Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЕМЫХ НА УРОКАХ ХИМИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЕМЫХ НА УРОКАХ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1640
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СПОСОБ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковель М.И.

Сегодня ученые и практики считают, что формирование функциональной грамотности является одной из актуальных проблем школьного образования. У школьников не сформировано на должном уровне читательская, математическая грамотность и др., и как следствие, обучаемые на уроках химии затрудняются при решении расчётных задач, составлении уравнений реакций по предложенной схеме, формулировании ответов на проблемные вопросы и т.д. Разрешить данное противоречие можно при использовании на уроках системно-деятельного подхода, например, теории и технологии Способа диалектического обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЕМЫХ НА УРОКАХ ХИМИИ»

дистанционном образовании. //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 04 (75) , 2015, ч. 2, Москва , с.142-144.

6. Смирнова Н.А. Педагогические приемы в современной образовательной среде. // Альманах мировой науки, 2016, №2 (5). По материалам межд. научно-практ. конф. «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы». 29.02. 2016, с.83-84.

© Боброва Л.В., 2021

УДК 372.854

М.И. Ковель

канд. пед. наук, доцент ККИПКиППРО, г. Красноярск, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЕМЫХ НА УРОКАХ ХИМИИ

Аннотация

Сегодня ученые и практики считают, что формирование функциональной грамотности является одной из актуальных проблем школьного образования. У школьников не сформировано на должном уровне читательская, математическая грамотность и др., и как следствие, обучаемые на уроках химии затрудняются при решении расчётных задач, составлении уравнений реакций по предложенной схеме, формулировании ответов на проблемные вопросы и т.д. Разрешить данное противоречие можно при использовании на уроках системно-деятельного подхода, например, теории и технологии Способа диалектического обучения.

Ключевые слова:

Функциональная грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность,

Способ диалектического обучения

Главной проблемой современного образования в школе является несформированность у школьников функциональной грамотности, которая включает в себя читательскую грамотность, математическую грамотность, естественнонаучную грамотность и др. остановимся на определении ключевого понятия функциональная грамотность.

Функциональная грамотность - это:

• способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо) (А.А. Леонтьев);

• способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью (С.Г. Вершловский, М.Г. Матюшкина);

• повышаемый по мере развития общества уровень знаний и умений в частности умения читать и писать, необходимый для полноправного и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития (С.А.Тангян);

• способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней (В.В. Мацкевич, С.А. Крупник) [5].

Компонентами функциональной грамотности являются интегративные и предметные. Из перечня интегративных компонентов важную роль играют читательская грамотность. Из предметных компонентов наибольшую значимость на уроках химии представляют - языковая и математическая грамотности. Как

показывают результаты исследования (школьники 9 классов общеобразовательных школ), обучаемые не умеют анализировать (47%), перерабатывать информацию (58%), использовать информацию: для решения задач (56,7%), для составления логических схем, с указанием критериев деления понятий (69,3%), для составления уравнений реакций по схеме, в которой уже указаны вещества (35,5%), для составления уравнений реакций по схеме, в которой пропущены 1-3 вещества (59,7%). Также западающим звеном являются читательские умения, такие как понимать смысловую структуру текста (48,9%), устанавливать скрытые связи между утверждениями (причинно-следственные связи - 38,28%, сходство - различие -24,9%), формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста (54,62%), обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном тексте (46,3%).

Анализ посещённых уроков свидетельствует, о том, что половина учителей не требует от школьника полного ответа на вопросы учителя или ученика. А ведь каждый педагог понимает, что при формулировании устных или письменных ответов на вопросы или задания к тексту необходимо требовать от обучаемых высказываний в форме суждений или умозаключений. Сегодня не секрет, что школьники используют не только тексты в учебниках, но и в связи СОУГО-19, в большей степени электронные тексты, поэтому школьнику необходимо научиться находить сайты, где представлена полная достоверная информация. Полученные результаты показывают, что и информационная грамотность также является западающим звеном в учебном процессе.

В данной статье более подробно остановимся на формировании у обучаемых читательской грамотности.

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни [6]. Читательскую грамотность, как и математическую и языковую начинают формировать в начальной школе, а в последующих классах идёт её совершенствование. Учителю остаётся лишь грамотно применять на практике передовые инновационные технологии для того, чтобы получить положительный результат. Одной из таких технологий является Способ диалектического обучения (авторы - Гончарук А.И., Зорина В.Л., Ботов М.И.).

В теории и технологии Способа диалектического обучения (СДО) разработан современный дидактический инструментарий познания, применение которого как учителем, так и обучаемыми обеспечивает повышение качества образования в целом: учителю данный инструментарий даёт возможность совершенствовать содержание образования и технологию его освоения обучаемыми, а последних вооружает эффективными средствами познания любой учебной дисциплины и способствует повышению качества усвоения знаний и развития как предметных умений, так и универсальных учебных действий. К такому инструментарию относятся:

- сборники предметных, межпредметных и опорных понятий,

- логические схемы (структурные, классификационные, структурно-функциональные и др.),

- сборники словесных образов,

- комплекты карточек (№№ 1-6),

- рисунки, отражающие отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера [2, с. 10]. Применение дидактического инструментария, позволяет развивать у обучающихся логическое мышление, а на его основе формировать и развивать читательскую грамотность при работе с материалами текста.

Приведём примеры заданий к тексту по химии для 9 класса по теме «Химическая организация природы» [1, с.24].

Задание №1. Прочитайте текст параграфа и выпишите ключевое понятие параграфа, раскройте его по содержанию.

Задание №2. Почему автор учебника О.С. Габриелян назвал параграф «Химическая организация природы»? Приведите аргументы.

Задание №3. Используя ключевое понятие текста, составьте логическую схему, укажите критерий деления, приведите по 2 примера каждого вида.

Задание №4. Сформулируйте главный вопрос к тексту, отражающий содержание параграфа. При

ответе используйте, карточку №2 (см. Приложение).

Задание №5. Ответьте на проблемные вопросы в форме суждений или умозаключений:

• Что считается неживой природой?

• Вследствие чего гелий и водород являются господствующими элементами Вселенной?

• Чем объяснить, что Земной шар имеет сложное строение?

• Что такое мантия?

• Чем объяснить, что все химические элементы делятся на микроэлементы и макроэлементы?

• Как доказать, что бор (цинк, марганец, железо, бром, титан, ванадий) относится к группе микроэлементов?

• Почему некоторые элементы называют биогенными?

• Каким образом живая природа отличается от неживой природы?

• В каком случае минеральный обмен нарушается при формировании скелета?

• Почему недостаток кобальта может привести к гибели организма?

• Вследствие чего иодид калия добавляют к пищевой поваренной соли?

• Что понимается под ферментами?

• Что называется витаминами?

• Что такое гормоны?

• Каким образом ферменты отличаются от витаминов?

Задание №6. Несколько выражений в тексте похожи на определение понятия. Проанализируйте их и установите, какое из высказываний можно считать определением понятия «витамины», а какое не является определением. Объясните свою точку зрения, ответ сформулируйте в форме суждения.

• Витамины - органические вещества, содержащие микроэлементы.

• Витамины - органические вещества различной химической природы, поступающие в организм с пищей в малых дозах и оказывающие большое влияние на обмен веществ и общую жизнедеятельность организма.

• Витамины - органические вещества, которые не образуются в клетках организма человека.

• Витамины - это А, В1, В12, В2, Б, К, С.

Задание №7. Найдите в верном определении понятии его существенные признаки и назовите их: родовой признак - ..., видовые признаки - ...

Задание №8. Отразите с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями и укажите вид отношений:

А - макроэлементы

В - микроэлементы

С - железо

Б - мышьяк

Е - никель

Б - магний

Задание №9. Сравните витамины и ферменты, найдите как можно больше общих и отличительных признаков. При ответе используйте карточку №3.

Задание №10. Прочитав последний абзац на странице 27 параграфа, выявить причинно-следственные

связи.

Задание №11. Найдите в Интернете электронные адреса, которые будут являться дополнительным материалом для ключевых понятий параграфа.

Таким образом, используя задания, которые с одной стороны развивают у обучающихся логическое мышление, с другой стороны, - помогают школьникам развивать читательские умения: интерпретировать текст, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и мн. другое, а в целом формировать читательскую грамотность.

Приложение

Комплект карточек № 1-6 для структурирования предметного содержания и развития у обучаемых познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий [3, с. 206; 4, с.250]

Карточка № 1 (вопрос-понятие) Карточка № 2 (вопрос-суждение)

1. Что называется...? 2. Что считается.? 3. Что понимается под.? 4. Что представляет собой.? 5. Что выражает.? 6. Что является.? 7. Что такое.? 8. Каковы свойства и виды.? 9. В чем заключается сущность.? Структурная схема вопроса-суждения: с ©О Условные обозначения: С — вопросительная конструкция или вопросительное слово 1 — первое понятие (субъект мысли - подлежащее суждения) /\— связка между понятиями 2 — второе понятие (предикат мысли - сказуемое суждения) 1. Чем объяснить, что .? "I 2. Как доказать, что.? Струкгура 3. В каком случае.? „ ^ Движение 4. Когда.? ] 5. Каким образом .? 1 ' Развитие 6. Вследствие чего .? J 7. Почему.? | Взаимосвяз

Карточка № 3 (сравнение) Карточка № 4 (противоречие)

1. По сравнению с ., . 2. Так же, как и ., . 3. Как ., так и . 4. Сравнивая ., можно сказать, . 5. Кроме ., ещё . 6. Помимо ., . 7. Больше, чем ., . (.больше, чем .) 8. Не только ., а (но) и. 9. Наряду с ., . 10. Если ., то. 11. В отличие от ., . 1. . что, а . 2. . тем, что . 3. . , хотя . 4. . не ., но. 5. Если ., то . 6. . тем, чем . (чем ., тем .) 7. ., несмотря на . 8. ., однако . 9. . не только .

Карточка № 5 (категории философии) Карточка № 6 (умозаключение)

1. Сущность — явление 2. Содержание — форма 3. Первичное — вторичное 4. Качество — количество 5. Общее — частное 6. Общее - особенное - единичное 7. Единство — многообразие 8. Причина — следствие 9. Целое — часть (часть — целое) 10. Пространство — время 11. Возможность — действительность 12. Необходимость — случайность 13. Историческое — логическое 14. Тождество 15. Конкретное — абстрактное 16. Доказательство — опровержение 17. Истина — заблуждение (ложь) 18. Сходство — отличие 19. Противоположности 20. Противоречие Дедукция (от общего к частному) 1. Поскольку ., 2. а .,

Следовательно, . Индукция (от частного к общему) Если / обладает свойством d, если Ь обладает свойством d, если с обладает свойством d, если к обладает свойством d, а /, Ь, с, к - 'это А,

Следовательно, все А обладают свойством d. Аналогия отношений 1. Если А есть В, то С есть Б. (вид - род) 2. Если А имеет свойство В, то С имеет свойство Б. (понятие - его свойство) 3. Если А имеет свойства к, а, то А является С. Если В имеет свойства с, / то В является Б. (причина - следствие) Аналогия свойств 1. Поскольку А имеет признаки а, Ь, с, d, 2. а В имеет признаки а, Ь, с,

Следовательно (возможно), В имеет и признак d

{ }

Список использованной литературы:

1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /О.С. Габриелян. М.: Дрофа, 2013. 319 [1] с.

2. Глинкина Г. В. Развитие у обучаемых читательской грамотности средствами Способа диалектического обучения при изучении различных дисциплин: учебно-методическое пособие. - Красноярск: ККИПК, 2018. 196 с.

3. Ковель М.И., Глинкина Г.В. Применение критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся при реализации ФГОС на основе Способа диалектического обучения: учебно-методич. пособие / М. И. Ковель, Г. В. Глинкина. Красноярск: ККИПК, 2017. 208 с.

4. Ковель М.И., Глинкина Г.В. Способ диалектического обучения: использование на уроках критериальной системы оценивания предметных и метапредметных результатов: учебно-методич. пособие / М. И. Ковель, Г. В. Глинкина. Красноярск: ККИПК, 2020. 252 с.

5. Мокс А.А. Функциональная грамотность в современном образовании URL: https://sch1621.mskobr.ru>...функциональная грамотность (дата обращения: 06.01.2021).

6. URL: https://ria.ru/society/20161206/1482946511.html (дата обращения: 12.06.2016).

© Ковель М.И. , 2021

УДК 378

Кокова Д.Х.

Студентка 3 курса, ШКГ

Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске, РФ

Подсвирова В. Е. Студентка 3 курса, ШКГ

Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске, РФ

Малышкина Е. В. кандидат исторических наук Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске, РФ

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО МАТЕРИАЛОВ

Аннотация

Освоить, тем более овладеть коммуникативными навыками иностранного языка, не находясь в стране изучаемого языка - весьма трудно. Цель статьи заключается в предоставлении необходимой информации для преподавателей иностранного языка с целью эффективного использования видео на занятиях. В данной работе рассмотрены основные методы изучения иностранного языка при помощи видео и аудио файлов.

Ключевые слова: иностранный язык, интерактивные методы обучения, видеоматериал.

The organization of foreign language instruction in higher education institutions is undergoing significant changes at the present stage. The new trends are aimed at improving skills of professional and business communication through intensification of the educational process and its humanization. Students enter a technical college with different levels of general education and language. For such an audience, raising interest and creating positive motivation to learn a foreign language is a very important task. Since the teaching activity at the university is of a professional nature, the teacher's task is to emphasize the practical importance of mastering a foreign language.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Students are most interested in situations of real speech communication. The use of videos has proven to be

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.