Научная статья на тему 'Образование в Финляндии'

Образование в Финляндии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3725
1002
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОВЫМ ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ДЕТЕЙ ОБУЧАЮТ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ / ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ ЛЕТ ДЕТЕЙ ОБУЧАЕТ ОДИН УЧИТЕЛЬ / В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ТРЕХ ЛЕТ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКИ / ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ / НЕОБХОДИМЫМ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ / ПОСЛЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ УЧЕНИКИ ДЕЛАЮТ ВАЖНЫЙ ВЫБОР: ПРОДОЛЖАТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГИМНАЗИИ ИЛИ ЖЕ ПОСТУПАТЬ В ПРОФТЕХУЧИЛИЩЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УНИВЕРСИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хууско Кайса, Корепанова Алевтина Аркадьевна

Статья посвящена народному образованию Финляндии. Авторы рассказывают о ступенях 12-летнего всеобщего образования, уделяя внимание особенностям каждой из ступеней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование в Финляндии»

Информационной базой для исследования служит массив данных Р1И^З и Р1ЭА результаты дополнительного тестирования на разных ступенях обучения и качественных исследований в школах разных регионов России.

Адресатами рекомендаций и разработок, проводимых в ходе проекта, являются педагоги, как в России, так и в странах, переживающих этап трансформации национальных систем образования, руководители органов управления образованием всех уровней, а также те, кто вырабатывает политику в области образования.

Институциональный потенциал российской системы оценки качества образования

Работа по созданию элементов общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) ведется в рамках федеральных программ и национального проекта по комплексной модернизации образования. Более половины регионов страны активно создают региональные системы оценки качества образования, участвуя в системе сравнительных исследований качества, проводимых на федеральном уровне, а также организуя свои независимые мониторинговые исследования.

Организация ОСОКО предполагает активное использование существующих организационных структур, механизмов и процедур: единого государственного экзамена, экспертизы и сертификации, аккредитации, мониторинговых исследований, диагностических обследований, сбора статистических данных - при условии их модернизации в соответствии со стратегией развития общероссийской системы оценки качества образования. Ниже приводится схема действующих элементов ОСОКО.

Министерство образования и науки Российской Федерации формулирует приоритеты в области обра-

зования посредством государственного образовательного стандарта.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет контрольно-надзорные мероприятия в регионах Российской Федерации в целях обеспечения доступа молодых людей к качественному образованию, а также проводит аккредитацию и лицензирование вузов. В нее входят четыре структурных элемента, ориентированных на специальные задачи в сфере оценки качества образования:

Федеральный институт педагогических измерений разрабатывает стандартизованные проверочные материалы, а также осуществляет подготовку специалистов в области оценки качества образования для организации и проведения оценочных мероприятий.

Федеральный центр тестирования осуществляет технологическое и информационное обеспечение организации и проведения единого государственного экзамена в России.

Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования принимает участие в организации и проведении международных сравнительных исследований качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA, CIVIC, SITES) в России, участвует в разработке научно-мето-дического обеспечения единого государственного экзамена и в разработке системы оценки достижения образовательных стандартов второго поколения.

Кроме этого, в научно-методическое обеспечение ОСОКО включены федеральные и региональные научные исследовательские институты, а также региональные службы по надзору и контролю в сфере образования и центры оценки качества образования.

Схема действующих элементов ОСОКО

Общероссийская система оценки качества образования создается с целью совершенствования контроля и управления качеством образования в России, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом информацией об уровне образовательных достижений.

Считаем, что создание общероссийской системы оценки качества образования в образовании будет способствовать достижению следующих общезначимых цепей:

• обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;

• обеспечение единого образовательного пространства;

• повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству);

• принятие обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней;

• формирование национального экспертного потенциала;

• создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области педагогических измерений и оценки качества образования.

Статья посвящена народному образованию Финляндии. Авторы рассказывают о ступенях 12-летнего всеобщего образования, уделяя внимание особенностям каждой из ступеней.

Кайса Хууско

Преподаватель финского языка на кафедре общего и финно-угорского языкознания ГОУ ВПО Удмуртский государственный университет Корепанова Алевтина Аркадьевна

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №97 с полным днем пребывания детей» г. Ижевск

Финляндия расположена на севере Европы между 60-й и 70-й параллелями широты. Четверть ее территории лежит к северу от полярного круга. Её соседи Швеция, Норвегия, Россия. Омывается водами Ботнического и Финского заливов Балтийского моря. Берега Ботнического и Финского заливов Балтийского моря низкие, часто со шхерами. Преобладают холми-сто-моренные равнины с многочисленными выходами скальных пород. На северо-западе - восточная оконечность Скандинавских гор, высота до 1365м. Общая площадь: 338 ООО квадратных километров, из которых 10% покрыто водой и 69% лесом; 187 888 озер площадью больше 500м2 и 179 584 островов; самая высокая точка гора Халти почти на границе с Норвегией 1328м, самая длинная река Кемийоки в Лапландии 483км.

В 2004 году население Финляндии составило 5 237 000 человек, 2 562 000 мужчин и 2 675 000 женщин. Средний возраст мужчин 38,7 лет, женщин 41,8 лет. 100-летний рубеж перешли 44 мужчины и 307 женщин, как и в других странах Европы население Финляндии продолжает стареть. 67% живет в городах, 33% живет в сельской местности. Около миллиона человек живет в регионе Хельсинки - Эспоо - Вантаа. В Финляндии живет около 6 500 саамов. Русскоязычных около 20 тысяч человек.

На протяжении многих лет остается незыблемым первенство Финляндии в образовании школьников. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Финляндия признана лучшей страной для получения школьного аттестата

Дошкольное образование Финляндии

Согласно основному Закону об образовании, предоставление дошкольного образования в Финляндии с 2001 года возложено на местные власти. Помимо государственных, есть частные детские сады.

В Финляндии частные сады и школы получают дотацию государства, если они созданы по инициативе заинтересованных общественных организаций. В их создании могут участвовать и родители, и педагоги.

Родительские общества и общественные организации являются распорядителями финансовых средств, они приглашают на работу педагогов, если необходимо, берут в аренду помещение и т.д. Возглавляет их работу Правление, которое обновляется каждые два года.

Если родители принимают решение отдать ребенка в дошкольное учреждение, они подают заявку, и муниципалитет в течение 4-х месяцев после подачи заявления должен предоставить место в детском саду.

Обучение 6-ти леток

Нижняя ступень системы образования представлена дошкольными учреждениями. Это детские сады и подготовительные классы при начальных школах. С помощью игры у детей вырабатываются навыки усвоения учебного материала. Муниципалитеты обязаны организовать всем детям шестилетнего возраста бесплатное дошкольное обучение, хотя оно и не является обязательным. И все же в настоящее время в детских садах и подготовительных классах воспитывается более чем 90% детей соответствующего возраста.

В финской школьной системе нет специальных подготовительных школ, а дошкольное обучение ведется в школах и детских садах. Под дошкольным обучением подразумевается воспитание и обучение детей в течение года, предшествующего их принятию в школу. Дошкольное обучение ставит своей целью укрепление у детей предпосылок усвоения учебного материала. На практике это означает, что новым знаниям и умениям детей обучают с помощью игры. В соответствии с законом муниципалитеты обязаны организовать всем детям шестилетнего возраста бесплатное дошкольное обучение. Однако участие ребенка в нем не обязательно. Большинство шестилетних детей в настоящее время участвуют в дошкольном обучении.

Школа

Обучение в школе начинается с 7 лет. Разрешается приступать к занятиям годом раньше или годом позже на основании заключения психолога или врача и с согласия родителей. Все дети, постоянно проживающие в Финляндии, включая граждан других стран, по закону обязаны получить знания на уровне девятилетней школы. Принцип всеобщего обязательного образования был введен в 1921 г., т.е. вскоре после получения государственной независимости Финляндии. В настоящее время обязательное девятилетнее образование регулируется законодательством, вступившим в силу в 1988 г. Сейчас его получает 97% населения страны.

За организацию обязательного обучения несут ответственность муниципалитеты, которых в Финляндии начитывается 450. Обучение в школе и учебные пособия бесплатны. Кроме того, учащиеся ежедневно

получают бесплатный горячий обед. Дети, проживающие на расстоянии более пяти километров от школы, привозятся на занятия на специальных бесплатных автобусах. Общие расходы на образование в стране составляют примерно 15% государственного бюджета.

В Финляндии насчитывается 4300 общеобразовательных школ. Самые небольшие из них имеют примерно 10 учеников, наиболее крупные - до 900. Каждую осень в I класс приходит до 60 тыс. детей, а общее число учащихся составляет около 580 тыс.

В общеобразовательных 9-летних школах первые шесть лет детей обучает один учитель, в течение последних трех лет - учителя-предметники. Общая цель обучения - формирование нравственно ответственного члена общества. Особое внимание уделяется знаниям и умениям, необходимым в повседневной жизни.

Учебный план включает следующие предметы: родной язык, второй государственный язык страны, иностранные языки (как правило, английский), математику, физику, химию, историю, обществоведение, физкультуру, музыку, изобразительное искусство, ручной труд, домоводство, религию или этику, биологию, географию, экологию. Кроме того, учащиеся в соответствии со своими интересами могут изучать факультативные дисциплины.

Учебный год составляет 190 учебных дней, и обучение ведется только в одну смену. Занятия в школе заканчиваются в конце мая или в начале июня весенним праздником, новый учебный год начинается в середине августа. Кроме летних каникул есть осенние - в ноябре, рождественские - в конце декабря и зимние - в конце февраля или в начале марта. Учебная нагрузка возрастает от 20 ч в неделю в I классе до 25- 30 в последующие годы обучения.

Диплома или аттестата, свидетельствующего о среднем образовании, выпускникам общеобразовательной школы не выдают, но они получают право поступить в любое учебное заведение второй ступени, в профтехучилище или гимназию.

По-настоящему учеба начинается в Финляндии с общеобразовательной школы. Обычно ребенок начинает учебу в школе в том году, когда ему исполняется семь лет. Учеба в общеобразовательной школе длится девять лет и заканчивается, когда подросток получил объем требуемых знаний или когда прошло десять лет с начала обязательного образования. Дети, постоянно проживающие в Финляндии, включая граждан других стран, по закону обязаны получить объем знаний, требуемых в общеобразовательной школе. Обязательное обучение можно получить как в общеобразовательной школе, так и приобретая соответствующий объем знаний иными способами. Таким образом, в Финляндии в сущности нет «школьной повинности». Принцип всеобщего обязательного образования ввели в стране в 1921 году, т. е. вскоре после завоевания государственной независимости в 1917 году. В настоящее время обязательное обучение регулируется законодательством, вступившем в силу в 1998 году.

За организацию всеобщего обязательного обучения отвечают муниципалитеты, которых в Финляндии насчитывается около450. Муниципалитет обязан или сам заниматься обучением всех детей, проживающих на его территории, или обеспечить образование детей школьного

возраста иным способом. Обучение и учебные пособия бесплатны. Кроме того, учащиеся ежедневно получают в школе бесплатный горячий обед. По закону обучение необходимо организовать вблизи проживания ребенка. Организация и финансирование транспорта для детей, живущих на расстоянии более пяти километров от школы, лежит на ответственности организатора обучения.

Диплома в собственном смысле слова выпускник общеобразовательной школы не получает, но окончание обязательного образования дает право поступать в любое учебное заведение второй ступени, - в профтехучилище или в гимназию.

В Финляндии насчитывается около четырех тысяч общеобразовательных школ. Каждую осень в первый класс приходит приблизительно 60 тысяч детей, а общее число учащихся общеобразовательных школ в 2002 году - около 580 тысяч. В общеобразовательных школах первые шесть лет детей учит один классный учитель, ведущий обучение либо всех предметов, либо многих из них. В течение трех последних лет за обучение отвечают преподаватели-предметники. В широком смысле задача общеобразовательного обучения в Финляндии - формирование личности и нравственно ответственного члена общества. В общеобразовательном обучении особое внимание уделяется знаниям и умениям, необходимым в повседневной жизни. По закону ученикам, которым по каким-то причинам обучение дается тяжело, необходимо устроить специальное обучение.

В Финляндии около 4000 общеобразовательных школ, в которых учится в общей сложности около 580 000 учеников.

В общеобразовательных школах ведется обучение следующих предметов: родной язык, второй государственный язык страны, иностранные языки, математика, физика, химия, история, обществоведение, физкультура, музыка, изобразительное искусство, ручной труд, домоводство, религия или этика, биология, география, экология. Кроме того, в разных классах ученики могут в соответствии с интересами заниматься факультативными предметами. При международном сопоставлении освоения учениками школьных программ финская школьная система добилась хороших результатов. В частности, грамотность финских школьников находится на высшем мировом уровне.

В общеобразовательных школах учебный год состоит из 190 рабочих дней, и обучение ведется только в дневную смену. В субботу и воскресенье общеобразовательные школы не работают. Учеба в школах заканчивается в конце мая или в начале июня весенним праздником, после чего начинаются летние каникулы. Как правило, новый учебный год начинается в середине августа. В течение учебного года учащихся несколько раз отпускают на каникулы - осенью на осенние каникулы, в конце декабря - начале января на рождественские каникулы и в конце февраля или в начале марта на недельные лыжные, или зимние каникулы.

После общеобразовательной школы

После общеобразовательной школы ученики делают важный выбор: продолжать общеобразовательное обучение в гимназии, или же поступать в профтехучилище для базовой профессиональной подготовки.

Гимназия

Обучение в гимназии предназначается в первую очередь для молодежи в возрасте от 16 до 19 лет. Гимназии сами отбирают своих учеников на основе их успеваемости в общеобразовательной школе. Учеба в гимназии длится с двух до четырех лет, ибо время учебы и продвижение учащегося во многом зависят от него самого. Форма учебы в гимназии -курсовая, время же обучения определяется выбором курсов, поэтому обучение в гимназиях ведется без разделения на классы. Процесс учебы в гимназии включает как обязательные, так и углубляющие и прикладные курсы.

Учеба в гимназии заканчивается сдачей студенческих экзаменов. Это государственные письменные выпускные экзамены, а сдающих их именуют в Финляндии абитуриентами. Обязательных экзаменов четыре: экзамен по родному языку абитуриента (финскому или шведскому), по второму государственному языку страны (финскому или шведскому), по иностранному языку, а также по математике или по реальным дисциплинам. Экзамен по реальным предметам абитуриент может сдавать, отвечая по выбору на вопросы по многим предметам: биологии, географии, химии, физике, истории и обществоведению, религии, этике, философии, психологии. Кроме обязательных, абитуриент может сдавать и экзамены по факультативным курсам. Экзамены по языкам (за исключением родного) состоят из двух частей: первая часть измеряет восприятие услышанного, вторая содержит письменные задания. В ближайшие годы будет осуществлена экзаменационная реформа. Студенческие экзамены дважды в год, весной и осенью, подготавливаются экзаменационной комиссией, подведомственной Министерству просвещения. Она же и проверяет ответы всех абитуриентов на основе единых критериев. Абитуриенты, сдавшие государственные студенческие экзамены, во время весеннего или осеннего выпускного торжества получают студенческие фуражки.

Сдача студенческих экзаменов дает право поступать в любое высшее учебное заведение. В принципе учеба в гимназии и нацелена на ее продолжение в вузе. В настоящее время в Финляндии уже больше половины каждой возрастной группы заканчивает гимназию. Гимназию можно закончить и позже в системе обучения взрослых.

Гимназия (лицей) - единственное из традиционных учебных заведений, дающее полное среднее образование и, следовательно, право поступления в университеты и другие вузы. Сюда отбирают учеников по результатам их успеваемости в общеобразовательной 9-летней школе. Обучение в гимназии длится 2-4 года. Срок обучения индивидуальный и зависит от темпа освоения выбранных учащимися курсов и их способностей. Содержание образования включает как обязательные, так и углубленные и прикладные курсы.

Обучение в гимназии завершается так называемыми студенческими экзаменами, среди них - четыре обязательных: по родному языку (финскому или шведскому), по второму государственному языку, по иностранному языку, а также по математике или по ре-

альным дисциплинам (по выбору - биология, химия, география, физика, история и обществоведение, религия, философия, этика, психология). В соответствии со своими интересами выпускник может держать экзамен и по факультативным курсам.

Экзамены принимаются два раза в год - осенью и весной - государственной экзаменационной комиссией, назначаемой Министерством просвещения. Выпускники, успешно сдавшие их, получают белые студенческие фуражки, которые бережно хранят всю жизнь. Успешная сдача экзаменов дает право поступления в любые высшие учебные заведения. В настоящее время в Финляндии больше половины молодых людей соответствующей возрастной группы имеют полное среднее образование. Остальные могут завершить его позже в системе обучения взрослых.

Профессиональное обучение

Если подростка после общеобразовательной школы больше привлекает профессиональное обучение, то у него богатый выбор специальностей как в учебных заведениях, так и на рабочем месте на предприятии на основе специального договора.

В профессиональных учебных заведениях, помимо теоретических навыков, учащиеся получают также практические навыки в мастерских своего учебного заведения или на производственной практике.

Таких специальностей всего 75, и они охватывают следующие отрасли хозяйства: возобновляемые природные ресурсы, техника и транспорт, торговля и управление, туризм, общественное питание и хозяйственные услуги, социальное обслуживание и здравоохранение, сфера культуры, досуга и спорта. По законодательству профессиональная подготовка должна обеспечить освоение профессиональных навыков, требуемых в трудовой жизни, а также подготовленность к самостоятельной профессиональной деятельности. Подготовка по специальности длится три года и предоставляет также возможность продолжения учебы в высшем учебном заведении.

Профессиональные учебные заведения отбирают новых учащихся преимущественно на основе их успеваемости в школе, но некоторые из них организуют вступительные экзамены. В учебной программе профессионального учебного заведения по любой специальности присутствуют такие общеобразовательные предметы как родной язык, второй государственный язык, иностранный язык, математика, физика, химия, физкультура, гигиена, обществоведение, основы предпринимательства, правила трудовой жизни, искусство, культура. Выпускник должен также подготовить экзаменационную работу по специальности.

Профессиональная подготовка в Финляндии, помимо освоения теоретических знаний, включает трудовую практику в мастерских самого училища и стажировку по месту работы. Организацией профессионального обучения занимаются муниципалитеты, объединения муниципалитетов, а также частные организации. Учащиеся за обучение не платят.

Профессиональное обучение по месту работы организуется на основе заключенного на определенный

срок специального договора между организатором обучения, работодателем и работником. Обучение, таким образом, осуществляется одновременно с практической работой. Кроме того, профессиональную квалификацию можно получить путем сдачи профессионального экзамена экстерном, на котором независимо от способа освоения специальности можно продемонстрировать свои знания и владение навыками, требуемыми для квалификации. Следовательно, сдавать экзамен экстерном можно и без предварительного обучения, при участии в трудовой жизни.

В Финляндии существует развитая система профессионально-технических училищ, которые готовят по 75 специальностям в различных отраслях народного хозяйства, таких как возобновляемые природные ресурсы, техника и транспорт, торговля и управление, туризм, общественное питание и хозяйственные услуги, социальное обслуживание и здравоохранение, сфера культуры, досуга и спорта. Обучение продолжается три года; после окончания профтехучилища предоставляется право поступления в высшие учебные заведения соответствующего профиля. Профессиональные учебные заведения также принимают учащихся с учетом их успеваемости в школе. Наиболее престижные училища проводят вступительные экзамены. Учебные планы включают общеобразовательные предметы: родной язык, второй государственный язык, иностранный язык, математику, физику, химию, физкультуру, гигиену, обществоведение, основы предпринимательства, правила трудовой жизни, искусство, культуру. Все выпускники готовят письменную дипломную работу по выбранной специальности.

Помимо теоретических знаний профессиональная подготовка включает производственное обучение в мастерских училища и стажировку по месту будущей работы, которая проводится на основе специального договора между организаторами обучения, работодателем и будущим работником. В нем определены сроки обучения, обязанности и права каждой из этих сторон.

Организацией профессионального обучения в Финляндии занимаются муниципалитеты, а также частные организации.

Высшее образование

Система высшего образования Финляндии состоит из двух параллельных секторов: университетов (и приравненных к ним вузов) и профессиональных вузов. Университетская система исходит из принципа тесной связи между научными исследованиями и обучением. Основная функция таких вузов - заниматься научными исследованиями и на основе их достижений вести обучение. В университетской системе можно получить как низшую ученую степень бакалавра, так и высшую степень магистра, а затем защитить диссертацию на степень лицензиата и доктора наук. Университеты являются также организаторами дополнительного обучения (для повышения квалификации) и преподавания, открытого для всего населения.

Высшие профессиональные учебные заведения, со своей стороны, в большинстве своем представляют собой многопрофильные региональные вузы, деятель-

ность которых отличается тесной связью с трудовой жизнью. Диплом в таких вузах с большим профессиональным уклоном. Как университеты, так и профессиональные вузы расположены по всей стране для обеспечения всем учащимся, независимо от места проживания, равных возможностей для получения образования.

Университеты

Система университетов имеет наиболее длительные традиции в истории образования Финляндии. Первый из них, Абоская академия, основана в г. Турку в 1640 году. Деятельность университетов зиждется на свободе науки и на автономии вуза. Под автономией подразумевается, что система принятия решений в университетах очень независимая. Решения о правилах получения ученых степеней, об учебных планах, а также о приеме студентов по всем отраслям науки принимаются университетами и их факультетами. Все университеты и приравненные к ним вузы, которых в Финляндии насчитывается 20, являются государственными, и государство несет наибольшую финансовую ответственность за их деятельность. Обучение в университетах доступно всем, ибо никакой платы за учебный семестр не взимается.

Задача университетов, определенная законом, - развитие свободной научно-исследовательской деятельности, научного и художественного образования, а также основанного на научных исследованиях учебного процесса. Университеты должны организовать свою деятельность таким образом, чтобы в научно-исследовательской работе и учебном процессе был достигнут высокий мировой уровень с соблюдением принципов этики и общепринятой научной практики.

Университеты сами за счет организации вступительных экзаменов принимают новых студентов. Мест, выделенных по плану приема, хватает примерно третьей части каждой возрастной группы. Крупнейшие направления обучения - научно-техническое, гуманитарное и естественнонаучное. По итогам учебы в университете можно, в зависимости от сданных экзаменов, получить низшую ученую степень бакалавра и высшую - магистра, а при продолжении образования защитить научную диссертацию на степень лицензиата и доктора наук. Для получения степени бакалавра, как правило, требуется три года (минимум 120 т. н. учебных недель), а для получения степени магистра - около пяти или шести лет (160-180 учебных недель).

В университетах и приравненных к ним вузах Финляндии в 2000 году училось свыше 150 тысяч студентов, среди них 3,7 тысяч граждан других стран. Сеть университетов Финляндии покрывает всю страну, включая наиболее северный регион Лапландии. Среди университетов 10 многопрофильных университетов, 3 технических вуза, 3 экономических (коммерческих) вуза и 4 художественных вуза разного профиля. Кроме того, вне сферы управления Министерства просвещения работает Высшее оборонное учебное заведение, которое обеспечивает высшее военное обучение.

Высшие профессиональные учебные заведения Характерная черта учебы в профессиональных вузах - тесная связь с производством, а цель обучения - подготовка студентов к работе в качестве экспертов разных отраслей.

Система высших профессиональных учебных заведений достаточно новая, она была создана в 1990-х годах. Реформа исходила из желания обеспечить рост высшего образования именно за счет профессиональных вузов.

Поступление в профессиональный вуз предусматривает сдачу студенческих экзаменов, т. е. окончание гимназии, или получение среднего профессионального образования. В отличие от университетов все профессиональные вузы содержатся муниципалитетами или частными организациями. Государство, однако, обеспечивает их основное финансирование, ибо его доля составляет 57 процентов. Получение диплома требует 3,5 или 4 года учебы (140-160 учебных недель), включая стажировку на местах работы и написание дипломной работы по специальности.

Профессиональные вузы ведут обучение по следующим отраслям: техника и транспорт, управление и торговля, социальные услуги и услуги здравоохранения, сфера культуры, сфера туризма, общественного питания и хозяйственных услуг, возобновляемые природные ресурсы, гуманитарная и педагогическая сфера. Программы обучения для получения диплома утверждаются Министерством просвещения, но решения по учебным планам принимаются учебными заведениями самостоятельно. В 2002 году в виде эксперимента начинается обучение, предусматривающее увеличение объема образования (дополнительно 40-60 учебных недель) в связи с повышением требований в некоторых отраслях. В 29 профессиональных вузах Финляндии в 2000 году училось около 114 тысяч студентов.

В университетах и профессиональных вузах Финляндии мест, выделенных по планам приема, хватает приблизительно 65 процентам каждой возрастной группы. Цель правительства, чтобы высшее образование получала все большая часть населения страны.

Население Финляндии по уровню образования:

(Данные 2000 года по классификации Центрального статистического бюро Финляндии)

• нет специального образования после общеобразовательной школы (общеобразовательная, народная или средняя школа) 40,6 %

• среднее образование, гимназия 36,1 %

• высшее образование 23,3 %

• докторская степень 0,3 %

• Обучение взрослого населения

Обучение взрослых стало в Финляндии за последние двадцать лет важной составной частью политики в сфере образования. Уровень образования в старших возрастных группах ниже, чем в младших, и вызывает необходимость переподготовки и повышения квалификации старшего поколения. В связи с выходом на пенсию больших возрастных групп, родившихся в первые годы после второй мировой войны, потребность в обучении взрослого населения, вероятно, будет продолжать расти. По международным данным финны активно участвуют в курсах для взрослых: ежегодно около миллиона человек по своей инициативе обучается на курсах, организованных в одном из более чем тысячи учебных заведений, в том числе высших. Общий объем обучения исчисляется почти 10 миллионами учебных часов.

Обучением взрослых занимаются вузы, профессиональные учебные заведения, центры профессионального обучения взрослых, высшие народные училища и летние университеты. Система обучения взрослых предлагает учащимся подготовку с целью получения базового образования, среднего и высшего образования, а также открытых для всех определенных курсов данного учебного заведения, подготовку к экзамену экстерном (напр. по языкам, по разным специальностям), подготовку по месту работы на договорных основах, а также переподготовку для поддержания профессиональных навыков и повышения квалификации. Кроме того, обучение взрослых может включить приобретение общественно-про-светительных знаний или навыков, связанных с личными интересами и хобби учащегося. Обучение взрослых с целью получения специальности или ученой степени ведется бесплатно. Что касается остальных форм обучения, то наряду с бесплатными курсами предлагаются и курсы с частичной оплатой и рыночными ценами. Министерство просвещения финансирует обучение взрослого населения и отвечает за его развитие.

Взрослые могут окончить общеобразовательную школу или гимназию; они могут сдавать студенческие экзамены в гимназиях для взрослых или в отделениях гимназий, предназначенных для взрослых. Гимназии для взрослых занимаются и обучением иностранных учащихся.

Подавляющее большинство взрослых учащихся, работая, учится заочно. Чтобы была возможность работать и одновременно учиться, постоянно развиваются самостоятельные и заочные формы учебы. С помощью информационной технологии возможности заочной учебы постоянно расширяются.

Обучение взрослых по направлению службы занятости представляет собой важную форму образования. Ее цель - повысить предложение квалифицированной рабочей силы и облегчить безработным возвращение на рынок труда. Особую группу при этом образуют лица, длительное время находящиеся без работы. Переподготовка незанятой рабочей силы увеличивалась в Финляндии особенно в 1990-х годах, когда международный экономический спад достиг и Финляндии, снижая уровень занятости в стране. За переподготовку незанятой рабочей силы отвечает Министерство труда, субсидируя в разных учебных заведениях курсы и обучение для безработных и находящихся под угрозой безработицы. Такое обучение для учащихся бесплатно.

Десятилетие реформ в России показало, что переход к эффективной рыночной экономике представляет собой сложный и долгий процесс, требующий системного подхода, а сфера профессионального образования в этом процессе играет ключевую роль [1]. В связи с этим актуально рассмотреть структуру систем образования в странах Северной Европы, которые являются конкурентоспособными на мировом рынке образовательных услуг и обеспечивают лидирующие позиции экономики этих стран в мировом сообществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для сравнения систем образования обычно используется Международная система классификации образования по ступеням (МСКО). Разделение уровней образования по степеням МСКО выглядит следующим образом

Образование, предшествующее первой ступени (0 ступень МСКО), которое обеспечивает воспитание детей, еще не достигших того возраста, когда они могут поступить в школу первой ступени (например, в яслях, детских садах).

Образование 1 и 2 ступени МСКО, главной функцией которого является обеспечение базовых элементов образования (например, в начальной школе и в младших классах средних школ).

Образование 3 и 4 ступени МСКО, обеспечиваемое в средних и старших классах в средних школах, педагогических училищах на этой ступени, школах профессионального или технического характера. Эта ступень образования основана на предшествующем обучении первой и второй ступени МСКО и обеспечивает общую и/или специализированную подготовку.

Образование 5 и 6 ступени МСКО, которое обеспечивается в университетах, педагогических колледжах, высших профессиональных школах и для доступа к которому требуются как минимум успешное завершение образования четвертой ступени МСКО или свидетельство о приобретении эквивалентного уровня знаний.

С учетом этих ступеней структура системы образования в Финляндии выглядит, следующим образом. В Финляндии реализуется всеобщее 12-летнее образование, включающее 3 года обучения на 3 и 4 ступени МСКО, разделенное на этих ступенях на гимназии (ориентированные в дальнейшем на получение высшего образования в университетах) и профессиональные училища (ориентированные на получение рабочей профессии и/или в дальнейшем получение высшего технического образования в политехниках). Уровень среднего профессионального образования в Финляндии отсутствует. Политехники обеспечивают высшее профессиональное образование на уровне бакалавриата, при этом в отличие от университетов там не ведутся научные исследования.

Литература

1. Антюшина Н. Почему Россия не процветает, как Финляндия?// Экономическая газета. N 26 - 28. 2004. 13 сент.

2. Бесплатному образованию конец?: http://www.latgale online.lv./

3. Дерябин Ю. С. Образование и наука в Финляндии // Высшее образование сегодня. 2003. N 11.

4. Дерябин Ю. С. Финляндия - один из мировых лидеров в образовании // Педагогика. 2004. N 4.

5. Кивинен О., Ринне Р Инвестиции в высшее образование: финский опыт// Высшее образование в Европе. 1992. N 1.

6. Линднвист О.В. Некоторый личный опыт в области управления университетом// Университетское управление. 2004. N 2 (31).

7. Лытов Д.А. Психология в Финляндии // Психологическая газета. 2004. N5 (май).

8. Материалы круглого стола «Молодежь и политика» в МГУ им. М. В. Ломоносова, апрель 1999: http:// www.user. c¡tyl¡ne/-snt

9. МИД Финляндии http://www.virtual.finland.fi

10. Нюберг Р Горе от ума или дилемма великого князя Александра Михайловича: http:// www.nnemb_moscow.fi/

11. Образование на Европейском Севере России. Региональные особенности и тенденции развития: Научный отчет по гранту РГНФ N 97 - 06 - 08134а. Петрозаводск, 1998.

12. Обучение в Финляндии: http://www.finiandia.boom.ru

13. Уусикяла К., Хилтунен Е. Школа уверенности// Первое сентября. - 2004. - N3.

14. Финансы в России: статистический сборник. М., 2002.

В статье рассматриваются вопросы эволюции управления учреждениями образования как научной области знаний. Анализируются факторы, под влияние которых происходило его зарождение и развитие. Выделяются основные этапы в развитии научного управления. Рассматриваются научные подходы и распространенные взгляды на управление учреждениями образования. Статья адресована научно-педагогическим кадрам сферы образования, преподавателям научного управления.

Немова Наталья Васильевна

канд. пед. наук профессор

советник ректора по инновационной деятельности и развитию АПК и ППРО г.Москва [email protected]

-----------ш

ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

КАК ОСНОВЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ

Как в процессе эволюции менялись научные взгляды на научное управление школой?

■ 4

Ключевые слова: научное управление учреждениями образования, эволюция, факторы, этапы, подходы к управлению, особенности развития научного знания, образование руководителей

Основой для разработки программ и основным фактором, оказывающим влияние на развитие профессионального управленческого образования руководителей, являются управленческая наука. Именно поэтому причины тех недостатков, которые на сегодня существуют в менеджмент-образовании, необходимо искать в процессе становления и развития управления учреждениями образования как научной области знаний.

В целом основные вехи его развития можно представить следующим образом (см. табл. 1).

Несмотря на то, что «необходимость решения задач управления школой возникла одновременно с появлением школы как социального института» (с. 24),1 вопросы управления рассматривались известными дореволюционными педагогами К. Д. Ушинским, Н.Ф. Бунаковым, А.Н. Корфом, Н.И. Пироговым скорее как «комплекс ор-ганизационно-педагогических условий, которые должны были обеспечить эффективное протекание учебно-вос-питательного процесса», нежели чем как самостоятельный предмет для исследования. Многими выдающимися педагогами еще до революции было высказано немало здравых идей относительно повышения эффективности управления школой, и в частности демократизации школьной жизни. Однако их появление не послужило основой для создания новой области научного знания, а осталось в рамках классической педагогики.

В первые послереволюционные годы управление школой строилось не на преемственности, а на полном отрицании опыта и педагогики дореволюционной

1 Управление школой: теоретические основы и методы / Учебное пособие /. Под ред. Лазарева B.C. - М.: Центр соци-

альных и экономических исследований, 1997. - 336 с.

школы. Как буржуазные отвергались и исследования известных русских педагогов. В связи с этим подготовка управленческих кадров не могла быть построена даже на основе эмпирических знаний. Поисковый исследовательский характер учебной работы в 20-ые годы был обусловлен объективным отсутствием как научной базы, так и практического опыта, на который можно было опереться в подготовке руководителей для новой школы. Кроме этого, в связи со сменой руководящих кадров на первый план была выдвинута задача получения руководителями педагогического образования и идеологической подготовки.

К концу 20-ых годов получает развитие так называемое школоведение. Его основу составил опыт создания организационно-педагогических условий, обеспечивающих становление и функционирование новой школы, а также комментарии к официальным инструкциям и циркулярам министерства образования. Характерная черта пособий по школоведению тех лет (работы H.H. Иорданского, М.О. Веселова, Д.С. Логинова) - растворение вопросов управления в общем спектре дидактических и воспитательных проблем [с.28]2. Именно поэтому вопросы организационно-пе-дагогические деятельности руководителя школы рассматриваются в рамках общих для всего содержания повышения квалификации учебных планов, наряду с идейно-политической, педагогической, психологической и др. тематикой.

С середины 30-ых годов, теоретическим основами научного управления в стране начинают считать так называемые ленинские принципы. Основу этих прин-

- Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.