Научная статья на тему 'Школьные советы в системе среднего образования Финляндии'

Школьные советы в системе среднего образования Финляндии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ СОВЕТ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ШКОЛА / МЕСТНЫЙ КОНТРОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ / SCHOOL COUNCIL / EDUCATIONAL DEVELOPMENT IN EUROPE / CIVIL SCHOOL / LOCAL CONTROL OF MANAGEMENT IN EDUCATIONAL SYSTEM / SCHOOL PARENTAL COMMITTEE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксёнова Эльвира Аайсеновна

В статье анализируются практические возможности школьных советов как органов управления на примере системы среднего образования Финляндии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School councils within secondary education of Finland

In the article it is analyzed practical possibilities of school councils as management bodies as an example of secondary education in Finland.

Текст научной работы на тему «Школьные советы в системе среднего образования Финляндии»

Школьные советы в системе среднего образования Финляндии

Эльвира Аайсеновна Аксёнова,

профессор, главный научный сотрудник Института инновационной деятельности в образовании РАО, доктор педагогических наук

• школьный совет • развитие образования в Европе • гражданская школа • местный контроль в управлении системой образования • школьный родительский комитет •

Создание школьных советов в европейских странах обусловлено общей тенденцией в развитии образования в Европе — будущее связано с новой школой, её называют гражданской, в которой реализуется демократический принцип организации образовательной деятельности «снизу вверх» и наоборот, и которой предоставляется значительная мера автономии. В Финляндии осуществляется местный контроль в управлении системой образования. Данное новшество освоено и внедрено во всех школах страны. Школьные советы получат поддержку как на государственном уровне, так и на местном, со стороны местных органов власти. Деятельность школьных советов в Финляндии закреплена законодательно: разделом Конституции страны, который определяет, что «общественные власти должны продвигать возможности человека для

участия в социальной деятельности и влияния на решения, которые касаются его или её», а также статьёй 27 Закона о местном самоуправлении (2007)1.

В состав Школьного совета в системе среднего образования Финляндии входит администрация школы, учительский корпус, технический персонал, а также родители учащихся, учащиеся старших классов, социальное окружение школы, муниципальные органы, сфера высшего образования, бизнеса, сфера экономики. Все упомянутые здесь участники процесса обучения и воспитания будущих граждан страны, взаимодействуя между собой и со школьной администрацией, оказывают, в целом, большое влияние на развитие школы. Схематично это можно представить следующим образом:

Орган JOHTOKUNTA (факультативный) Кооперативный орган в обязательных школах и в общеобразовательных средних школах

Состав Представлены:

Преподавательский и непедагогический персонал Родители Учащиеся (в старших классах обязательной школы и старших классах общеобразовательной средней школы)

Функции /полномочия К задачам этого органа относится содействие школьной работе по воспитанию и обучению, формирование свободных кооперационных образований внутри школьного сообщества, поддержание гармонической и конструктивной атмосферы в совместной работе школы, общины и семьи.

www.aioitekanava.fi

60

Орган NEUVOTTELUKUNTA (факультативный; для школ, ведущих профессиональное образование) Консультативная комиссия по организации профессионального образования

Состав Максимум 10 членов (со сроком полномочий 4 года), представляющих следующих партнёров в сфере образования:

Школа Учителя Ученики Социальные партнёры, лучше всего представляющие уровни образования в школе Другие эксперты по развитию общего и профессионального образования

Функции /полномочия Задача Школьного совета состоит в том, чтобы содействовать деятельности школы, а также улучшению обмена и сотрудничества между миром труда и социальным окружением. Он занимается темами, относящимися к программам обучения и внутреннему педагогическому развитию школы. Как и местные представители промышленности и мира труда, управляющий совет может вырабатывать собственное мнение по образовательным предложениям школы.

Известно, что, родители вообще имеют возможность оказывать существенное влияние на жизнь школы, участвуя в работе органов школьного самоуправления, в частности, школьной дирекции, в которую входят учителя, родители (не меньше трёх человек), два старшеклассника и директор школы. Школьная дирекция отчитывается в своей работе перед выборной школьной комиссией местного муниципалитета. Следующая ступенька управленческой лестницы — школьные отделы губернских правлений. А высшее руководство и контроль за деятельностью школ осуществляют Школьное управление и Министерство просвещения Финляндии.

Каждое образовательное учреждение общего образования в Финляндии обязано в соответствии с законом об образовании иметь свой Совет школы. Совет школы — официальный выборный орган, который избирается сроком на четыре года из представителей разных политических партий, действующих на территории коммуны и участвующих в выборах органа местного самоуправления — совета коммуны (общины). Совет школы действует в выбранном составе те же четыре года, что и совет коммуны. Рекомендуется выбирать в Совет школы родителей учащихся сроком на 4 года, однако это не является обязательным требованием.

Представители политических партий, сформировавшие Совет коммуны, выбирают председателя Совета школы. Директор школы не входит в состав Совета школы,

он выполняет лишь обязанности технического секретаря Совета: готовит документы и вопросы, требующие утверждения или рассмотрения Советом школы. Совет школы собирается один раз в год, как правило, перед началом учебного года для утверждения учебного плана образовательного учреждения, тарификации персонала, для рассмотрения заявок школы на дополнительное финансирование.

Кроме обязательного — официального — органа Совета школы, в который, как видим, входят в большинстве своём родители учащихся, в финской школе может быть создан школьный родительский комитет, являющийся добровольным объединением заинтересованных и наиболее активных родителей. В большинстве финских школ такие комитеты действуют, что зависит в первую очередь от инициативы и воли родителей и школьного руководства. Как правило, такие родительские комитеты избираются сроком на один год, в них входят 2-3 представителя от каждого класса. Они сами избирают председателя, от которого многое зависит в деятельности комитета: периодичность заседаний, рассматриваемые вопросы помощи школе в организации внеклассных и внешкольных мероприятий, различные родительские инициативы по организации внеурочной деятельности детей и их претворение в жизнь.

Школьный родительский комитет уполномочен решать лишь вопросы, связанные с организацией внеурочной деятельности

61

учащихся (экскурсии, праздники, походы и поездки, выездные лагеря и пр.). Он не имеет права вмешиваться в учебный процесс и в учебные дела отдельных учащихся, в педагогическую деятельность учителей. Но он может ходатайствовать пред вышестоящими органами управления образованием о выделении дополнительных финансовых средств на развитие ОУ. В каждом классе финской школы, как правило, выбирается классный родительский комитет, который занимается большей частью вопросами сбора средств на проведение внеклассных мероприятий и организации выезда класса один раз в год в лагерь. Родители, заинтересованные в улучшении результатов своих детей, имеют право по договорённости с администрацией школы присутствовать на уроках. Взаимоотношения школы с родителями складываются на основе добровольности и взаимоуважения.

Участие родителей в деятельности школьных советов представляет собой общественный механизм, так же, как и взаимодействие школы с окружающим социумом: с местными органами управления, информационными центрами, учреждениями культуры, науки и искусства, спортивными организациями. При этом особая роль принадлежит участию учащихся старших классов Финляндии в деятельности школьных советов. Характерная черта старших классов в школах Финляндии — институты ученического самоуправления. Первые попытки их организации происходят в конце начальной школы, но это скорее игра или учебная задача. А в старших классах ученический совет — это реально действующий институт, от которого зависит повседневная школьная жизнь. Классный руководитель старается не вмешиваться в деятельность ученического совета, лишь оказывая помощь при решении спорных вопросов и обеспечивая техническую поддержку детских идей. Кроме того, старшеклассники участвуют в работе школьной дирекции, регулирующей все аспекты внутри-школьной жизни.

В школе есть много сфер, способствующих изучению в её жизни участия. Во-первых, это школьная демократия: ученические советы могут быть активными партнёрами в принятии решений. Во-вторых, школьная культура: учащиеся могут проявлять актив-

ность в создании более безопасной социальной психологической окружающей среды. В-третьих, существует учебный план: участие определяет цели, методы преподавания и обучения, значительно влияя на содержание и критерии оценки. В- четвёртых, имеют место равные возможности участия детей непосредственно в классе. И, наконец, школы — это место, где учащиеся обучаются взаимодействовать социально, то есть общаться друг с другом. Во многих проектах по общественному участию учащиеся в состоянии влиять на принятие решений на уровне самоуправления, например, когда классы участвуют в процессах планирования, создание проектов. Школа, как отмечает Суутаринен, должна обеспечить возможность получения опыта подлинного участия и использования власти. В своём лучшем виде школа служит миниатюрной демократической системой для её участников.

Между тем, деятельность школьных советов в Финляндии и участие в ней учащихся претерпели немало изменений. Вопрос касается более всего поддержки ученических советов в школах Финляндии. Демократическое движение в финских школах, начавшееся в 70-х годах, было нацелено на трансформацию школ в более демократические пространства. Школьные советы включали как представителей учителей, так и представителей учеников. Предполагалось, что одним из факторов, ставших на пути этого движения, было опасение чрезмерной политизации базового образования. Это вызвало быстрое сворачивание ученической демократии. Школьные советы были распущены, программы школьных занятий — изменены и перенаправлены на изучение более формальных вопросов, чем практическое участие. Эта история и по сей день оказывает влияние на состояние демократии в школах. Суутаринен считает, что это одна из причин, почему в финских школах не поощряют интерес к общественным вопросам, не способствуют гражданской активности, не стимулируют учащихся к участию в жизни школы. Особое внимание по-прежнему уделяется «нейтральным» знаниям, нежели непосредственно связанным с гражданским образованием.

Традиционная школьная модель — это образовательная среда, сконцентрированная

62

на учителе, в которой он отвечает за реализацию учебной программы. Большинство действий осуществляется индивидуально в соответствии с заданиями учителя, он задаёт вопросы и принимает самые важные решения. Эта традиционная модель всё ещё широко используется. Конкурирующие модели, которые усиливают участие учащихся в классе и в учебной программе и стремятся создать обучающую среду на основе сотрудничества, по-прежнему, не являются общепринятыми в финских школах.

Международные сравнительные исследования показывают, что финские учащиеся имеют меньше возможностей для участия, чем их сверстники в других странах. Школьная культура в Финляндии по-прежнему очень во многом основывается на власти взрослых. Когда процессы участия вводятся в школы, должна изменяться целая культура, а не только индивидуальные процессы.

Наиболее распространённый и самый известный способ обеспечить участие учеников — оказывать поддержку ученическим советам и предоставлять таким советам возможность участвовать в принятии решений. По данным исследований, проведённым Финским национальным советом по вопросам образования в 2005 году, ученические советы были только в 31% общеобразовательных школ, большинство из них в школах с классами от 7 до 9. В лицеях и профессиональных колледжах ситуация выглядела лучше: 93% лицеев и 67% профессиональных колледжей имели ученические советы. Главная причина отсутствия ученических советов в общеобразовательных школах заключается в том, что Основной закон об образовании не содержал ссылки на ученические советы до внесения поправок осенью 2007 года. Закон о гимназиях и лицеях, Закон о профессиональном образовании и профессиональной подготовке также получили ссылки на создание и проведение слушаний и ученических советов уже в период между 1998 и 2007 годами. Роль ученических советов также сильно варьируется. Некоторые из них сосредоточиваются на организации досуга. Другие школьные советы берут на себя образовательную функцию и поддержку процес-

са обучения, однако, такие примеры, по-прежнему, редки.

Политическими задачами ученических советов часто пренебрегают. Процесс административного управления в школе принадлежит взрослым. В соответствии с результатами оценки проекта возможностей ученического влияния, культура слушаний учащихся в школах варьируется не только в разных муниципалитетах, но и в школах одного муниципалитета, и даже в рамках одной и той же школы. Было обнаружено, что учащиеся ощущали — ученические советы были недооценены в качестве партнёров в контексте обсуждения решений относительно школ, принятых муниципальными органами власти.

Как отмечают финские учёные, участие в школах учащихся можно поощрять на многих различных уровнях. По оценкам, действующие модели в школах не поддерживают все формы участия. Процедуры прямой демократии, всеобщее право влиять на собственную жизнь и жизнь сообщества и даже более широкой среды должны быть полнее и лучше признаны в финских школах. Школьный совет, как коллегиальный представительский орган в функционировании демократии, не в состоянии выполнять свои полномочные и политические функции, как в школьном сообществе, так и на муниципальном уровне2. Учёные Финляндии, между тем, заинтересованы в продуктивной деятельности школьных советов. Многие известные из них в области педагогического образования (Jari Koivis-to, Jouni Valijarvi, Pirjo Linnakyla, Pekka Kupari, Pasi Reinikainen, Inga Arffman и другие) оказывают всемерное содействие деятельности школьных советов в разработке образовательных программ и организации процесса обучения в общеобразовательной школе, а также всестороннюю научно-методическую поддержку путём разработки научных и методических рекомендаций, которые затем обсуждаются на заседаниях Школьного совета, изучают и устраняют причины возникших трудностей учителей в их учебной деятельности и на пути их личностного роста, принимают активное участие в реализации инициатив со стороны _

школьных Советов, 2 Георгиенко В.Н. Молодёжное у особенно в свете Финляндии и Германии, Мюнхен

частие в 2010.

63

последней реформы финского образования 2004 года.

Наибольший вклад в деятельность школьных советов вносят учёные-теоретики научно-исследовательского института образования Университета г. Ювяскюля. Институт принимает участие в 10 международных проектах, изучающих уровень образовательных программ в школах, уровень знаний и умений учащихся средней школы по различным предметам. В течение всей истории своей деятельности с 1968 года, институт находится в тесной связи со школами и школьным управлением. Исследования и разработки, проводимые сотрудниками, могут включать и критические замечания. Тесное сотрудничество с управлением образования обеспечивает доступность информации о результатах исследований среди директоров школ. Результаты исследо-

вательской работы института находят широкое применение при разработке учебных планов, введении реформ обучения и преобразовании законодательства о школьном образовании.

Результативность работы школьных советов страны обнаруживается и в условиях тесных связей общеобразовательных школ Финляндии и России. Так, например, совместная деятельность школы-лицея № 204 г. Санкт-Петербурга и школы-побратима г. Турку (Финляндия) переросла в экспериментальное обучение с участием специалистов из РГПУ г. Санкт-Петербурга и сотрудников НИИ образования Университета г. Ювяскюля. Совместная исследовательская деятельность учёных открыла новые возможности развития школ как в разработке образовательных программ, так и в сфере управления. □

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

«

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА

»

Журнал о секретах профессионального мастерства для учителей-предметников, учителей начальной школы и дошкольных педагогов.

Как сделать, чтобы не педагог к детям приставал с вопросами, а они к нему? Как заставить слушать, и не только себя, но и детей — друг друга? Как наладить по-настоящему деловую и дружественную атмосферу? Как растормошить тихоню и озадачить торопыжку? Как заинтриговать детей учебным материалом? Как организовать взаимодействие с родителями? Как построить педагогический процесс, чтобы дети и учились с интересом, и собственную судьбу обретали, и поколение складывалось?

Индекс по каталогу Агентства «Роспечать» (красный) № 82396.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.