Научная статья на тему 'Применение технологии опережающего обучения в современной школе'

Применение технологии опережающего обучения в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1598
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / КОММЕНТИРУЕМОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОКОЛЕНИЕ Z / ADVANCED EDUCATION / SCHOOLING / EDUCATIONAL METHODS / ADVANCED LEARNING TECHNOLOGIES / COMMENTED MANAGEMENT / GENERATION Z

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашова Е. В.

Актуальность статьи обусловлена тем, что выявление наиболее рациональных и перспективных технологий обучения одна из основных задач системы образования в настоящее время. Замечено, что для поколения Z, родившихся с 2003 года, в числе прочих черт характерными являются сниженная фокусировка внимания при одном информационном потоке, стремление получать несколько потоков информации одновременно, желание получать информацию в интерактивном формате. Цель статьи показать, как основные элементы так называемого опережающего обучения помогают проводить процесс обучения с учетом черт, характерных для современного поколения школьников. В статье раскрываются особенности технологии перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении. Обсуждается возможность решения некоторых проблем, возникающих в начальной школе посредством технологии опережающего обучения, а также отмечается актуальность образовательной технологии опережающего обучения в современном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE BASIC ELEMENTS OF FORWARD-LOOKING TRAINING IN MODERN SCHOOLS

The relevance of the article is due to the fact that the identification of the most rational and promising technologies for education is one of the main tasks of the education system at present. It is noted that for generation Z born since 2003, among other features are reduced focus of attention in one information stream, desire to receive several streams of information simultaneously, desire to receive information in an interactive format. The purpose of the article is to show that the main elements of so-called advanced training help to carry out the process of training taking into account the features characteristic of generation Z. The article discloses the peculiarities of technology of forward-looking training using reference schemes in commented management. The possibility of solving some problems arising in primary school through the use of advanced learning technology is discussed, as well as the relevance of educational methods of advanced learning technology in modern society.

Текст научной работы на тему «Применение технологии опережающего обучения в современной школе»

Общее образование

УДК 371:373

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО

ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Е.В. Кондрашова

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что выявление наиболее рациональных и перспективных технологий обучения - одна из основных задач системы образования в настоящее время. Замечено, что для поколения Z, родившихся с 2003 года, в числе прочих черт характерными являются сниженная фокусировка внимания при одном информационном потоке, стремление получать несколько потоков информации одновременно, желание получать информацию в интерактивном формате. Цель статьи -показать, как основные элементы так называемого опережающего обучения помогают проводить процесс обучения с учетом черт, характерных для современного поколения школьников. В статье раскрываются особенности технологии перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении. Обсуждается возможность решения некоторых проблем, возникающих в начальной школе посредством технологии опережающего обучения, а также отмечается актуальность образовательной технологии опережающего обучения в современном образовании.

Ключевые слова: опережающее обучение, школьное образование, образовательные методы, перспективные технологии обучения, комментируемое управление, поколение Z.

APPLICATION OF THE BASIC ELEMENTS

OF FORWARD-LOOKING TRAINING IN MODERN SCHOOLS

E. Kondrashova

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that the identification of the most rational and promising technologies for education is one of the main tasks of the education system at present. It is noted that for generation Z born since 2003, among other features are reduced focus of attention in one information stream, desire to receive several streams of information simultaneously, desire to receive information in an interactive format. The purpose of the article is to show that the main elements of so-called advanced training help to carry out the process of training taking into account the features characteristic of generation Z. The article discloses the peculiarities of technology of forward-looking training using reference schemes in commented management. The possibility of solving some problems arising in primary school through the use of advanced learning technology is discussed, as well as the relevance of educational methods of advanced learning technology in modern society.

Keywords: advanced education, schooling, educational methods, advanced learning technologies, commented Management, generation Z.

В последнее время система образования претерпевает ряд изменений. Эти изменения касаются как учреждений высшего образования, так и начальной, средней школ.

Нарастающий ход перемен требует реализации изменений в достаточно быстром темпе, так как некоторые эксперты считают, что время «Индустрии 4.0» уже наступило [13].

Время инноваций, в котором мы живем, направлено на изменение мира, центром которого является человек. Таким образом, человеческий потенциал и человеческие факторы, необходимые для реализации того, что ещё недавно казалось недостижимым и фантастичным, выходят на первый план. Для выявления, преобразования и использования внутренних ресурсов человека в этот период стремительных изменений одним из

важных этапов развития является «образование на опережение», которое может быть достигнуто за счёт построения правильной организации учебного процесса. «Образование на опережение» предполагает, что обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно опережать его, вести за собой. Оно ориентировано на развитие обучаемого, подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Подразумевается, что подобные технологии, предполагающие более раннее и успешное усвоение материала, могут вводиться уже в дошкольных образовательных учреждениях. Однако этот этап соответствует этапу предподготовки к поступлению в школу. Как показывают проведенные ранее исследования

[14]: если ребёнок получил качественное образование в раннем возрасте, то это является залогом успешного обучения в будущем.

В контексте настоящих изменений можно как пытаться найти новые пути решения задач повышения качества образования, так и обратиться к уже существующим и апробированным ранее технологиям, как например, технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении. Данная технология была разработана Лысенковой С.Н., начавшей свою педагогическую деятельность в 40-хх годах XX века. Период работы в школе автора технологии опережающего обучения пришёлся на время пятилеток СССР, период идеологии выполнения планов досрочно. В связи с этим объясняется возникновение данной образовательной теории в стремлении экономии времени и даже приобретения дополнительного «выигрышного» времени в процессе обучения младших школьников, что позволяло не только завершить программу успешно и досрочно, но и обратиться к более глубокому теоретическому материалу, не входящему в обязательный стандарт образовательной программы. Данная технология актуальна особенно сейчас, когда одной из ценностей является время и экономия ресурсов: «... нужно выигрывать время...» [1].

Предпосылки опережающего обучения были представлены в работах Л.С. Выготского [3], К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина и др. [6]. Лысенкова С.Н. в своих работах объяснила необходимость опережения при обучении школьников начальной школы и предложила свою методику обучения [7;8].

В основе технологии перспективно-опережающего обучения лежит идея о том, что дети любят учиться, но не просто учиться, а учиться хорошо. Многие психологи отмечают, что диапазон возраста, приходящийся на пребывание ребёнка в начальной школе, является оптимальным для развития способностей, исследования мира с использованием анализа, контроля своих действий. В этот период ребенок учится и осваивает всё с полной самоотдачей, и это время было бы самым идеальным для развития ребенка, если бы не школа. Несмотря на наличие учреждения, предоставляющего возможность учиться, и ребёнка (7-10 лет) с огромным желанием учиться, часто возникает ситуация «все было бы хорошо, если бы не школа». Именно в школе ребенок встречает наставника, который должен понимать, что

ребёнку не просто нужна учёба, а «учёба как особая, отдельная деятельность» [9].

Не изменяя традиционной классно-урочной формы, Лысенковой С.Н. удалось изменить содержание и внутреннюю форму урока: чтобы избегать сложностей в изучении будущих тем программы, нужно вводить элементы новых тем в учебный процесс, опережая программу. Структура урока изменяется и вместо двухсоставной, включающей в себя изучаемый и пройденный материал, становится трехсоставной с включением изучаемого, пройденного и будущего материала. Автор технологии смогла создать предпосылки для более лёгкого перехода от выпускников детского сада, основной деятельностью которых является игра, в первоклассников, которые способны трудиться на занятиях, чувствуя ответственность за работу на уроке.

Замечено, что для поколения Ъ (родившихся с 2003 года) в числе прочих черт характерными являются сниженная фокусировка внимания при одном информационном потоке - стремление получать несколько потоков информации одновременно, желание получать информацию в интерактивном формате [12]. Очевидно, что процесс обучения должен происходить с учетом этих черт, характерных для учащихся этого поколения. Несомненно, именно использование цифровых технологий помогает избежать проблем при получении и обработке информации со стороны учащихся, относящихся к данным поколениям. Преодолеть сниженную

фокусировку внимания благодаря получению нескольких информационных потоков и переключения внимания с одной деятельности на другую, а также получению информации в интерактивном режиме, способствуют метод применения опорных схем, комментируемого управления, перспективная подготовка.

Обозначим основные моменты

рассматриваемой теории. В классе предлагается использование опорных схем. С одной стороны, первоклассники - дети, которые привыкли мыслить образами и переход от картинок-карточек решений вспомогательных конструкций для решения математических задач или понимания правил к схематичной интерпретации является для детей этого возраста удобным и оправданным. Схема не просто представлена перед глазами учащихся, она возникает сначала в процессе решения на глазах учеников, основанная на логичном построении, а затем уже используется в дальнейшем для выполнения заданий. В классе, использующим данную технологию обучения, мы никогда не увидим

ученика, беспомощно стоящего у доски и пытающегося вспомнить правило, которое следует применить, а напротив ученик может использовать опорную схему для решения задачи. Этот принцип технологии можно считать рациональным, так как обучение направлено не на зазубривание правил, а на способность логического мышления, применения ранее использованного подхода к новым условиям. Таким образом, у детей формируется желание мыслить, не боясь ошибок, а не зубрить. Использование подобных схем прослеживается и в технологии Шаталова В.Ф., где для обучения вводятся опорные схемы-конспекты [6].

Важной частью урочной работы является комментируемое управление, подразумевающее объединение комментирования действий «думаю, говорю, записываю». Ученик не просто выполняет задание, а проговаривает мысли и действия при выполнении. Таким образом, происходит включение каждого учащегося в активную деятельность. В технологии снимается страх ответа у доски и стандартное «отвечай» заменяется на форму «веди» - отвечающему предлагается вести за собой весь класс, он проговаривает вслух все свои действия и мысли во время ответа. В процессе «ведения» дети учатся мыслить самостоятельно, они чувствуют ответственность перед классом. Здесь решаются и задачи управления всем классом, и воспитание организованности в ребёнке. Деятельностью класса руководит и учитель, и ученики. Благодаря этому методу в классе задаётся единый темп работы, так как ведущим становится уже не учитель, а ученик. Использование комментируемого управления способствует непрерывному мыслительному процессу, «включает» деятельность учащегося, близкую к целенаправленной учебной деятельности, концепция которой представлена в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова [6].

В совокупности использование опорных схем и комментированное управление обеспечивают активную работу всего класса. За счёт этого ученики быстрее продвигаются в учебе, и на каждом уроке появляется свободный интервал времени, который можно использовать дополнительно для изучения будущих тем программы.

Основным моментом технологии

перспективно-опережающего обучения является перспективная подготовка. Данная подготовка означает начало прохождения трудной темы, которая ожидается в дальнейшем, в настоящий момент времени на уроке. Изучение трудной

темы предлагается на каждом уроке, но небольшими частями, в среднем от пяти до семи минут. При этом на уроке сначала происходит вовлечение сильных учеников в новый материал, затем средних и после - слабых учеников. Дети словно учат друг друга, и сглаживается разделение между отстающими и сильными учениками. Дифференциация знаний в этом смысле приводит к их доступности для каждого ученика впоследствии.

Благодаря введению перспективной подготовки удаётся избежать ошибок при изучении сложных тем, так как подготовка осуществляется постепенно, пропадает необходимость дополнительных занятий, которые обычно возникают из-за нехватки времени на изучение нового материала. Автор технологии считала, что время после школы должно быть предоставлено исключительно детям для полноценного и всестороннего их развития, а не затрачено на дополнительные занятия, связанные с нехваткой времени на изучение труднодоступного материала.

Если дошкольное образование можно рассматривать как уровень предподготовки или нулевой уровень, то начальная школа является тем самым первым уровнем прохождения игры под названием «получение образования», которая ведёт ребенка от статуса «учащийся» к статусу «обучающийся», а впоследствии и «специалист». Поэтому следует обратить внимание именно на проблемы образования начальной школы, которые возникают в настоящее время, как например, разный уровень подготовки учеников, разные темперамент и состояние здоровья, проблема учебной несамостоятельности, большая нагрузка, неумение жить в социуме. Замечено, что отклонения в состоянии здоровья ребенка зависят от объема и интенсивности учебной нагрузки, таким образом, сверхнагрузка и дополнительные занятия для «отстающих», помимо изучения основного материала, могут оказывать негативное влияние на формирование детей. По данным Министерства образования и науки, опубликованных в средствах массовой информации, лишь 10% детей с радостью идут в школу, остальные так или иначе не удовлетворены школьным обучением [2].

Проблемы образования начальной школы, перечисленные выше, в том числе страх ответа перед всем классом, страх ошибки, большой объём домашних заданий, заучивание правил снимаются с использованием технологии перспективно-опережающего обучения благодаря включению каждого ученика в активную деятельность, замене формы «отвечай» у

доски - на форму «веди», созданию комфортной обстановки в классе, в которой снимается страх ошибки. Дифференциация знаний с применением неявной дифференциации учеников позволяет вовлечь всех в учебный процесс и сгладить разделение «сильный-слабый», вместо зазубривания правил - схемы-опоры, вырабатывающие логическое мышление и снимающие страх «неответа», отсутствие домашних заданий в первом классе - помогает не только хорошей адаптации детей к школе, но и формирует потенциал для дальнейшего успешного обучения.

Помимо обеспечения достойного уровня образования, позволяющего продолжить обучение, к одним из основных задач начальной школы можно отнести: воспитание в детях умения мыслить самостоятельно, умение учиться, способность к самоорганизации. Эти качества, как было отмечено выше, приобретаются детьми в процессе обучения с использованием технологии перспективно-опережающего

обучения.

С одной стороны, технология не предполагает изменения внешней формы занятий и не подвергают изменению классно-урочную систему, не требует разделения на группы, предоставляет возможность работать со всеми детьми сразу, несмотря на разный уровень подготовки, что несомненно, является удобным для привычной организации учебного процесса. С другой стороны, сложности технологии связаны с подробной умелой проработкой «плана» занятий и видения педагога на перспективу, необходимостью постоянно прослеживать связь между настоящими и будущими темами, связь между годами обучений, что требует высокого квалификационного и организаторского уровня. Для реализации опережающего образования на всех уровнях обучения необходимо разработать образовательные стандарты с единым методологическим подходом [10].

В настоящее время происходит формирование новой системы образования, в которой качество образования должно достигнуть более высокого уровня. Стремление к его повышению обусловлено многочисленными изменениями, происходящими в мире, что предполагает изменение оценки качества образования [10]. На входе в системе «школа» мы видим недавнего воспитанника детского сада, на выходе же хотим получить индивида, подготовленного не просто к дальнейшему обучению или получению квалификации, но готовому к выходу в жизнь со всеми необходимыми компетенциями.

Как показало проведение международных сравнительных испытаний PIRLS, PISA, TIMSS необходимо по-новому выстраивать

образовательный процесс, учитывая

общемировые тенденции. Необходимо модернизировать и систему. Введение требований к развитию оценочной самостоятельности школьника, основанной на умении самостоятельно и адекватно оценивать свои действия, к системе оценивания, помогающей вырабатывать навык самооценки -являются обязательными [10]. Технология перспективно-опережающего обучения помогает развить как качества критического мышления, так и самооценку. Появление дополнительного времени, возникающего при умелом использовании технологии, можно использовать как для более глубокого изучения материала, так и для проработки широкого круга метапредметных компетенций.

Возраст ребёнка, поступающего в начальную школу, период, в который особенно ощущается потребность в любви наставника-родителя, безоценочная и безусловная, эта любовь является одним из мотиваторов легкого естественного развития. В это же время в жизни ребенка появляется наставник-учитель, который оценивает деятельность ребенка. Переход из атмосферы дома в атмосферу школы в технологии автора сглаживается, так как в данной образовательной технологии одним из первостепенных факторов, влияющих на успешность обучения, считается комфортная обстановка в классе, «создание условий, обеспечивающих ребенку переживание успеха в своей учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию... т.е. осознание смысла и результата своих усилий» [7;8]. В такой класс родитель может отдать своего ребенка на обучение, не опасаясь за его психоэмоциональное состояние и отношение к процессу обучения в школе.

Одним из способов решения задач, возникающих в современной системе образования, может стать использование технологий опережающего обучения, которые в последнее время становятся более востребованными [4;5;11].

Подводя итог, следует заметить, что современные тенденции развития требуют введения практико-ориентированной модели обучения, которая приходит на смену академически-ориентированной модели.

Потребности общества ставят проблему поиска инновационных решений в системе образования, где результатом являются не только

формирование интеллектуального развития субъекта, но и формирование личности с умением структурировать, способностью к

самостоятельному мышлению, к личности, которая несет ответственность за свою деятельность, может ставить и решать не только типичные, но и творческие задачи. Основой предлагаемой технологии перспективно-опережающего обучения, переосмысленной в новых условиях, является четкая алгоритмизация, видение на длительный период времени вперёд, связь между годами обучений, структурирование материала и обращение к реальным, а не

стандартизированным, возможностям учеников. «Опережение - это не бездумная гонка за счет спрессовывания детского времени ценой отставания слабых, а результат хорошо продуманного, высокоорганизованного процесса обучения» [7;8]. Для достижения этого результата можно использовать как новые технологии обучения, проводя исследования о целесообразности их использования, так и уже апробированные методики, элементы которых отвечают современным проблемам образования, как например, рассмотренная выше технология перспективно-опережающего обучения.

Литература:

1. Газета «Первое сентября» [Электронный ресурс] / Педагогика С. Лысенковой. - 2000. - № 55. -Режим доступа: http://ps.1september.ш/artide.php?ГО=200005503/

2. Болотов В.А., Вальдман И.А. Российская система оценки качества образования: главные уроки / В.А. Болотов, И.А. Вальдман, Г.А. Ковалёва, М.А. Пинская // Журнал «Качество образования в Евразии». - 2013. - № 1. - С. 84-131.

3. Выготский Л.С. Избранные труды / Л.С. Выготский. - М.: Сфера, 2012. - 320 с.

4. Гапонюк П.Н. Возможности реализации стратегии опережения в практике образования / П.Н. Гапонюк // Журнал «Инновационные проекты и программы в образовании». - 2012. - №1. - С. 20-24.

5. Гапонюк П.Н. Развитие современного образования как модели опережающего типа / П.Н. Гапонюк // Журнал «Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 4. - С. 3-7.

6. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии: учебное пособие» / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.

7. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться / С.Н. Лысенкова. - М.: Педагогика, 1988. - 472 с.

8. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя / С.Н. Лысенкова. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

9. Петрановская Л.В. Большая книга про вас и вашего ребёнка / Л.В. Петрановская. - Москва: Издательство АСТ, 2018. - 432 с.

10. Котова С.А. Проблемы качества современного начального образования [Электронный ресурс] / С.А. Котова. - Режим доступа: http://akvobr.ru/problemy_kachestva_sovrsmennogo_nach alnogo_obrazovania.html

11. Макетина Т.В. Проектирование технологий опережающего обучения / Т.В. Макетина // Журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена». -2009. - С. 164-171.

12. Калимулина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций / О.В. Калимулина, И.В. Троценко // Open education. - 2018. -Т. 22. - № 3. - С. 61-73.

13. Botha T. How are companies around the world really embracing digital? [Electronic resource] / Tielman Botha, Pieter Theron // World Economic Forum. - 2016. -12, May. - URL: https://www.weforumorg/agenda/2016/ 05/industry-4-0

14. Heckman J., Lochner L., Smith J., Taber C. The Effects of Government Policy on Human Capital Investment and Wage Inequality // Chicago Policy Rev. 1997. Vol. 1. No. 2. P. 1-40.

Сведения об авторе:

Кондрашова Елизавета Владимировна (г. Москва, Россия), кандидат физико-математических наук, доцент, Национальный Исследовательский Московский Государственный Строительный Университет, e-mail: elizavetakondr@gmail.com

Data about the author:

E. Kondrashova (Moscow, Russia), Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Moscow State (National Research) University of Civil Engineering, e-mail: elizavetakondr@gmail.com

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.