УДК 378. 015. 3:075
Rakhmetov A.T., Kazakh National Academy of Arts n.a. T. Zhurgenov (Almaty, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
PSYCHO-PEDAGOGICAL POSITION OF THE PRODUCER OF A TEACHER-PRODUCER IN UNIVERSITIES. The author considers actual modern training of the teacher-producer aimed at mastering the basic theoretical knowledge in the field of education, art, cultural studies, management, economics, law. At the same time, there are no disciplines designed to educate communicative culture and develop practical skills of conflict-free interaction and management of production and creative teams. The article deals with the problems of the producer's activity, which is investigated from the standpoint of social Sciences, studying various facets of creative activity, varieties of communication channels and communication institutions. The system of communication knowledge can combine the following sciences: philosophy, psychology, pedagogy, psychoanalysis, applied culturology.
Key words: teacher-producer, psychology, professional training, communication, intellectual potential, music, culture, paradigm.
А.Т. Рахметов, Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова, г. Алматы, Казахстан,
E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ПРОДЮСЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПРОДЮСЕРА В ВУЗАХ
Автор в статье рассматривает актуальную современную подготовку педагога-продюсера, направленную на освоение основных теоретических знаний в области образования, искусствоведения, культурологии, менеджмента, экономики, юриспруденции; при этом дисциплины, призванные воспитывать коммуникативную культуру и развивать практические навыки бесконфликтного взаимодействия и управления производственно-творческими коллективами, отсутствуют. В статье затронута проблематика деятельности продюсера, которая исследуется с позиций обществоведческих наук, изучающих различные грани творческой деятельности, разновидности коммуникационных каналов и коммуникационных институтов. В систему коммуникационного знания можно объединить следующие науки: философию, психологию, педагогику, психоанализ, прикладную культурологию.
Ключевые слова: педагог-продюсер, психология, профессиональная подготовка, коммуникация, интеллектуальный потенциал, музыка, культура, парадигма.
Введение. Крупные социальные изменения, произошедшие на рубеже ХХ-ХХ1 веков в жизни Казахстана, оказали влияние на развитие культуры и искусства нашей страны, что создало благоприятные условия для становления особых форм творческой психолого-педагогической деятельности продюсера. В современных условиях реформирования образования в высшей школе профессиональная подготовка специалистов в творческих вузах становится все более актуальной. Перед современной системой профессионального образования стоит важная задача развития личности будущего специалиста, предполагающая раскрытие его творческого потенциала и субъектных свойств. Эта задача неизбежно меняет ключевые педагогические позиции в осуществлении воспитательного процесса в высшей школе. Получают развитие такие его основания, как вариативность, демократизация отношений субъектов воспитания, ценностно-смысловая направленность, диалогичность, сотворчество субъектов воспитательного процесса. На сегодняшний день педагог продюсер должен обладать различными навыками, умениями и компетенциями. Получают развитие такие его основания как вариативность, демократизация отношений субъектов воспитания, ценностно-смысловая направленность, диалогичность, сотворчество субъектов воспитательного процесса.
Постановка проблемы. Поскольку продюсирование в современной социокультурной ситуации имеет самое широкое применение в практической деятельности учреждений культуры и искусства, возникает и возрастает потребность студентов творческих вузов в изучении сферы продюсирования. К ним по праву относится продюсирование - организация и профессиональное руководство конкретными художественными проектами. Эта форма органично входит в менеджмент - открытую сложную, специфическую социокультурную систему по обеспечению культурных запросов населения. Имея прямые выходы в художественную практику, открыто и взаимообразно руководствуясь запросами социума, продюсерство включает в себя творческий компонент, что непосредственно касается духовной сферы социума. Вместе с тем, именно продюсерство может выступать в качестве средства, способного улучшать художественные вкусы публики, повышать ее эстетический потенциал, развивать культурный уровень, реализуя тем самым интеллектуально-эстетическую функцию искусства. Сложные процессы перехода к рыночной экономике обуславливают возрастание роли основы работы педагога-продюсера. Теоретические основы работы педагога-продюсера зависят от процессов производства и потребления культурного продукта. Повышение роли воздействия коммуникаций на все стороны жизни человека, наращивание
интеллектуального потенциала общества становится основным условием его развития и обеспечения конкурентоспособности в сфере бизнеса, образования, науки, экономики, производства, предпринимательства и других областей. Профессиональная деятельность менеджера, продюсера, режиссера, педагога и представителей других социально-значимых профессий не может осуществляться без коммуникаций. Их профессиональная успешность будет зависеть от уровня сформированности интеллектуальной культуры. Огромную роль в решении задач развития компетенции будущих специалистов играет система образования и целенаправленность высшей школы на разработку и внедрение программ воспитания и развития компетенций.
Методологическая база исследования. Подготовка педагога-продюсера строится на освоении основных теоретических знаний в области образования, искусствоведения, культурологии, менеджмента, экономики, юриспруденции, а дисциплины, призванные воспитывать коммуникативную культуру и развивать практические навыки бесконфликтного взаимодействия и управления производственно-творческими коллективами отсутствуют. Система высшего образования и педагогическая наука в настоящее время ориентируются на профессионально-творческое формирование личности специалиста. Готовность продюсера к профессиональной деятельности заключается в креативности познания мира, открытии законов творчества, новизне художественной интерпретации, создании концепции эстрадно-концертного представления, уникальности художественно-образного строя постановки.
Формы и способы переработки информации при воспроизведении учебного текста с позиции семантико-когни-тивного подхода. Подготовка будущих специалистов продюсеров-постановщиков эстрадно-концертных программ выдвигает требования, вмещающие в себя необходимость овладения такими знаниями и умениями, которые позволяют научиться преодолевать возникающие на их пути профессиональные проблемы, трудности, обнаруживать и разрешать противоречия, адаптируясь быстро к беспрерывно изменяющейся профессиональной реальности.
Проблематика деятельности продюсера исследуется в предметах обществоведческих наук, изучающих различные грани творческой деятельности, разновидности коммуникационных каналов и коммуникационных институтов. В систему коммуникационного знания можно объединить следующие науки: философию, психологию, педагогику, психоанализ, прикладную культурологию. Из состава обществоведческих наук к коммуникативной системе можно отнести: лингвистику, литературоведение, искус-
ствознание, журналистику. Отчетливо выражена и в психологии, что является результатом бурного развития прикладной коммуникационной деятельности, востребованной политикой и бизнесом во второй половине двадцатого века. Рекламное дело, паблик рилейшнз, деловое общение, имиджмейкерство, сегодня нуждаются в психологическом, а также педагогическом обосновании. В исследованиях многих философов, культурологов, педагогов и психологов исследование формирования коммуникативных умений и способностей нашли свое отражение (Л.П. Буева [1, с. 120 - 122], в которых общение выделяется как вид человеческой деятельности). Рассматривая культуру, как элемент духовной культуры, такие исследователи, как М.С. Каган [2], Э.С. Мар-карян [3], трактуют культуру, как специфический человеческий способ деятельности.
Получение определенных знаний и формирование определенного продюсерского мастерства у студентов учебных заведений - будущих педагогов продюсеров - это насущное требование современной социально-экономической ситуации. Продюсер-ское мастерство руководителя определяется, в первую очередь, его способностью к стратегическому и системному мышлению, определенными личностными качествами и организаторскими способностями. Эти способности и качества не всегда врожденные, чаще всего они - результат целенаправленного психолого-педагогического учебно-воспитательного процесса. В основе продюсерского профессионализма лежит комплекс способностей личности, подкрепленный знаниями, умениями и навыками, сформированными в процессе обучения. Деятельность педагогов-продюсеров в настоящее время актуальна в связи с необходимостью дальнейшего совершенствования подготовки специалистов в области музыкальной культуры, углубления связей процесса обучения с жизнью, с требованиями, предъявляемыми практической деятельностью. Профессиональные компетенции продюсера по видам деятельности можно определить следующим образом:
- проектная деятельность: способность подготовить и осуществить социально-коммуникативную акцию (спектакль, концерт, шоу программу, театрализованное представление и т. д.), предварительно обосновав его идею, тему, замысел, определив цели и задачи мероприятия, изыскав средства для их решения;
- внутриличностная составляющая деятельности: способность к личностной самореализации и развитию индивидуального творческого потенциала, овладение приемами самовыражения, саморазвития, сознание готовности к профессиональному росту.
Поскольку становление деятельности будущих педагогоа предполагает оба пути воздействия, на наш взгляд, возможно использование обоих терминов. Исследования, проведённые по вопросам формирования мотивов учебной деятельности, рассматривают её в двух аспектах: содержательном, с точки зрения структуры мотивационной сферы и её составляющих, и динамическом, с точки зрения происходящих в ней изменений.
В работах психологов подчеркивается, что мотивы учебной деятельности в своей совокупности образуют иерархическую систему с определенными уровнями доминирования. Особое место в этой системе занимает познавательный интерес.
Во все времена основной смысл компетентности ученые видели в слиянии широкого общего образования с профессиональными умениями и навыками, в единстве теоретической и практической подготовки, в сформированности личностных качеств. В центре режиссёрского и продюсерского мастерства педагоги всегда стараются совместить широкую практическую, профессионально-творческую деятельность студентов с активной воспитательной работой. Особенность педагогического творчества заключается в том, что педагог всегда творит на живом «человеческом материале», воплощение его замыслов связано с общением с людьми. Это выдвигает на первый план этический аспект педагогического творчества, тесно связанный с мотивационным. В.Д. Шадриков совершенно справедливо отмечает, что именно в педагогической деятельности наиболее отчетливо видна связь мотивации, этики и способов действия [4, с. 185].
Учебный текст как основная единица смысло-речево-го порождения. Учебный текст является основным источником информации для продюсерского бизнеса. Направление профессиональной компетентности продюсера определяется двумя отличительными признаками: во-первых, это раскрутка социально-культурного прагматического бизнеса из социальной активности; во-вторых, продюсер, постоянно продвигая профессиональную компетентность в соответствии всесторонним раз-
витием общества, интегрирует с другими социальными институтами. Продюсерский бизнес начался в Голливуде в 1910 годах, как отклик на творческий комплекс решающий финансовые вопросы по организации и представлению кинофильмов в прокат. В довоенный период американский кинопродюсер имел больше привилегий, чем режиссер. В классическом Голливуде Ирвинг Ги-альберг заслужил необычно высокий статус, после смерти был удостоен звания «Лучший кинопродюсер».
Определить психологические особенности группы через метод когнитивного диссонанса, вхождение в доверие, транзакци-онный анализ, нейролингвистическое программное обеспечения принимая их навыки на перцепционном уровне. Руководствуясь основными концепциями У Липпмана, считаем, что имидж должен формироваться через интериоризацию, т. е. через изучение внутреннего интеллектуального потенциала, эстетических и этических вкусов личности. Через созданние такого образа облик человека должен отличаться яркостью «солнечного света», неиссякаемой энергией, креативным ходом, высокой харизмой, особой привлекательностью, т.е. он должен обладать особыми, качественными чертами, при виде которых люди бы простанав-ливаясь, уступали бы дорогу [5, с. 17].
Таким образом, следует иметь в виду, что общая психолого-педагогическая позиция продюсерской деятельности напрямую связана с деятельностью составления нейролингви-стической программы. Neuro - с английского языка означает психотерапия, практическая психология. Это все еще не признано в академическом смысле. Сейчас продюсер - это понятие использует через тренинги, в зависимости от характера своей работы. Однако рано говорить о том, что научная основа этой концепции полностью учитывается в деятельности. Чтобы реализовать это направление продуктивным образом, необходимо-создать проблемный алгоритм исследования.
В интерактивной технологии функционируют основные три парадигмы. Первая из них - эмпирическая, вторая - алгоритмическая, третья - стохастическая. Понятие «парадигма» означает новое философское суждение в обучающей технологии. Эмпирическая парадигма - преподаватель - опора на многолетний собранный опыт профессора. Алгоритмическая парадигма -создание теории вероятности, т. е. это измерение внутреннего интеллектуального потенциала студента и группирование вероятных ответов по уровням. Конечно, там, где есть понятие технологии продвижения деятельности на уровне взаимонаправленности. В нашем случае «поддержка», «алгоритмизация», «группировка» является уникальным инструментом взаимодействия студентов с преподавательско-профессорским составом.
Семантико-когнитивная структура текста. Текст - это единица речи. Педагог-продюсер создает имидж исполнителя, делает его образ не забываемым. Нужно классифицировать социальные, воспитательные, психологические, демографические факторы участников концерта. Они включают: готовность слушателей; менталитет слушателей в маленьких и больших городах; динамика роста уровня культурных знаний учреждений.
Лингвистическая, которая включает ссовершенствование качества обучения и воспитания в системе образования и напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. В то же время мы ожидаем, что будущие продюсеры будут иметь приоритетное направление своих исполнителей, чтобы увлечь аудиторию. Что приводит начинающего педагога к мастерству? Педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит: умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как развивается речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к поступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мимикой); и в то же время владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, уметь сдерживать себя. Для всех этих умений необходимы знания педагогики, психологии личности и психологии общения [6, с. 353].
Вывод. Таким образом, одним из способов решения текущей проблемы является определение внутренних и внешних особенностей управления и менеджмента педагога-продюсера. Помимо безграничной области познания музыки, закономерностей исполнительского искусства, педагоги-продюсеры сталкиваются со столь же неисчерпаемыми личностно-познавательными задачами. Однако «суммирующее» решение в данном случае было бы недостаточным. Специфика познавательной деятельности педагогов-продюсеров не только в том, что она складывается
из музыкально-познавательной и личностно-познавательной, но в том, что эти виды, обладая, безусловно, самостоятельностью, в то же время характеризуются тенденцией к взаимовлиянию и
Библиографический список
взаимопроникновению. Процесс их взаимопроникновения осуществляется постепенно, с течением времени, с накоплением педагогического опыта.
1. Буева Л.П. Человек: деятельность, общение. Москва: 1978.
2. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). Москва: Политиздат, 1974.
3. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ. Москва: Мысль, 1983.
4. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. Москва: Наука, 1982.
5. Липпман У. Общественное мнение. Москва: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
6. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Москва: Просвещение, 1994.
References
1. Bueva L.P. Chelovek: deyatel'nost', obschenie. Moskva: 1978.
2. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost'(Opyt sistemnogo analiza). Moskva: Politizdat, 1974.
3. Markaryan 'E.S. Teoriya kul'tury isovremennaya nauka. Logiko-metodologicheskij analiz. Moskva: Mysl', 1983.
4. Shadrikov V.D. Problema sistemogeneza professional'noj deyatel'nosti. Moskva: Nauka, 1982.
5. Lippman U. Obschestvennoe mnenie. Moskva: Institut Fonda «Obschestvennoe mnenie», 2004.
6. Cypin G.M. Psihologiya muzykal'noj deyatel'nosti. Moskva: Prosveschenie, 1994.
Статья поступила в редакцию 04.04.18
УДК 378
Sapozhnikov A.S., Lieutenant-Colonel, St.-Petersburg Military Institute of National Guard troops (St. Petersburg, Russia),
E-mail: sapozhnikov.aleksandr.1979@ mail.ru
Sharuhin A.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, St.-Petersburg Military Institute of National Guard troops
(St. Petersburg, Russia), E-mail: sapozhnikov.aleksandr.1979@ mail.ru
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ENSURING THE HIGH QUALITY OF TRAINING CADETS OF THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD (THE EXAMPLE OF THE EDUCATIONAL DISCIPLINE "PEDAGOGY"). Fundamental semantic and structural changes in the life of units and military educational institutions of higher education of the national guard of the Russian Federation, the complexity of the tasks assigned to Regardie, requiring greater attention to the quality of training of future officers, determines the need to analyze the pedagogical conditions to ensure the high quality of training of cadets of military educational institutions of higher education of the national guard troops. By such conditions, the specificity and significance of which is disclosed in the article, the authors include: strict regulation of cadets; relations between the teacher and the student; the nature of the professional activities of graduates of military higher education of the national guard troops; training, organized in accordance with the requirements of normative documents in the field of education.
Key words: pedagogical conditions, quality of teaching evaluation, GEF VO, qualification requirements.
А.С. Сапожников, адъюнкт, подполковник, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: sapozhnikov.aleksandr.1979@ mail.ru
А.П. Шарухин, д-р пед. наук, проф., Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: sapozhnikov.aleksandr.1979@ mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»)
Коренные смысловые и структурные изменения в жизнедеятельности частей и военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии РФ, усложнение возложенных на Росгвардию задач, требующих усиления внимания к качеству подготовки будущих офицеров, детерминирует необходимость анализа педагогических условий обеспечения высокого качества обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии. К таким условиям, специфика и значение которых раскрыто в статье, авторы относят: жесткую регламентацию жизнедеятельности курсантов; отношения между педагогом и курсантом; характер профессиональной деятельности выпускника военного вуза войск национальной гвардии; профессиональную подготовку, организуемую в соответствии с требованиями нормативных документов в сфере образования.
Ключевые слова: педагогические условия, качество обучения, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, квалификационные требования.
Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена коренными смысловыми и структурными изменениями в жизнедеятельности частей и военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии РФ, усложнением возложенных на Росгвардию задач, требующих усиления внимания к качеству подготовки будущих офицеров. Изменение и усложнение задач привело к росту противоречий между:
- потребностями войсковой практики в обеспечении высокого качества обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии и наличием серьезных недостатков при решении данного вопроса, ведущих к снижению результативности образовательного процесса;
- значительной востребованностью научных изысканий, посвященных изучению проблемы оценки и повышения качества обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии и недостаточным вниманием педагогической науки к данным проблемам.
Следует отметить, что исследованию проблемы проектирования эффективных педагогических условий, способствующих повышению качества обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования, посвящено достаточно большое количество научных работ.
В частности, Ю.А. Панасенко, Н.В. Дробышевский рассматривают педагогические условия повышения качества обучения курсантов военного учебного заведения [1]. О.В. Богатырева,