Научная статья на тему 'Теоретическая модель профилактической работы в учреждениях интернатного типа'

Теоретическая модель профилактической работы в учреждениях интернатного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ВОСПИТАННИКИ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ / THEORETICAL MODEL / PREVENTIVE WORK / PUPILS OF BOARDING SCHOOLS / DEVIANT BEHAVIOR / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / PREVENTION / PROGRAM OF ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронюшкина Татьяна Геннадьевна, Уколова Ольга Николаевна

В данной работе рассмотрен вопрос влияния социокультурной работы на профилактику девиантного поведения детей-сирот. Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактором, что создание благоприятной социокультурной среды для воспитанников интернатных учреждений обусловлено остроактуальными потребностями современной жизни. Основой профилактической работы с воспитанниками является система педагогического воздействия на детей, склонных к девиантному поведению. Девиантное поведение детей-сирот обуславливается главным образом влиянием внешней среды, а также личностными особенностями ребёнка, от которых зависит реакция на различные жизненные трудности. Социально-культурная деятельность учреждения интернатного типа определяется как специально организованная деятельность детей-сирот, осуществляемая ими в свободное время, ориентированная на удовлетворение духовных потребностей, на предупреждение девиантного поведения и воспитание позитивной направленности личности. Социальное развитие воспитанников интернатных учреждений связано с основными этапами их творческого роста в культурно-досуговой деятельности. Темой научного исследования было выбрано определение особенности профилактики девиантного поведения детей-сирот средствами социокультурной деятельности среди воспитанников учреждений интернатного типа (на примере стационарного отделения «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»). На основе полученных в ходе исследования данных проведен и реализован план социокультурной работы. Отдельный блок программы профилактики составила социокультурная работа, предполагающая использование различных социально-педагогических и психологопедагогических методик с целью повышения уровня социализации воспитанников. На основе полученных результатов исследования сделан вывод об эффективности реализованного плана и разработаны рекомендации по профилактике девиантного поведения воспитанников приюта. Материалы, основные положения и выводы исследования могут быть использованы в практике работы современного интернатного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пронюшкина Татьяна Геннадьевна, Уколова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical model of preventive work in residential institutions

The article deals with the impact of socio-cultural activities on the prevention of orphans deviant behavior. The solution to the problem of socio-cultural development of orphans should be sought in the field of leisure. The study developed a theoretical model of preventive work, which includes the main directions, mechanisms and principles of involvement of pupils prone to deviant behavior in the cultural and leisure environment of the institution. The aim of the study was to determine the features of the prevention of deviant behavior of orphans by means of socio-cultural activities among the pupils of residential institutions (for example, the stationary Department of the "Murom social rehabilitation center for minors"). The theoretical model is a program of activities for children-pupils of the boarding school in order to prevent the development of deviant behavior. The materials, main provisions and conclusions of the study can be used in the practice of modern boarding school.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель профилактической работы в учреждениях интернатного типа»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/33PDMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Пронюшкина Т.Г., Уколова О.Н. Теоретическая модель профилактической работы в учреждениях интернатного типа // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/33PDMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Pronyushkina T.G., Ukolova O.N. (2019). Theoretical model of preventive work in residential institutions. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/33PDMN319.pdf (in Russian)

УДК 316.3 ГРНТИ 04

Пронюшкина Татьяна Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича

и Николая Григорьевича Столетовых», Муром, Россия

Муромский институт

Доцент кафедры «Социально-гуманитарных и правовых дисциплин»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: TGPron@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=415596

Уколова Ольга Николаевна

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича

и Николая Григорьевича Столетовых», Муром, Россия

Муромский институт Старший преподаватель кафедры «Физвоспитания» E-mail: TGPron@yandex.ru

Теоретическая модель профилактической работы в учреждениях интернатного типа

Аннотация. В данной работе рассмотрен вопрос влияния социокультурной работы на профилактику девиантного поведения детей-сирот. Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактором, что создание благоприятной социокультурной среды для воспитанников интернатных учреждений обусловлено остроактуальными потребностями современной жизни. Основой профилактической работы с воспитанниками является система педагогического воздействия на детей, склонных к девиантному поведению. Девиантное поведение детей-сирот обуславливается главным образом влиянием внешней среды, а также личностными особенностями ребёнка, от которых зависит реакция на различные жизненные трудности.

Социально-культурная деятельность учреждения интернатного типа определяется как специально организованная деятельность детей-сирот, осуществляемая ими в свободное время, ориентированная на удовлетворение духовных потребностей, на предупреждение девиантного поведения и воспитание позитивной направленности личности. Социальное развитие воспитанников интернатных учреждений связано с основными этапами их творческого роста в культурно-досуговой деятельности.

Темой научного исследования было выбрано определение особенности профилактики девиантного поведения детей-сирот средствами социокультурной деятельности среди

воспитанников учреждений интернатного типа (на примере стационарного отделения «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»). На основе полученных в ходе исследования данных проведен и реализован план социокультурной работы. Отдельный блок программы профилактики составила социокультурная работа, предполагающая использование различных социально-педагогических и психолого-педагогических методик с целью повышения уровня социализации воспитанников.

На основе полученных результатов исследования сделан вывод об эффективности реализованного плана и разработаны рекомендации по профилактике девиантного поведения воспитанников приюта. Материалы, основные положения и выводы исследования могут быть использованы в практике работы современного интернатного учреждения.

Ключевые слова: теоретическая модель; профилактическая работа; воспитанники интернатных учреждений; девиантное поведение; социокультурная деятельность; предупреждение; программа мероприятий

Введение

Особенности формирования личности детей, лишенных родительского попечения, нацеливают на внесение необходимых психолого-педагогических корректив в условиях жизни, быта, организации социокультурной среды, профессиональной реабилитации [1].

Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактором, что создание благоприятной социокультурной среды для воспитанников интернатных учреждений обусловлено остроактуальными потребностями современной жизни, и в первую очередь необходимостью:

• совершенствования в интересах развития детей образовательно-воспитательной системы, которая включает аспекты формирования многовариантной образовательно-воспитательной системы, соответствующей возможностям физического и психического развития детей, а также создания системы диагностики личности;

• осуществления мер по защите интересов детей в условиях финансово-экономических трудностей;

• оказания помощи и поддержки наименее защищенным детям и детям различных категорий риска.

Объект исследования: девиантное поведение детей-сирот.

Предмет исследования: профилактика девиантного поведения детей-сирот средствами социокультурной деятельности.

Степень разработанности проблемы исследования: проблема профилактики девиантного поведения нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов.

Вопросы социально-педагогической профилактики девиантного поведения изучались такими выдающимися педагогами, как А.С. Макаренко [2], П.И. Люблинский, С.Т. Шацкий, В.Д. Семенова [3] и др. Они заложили и развили основные принципы, методы и содержание социально-педагогической, профилактической и коррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками, где важнейшим фактором воспитательной,

https:// mir-nauki. com

профилактической и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда [4].

Профилактике девиантного поведения детей посвящены работы Е.В. Змановской, Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, А.И. Долгова [5], Б.М. Левина, А.Г. Золотникова, В.Н. Кудрявцева [6], И.Е. Булыгиной, Л.Д. Мирошниченко, И.Н. Пятницкой и др. [7].

В.С. Афанасьев, И.П. Башкатов, С.И. Беличева, Я.И. Гилинский, А.С. Макаренко,

B.Ф. Пирожков, В.П. Ревин, В.Г. Степанов, Л.К. Фортова [8], О.М. Овчинников,

C.В. Курбанова, В.В. Крошкина, М.Л. Есаян, О.Н. Мазина изучали общие проблемы профилактики девиантного поведения школьников [9].

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современной научной литературе рассматривается в широком спектре. Обсуждается понятийный аппарат, рассматриваются теоретические и методологические аспекты защиты и поддержки, освещаются технологии социальной, медицинской, трудовой, профессиональной социализации и адаптации данной категории детей.

Анализ социальных проблем и иных причин сиротства раскрыт в трудах Г.В. Семеновой, Е.И. Холостовой, Е.А. Шохиной, В.Н. Кириллиной. Принципиальный смысл для целей проводимого изучения, имеет научная литература по социальной политике и адаптации: А.Д. Зарецкого, Т.А. Дубровской [10], М.В. Воронцова, А.Б. Холмогоровой [11], И.Ф. Дементьевой [12].

В работах авторов П.Д. Павленок, В.А. Варывдин, Т.С. Зубкова, Н.В. Тимонина раскрыты основные понятия и основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [13].

Различные аспекты организации практической основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заложены в работах следующих авторов: Н.Л. Белопольской, Л.С. Выготского (психическое и социальное развитие детей и подростков), В.А. Варывдина, И.П. Клемантовича, Т.С. Зубковой, Н.В. Тимошиной, Г.И. Климантовой, Л.Ю. Михеевой, Л.М. Пчелинцевой (исследование системы социальной защиты детства) [4], М.О Буяновой, В.Ю. Меновщикова, А.Н. Савина (организация профилактической и реабилитационной работы) и др. [9].

Технология и методика работы с детьми данной категории раскрывается в работах авторов Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Ф. Басов, Ю.В. Василькова [14]. Но вместе c тем недостаточно исследован потенциал специализированных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в процессе социальной защиты данной категории детей.

В настоящее время одной из актуальных проблем на пути решения данной задачи является организация работы с воспитанниками учреждений интернатного типа. Особое внимание при этом следует уделить необходимости глубоких изменений организации и содержания работы с детьми, склонными к девиантному поведению.

Поэтому темой научного исследования было выбрано определение особенности профилактики девиантного поведения детей-сирот средствами социокультурной деятельности среди воспитанников учреждений интернатного типа (на примере стационарного отделения «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»). Основой профилактической работы с воспитанниками является система педагогического воздействия на детей, склонных к девиантному поведению. Активное участие в работе принимают воспитатели, социальный педагог, а также руководители кружков и секций, которые посещают воспитанники [15]. Профилактическая работа включает несколько аспектов:

1. Социальный: приобретение и развитие социальных качеств личности, опыта общения и освоения общественных норм поведения.

2. Культурный: овладение культурными ценностями общества, культурой поведения и отношений.

3. Психолого-педагогический: психическое и личностное развитие ребенка.

Зачастую отклоняющееся поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера для ребенка могут стать предметом подражания, следствием чего у него могут возникнуть формы девиантного поведения - агрессия, алкоголизм, наркомания, курение и другие [16]. Обращая внимание на слова и поведение и слова ребёнка, мы можем сделать выводы об отношениях в семье. Многие ученые подчеркивают, что жестокие дети вырастают именно в тех семьях, где практикуются жестокое отношение к детям, издевательство и насилие [17].

Материалы и методы

В качестве теоретической основы исследования использованы труды Выготского Л.С., Лисиной М.И., Мухиной В.С., Киселёвой Т.Г., Макаренко А.С., Очаровой Р.В. и многих других [13].

ГКУСО ВО «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» открыто с начала 2003 года как социальный приют для детей на 30 мест. С 2004 года учреждение функционирует как социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Для нашего исследования мы выбрали группу детей, имеющих склонность к девиантному поведению, состоящую из 13 человек. В основном, это мальчики 9-11 лет, неоднократно привлекавшиеся к дисциплинарному воздействию со стороны органов власти.

Исследуемую группу детей характеризует: импульсивность, низкий уровень притязаний, неадекватная реакция на замечания, пассивное отношение к социальному порядку.

Мы выяснили ситуацию с жестоким обращением в семьях детей, принявших участие в нашем исследовании. Детям были предложены несколько вариантов возможных наказаний, из которых нужно было выбрать те, которые к ним применялись.

Для того, чтобы определить творческие наклонности, которые имеют дети, принявшие участие в исследовании, был проведен тест «Творческий потенциал» [18].

Для исследования системы ценностей воспитанников приюта, мы использовали методику М. Рокича «Ценностные ориентации» [19].

Результаты и обсуждение

Группа детей, принявших участие в исследовании, примерно одного возраста. Они уже адаптировались к условиям приюта, друг другу. Установился определенный стиль отношений с коллективом детей, к специалистам учреждения.

Прежде всего, мы решили узнать какие обстоятельства стали причиной их нахождения в реабилитационном центре.

Результаты опроса можно увидеть в диаграмме (рис. 1).

□ Закрывали в комнате

□ Ставили в угол

□ Применяли рукоприкладство

□ Лишали питья или еды

□ Пугали изгнанием из дома

Рисунок 1. Варианты применяемых к детям наказаний (составлено авторами)

Затем мы решили узнать причины, по которым применялось наказание. Основными причинами стали (рис. 2):

□ Неуспехи в школе

□ Задержался с друзьями

□ Ссора между родителями

□ Состояние опьянения родителей

□ Без причины

Рисунок 2. Причины наказания (составлено авторами) Далее, мы опросили детей на тему того, что заставило бы детей покинуть приют (рис. 3):

□ Конфликты с другими детьми

□ Если выгонят

□ Конфликты со взрослыми

□ Затруднились ответить

□ Ни за что не покинули бы приют

Рисунок 3. Причины покинуть приют (составлено авторами)

Следующее, что стало предметом нашего опроса, это то, почему дети могут пойти на преступление (рис. 4):

□ Скука

□ Жестокость

□ Влияние СМИ

□ Интерес

□ Психическое заболевание

□ Затруднились ответить

Рисунок 4. Почему дети могут пойти на преступление (составлено авторами) Страница 5 из 12

На вопрос, что влияет на развитие у таких детей отрицательного поведения, ответы распределились так (рис. 5):

□ Окружающая среда

□ Влияние взрослых

□ Затруднились ответить

Рисунок 5. Что влияет на развитие отрицательного поведения (составлено авторами)

Девиантное поведение детей-сирот обуславливается главным образом влиянием внешней среды, а также личностными особенностями ребёнка, от которых зависит реакция на различные жизненные трудности.

Отклоняющееся поведение нарушает нормы нравственности и этики, закреплённые в понятии общих ценностей человечества, к которым относят чувство долга, вежливость, толерантность, хорошие манеры, дисциплинированность и так далее. Под соблюдением этих норм понимается добровольный отказ от ряда поступков, которые могут причинить окружающим вред.

Социально-культурная деятельность учреждения интернатного типа определяется как специально организованная деятельность детей-сирот, осуществляемая ими в свободное время, ориентированная на удовлетворение духовных потребностей, на предупреждение девиантного поведения и воспитание позитивной направленности личности. Социальное развитие воспитанников интернатных учреждений связано с основными этапами их творческого роста в культурно-досуговой деятельности.

Социокультурная работа, на наш взгляд, является одним из лучших средств воспитательной работы. Она способствует раскрытию духовного и творческого потенциала человека. Именно в процессе этой работы целенаправленно корректируются отношения и связи между людьми.

Для того, чтобы выявить интерес детей к той или иной сфере деятельности, было проведено анкетирование. Нами разработана анкета, состоящая из 10-ти вопросов:

1. Как ты проводишь свободное от уроков время?

2. Кто твои друзья?

3. Посещаешь ли ты кружки, секции? Какие?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Чем увлекаешься?

5. Какой у тебя любимый праздник?

6. Нравится ли тебе посещать музеи, выставки с педагогами?

7. Любишь ли ты природу?

8. Нравится ли тебе участвовать в различных мероприятиях?

9. Нравится ли тебе ухаживать за животными? Какими?

10. Какие поделки можешь сделать своими руками?

При анализе результатов анкеты мы определили, что 50 % опрошенных детей свободное время проводят в кружках, в основном спортивных и посвященных рукоделию; 25 % с радостью посещают выставки и музеи с педагогами реабилитационного центра; 92 % любят природу и помогают ухаживать за растениями; 80 % нравится ухаживать за животными; 20 % детей принимают активное участие во всех стационарных и школьных мероприятиях; 80 % детей имеют увлечения.

Результаты анкетирования позволили нам определить интересы детей для разработки мероприятий, которые с ними будут проводиться и включения их в культурно-досуговую деятельность.

Тест «Творческий потенциал» помог нам определить, что низкий уровень потенциала у 20 % детей, средний - у 70 %, высокий - у 10 % воспитанников, принявших участие в исследовании (рис. 6).

□ Низкий уровень

□ Средний уровень

□ Высокий уровень

Рисунок 6. Творческий потенциал (составлено авторами)

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Результаты выявления ценностных ориентаций по методике М. Рокича можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1

Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»

№ п/п Ценности Средний балл

1 Хорошее образование 3,3

2 Счастливая семья 4

3 Хорошее здоровье 4,5

4 Хорошая работа и карьера 6,2

5 Дружба 8

6 Деньги (богатство) 7,9

7 Уважение и восхищение окружающих 8,5

8 Хорошая пища 9,2

9 Хороший дом, квартира 9,6

10 Уверенность в себе самоуважение 10

11 Счастье близких людей 10,1

12 Красивая одежда, украшения 10,6

13 Власть или положение в обществе 12

14 Достижения в искусстве, музыке, спорте 11

15 Сохранение жизни и здоровья 12,9

16 Наука как познание нового 10

17 Слава 8,1

18 Благополучие государства 69,6

Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что для детей, воспитывающихся в интернатном учреждении в количестве 30 детей, важнее всего -

благополучие государства, далее идёт жизнь и здоровье, затем власть, положение в обществе, достижения в спорте, искусстве, красивая одежда и так далее. Наименее значимую роль в жизни этих детей играет хорошее образование.

План работы с детьми-сиротами по профилактике девиантного поведения средствами социокультурной деятельности

Исходя из результатов всех проведённых методик, нами был намечен и реализован план работы с детьми. Он оформлен в нижеприведённой таблице (таблица 2).

Работа с детьми осуществлялась в течение трех лет: с 2016 г. по 2019 г.

В процессе работы происходило тесное сотрудничество с воспитателями стационарного отделения, педагогом-психологом. Часто проводилась профилактическая работа, включающая в себя индивидуальные и групповые беседы с воспитанниками.

Таблица 2

План работы с детьми-сиротами по профилактике девиантного поведения средствами социокультурной деятельности

№ п/п Форма работы Тема

1 Лекции с «СПИД - стоп»

воспитанниками «Толерантность»

Видеосалон «Наркотикам - нет»

2 «Воспитание трудных подростков» «Сын полка» «Детки»

3 Беседы с воспитателями «Как вести себя в нестандартной ситуации» «Чего боятся дети» и др.

4 Круглый стол «Логические загадки» «Семь - Я» «Курение: мифы и реальность»

5 Часы общения «Как ладить с людьми»

Тематические мероприятия: «Цветы победы» (творческая мастерская) «Цветок семейного счастья» (познавательный досуг)

6 Посещение храма, знакомство с его историей, иконой равноапостольных святых Кирилла и Мефодия Литературный час «У Лукоморья дуб зеленый»

7 Игры и тренинги Шуточная олимпиада «Спорт против вредных привычек» Конкурс рисунков «Семейный портрет» Развлекательно-игровая программа «Цветик-семицветик»

С воспитанниками стационарного отделения была проведена целенаправленная работа по предупреждению дурных привычек и форм антиобщественного поведения. В групповой работе с детьми использовались: беседы, дискуссии, лекции, статусно-ролевые игры, культурно-развлекательные мероприятия, спортивно-оздоровительные игры.

Индивидуальная работа включала в себя беседы, психологическое консультирование, индивидуальное диагностирование.

Также использовался комплекс культурно-воспитательных мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию девиантного поведения подростков.

Отдельный блок программы профилактики составила социокультурная деятельность, предполагающая использование различных социально-педагогических и психолого-педагогических методик с целью повышения уровня социализации воспитанников.

Чтобы выяснить, насколько эффективным оказалась наша социокультурная деятельность, способствовала ли она развитию творческих способностей, было проведено диагностирование, которое показало следующие результаты (рисунок 7):

□ 2016 □ 2019

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Низкий уровень Средний уровень Выскоий уровень Рисунок 8. Динамика уровня творческих способностей детей-сирот

Мы видим, что после проведения культурно-досуговой работы уровень творческих способностей воспитанников учреждения вырос. Например, если показатель низкого уровня уменьшился на 10 %, то показатели среднего и высокого уровня поднялись ещё на 5 %. Это подтверждает, что социокультурная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие личности.

Рекомендации по организации социально-культурной

деятельности, для стационарного отделения социально-реабилитационного

центра для несовершеннолетних

Программа социально-культурной деятельности, разработанная для стационарного отделения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, может применяться в деятельности государственных организаций при профилактической работе с детьми-сиротами, склонными к отклоняющемуся поведению, а также в проектировании коррекционных мероприятий с детьми, обладающими девиантным поведением. Также мы рекомендуем использование нашего опыта в разработке программ профилактической направленности в досуговой и образовательной сферах, в деятельности общественных организаций и волонтеров, в социально-реабилитационных центрах, в системе переподготовки кадров и повышения квалификации для специалистов социозащитных учреждений, органов опеки и попечительства, в учебном процессе вузов при подготовке социальных педагогов и технологов социально-культурной деятельности.

Для специалистов же стационарного отделения ГКУСОВ «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» по профилактике девиантного поведения воспитанников мы рекомендуем следующее:

1. Создать творческую лабораторию воспитателей по разработке и апробации форм и способов организации педагогического взаимодействия.

2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми по актуальным проблемам с привлечением индивидуально-ориентированных средств.

3. Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать себя, исходя из его способностей и интересов.

4. Воспитателям, социальному работнику и педагогу-психологу ознакомиться с результатами диагностики с целью дальнейшей работы по формированию у детей-сирот правильных жизненных ценностей.

5. Педагогу-психологу организовать тренинг на тему жизненных целей воспитанников.

6. Продолжить работу по изучению интересов воспитанников, склонных к девиантному поведению и привлечению их в культурно-досуговую деятельность приюта.

Заключение

Профилактическая работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, определяется необходимостью своевременно предупредить возможные нарушения в личностном и интеллектуальном развитии детей, создать условия для полноценного развития на каждом возрастном этапе. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по большому счету, попадая в учреждения интернатного типа, уже относятся к «группе риска». Исходя из этого, профилактика девиантного поведения в учреждении будет заключаться в формировании благоприятных условий среды, социально-психологического климата, в ранней диагностике возможностей, индивидуальных особенностей личности, диагностике детей, имеющих склонность к отклоняющемуся поведению, повышение адаптивных возможностей, уменьшение проявлений дезадаптивного поведения и предупреждения возникновения девиаций в процессе социализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008. - 416 с.

2. Макаренко A.C. Некоторые проблемы теории и практики воспитания / A.C. Макаренко // Лед. соч.: в 8 т. Т.1. - М., Просвещение, 1983. - 201 с.

3. Семенова В.Д. Взаимодействие школы и социальной сферы / В.Д. Семенова. -М., Просвещение, 1986. - 134 с.

4. Нестеров А.Ю. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная политика и социология. -2010. - №5. - С. 213-223.

5. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М., Просвещение, 1981. - 112 с.

6. Кудрявцев В.Н., Нересянц B.C., Кудрявцев Ю.В. Социальные отклонения. Введение в теорию. - М., Просвещение, 1984. - 346 с.

7. Сидоренко Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности: дис. ... д-ра филол. наук. - М., Просвещение, 1997. - 254 с.

https:// mir-nauki. com

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21.

22. 23.

Фортова JI.K. Социально-педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков: дис. докт. пед. наук: 13.00.01 / Л.К. Фортова. - М., 2002. - 435 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лобатюк В.В. Социальные технологии профилактики сиротства в условиях современного российского общества // Отечественный журнал социальной работы. - 2009. - №1. - С. 45-51.

Дубровская О.С., Лешкевич И.А., Чичерин Л.П. Оказание экстренной психологической помощи детям и подросткам. - М.: Просвещение, 1990. - 98 с.

Холмогорова А.Б. Здоровье и семья: модель анализа семьи как системы // Развитие и образование особенных детей / под ред. В.И. Слободчикова, В.К. Зарецкого. - М.: Инт-т пед. инноваций РАО, 1999. - 537 с.

Сутужко В.В. Социальная оценка: социально-философский анализ. - М., Академический Проект, 2005. - 186 с.

Закомолдина Т.О. Технология социальной работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: на примере Самарской области и городского округа Тольятти: монография. - Тольятти: Российский государственный университет, филиал в г. Тольятти, 2007. - 76 с.

Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях / под ред. В.И. Жукова. - М.: Изд-во российского государственного социального университета, 2009. - 452 с.

Велиханова Н.Ф. Психолого-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных детей и младших подростков в условиях школы-интерната: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Ф. Велиханова. - Коломна, 2000. - 210 с.

Саленко Н.О. Работа с родителями из семей группы риска - важное направление деятельности органов социальной защиты населения // Работник социальной службы. 2008. - №2. - С. 35-53.

Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребёнка // Дефектология. 2009. - №1. - С. 47-50.

Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.: НГИК, 2008. - 125 с.

Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М.: Академия, 2008. - 160 с.

Волохов А.В., Журавлев М.И. Социализация ребенка в условиях детского оздоровительного центра: концептуальные основы. М.: НИИ семьи, 2009. - 256 с.

Герасимова И.А. Воспитательный потенциал социально-культурной деятельности в процессе профилактики девиантного поведения сирот: исторический аспект // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 35-46.

Корнилова Т.В., Григоренко Е.А., Смирнов С.Д. Подростки группы риска. СПб.: Питер, 2010. - 336 с.

Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. М.: ИНФРА-М, 2012. - 218 с.

Pronyushkina Tatyana Gennadevna

Vladimir state university named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov, Murom, Russia

Murom institute E-mail: TGPron@yandex.ru

Ukolova Olga Nikolaevna

Vladimir state university named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov, Murom, Russia

Murom institute E-mail: TGPron@yandex.ru

Theoretical model of preventive work in residential institutions

Abstract. The article deals with the impact of socio-cultural activities on the prevention of orphans deviant behavior. The solution to the problem of socio-cultural development of orphans should be sought in the field of leisure. The study developed a theoretical model of preventive work, which includes the main directions, mechanisms and principles of involvement of pupils prone to deviant behavior in the cultural and leisure environment of the institution. The aim of the study was to determine the features of the prevention of deviant behavior of orphans by means of socio-cultural activities among the pupils of residential institutions (for example, the stationary Department of the "Murom social rehabilitation center for minors"). The theoretical model is a program of activities for children-pupils of the boarding school in order to prevent the development of deviant behavior.

The materials, main provisions and conclusions of the study can be used in the practice of modern boarding school.

Keywords: theoretical model; preventive work; pupils of boarding schools; deviant behavior; social and cultural activities; prevention; program of activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.