Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ПРОФИЛАКТИКА / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Шарова Мария Дмитриевна

В статье представлен анализ работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра. Доказана необходимость использования специальных профилактических тематических программ по предотвращению подростковой дезадаптации. Представлены результаты исследований склонности подростков к употреблению психоактивных веществ, проведенных на базе социально-реабилитационного центра г. Нижнего Новгорода. Эффективность реализованной программы обоснована данными качественного и количественного анализа итогов профилактической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Шарова Мария Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES FOR THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF CHILDREN IN THE SOCIAL AND REHABILITATION CENTER

The article presents an analysis of the work of a social pedagogue on the prevention of deviant behavior of adolescents in the conditions of a social rehabilitation center. The necessity of using special preventive thematic programs to prevent adolescent maladaptation has been proven. The results of studies of the tendency of adolescents to use psychoactive substances, conducted on the basis of the social and rehabilitation center of Nizhny Novgorod, are presented. The effectiveness of the implemented program is justified by the data of qualitative and quantitative analysis of the results of preventive work. and quantitative analysis of the results of speech therapy work is proposed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ»

Помимо прочего, важно ориентироваться на эффективную организацию самостоятельной работы обучающихся, что также является способом обеспечения их более комплексной подготовки. В этом случае эффективно использовать кейс-метод, проектное обучение, игровые технологии, а также способы дистанционного или электронного обучения [4].

Как показывают множественные исследования авторов, при упоре на самостоятельную деятельность студентов, педагог может повысить эффективность их образовательного пути, что достигается включением планирования и методов самообразования, саморазвития в деятельности обучающихся. В целом, такой подход соответствует текущим требованиям современного профессионального обучения [1, 2].

Выводы. Таким образом, применение инновационных технологий профессионального обучения является одновременно сложным и перспективным направлением деятельности педагога. Такой подход позволяет активизировать студентов, произвести многосторонний обмен опытом, а также сформировать в более комплексном формате компетенции у обучающихся. Важно в таком случае проводить поиск оптимальных форм и методов осуществления технологий обучения для конкретной учебной группы, что позволит более комплексно и результативно влиять на образовательный процесс с позиции более активного включения студентов в образовательный процесс.

Произведенный теоретический анализ показал, что одними из перспективных и в тоже время эффективных становятся технологии проблемного и контекстного обучения, каждая из которых имеет ряд преимуществ. Вместе с тем, в ходе образовательного процесса педагог должен ориентироваться также на эффективную организацию самостоятельной работы студентов при помощи различных методов и технологий обучения, что позволит повысить их активность, личностную вовлеченность, а также активизирует стремление к самообразованию и саморазвитию.

Литература:

1. Ваганова О.И. Образовательные технологии в организации самостоятельной работы студентов // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - №5. - С. 1-7.

2. Ваганова О.И. Технология контекстного обучения педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №65-3. - С. 8-10.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Пчелякова В.В. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №3. DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-1.

4. Винникова И.С. Особенности применения электронной образовательной среды Moodle при изучении дисциплины «Финансовый анализ в страховой организации» // Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация. Сборник трудов XVIII Международной научно-практической конференции: в 2 томах. - 2017. - С. 216-220.

5. Митькина А.Д. Проблемное обучение в современном образовании // Вестник науки и образования. - 2019. - №5 (59). - С. 56-59.

6. Тедорадзе Т.Г., Романова М.Л., Шапошников В.Л., Глущенко Т.Е. Функции самостоятельной работы студентов // Ученые записки университета Лесгафта. - 2021. - №2 (192). - С. 312-317.

7. Уракова Е.А. Особенности непрерывного многоуровневого высшего профессионального образования // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский Университет. - Нижний Новгород. - 2021. - С. 55-57.

8. Хижная А.В., Бекетова Ю.А., Захарова Н.А. Образовательные технологии в профессиональном образовании // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2019. - С. 55-57.

9. Хижная А.В., Максимова К.А., Бакулина Н.А. Организация самостоятельной работы студентов на основе образовательной платформы moodle // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. -2019. - С. 197-201.

Педагогика

УДК 37.013.42

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Шарова Мария Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

Аннотация. В статье представлен анализ работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра. Доказана необходимость использования специальных профилактических тематических программ по предотвращению подростковой дезадаптации. Представлены результаты исследований склонности подростков к употреблению психоактивных веществ, проведенных на базе социально-реабилитационного центра г. Нижнего Новгорода. Эффективность реализованной программы обоснована данными качественного и количественного анализа итогов профилактической работы.

Ключевые слова: девиантное поведение, дезадаптация, социально-реабилитационный центр, профилактика, психоактивные вещества.

Annotation. The article presents an analysis of the work of a social pedagogue on the prevention of deviant behavior of adolescents in the conditions of a social rehabilitation center. The necessity of using special preventive thematic programs to prevent adolescent maladaptation has been proven. The results of studies of the tendency of adolescents to use psychoactive substances, conducted on the basis of the social and rehabilitation center of Nizhny Novgorod, are presented. The effectiveness of the implemented program is justified by the data of qualitative and quantitative analysis of the results of preventive work. and quantitative analysis of the results of speech therapy work is proposed.

Keywords: deviant behavior, maladaptation, social rehabilitation center, prevention, psychoactive substances.

Введение. Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения детей имеет актуальный характер, т.к. данное явление

обнаруживает стойкую тенденцию к распространению в детско-подростковой среде и представляет собой проекцию всех социальных проблем, накопленных в обществе. Исследователи (П.А. Кисляков, А.-Л.С. Меерсон, П.А. Егорова и др.) доказывают, что ключевой характеристикой современного мира являются: нестабильность, непредсказуемость, сложность и неопределенность в различных сферах жизни человека, появление новых рисков [7]. Наряду с известными проявлениями социальной дезадаптации детей ученые отмечают появление относительно новых форм отклоняющегося поведения школьников (зависимость от видеофильмов, компьютерных игр, религиозных сект и т.д.). В создавшейся ситуации наиболее социально значимыми задачами становятся проведение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде и разработка эффективных механизмов предупреждения и коррекции девиантного поведения [3].

Так, М.А. Болдина, Ю.С. Никонов доказывают, что детско-подростковая дезадаптация приобретает масштабный прогрессирующий характер, и профилактика девиантного поведения является ведущей технологией социальной работы с детьми, имеющими отклонения от социальных норм [3, С 100].

Значительная часть исследований по данной проблематике посвящена основам профилактической деятельности (Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, Н.Б. Каратаева, И.Д. Муратова, П.И. Сидоров. М.В. Шакурова и др.). В работах В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, М.П. Зайцева, А.А. Иванцовой, Ф.А. Мустаевой, Р.В. Овчаровой отражена специфика работы социального педагога по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения. Несмотря на различные ракурсы исследуемой проблемы, ученые единодушны в том, что ведущим подходом в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних является социально-педагогическая насыщенность и комплексный характер данной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Практика показывает, что отклоняющееся поведение личности находится в сфере внимания различных социальных структур, областей научного знания и методической работы. Формат отрегулированного комплексного взаимодействия социально-педагогической поддержки, психологической и медицинской помощи, правового надзора обеспечивает реальную возможность решать проблему девиаций в детско-подростковой среде.

В социально-педагогической работе по преодолению девиантного поведения детей исследователи (Л.А. Азарова,

B.А. Святковский, К.М. Арымбаева и др.) выделяют 2 направления: предупреждение (профилактика) и коррекцию (реабилитация)[1;2]. Так, К.М. Арымбаева описывает три уровня социально-педагогической профилактики.

Первый уровень автор связывает первоначальным предупреждением развития педагогической запущенности ребенка, которая требует немедленного вмешательства социального педагога. На этом уровне незамедлительное сопровождение школьника могут компенсировать запущенность через вовлечение его в интересные виды деятельности, яркие события, организацию грамотной помощи в учебе.

Второй уровень автор связывает с вторичной профилактикой, когда поведение подростка можно характеризовать как асоциальное, приобретающее перманентный характер. В данном случае социально-педагогическая работа предполагает разветвленный и комплексный характер с использованием большого спектра психологических методов (тренингов, доверительных бесед, групповых занятий, изоляции негативных воздействий). Кроме того, на данной стадии социальному педагогу приходится прибегать к правовой поддержке.

Третий уровень профилактики подразумевает интеграцию различных видов и способов воздействия на личность подростка: его сознание, установки, негативный опыт, поведение, деятельность. Девиантное поведение этого уровня может отличаться агрессивностью и граничить с делинкветностью. Социально-педагогическая деятельность в данном случае предполагает использование разнообразных инструментов психологического, административного, информационного, правового, а подчас медицинского характера [2].

На основе изучения исследований опыта профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних (В.А. Ананьев.,

C.П. Евсеев, Д.Н. Давиденко, Г.А. Корчагина,И.И. Хажилина). А.Г. Грецов выделяет следующие подходы:

1. Информационный: популяризация информации о пагубном влиянии девиантного поведения на саму личность, ее окружение и социум в целом.

2. Девиантное поведение как результат негативного влияния на эмоциональную область психики ребенка, его внутреннюю незащищенность, и как следствие - неустойчивость самооценки, отсутствие самоконтроля. Данный подход подразумевает профилактическую помощь в развитии навыков рефлексии и саморегуляции.

3. Девиантное поведение как результат отсутствия позитивного личного опыта в решении проблем, беспомощность в напряженных ситуациях жизнедеятельности, неумение выстроить систему противостояния негативным влиянием микросоциума. Социально-педагогическая поддержка в данном случае предполагает приобщение подростка к правилам поведения в обществе, научение анализу проблемных ситуаций и вариантов выхода их них, развитие коммуникативных навыков.

4. Подростковая девиация как следствие воздействия различных комбинаций социальных факторов. Данный подход предполагает развертывание социально-педагогической, психологической работы с подростком в направлении освоения навыков общения с различными категориями людей, умений отстаивать свою позицию и противостоять влиянию негативных факторов социализации.

Автор показывает пути преодоления девиантных проявлений в подростковой среде: укрепление в глазах подростков ценности здоровья как источника жизненного благополучия, формирование потребности в поддержании здорового образа жизни [6, С 179]. По мнению автора, этот путь может обеспечить приобщение несовершеннолетних к видам деятельности и жизненным ценностям, несовместимым с девиантным поведением и сформировать стойкое неприятие к проявлениям аморально и асоциального поведения.

В данном контексте следует отметить, что наиболее перспективными в общей системе социально-защитных детских учреждений являются социально-реабилитационные центры. В.А. Петьков считает, что данные учреждения позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, как с самим ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, так и со средой, в которой он оказался, включая семью.

Автор выделяет основные задачи социально-реабилитационного центра: педагогическая поддержка воспитанников, оказание им помощи в преодолении социально-психологической дезадаптации, создание условий для формирования социальной активности личности, развития коммуникативных качеств, необходимых для полноценного общения [8, С. 301].

Н.Г. Голоухова раскрывает основные задачи центра: создание комфортной социально-психологической атмосферы для ребенка, благодаря чему становится возможным частичное или полное восстановление его контакта с социумом [5]. А.Г. Федякина, С.В. Старцева доказывают, что «главным отличием социально-реабилитационного центра является ориентир на устройство дальнейшей жизни несовершеннолетнего», что такие «центры обращают внимание не только на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, но и на его семью и среду обитания в целом» [9]. Естественно утверждать, что социально-педагогическая работа в таких структурах требует особых компетенций специалистов в силу специфики детей, их родителей и жизненных ситуаций, в которых они оказались. Основными особенностями социально-

педагогической работы, проводимой в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, является ее гибкость, разносторонность, комбинаторика используемых технологий, адресность, своевременность.

Представим результаты практической социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения (конкретно - применение ПАВ), проведенной на базе СРЦН «Солнышко» г. Нижнего Новгорода. Исследование проводилось в структурном подразделении СРЦН Отделении социальной реабилитации в группе «Семья», в котором приняло участие 10 подростков 12-16 лет. В качестве диагностического материала для изучения акцентуаций и отклонений поведения подростков использовались следующие методики:

1. Опросник Г. Шмишека.

2. Опросник «Склонность к девиантному поведению» (А.Н. Орел).

3. Опросник Баса-Дарки.

Наиболее выраженными показателями по методике №1 были отмечены: гипертимность, эмоциональность, застревание, тревожность, демонстративность, циклотимность, возбудимость.

Анализ результатов методики «Склонность к девиантному поведению показал, что испытуемые открыто позиционируют свои ценности, нормы, правила жизни и предпочтения, не подстраивая свои ответы под социально приемлемые каноны. Психологами доказано, что подростки имеют предрасположенность к уходу от реальности с помощью изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. У некоторых детей выявляется низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях, агрессивные тенденции [4].

У воспитанников СРЦН «Солнышко» наблюдались: низкий уровень (или отсутствие) самоконтроля, неуправляемость эмоций, неразвитость воли, неспособность управлять поведенческими реакциями, несформированность навыков позитивной коммуникации. Согласно данным, полученным по методике Басса - Дарки, был сделан вывод о том, что большинству испытуемых присуще использование физической силы, негативные чувства выражаются через крик и угрозы; у подростков было выявлено проявление косвенной агрессии и подозрительности.

Проведенные диагностические исследования дали обоснование для проведения профилактической работы с данной группой подростков через использование специальной социально - педагогической программы «Профилактика девиантного поведения». Программа профилактики направлена на освоение подростками знаний о качественном и здоровом образе жизни, формирование нравственных установок, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам (в частности, употреблению ПАВ), расширение спектра форм позитивной коммуникации.

Цели программы:

1. Формирование развивающего контента о полезных и вредных привычках (видео-, киноматериалы, разработки лекций, бесед, дискуссий, игровые сценарии, кейсы и т.п.).

2. Ознакомление школьников с информацией о последствиях пагубных привычек.

3. Мотивация подростков на освоение положительного социального опыта.

4. Ознакомление подростков с техниками саморегуляции и самооценки.

5. Выработка навыков позитивной коммуникации.

Программа включала 7 занятий продолжительностью 45 минут, которые проводились два раза в неделю. В работе с подростками профилактические занятия проходили в групповой форме, которая позволила применить технологию кейсов, групповые дискуссии, просмотр видеосюжетов, ролевые игры. В задачи занятий входило обсуждение важных коммуникативных вопросов, освоение этики поведения, развитие навыков саморегуляции, решений конфликтных ситуаций, отработка умений отстаивать свою позицию и т.д.

Необходимо отметить, что при проведении занятий создавалась оптимизирующая среда, которая создавала доброжелательную атмосферу, мотивировала воспитанников к общению, способствовала проявлению инициативы. Предполагалось, что занятия по данной программе помогут подросткам разобраться в своих пристрастиях, интересах, жизненных ценностях, определить приоритеты в выборе способов проведения досуга, общения со сверстниками и взрослыми. находить конструктивный выход из ситуаций конфликта как со сверстниками, так и с взрослыми. Данная программа представлена в таблице 1.

Таблица 1

Программа профилактики девиантного поведения

№ Тема Цель занятия Методы

1. Вводное занятие Формирование групп для совместной работы. Знакомство, обсуждение и принятие норм общения в группе (кодекс поведения), обсуждение тем для дискуссий. Беседа, ролевая игра, взаимное интервью.

2. «ПАВ: мнимое счастье» Ознакомление подростков с базой данных о влиянии ПАВ на человека, его здоровье и жизнь. Просмотр видеофильма с последующим обсуждением.

3. «Учимся жить здорово!» Тренинг поведения в ситуациях, связанных с употреблением ПАВ, и приобщения к здоровому образу жизни. Тренинговые упражнения, ролевая дискуссия.

4. « Я и мир» Изучение социальных ролей, обсуждение поведения человека в различных жизненных ситуациях. Дискуссия Игра «Аквариум» кейс-метод.

5. «Учимся говорить правильно» Тренинг общения, освоение навыков речевого взаимодействия. Техника «Мыслительные шапки», игра «Приоритеты».

6. «Взаимоотношения полов» Освоение навыков общения с противоположным полом. «Круглый стол».

7. Заключительная встреча Обсуждение результатов работы и планов на последующие втречи. Техника «Снежный ком».

Критерием эффективности профилактической работы являлся постоянный мониторинг результатов занятий и получение обратной связи от воспитанников. Одной из форм обратной связи явилось анонимное анкетирование.

Так, после реализации социально-педагогической программы «Профилактика девиантного поведения» с целью выявления её результативности воспитанникам было предложено повторно пройти диагностическое исследование, которое включало в себя те же методики, что и в начале работы. При сопоставлении результатов первичного и повторного исследований был сделан вывод о том, что после проведения мероприятий программы профилактики, произошло снижение таких показателей: гипертимность и циклотимность - на 8,75%, эмоциональность - 12,5%, демонстративность - 6,6%, застревание и тревожность - на 10%, педантичность - на 4,2%, возбудимость и экзальтированность - на 5%.

При сравнении результатов первичного и повторного исследований по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» было выявлено, что показатели снижены в среднем на 3%. Данные, полученные по методике Баса-Дарки после проведения программы профилактики девиантного поведения, показали, что индикатор физической агрессии снижен на 12,9%, косвенной агрессии - на 11,9%, склонности к раздражению - на 11%, негативизма - на 9,5%, обиды - на 7,9%, подозрительности - на 11,3%, вербальной агрессии - на 12,4%, чувства вины - на 8,3%.

На заключительном занятии программы профилактики подросткам была предложена анкета, которая давала возможность получить обратную связь и оценить отношение участников к проведенным занятиям. Анкета носила анонимный характер. По данным анкетирования были сделаны выводы. Положительными результатами явились следующие: 75% участников программы отметили, что на занятиях была организована увлекательная деятельность; 60% -что обсуждались важные для них вопросы; 50% получили новую интересную информацию; 40% отметили, что поняли правила поведения при общении с людьми. Вместе с тем, стоит отметить, что об отказе от вредных привычек задумались лишь 10% воспитанников. Таким образом, из ответов участников анкетирования следует, что подростки испытывали искренний интерес к проведенным занятиям. Темы, обсуждаемые на встречах, были актуальны для них, содержали жизненно значимый контент. Большинство участников встреч включились в работу, т.к. обсуждаемые вопросы соответствовали их возрасту, образу жизни, интересам. В беседах после занятий подростки отмечали интересные виды и формы работы, которые использовались в процессе реализации программы; некоторые выразили желание продолжить подобные встречи. Совокупность отмеченных результатов позволяет утверждать, что в результате реализации мероприятий программы профилактики проявляется тенденция к снижению риска приобщения детей к алкоголю и курению, а также к другим девиациям. Естественно утверждать, что полученные результаты имеют личностный характер, но данный этап работы с подростками показал необходимость не только информирования их об опасности увлечения ПАВ, но и выработке нравственных установок, которые снижают вероятность аддиктивных проявлений.

Выводы. На основании проведенного исследования были получены следующие результаты: после посещения занятий у испытуемых улучшились межличностные отношения, стала развиваться способность сдерживать эмоции, нормализовалось поведение в критических ситуациях общения. Важным показателем действенности профилактической программы явилось желание подростков продолжить занятия по интересующим их темам: права учащихся, школьная жизнь, конфликты в семье, современные хобби, интернет, отношения полов, образование и т.д. Результаты реализации программы по профилактике девиантного поведения подростков-воспитанников социально-реабилитационного центра доказали необходимость расширения комплекса воспитательных технологий и тематики занятий.

Литература:

1. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с.

2. Арымбаева, К.М. Организация профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков / К.М. Арымбаева // Социальная педагогика: традиции и инновации. Материалы всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием, 18-21 марта 2009 г. - Екатеринбург: УрГПУ, 2009. - С. 201-202

3. Болдина М.А., Никонов Ю.С. Девиантное поведение подростков как социальная проблема // Психолого-педагогический журнал ГАУДЕАМУС. - Т. 15, № 1. - 2016. - С. 98-102

4. Волкова Е.Н., Волкова И.В. Социально-психологические и личностные особенности подростков - свидетелей буллинга // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - No 4. - С. 10

5. Голоухова Н.Г. Методика и технология работы социального педагога. - Архангельск: АГУ, 2010. - 152 с.

6. Грецов А.Г. Тренинговые технологии первичной профилактики аддиктивного поведения подростков и методика оценки их эффективности / А.Г. Грецов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2012. - №153-1. - С. 178-185

7. Кисляков П.А., Меерсон А.-Л.С., Егорова П.А. Показатели психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию // Вестник Мининского университета. - 2020. -Т. 8, No2. - С. 11.

8. Петьков В.А. Технология педагогической поддержки социализации воспитанников социально-реабилитационного центра // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 18. - С. 300-302

9. Федякина А. Г, Старцева С.В. Место социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в системе социальной защиты детей // Вопросы студенческой науки. - Выпуск №12 (40), декабрь. - 2019. - С. 91-93

Педагогика

УДК 37.01

выпускник аспирантуры Лепчикова Саргы Петровна

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт управления образованием Российской академии образования» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ

ЖИЗНИ

Аннотация. В статье рассматриваются выступающие в качестве методологии педагогики особенности философских направлений. Актуализируется вопрос изучения основания существующих философских направлений педагогики и теоретически обосновать, и выявить особенности становления современного философского основания педагогики в условиях информатизации и цифровизации общественной жизни, которая обусловила новые подходы в образовании. Философия образования имеет влияние на систему образования в целом, например какие предметы или темы преподаются, как они преподаются, а также систему ценностей, которые формируются, как косвенно, так и явно, в рамках основной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.