Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемисина Александра Анатольевна

В статье рассматривается процесс осуществления социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению, в условиях реабилитационного центра. Представлены определения подростковой девиантности, ее причины и особенности. Автором сделан анализ программы социально-педагогической деятельности, направленной на профилактику отклонений в поведении подростков, реализуемой в условиях реабилитационного центра. Охарактеризована роль и значимость профессиональной деятельности социального педагога в рамках реализуемой в реабилитационном центре профилактической программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черемисина Александра Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH ADOLESCENTS IN CONDITIONS OF REHABILITATION CENTER

The article deals with the process of implementing social and pedagogical activities with minors who are prone to deviant behavior in a rehabilitation center. The definitions of adolescent deviance, its causes and features are presented. The author analyzes the program of social and pedagogical activities aimed at preventing deviations in the behavior of adolescents, implemented in the conditions of a rehabilitation center. The role and significance of the professional activity of a social pedagogue within the framework of the preventive program implemented in the rehabilitation center are described.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА»

Вышеизложенный подход обучения живописи, позволяет добиться определённых успехов в развитии у студентов так называемого живописного видения. Оно успешно развивается лишь в том случае, когда с первых занятий живописью интенсифицируется обучение цвету, технике живописи, колориту [2-5].

Данный подход должен заключаться, прежде всего, в углублённом изучении законов цветовой гармонии, знание которых обогащает восприятие цвета и способствует развитию чувства цвета.

Между тем, хотелось бы подчеркнуть, что «чувство цвета» - это своеобразное художественное свойство, которое является необходимым составляющим живописного видения в целом.

При этом организация палитры также имеет архиважное значение для приобретения навыков тональных и цветовых отношений, композиционного решения и создания общего цветового состояния натуры. Особое внимание на это обращает писатель и художник Джеймс Гарни: [7].

Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить, что так же крайне важно, что бы система заданий так же побуждала студентов к формированию способности к самообразованию [1], способствовало бы тому, что бы студенты активизировались в процессе поиска живописного видения на основе анализа работ выдающихся мастеров живописи различных эпох.

Выводы. Таким образом, в заключение следует отметить, что, определяя характер упражнений, способствующих усвоению закономерностей природы и способы их передачи при работе с натуры, необходимо предусматривать такие дидактические упражнения, которые помогали бы активизировать живописное видение, актуализировать предшествующий опыт и знания, использовать их для установления новых связей между знаниями, умениями и навыками.

Литература:

1. Айсувакова Т.П., Борисевич М.М., Лебедева О.П., Сорокопуд Ю.В. Формирование способности к самообразованию у студентов гуманитарных специальностей на основе мобильных и интернеттехнологий (опыт МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 266-268.

2. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2016. № 4 (36). С. 11-18.

3. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.: В. Шевчук, 2009. 290 с.

4. Коробко Ю.В., Степанова М.Н. Краткосрочный этюд как средство формирования базовых навыков в живописи с натуры у будущих учителей изобразительного искусства // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 5. С. 83-85.

5. Подобед Н.С. Формирование практических навыков путем комплексного подхода в решении живописных задач у студентов художественного профиля // Вестник МГУКИ 2012, №3 (47) май-июнь. С. 194-198

6. Стариченко Д.Е. Этапы формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. Кострома: Костромской гос. университет, 2009. Т. 15. № 1. С. 61-65.

7. James Gurney Color and Light: A Guide for the Realist Painter. Andrews McMeel Publishing. 2010. 224 p.

8. Salaski C., Gallo G. Impressionist Painting for the Landscape: Secrets for Successful Oil Painting. North Light Books, 2015. 146 p.

Педагогика

УДК 371.9

кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ

РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Аннотация. В статье рассматривается процесс осуществления социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению, в условиях реабилитационного центра. Представлены определения подростковой девиантности, ее причины и особенности. Автором сделан анализ программы социально-педагогической деятельности, направленной на профилактику отклонений в поведении подростков, реализуемой в условиях реабилитационного центра. Охарактеризована роль и значимость профессиональной деятельности социального педагога в рамках реализуемой в реабилитационном центре профилактической программы.

Ключевые слова: несовершеннолетний, социальный педагог, девиантное поведение, социализация, реабилитационный центр.

Annоtation. The article deals with the process of implementing social and pedagogical activities with minors who are prone to deviant behavior in a rehabilitation center. The definitions of adolescent deviance, its causes and features are presented. The author analyzes the program of social and pedagogical activities aimed at preventing deviations in the behavior of adolescents, implemented in the conditions of a rehabilitation center. The role and significance of the professional activity of a social pedagogue within the framework of the preventive program implemented in the rehabilitation center are described.

Keywords: minor, social teacher, deviant behavior, socialization, rehabilitation center.

Введение. За весь период существования профессии «социальный педагог», ее основу составляли различные виды социально-педагогической деятельности, которые зависели от объекта, на который была направлена эта деятельность и проблем, с решением которых она была связана. Деятельность социального педагога стала особенно востребованной в последние десятилетия. Ее значимость связана с необходимостью решения следующих вопросов: доверие несовершеннолетних к социальным институтам; нарушение

механизмов социализации несовершеннолетних; рост негативных явлений в обществе и других проблем, так или иначе влияющих на формирование подрастающего поколения нашего государства.

Наиболее актуальной в настоящее время является социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению. Для изучения личностных особенностей такого несовершеннолетнего и поиска возможных путей помощи ему, социальный педагог должен внедряться в пространство пребывания несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению, особенно реальным и эффективным это становится в условиях реабилитационного центра. Социально-педагогическая деятельность в реабилитационном центре с подростками, склонными к девиантному поведению, способствует их лучшей социализации и адаптации, становлению подростка как личности, выбирающей социально-полезный образ жизни.

Изложение основного материала статьи. Девиантное поведение несовершеннолетних во все годы считалось серьезной социально-педагогической проблемой. В условиях развития современной России эта проблема становится непосредственно актуальной, что обусловливается целым рядом причин. Во-первых, происходит ухудшение социально - экономических условий жизни населения, во-вторых, у населения ощущается неуверенность в завтрашнем дне, как следствие, увеличивается количество различных девиаций, в том числе растет число подростков с девиантным поведением.

На наш взгляд, понимание сущности и востребованности профессиональной социально-педагогической деятельности, направленной на социальное воспитание и создание благоприятных условий для социализации девиантных подростков, будет способствовать нахождению путей решения этой сложной проблемы.

Так, под девиантным поведением принято понимать нарушения, связанные с процессом социального развития и социализации индивида. У большинства подростков с девиантным поведением отмечено негативное отношение к школе и к сверстникам, с которыми он общается, наблюдается ненависть к успешным сверстникам, очевидна негативная установка к другим людям, их чести и достоинству.

По мнению Ю.Ю. Комлева, рост различных проявлений девиантности связан со снижением эффективности социального контроля в рамках доминирующей модели «закон и порядок». В условиях ускорения социальных изменений остро ставится вопрос о теоретическом осмыслении процессов объяснения девиантного поведения подростков, в том числе проявления девиантного поведения, связанного с нарушением процесса его становления. Девиантность проявляется в тех или иных действиях и поступках подростка, между тем это всё совершается ради удовлетворения различных его потребностей [3].

Для подростков с девиантным поведением характерно отрешенность от общепринятых общественных норм и правил поведения и жизнедеятельности, отторжение от положительных социальных ценностей. Для достижения собственных целей подросток с девиантным поведением способен совершить необдуманный противоправный проступок или даже правонарушение.

Следует отметить, что подростковый возраст является периодом кризиса: с одной стороны, подросток еще ребенок, с другой уже тесно связан с взрослой жизнью. В подростковый период происходит осознание жизненных ценностей, благодаря которым складываются дальнейшие взаимоотношения с окружающим миром.

Под подростковой девиантностью И.Н. Гурвич понимает негативные проявления в поведении, которые угрожают обществу и самому подростку в целом. Исходя из предположений, можно утверждать, что это связанно с недостатками условий для реализации естественной поведенческой активности. К таким условиям обычно относят такие, как полноценный контакт с семьей, эффективно организованный учебный процесс в образовательной организации, возможности для удовлетворения творческих и спортивных интересов, достаточного общения со сверстниками. Именно недостаток или отсутствие таких условий может трансформировать естественную активность подростка в саморазрушающее поведение [1].

Подростки с девиантным поведением, как специфическая группа, являются некой совокупностью людей, которым присущи определенные психические состояния, качества и ценности. Они создают свою среду со своими обычаями, нормами, правилами, формой общения, со своими ценностями для регулярного социального поведения объединяются в группы имея общие интересы. Это акцентируется и проявляется в одежде, манерах поведения, жаргоне, специфических увлечениях. Наиболее ярко выраженными особенностями подростковых девиаций считаются:

- зависимость от реакции окружающих на тот или иной поступок;

- вспыльчивость подростка на ту или иную ситуацию;

- ускоренная реакция с негативным выходом;

- низкий уровень стимуляции;

- различная направленность реагирования;

- повышенный уровень готовности к девиантным поступкам [2].

Е.В. Федосенко отмечает, что подростки с девиантным поведением, это подростки без серьёзных медицинских диагнозов, но некоторые внутренне искажены в различных сферах:

- в сфере поведения - это старание избегать решения проблем, нестабильные отношения с окружающими, однотипный способ реакции на трудности и фрустрацию, непринятие критической оценки совершенных ими действий;

- в аффективной сфере - это частые перепады настроения, увеличение скорости возникновения тревоги и депрессии;

- в мотивационно - потребительской сфере - отказ в защищенности, свободе и нужда принадлежности к референтной группе [4].

Исходя, из этого одной из жизненных и социально - значимых задач становиться поиск и выбор путей решения проблем девиантного поведения среди несовершеннолетних и повышения уровня результативной профессиональной социально-педагогической деятельности, связанной с владением специалистом различными методами экстренной диагностики трудной жизненной ситуации, в которую попал подросток с девиантным поведением (семья, образовательная организация, коллектив сверстников и другое), своевременной ее коррекции.

На наш взгляд, социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению, в условиях реабилитационного центра, основывается на формировании работоспособной модели взаимодействия подростка со специалистами реабилитационного центра; изучении и оценке выявленных особенностей личности несовершеннолетнего с девиантным поведением; правильном

установлении причины, повлекшей за собой девиацию и социальное неблагополучие семьи, в которой несовершеннолетний с девиантным поведением воспитывался до поступления в реабилитационный центр; составлении прогноза и плана дальнейшего воспитательного процесса, преимуществом в котором является включение несовершеннолетнего с девиантным поведением в социально-значимую деятельность. Наиболее эффективным условием преодоления различных девиаций у подростков в реабилитационном центре, является положительная атмосфера вокруг несовершеннолетнего, его защищенность.

Наиболее значимой в процессе осуществления социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению, в условиях реабилитационного центра, является поддержка несовершеннолетних в их адаптации, стремлении реализовать себя, стать равным среди сверстников, научиться общению, самовоспитанию.

Рассматривая особенности социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению, в условиях реабилитационного центра нами было проанализировано программное обеспечение данного процесса на примере Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Оренбургской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» в г. Оренбурге.

Целью деятельности центра является реализация государственной политики по профилактики и безнадзорности несовершеннолетних, права семей и детей на социальную реабилитацию, помощь от государства, содействие развитию и укрепления семей как социального института.

Реабилитация подростков с девиантным поведением интегрирует совокупность деятельности всех специалистов, объединенных в условиях социально-реабилитационного центра, в соответствии с различными принципами, которые взаимосвязаны с целью и задачами, отраженными в программе социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения «Мы вместе».

Цель деятельности социального педагога в рамках реализации проанализированной нами программы, заключается в профилактике девиантного поведения подростков, основанной на: выявлении и устранении причин, способствующих девиантному поведению, путем создания в центре условий, которые не провоцируют девиантное поведение, а расширяют безопасное для подростка пространство, где ему хорошо и интересно, то есть развитие нравственный среды воспитания; формировании у воспитанников представлений о здоровом образе жизни; обеспечении подросткам защиты их прав и законных интересов.

К основным задачам деятельности социального педагога в рамках реализации программы по профилактике девиантного поведения подростков «Мы вместе» относятся такие, как оказание своевременной психолого-педагогической поддержки подростку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации; способствование повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов, специалистов реабилитационного центра); повышение уровня социальной адаптации девиантного подростка в условиях реабилитационного центра; воспитание нравственно - ценностных ориентаций воспитанников посредством знакомства с правилами нравственного поведения и анализом реальных жизненных ситуаций.

Программа деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков «Мы вместе» включает в себя три этапа:

- диагностический (состоит из проведения комплексного диагностирования подростков, с целью выявления положительных и отрицательных сторон личности подростков);

- профилактический (представляет собой комплексную работу, направленную на устранение недостатков и развитие положительных качеств у подростков);

- заключительный (включает проведение анализа итоговой профилактики, развитие адекватного отношения к личностным и социальным ценностям, умения подростками ставить достижимые цели).

Деятельность социального педагога в рамках программы «Мы вместе» на этапе диагностики позволяет выделить подростков, имеющих девиантное поведение и обозначить пути их социально-педагогической профилактики.

Диагностический этап состоит из тестов, методик (например, тест СДП (склонности к девиантному поведению) (Э.В. Лаус), тест на склонность к 13 видам зависимости (Г.В. Лозовая)), проведения профилактических занятий (профилактика вредных привычек и девиаций в поведении) и бесед.

Необходимо отметить, что для выявления склонностей и для начала реализации второго этапа программы необходимо проведение теста склонности к 13 видам зависимости (Г.В. Лазовая). Результаты проведенной нами, совместно с социальным педагогом реабилитационного центра диагностики среди 12 подростков, находящихся в реабилитационном центре на момент анализа нами программы «Мы вместе», в возрасте от 10 до 13 лет, выявили у воспитанников: высокую степень зависимости от алкоголя, интернета и компьютера, никотина; среднюю степень зависимости от телевизора, религии и употребления лекарственных средств; низкую степень зависимость от наркотических веществ, игр, пищи, труда, здорового образа жизни.

На втором этапе реализации программы социальным педагогом снижаются уровни различных зависимостей у подростков посредством использования положительных примеров. К основным задачам второго этапа реализации программы социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения «Мы вместе» нами отнесены следующие:

- предоставление воспитанникам реабилитационного центра статистики, фактов, последствий употребления наркотических веществ, табачной и алкогольной продукции, для переосмысления своих поступков;

- проведение различных профилактический методик (арт-терапия, показ слайдов и фильмов, проведение игр по станциям, организация встреч с людьми интересных профессий и другое). Так, первоначально на профилактическом этапе проводится беседа на тему: «Смысл жизни и нравственного воспитания». Также, в рамках психологической разгрузки воспитанников реабилитационного центра, для замещения негативных эмоций и переживаний положительными, улучшения морального облика подростков, проводятся арт-терапевтические занятия (правополушарное рисование, лепка из солёного теста, раскрашивание антистрессовых картинок).

Третий этап - заключительный, связанный с межведомственным взаимодействием с различными структурами: со специалистом отдела профилактики безнадзорности и защиты прав несовершеннолетних (для определения мер по защите подростков с девиантным поведением от физического, психического насилия, оскорбления, грубого обращения и иного влияния на личность подростка); с классным руководителем образовательной организации, в которой обучается несовершеннолетний (для определения

путей преодоления трудностей в обучении воспитанников); с врачом наркологом (для пропаганды здорового образа жизни и объяснения вреда различных наркотических, табачных, алкогольных веществ); с представителями органов опеки и попечительства (для осуществления помощи несовершеннолетнему в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг).

К основным условиям успешной реализации профилактической программы социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения «Мы вместе» в ГБУСОН Оренбургской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» в г. Оренбурге, нами отнесены следующие:

- тесное взаимодействие социального педагога с подростком на основе доверия и взаимопонимания;

- оказание девиантному подростку своевременной и качественной поддержки и помощи;

- эффективное взаимодействие с различными социальными институтами и структурами для лучшей профилактики девиантного поведения;

- правовая защита подростков с девиантным поведением;

- создание благоприятных условий для подростка в реабилитационном центре;

- опора на положительные жизненные примеры в процессе общения с подростками, склонными к девиантному поведению.

Выводы. Таким образом, социально-педагогическая деятельность с подростками в условиях реабилитационного центра направлена на решение проблем, связанных с профилактикой девиантного поведения, что наиболее эффективно осуществляется в рамках специально разработанной программы, при тесном взаимодействии реабилитационного центра и его специалистов с различными межведомственными структурами, при условии, что создана комфортная среда для улучшения внутреннего мира подростка, обеспечения творческого пространства, оказания поддержки в социализации и адаптации в обществе, подготовке подростков к взрослой жизни.

Также эффективность социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению, в условиях реабилитационного центра связана с профессиональной и личностной готовностью специалиста к социально-педагогической деятельности, включающей помощь девиантному подростку в усвоении социальных ролей и правил поведения, формирования отношения к самому себе как к свободному, самостоятельному субъекту полноценной жизнедеятельности, в любых поступках и личностных проявлениях которого есть ценностный смысл и личностная значимость.

Литература:

1. Гурвич И.Н. Диагностика и прогнозирование отклоняющегося поведения подростков в образовательной среде / Под общ. ред. О.В. Зыкова. - Спб.: Эри, 2013. - 144 с.

2. Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм [Электронный ресурс] / Т.А. Хагуров, М.Е. Позднякова и др. - Электр. текстовые данные. - М.: Институт социологии РАН. 2014. - 200 с. - URL: http://deviantology.spb.ru/books/

3. Комлев Ю.Ю. Теории девиантного поведения [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.Ю. Комлев. - 2-е изд., испр. и доп. - Электр. текстовые дан. - СПб.: Изд. дом АЛЕФ-ПРЕСС, 2014. -222 с. - URL: http://deviantology.spb.ru/books/

4. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография / Е.В. Федосенко. - СПб.: Речь, 2008. - 192 с.

Педагогика

УДК 378.146

кандидат педагогических наук, доцент Ческидова Ирина Борисовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург)

РИСУНОК КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В

ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ

Аннотация. В статье отражены особенности работы в период дистанционного обучения и специфика преподавания дисциплин художественного цикла. Рассмотрена роль занятий искусством в снятии и напряженности, вызванной условиями длительной самоизоляции, даны характеристики основных средств выразительности рисунка. Проанализированы рисунки студентов, отображающие их эмоциональное состояние в период дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, арт-терапия, изотерапия, рисунок, эмоции.

Annotation. The article reflects the features of work in the period of distance learning and the specifics of teaching the disciplines of the art cycle. The role of art classes in relieving the tension caused by the conditions of long-term self-isolation is considered, the characteristics of the main means of expressiveness of the drawing are given. The drawings of students that reflect their emotional state during distance learning are analyzed.

Keywords: distance learning, art therapy, isotherapy, drawing, emotions.

Введение. Переход на дистанционное обучение в связи с пандемией коронавируса выявил ряд проблем в организации образовательного процесса, в том числе и в высших учебных заведениях. К ним можно отнести проблемы с техническим обеспечением; необходимость корректировки образовательных программ; чрезмерную загруженность студентов, что приводит к ухудшению самочувствия и эмоциональному напряжению; сложности с преподаванием дисциплин, связанных с изучением разных видов искусства, физическим воспитанием, методиками преподавания; недостаток «живого» общения между студентами и между студентами и преподавателями; сложности в проверке степени самостоятельности выполнения заданий студентами.

Негативные последствия самоизоляции у студентов могут выражаться в эмоциональных нарушениях, нарушениях сна, ощущении незащищенности, боязни плохой успеваемости. В сложившихся условиях необходимо оказывать студентам психологическую помощь, проводить тренинги, по возможности давать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.