Научная статья на тему 'Взаимодействие классного руководителя с родительским комитетом класса'

Взаимодействие классного руководителя с родительским комитетом класса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9420
1568
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО / РОДИТЕЛЬСКИЙ АКТИВ / РАБОТА С СЕМЬЁЙ / ПЛАН РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курушкина Светлана Александровна

В данной статье представлен практический опыт работы классного руководителя с родительским комитетом класса, даны конкретные примеры отчетов по работе родительского комитета и классного руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курушкина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие классного руководителя с родительским комитетом класса»

w

Классный руководитель — сердце класса

J

\

Курушкина Светлана Александровна

учитель физики

МОУ «СОШ № 97 с полным днём пребывания детей» Удмуртская Республика, г. Ижевск E-mail: rus-sveta18@yandex.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ КЛАССА

___________________________________________________________________Г

Аннотация. В данной статье представлен практический опыт работы классного руководителя с родительским комитетом класса, даны конкретные примеры отчетов по работе родительского комитета и классного руководителя.

Ключевые слова: классное руководство, родительский актив, работа с семьёй, план работы.

Цель: организация работы с родительским комитетом, для того чтобы деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка могла быть успешной.

Задачи:

- познавательная сфера жизни (работа с учите-лями-предметниками),

- поддержка физического здоровья учащихся,

- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,

- поддержка одаренных детей,

- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Ожидаемые результаты инновации: формирование успешного коллектива учащиеся - родители -учителя.

Критерии оценивания результатов: высокие результаты участия в рзличных конкурсах и акциях, активное участие и подготовка родителей класса в мероприятих, высокие результаты соиологических исследований.

Знают ли родители, какие функции выполняет классный руководитель их ребенка? Какие формы и методы использует? Конкретное содержание работы классного руководителя определяется должностными инструкциями конкретного образовательного учреждения, где он работает. Однако инструкции любого учреждения отражают определенный набор функций, среди которых важнейшими являются: аналитикодиагностическая; планово-прогностическая; организационно-координирующая; контрольно-кор-ректирующая.

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равно-

правного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания. В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:

- познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками),

- поддержка физического здоровья учащихся,

- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,

- поддержка одаренных детей,

- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях. Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является «воспитание всем миром», поддержка данного направления на городском уровне, т.е. создания единого образовательного пространства города. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, пре-

6

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

w

Классный руководитель — сердце класса

одолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.

Вся работа с родителями должна осуществляться в 4 этапа:

1 этап - ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.

2 этап - выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:

трудности в адаптации, агрессивность, страхи, проблемы общения со сверстниками, не усвоение программы и другие.

3 этап - анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.

Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями. Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.

Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.

Ежемесячные формы общения с родителями -это: праздники, родительские собрания, спортивные мероприятия, походы.

Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества.

В связи с чем особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива. В каждом классном коллективе найдутся неравнодушные родители. Их можно и нужно привлекать в свои союзники. Обязательно составить положение о родительском комитете класса, план работы родительского комитета, тогда родители будут знать что им предстоит выполнить, подготовиться, предложить свои идеи, а классный руководитель не получит отказ из-за занятости на работе.

Одной из форм работы с родителями является участие в конкурсах различного уровня. В качестве примера можно привести краткий отчёт о работе родительского комитета 5 В класса школы № 97, который был составлен для участия в городском конкурсе родительских комитетов.

Отчёт о работе родительского комитета

1. Проведено 7 заседаний родительского комитета.

2. Приняли участие в работе родительского комитета школы. Богатырёва М. А.

3. Закупили учебники и учебные пособия для класса. Докучаева Н. А.

4. Составили социальный паспорт класса. Кравчук Е. А.

5. Составили социально - демографические паспорта семей класса. Кравчук Е. А.

6. В рамках года семьи приняли участие в подготовке семейного праздника «Наша дружная семья». Благодарность семьям Богатырёвых, Костяевых, Нуриевых, Баженовых.

7. Оказана помощь в проведении занятий ипотерапией на Ижевском ипподроме. Благодарность Богатырёвой М. А., Балобановой Г. А. и Корепанову О. Ю.

8. Приняли участие в семейной игре «Моя семья» среди 5-х классов - 1 место. Благодарность Герасимову И. Б., Баженову И. Б., Волковой Н. Ю., Волкову Д. Д., Балобановой Г. А., Солуяновой Л. А. и Краснову А. Л.

9. Закупили подарки к новому году для ребят класса. Благодарность Доучаевой Н. А.

10. Приняли участие в проведении клуба выходного дня «За здоровьем в лес, на каток, в спортзал». Благодарность Баженову В. Л.

11. Проведён родительский всеобуч на собраниях:

• «Возрастные особенности детей 10-12 лет» Благодарность Столицыной Т В.

• «Что нужно знать о леворуких детях» Благодарность Солуяновой Л. А.

12. Составлены памятки для родителей:

• «Если обучение идёт трудно»

• «Воспитание трудолюбия в семье»

13. Проведено анкетирование:

• «Об отношении к школе»

• «Состояние воспитательной работы глазами родителей»

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

7

w

Классный руководитель — сердце класса

14. Приняли участие в акции помощи приюту для бездомных животных «Кот и пёс» - доставка детей на машинах в посёлок Костина мельница (12 человек), оказание физической помощи по расчистке территории от снега и уборка пиломатериала, доставка корма и других материалов. Благодарность Зерновой С. Б., Корепанову О. Ю., Волкову Д. В., Курушкину С. В.

15. По инициативе Солуяновой Л. А. в школе проведена бизнес игра для старшеклассников города с участием детей из 5В класса.

16. Организован выезд в оздоровительный лагерь «Волна». Благодарность Богатырёвой М. А., Волковой Н. А., Волову Д. Д., Баженову В. Л., Краснову А. Л., Богатырёву С. В.

Председатель родительского комитета Волкова Н. Ю.

Анализ плана работы и других документов показывает всю яркую палитру взаимодействия классного руководителя и родительского комитета и привлечения родителей класса к совместной деятельности. Результатом явилась высокие результаты участия в различных конкурсах и акциях, активное участие и подготовка родителей класса в мероприятиях, высокие результаты социологических исследований. Сейчас уже никто не сомневается, что необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями,

а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

1. Созонов ВП. Организация воспитательной работы в классе. М. «Педагогический поиск», 2000.

2. Сергеева ВП. Классный руководитель в современной школе. М 2001.

3. Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. «Школьная пресса», 2002.

4. Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. «Школьная пресса», 2002.

5. Кульневич СВ. Воспитательная работа в школе. Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2001

Анализ состояния воспитательной работы с позиции классного руководителя (по материалам журнала «Справочник классного руководителя»)

Цель: разработать программу развития воспитательной системы класса.

Задачи:

1. Выявить положительный опыт и определить условия, обеспечивающие получение желаемых результатов.

2. Обнаружить типичные недостатки в деятельности по развитию воспитательной среды класса.

3. Установить степень влияния условий в классном коллективе на воспитанность учащихся.

Этапы осуществления педагогического анализа

Этап Задачи(вопросы) Содержание

1. Предварительная организация и ориентация анализа Определить, что, где, когда произошло, при каких сопутствующих явлениях 1. Констатация фактов: ознакомление со статистическими данными, собранной информацией. 2. Отбор информационного материала для анализа с ориентацией на цели и задачи года. 3. Определение предмета анализа. 4. Выделение комплекса условий, повлиявших положительно или отрицательно на анализируемый объект

2. Раскрытие содержания предмета анализа Определить и описать результаты и условия, оказавшие влияние на эти результаты 1. Определение цели анализа. 2. Описание целей и задач деятельности. 3. Оценка уровня выполнения каждой задачи путем описания содержания деятельности и ее влияния на уровень достижения задач, уровень воспитанности учащихся. 4. Выявление динамики педагогических изменений, произошедших в школе, классе и у отдельных учащихся в процессе решения задач года. 5. Определение условий, оказавших влияние на результаты деятельности и их динамику

3. Выявление причины Установление причинно-следственных связей путем ответа на вопрос, почему это произошло 1. Определение внутренних связей между элементами изучаемого процесса (почему проявили себя выявленные факторы, условия). 2. Систематизация положительных (отрицательных) факторов, которые оказали влияние на развитие изучаемого явления

4. Систематизация и обобщение результатов Определение целей и задач дальнейшей деятельности 1. Определение нерешенных проблем. 2. Выделение первоочередных нерешенных проблем. 3. Определение направлений дальнейшей деятельности

8

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

w

Классный руководитель — сердце класса

4. Определить направления, способы и средства развития воспитательной системы класса на основе изучения мнения всех участников образовательного процесса.

5. Разработать систему мер по преодолению обнаруженных недостатков и улучшению воспитательной среды класса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При проведении анализа воспитательной работы классный руководитель должен четко представлять логику педагогического анализа и основное содержание аналитической деятельности.

Структура анализа итогов учебного года:

1. Достигнутый уровень решения задач, количественная и качественная характеристика результатов и их динамики.

2. Выявление и оценка положительных сторон воспитывающей деятельности школы и недостатков в работе (положительных и отрицательных факторов, условий).

3. Меры, способствующие достижению успехов (причинно-следственные связи).

4. Причины, вызвавшие появление недостатков.

5. Нерешенные проблемы (перечислить, выделить первоочередные на новый учебный год).

Таким образом, анализ заканчивается определением целей,задач,основных направлений и содержания воспитывающей деятельности на следующий планируемый период. Осуществлять анализ воспитательного процесса класса в вышеобозна-ченной логике удобно, используя следующую памятку.

Памятка классному руководителю

1. Какие задачи в воспитании и развитии учащихся Вы хотели решить в учебном году?

2. Что для этого Вы намечали сделать как педагог-воспитатель?

3. Какие задачи Вам удалось решить? Что этому способствовало? Почему?

4. Какие задачи оказались не решены? Что этому препятствовало? Почему?

5. Как решение задач отразилось на развитии учащихся (и в частности, на задачи года школы)? Какие появились положительные тенденции в развитии детей? Какие положительные тенденции появились в их воспитанности?

6. Какими результатами своей деятельности Вы не удовлетворены, какие хотели бы улучшить? Что намечаете для этого сделать?

Коллективный анализ завершается формулированием окончательных выводов, аргументированных объективными данными. Результаты коллективного анализа являются основанием для планово-прогностической деятельности классного руководителя на будущий период.

ПОЛОЖЕНИЕ

О КЛАССНОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

ПРИНЯТО на педсовете №

от «___»___________20___г.

1. Общие положения

Классное родительское собрание - высший орган самоуправления родителей в школе - созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в триместр.

2. Цели и задачи родительского собрания.

2.1. Воспитание родителей, родительского коллектива.

2.2. Формирование родительского общественного мнения.

2.3. Просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии, законодательства РФ.

3. Виды родительских собраний.

3.1. Существуют следующие виды родительских собраний:

- организационные;

- тематические;

- собрания - диспуты;

- итоговые;

- собрания - консультации;

- собрания - собеседования.

3.2. Родительские собрания, как правило, являются комбинированными.

3.3. Основная часть родительских собраний - педагогическое просвещение (Родительский всеобуч)

3.4. Родительский всеобуч планируется в соответствии с:

- требованиями социума;

- направлениями работы школы;

- возрастными особенностями детей.

4. Задачи родительского всеобуча

4.1. Знакомство родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний.

4.2. Обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи.

4.3. Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.

4.4. Предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок.

4.5. Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.

5. Функции классного родительского собрания:

• определяет основные направления деятельности родителей в школе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся класса, с советом класса;

• рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов самоуправления;

• решает вопросы участия родителей в управлении жизнью классов, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения;

• обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в школе;

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

9

w

Классный руководитель — сердце класса

• рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей;

• утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов;

• принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в образовательном учреждении.

6. Правила проведения собраний

6.1. Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.

6.2. Родительский комитет принимает участие в подготовке и проведении родительских собраний и привлекает к этому других родителей.

6.3. Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных установок, рекомендаций и советов.

6.4. Главным методом проведения собрания является диалог.

6.5. Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее чем за 3 дня до даты проведения собрания.

Основные вопросы, рассматриваемые на классных собраниях:

- анализ учебно-воспитательного процесса в классе;

- задачи, определяющие дальнейшую работу;

- планирование, организация деятельности по выполнению задач;

- подведение итогов;

- актуальные педагогические, психологические, правовые проблемы (родительский всеобуч)

7. При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важнейших положений:

- атмосферу сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления «плюсов» и ликвидации «минусов» в характере и поведении ребёнка;

- интонацию собрания: советуем и размышляем вместе;

- профессионализм педагога - знание, компетентность (знание жизни каждого ребёнка не только в школе, но и за её пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья);

- добрые, доверительные отношения;

- главные показатели эффективности родительских собраний - это:

а) активное участие родителей;

б) атмосфера активного обсуждения вопросов;

в) обмен опытом;

г) ответы на вопросы, советы и рекомендации.

8. Права родительских собраний.

8.1.Родительское собрание имеет право:

Обратить внимание родителей на:

- неукоснительное выполнение решений собрания;

- выполнение п.4 ст. 52 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования);

- выполнение п.4 ст. 17 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей);

- выполнение п.4 ст. 14 Устава школы (Родители обязаны выполнять Устав школы)

8.2. Обсуждать вопросы школьной жизни и принимать решения в форме предложений;

8.3. Приглашать на собрания специалистов:

- юристов;

- врачей;

- психологов;

- работников правоохранительных органов;

- членов администрации школы;

- представителей общественных организаций.

9. Принципы проведения родительского собрания

9.1. Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

9.2. Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

9.3. У семьи и школы одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей - искать совместные пути их решения.

ПОЛОЖЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О РОДИТЕЛЬСКОМ КОМИТЕТЕ

ПРИНЯТО на педсовете №

от «___»__________20____г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность Родительского комитета класса, являющегося органом самоуправления класса.

1.2. Положение о Родительском комитете принимается на общешкольной конференции,

утверждается и вводится в действие приказом по школе. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся в таком же порядке.

1.3. Родительский комитет возглавляет председатель. Срок полномочий Комитета - один год.

1.4. Деятельность Комитета осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН о правах

ребенка, действующим законодательством Российской Федерации в области образования,

Типовым положением об общеобразовательном учреждении для детей среднего школьного возраста, уставом школы и настоящим Положением.

1.5. Решения Комитета являются рекомендательными. Обязательными для исполнения являются только те решения Комитета, в целях реализации которых издается приказ по школе.

10

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

w

Классный руководитель — сердце класса

Родительский комитет класса - это объединение родителей, деятельность которого направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции.

2. ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА

2.1.Одной из главных задач является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет в национальной школе может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов-проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям. Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей в классе, в дне самоуправления.

2.2. Ещё одна важная задача родительского комитета класса - оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе в классе. В первую очередь, это организация и проведение Родительских уроков в классе. Родительские уроки - это возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают кругозор. Помимо Родительских уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок Польза родителей в решении этого вопроса огромна, однако, это интересно не только детям, это интересно и самим родителям- увидеть своего ребёнка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребёнком и другими детьми.

2.3. Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно-бытовых вопросов в классе: ремонт классного кабинета, мебели в классе, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно-гигиенических и профилактических мер учащимися и школой.

2.4. По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещение учащихся класса в семье, профилактические беседы с неблагополучными семьями, защита прав учащихся в различных инстанциях.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА КЛАССА

3.1. Родительский комитет избирается общим собранием родителей класса в начале учебного года сроком на один год.

3.2. Количество членов родительского комитета устанавливается решением собрания.

3.3. Для выполнения текущей работы родительский комитет выбирает из своего состава председателя, определяет состав комиссий (секторов) по учебной работе, культурно-массовой (спортивной) и санитарно-хозяйственной работе.

3.4. Родительский комитет руководствуется в своей работе данным положением, рекомендациями директора школы, педагогического совета, общешкольного родительского комитета, планом работы классного руководителя, постановлениями родительских собраний.

3.5. Родительский комитет составляет план работы на год и на триместр. Конкретное содержание плана определяется с учетом задач, стоящих перед классом.

3.6. Родительский комитет вправе принимать свои решения при наличии на заседании не менее 2-3 его членов.

3.7. Родительский комитет отчитывается о своей работе перед классным родительским собранием в день выборов нового состава комитета.

3.8. В случае несогласия классного руководителя с мнением большинства родительского комитета спорный вопрос разрешается общешкольным родительским комитетом.

3.9. С работой классного родительского комитета знакомятся члены общешкольного родительского комитета и принимают меры к повышению эффективного его деятельности.

3.10. Родительский комитет ведет протоколы своих заседаний и родительских собраний.

3.11. Периодичность заседаний родительского комитета определяется задачами, стоящими перед классом, но не реже одного раза в месяц.

3.12. Работа родительского комитета проходит при непосредственном участии классного руководителя.

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ КЛАССА ОБЯ3АН:

• помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;

• вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;

• влиять на формирование культуры родительского общения;

• быть посредником между семьёй, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;

• стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;

• выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;

• соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ ИМЕЕТ ПРАВО:

• активно участвовать в организации образовательновоспитательного процесса в классе;

• помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;

• заслушивать сообщения классного руководителя о состоянии и перспективах работы класса и его разъяснения по интересующим родителей вопросам;

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

11

w

Классный руководитель — сердце класса

• собирать родительские собрания (на классных родительских собраниях обязательно присутствие классного руководителя);

• принимать участие в решении вопросов об оказании материальной помощи нуждающимся учащимся из фонда всеобуча;

• посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;

• присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

• высказывать своё мнение о проводимых в классе мероприятиях;

• принимать совместно с классным руководителем определённые меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;

• проводить беседы с проблемными учащимися;

• поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав ребёнка и семьи;

• привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решении проблем семьи.

• председатель родительского комитета класса является членом общешкольного родительского комитета.

Обязанности в родительском комитете распределяются следующим образом:

а) председатель родительского комитета;

б) его заместители, отвечающие за определённые участки работы;

в) казначей.

1. Председатель родительского комитета отвечает за организацию деятельности родительского комитета, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний, является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы. Он участвует в защите прав учащихся класса в судебных структурах, если в этом есть острая необходимость.

Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучной семьи, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.

2. Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует активное участие родителей в учебной деятельности детей. Он организует

родителей для участия в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий, организация различных смотров-конкурсов, брейн-рингов, помощь одарённым учащимся в поиске спонсоров для участия в различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях, организация помощи отстающим в учёбе детям, поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.

3. Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу. В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, секций, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организует в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме этого, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной деятельности возможности всех учащихся класса, а также их родителей.

4. Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте кабинета класса, в оформлении помещения класса, в приобретении предметов, необходимых для жизнедеятельности классного коллектива.

5. Казначей. В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды классного коллектива. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства. Если в этом есть необходимость, он определяет средства из бюджета родительского комитета класса на поощрение учащихся в рамках программы «Одарённые дети», на издательскую деятельность (детский журнал класса, книжки-малышки, написанные учащимися и их родителями).

4. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются:

а) положение о родительском комитете класса;

б) протоколы заседаний родительского комитета;

в) положение о родительском комитете школы;

г) план работы родительского комитета на учебный год или полугодие.

д) график заседаний родительского комитета.

12

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

w

Классный руководитель — сердце класса

План работы родительского комитета 6 В класса на 20...-20... учебный год

Месяц Содержание работы Ответственные

Встреча родителей с классным руководителем, определение кандидатур родителей для работы в родительском комитете. Знакомство с планом воспитательной работы на учебный год. Классный руководитель

Встреча родительских комитетов классов с администрацией школы. Знакомство с планированием и задачами работы школы на учебный год. Изучение родительским комитетом вопроса организации питания учащихся. Составление социального паспорта класса Составление акта обследования материально - жилищных условий семей вновь прибывших учеников Волкова Н.Ю Богатырёва М. А. Корепановв О.Ю Солуянова Л.А

Подготовка к родительскому собранию « Что значит быть успешным учеником?» Подготовка к городской семейной викторине «Ижевский интерактив» Организация группы детей для посещения Ижевского ипподрома для занятий ипотера-пией (страхование, обеспечение доставки и сопровождение) Столицына С.В Волкова Н.Ю Балобанова Г. А. Богатырёва М. А.

Участие в городской семейной краеведческой игре «Ижевский интерактив» Проведение родительского собрания « Что значит быть успешным учеником?» Составление памяток для родителей. Волкова Н.Ю. Столицына С. В.

Подготовка сценария празднования Нового года. Оформление подарков, сюрпризов для учащихся. Подведение итогов результатов учебной деятельности учащихся класса за первое полугодие. Благодарственные письма родителям класса. Солуянова Л.А. Волкова Н.Ю

Подведение итогов работы родительского комитета за первое полугодие. Определение неотложных задач второго полугодия. Отчёт родительского комитета перед родительским собранием о проделанной работе. Встреча родительского комитета класса с медсестрой. Клуб выходного дня «За здоровьем в зимний лес» Волкова Н.Ю Корепанов О.Ю Богатырёва М. А. Баженов В. Л.

Смотр-конкурс «Маленькие тайны дневника школьника». Анализ родительским комитетом отношения семей учащихся к ведению школьного дневника. Подготовка праздничной программы «Посвящение в рыцари» Поздравление пап, дедушек и мальчиков класса. Участие в школьной семейной спортивно-интеллектуальной викторине среди 6-х классов. Волкова Н.Ю Волков Д. Д. Баженов В. Л.

Подготовка совместно с классным руководителем праздничной программы «Конкурс самых... самых принцесс». Поздравление с 8 марта мам, бабушек и девочек класса. Заседание клуба родительских встреч «Пока горит свеча». Обсуждение проблем формирования нравственных устоев личности. Утверждение программы конкурса «Первомайский интерактив» Проведение просветительской беседы среди девочек по материалам анимационного фильма о становлении и охране репродуктивной функции девочек «Когда взрослеет девочка.» Волкова Н.Ю Столицына С. В. Корепанов О.Ю Кравчук Е. А.

Участие родителей в неделе творчества класса. Создание проекта «Идеальный классный коллектив» Посещение уроков и внеклассных мероприятий родителями класса (по графику родительского комитета). Индивидуальные консультации для родителей социального педагога (по запросам родителей). Родительское собрание - обмен мнениями по результатам недели творчества в классе. Встреча родителей с учителями-предметниками. Организация акции помощи животным приюта «Кот и пёс» Балобанова Г.А. Волкова Н.Ю Волкова Н.Ю Солуянова Л. А. Солуянова Л. А.

Подготовка праздничного шоу «Минута славы». Награждение учащихся. Помощь учащимся класса в создании «Дневника класса». Балобанова Г.А

Совместный праздник «Сохраним детство» в лагере «Волна» Участие родителей класса в ремонте классного кабинета, подготовка необходимых учебных пособий по различным предметам к новому учебному году. Годовой отчёт о работе родительского комитета на Совете школы. Баженов В.Л. Волкова Н. Ю.

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

13

w

Классный руководитель — сердце класса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналитическая справка

О сотрудничестве классного руководителя с родителями. (классный руководитель - Курушкина С. А.) 20...-20... уебный год

Текст опроса составлен на основе анкеты «Система диагностики удовлетворенности участников образовательного процесса его различными сторонами», разработанной Лукьяновой М.И, Калининой Н. В.

Параметры «Да» «Нет» «Затруд- няюсь ответить»

Учитель проявляет искренний интерес к детям. 100% 0% 0%

Старается избегать конфликтных ситуаций. 100% 0% 0%

Учитель прислушивается к нашему родительском у мнению и учитывает его. 93% 0% 7%

При решении школьных (классных) вопросов у нас существует возможность взаимодействовать с другими родителями. 74% 0% 26%

У нашего ребенка в основном удовлетворительные взаимоотношения с учителем. 100% 0% 0%

Нам приятно и интересно бывать на родительских собраниях. 80% 0% 20%

В нашем классе царит доброжелательная психологическая атмосфера. 93% 0% 7%

Наш ребенок доволен обучением у данного учителя (классного руководителя). 93% 0% 7%

У нашего ребенка в основном хорошие отношения с одноклассниками. 88% 0% 12%

Мы, родители, довольны тем, что наш ребенок учится именно в этом классе. 100% 0% 0%

Результаты анкетирования свидетельствует об эффективной работе Курушкиной С. А. по продуктивному сотрудничеству с родителями учащихся, а также о целенаправленной работе над развитием и совершенствованием классного коллектива и взаимоотношений учеников.

Вывод: выявлен высокий уровень профессионализма в культуре взаимоотношений «учитель-ученик», «учитель-родитель», при котором все его участники становятся полноправными партнерами, высокие показатели по параметрам удовлетворенности родителей психологической атмосферой в классе и процессом обучения. 92.1% родителей достаточно высоко оценивают работу учителя.

Зам. директора Н. В. Ефанова

Литература

1. Стефановская Т. А. Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности.- М., Академия, 2006. С.82)

2. Созонов В. П. Организация воспитательной работы в классе. Методическое пособие для классного руководителя - М.,2002. С.17

3. Классному руководителю Учеб-метод.пособие /Под ред. М. И. Рожкова.- М., ВЛАДОС,2001

4. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие /И.А.Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова; под общ. Ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой.- М., «Академия»,2005. С.166

5. Стефановская Т. А. Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности.- М. 2006. С.97

14

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.