Научная статья на тему 'Основные функции педагогической деятельности педагога-продюсера'

Основные функции педагогической деятельности педагога-продюсера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ПРОДЮСЕР / TEACHER-PRODUCER / МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / MUSICAL LEADER / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATION SKILLS / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахметов А.Т.

Подготовка педагога-продюсера к профессиональной деятельности в стенах высшего педагогического заведения должна осуществляться как проецирование будущей музыкально-педагогической деятельности. От того, каким будет современный педагог-продюсер, как он станет осуществлять дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом передовой теорией и практикой педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, интеллектуальности, воспитанности, духовности, коммуникабельности и общечеловеческой культуры молодого поколения. Музыкально-педагогическую деятельность педагога-продюсера можно охарактеризовать как имеющую свою структуру, определяемую спецификой музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории продюсерской компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FUNCTIONS OF THE TEACHER’S PEDAGOGICAL ACTIVITY

The training of a teacher-producer for professional activity in the higher pedagogical institutions should be implemented as the projection of future musical-pedagogical activity. The level of education, intellectuality, upbringing and spirituality, sociability, and the universal culture of a young person depends largely on the way the modern educator-producer works, how he will carry out further activities, whether he will be able to take into account the requirements set by his society for advanced theory and practice of pedagogical education, generation. The musical and pedagogical activity of the teacher-producer can be characterized as having its own structure, determined by the specific character of the musical education, but subordinated to the general laws of the theory of producer competence.

Текст научной работы на тему «Основные функции педагогической деятельности педагога-продюсера»

его собственного индивидуального стиля работы. Педагог достигает высшего уровня мастерства, решительно и кардинально меняя педагогическую действительность. Его кредо - формировать творческую направленность личности. Это позволяет гарантировать полное раскрытие творческих способностей каждого студента.

Современное высшее педагогическое образование находится на этапе перехода к более гибкой системе педагогического образования, которая предполагает уровневость, реализацию индивидуальных профессиональных траекторий развития будущих педагогов. Проблема личностно-профессионального становления будущего педагога продюсера как компетентного специалиста, способного к саморазвитию является современной и широко представлена в работах отечественных педагогов.

Современные условия жизни диктуют высокие требования к подготовке специалистов в любой сфере профессиональной деятельности, что вызвано необходимостью повысить конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда [5]. В этой связи, одним из приоритетных направлений модернизации системы высшего профессионального педагогического образования счи-

Библиографический список

тается переход к компетентностно-ориентированному образованию, который в первую очередь определяет требования к педагогическим кадровым ресурсам в соответствии с потребностями и запросами сегодняшнего дня. Это, в свою очередь, обусловливает поиск новых принципов организации образовательного процесса в вузе, в основе которых лежит интеграция профессионально-предметной, технологической и методической составляющих содержания педагогического образования. Переход от модели подготовки адаптивного поведения, формирующей умения человека «вписаться» в окружающую действительность, к модели профессионального развития, где акцент переносится на становление умений видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно решать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, обусловлен сменой образовательной парадигмы с принципа адаптивности на принцип компетентности. Это предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие преподавание, содержание, оценивание, образовательные технологии, т. е. системную перестройку всего процесса вузовской подготовки для получения необходимого результата образования в виде компетенций будущего специалиста.

1. Буева Л.П. Человек: деятельность, общение. Москва, 1978.

2. Леонтьев А.А. Психология общения. Москва: Смысл, 1999.

3. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ. Москва: Мысль, 1983.

4. Липпман У. Общественное мнение. Москва: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

5. Килошенко М. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. Санкт-Петербург: СПГУТ, 2001.

References

1. Bueva L.P. Chelovek: deyatel'nost', obschenie. Moskva, 1978.

2. Leont'ev A.A. Psihologiya obscheniya. Moskva: Smysl, 1999.

3. Markaryan 'E.S. Teoriya kul'tury i sovremennaya nauka. Logiko-metodologicheskij analiz. Moskva: Mysl', 1983.

4. Lippman U. Obschestvennoe mnenie. Moskva: Institut Fonda «Obschestvennoe mnenie», 2004.

5. Kiloshenko M. Psihologiya mody: teoreticheskijiprikladnojaspekty. Sankt-Peterburg: SPGUT, 2001.

Статья поступила в редакцию 02.02.18

УДК 378

Rakhmetov A.T., Kazakh National Academy of Arts n.a. T. Zhurgenov (Astana, Kazakhstan),

Е-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru

THE MAIN FUNCTIONS OF THE TEACHER'S PEDAGOGICAL ACTIVITY. The training of a teacher-producer for professional activity in the higher pedagogical institutions should be implemented as the projection of future musical-pedagogical activity. The level of education, intellectuality, upbringing and spirituality, sociability, and the universal culture of a young person depends largely on the way the modern educator-producer works, how he will carry out further activities, whether he will be able to take into account the requirements set by his society for advanced theory and practice of pedagogical education, generation. The musical and pedagogical activity of the teacher-producer can be characterized as having its own structure, determined by the specific character of the musical education, but subordinated to the general laws of the theory of producer competence.

Key words: teacher-producer, musical leader, professional competence, communication skills, communication.

А.Т. Рахметов, Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова, г. Астана, Казахстан,

Е-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПРОДЮСЕРА

Подготовка педагога-продюсера к профессиональной деятельности в стенах высшего педагогического заведения должна осуществляться как проецирование будущей музыкально-педагогической деятельности. От того, каким будет современный педагог-продюсер, как он станет осуществлять дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом передовой теорией и практикой педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, интеллектуальности, воспитанности, духовности, коммуникабельности и общечеловеческой культуры молодого поколения. Музыкально-педагогическую деятельность педагога-продюсера можно охарактеризовать как имеющую свою структуру, определяемую спецификой музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории продюсерской компетентности.

Ключевые слова: педагог-продюсер, музыкальный руководитель, профессиональная компетентность, коммуникабельность, коммуникация.

Подготовка педагога-продюсера к профессиональной деятельности в стенах высшего педагогического заведения должна осуществляться как проецирование будущей музыкально-педагогической деятельности. Социально-культурный опыт в применении к музыкально-педагогическому образованию означает профессиональную компетентность и методическую оснащённость. Будущему педагогу-продюсеру необходимо усвоить определённую сумму философских, эстетических, социальных, психоло-

го-педагогических знаний и уметь их применять в своей работе. Сущность педагогической деятельности позволяет выделить ряд определённых профессиональных предписаний функций, выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.

В педагогической литературе рассматриваются следующие функции педагогической деятельности [1]. Функция развивающая является ведущей в деятельности педагога. Она сама объединя-

ет ряд функций: гностическую (познавательную), включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег, познавать, осваивать средства воспитательного воздействия и т. д.; исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т. д.; информационную, включающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т. д.; побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т. д.

Профессионально-педагогическая культура предстаёт как проекция общей культуры, упорядоченная система общечеловеческих идей, профессионально-целостных ориентаций и качеств личности, воспитательных отношений, универсальных способов познания и гуманистической технологий педагогической деятельности [2].

Гуманистический тип профессионально-педагогической культуры включает в себя личностно-ориентированный аспект, который трактуется как проявление личностных качеств личности, профессиональной деятельности и общения педагога. В качестве показателей личностно-ориентированной профессионально-педагогической культуры выступают:

- гуманистическая направленность личности учителя и его способность быть воспитателем.

- психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление способность решать возникающие проблемы с позиции ученика.

- образованность в сфере преподаваемого предмета, умение работать с содержанием и технологиями обучения, придавая им личностную ориентацию.

- умение обосновывать и реализовывать собственную творческую педагогическую деятельность как личностно-ориен-тированную систему (дидактическую, воспитательную, методическую).

- культура профессионального поведения и саморазвития, умения и готовность саморегулировать собственную деятельность и процессы педагогического взаимодействия.

Конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой) деятельности и т. д., организовывать выполнение режима в разных возрастных группах, организовывать развивающую среду и использовать её в качестве средства воспитания личности ребенка и т. п.

Диагностическая функция направлена на определение состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с использованием различных методов учебно-воспитательной работы и т. д.

Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе ДОУ и т. д.

Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым. Материнская функция проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития. Преобразовательная функция требует от педагога прояв-

ления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Обязательным условием оптимального построения учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении является реализация всех педагогических функций в совокупности.

Проблема структуры деятельности педагогов-продюсеров в настоящее время актуальна в связи с необходимостью дальнейшего развития подготовки специалистов в области музыкальной культуры, углубления связей процесса обучения, с требованиями, предъявляемыми практической деятельностью. Являясь «описательным аналогом» специалиста, структура включает в себя, с одной стороны, важнейшие характеристики его деятельности, с другой - раскрывает особенности личностно-профес-сионального комплекса качеств специалиста, обеспечивающих её успешное выполнение.

Отвечая этому основному требованию, структура или модель специалиста будет способствовать углублению связей обучения с практикой лишь при соответствии ряда других условий. К ним относятся полнота и системность модели, необходимый и достаточный уровни конкретизации параметров, фундаментальность теоретических основ и глубина анализа ее обоих аспектов, точность научного предвидения, обеспечивающая перспективность модели, а также её динамичность, возможность непрерывного обновления.

Одной из первоочередных задач в настоящее время является моделирование деятельности педагогов-продюсеров, так как дальнейшее развитие и обновление музыкальной культуры, прежде всего, зависит от качества подготовки музыкально-педагогических кадров. Модель педагогов-продюсеров выступает как часть комплексной модели музыкантов-профессионалов, это так называемый профиль специалиста.

Моделирование деятельности педагога-продюсера - комплексная научно-практическая проблема. Полная системная модель такого рода должна охватить различные стороны и характеристики деятельности, в том числе - социальные функции профессии, задачи, решаемые специалистом данного профиля, структурно-функциональный состав его деятельности, виды работ и должности, на которых специалист может быть использован, его комплексные обязанности, формы работы, материально-технические условия деятельности. Одну из основных подсистем модели должен образовать анализ структурно-функционального состава деятельности педагога-музыканта.

Структурируя деятельность педагогов-продюсеров, необходимо отобрать такие компоненты, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют определённую целостность, отражающую специфику данной деятельности. Существенно, чтобы комплекс компонентов деятельности обеспечивал ее оптимальный результат, а также давал возможность выходов в другие подсистемы модели данной деятельности (например, чтобы на основе структуры деятельности педагогов-продюсеров можно было определить и смоделировать технологии и формы его работы, способности педагогов- продюсеров, необходимые ему знания, умения, навыки и т. п.).

Таким образом, выявление специфики вышеуказанной деятельности должно стать одним из существенных принципов подхода к её структурированию. Специфика деятельности обусловлена, с одной стороны, особенностями функционирования специалиста в сфере музыкальной культуры, в искусстве, а с другой - спецификой педагогической деятельности.

При моделировании деятельности педагогов продюсеров, соотнесенном с требованиями и условиями работы в каждом из звеньев системы музыкального образования в детской музыкальной школе, средней специальной музыкальной школе, училище, вузе, она должна быть соответственно изменена и конкретизирована.

Музыкальная педагогика, педагогика в искусстве отличается как особым универсализмом своих связей с действительностью, так и особой сложностью взаимоотношений компонентов внутренней структуры. Возникающий здесь синкретизм художественно-творческого и «человекотворческого» (формирование личности) начал принимает достаточно сложные формы [3]. Кроме того, индивидуальный характер общения предопределяет в сочетании с большим духовно-интеллектуальным напряжением и высоким, как правило, эмоциональным тонусом работы, необходимость глубоких личностных контактов педагога и ребенка. Вышеизложенное даёт обобщенное представление о специфике деятельности педагогов-продюсеров. Данная специфика отражается в структурно-функциональном составе его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.