блока актуализации направлен на создание у будущих педагогов положительной установки на изучение материала спецкурса; формирование у них убеждений о педагогических преимуществах ЭУМК и того, что подготовленность педагога к осуществлению компьютеризированного учебного процесса является неотъемлемой частью его профессиональной компетентности. Учебный материал психологического блока, направлен на формирование у будущего педагога знаний психологических основ использования ЭуМк в процессе его осуществления. В педагогическом блоке раскрывается сущность ЭУМК как дидактического средства, методы и формы организации педагогического процесса с использованием ЭУМК.
Процессуальный компонент - особенности деятельности субъектов педагогического процесса в вузе обусловливаются переходом деятельности студентов от учения под руководством к самообучению и самоконтролю. Деятельность преподавателя при этом направлена на оказание студенту помощи по организации учебно-познавательной деятельности. В задачу преподавателя входит: отбор содержания, методов, средств и форм организации процесса, направленного на формирование у студентов системы знаний и умений, обеспечивающей эффективность осуществления педагогической деятельности; создание у будущих педагогов положительной мотивации деятельности, осуществляемой на спецкурсе; управление процессом усвоения сту-
дентами содержания спецкурса и осуществление контроля качества получаемых образовательных продуктов; организация рефлексивной деятельности студентов; оказание помощи в процессе самокоррекции.
Студенты в процессе освоения содержания спецкурса включаются в следующие виды деятельности: восприятие, осмысление и запоминание нового учебного материала; работа с литературными источниками; разработка учебно-методических материалов для создания электронных учебных изданий; составление методических рекомендаций по использованию ЭУМК в процессе обучения; планирование и проектирование уроков с применением ЭУМК; разработка ЭУМК в среде программы Frontpage; использование шаблонов программы «Конструктор сайтов» в проектировании ЭУМК. Результат подготовки будущего педагога - оценочная категория, представляющая собой сумму показателей, сформированность которых свидетельствует о готовности будущих педагогов проектировать и использовать ЭУМК в учебном процессе. Диагностика наличия этих показателей осуществляется в ходе анкетирования, компьютеризированного мини-тестирования, проверки конспектов изученных студентами работ, отчетов, анализа и самоанализа продемонстрированных фрагментов уроков, оценки качества выполненных исследовательских заданий.
Библиографический список
1. Везиров, Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии в формировании проектной компетенции магистров педагогического образования // Вестник университета. - 2012. - № 10.
2. Демкин, В.П. Принципы и технологии создания электронных учебников / В.П. Демкин, В.М. Вымятин. - Томск, 2002.
Bibliography
1. Vezirov, T.G. Informacionnihe i kommunikacionnihe tekhnologii v formirovanii proektnoyj kompetencii magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya // Vestnik universiteta. - 2012. - № 10.
2. Demkin, V.P. Principih i tekhnologii sozdaniya ehlektronnihkh uchebnikov / V.P. Demkin, V.M. Vihmyatin. - Tomsk, 2002.
Статья поступила в редакцию 03.03.13
УДК 376.6
Kazayeva E.A. MODELING OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY OF BOARDING SCHOOLS AS AN INSTRUMENT OF PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF ORPHAN CHILDREN. Problems of prevention of deviant behavior of orphan children are considered in the article. The author proposes working out and realization of model of social and cultural activity of boarding schools as one of ways of solutions of this problem. The structure and staging of realization of model is described.
Key words: deviant behavior, prevention, orphan children, model.
Е.А. Казаева, д-р пед. наук, проф. каф. социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО
«Шадринский гос. педагогический институт», г. Шадринск, E-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
В статье рассматриваются проблемы профилактики девиантного поведения детей-сирот. Автор предлагает разработку и реализацию модели социально-культурной деятельности интернатных учреждений в качестве одного из способов решения обозначенной проблемы. Описывается структура и этапность реализации предложенной модели.
Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, дети-сироты, модель.
Изменения, происходящие сегодня в современной России жёсткости, агрессивности, преступности, тенденцией к увели-
в различных сферах жизни, экологическое и экономическое не- чению безнадзорности и беспризорности, ранней алкоголиза-
благополучие, социальная нестабильность, усиление влияния ции, табакокурения, токсикомании, наркомании среди подрост-
псевдокультуры, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, ков. Особое беспокойство вызывает снижение «возрастных гра-
чрезмерная занятость родителей и т.п. особенно болезненно ниц» детской преступности в сторону омоложения. Практически
отразились на преобладающей части подростков, обусловив де- для всех регионов России характерны тенденции к возрастанию
формацию институтов социализации. В этих условиях возника- детской преступности, а также снижению среднего возраста не-
ют серьёзные предпосылки для зарождения у подростков деви- совершеннолетних правонарушителей до 11 лет. В этой связи
антного поведения, причинами возникновения которого, явля- отмечается необходимость организации целенаправленной ра-
ются разнообразные факторы: от психобиологических до соци- боты с подростками девиантного поведения. Особенно остро эта
альных. Формы проявления девиантного поведения также раз- проблема встает перед обществом в отношении детей-сирот и
нообразны: от незначительных проступков до общественно опас- детей, оставшихся без попечения родителей.
ных деяний. Выявленная специфика проявлений девиантного поведения
Актуальность данной проблемы обусловлена резким уве- детей-сирот стала основой разработки структурно-функциональ-
личением и продолжающимся ростом подросткового нигилизма, ной модели социально-культурной деятельности интернатных
учреждений как инструмента профилактики девиантного поведения детей-сирот.
В основу разработки модели социально-культурной деятельности интернатных учреждений как инструмента профилактики девиантного поведения детей-сирот были положены системный, личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический подходы, т.е. в модели воспроизводится система связей и отношений, обеспечивающая ее реализацию в профилактике девиантного поведения детей-сирот «при условии отвлечения от других его сторон» [1].
Системный подход в разработке структурно-функциональной модели предполагает ее рассмотрение как комплекса взаимосвязанных элементов. Элементы модели образуют целостную систему, т.к. будучи взяты по отдельности, они способны обеспечить только решение ряда частных задач [2, с. 263]. И только их совокупность дает возможность достигнуть цели -воспитание позитивной направленности детей-сирот в процессе профилактики девиантного поведения средствами социально-культурной деятельности. Также системный подход предполагает осуществление целевого анализа как системы в целом, так и отдельных ее компонентов. Тот или иной компонент может быть отнесен к системе в меру его участия в достижении цели.
Целевая целостность предполагает раскрытие компонентного состава системы и взаимосвязи отдельных компонентов, образующих данную систему, что дает представление о структуре системы, о ее внутренней организации. Предлагаемая структурно-функциональная модель включает в себя ряд взаимосвязанных взаимообусловленных блоков.
В разработке структурно-функциональной модели социально-культурной деятельности интернатных учреждений как инструмента профилактики девиантного поведения детей-сирот цель выступает системообразующим фактором, определяет содержание других элементов и проектирует результат функционирования данной системы.
Системный подход предполагает четкую постановку проблемы, определения средств ее решения, способствует улучшению организации исследования и анализа систем и подсистем, направленных на решении исследуемой проблемы.
Личностно-ориентированный подход при решении выше обозначенной проблемы предусматривает организацию целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, направленного на воспитание позитивной направленности в процессе профилактики девиантного поведения.
Анализ исследований показывает, что лишь личностно-ориентированная модель взаимодействия, построенная на субъект-субъектных отношениях, создает благоприятные условия для полноценного развития ребенка, т.к. обеспечивает чувство психологической защищенности и доверия к миру [3, с. 29-32]. Данное положение (проявление самостоятельности, инициативности, позитивная направленность личности), по нашему мнению, будет учитываться в том случае, когда в достаточной степени дети-сироты владеют коммуникативными навыками, знаниями о последствиях девиантных форм поведения, здоровом образе жизни, правилах культуры поведения, а также способностью продуктивно использовать свободное время и участвовать в мероприятиях культурно-досуговой деятельности.
В целом личностно-ориентированный подход предполагает ориентацию на развитие творческого потенциала личности и позволяет учесть индивидуальные особенности каждого воспитанника посредством включения в рефлексивно-творческую деятельность, способствует самореализации и личностному росту детей-сирот.
Для построения структурно-функциональной модели мы опираемся на определение субъект-субъектного взаимодействия, данное В.Г. Мараловым [4, с. 30] суть, которого заключается в том, что модель, в которой и педагог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают определенной свободой в построении своей деятельности, характерными признаками которой являются возможность осуществлять свой выбор, строить через это свою личность.
В основе деятельностного подхода лежит представление о том, что разносторонне развитая личность формируется в разнообразных видах деятельности, только в деятельности происходит развитие личности. Организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности способствует познанию себя и окружающего мира, способов и правил взаимодействия с другими, приобретению жизненного опыта и формированию нравственных ценностей. Процесс воспитания при этом рассматривается с позиции личностной обусловленности всех его участников. Концептуальные общенаучные основы дан-
ного подхода представили в своих исследованиях учёные: Л.С. Выготский [5], А.Н. Леонтьев [6, с. 94-231], С.Л. Рубинштейн [7] и др.
Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Именно в деятельности, когда возникают, актуализируются, удовлетворяются потребности человека, рождаются мотивы, интересы, эмоции, формируются ценностные ориентации, в деятельности человек усваивает законы жизни, приобретает и изменяет ценности.
Значение деятельностного подхода в нашем исследовании состоит в том, что он позволяет:
- рассмотреть особенности деятельности детей-сирот и педагогов в процессе профилактики девиантного поведения посредством технологий социально-культурной деятельности в их взаимодействии;
- определить, что деятельность детей-сирот и педагогов в организации профилактики девиантного поведения посредством технологий социально-культурной деятельности носит системный, целенаправленный характер и определяется их индивидуальными особенностями, мотивами и условиями воспитательного процесса интернатных учреждений:
- утверждать, что деятельность педагогического состава по профилактике девиантного поведения направлена на максимально полное раскрытие личностного потенциала несовершеннолетних.
Культурологический подход предполагает развитие социальной активности детей-сирот как меры саморазвития человека в образовательном пространстве, учет в процессе воспитания позитивной направленности: культурных ценностей, исторических и этнических традиций, их единство с общечеловеческой культурой, выработку педагогической культуры, самореализацию всех субъектов воспитательно-профилактического процесса. Именно такой подход позволяет в нашем исследовании ориентироваться не столько на знания, сколько на воспитание позитивной направленности с ориентацией на духовно-нравственные ценности, на активную преобразующую деятельность, на воспитание культуры отношений.
Значение культурологического подхода в процессе профилактики девиантного поведения состоит в том, что он позволяет детям-сиротам продуктивно использовать свободное время:
- принять участие в творческой деятельности (реализация творческих задач, содружества, обязанностей), в развлекательных мероприятиях и игровых соревнованиях;
- проявить себя в качестве субъекта социально значимой деятельности, ощутить себя творцом, получить непосредственное признание своей деятельности;
- развивать в себе способности оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве.
Рассмотрев методологическую основу структурно-функциональной модели социально-культурной деятельности интернатных учреждений как инструмента профилактики девиантного поведения детей-сирот, необходимо рассмотреть ее принципы.
Так, структурно-функциональная модель социально-культурной деятельности интернатных учреждений как инструмент профилактики девиантного поведения детей-подростков основывается на следующих принципах.
- Принцип социализации - предполагает усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной социально-культурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие отношение индивида к миру, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и т.п.
- Принцип культурологический - требует организации разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности, способствует познанию себя и окружающего мира, правил взаимодействия с социальной средой, приобретения жизненного опыта и формированию нравственных ценностей.
- Принцип антропологический - представляет комплекс наук о человеке, обществе и культуре, который предполагает развитие личности, формирование личности как субъекта культуры, создание условий для развития личности и конструктивного удовлетворения потребности в самоутверждении, приобщение личности к культуре. Это процесс становления и развития человека в физическом, духовном, душевном, социальном измерениях.
- Принцип профилактической направленности - этот принцип предполагает включение воспитанников интернатных учреждений в социально-культурную деятельность, которая требует социальной активности, а именно расковать инициативу, творчество, самостоятельность, а также волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, для вы-
работки определённых способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям личности.
- Принцип парциальности - этот принцип даёт представление о воспитании антинаркотической, антиалкогольной устойчивости как о части общего воспитательного процесса, который направлен на формирование психогигиенической основы поведения и обеспечение устойчивости в отношении всех факторов девиантных форм поведения.
- Деятельностный принцип - знания о последствиях девиантного поведения, здоровом образе жизни, продуктивном использовании свободного времени, которые должны стать основой для формирования мотивации участия в различных видах социально-культурной деятельности с целью предотвращения девиаций различного рода. С одной стороны, такая деятельность
- своеобразный результат сформировавшейся мотивации и потребности участия в социально-культурной деятельности, с другой - в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «подросток - окружающий мир».
Целевой блок представлен целью и раскрывающими его задачами. В своем исследовании мы опираемся на определение цели как идеального мысленного предвосхищения результатов деятельности. Целью предложенной нами структурно-функциональной модели является воспитание позитивной направленности детей-сирот, уверенности в своей способности влиять на собственную жизнь, посредством активного включения в социально-культурную деятельность, направленную на раскрытие творческих способностей, профилактику девиантного поведения.
Реализация поставленных далее задач позволяет достичь поставленной цели, так как выполнение каждой из задач несет с собой определенный вклад в формирование критериев воспитания позитивной направленности детей-сирот в процессе профилактики девиантного поведения посредством социально-культурной деятельности интернатных учреждений.
Для реализации предлагаемого содержания необходимо наличие методического блока, который включает в себя методы, формы, средства реализации выделенных направлений социально-культурной деятельности интернатных учреждений по профилактике девиантного поведения детей-сирот.
Работа по профилактике девиантного поведения детей-си-рот строилась по следующим направлениям.
- Познавательно-образовательное направление заключается в оказании содействия в приобретении навыков культуры быта и культуре поведения, знаний о последствиях девиантного поведения, коммуникативных навыков, профессиональной ориентации детей-сирот, наличии жизненных и профессиональных планах (важное значение имеют тренинги, диспуты, дискуссии, лекции, беседы, конкурсы, просмотры видеофильмов и т.д.).
- Социально-значимое направление заключается в развитии способности считаться с нормами коллективной жизни, общественными интересами, продуктивном использовании свободного времени, что предупреждает формирование отклоняющегося поведения. Нравственность, или мораль - совокупность исторически сложившихся принципов, норм, правил и предписаний, регулирующих поведение личности в различных областях её деятельности. Принцип нравственного воспитания - это принцип воспитания на положительных примерах. Нравственное воспитание в интернатных учреждениях должно осуществляться, по нашему мнению, в сфере общения с педагогическим коллективом, сверстниками, ближайшим окружением через систему нравственного просвещения (посещение театра, музеев, выставок, этические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми и т.д.).
В процессе развития личности важно учитывать ее способность к восприятию и пониманию прекрасного во всем многообразии его проявлений. В этой связи одним из важных направлений является культурно-эстетическое направление. Его цель -раскрытие творческих способностей, развитие эстетического вкуса, способности к эмпатии, толерантности, способности оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в искусстве и жизни. Педагогическая задача коллективов интернатных учреждений состоит в том, чтобы вовлечь детей-сирот в разнообразную социально-культурную деятельность, которая способствует развитию коммуникативных навыков, инициативности и самостоятельности. Данное направление представлено следующими досуговыми мероприятиями: шоу-дискотеки, шоу-представления, викторины, вечера отдыха, творческие конкурсы «У самовара», «Звездочка на погоны», встречи с музыкантами, поэтами, посещение театра, выставок, организация кружков по интересам, коллективов самодеятельного творчества и т.д.
- Спортивно-оздоровительное направление обусловливает обеспечение и сохранение жизнеспособности, развитие и ук-
репление здоровья, физических способностей человека, связано с воспитанием у детей-сирот ценностного отношения к здоровью, воспитание воли и характера, моральных качеств, эстетических и нравственных представлений о здоровом образе жизни. Таким образом, осуществляется связь физического, нравственного и эстетического воспитания. Развитию данного направления способствует организация кружков, спортивных секций, спортивно-игровых программ, спортивных праздников, встреч с людьми, которые имеют непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастера спорта).
Реализация данных направлений, значимых в плане профилактики девиантного поведения, воспитания позитивной направленности детей-сирот опосредованы организацией разнообразных форм социально-культурной деятельности. Следует отметить взаимосвязанность, взаимозависимость данных направлений и форм, что позволяет рассматривать профилактику девиантного поведения с использованием разнообразного содержания социально-культурной деятельности в качестве специальной профилактики, системы мер, ориентированных на воспитание положительных качеств личности способной к позитивному преобразованию себя, своих отношений с окружающим миром.
На основе самостоятельности, достижения определенных успехов при участии в различных мероприятиях социально-культурной деятельности, формируется инициатива в действиях воспитанников, появляется потребность в общении, участия в общественной жизни. Это позволяет получить от этого позитивные эмоции, побуждающие к дальнейшей творческой деятельности.
Данные направления обеспечивают формирование правильного поведения, профилактику вредных привычек, воспитание здорового образа жизни, развитие творческих усилий и способностей, ценностей, и установок, интеллектуальное и духовное обновление, определяющее позитивную направленность детей-сирот.
Для обеспечения успешного функционирования разработанной модели в методическом блоке определены педагогические условия, которые взаимосвязывают целевой блок с методическим, определяя его особенности и представляет этапы деятельности педагога-организатора.
Так, первым этапом в работе педагога является выявление уровня адаптации и включения детей-сирот в социально-культурную среду интернатного учреждения. Адаптация и включение в социально-культурную среду проводится в рамках спортивно-оздоровительного направления, также используются игровые методики социально-культурной деятельности. Первый этап состоит из наблюдений, индивидуальных бесед, тестирования, анкетирования, проведения спортивно-игровых программ, ролевых игр, тренингов и т.д.
На втором этапе задача педагога-организатора состоит в необходимости создания и функционирования благоприятной досуговой микросреды и психологического климата, способствующих социализации личности детей-сирот, ее развитию и само-осуществлению.
На третьем этапе активизируется познавательно-образовательное направление. Использование образовательных методик социально-культурной деятельности способствует противостоянию роста асоциального поведения детей-сирот, формированию социально значимых качеств, культурных норм и ценностей, культуры поведения и общения. Социально-культурные методики вовлечения детей-сирот в плодотворную и осознанную культурно-досуговую деятельность, раскрытие творческих способностей, развитие духовных качеств, организация развивающей жизнедеятельности детей-сирот при включении в социально-культурную среду интернатного учреждения. Так, создаются условия, в которых воспитанники смогут в максимальной мере проявить досуговую инициативу, творческие возможности, коммуникативные навыки, самостоятельность, активность и ответственность. Второй этап состоит из подготовки и организации социально-культурных мероприятий (бесед, классных часов, диспутов, тренингов, дискуссий, конкурсов, концертов, вечеров, выставок, игровых, танцевальных, спортивных программ и т.д.).
Третий этап направлен на работу с социальным окружением. Организационно-педагогическая работа проводится в рамках общественно-значимого направления, способствующего повышению самостоятельности в выборе и реализации досуговых потребностей, способности контролировать свое свободное время, формированию ответственного поведения, профилактики вредных привычек и т.д. Педагогом-организатором организуется работа с органами опеки, встречи с представителями ПДН (комиссия по делам несовершеннолетних), прокуратуры, нарко-
логической службы, правоохранительными органами, представителями рабочих профессий, ветеранами войны и труда, со специалистами образовательных, социальных, психологических, медицинских и иных учреждений.
Конкретным результатом работы педагога-организатора является установление благоприятного психологического климата в интернатном учреждении, так как он отражает качественную сторону межличностных отношений, способствует развертыванию творческого потенциала личности детей-сирот, предупреждению и профилактике девиантного поведения, воспитанию позитивной направленности.
Следующим блоком является оценочно-результативный, выстроенный в соответствие со структурой профилактики девиантного поведения, который отражает предполагаемый итог работы по данной модели - это воспитание позитивной направленности детей-сирот.
Компоненты процесса воспитания позитивной направленности детей-сирот, каждый из которых имеет свое наполнение, выступают следующие:
- когнитивный компонент - вооружение воспитанников знаниями о здоровом образе жизни, правилах культуры поведения, последствиях девиантного поведения;
- эмоционально-мотивационный компонент - формирование у детей-сирот мотивов продуктивного использования свободного времени, культуры поведения, участия в социально-культурной деятельности, удовлетворение от процесса и результатов деятельности, самостоятельность, активность, способность к эмпатии;
- деятельностный компонент - формирование социально значимых действий, отношение к учебной и трудовой деятельности, наличие коммуникативных навыков, участие в развивающих формах социально-культурной деятельности (в том числе в самодеятельном творчестве), включение воспитанников во взаимодействие с социальной средой в процессе социальнокультурной деятельности, на основе устойчивого поведения к различным формам девиаций.
В блоке представлены критерии: жизненные и профессиональные планы, знания о сущности здорового образа жизни, последствиях девиантного поведения, культуре поведения, способность к эмпатии, способность считаться с нормами коллективной жизни, инициативность, самостоятельность, ответственность. Наличие коммуникативных навыков, сформированность социально одобряемой общественной активности, продуктивное использование свободного времени. Уровни низкий (допустимый), средний (исполнительский), высокий (инициативный) и показатели эффективности осуществляемой деятельности.
Любая система может успешно функционировать и развиваться при соблюдении определенных условий.
Применительно к данной работе под педагогическими условиями мы понимаем совокупность необходимых мер, способствующих успешности профилактики девиантного поведения детей-сирот в интернатных учреждениях.
Отдельные, случайно выбранные условия не могут существенно повлиять на эффективность того или иного педагогического явления, поэтому необходим гибкий, динамично развивающийся комплекс условий, учитывающий развертывание основных педагогических процессов [8].
Комплекс педагогических условий мы рассматриваем как совокупность взаимосвязанных педагогических условий, реализация которых будет способствовать повышению эффективности профилактики девиантного поведения детей-сирот посредством технологий социально-культурной деятельности.
Таким образом, на основании вышеизложенного, мы считаем, что комплекс педагогических условий профилактики девиантного поведения посредством технологий социально-культурной деятельности включает следующие:
Первое педагогическое условие - организация социальнокультурной воспитательной среды интернатного учреждения.
Под социально-культурной средой мы понимаем воспитательную среду сферу действия малых групп и входящих в нее личностей. В число составных элементов микросреды включается пространство деятельности и общения. Социально-культурная среда интернатного учреждения особая воспитательная система, в которую включен каждый несовершеннолетний. Она дает детям-сиротам возможность осваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, благодаря которым они становятся полноправными членами общества, то есть усваивают исторически сложившиеся формы культуры.
Важным моментом в организации воспитательной среды является установление благоприятного психологического климата, в интернатном учреждении, так как он отражает качествен-
ную сторону межличностных отношений, способствует развертыванию творческого потенциала личности детей-сирот, предупреждению и профилактике девиантного поведения, воспитанию позитивной направленности.
Построение социально-культурной воспитательной среды в интернатном учреждении предполагает организацию единого творческого педагогического пространства, социальной защищенности и комфортности с целью обеспечения свободной творческой деятельностью в соответствии с желаниями и склонностями детей-сирот. Социально-культурная среда интернатного учреждения, особая воспитательная среда, которую можно определить как взаимодействие педагогического коллектива и воспитанников, в результате которого возникают различные социальные связи, эмоциональные отношения (симпатии, антипатии), познавательные интересы (взаимная оценка друг друга), поведенческие отношения (конкретные действия по отношению друг к другу). Помощь воспитателя в осознании своей ценности дает воспитаннику эмоциональное удовлетворение, ощущение своей значимости для окружающих, что способствует более активному принятию им предлагаемых правил поведения, новых для него принципов и нравственных ценностей. Осознание своей человеческой ценности, так необходимое детям-сиротам, приходит тогда, когда педагог-воспитатель начинает замечать сам и обращать внимание окружающих на его позитивные качества и свойства.
Второе педагогическое условие - создание согласованного взаимодействия педагогов интернатного учреждения в процессе профилактики девиантного поведения детей-сирот.
Согласованное взаимодействие педагогов интернатного учреждения нами условно дифференцированно на внутреннее и внешнее. Внутреннее взаимодействие объединяет специалистов интернатного учреждения - воспитателей, педагогов, в том числе и социальных работников, психологов. Условие ориентировано на проведение обучающей работы с персоналом, а именно: презентацию разработанного комплекса мер, методов исследования, обучающих семинаров, тренингов, групповых занятий, использование инновационных методов: «мозгового штурма», «записной книжки»; а также выработку плана совместных действий по реализации программы и проведению мероприятий досугового характера.
Внешнее взаимодействие предполагает тесное взаимодействие с социальными партнерами, (представителями наркоконтроля, инспекцией по делам несовершеннолетних, службой психологической и медицинской помощи, правоохранительными органами, службой занятости населения, волонтерским клубом «Факел», детско-юношеской спортивной школой). Взаимодействие с социальными партнерами предполагает: проведение мероприятий профилактической направленности, проведение лекций, диспутов о вреде алкогольных и наркотических веществ, организация эстафет, турниров, спортивных конкурсов, участие в дискуссионном кино-клубе «Дилемма», с последующим обсуждением увиденного. Помощь в трудоустройстве детей-сирот в летний период, организация отдыха в летних загородных оздоровительных лагерях.
Проведенные мероприятия способствуют получению необходимой информации по проблеме профилактики отклоняющегося поведения специалистами интернатного учреждения, предупреждению и профилактике девиантного поведения детей-сирот в процессе социально-культурной деятельности.
Третье педагогическое условие - использование индивидуальных и групповых форм рефлексивной деятельности, направленных на формирование позитивной направленности детей-сирот.
Данное педагогическое условие представлено нами как формирование направленности детей-сирот на осуществление своих позитивных возможностей, раскрытие задатков и способностей. Это предполагает активное участие в социально-культурной деятельности, способствует: изменению поведения, умению брать ответственность на себя, анализировать и находить правильные выходы из сложившейся ситуации, умению отстоять свою точку зрения, отказаться от предложений, ведущих к различным девиациям. В связи с этим проводились информационно-познавательные занятия, которые проходили в интерактивной форме, в сочетании различных методов и форм, стимулирующих познавательную деятельность детей-сирот.
В целом реализация данного условия предусматривает тренинговые формы обучения, развития и воспитания. Не случайно под тренингом понимают активные формы усвоения знаний, познание себя и окружающего мира (культурной, образовательной, психологической и социально-экономической сферы), фор-
мирование отдельных умений и навыков, раскрытие позитивных возможностей и творческих способностей. Все эти педагогические условия содействует развитию самокритичности, самоанализа, самооценки, то есть свойств личности, которые помогут детям-сиротам при самостоятельном выборе своего жизненного пути, жизненной позиции.
Библиографический список
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Таким образом, деятельность по разработке и реализации структурно-функциональной модели социально-культурной деятельности интернатных учреждений как средства профилактики девиантного поведения детей-сирот является чрезвычайно актуальной в условиях современного общества. Представленная работа является небольшим шагом к достижению поставленной цели.
Штофф, В.А. Проблемы методологии научного познания. - М., 1978.
Аксенова, Г.И. Формирование субъектной позиции: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998.
Библер, В.С. Школа диалога культур: введение в программу // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. - М., 1994.
Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. - М., 2002.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1981.
Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. - М., 1983. - Т. 2.
Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976.
Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук.
- Челябинск, 1992.
Bibliography
1. Shtoff, V.A. Problemih metodologii nauchnogo poznaniya. - M., 1978.
2. Aksenova, G.I. Formirovanie subjhektnoyj pozicii: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1998.
3. Bibler, V.S. Shkola dialoga kuljtur: vvedenie v programmu // Prognoznoe socialjnoe proektirovanie: teoretiko-metodologicheskie i metodicheskie problemih. - M., 1994.
4. Maralov, V.G. Osnovih samopoznaniya i samorazvitiya: ucheb. posobie dlya studentov sred. ped. zavedeniyj. - M., 2002.
5. Vihgotskiyj, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya / pod red. V.V. Davihdova. - M., 1981.
6. Leontjev, A.N. Izbrannihe psikhologicheskie proizvedeniya: v 2 t. - M., 1983. - T. 2.
7. Rubinshteyjn, S.L. Problemih obtheyj psikhologii. - M., 1976.
8. Yakovleva, N.M. Teoriya i praktika podgotovki buduthego uchitelya k tvorcheskomu resheniyu vospitateljnihkh zadach: dis. ... d-ra ped. nauk.
- Chelyabinsk, 1992.
Статья поступила в редакцию 20.02.13
УДК 796:338.28 77.03.15
Lakhtin A. Yu. FORMATION OF HEALTHY LIFE-STYLE AND SOME MODERN APPROACHES TO ITS PRESERVATION. Some attempts to consider techniques to preserve health as the base of education and life-style quality have been made in the article; to determine the conditions of healthy life-style formation.
Key words: healthy life-style, life quality, value, physical health, formation of a personality.
А.Ю. Лахтин, канд. пед. наук, доц. каф. ФВС, Бийский технологический институт (филиал АлтГТУ), г. Бийск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО СОХРАНЕНИЮ
В статье сделана попытка рассмотреть здоровьесберегающие технологии как основу качества образования и качества жизни; раскрыть условия формирования здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, качество жизни, ценность, физическое здоровье, формирование личности.
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
(В.А. Сухомлинский)
Основой современной цивилизации является здоровый и духовно развитый человек. Здоровье - величайшая человеческая ценность. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) дано определение понятия «здоровье» как «состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни».
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является предпосылкой для развития всех сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, психологического, экологического, политического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся всегда актуальны в образовании, поэтому в последние годы педагоги страны стали больше акцентировать свое внимание на
вопросах обеспечения здоровья учащихся. Здоровье и умственное развитие учащегося должны быть взаимодополняющими в системе формирования личности.
Можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом, нравственном (социальном).
Физическое здоровье - естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга; оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в определенном человеческом обществе. Самым важным в нравственном здоровье человека являются сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, нормальный образ жизни.
Здоровье - это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества, это важная потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Здоровый образ жизни - это образ жизни рационально организованный, активный, трудовой и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.