научно-методический электронный журнал ART 13515 УДК 37.013.42:376.64
Вахрамеева О. А. Пути решения социальной адаптации детей-сирот // Концепт. - 2013. -
Спецвыпуск № 02. - ART 13515. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13515.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Вахрамеева Ольга Алексеевна,
ассистент кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск Vahrameeva O [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема социальнокультурной деятельности интернатных учреждений направленная на процесс социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Автором предлагается использование индивидуального подхода при работе с детьми-сиротами. Данный подход включает проведение комплекса взаимосвязанных программ социально-педагогической работы с использованием технологий социальнокультурной деятельности, основная цель которых - позитивная направленность личности детей-сирот, повышение возможностей социальной адаптации.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, социальная адаптация, дети-сироты.
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Тем не менее, наиболее актуальной данная проблема становится для стран, переживающих различные социальные трансформации. Известно, что сиротство - почти неизбежный спутник военных конфликтов, радикальных реформ и революций. В последние годы все большее употребление, получает термин «социальное сиротство». Необходимость вывода этого термина была продиктована негативными социальными явлениями, охватившими современное российское общество, и все обостряющейся ситуацией в сфере защиты и охраны детства.
Большинство детей, живущих в интернатных учреждениях, это дети, родители которых лишены родительских прав, находятся в заключении и т. п., т. е. это, так называемое, «социальное сиротство». Оно влияет на детскую психику самым пагубным образом. Из них единицы могут нормально войти в окружающую жизнь адаптироваться в ней [1].
Ребенок, лишенный родительской ласки (чаще всего это случается с детьми оставленными родителями в больнице после рождения), становятся агрессивными детьми. В ситуации, когда ребенок с рождения находится в интернатном учреждении, его знания и представления о будущей самостоятельной жизни в «большом» обществе состоят из опыта взрослых, сотрудников интерната и детей, имеющих опыт проживания в семье транслируемого в виде устных советов и бесед. У таких детей нет положительного опыта общения в семье. Чаще всего у детей-сирот успело сформироваться искаженное представление, как о себе самом, так и окружающем мире. За время их короткой жизни у них сложилось неправильное отношение к людям, жизни и социуму. Часто отсутствует представление о групповых формах общения, плохо развиты формы конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. Информация, не подкрепленная личным опытом, не позволяет сформировать адекватные представления о жизни общества и правилах функционирования в нем, что в дальнейшем становится источником отклонений негативного характера в поведении и жизненных проблем.
Проживание в закрытом учреждении ограничивает усвоение социального опыта детьми-сиротами, существенно снижает количество и качество моделей, конструктов
Пути решения социальной адаптации детей-сирот
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13515.htm
научно-методический электронный журнал ДОТ 13515 УДК 37.013.42:376.64
Вахрамеева О. А. Пути решения социальной адаптации детей-сирот // Концепт. - 2013. -
Спецвыпуск № 02. - ART 13515. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13515.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
поведения, доступных для усвоения. Процесс социализации детей в интернатных учреждениях характеризуется рядом особенностей - специфическими механизмами адаптивного поведения, наличием комплекса социальной неполноценности. В их формировании большую роль играют микросоциальные факторы, которые приводят к тому, что нормы и ценности у воспитанников интернатных учреждений существенно отличаются от общепринятых.
Работа по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует существенной модернизации, наполнения новым содержанием, использования потенциала социально-культурной деятельности в данном процессе. Процесс функционирования социально-культурной деятельности можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.
Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков» успешно самым активным образом осуществляется в условиях социально-культурной деятельности. Именно в такой деятельности воспитанники интернатных учреждений знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Следовательно, работа по социальной адаптации возможна через вовлечение воспитанников интернатных учреждений в сферу социально-культурной деятельности, так как в ней дети-сироты более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
Таким образом, социокультурную сферу в качестве приоритетной области социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет рассматривать несколько причин.
Во-первых, социокультурная сфера привлекательна для детей, так как предоставляет им возможность проявить себя в качестве субъекта социально значимой деятельности, ощутить себя творцом, получить непосредственное признание результата своей деятельности. Это область самовыражения, социального признания и самоутверждения личности, обеспечивающая саморазвитие, реализацию социально значимых качеств, формирование общественно активной личности, у которой социально позитивные ценности приняты на уровне убеждений (ценностных ориентации) и служат ведущими регуляторами поведения, социально-культурная деятельность рассматривается в качестве ключевой сферы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Во-вторых, социально-культурная деятельность как «обусловленная нравственно - интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры» обеспечивает «вовлечение человека в мир культуры; в систему сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок» [2].
В-третьих, прикладная культурология как наука, находящаяся на стыке фундаментальной культурологии с политологией, юриспруденцией, социологией, психологией, педагогикой, этикой и использующая их методики и технологии, обеспечила социально -культурную деятельность необходимым инструментарием по практическому воздействию на сознание и поведение несовершеннолетних с целью выявления, изменения и
«VI *5 <Х»
http://e-koncept.ru/2013/13515.htm
научно-методический электронный журнал ДОТ 13515 УДК 37.013.42:376.64
Вахрамеева О. А. Пути решения социальной адаптации детей-сирот // Концепт. - 2013. -
Спецвыпуск № 02. - ART 13515. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13515.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
формирования социально-регулятивных механизмов поведения личности (правосознание, ценностные ориентации, стереотипы поведения, стиль общения и т. д.).
При рассмотрении социально-культурной деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей - объекта педагогического влияния.
Включение в образовательный и воспитательный процесс интернатного учреждения социально-культурной деятельности позволит решить задачу развития способности преобразования личности и умений взаимодействия с людьми и окружающим миром и, тем самым, снизить риск социального сиротства. Большое внимание должно уделяться формам и методам социально-культурной деятельности т. к. процесс социальной адаптации состоит в регулировании процессов социализации и индивидуализации личности несовершеннолетних, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности.
Решение данной проблемы требует включения целенаправленно организованной социально-культурной деятельности в образовательный и воспитательный процесс интернатного учреждения, что позволит воспитанникам нормально войти в окружающую жизнь адаптироваться в ней.
Следует отметить, что организация культурно-досуговой деятельности детей-сирот способствует решению целого ряда важных социальных проблем. Прежде всего, компенсации недостатка возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей, вовлечение в социально-культурную деятельность, способствует физическому и духовному развитию, социальной адаптации несовершеннолетних.
Как известно, к этим детям нужен особый, индивидуальный подход, проведение социально-педагогической работы включает программы, технологии, методы и формы социально-культурной деятельности.
В социально-культурной деятельности предпочтение отдается таким методам воздействия, как: убеждения, эмоционального воздействия, внушения, творческой деятельности, рекреации.
По мнению Р. В. Овчаровой, значительная часть воспитательных и образовательных технологий, основываются на методе убеждения. Убеждения предполагают разумное доказательство нравственной позиции, оценки происходящего [3]. В мотивационной сфере воспитания целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: сочетание личных и общественных интересов, навыков конструктивного поведения, стремление к коллективизму, нравственные установки и ценности, жизненные и профессиональные планы, ответственность, самостоятельность, организованность. Главное достоинство данного метода в способе сознательного освоения объектом сообщаемых ему знаний, внушаемых чувств. Сильными сторонами этого метода, служат его вербальный характер, неопровержимость аргументации, логичность изложения информации, авторитет субъекта [4].
Методы эмоционального воздействия во многом определяют успех при участии в социально-культурной деятельности детей-сирот, а владение этими методами говорит о мастерстве педагога-организатора. Методы эмоционального воздействия направлены на формирование у детей-сирот, навыков психических и физических саморегуляций, честного отношения к самим себе и другим людям. Опираясь на идеал, пример старших, сложившиеся нормы в социально-культурной среде интернатного учреждения, дети-сироты могут сами изменить своё поведение и регулиро-
http://e-koncept.ru/2013/13515.htm
научно-методический электронный журнал ДОТ 13515 УДК 37.013.42:376.64
Вахрамеева О. А. Пути решения социальной адаптации детей-сирот // Концепт. - 2013. -
Спецвыпуск № 02. - ART 13515. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13515.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
вать свои поступки. Эффективность методов эмоционального воздействия во многом зависит от тех отношений, которые складываются между воспитанниками и педагогом, от его личного примера и авторитета: сильное эмоциональное воздействие на детей-сирот можно оказать только в обстановке доверия и взаимопонимания.
Воспитательные методы - метод внушения, убеждения (способ сознательного освоения объектом сообщаемых ему знаний, внушаемых чувств). Метод внушения осуществляется как вербальными, так и невербальными средствами. Важными предпосылками этого метода служат его вербальный характер, неопровержимость аргументации, логичность изложения информации, авторитет субъекта. Универсальность метода убеждения обнаруживается буквально в каждой из социальнокультурных акций - массовых, групповых, индивидуальных.
Методы организации творческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования).
Метод рекреации - вовлечение в развлекательные занятия, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игровых соревнований, театрализация, иллюстрирование, монтаж и композиция, (коллективно-творческие, ролевые, деловые, спортивные игры).
Применение названных выше методов, оказывает большое влияние на продуктивное использование свободного времени, досуга воспитанников интернатных учреждений, что способствует предупреждению, устранению или нейтрализации основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера в поведении детей-сирот.
Методы социально-культурной деятельности находятся в неразрывной связи с формами (разнообразными досуговыми программами). Данные формы и программы используются в культурно-досуговой деятельности и представляют собой самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое отражает социальную действительность и оказывает определенное влияние на процесс социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений [5].
Программы и формы, направлены на активное участие детей-сирот в социально-культурной деятельности и базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, способов организации деятельности. Их применение способствует включению детей-сирот в социально приемлемую систему связей и отношений к окружающему миру, умению брать ответственность на себя, находить правильные выходы из трудных жизненных ситуаций.
Критериями выбора форм социально-культурной деятельности являются содержательность, массовость, привлекательность и эмоциональность, систематичность и цикличность, активное непосредственное участие личности в мероприятиях. Совокупный опыт данного вида деятельности изобилует множеством форм ее организации:
- по количеству участников, с которыми взаимодействует педагог: индивидуальные, групповые, массовые;
- по характеру деятельности, репродуктивные и творческие;
- по времени подготовки и проведения: экспромты, с небольшой подготовкой, с длительной подготовкой;
- по способам включения в деятельность: с обязательным участием и добровольным участием;
- по способу организации: организуемые одним человеком, группой, коллективно;
- по позиции участников и целевой направленности: мероприятия, игры, тренинги.
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13515.htm
научно-методический электронный журнал ДОТ 13515 УДК 37.013.42:376.64
Вахрамеева О. А. Пути решения социальной адаптации детей-сирот // Концепт. - 2013. -
Спецвыпуск № 02. - ART 13515. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13515.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Использование форм работы в зависимости от характера аудитории и средств воздействия дает положительную динамику в процессе, социальной адаптации детей-сирот.
Индивидуальные формы работы с детьми-сиротами (индивидуальные беседы, тесты, творческие задания, поручения) способствуют: адаптации и духовной реабилитации воспитанников при вхождении в социально-культурную среду интернатных учреждений, которая представляет собой широкое поле для проявления активности и самостоятельности.
Гоупповые формы (кружки, клубы по интересам, любительские объединения, студии и т. п.) и массовые формы работы с детьми-сиротами (дискуссии, ролевые игры, концерты, конкурсы, выставки, календарные праздники, вечера, театрализованные представления, игровые программы и т. д.) позволяют задействовать всех воспитанников интернатного учреждения, способствуют: повышению общего эмоционального тонуса в группах, увеличению творческой деятельности, взаимовыручки, гуманизации отношений между воспитанниками, формированию организаторских способностей, творческому подходу к проводимым мероприятиям. Данные методы и формы социально-культурной деятельности обеспечивают формирование ответственного поведения, воспитание здорового образа жизни, развитие творческих усилий и способностей, ценностей и установок, интеллектуальное и духовное обновление, определяющее позитивную направленность личности детей-сирот.
Применение вышеперечисленных форм социально-культурной деятельности заключается в создании благоприятной обстановки в общении, в снятии эмоционального напряжения при проведении досуговых мероприятий, направленных на формирование ответственного поведения, творческой и социальной активности, развитие коммуникативных навыков, стремлении к самореализации.
На основе самостоятельности, достижения определенных успехов при участии в различных мероприятиях социально-культурной деятельности, формируется инициатива в действиях воспитанников, появляется потребность в общении, участия в общественной жизни. Что позволяет получить от этого позитивные эмоции, побуждающие к дальнейшей творческой деятельности.
Социально-культурная деятельность призвана стать условием реализации демократических, конституционных прав человека, пространством поиска смысла жизни, творческого развития и самореализации личности. Потенциал социальнокультурной деятельности способен оказать существенное влияние на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с помощью педагогизации окружающей среды, индивидуального подхода, ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества. Основываясь на ведущих функциях, основополагающих социально-культурных и педагогических принципах, средствах и формах социально-культурной деятельности, возможно, добиться положительных результатов.
Следовательно, особенное значение в работе направленной на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет социально-культурная деятельность, направленная на регулирование процессов социализации и индивидуализации личности несовершеннолетних, то есть на социальное воспитание и развитие, осуществляемые посредством специально организованных форм и методов социально-педагогической работы.
http://e-koncept.ru/2013/13515.htm
КОНТ ТШТ
Вахрамеева О. А. Пути решения социальной адаптации детей-сирот // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 02. - ART 13515. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13515.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 13515 УДК 37.013.42:376.64
Ссылки на источники
1. Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. - М.: Дом, 1994. - 176 с.
2. Ариарский М. А. Прикладная культурология. - М.: Изд-во «Эго», 2001. - 253 с.
3. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. - М.: Академия, 2003. - 448 с.
4. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социокультурная деятельность. - М.: МГУКИ, 2001. - 40 с.
5. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социокультурная деятельность. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
Vahrameeva О1да,
Assistant of chair of social pedagogics and social work of "Shadrinsk State Teachers’ Training Institute", Shadrinsk
Vahrameeva O [email protected]
Solution approaches of social adaptation of orphan children
Abstract.The actual problem of social-cultural activity of boarding schools directed on process of social adaptation of orphan children and children who have remained without guardianship of parents is considered in the article. Author offers use of an individual approach during the work with orphan children. This approach includes carrying out a complex of the interconnected programs of social and pedagogical work with the use of technologies of the social-cultural activity, which main objective is a positive orientation of the identity of orphan children, increase of opportunities of social adaptation.
Keywords: social-cultural activity, social adaptation, orphan children.
Рекомендовано к публикации:
Казаевой Е. А., доктором педагогических наук;
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013514
http://e-koncept.ru/2013/13515.htm