Научная статья на тему 'Роль развития логического мышления у обучающихся в условиях ФГОС'

Роль развития логического мышления у обучающихся в условиях ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЫШЛЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СПОСОБ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковель М. И.

В статье рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов развитие логического мышления у обучающихся. Развитие познавательных универсальных учебных действий и в первую очередь логических УУД позволяет осуществить интеллектуальное воспитание личности, что в условиях введения ФГОС является основой (базой) для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль развития логического мышления у обучающихся в условиях ФГОС»

84

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

РОЛЬ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС

© Ковель М.И.*

Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Красноярск

В статье рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов - развитие логического мышления у обучающихся. Развитие познавательных универсальных учебных действий и в первую очередь логических УУД позволяет осуществить интеллектуальное воспитание личности, что в условиях введения ФГОС является основой (базой) для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях.

Ключевые слова логические универсальные учебные действия, мышление, федеральный государственный образовательный стандарт, способ диалектического обучения.

Мышление - способность человека связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения; обосновывать выводы, регулирующие выведение, дальнейшее движение самой мысли [3, с. 9; 4, с. 518].

Мышление является одним из важнейших познавательных процессов, с помощью мысли мы познаем окружающий нас мир, учимся рассуждать, анализировать и обобщать определённые результаты реальной действительности. Физиологически здоровый мозг сам по себе ещё не обеспечивает человеку умения мыслить. Для того, чтобы реализовать эту возможность, необходима определённая организация интеллектуальной деятельности, определённая технология работы с информацией [3, с. 6].

Галеева А.Р. и Мамедова Л.В., ссылаясь на мнение отечественных и зарубежных психологов, считают, что «развитие мышления в процессе деятельности - это формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков по применению законов мышления в познавательной деятельности, а также умений осуществлять перенос приёмов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую» [1]. Нельзя не согласиться с авторами, поскольку развитие мыслительных операций у обучающихся является базисом (фундаментом) учебной деятельности как в начальной школе, так и старшей школе. Чем раньше мы будем развивать мыслительные операции, тем более высокие результаты можно получить у выпускников школ.

* Доцент кафедры Общей и специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, профессор РАЕ.

Теория и методика обучения и воспитания

85

Современные условия требуют формирование у личности умения самостоятельно мыслить. Введение федерального государственного образовательного стандарта в учебный процесс требует от учителя формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий и в первую очередь - логических. Для формирования и развития научных понятий по любой школьной дисциплине, учителю необходимо, с одной стороны, учитывать психические процессы и свойства обучающихся, а с другой, - самому овладеть формальной и диалектической логикой. Это он сможет сделать либо на курсах повышения квалификации, либо занимаясь самообразованием.

Внедряя в учебный процесс ФГОС, учителю также необходимо знать не только перечень универсальных учебных действий, но и содержание каждого из них. Остановимся на определении некоторых понятий.

Универсальные учебные действия - умения и навыки, которые, с одной стороны, формируются в процессе изучения различных (всех) дисциплин, с другой стороны - обеспечивают успешное освоение программ на всех ступенях образования. УУД формируются путем систематических упражнений на уроках всех учебных дисциплин, использования обобщенных способов освоения предметного содержания и создают возможность их применения не только в привычных, но и в изменённых условиях. Логические универсальные учебные действия - познавательные умения, развивающие мыслительные способности, т.к. основаны на законах логики и на применении логических операций с понятиями (определение, деление, обобщение, ограничение, формулирование проблемных вопросов и умозаключений) и логических приёмов (анализ, синтез, сравнение) [2, с. 22].

Исследование в области развития уровня логического мышления у школьников в 6-10 классах, выявило, что не все обучающиеся в полной мере владеют логическими операциями с понятиями. Результаты исследования показали, что больше половины из них не могут назвать существенные признаки понятий, не понимают сущности таких логических операций как обобщение и ограничение понятий (39,48 % смогли правильно указать ближайший родовой признак и 43,51 % единичный термин). Задание на деление понятий (классификация), где необходимо было указать критерии деления, справились лишь 28,75 %; 97,56 % школьников не умеют строить умозаключение (дедуктивное, индуктивное), 54,8 % - по аналогии отношений и аналогии свойств.

В нашей статье предлагаем задания, которые помогут развивать у школьников логические универсальные учебные действия.

Задание № 1. Выбрать из перечисленных свойств только те, которые являются постоянными признаками всех алканов: твердые вещества, ациклические углеводороды, одинарные связи, структурная изомерия, соответст-

86

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

вуют общей формуле СпН2п+2, жидкие вещества. Назвать среди указанных признаков родовой и видовые признаки алканов. Сформулировать определение алканов, используя выделенные признаки.

Ответ. Постоянные признаки всех алканов - ациклические углеводороды, наличие одинарных связей, соответствие общей формуле СпН2п+2. Родовой признак - ациклические углеводороды, видовые признаки - наличие одинарных связей, общая формула СпН2п+2.

Алканы - ациклические углеводороды, в молекулах которых атомы связаны одинарными связями и соответствуют общей формуле СпН2п+2 [5, с.26].

Задание № 2. Восстановить пропущенные элементы в определениях понятий:

Алкины - ..., содержащие в молекуле ... и соответствующие общей формуле ...

Гомологи - ., сходные по ... и отличающиеся ...

Ответы. Алкины - ациклические углеводороды, содержащие в молекуле, помимо одинарных связей, одну тройную связь между атомами углерода и соответствующие общей формуле СпН2п-2.

Гомологи - вещества, сходные по строению и свойствам и отличающиеся на одну или более групп СН2.

Задание № 3. Обобщить пары понятий до ближайшего рода:

Кислота - основание ^

Азотная кислота - серная кислота ^

Ответы. 1) Кислота - основание ^ гидроксиды; 2) Азотная кислота -серная кислота ^ сильные кислоты (сильные электролиты, кислородсодержащие кислоты).

Задание № 4. Обобщить каждое понятие до дальнего рода:

1) Пропан -

2) Бензол -

Ответы. 1) Пропан - органическое вещество (вещество). 2) Бензол -производное углеводородов (непредельный углеводород, ненасыщенный углеводород, органическое вещество, вещество).

Задание № 5. Построить логическую цепочку от единичного понятия до дальнего рода.

Пропанол-1 - .

Ответ. Пропанол-1 - одноатомный спирт - спирт - кислородсодержащее вещество - органическое вещество - вещество.

Задание № 6. Обобщить до ближайшего рода и ограничить до ближайшего вида:

. - многоатомный спирт - .

. - алкины - .

Теория и методика обучения и воспитания

87

Ответ. Спирт - многоатомный спирт - глицерин; ациклические углеводороды - алкины - бутин.

Задание № 7. В каждой строке выделить сравнимые понятия, обосновать свой ответ:

1) Алканы, пропан, алкины, алкадиены.

2) Пентан, бутан, декан, бензол.

Ответ. 1) Среди понятий (алканы, гексозы, алкины, алкадиены) сравнимыми являются алканы, алкины, алкадиены, т.к. имеют общий признак -углеводороды; среди понятий (алканы, гексозы, алкины, алкадиены) сравнимыми являются алкины, алкадиены т.к. имеют общий признак -непредельные углеводороды. 2) Среди понятий (пентан, бутан, декан, бензол) сравнимыми являются пентан, бутан, декан, т.к. имеют общий признак - предельные ациклические углеводороды (предельные углеводороды).

Задание № 8. Найти признаки, по которым можно сравнить понятия пентан и бутан.

Ответ: понятия пентан и бутан можно сравнить по количеству атомов углерода и водорода в составе веществ, по агрегатному состоянию, по молярной массе, по химическим свойствам, по количеству сигма связей в соединениях, по количеству изомеров, по способу получения, по применению.

Задание № 9. Сформулировать умозаключение, ответив на вопрос-суждение: как доказать, что ацетилен является алкином?

Ответ: Ациклические углеводороды, содержащие в молекуле, помимо одинарных связей, одну тройную связь между атомами углерода и соответствующие общей формуле СпН2п-2, называются алкинами. Ацетилен - ациклический углеводород, содержит в молекуле одну тройную связь между атомами углерода и соответствует общей формуле СпН2п-2. Следовательно, ацетилен является алкином.

Задание № 10. Сравнить алкины и алканы, найти как можно больше общих признаков и отличительных признаков.

1. По сравнению с алкинами, которые считаются непредельными углеводородами, алканы являются предельными углеводородами.

2. Как алкины, так и алканы образуют гомологи.

3. Не только алкины, но и алканы образуют изомеры.

4. Помимо алкинов и алканы вступают в реакцию горения, при которой образуются углекислый газ и вода.

5. Сравнивая алкины и алканы, можно сказать, что в алканах только сигма-связи между атомами углерода, а в алкинах, кроме сигма-связей, присутствует ещё две пи-связи.

6. Сравнивая алкины и алканы, можно сказать, что алкинам соответствует общая формула СпН2п-2, а алканам - СпН2п+2.

88

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

7. Если алкины вступают в реакции присоединения с галогенами, то алканы способны взаимодействовать с галогенами по типу реакций замещения.

8. Также как и алкины, алканы являются сырьём для производства большого количества органических соединений и материалов.

Школьники приводят уравнения реакций, подтверждающие суждения.

Таким образом, при разработке учителем содержания урока необходимо, чтобы учащиеся исследовали новые понятия на конкретных примерах, т.е. индуктивным способом познания. На уроке учитель должен предложить систему таких заданий, в процессе выполнения которых школьники могут сформулировать определение новых понятий, установить их виды (указав основание деления), найти общие и отличительные признаки и т.д. Можно пойти и дедуктивным способом познания (от знакомства с определениями новых понятий (лекция или работа с текстом учебника) переход к анализу конкретных понятий). Учителю следует включать задания, которые способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий на основе выполнения различных логических операций с понятиями.

Список литературы:

1. Галеева А.Р., Мамедова Л.В. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. -2015. - № 12. - С. 187-188. - Режим доступа: www.rae.ru/meo/?section=con-tent&op=show_ artide&artide_id=9037 (дата обращения: 01.01.2016).

2. Глинкина Г.В., Ковель М.И. и др. ФГОС: формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения / Г.В. Глинкина, М.И. Ковель, М.А. Митрухина,

В.Л. Зорина. - Красноярск: КИПК, 2015. - 160 с.

3. Психология. Познавательные процессы. Часть II. Мышление: учебное пособие для студентов специальности 020400К и слушателей Института дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов / В.Л. Зорина, Г.В. Глинкина, Т.Н. Ищенко, М.И. Ковель, В.С. Нур-галеев. - Красноярск: СибГТУ 2004. - 100 с.

4. Современный философский словарь / Под общ. ред. проф. В.Е. Кемерова. - 2-е изд., испр. и доп. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: ПАНПРИНТ, 1998. - 1064 с.

5. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дрофа, 2001. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.