Научная статья на тему 'Конкурентоспособность регионального учебно-образовательного комплекса: современное состояние и перспективы'

Конкурентоспособность регионального учебно-образовательного комплекса: современное состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заборцева Т. И., Корнейчук И. А.

Представлены современные тенденции трансформации учебно-образовательного комплекса как элемента рынка образовательных услуг. Рассмотрены основные модели образовательных систем, тенденции глобализации (интернационализации) сферы высшего образования, что особенно важно при планировании отечественной стратегии. Проанализированы возможности отечественного учебно-образовательного комплекса с социально-экономических позиций (в том числе на примере Иркутской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заборцева Т. И., Корнейчук И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recent trends of transformation of an educational complex as an element of the educational market are presented. Essential models of educational systems, tendencies of globalization (internationalization) of higher education sphere are considered that is especially important at planning of domestic strategy. Possibilities of a domestic educational complex from social and economic positions (as exemplified by the Irkutsk region) are analyzed.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность регионального учебно-образовательного комплекса: современное состояние и перспективы»

Т.И.Заборцева

— кандидат географических наук, доцент, Иркутский государственный университет;

И. А. Корнейчук

— аспирант ИГ СО РАН

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ*

АННОТАЦИЯ. Представлены современные тенденции трансформации учебно-образовательного комплекса как элемента рынка образовательных услуг. Рассмотрены основные модели образовательных систем, тенденции глобализации (интернационализации) сферы высшего образования, что особенно важно при планировании отечественной стратегии. Проанализированы возможности отечественного учебно-образовательного комплекса с социально-экономических позиций (в том числе на примере Иркутской области).

Recent trends of transformation of an educational complex as an element of the educational market are presented. Essential models of educational systems, tendencies of globalization (internationalization) of higher education sphere are considered that is especially important at planning of domestic strategy. Possibilities of a domestic educational complex from social and economic positions (as exemplified by the Irkutsk region) are analyzed.

Введение

В мировом масштабе обостряется конкурентная борьба за рынок образовательных услуг. С социально-экономических позиций иностранные учащиеся и студенты рассматриваются как наиболее привлекательная категория мигрантов в большинстве развитых государств. Современный мировой рынок образовательных услуг оценивается в 50—60 млрд. долларов [3]. Особенно активно привлекают студентов экономически развитые страны (США, Швейцария, Великобритания, Германия, Франция и др.). Так, Госдепартамент США на протяжении нескольких лет выделяет значительные средства на реализацию программ по развитию студенческих обменов и привлечению иностранных студентов и преподавателей для учебы и стажировки в свою страну (в США обучается около 500 тыс. иностранных студентов, при этом государство ежегодно получает не менее 15 млрд. долларов).

Ускоренные процессы преобразования в российском образовании осуществляются по сценарию «догоняющей модернизации», воспроизводства норм, образцов западной системы образования, что углубляет противостояние сторонников отечественных традиций и инноваций в образовании. Тем не менее, вопросы конкурентоспособности отечественного учебно-образовательного комплекса остаются привлекательными с социально-экономических позиций.

Общая характеристика зарубежной и отечественной образовательной системы

Характеристика зарубежной образовательной системы

Традиционно образование структурируется как дошкольное, школьное, профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское, отличаясь в разных государствах по форме, продолжительности обучения. Во многих странах в настоящее время принята следующая общая образовательная система: дошкольное учреждение, школа, колледж, университет. В мировом образовании можно условно выделить системы образования Западного образца (Европейские страны, США, Канада, Латинская Америка, Австралия и ЮАР)

Работа выполнена при поддержке Проекта 12.2. Отделения наук о Земле РАН.

и образовательные системы Восточного образца (Япония и Азиатские страны). Престижно обучаться в США, Великобритании — эти государства в последние десятилетия целенаправленно специализируются на учебно-образовательных услугах. Так, в мировом рейтинге десяти наиболее престижных университетов за 2008 г. восемь находятся в США (Гарвардский, Стэндфордский, Филиал Калифорнийского в Беркли, Массачусетский технологический институт, Калифорнийский технологический институт, Колумбийский, Принстонский, Чикагский университеты) и два в Великобритании (Кембриджский, Оксфордский).

Одним из мировых лидеров в образовании является Финляндия, занимая первые позиции в мире по уровню функциональной грамотности (93%). Всеобщее обязательное образование предполагает 9-летнее обучение (начиная с 7 лет) в общеобразовательных школах, где обучение ведется по следующим предметам: родной язык (финский), второй государственный язык (шведский), математика, физика, химия, история, обществоведение, музыка, изобразительное искусство, география, религия или этика, биология, экология. Ученики могут изучать и факультативные предметы [2]. Школы в основном содержатся муниципалитетами (частных учебных заведений немного). Государство участвует во всех расходах по содержанию школ (31% бюджета Министерства просвещения, примерно 1,7 млрд. евро). Учеба, включая учебники, бесплатная, все учащиеся получают бесплатные горячие обеды. После окончания девятилетней школы учащиеся могут поступить либо в лицеи (их иногда называют гимназиями), либо в профессиональные училища. Обучение в них, за исключением учебников, бесплатное. В лицеи (гимназии) поступают более 50% выпускников в возрасте от 16 до 19 лет (учебные заведения сами отбирают учащихся по показателям успеваемости в общеобразовательной школе). Формально обучение трехлетнее, но сроки могут быть сокращены до двух или увеличены до четырех лет — в зависимости от продвижения самих учащихся по программе. Форма учебы — курсовая, без деления на классы. В лицеях около 75 курсов. По окончании лицея учащиеся сдают студенческие экзамены, которые дают право на поступление в высшие учебные заведения [2, 4].

Сеть университетов Финляндии покрывает всю страну, включая самый северный регион — Лапландию. Основные направления университетского образования — научнотехническое, гуманитарное и естественнонаучное. Финляндия занимает первое место в мире по проценту студентов, изучающих прикладные науки, математику и инженерные специальности — 27% (для сравнения: в США — 14%, в среднем по развитым странам — 5%). Все университеты являются государственными: около 70% их финансирования поступает из государственного бюджета (в 2002 г. — 1 млрд. 123 млн. евро), остальные средства выделяют различные государственные фонды, Академия наук, муниципалитеты и частный ceктор (всего 642 млн. евро) [2].

По итогам учебы в университете можно, в зависимости от сданных экзаменов, получить низшую степень — бакалавра (таких выпускников называют кандидатами) или высшую степень — магистра, а при продолжении образования защитить научную диссертацию на степень лицензиата и доктора наук. Для получения степени бакалавра требуется три года (минимум 120 учебных недель), магистра — пять лет (160 учебных недель). Докторская степень присуждается 1200 выпускникам в год (средний возраст этой категории за последнее время снизился до 32 лет) [2]. То есть в Финляндии классическая система образования западного образца, отдельные элементы которой, в частности реальная значимая многосторонняя финансовая поддержка, организационная структура требует внимательного изучения при планировании отечественной стратегии.

Значительные изменения в зарубежном образовательном комплексе происходят в сфере высшего профессионального образования, наиболее широкомасштабные изменения — на Европейском континенте. Так, после принятия в 1999 г. Болонской Декларации, подготовленной правительствами Великобритании, Германии, Италии и Франции, Европа вступила в эпоху глубоких преобразований национальных систем образования [1]. Задачи

Болонского процесса ориентированы на период до 2010 г. Основными положениями принятой Декларации являются:

— переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (условно — бакалавр/магистр);

— повышение статуса неуниверситетского сектора высшего образования (аналог среднего профессионального образования);

— тенденция к сокращению нормативного срока обучения;

— изменение в структуре и организации докторских программ;

— введение новых, преимущественно децентрализованных, механизмов и процедур обеспечения качества образования.

Болонский процесс придает дополнительный импульс к отмене сохранившихся в ряде стран двухуровневых структур научных степеней, например, в Австрии и Германии. Ранее такие изменения были приняты в странах Восточной Европы и Балтии. Общепринятая формула сопоставимых структур новых квалификаций высшего образования в Европе такова: бакалавр — не менее трех лет, магистр — не менее пяти лет.

Характеристика отечественной образовательной системы

Учебно-образовательный комплекс Российской Федерации представляет собой следующую модель: дошкольное образование, начальное, среднее (школы, гимназии, лицеи), среднее профессиональное, высшее. При этом окончание 9 класса каждого из указанных типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании. Среднее полное (общее) образование — по завершении обучения в 10 и 11 классах общеобразовательной школы, а также гимназии, лицея — дает право выпускникам на поступление в вуз. В техникум и колледж можно поступить, имея аттестат общего среднего образования.

Среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена для всех отраслей экономики, повышение образовательного и культурного уровня личности. Высшее профессиональное образование переживает этапы трансформации, начавшиеся в 1992 г. с принятием федерального Закона «Об образовании» [9], узаконившим такие новые понятия как бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. В нормативно-законодательном акте поясняется, что бакалаврами становится основная часть студентов вузов, поскольку этот уровень считается оптимальным для старта профессиональной деятельности, в магистратуру же поступают либо нацеленные на научную деятельность выпускники бакалавриата, либо лица после нескольких лет работы по окончании вуза, заинтересованные в личном карьерном росте по специальности.

В российском высшем профессиональном образовании бакалавриат является самым молодым уровнем и имеет пока ограниченное распространение. Но в течение текущего пятилетия в нашей стране должна быть введена двухуровневая система обучения в вузах — бакалавриат (3—4 года) и магистратура (2 года). В медицинских, инженерных, педагогических, творческих университетах сохранится непрерывный пятилетний специалитет. Ступень специалитета — самый популярный уровень в системе российского образования (5 лет обучения). Согласно Закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [8], в России функционируют следующие виды учреждений высшего профессионального образования (ВПО) — университет, академия, институт. Для послевузовского образования, согласно нормативно-правовой базе о высшем и послевузовском профессиональном образовании, специальных учреждений не существует, программы этого образовательного уровня реализyютcя через особые cтpуктуры (аспирантура, ординатура, докторантура) учреждений ВПО, а также научных учреждений, имеющих соответствующую лицензию. В настоящее время на территории России создано свыше 3000 диссертационных

советов. В них работают примерно 60 тысяч докторов (главным образом) и кандидатов наук. Непосредственно в высшей аттестационной комиссии (ВАК) Министерства образования и науки функционирует свыше сорока экспертных советов, из них 1,5 тысячи экспертов выполняют коллективную экспертизу уже защищенных диссертаций [8, 11].

Один из главных факторов снижения спроса на образовательные услуги в России — демографическое сжатие. При этом динамика количества разных типов учебных заведений как производителя образовательных услуг неоднозначна: до недавнего времени происходило увеличение числа высших учебных заведений на фоне абсолютного и относительного снижения числа образовательных учреждений дошкольного, общего, начального профессионального и среднего профессионального образования. Высшее образование пользуется спросом и остается приоритетным в отечественном социуме. Так, более 4/5 российских семей предпочитают, чтобы их дети получили высшее образование, к тому же более половины (57,4%) готовы профинансировать обучение. На этом фоне число ориентированных на среднее и начальное профессиональное образование ничтожно мало: если после 9-го класса собирается продолжить обучение в общеобразовательной школе почти 2/3 учащихся (62%), то получить образование в техникуме планирует только каждый десятый (11%), а в ПТУ — лишь каждый двадцатый (5%) [11].

В отечественной образовательной системе продолжается процесс вестернизации: происходит переход школ на 12-летнее обучение, вводится двухуровневая система высшего образования «бакалавратура-магистратура», формируется система Федеральных университетов путем объединения нескольких вузов в рамках субъектах Российской Федерации.

Характеристика учебно-образовательного комплекса Иркутской области

В Иркутской области представлены все типы образовательных (учебных) учреждений: 916 дошкольных общеобразовательных, 1342 дневных общеобразовательных, 41 вечернее (сменное) общеобразовательное. В области действуют 12 государственных высших учебных заведений и 14 филиалов, 2 негосударственных вуза и 10 филиалов других вузов. География образовательных учреждений в целом определяется демографическим потенциалом. Фокусом учебно-образовательного комплекса (УОК) в соответствии с занимаемым социально-экономическим рангом на территории Прибайкалья выступает г.Иркутск. Иркутская область по числу студентов входит в тройку лидеров в Сибирском федеральном округе (СФО) — 4 993 студента на 100 тыс. населения, уступая лишь Томской и Новосибирской областям (7 380 и 6 430 студентов на 100 тыс. населения соответственно) [5, 14].

Однако структура специальностей, по которым проводят подготовку вузы области, не совсем соответствует формирующимся потребностям современного рынка труда. Так, по-прежнему наибольшее число студентов вузов обучаются по группам специальностей «экономика и управление» — 28,4%, «гуманитарные науки» — 20,2%, «образование и педагогика» — 8,1%. Среди технических специальностей наибольший удельный вес имеют «транспортные средства» — 7,4%, «строительство и архитектура» — 5,1%, «энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» — 4,9%. Доля же других, в том числе технических, специальностей не превышает 1—2%, а удельный вес специальности «приборостроение и оптотехника» — менее 0,1%. Во всероссийском рейтинге вузы Иркутской области заметно уступают свои позиции, особенно это заметно у вузов естественнонаучного и технического профиля [4]. Для наиболее полного обеспечения потребностей экономики региона в специалистах необходимо формировать программно обоснованный муниципальный заказ, который будет определяться как долгосрочными планами развития региона, так и по представлению муниципальных администраций всех уровней.

В целом в Иркутской области сохранилась сеть учебных заведений начального профессионального образования. При этом средняя численность учащихся в иркутских ПТУ (около 500 чел.) выше в 1,5 раза, чем в г. Красноярске (около 300 чел.) и в 2 раза, чем

в г. Улан-Удэ (около 250 чел.) [14]. Однако за последние годы происходит уменьшение как количества средних специальных учебных заведений (ссуз), которые по общепринятой технологии включают учебные заведения начального профессионального образования (НПО) — бывшие профтехучилища и сельские профтехучилища, а также среднего профессионального образования (СПО) — бывшие техникумы, так и численности обучающихся в них (52 учреждения и 39830 человек — 2007 г., 57 и 41030 — в 2005 г.) [8]. Показатели вклада ссузов в образовательном комплексе Иркутской области очень незначительны как по количеству учебных заведений, так и по численности обучающихся в них, составляя, соответственно, 1,85% и 1,86%. Заметим, что цифры соразмерны удельному весу Иркутской области в общей численности населения страны (1,77%).

Практически во всех региональных учебных заведениях материально-техническое и демонстрационно-наглядное оснащение морально и физически устарело, требует замены. Причиной тому стали два фактора: отсутствие должного финансирования и ликвидация социального института базовых предприятий. Так называемые подшефные предприятия выполняли функцию отраслевых спонсоров, оказывая существенную помощь в развитии и совершенствовании учебно-материальной базы. Учебные заведения самостоятельно решают проблемы, привлекая свои, внебюджетные средства и средства немногочисленных добровольных спонсоров, которых недостаточно для создания учебно-материальной базы, отвечающей требованиям подготовки конкурентоспособных специалистов в соответствии с Госстандартом начального профессионального образования.

В настоящее время в г.Иркутске работают 26 учебных заведений среднего профессионального образования (каждый второй в области): колледжи, техникумы, училища. Ссузы ведут подготовку более чем по ста специальностям в сфере образования, здравоохранения, культуры и искусства, экономики и управления, геологии, разведки и разработки полезных ископаемых, энергетики, машиностроения и металлообработки, информатики и вычислительной техники, эксплуатации транспорта, строительства, сервиса, агросектора. Обучение ведется как на базе основного общего образования, так и на базе среднего (полного) общего образования 11 (классов) и начального профессионального образования. В ссузах используются все формы обучения: очная, очно-заочная, экстернат, а также новая форма с использованием дистанционных технологий (Иркутский заочный технологический техникум). Однако отсутствует интеграция в области среднего профессионального образования среднего и высшего образования. Средние специальные учебные заведения не присоединены к профильным вузам, что не позволяет повысить качество образования.

Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях составляла около 290 тыс. человек (2007/08 учебный год), причем в дневных общеобразовательных учреждениях обучается преобладающая часть — 97,1% (в вечерних сменных общеобразовательных учреждениях — 2,9%). Помимо государственных общеобразовательных учреждений существуют и негосударственные, которые пополнили образовательный рынок области с 2000 г. Всего в негосударственных общеобразовательных учреждениях обучается — 1139 человек или 0,4% от контингента обучающихся (всего 8 школ, в том числе 1 — начального; 4 — основного и 3 — среднего (полного) общего образования) (2007—2008 уч. год).

В области высшего профессионального образования в г. Иркутске сложилась уникальная ситуация: процент выпускников школ текущего выпуска с 1999 по 2003 гг. вырос с 66 до 82% (среднероссийский показатель 30%), что свидетельствует о значительной мощности вузовского потенциала и качестве подготовки абитуриентов [13]. Система высшего образования г.Иркутска представляет собой совокупность образовательных учреждений различной ведомственной подчиненности и различных форм хозяйственной деятельности. Высшая школа г. Иркутска структурно представлена 16 образовательными учреждениями (ОУ), в том числе 12 государственными вузами и филиалами вузов. В государственных вузах на 01.01.2007 г. обучалось 110 000 студентов, что более чем в 1,5 раза превышает показатель

2000 г. (на 01.01.2000 г. — 63247 студентов). Значительное развитие получило негосударственное высшее образование. Контингент студентов в этих вузах достиг 6 тыс. человек или 5,5% общей численности контингента. Для развития конкурентной среды на рынке образовательных услуг эти вузы необходимо поддерживать, но при условии более жесткого контроля за их лицензированием, аттестацией и аккредитацией. Следует отметить, что по количеству учебных заведений трех уровней (НПО, СПО и ВПО) Иркутская область занимает 18-е место среди субъектов РФ [13, 14].

В Иркутской области сформировалась развитая система подготовки послевузовского обучения (аспирантуры и диссертационных советов). На территории функционирует 33 квалификационных диссертационных совета, преобладающая их часть сосредоточена в Иркутске (на базе высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, научно-производственных объединений и других организаций).

Конкурентоспособность образовательных услуг

Экспорт образовательных услуг — одна из значительных статей дохода большинства развитых стран. В настоящее время конкуренция стран-экспортеров образования выходит на новый уровень, появляются новые рыночные агенты — государства-экспортеры образовательных услуг, и в ближайшее десятилетие вполне вероятен, по мнению специалистов, «образовательный» передел мира. Общее количество студентов в мире ежегодно возрастает и, по прогнозу ЮНЕСКО, численность иностранных студентов к 2010 г. составит 5—7 млн., при этом 2/3 из них составят выходцы из Азии. Лидерство по поставке студентов будет за Индией и Китаем, борьба развитых в образовательном отношении государств развернется именно за эти регионы [1, 7].

Во многих странах наблюдается усиление переориентации образования на задачи транснационального образования (т.е. ориентация и на обучение иностранных студентов). США и Великобритания лидируют в экспорте образовательных услуг на протяжении многих лет (табл. 1), их доля к началу XXI в. составила, соответственно, 33% и 14,4%, в то время как доля России (5,9%), сопоставима с долей Испании (6,2%) [7].

Таблица 1

Численность иностранных студентов в ряде ведущих стран мира в период с 1960 по 2001 гг., тыс. человек [12]

Страны 1960/61 1970/71 1980/81 1990/91 1995/96 2000/2001

США 53,1 144,7 325,6 419,6 453,8 547,8

Англия 12,4 24,6 56,0 80,2 198,8 232,8

Германия 27,1 27,8 61,8 107,1 166,0 200,0

Франция 27,1 34,9 114,2 136,9 138,2 160,0

Австралия 5,0 7,1 17,7 34,4 102,3 150,0

Канада 7,3 22,3 32,3 37,2 70,0 130,0

Испания 3,4 10,8 11,0 12,6 21,4 100,0

СССР/Россия 13,5 26,2 88,3 126,5 73,1 95,9

Следует отметить, что в мировом сообществе на межправительственном уровне достаточно популярна идея, активно поддерживаемая Всемирным банком и ВТО, о том, что коммерциализация, рыночные механизмы и конкуренция в сфере высшего образования обязательно приведут к повышению качества образовательных услуг и эффективности функционирования всех национальных систем. Однако такое вероятно, если внутренний рынок образовательных услуг надежно защищен от недобросовестной конкуренции. На самом деле большинство стран — членов ВТО практикуют различные протекционистские меры, направленные на защиту отечественных вузов, справедливо полагая, что если высшее

образование подчинить жестким правилам-предписаниям ВТО, то идея служения высшей школы благу общества отойдет на второй план под натиском корпоратизации образовательного бизнеса. Пока менее 50 стран из 144 членов ВТО подписали соглашение о полном открытии своих образовательных рынков, причем только половина из них либерализует сферу высшего образования, другие занимают выжидательную позицию [3, 4]. Но в целом глобализацию сферы высшего образования остановить нельзя, можно только смягчить или замедлить этот процесс.

По мнению специалистов, интернационализация высшего образования окажет влияние на все без исключения национальные системы высшего образования, как и другие международные услуги, вопрос в том, насколько болезненным и разрушительным будет этот процесс для государственной высшей школы конкретных стран, смогут ли они конкурировать с уже сформировавшимися международными образовательными корпорациями. Эффективным средством для предотвращения негативного влияния глобализации считают политику международной кооперации высшей школы, повышение доступности высшего образования и приоритетного финансирования государственной высшей школы, что актуально и для нашей страны [1].

Конкурентоспособность отечественного учебно-образовательного комплекса

Определение основных задач и направлений развития системы образования обусловлено современными правовыми, социально-экономическими, демократическими преобразованиями в России и их особенностями в Иркутской области. В условиях становления рыночной экономики в России конкурентные отношения все сильнее влияют на жизнедеятельность вузов. Характер конкуренции на рынке образовательных услуг, сравнительные позиции высших учебных заведений оказывают решающее влияние на политику и результаты деятельности каждого образовательного учреждения. Вместе с тем межвузовская конкуренция — не абсолютно новое для высшей школы явление. Она существовала в СССР в различных формах: «категорийность» вузов, рейтинги, обеспечивающие разный уровень поддержки государством, разные «схемы борьбы» за контингент студентов. Однако существовала и строгая система разграничения сфер влияния отдельных вузов: финансовое положение каждого было устойчивым, а его место в исторически сложившейся межвузовской иерархии не менялось десятилетиями. Как результат — не было острой необходимости задействовать конкурентные механизмы.

В настоящее время в России межвузовская конкуренция ужесточается из-за «демографического провала»: в ближайшие годы абитуриентов станет значительно меньше. С одной стороны, это явление — залог потенциального повышения качества образовательных услуг для населения, с другой — оно предъявляет повышенные требования к самим вузам как к своеобразным образовательным корпорациям по организации собственной стратегии не столько выживания, сколько эффективной стабилизации в рамках конкурентного рынка образовательных услуг.

С начала 1990-х гг. российское образование объективно интегрируется в систему мирового образования, что приводит к определенным структурным и институциональным инновациям. Однако прежняя «закрытость» образовательной сферы в советском обществе — один из факторов неконвертируемости дипломов (но не знаний выпускников). Российское образование отстает от мировых стандартов информатизации и дистанционного обучения. К тому же преобразования в российском образовании осуществляются по сценарию «догоняющей модернизации», воспроизводства норм, образцов западной системы образования, что усугубляет разногласия сторонников отечественных традиций и инноваций в образовании. Глобализация разрушила стереотипы «интеллектуального превосходства» российского образования: требование быть готовым к новым профессиональным нормам, к угрозе потери работы или перемене профессии противоречит избранному социальному

статусу, социальному опыту, жизненным убеждениям; вызывает осознание «отсталости» отечественной системы образования [6, 11]. В России отсутствует стратегически обоснованная и законодательно согласованная государственная политика в сфере международной миграции специалистов и студентов. Составные ее элементы на первом этапе, по мнению специалистов: современная рекламная кампания средних специальных и высших учебных заведений (при этом предоставление скидки на оплату обучения студентам и аспирантам из стран СНГ и Балтии в российских учебных заведениях), создание материально-технической базы европейских стандартов, обеспечение безопасности пребывания иностранных студентов в России. Учебная миграция важна для России по нескольким причинам: во-первых, экономический эффект — система высшего образования получает денежные средства, во-вторых, политический — обучающиеся в вузах иностранцы становятся элитой в своих странах, что дает возможность устанавливать, прежде всего, с развивающимися государствами прочные взаимовыгодные политические и экономические связи, закрепляет геополитическое и экономическое положение России в различных регионах мира. В-третьих, учебная миграция несет демографический эффект — иностранные студенты могут пополнить население регионов России. Часть иностранных студентов, получивших российское образование, владеющих русским языком, понимающих русскую культуру, адаптированных к российскому рынку труда может рассматриваться в качестве потенциала пополнения будущих граждан [10].

Россия могла бы более активно привлекать потенциальных мигрантов (студентов и аспирантов в первую очередь) из стран СНГ и развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки (опыт деятельности некоторых университетов в странах СНГ — филиалы в новом зарубежье МГУ им. М.В.Ломоносова, Российского государственного социального университета, Российского нового университета и других вузов). Так, в рамках комплексной целевой программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003— 2005 гг. выделялись стипендии мэра Москвы студентам из различных стран СНГ, обучающимся в вузах столицы, где обучение ведется на русском языке. Кроме того, Россия участвует в совместных с другими странами проектах. Например, на международной выставке в Москве «Образование без границ» (2008 г.) был представлен проект Мегауниверситета; в 2005 г. был создан престижный клуб — Глобальная сеть Мегауниверситетов (GMU-Net), которая объединяет 17 крупнейших вузов планеты, каждый «весом» не менее 100 тысяч студентов (от России в нее единственным участником и членом-учредителем вошла Современная гуманитарная академия — СГА). В настоящее время это самый крупный вуз Европы (около 180 тысяч студентов) [15].

Конкурентоспособность учебно-образовательного комплекса Иркутской области

По количеству учебных заведений трех уровней (НПО, ССПО и ВПО), как мы уже указывали, Иркутская область занимает 18-е место среди субъектов РФ [11]. Численность граждан иностранных государств, обучающихся по международным соглашениям в Иркутской области, имеет положительную динамику: если в 2006/07 учебном году обучалось 611 человек, то 2007/08 учебном году — 692 человека. С полным возмещением затрат на обучение на основе договоров (по контрактам), заключенным учебным заведением, обучается до 80%. Ведущим учебным заведением в области, в котором получают образование иностранные студенты, является Иркутский государственный лингвистический университет (ИГЛУ), имеющий давние обширные связи и международные соглашения со многими странами и университетами мира. В последние годы иностранные студенты обучаются по международным соглашениям и на условиях общего приема, в первую очередь это иностранные студенты из стран СНГ и Балтии (рис. 1).

2003/2004 гг. 2004/2005 гг. 2005/2006 гг. 2006/2007 гг.______________________2007 г

ЕЭАзербайджан ВАрмения И Беларусь ЕЭ Эстония □ Грузия

НКазахстан □ Кыргызстан ЭЛатвия ШМслдсва □ Таджикистан

Рис. 1. Иностранные граждане из стран СНГ и Балтии, обучающиеся в Иркутской области

Так, в 2006/07 учебном году, согласно статистическому наблюдению, общее число иностранных граждан из стран СНГ и Балтии, обучающихся по указанным правилам в Иркутской области на очной форме обучения, составляло 50 человек, а в 2007/08 учебном году — 67 человек.

Иркутская область могла бы более активно черпать миграционный потенциал из числа молодежи (потенциальных студентов и аспирантов) в пограничных с ней государствах — Монголии и Китае, странах юго-восточной Азии, организовав филиалы Иркутского государственного университета, Иркутского государственного технического университета (на первом этапе в городах-побратимах г.Иркутска). Вероятно, можно скорректировать формирующуюся институциональную инфраструктуру регионального уровня, поскольку многосторонние дипломатические связи в последнее десятилетие постоянно укрепляются. Вполне возможна на первом этапе, в рамках комплексной целевой программы, поддержка соотечественников за рубежом на 2011—2021 гг., приуроченная к 350-летию Иркутска. Параллельно можно выделить сибирские стипендии и лучшим студентам из стран ЮгоВосточной Азии, обучающимся в наших вузах.

Иркутский вузовский центр располагает развитой сетью аспирантуры и диссертационных советов (рис. 2).

Послевузовское образование в Иркутской области также может рассматриваться в качестве конкурентоспособного элемента территориального учебно-образовательного комплекса, будучи значимым сектором послевузовской образовательной системы Сибири и Дальнего Востока. Пример только одного диссертационного совета при ИГ СО РАН (1986—2007 гг.) демонстрирует широкую географию соискателей ученых степеней: 33 субъекта РФ, среди которых доминируют представители регионов Восточной Сибири (около 40%) и Дальнего Востока (35%), на третьей позиции Центральная Россия и Урал (около 10%). Следует отметить, что все базовые советы Иркутской области прошли последний этап переаттестации Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ (2008 г.).

ИГУ

Рис. 2. Структура диссертационных советов Иркутской области

БГУ — Братский государственный университет БГУЭП — Байкальский государственный университет экономики и права ИГУ — Иркутский государственный университет ИрГТУ — Иркутский государственный технический университет Другие вузы: Иркутский государственный университет путей сообщения,

Иркутский государственный медицинский университет, Иркутский государственный университет усовершенствования врачей, Иркутский государственный лингвистический университет

Заключение

Глобализация высшего образования оказывает растущее влияние на все национальные системы образовательных услуг, экспорт которых является важной статьей доходов большинства развитых стран. В настоящее время конкуренция стран-экспортеров образования выходит на новый уровень и в ближайшее десятилетие прогнозируется образовательный передел мира.

В условиях становления рыночной экономики в России конкурентные отношения все сильнее влияют на жизнедеятельность учебно-образовательного комплекса, в первую очередь вузов. Характер конкуренции на рынке образовательных услуг, сравнительные позиции самих высших учебных заведений оказывают решающее влияние на политику и результаты деятельности каждого образовательного учреждения и региональной системы учебно-образовательного комплекса.

Современная проблема сферы среднего профессионального образования исследуемого региона, как, впрочем, и многих других — отсутствие интеграции со средним и высшим секторами образовательного комплекса. Так, средние специальные учебные заведения не присоединены к профильным вузам, что не позволяет повысить качество образования. Конкурентоспособность Иркутской области в интернационализации образовательных услуг на уровне высшего профессионального образовании остается невысокой. Привлечение же в вузы иностранных студентов обеспечивает важнейший фактор — мощный созданный вузовский потенциал. Пока лишь незначительная часть иностранных студентов пользуется образовательными услугами по международным соглашениям и на условиях общего приема. Конкурентоспособность Иркутской области в послевузовском образовании остается относительно высокой на уровне Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бирюков А.И. Интернационализация российского высшего образования // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 10. С. 76—83.

2. Вахштайн В.С. Система образования Финляндии // Вестник РАН. 2008. Т. 78. № 4. С. 360—364.

3. Дмитриев Н.М. Образовательные услуги — высокодоходная отрасль экономики // Вестник РАН. 2003. Т. 73. № 2. С. 104—109.

4. Журавлева И. А. Региональные образовательные системы. Иркутск, 2007.

5. Иркутск в цифрах 2006: Стат. сб. Иркутск, 2007.

6. Лазарев Г.И. Конкурентные отношения и качество услуг в образовательной сфере // Вестник ДВО РАН. 2002. № 2. С. 97—102.

7. Майбуров И.Н. Глобализация сферы высшего образования // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 2. С. 10—17.

8. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г. иКЬ: http://base.garant.ru/popular/135916.htm

9. Об образовании: Федеральный закон № 3266-1-ФЗ от 10 июля 1992 г. иЯЬ: www.consultant.ru/popular/

е^

10. Письменная Е.Е. Миграция иностранных студентов в Россию // Народонаселение. 2008. № 1. С. 77—84.

11. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М., 2006.

12. Сайт ВАК России. иКЬ: http://vak.ed.gov.ru

13. Сайт Министерства образования Иркутской области. иКЬ: http://38edu.ru

14. Социальное положение и уровень жизни населения Сибирского федерального округа (2002—2006 гг.): Стат. сб. Новосибирск, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Тарасов В. А. Орбита для студента и профессора // Знание — сила. 2008. № 4. С. 63—69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.