Научная статья на тему 'ЗАДАНИЯ К ПРЕДМЕТНОМУ ТЕКСТУ ПО ХИМИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ'

ЗАДАНИЯ К ПРЕДМЕТНОМУ ТЕКСТУ ПО ХИМИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2086
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЧТЕНИЕ / READING LITERACY / LOGICAL THINKING / READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковель М.И.

Автором статьи предлагаются предметные задания по химии, которые могут использовать преподаватели школ для работы с текстом учебника. Все задания направлены на формирование у обучающихся умений извлекать информацию из текста, понимать смысловую структуру текста, использовать информацию из текста для решения практических заданий, формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста. В целом, для развития у обучающихся читательской грамотности, учителю необходимо формировать и развивать у школьников логическое мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TASKS TO THE SUBJECT TEXT ON CHEMISTRY FOR DEVELOPMENT AT TRAINERS OF READING LITERACY

The author of the article offers subject assignments in chemistry that school teachers can use to work with the textbook. All tasks are aimed at developing the ability of students to extract information from the text, understand the semantic structure of the text, use information from the text to solve practical tasks, formulate conclusions based on a generalization of individual parts of the text. In general, for the development of students' reading literacy, the teacher needs to form and develop logical thinking in schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ЗАДАНИЯ К ПРЕДМЕТНОМУ ТЕКСТУ ПО ХИМИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Список лггератури

1. Вербицька, А.В. (2017). Iнтернацiоналiзацiя як основний напрям розвитку вищо! освiти. Young Scientist, № 11 (51), November,160-164.

2. Как преподавать сольфеджио в ХХ1 веке : сб. науч. ст. (2006). [сост. О.Л. Берак, М.В. Кара-сева]. Москва, Классика-ХХ1, 224 с.

3. Кьон Н.Г. (2007). Функцп сольфеджю у фо-рмуванш навичок самостiйного музикування студе-нтiв музично-педагогiчного навчального закладу. Науковий вюник ПДПУ iменi К.Д. Ушинського.

Спецвипуск. Мистецька освгга: сучасний стан i пе-рспективи розвитку. Ч. 2.Одеса,45-51.

4. Лю, Цин (2008). Высшее музыкально-педагогическое образование Китая: современное состояние и перспективы. Музыкальная культура глазами молодых ученых. Сборник научных трудов. СПБ,Астерион, 145-146

5. Сбруева А.(2013). Iнтернацiоналiзацiя вищо! освiти: прiоритети комплексно! стратеги £вро-пейського Союзу. Вища освгта Укра!ни. N° 3, 89-95.

6. Coelen R. (2015). Why Internationalize Education? International Higher Education, (83), 4 - 5.

ЗАДАНИЯ К ПРЕДМЕТНОМУ ТЕКСТУ ПО ХИМИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Ковель М.И.

ККИПКиППРО, доцент, профессор РАЕ кафедра общей и специальной педагогики и психологии

TASKS TO THE SUBJECT TEXT ON CHEMISTRY FOR DEVELOPMENT AT TRAINERS OF

READING LITERACY

Kovel M.

KKIPKiPPRO, Associate Professor, Professor of RAE Department of General and Special Pedagogy and Psychology

Аннотация

Автором статьи предлагаются предметные задания по химии, которые могут использовать преподаватели школ для работы с текстом учебника. Все задания направлены на формирование у обучающихся умений извлекать информацию из текста, понимать смысловую структуру текста, использовать информацию из текста для решения практических заданий, формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста. В целом, для развития у обучающихся читательской грамотности, учителю необходимо формировать и развивать у школьников логическое мышление.

Abstract

The author of the article offers subject assignments in chemistry that school teachers can use to work with the textbook. All tasks are aimed at developing the ability of students to extract information from the text, understand the semantic structure of the text, use information from the text to solve practical tasks, formulate conclusions based on a generalization of individual parts of the text. In general, for the development of students' reading literacy, the teacher needs to form and develop logical thinking in schoolchildren.

Ключевые слова: читательская грамотность, логическое мышление, чтение.

Keywords: reading literacy, logical thinking, reading.

В соответствии с требованиями ФГОС у обучающихся должен быть сформирован не только навык чтения, но и умение использовать этот навык для поиска нужной информации в различных текстах (источниках), для получения необходимых знаний при изучении различных дисциплин, обогащения своего читательского опыта и багажа, развития таких важных интеллектуальных умений, как мышление и память, и способности к творческой деятельности в любой области [2, с. 8]. Поэтому учителя-предметники, также как и учителя начальных классов, должны формировать и развивать у обучающихся предметные и метапредметные умения.

В базовый документ ФГОС «Фундаментальное ядро содержания общего образования» включён раздел «Система универсальных учебных действий», где чтение и другие умения, связанные с ним, обнаруживаются в перечне познавательных

УУД, а точнее - в группе общеучебных умений [7, с. 69]:

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю);

- структурирование знаний.

Как показывают наблюдения и анализ диагностических работ школьников 8-9 классов, уровень развития читательской грамотности обучаемых при работе с предметными текстами не очень высокий. Школьники затрудняются формулировать вывод, обобщить прочитанное (45,56 %), найти и извлечь информацию, расположенную в разных фрагментах текста (37,89%), определить наличие/отсутствие информации (35,71%), обнаружить противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах (72,5%) и др. Поэтому проблема читательской грамотности является одной из важных проблем в учебном процессе, несмотря на то, что школьники ежедневно на уроках работают с информацией текста.

Важным компонентом чтения является читательская грамотность, обеспечивающая способность читать учебные тексты, извлекать из них необходимую информацию, усваивать её в виде знаний, перерабатывать, структурировать изучаемый материал, использовать его в различных целях и ситуациях. Поэтому читательская грамотность обучаемых становится не только результатом их языкового образования, но и метапредметным умением [2, с 6].

Прежде, чем перейдём к предметным заданиям, остановимся на ключевых понятиях. Чтение - вид речевой деятельности, направленной на смысловое восприятие графически зафиксированного текста, получение и переработку письменной информации [6, с. 281].

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни [8]. Логическое мышление - мышление, посредством которого человек, опираясь на коды языка, становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные теоретические задачи [5, с. 266].

В теории и технологии Способа диалектического обучения (СДО) разработан современный дидактический инструментарий познания, применение которого как учителем, так и обучаемыми обеспечивает повышение качества образования в целом: учителю данный инструментарий даёт возможность совершенствовать содержание образования и технологию его освоения обучаемыми, а последних вооружает эффективными средствами познания любой учебной дисциплины и способствует повышению качества усвоения знаний и развития как предметных умений, так и универсальных учебных действий. К такому инструментарию относятся:

- сборники предметных, межпредметных и опорных понятий,

- логические схемы (структурные, классификационные, структурно-функциональные и др.),

- сборники словесных образов,

- комплекты карточек (№№ 1-6),

- рисунки, отражающие отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера [3, с. 10]. Применение дидактического инструментария, позволяет развивать у обучающихся логическое мышление, а на его основе формировать и развивать читательскую грамотность при работе с материалами текста.

Приведём задания по химии для 9 класса по теме «Кислородные соединения азота» [1].

Задания № 1. Выделить субъект и предикат текста и сформулировать его название в виде суждения.

Варианты ответов: Азотная кислота - особая кислота (субъект - азотная кислота, предикат - особая кислота). Оксиды азота, азотная кислота - кислородные соединения азота (субъект - оксиды азота, азотная кислота, предикат - кислородные соединения азота). Азотная кислота имеет широкое применение в промышленности (субъект - азотная кислота, предикат - широкое применение в промышленности).

Задания № 2. Прочитав § 31, сформулировать различные виды определений понятия азотная кислота [1, с. 220].

Ответы. Азотная кислота - одноосновная кислота (кислородсодержащая кислота), в состав которой входит один атом водорода и нитрат-ион. Азотная кислота - сильный электролит, представляющую собой бесцветную жидкость, которая дымится на воздухе, и при хранении на свету желтеет. Азотная кислота - кислота, которая образуется при растворении оксида азота (IV) в воде в присутствии избытка кислорода.

Задания № 3. Пользуясь опорными конструкциями карточки № 3 (см. Приложение 1), сравнить эти определения, выявив общее и особенное и сформулировав суждения.

Ответы.

• Не только первое определение, но и второе и третье определения имеют в содержании понятия родовой признак и видовые признаки (например, в первом определении родовым признаком является одноосновная кислота (кислородсодержащая кислота), видовые признаки - один атом водорода и нитрат-ион.

• Как первое определение, так и второе и третье являются суждениями, т.к. в своей структуре имеют субъект и предикат (например, субъектом во всех определениях является азотная кислота, предикат в первом определении - одноосновная кислота (кислородсодержащая кислота), в состав которой входит один атом водорода и нитрат-ион).

• Сравнивая все три определения понятий, можно сказать, что первое определение является структурным, второе - функциональным, третье -генетическим.

Задания № 4. Найти в содержании текста ответ на вопрос-суждение: почему азотная кислота дымится на воздухе? Ответ представить в форме суждения.

Ответ: азотная кислота дымится на воздухе, так как частично разлагается с образованием бурого газа N02.

Задания № 5. Сформулировать вопросы-понятия по содержанию текста, по теме «Кислородные соединения азота».

• Что называется азотной кислотой?

• Что считается кислотным остатком?

• Что понимается под сильным окислителем?

• Что представляет собой соли азотной кислоты?

• Что выражает количество атомов азота в оксидах?

• Что является сильным электролитом?

• Что такое степень окисления?

• Каковы свойства и виды кислородных соединений азота?

• В чем заключается сущность получения азотной кислоты? В чем заключается сущность взаимодействия разбавленной (концентрированной) азотной кислоты с металлами?

Задания № 6. Сформулировать по 4-7 вопросов-суждений (см. Приложение 1) к содержанию текста. Ответить на них в виде суждений или умозаключений.

• Чем объяснить, что металлы при взаимодействии с азотной кислотой не вытесняют водород?

- Металлы при взаимодействии с азотной кислотой не вытесняют водород, т.к. азотная кислота является сильным окислителем, в ней азот имеет максимальную степень окисления +5, поэтому он и будет восстанавливаться при взаимодействии с металлами.

• Как доказать, что азотная кислота проявляет все типичные свойства сильных кислот?

- Все кислоты, которые взаимодействуют с оксидами, гидроксидами металлов, с солями - проявляют типичные свойства сильных кислот. Азотная кислота реагирует с оксидами, гидроксидами металлов, с солями. Следовательно, азотная кислота проявляет все типичные свойства сильных кислот.

• В каком случае азотная кислота восстанавливается до оксида азота (IV), а в каком - до оксида азота (II)?

- При взаимодействии, например, меди с концентрированной азотной кислотой, образуется оксида азота (IV), а при взаимодействии с разбавленной азотной кислотой образуется оксид азота (II).

• Почему железо и алюминий не реагируют с концентрированной азотной кислотой?

- Железо и алюминий не реагируют с концентрированной азотной кислотой, так как покрываются прочной оксидной плёнкой, предохраняющий металл от дальнейшего окисления.

• Вследствие чего тлеющая лучина загорается в азотной кислоте, если её нагреть?

- При нагревании азотной кислоты выделяется один из продуктов - кислород, поэтому тлеющая лучина загорается.

• Почему азотная кислота не образует кислых солей?

- Азотная кислота не образует кислых солей, т.к. в составе кислоты один атом водорода.

Задания № 7. Сравнить нитрат аммония и нитрат натрия, найти как можно больше общих и отличительных признаков.

• По сравнению с нитратом натрия, в котором в качестве катиона металла присутствует натрий, в нитрате аммония - катион аммония.

• Так же как и нитрат натрия, так и нитрат аммония называют селитрами (нитратами).

• Массовое содержание азота в нитрате аммония выше, чем в нитрате натрия.

• Не только нитрат натрия, но и нитрат аммония применяют в качестве удобрений в сельском хозяйстве.

• Если аммиачную селитру применяют для изготовления взрывчатого вещества аммонала, то натриевую селитру не используют для этих целей.

Задания № 8. Найдите в тексте параграфа образные выражения для азотной кислоты, составьте сборник образов.

Таблица 1.

Понятие Единичный словесный образ Вид Роль

Азотная кислота бесцветная эпитет называет свойство

взаимодействует с оксидами, гидроксидами металлов, с солями метафора характеризует свойства

сильная эпитет называет свойство

ведёт себя по-особому метафора олицетворение указывает роль

разбавленная эпитет называет вид понятия

разбавленная - концентрированная антитеза называет виды кислоты

Задания № 9. Прочитать с. 221-222, сравнить свойства разбавленной и концентрированной кислоты, найти как можно больше общих и отличительных признаков.

1. По сравнению с разбавленной азотной кислотой, которая реагирует с оксидом меди при нагревании, концентрированная азотная кислота реагирует с оксидом меди без нагревания.

2. Так же, как и разбавленная азотная кислота, концентрированная азотная кислота реагирует с оксидами, основаниями и солями.

3. Как разбавленная азотная кислота, так и концентрированная азотная кислота реагирует с медью.

4. Сравнивая разбавленную азотную кислоту с концентрированной азотной кислотой, можно сказать, что при взаимодействии разбавленной кислоты с медью образуется соль, оксид азота (II) и

вода, а при взаимодействии концентрированной азотной кислоты с медью образуется соль, оксид азота (IV) и вода.

5. Кроме разбавленной азотной кислоты, ещё при работе с концентрированной азотной кислотой необходимо соблюдать все правила техники безопасности.

6. Помимо разбавленной азотной кислоты, концентрированная азотная кислота является окислителем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Скорость взаимодействия концентрированной кислоты с медью больше, чем с разбавленной азотной кислотой.

8. Если концентрированная азотная кислота не взаимодействует с железом и алюминием, то разбавленная азотная кислота реагирует с данными металлами.

Задания № 10. Используя материал текста на с. 220 [1] «Оксиды азота», сформулировать 1 индуктивное, 1 дедуктивное умозаключения.

Ответы. Индуктивные умозаключения

• Оксид азота (I) не взаимодействует с водой и щелочами. Оксид азота (II) не взаимодействует с водой и щелочами. Оксид азота (I), оксид азота (II)

- несолеобразующие оксиды. Следовательно, несо-леобразующие оксиды не взаимодействует с водой и щелочами.

• Оксид азота (III) реагирует со щёлочью, образуя соль и воду. Оксид азота (V) реагирует со щёлочью, образуя соль и воду. Оксид азота (III) и оксид азота (V) - солеобразующие оксиды. Следовательно, солеобразующие оксиды реагирует со щёлочью, образуя соль и воду.

• Оксид азота (III) реагирует с водой, образует азотистую кислоту. Оксид азота (V) реагирует с водой, образует азотную кислоту. Оксид азота (III) и оксид азота (V) - кислотные оксиды. Следовательно, некоторые кислотные оксиды реагируют с водой, образуют кислоту.

Индуктивное умозаключение. Все кислотные оксиды реагируют со щёлочью, образуют соль и воду.

Оксид азота (V) реагирует со щёлочью. Следовательно, оксид азота (V) - кислотный оксид.

Задания № 11. Подвести понятия текста на с. 220 [1] под философские категории: единство -многообразие, первичное - вторичное, целое -часть, причина - следствие, тождество. Примеры занести в таблицу.

Таблица 2

Философские категории

Единство - многообразие

Азотная кислота состоит из одного атома водорода и нитрат иона Образует виды по % содержанию кислоты: разбавленная азотная кислота, концентрированная азотная кислота

Первичное - вторичное

Оксид азота (IV) Азотистая кислота, азотная кислота

Целое - часть

Азотная кислота Водород, нитрат-ион

Причина - следствие

Если оксид азота имеет степень окисления + 1, То такой оксид называется несолеобразующим

Если оксид азота (IV) реагирует с водой в присутствии избытка кислорода, То образуется азотная кислота

Если оксид азота (IV) реагирует с водой без присутствия избытка кислорода, То образуется смесь кислот - азотная и азотистая

Тождество

Нитрат серебра Ляпис

Задания № 12. Используя материалы текста на с. 223-224, заполните таблицу:

Название соли Применение

Натриевая селитра, кальциевая селитра, аммиачная селитра В качестве азотных удобрений

Калийная селитра Для изготовления чёрного пороха

Аммиачная селитра Для получения взрывчатого вещества аммонала

Нитрат серебра В медицине как прижигающее средство

Примечание. Учитель предлагает обучающимся формат таблицы, которую они заполняют, прочитав текст параграфа.

Задания № 13. Используя текст на с. 223 и интернет источники, ответить на вопрос: почему нитраты солей получили название селитры?

Ответ. Селитра - тривиальное название для минералов, содержащих нитраты щелочных, ще-

лочноземельных металлов (в том числе их кристаллогидратов) и аммония. Название, по всей вероятности, происходит от лат. sal nitrum.

Задания № 14. Выявить в содержании текста противоречия, сформулировать их, используя опорные конструкции карточки № 4 (см. Приложение).

Ответы: все разбавленные кислоты не взаимодействуют с медью, однако азотная кислота реагирует с ней. Известно, что при взаимодействии кислот с металлами, одним из продуктов является водород, хотя азотная кислота реагируя с металлами, не образует водорода.

Таким образом, чтобы решить задачу повышения уровня читательской грамотности у обучающихся, учителям, преподающим различные пред-

меты, необходимо объединить свои усилия для организации на уроках целенаправленной деятельности по развитию читательской грамотности посредством работы как с художественными, так и научными текстами. Предложенные дидактические средства будут способствовать решению проблемы развития смыслового чтения, умений извлекать информацию из различных источников, структурировать её и усваивать в виде предметных знаний и т. д. [2, с. 10].

Приложение

Комплект карточек № 1-6 для структурирования предметного содержания и развития у обучаемых по-

Карточка № 1 (вопрос-понятие) Карточка № 2 (вопрос-суждение)

1. Что называется... ? 2. Что считается. ? 3. Что понимается под.? 4. Что представляет собой. ? 5. Что выражает... ? 6. Что является. ? 7. Что такое.? 8. Каковы свойства и виды.? 9. В чем заключается сущность.? Структурная схема вопроса-суждения: ¿>0? Условные обозначения: С — вопросительная конструкция или вопросительное слово 1 — первое понятие (субъект мысли - подлежащее суждения) —- связка между понятиями 2 — второе понятие (предикат мысли - сказуемое суждения)

1. Чем объяснить, что... ? 2. Как доказать, что... ? 3. В каком случае... ? 4. Когда...? 5. Каким образом... ? 6. Вследствие чего...? 7. Почему...? . Структура Движение Развитие _ Взаимосвязь

Карточка № 3 (сравнение) Карточка № 4(противоречие)

1. По сравнению с ., . 2. Так же, как и ., . 3. Как ., так и . 4. Сравнивая ., можно сказать, . 5. Кроме ., ещё . 6. Помимо ., . 7. Больше, чем ., . (.больше, чем .) 8. Не только ., а (но) и. 9. Наряду с ., . 10. Если ., то. 11. В отличие от ., . 1. . что, а . 2. . тем, что . 3. . , хотя . 4. . не ., но. 5. Если ., то . 6. . тем, чем . (чем ., тем .) 7. ., несмотря на . 8. ., однако . 9. . не только .

Карточка № 5 (категории философии) Карточка № 6 (умозаключение)

1. Сущность — явление 2. Содержание — форма 3. Первичное — вторичное Дедукция (от общего к частному) 1. Поскольку ., 2. а .,

4. Качество — количество 5. Общее — частное 6. Общее - особенное - единичное 7. Единство — многообразие 8. Причина — следствие 9. Целое — часть (часть — целое) 10. Пространство — время Следовательно, . Индукция (от частного к общему) Если / обладает свойством ё, если Ь обладает свойством ё, если с обладает свойством ё, если к обладает свойством ё, а/, Ь, с, к - 'это А,

11. Возможность — действительность

12. Необходимость — случайность

13. Историческое — логическое

14. Тождество

15. Конкретное — абстрактное

16. Доказательство — опровержение

17. Истина — заблуждение (ложь)

18. Сходство — отличие

19. Противоположности

20. Противоречие

Следовательно, все А обладают свойством ^ Аналогия отношений

1. Если А есть В,

то С есть D. (вид - род)

2. Если А имеет свойство В, то С имеет свойство D. (понятие - его свойство)

3. Если А имеет свойства h, a, то А является С.

Если B имеет свойства c, f, то B является D. (причина - следствие) Аналогия свойств

1. Поскольку А имеет признаки а, Ь, c, d,

2. а В имеет признаки а, Ь, c, Следовательно (возможно), В имеет и признак d

Список литературы

1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /О.С. Габриелян. М.: Дрофа, 2013. 319 [1] с.

2. Глинкина Г. В. Развитие у обучаемых читательской грамотности средствами Способа диалектического обучения при изучении различных дисциплин: учебно-методическое пособие. - Красноярск: ККИПК, 2018. 196 с.

3. Ковель М.И. Развитие познавательных учебных действий на уроках химии и биологии: учебно-методическое пособие /М.И. Ковель. Красноярск: ККИПК, 2018. 156 с.

4. Ковель М.И., Глинкина Г.В. Применение критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся при реализации ФГОС на

основе Способа диалектического обучения: учебно-методич. пособие / М. И. Ковель, Г. В. Глинкина. Красноярск: ККИПК, 2017. 208 с.

5. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования /сост. Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. 448 с.

6. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998. 312 с.

7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 79 с.

8. URL:

https://ria.ru/sodety/20161206/1482946511 .html (дата обращения: 12.06.2016).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Литвинова С.А.

ГБУСО НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Снегири», педагог-

психолог

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH ADOLESCENTS IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Litvinova S.

Social rehabilitation center for minors «Snegiri», psychologist

Аннотация

В статье раскрыты социально-психологические особенности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, научно обоснованы педагогические условия социально-педагогической помощи подросткам и проанализированы программы социально-педагогической деятельности с подростками в условиях социального реабилитационного учреждения.

Abstract

The article reveals the socio-psychological characteristics of adolescents in difficult situations, scientifically substantiates the pedagogical conditions of socio-pedagogical assistance to adolescents, and analyzes the programs of socio-pedagogical activity with adolescents in a social rehabilitation institution.

Ключевые слова: подростки, социально-педагогическая деятельность, трудная жизненная ситуация, педагогические условия.

Keywords: adolescents, social and educational activities, difficult life situations, pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.