Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
189
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ADOLESCENTS / SOCIAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / DIFFICULT LIFE SITUATIONS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвинова С.А.

В статье раскрыты социально-психологические особенности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, научно обоснованы педагогические условия социально-педагогической помощи подросткам и проанализированы программы социально-педагогической деятельности с подростками в условиях социального реабилитационного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Литвинова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH ADOLESCENTS IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

The article reveals the socio-psychological characteristics of adolescents in difficult situations, scientifically substantiates the pedagogical conditions of socio-pedagogical assistance to adolescents, and analyzes the programs of socio-pedagogical activity with adolescents in a social rehabilitation institution.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»

11. Возможность — действительность

12. Необходимость — случайность

13. Историческое — логическое

14. Тождество

15. Конкретное — абстрактное

16. Доказательство — опровержение

17. Истина — заблуждение (ложь)

18. Сходство — отличие

19. Противоположности

20. Противоречие

Следовательно, все А обладают свойством ё. Аналогия отношений

1. Если А есть В,

то С есть Б. (вид - род)

2. Если А имеет свойство В, то С имеет свойство Б. (понятие - его свойство)

3. Если А имеет свойства к, а, то А является С.

Если В имеет свойства с, /, то В является Б. (причина - следствие) Аналогия свойств

1. Поскольку А имеет признаки а, Ь, с, ё,

2. а В имеет признаки а, Ь, с, Следовательно (возможно), В имеет и признак ё

Список литературы

1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /О.С. Габриелян. М.: Дрофа, 2013. 319 [1] с.

2. Глинкина Г. В. Развитие у обучаемых читательской грамотности средствами Способа диалектического обучения при изучении различных дисциплин: учебно-методическое пособие. - Красноярск: ККИПК, 2018. 196 с.

3. Ковель М.И. Развитие познавательных учебных действий на уроках химии и биологии: учебно-методическое пособие /М.И. Ковель. Красноярск: ККИПК, 2018. 156 с.

4. Ковель М.И., Глинкина Г.В. Применение критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся при реализации ФГОС на

основе Способа диалектического обучения: учебно-методич. пособие / М. И. Ковель, Г. В. Глинкина. Красноярск: ККИПК, 2017. 208 с.

5. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования /сост. Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. 448 с.

6. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998. 312 с.

7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 79 с.

8. URL:

https://ria.ru/society/20161206/1482946511 .html (дата обращения: 12.06.2016).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Литвинова С.А.

ГБУСО НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Снегири», педагог-

психолог

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH ADOLESCENTS IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Litvinova S.

Social rehabilitation center for minors «Snegiri», psychologist

Аннотация

В статье раскрыты социально-психологические особенности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, научно обоснованы педагогические условия социально-педагогической помощи подросткам и проанализированы программы социально-педагогической деятельности с подростками в условиях социального реабилитационного учреждения.

Abstract

The article reveals the socio-psychological characteristics of adolescents in difficult situations, scientifically substantiates the pedagogical conditions of socio-pedagogical assistance to adolescents, and analyzes the programs of socio-pedagogical activity with adolescents in a social rehabilitation institution.

Ключевые слова: подростки, социально-педагогическая деятельность, трудная жизненная ситуация, педагогические условия.

Keywords: adolescents, social and educational activities, difficult life situations, pedagogical conditions.

Социально-экономические преобразования в нашей стране, нестабильность положения семьи, длительный экономический кризис приводит к тому, что всё больше людей сталкиваются с трудной жизненной ситуацией, т.е. с комплексом обстоятельств и условий, выходящие за рамки комфортных для человека, препятствующих полноценному функционированию личности на конкретном жизненном этапе.

С целью выявления наиболее эффективных средств помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, необходимо детально разобраться в методологических и теоретических подходах исследования современного детства [4], подойти к исследованию проблемы комплексно [2]. Особое внимание необходимо обратить на положение подростков, оставшихся без родительской поддержки [3].

Невозможность преодоления трудной жизненной ситуации зачастую приводит к тому, что увеличивается количество бедных семей, увеличивается количество безработных, снижается общий уровень дохода семьи. Это в свою очередь приводит к таким психологическим негативным обстоятельствам, как увеличение агрессивности, снижению уровня эмпа-тии, сопереживания и сочувствия к другим людям.

Особое значение трудные жизненные ситуации имеют место в подростковом возрасте. Сталкиваясь с трудными жизненными ситуациями, подростки проявляют растерянность при изменении привычного уклада жизни, страх перед возможным усугублением ситуации. Зачастую подростки сживаются с возникшими трудностями, считают происходящее нормой.

В результате подростки снижают активность, не могут определиться с целями, ценностями, интересами, снижаются их внутренние психологические ресурсы для противостояния ситуации. Подростки в силу психологической и социальной незрелости не могут самостоятельно справиться с возникшей трудной жизненной ситуацией. Им необходима помощь со стороны специалистов, осуществляющих социально-педагогическую деятельность.

Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в настоящее время создаются учреждения, в которых подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, могут получать все необходимые им услуги. Также с целью совершенствования социально-педагогической деятельности с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, разрабатываются федеральные программы, такие как «Десятилетие детства».

В соответствии с логикой исследования, сначала мы выяснили, кто такой в современной ситуации российского общества подросток, находящийся в трудной жизненной ситуации.

Отметим, что в основу психологической характеристики подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации, будут положены общие законо-

мерности возрастного развития. Они являются базисом того, как обнаруживаются и проявляются особенности психологии трудной жизненной ситуации.

К моменту вступления в подростковый возраст учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии детей. Общение занимает ее место. То, что подросток терпит неудачи в коммуникации со сверстниками приводит к тому, что появляется внутренний дискомфорт, который восполняют никакие, как правило, объективно высокие показатели в других сферах жизни ребенка, подросткового возраста [4]. Субъективно общение воспринимается подростком, как нечто крайне важное; об этом говорят попытки ребят понять свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми и пристальное внимание к формату общения. Становление ценностных ориентаций ребенка подросткового возраста, которые являются важным индикатором их социальной зрелости, берет свое начало именно в коммуникации со сверстниками. Так же, в общении со сверстниками получают удовлетворенность такие важные потребности ребенка подросткового возраста как желание лучше узнать себя и своего собеседника, стремление к самоутверждению среди сверстников, понять мир, окружающий его, отстоять независимость в мыслях, действиях и поступках, проверить собственную смелость и широту знаний в отстаивании своего мнения, показать в деле такие личностные качества, как честность, сила воли, отзывчивость или суровость и прочее. Дети подросткового возраста, у которых по каким-то причинам не сложилось общение со сверстниками, довольно часто отстают в личностном возрастном развитии. Для взаимоотношений подростков характерно особое внимание к общению с представителями противоположного пола, наличие или отсутствие неформального общения с преподавателями и другими взрослыми.

Подростковый возраст — это кризис и этот кризис усугубляется, если подростки находятся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация вносит свой дополнительный деформирующий компонент в развитие подростка. Причиной такой деформации выступает тот факт, что подросток вынужден тратить значительные силы на выживание, на разрешение проблем, связанных с витальными потребностями. Ему остается совсем немного сил на разрешение возрастных противоречий. Возрастные новообразования откладываются подростком на потом.

Сегодня термин «трудная жизненная ситуация» очень часто стал использоваться в области социальной помощи населению. «Трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы».

Обычно трудная жизненная ситуация связанна с умением приспособиться к ней, что является индикатором успешности преодоления трудной жизненной ситуации и дальнейшей социализации. В результате у человека может быть сформирована активная либо же пассивная жизненная позиция, что будет свидетельствовать об успешности приспособленности к условиям возникшей трудной жизненной ситуации.

Подростковый возраст является одной из самых сложных ступеней в жизни человека, когда усиливаются внутренние конфликты, идет поиск понимания со стороны окружающих людей, как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. В то же время ребенок подросткового возраста начинает по-другому смотреть на авторитет родителей и ищет новые примеры для подражания как правило весьма сомнительного свойства. Ребенок часто конфликтует и имеет девиантное поведение. Родители и учителя, которые заняты своими проблемами, редко уделяют должное внимание подрастающим детям, от этого дети большую часть времени проводят вне дома и школы в компании своих сверстников, которые так же обделены вниманием взрослых. Дети подросткового возраста, которые предоставлены сами себе, находят доступные развлечения. Именно в это время вырастает угроза употребления алкоголя и наркотиков, появления игровой зависимости, недостаточное знание правовой грамотности приводит к противоправному поведению и проявлению жестокости.

Базой нашего исследования является «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Снегири». СРЦН «Снегири» — это учреждение социального обслуживания Новосибирской области, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также социальную реабилитацию детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ежегодно в Центре проходят реабилитацию 330 несовершеннолетних.

Основным направлением деятельности учреждения является профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также социальная реабилитация безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, которые нуждаются в социальной помощи.

Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере социальной защиты. Учреждение оказывает государственную услугу: социальное обслуживание безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации. Потребители государственной услуги: несовершеннолетние от 3-х до 18 лет.

В качестве педагогических условий организации социально-педагогической деятельности с подростками в условиях реабилитационного центра мы использовали следующие:

- включение подростков в реализацию реабилитационной программы «Линия жизни»;

- включение подростков вместе с семьей в деятельность программы «Школа осознанного роди-тельства».

«Линия жизни» — это программ, которая направленна на коррекцию отклоняющегося поведения подростков в условиях реабилитационного центра «Снегири». Сроки реализации программы: 3 месяца. Целевые группы программы: Подростки центра «Снегири» в возрасте от 12-17лет:

- несовершеннолетние с девиантным поведением, нуждающиеся в особом контроле и воспитании;

- несовершеннолетние, совершившие правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная и уголовная ответственность;

- несовершеннолетние, условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

- несовершеннолетние, осужденные за совершение преступлений небольшой тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

- несовершеннолетние, осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Анализ правонарушений подростков в нашей стране показывает, что определенная категория продолжает оставаться криминально активной частью населения, процент совершения несовершеннолетними противоправных деяний неуклонно растет. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений. Преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. К наиболее частым правонарушениям подростков можно отнести совершение краж, прогулы занятий в школе, употребление спиртного, хулиганство, грабежи, вымогательство.

Большое количество детей подросткового возраста совершают деяния опасные для общества до достижения возраста уголовной ответственности. Наблюдается высокий уровень противоправной активности детей, не достигших возраста 14 лет. Этот факт вызывает повышенную тревогу, так как лица, совершившие противоправное деяние в раннем возрасте, с возрастом значительно труднее поддаются исправлению и в итоге могут составить основной резерв для рецидивной преступности. Увеличение уровня подростковой преступности заставляет задуматься о необходимости пересмотра подхода к профилактической деятельности.

«Школа осознанного родительства» - это программа для кровных семей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и поддержке, которая функционирует в СРЦН «Снегири» с 2017 года при поддержке благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко в рамках проекта «Родной дом».

Целью мероприятия является профилактика социального сиротства. "Школа осознанного роди-тельства организованна как на базе Центра, где длительность обучения составляет 24 часа, так и имеет выездной характер работы на базе пансионата "Лесная сказка" в трехдневном режиме.

Деятельность ШОР позволяет повысить родительские компетенции, расширить спектр воспитательных стратегий, создать сообщество взаимной помощи и поддержки. Организованный, таким образом, процесс способствует формированию у ребенка положительного образа кровной семьи, повышению мотивации ребенка и родителей на восстановление детско-родительских отношений, осознанию родителями их возможности выполнять родительские обязанности и приводит к созданию наиболее эффективных условий для возвращения воспитанника из детского учреждения в семью.

Список литературы

1. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1979. — 175 с.

2. Лаврентьева З.И. Комплексные исследования магистрантов как способ анализа многомерности современных социально-педагогических проблем детства // Сибирский педагогический журнал. 2019. №2. С.49-56

3. Лаврентьева З.И. Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в современной России //Ученые записки. Вестник академии. 2018. Т. 10. №2 2. С. 130137.

4. Расчетина С.А., Лаврентьева З.И. Методологические основы исследования социальных проблем детства и способов их решения в процессе профессионального социально- педагогического образования.// Социальная педагогика, .№1, 2018. С. 29-37.

ETHICAL-DEONTOLOGICAL ASPECTS IN THE WORK OF A DENTIST

Mytchenok M.

Higher State Educational Establishment of Ukraine «Bukovinian State Medical University», Department of Pediatric Dentistry, Associate Professor, Chernivtsi, Ukraine

Sidash Yu.

Ukrainian Medical Stomatological Academy, The department of Therapeutic Dentistry, Associate Professor, Poltava, Ukraine Mytchenok O.

Higher State Educational Establishment of Ukraine «Bukovinian State Medical University», Department of Therapeutic Dentistry, Associate Professor, Chernivtsi, Ukraine

Abstract

The article deals with the issues of ethics and deontology of a dentist under present-day conditions. A future dentist must understand social-humanitarian dimension of his mission - from professional level in dentistry to the principles of ethical and legal regulation of medical profession. The profession of a dentist is the one formed on the moral foundation, possessing moral values and filled with deep moral content. A student mastering the profession of a dentist should realize that ethical-deontological culture of a dentist is not a simple feature of his/her personality worth of respect, but a quality determining his/her professionalism.

Keywords: deontology, ethics, dentist.

Globalization and integration processes in the society, a dynamic development of medical technologies, world recognition of physical, moral and social health issues as the major parameters of social-economical maturity, culture and success of the state, social inquiry for the quality of medical services stipulate special requirements to professional work of medical staff on the whole and dentists in particular [5].

Achievements of current medicine have attained principally new quality substantially increasing efficacy of both diagnostics and treatment. In this respect deontological aspects have not only lost their topicality, but have become considerably important.

History of medicine has elaborated such kind of

phenomenon between a doctor and a patient when relations are filled with humane content - this is medical ethics and deontology. Medical ethics assumes a wide range of issues: relations of medical workers with patients, students, and themselves in their associations. In this respect medical ethics is closely connected with medical deontology assuming the norms of relations between a doctor and a patient mainly. In its historical formation and development deontology is completely obliged to the moral factors [4].

Ethics and deontology are integrated notions. They stipulate the role of ethical and moral standards in human life and activity.

Medical worker ethics has found its practical implementation in particular moral principles stipulating

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.