея, с нетерпением начинают ждать, когда они начнут получать оценки, как студенты.

В заключение можно с уверенностью отметить: главная идея педагогики диалога в Северных странах состоит в том, что обучение на основе вышеперечисленных технологий и ценностей позволяет воспитать гражданина, способного к сотрудничеству в разных сферах жизнедеятельности человека, готового интегрировать в современный мир труда и социальное окружение. □

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.