Педагогика
УДК 37.04
кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Базарнова Надежда Дмитриевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Королева Ольга Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород)
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ (ДЕВИАНТНОГО) ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА В ШКОЛАХ С ДЕПРИВИРОВАННЫМ ОКРУЖЕНИЕМ
Аннотация. В данной статье представлены основные формы отклоняющегося (девиантного) поведения подростков. Рассматривается их профилактика в школах с депривированным окружением. Выявлено, что для настоящего времени характерны трансформации современного общества. В связи с этим, обострение социальных и политических конфликтов, кризисов, изменение социальной структуры, а также характер взаимодействий внутри общества актуализируют проблему проявления и изучения отклоняющегося поведения подростков в социуме. В статье анализируются основные причины отклоняющегося (девиантного) поведения подростков. Даются практические рекомендации по профилактике отклоняющегося (девиантного) поведения в школах с депривированным окружением. Авторы будут использовать оба термина - «отклоняющееся» и «девиантное» поведение - в качестве взаимозаменяемых.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, девиантное поведение, девиация, подростки, профилактика девиантного поведения.
Annotation. This article discusses the main forms of deviant (deviant) behavior of adolescents. Their prevention in schools with a deprived environment is considered. It is revealed that the present time is characterized by the transformation of modern society. In this regard, the aggravation of social and political conflicts, crises, changes in the social structure, as well as the nature of interactions within society, actualize the problem of manifestation and study of deviant behavior of adolescents in society. The article analyzes the main causes of deviant (deviant) behavior of adolescents. Practical recommendations are given for the prevention of deviant (deviant) behavior in schools with a deprived environment. The authors will use both terms "deviant" and "deviant" behavior interchangeably.
Key words: deviant behavior, deviant behavior, deviation, adolescents, prevention of deviant behavior.
Введение. Существуют различные дефиниции понятия «отклоняющееся поведение». Под данным термином понимают предосудительное или недопустимое поведение, противоречащее общественным нормам морали. Проявлениями такого поведения являются: курение в общественных местах, употребление алкогольных и наркотических средств, бродяжничество и т.д. Но чаще такое поведение принято называть девиантным.
В психолого-педагогической литературе девиантное поведение - это нарушение общественных норм в коллективе, социальной среде, нарушение ценностных установок, принятых в обществе. Зачастую данные понятия используются в качестве синонимов и взаимозаменяют друг друга.
Таким образом, в современном обществе существует большое количество форм отклоняющегося поведения, и причины, по которым данное поведение проявляется в обществе.
Изложение основного материала статьи. Изучению проблемы отклоняющегося поведения подростков посвящено значительное количество социологических и психолого-педагогических исследований. Так, например, Самыгин П.С. уточняет данное понятие с точки зрения социологического подхода. В данном контексте под девиацией понимается предосудительное и недопустимое поведение в обществе.
Губин Н.В. отмечает, что в социологических исследованиях доказано, что девиация - это не врожденное качество человека, а свойство личности, которое приобретается в процессе социализации, в процессе формирования одобряемых обществом социальных норм и ролевых установок.
В социуме происходит психологическая деформация личности подростков. Она ведёт к росту и усилению разных форм девиантного поведения. Это в настоящее время является актуальной проблемой современного общества. Правонарушения, алкоголизм, токсикомания, проституция, проявления суицидального поведения - это основные формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте.
Среди несовершеннолетних распространены также такие формы правонарушений как мелкие хулиганства, кражи в супермаркетах, порча автомобилей и городского имущества, граффити и т.д. Определяя причины этих действий подростков, стоит понимать, что это не столько внутренний позыв, сколько ответ на требования общества. Среди причин проявления девиантного поведения, можно выделить биологические факторы, включающие природные задатки и предрасположенности, тип темперамента и т.д. и социально обусловленные, к которым можно отнести семейные обстоятельства и ближайшее социальное окружение подростка.
Одна из основных причин отклоняющегося поведения подростков - это негативная школьная среда, школы с депривированным окружением. Для таких школ характерна «высокая доля детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных семей, с низким образовательным уровенем родителей, высокой долей детей с низкими образовательными результатами и малой долей детей с высокими образовательными результатами» [6].
К школам с высоким уровнем девиантности следует отнести те образовательные учреждения, где доля обучающихся, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, превышает 5%. Такие школы нуждаются в особой поддержке и дополнительных ресурсах, особенно кадровых и материально-технических. Недостаток образовательных ресурсов в таких школах является прямым следствием депривированного окружения и сложного контингента обучающихся. Под недостатком кадровых ресурсов для таких образовательных учреждений следует понимать дефицит социальных педагогов, дефектологов, психологов и других специалистов, способных изменить к лучшему ситуацию в школах, работающих в неблагоприятных социальных условиях. Анализ образовательного пространства «неблагополучных» школ позволил наметить шаги по решению проблемы высокого уровня девиантности обучающихся в таких школах.
Первый шаг - это обучение и воспитание подростков на основе единой системы основ нравственного воспитания, базирующейся на национально-региональных традициях.
Второй шаг - работа педагога над коррекцией авторитарного стиля общения и негативных установок взаимодействия учителя и учащихся.
Третий шаг - организация неформального общения и досуга со сверстниками и педагогами, основанного на доверительных отношениях в коллективе школы.
Четвертый шаг - создание воспитательной среды в школе, способствующей самореализации, творческому общению и развитию подростков, организация кружков, дополнительных занятий, творческих мастерских, проектных лабораторий и т.д.
Пятый шаг - создание системы психологической помощи детям, имеющим проблемы в процессе обучения. Психолого-педагогическая поддержка родителей и педагогов с целью предупреждения девиантного поведения школьников.
Шестой шаг - выявление и работа над коррекцией противоправных и агрессивных проявлений девиантного поведения у подростков, выявления проявления и коррекция поведения подростков, которые легко поддаются влиянию подростков с отклоняющимся поведением. Выявление детей, оказавшихся в роли «жертвы», школьников, объединяющихся в молодежные группировки асоциального характера и т.д. Для педагога важно организовать работу с обучающимися, которые не имеют сформированных нравственных ценностных установок» [15].
Существуют различные формы психолого-педагогической профилактической работы с подростками:
1. Организация благоприятного социального пространства в школе. В данной сфере педагог работает с факторами, то есть с окружающей средой, которая влияет на формирование поведения подростка. Объектом могут выступать семья, школа, учителя, друзья. Данная модель формирует у ребенка направленность, например, на здоровый образ жизни. В этой связи одной из современных профилактических форм профилактики девиантного поведения является вовлечение обучающихся, склонных к девиантному поведения в активную волонтерскую деятельность. В рамках этой деятельности подростки проводят профилактическую работу среди сверстников, они принимают активное участие в трансляции необходимых знаний посредством проведения волонтерских акций, направленных на помощь пожилым людям, детям. Школьники-волонтеры организуют совместную досуговую деятельность, которая носит социально-деятельностный характер. Деятельность волонтера позволяет подросткам проявить свои лидерские качества, поставить себя на место взрослого человека, способного к решения сложных проблем. Примерами волонтерский акций с целью профилактики девиантного поведения могут послужить такие как «Я выбираю спорт, потому что....», « Я помогаю ветеранам!», « Скажем вредным привычкам нет!» и другие.
2. Информирование. Сегодня информирование подростков активно перемещается в социальные сети. Участие школьников в различных социальных группах позволяет оперативно обсуждать и решать возникающие проблемы. Система школьного самоуправления должна быть инициатором создания таких групп подростков в социальных сетях. Безусловно, в таких группах необходимо присутствие психолога или социального педагога. Педагог в этом случае должен выполнять роль советчика и помощника в разрешении сложных жизненных ситуаций [10].
3. Проведение групповых тренингов, в ходе которых происходит обучение социально-важным навыкам. Здесь подросткам помогают контролировать и правильно выражать свои эмоции, а также продуктивно справляться со стрессом [13].
4. Устранение негативных последствий девиации. В данном случае очень важное значение имеет профилактика негативных последствий сформированного отклоняющегося поведения [1].
Методы воспитательной работы подбираются в соответствии с учетом возраста и индивидуальности каждого подростка. В этой связи большое значение имеет работа с родителями подростков. В этом случае чаще всего используется технология социальной профилактики, направленная на предупреждение конфликтов в детско-родительских отношениях, решение психолого-педагогических проблем. Среди мер профилактики и предупреждения рецидивов и негативных последствий можно назвать работу сплоченной группы специалистов с семьей, оказание семье психолого-педагогической, медицинской, юридической и социальной поддержки, постоянный контроль за неблагополучными семьями. Вовлечение семьи подростков, склонных к девиантному поведению в совместную досуговую творческую деятельность.
Выводы. Таким образом, в ходе профилактики отклоняющегося поведения подростков школах с депривированным окружением используют различные формы и методы работы, наиболее актуальными из них являются: организация благоприятной воспитательной социальной среды; проведение групповых тренингов; привитие к здоровому образу жизни и другие формы. В школах должны постоянно проводиться мониторинг и диагностика детей с девиантным поведением, проводиться коррекционно-воспитательная работа как составная часть учебно-воспитательного процесса, направленная на оптимизацию эмоционально-волевой сферы подростков, его отношений к себе, как личности, к окружающему миру, привычек поведения. Создание благоприятной воспитывающей среды, где взаимодействуют педагоги, школьники и их родители. Разработка стратегии педагогической поддержки и коррекции школьников, склонных к девиантному поведению, разработка методик укрепления нервно-психологического здоровья, управления собой, разрешения конфликтов и т.д. Все это будет способствовать преодолению трудностей в воспитании и развитии подростков, склонных к девиантному поведению в школах с депривированным окружением.
Литература:
1. Гербеев, Ю.В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа / Ю.В. Гербеев. - М.: НИИ школ, 2018. - 150 с.
2. Губина, Н.В. Социология: норма, девиация, контроль / Н.В. Губина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2016. - 170 с.
3. Дементий, Л.И. Социально-психологические и личностные факторы риска девиантного поведения / Л.И. Дементий, В.Е. Купченко, М.В. Криворучко. - Омск: Омский государственный университет им Ф.М. Достоевского, 2018. - 206 с.
4. Зиновьева, Л.В. Структура ролевых диспозиций подростков в пространстве социальной турбулентности. -Новосибирск: НГПУ, 2020. - 2020. - 129 с.
5. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб.: Питер., 2018. - 349 с.
6. Идентификация школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях// Информационно-аналитический отчет. http://www.orcoko.ru/wp-content/uploads/2017/06/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-1.pdf
7. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитации / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - Москва: РГГУ, 2017. - 286 с.
8. Кожевникова, Т.А. Актуальные вопросы клинической и специальной психологии: учебное пособие / Т.А. Кожевникова, В.В. Костарев. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2018. - 300 с.
9. Лемерт, Э. Первичное и вторичное отклонения // Контексты современности. - II. Казань, 2001. - С. 142.
10. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 1. - С. 2.
11. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. - М.: Городец, 2016. - 385 с.
12. Пушкарева, Е.Е. Актуальные формы и методы социализации детей-сирот в современном российском обществе / Е.Е. Пушкарева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 4021-4025.
13. Самыгин, П.С. Технологии социальной работы с лицами группы риска: профилактика девиантного поведения молодежи / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, Д.В. Кротов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 284 с.
14. Такмакова, М.В. Взаимосвязь девиантного поведения подростков и условий обучения в современной школе: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Такмакова Марина Валерьевна; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. - Москва, 2011. - 22 с.
15. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. - СПб.: Питер, 2010. - 304 с.
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Носкова Юлия Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
студент Прусакова Арина Дмитриевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ВОСПИТАНИЕ ДРУЖЕЛЮБИЯ КАК ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКА
Аннотация. В статье обосновывается значимость воспитания дружелюбия у детей в системе дошкольного образования как важной составляющей их нравственно-социального становления. Авторами рассматриваются ключевые характеристики понятия «дружелюбные отношения», определяются три уровня сформированности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, входящих в структуру дружелюбных отношений для старших дошкольников. Сделан вывод, что в совокупности они характеризуют особенности социального и личностного взаимодействия ребенка, его эмоциональных проявлений и предпочтений, сформированности коммуникативных умений и нравственно-волевой саморегуляции. Обозначаются некоторые проблемы и условия формирования дружелюбных отношений к сверстникам у дошкольников. Подчеркивается роль методической подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций и технологий взаимодействия с родителями в повышении их коммуникативной компетентности как одного из условий формирования дружелюбия у детей.
Ключевые слова: дошкольное образование, старший дошкольный возраст, дружелюбие, дружелюбные отношения, дружба.
Annotation. The article substantiates the importance of fostering friendliness in children in the system of preschool education as an important component of their moral and social development. The authors consider the key characteristics of the concept of "friendly relations", define three levels of formation of the cognitive, emotional and behavioral components that are part of the structure of friendly relations for older preschoolers. It is concluded that together they characterize the features of the social and personal interaction of the child, his emotional manifestations and preferences, the formation of communicative skills and moral-volitional self-regulation. Some problems and conditions for the formation of friendly relations with peers among preschoolers are indicated. The role of methodological training of teachers of preschool educational organizations and technologies of interaction with parents in increasing their communicative competence as one of the conditions for the formation of friendliness in children is emphasized.
Key words: preschool education, senior preschool age, friendliness, friendly relations, friendship.
Введение. Преобразования, вызванные общественно-экономическими условиями, повышают значимость социокультурных факторов в системе образования и профессиональной деятельности педагогов [7]. Дошкольному образованию, как первой ступени образовательной системы, принадлежит особая роль в эмоциональном, нравственном и социальном развитии личности ребенка. Процесс овладения детьми нравственными установками, способами доброжелательного общения и правильного взаимодействия с взрослыми и сверстниками во многом обусловлен характером имеющихся взаимоотношений. Поэтому решение задачи воспитания дружелюбия мы рассматриваем как важную составляющую их нравственно-социального становления. Наиболее благоприятным периодом для воспитания у детей дружелюбного отношения к сверстникам рассматривается старший дошкольный возраст. Как указывают Шинкарёва Н.А. и Цвентарных М.А. «именно в дошкольном возрасте в ребенка закладываются основы этических инстанций, формируются и закрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другим людям, а так же к природе, своей малой родине, стране, где проживает ребенок» [6, С. 311].
Целью данной статьи является теоретическое и методическое осмысление проблемы воспитания дружелюбных отношений между детьми в дошкольном образовании.
Изложение основного материала статьи. Дружелюбные межличностные отношения основаны на доброжелательности и выполнении важных правил дружбы (Л.Я. Гозман, И.С. Кон, Т.А. Репина, А.Д. Кошелева, В.Г. Нечаева, Н.А. Шинкарева и др.). Исследования показывают, что изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками имеет особое значение и актуальность, так как у дошкольников в процессе общения могут возникать проблемы взаимодействия. Для установления дружелюбных взаимоотношений между детьми не умение проявить инициативу, поддержать общение, показать свою симпатию снижает успешность взаимодействия.
Таким образом, необходимость решения задачи воспитания у детей дружелюбного отношения к сверстникам не вызывает сомнений, поскольку именно в этом возрасте происходит становление и усвоение основных этических принципов поведения, индивидуальных вариантов отношений к себе и к другому человеку.