Научная статья на тему 'ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
327
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫЙ ПОДРОСТОК / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕТСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ФАСИЛИТАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИ-КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / АВАНСИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / PEDAGOGICALLY NEGLECTED TEENAGER / DEVIANT BEHAVIOR / JUVENILE DELINQUENCY / SOCIALIZATION / FACILITATION / PREVENTIVE AND CORRECTIONAL WORK / PEDAGOGICAL SUPPORT / CHILD-TEENAGE MALADAPTATION / PERSONAL ADVANCE PAYMENT / ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рубцова Елена Викторовна, Девдариани Наталья Валерьевна

В данной статье рассматривается проблема педагогического обеспечения социализации и эффективной профилактически-коррекционной работы с педагогически запущенными подростками. Отмечается, что ситуация развития педагогически запущенных детей и подростков представляет собой нарушение эффективного процесса социализации, т.е. наблюдается детско-подростковая дезадаптация. В данном исследовании авторы отталкиваются от понятия социальной фасилитации как эффекта функционирования, когда мотивация, источником которой является присутствие соисполнителя или аудитории, усиливает хорошо усвоенные реакции. По мнению авторов статьи социальная фасилитация может быть применена как один из профилактических методов в работе с педагогически запущенными подростками. Доказывается, что эффективность работы с педагогически запущенными детьми и подростками зависит от правильности определения причин и факторов, вызывающих данную проблему, и своевременности их устранения. Делается вывод о том, что для решения проблемы педагогического обеспечения социализации и эффективной профилактически-коррекционной работы с педагогически запущенными подростками необходимо эмпирическое изучение личностных особенностей педагогически запущенных подростков и эффективности их социализации, которое должно проводиться при помощи ряда методик, предоставляющих исчерпывающую информацию не только об их личностных особенностях, но и о той микросреде, в которой они воспитываются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рубцова Елена Викторовна, Девдариани Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH PEDAGOGICALLY LAUNCHED TEENAGERS: AN EMPIRICAL STUDY OF THE PERSONALITY CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICALLY NEGLECTED ADOLESCENTS AND THE EFFECTIVENESS OF THEIR SOCIALIZATION

This article discusses the problem of pedagogical support of socialization and effective preventive and corrective work with pedagogically neglected adolescents. It is noted that the situation of the development of pedagogically neglected children and adolescents constitutes a violation of the effective process of socialization, that is, child-teenage maladaptation is observed. In this study, the authors proceed from the concept of social facilitation as a functioning effect, when the motivation, the source of which is the presence of a co-executor or audience, enhances well-acquired reactions. According to the authors of the article, social facilitation can be applied as one of the preventive methods in working with pedagogically neglected adolescents. It is proved that the effectiveness of working with pedagogically neglected children and adolescents depends on the correct determination of the causes and factors causing this problem and the timeliness of their elimination. It is concluded that to solve the problem of pedagogical support of socialization and effective preventive and corrective work with pedagogically neglected adolescents, an empirical study of the personality characteristics of pedagogically neglected adolescents and the effectiveness of their socialization is necessary, which should be carried out using a number of techniques that provide comprehensive information not only about their personal characteristics, but also about the microenvironment in which they are brought up.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

педагогические науки

Рубцова Елена Викторовна, Девдариани Наталья Валерьевна ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ...

УДК 372.881.161.1

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0097 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

© 2019

AuthorlD: 680842

SPIN: 8728-9478

Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи»

AuthorlD: 462174

SPIN: 7224-4927

Девдариани Наталья Валерьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: devd.nata@yandex.ru)

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема педагогического обеспечения социализации и эффективной профилактически-коррекционной работы с педагогически запущенными подростками. Отмечается, что ситуация развития педагогически запущенных детей и подростков представляет собой нарушение эффективного процесса социализации, т.е. наблюдается детско-подростковая дезадаптация. В данном исследовании авторы отталкиваются от понятия социальной фасилитации как эффекта функционирования, когда мотивация, источником которой является присутствие соисполнителя или аудитории, усиливает хорошо усвоенные реакции. По мнению авторов статьи социальная фасилитация может быть применена как один из профилактических методов в работе с педагогически запущенными подростками. Доказывается, что эффективность работы с педагогически запущенными детьми и подростками зависит от правильности определения причин и факторов, вызывающих данную проблему, и своевременности их устранения. Делается вывод о том, что для решения проблемы педагогического обеспечения социализации и эффективной профилактически-коррекционной работы с педагогически запущенными подростками необходимо эмпирическое изучение личностных особенностей педагогически запущенных подростков и эффективности их социализации, которое должно проводиться при помощи ряда методик, предоставляющих исчерпывающую информацию не только об их личностных особенностях, но и о той микросреде, в которой они воспитываются.

Ключевые слова: педагогически запущенный подросток, девиантное поведение, детская преступность, социализация, фасилитация, профилактически-коррекционная работа, педагогическое обеспечение, детско-подростковая дезадаптация, авансирование личности, тревожность.

BASES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH PEDAGOGICALLY LAUNCHED TEENAGERS: AN EMPIRICAL STUDY OF THE PERSONALITY CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICALLY NEGLECTED ADOLESCENTS AND THE EFFECTIVENESS OF THEIR SOCIALIZATION

© 2019

Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Devdariani Natalia Valerievna, candidate of philosophical sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: devd.nata@yandex.ru)

Abstract. This article discusses the problem of pedagogical support of socialization and effective preventive and corrective work with pedagogically neglected adolescents. It is noted that the situation of the development of pedagogically neglected children and adolescents constitutes a violation of the effective process of socialization, that is, child-teenage maladaptation is observed. In this study, the authors proceed from the concept of social facilitation as a functioning effect, when the motivation, the source of which is the presence of a co-executor or audience, enhances well-acquired reactions. According to the authors of the article, social facilitation can be applied as one of the preventive methods in working with pedagogically neglected adolescents. It is proved that the effectiveness of working with pedagogically neglected children and adolescents depends on the correct determination of the causes and factors causing this problem and the timeliness of their elimination. It is concluded that to solve the problem of pedagogical support of socialization and effective preventive and corrective work with pedagogically neglected adolescents, an empirical study of the personality characteristics of pedagogically neglected adolescents and the effectiveness of their socialization is necessary, which should be carried out using a number of techniques that provide comprehensive information not only about their personal characteristics, but also about the microenvironment in which they are brought up.

Keywords: pedagogically neglected teenager, deviant behavior, juvenile delinquency, socialization, facilitation, preventive and correctional work, pedagogical support, child-teenage maladaptation, personal advance payment, anxiety.

ВВЕДЕНИЕ.

Современное общество и средства массовой информации на сегодняшний день бурно обсуждают проблему асоциального, девиантного поведения подростков и детской преступности.

Социальная ситуация развития педагогически запущенных детей и подростков представляет собой нарушение эффективного процесса социализации, т. е. наблюдается детско-подростковая дезадаптация.

Проблема педагогической запущенности детей и подростков, их социализации и профилактики асоциального поведения рассматривалась в работах многих оте-

чественных ученых, психологов и даже криминалистов: Д.А. Сепса, К.К. Матвеева, А.Р. Ратинова, Л.И. Аувяэрт, Г.А. Аванесова, В.Н. Кудрявцева, Ф.М. Мягкова,

A.Е. Личко, М.И. Буянова, А.Б. Добрович, А.И. Захарова,

B.Л. Леви, А.И. Кочетова, Г.М. Миньковского и других [1-10].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Проблема педагогического обеспечения социализации и эффективной профилактически-коррекционной работы с педагогически запущенными подростками остается актуальной и по сей день.

Понятие социально-психологической дезадаптации

Rubtsova Elena Viktorovna, Devdariani Natalia Valerievna BASES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK ...

pedagogical sciences

характеризует широкии круг нарушении, которые могут возникнуть у ребёнка под влиянием различных социальных условии, обстоятельств его жизни и развития. Дезадаптация возникает в процессе социализации личности и является нарушением этого процесса.

Подростковый возраст - это возраст закладки основ системы поведения, мировоззрения, формирования нравственных идеалов. В подростковом возрасте проявляется достаточно осознанная потребность к самовоспитанию.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Педагогическая запущенность подростка возникает как последствие его изоляции в коллективе, где он учится, в то же время они стараются удержать авторитет в данном коллективе с помощью физической силы, оказываются противопоставленными остальным подросткам.

Негативное влияние семьи, сверстников и школы формирует предпосылки к возникновению педагогической запущенности. Огромное значение в социализации подростков имеет его ближайшее окружение - семья и те нормы морали, нравственности и поведения, которые в ней приняты. Неблагоприятная структура семьи, негативное отношение родителей к ребенку зачастую является главной причиной педагогической запущенности детей и подростков.

Влияние сверстников на педагогически запущенного подростка и наличие любого коллектива в целом тесно связано с понятием «социальной фасилитации». Социальная фасилитация (от англ. facilitate — облегчать) — это эффект функционирования, когда мотивация, источником которой является присутствие соисполнителя или аудитории, усиливает хорошо усвоенные реакции [11].

Результаты экспериментов по социальной фасили-тации говорят о том, что группы способны возбуждать людей. Если возбуждение подпитывается осознанием значимости цели и важности максимальных усилий каждого участника группы, командный дух поддерживает и интенсифицирует эти усилия (Олимпийские игры и т.п.). Социальная фасилитация может быть применена как один из профилактических методов в работе с педагогически запущенными подростками.

В профилактической работе с педагогически запущенными подростками используют также различные техники, например, «Я-высказывание», моделирование воспитывающей среды, интеграция воспитательных усилий различных факторов, создание воспитывающей ситуаций, авансирование личности, педагогическая поддержка и другие.

«Я-высказывание» - данная техника может быть использована для профилактики конфликтных ситуаций подростков. Подобные высказывания развивают у детей эмпатийные тенденции, умение слушать, ясно формулировать свои мысли и выражать чувства словами, помогают сглаживать конфликтные ситуации, непонимание, учат нравственности и справедливости по отношению к окружающим, т.е. могут положительно влиять на процесс социализации и служить эффективным инструментом профилактической работы.

«Мы воспитываем не напрямую, а при помощи среды, - писал Д. Дьюи, - (...) специально формируем для этих целей среду» [12]. Моделируя воспитывающую среду для педагогически запущенных детей и подростков, можно влиять на их развитие и успешность процесса социализации.

Под интеграцией воспитательных усилий различных факторов в профилактической работе с педагогически запущенными детьми и подростками понимается совершенствование системы сотрудничества семьи и школы как необходимого условия для формирования личности ребенка. Основные задачи интеграции воспитательных усилий - это определение роли семьи в формирование духовно-нравственных ценностей личности педагогически запущенного подростка._

Авансирование личности - это предоставление педагогически запущенному подростку определенного блага, высказывание положительного мнения о его личности, даже тогда, когда он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему, подросток, как правило, стремиться оправдать положительное мнение о себе и своих способностях, что положительно влияет на взаимодействие и общение с окружающими.

Эффективность работы с педагогически запущенными детьми и подростками зависит от правильности определения причин и факторов, вызывающих данную проблему, и своевременности их устранения.

Эмпирическое изучение личностных особенностей педагогически запущенных подростков и эффективности их социализации должно проводиться при помощи ряда методик, которые дают исчерпывающую информацию не только об их личностных особенностях, но и о той микросреде, в которой они воспитываются. Так, можно выявить референтную направленность «трудных» подростков, при помощи методики Р.В. Овчаровой - педагогическую запущенность, тест Басса-Дарки определяет уровень агрессии. Для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи, предназначен тест А. Мехрабиана, а опросник К.К. Яхина, Д.М. Менделевича - для выявления и оценки невротических состояний подростка. Тест, предложенный Р. Кэттеллом, определяет уровень интеллекта подростков, а личностный опросник Бехтеревского института диагностирует типы отношения подростка к болезни. Уровень эмпатийных тенденций и проявления тревоги, тип акцентуации характера подростка, уровень социальной фрустрированности, наличие невроза - все это можно выявить при помощи соответствующих методик. Методика Будасси определяет самооценку подростка и ее адекватность, методика К. Роджерса и Р. Даймонда - социально-психологическую адаптацию подростков. Важную информацию об отношениях подростков к своим родителям и взаимоотношениях в семье дает методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» - родитель глазами подростка.

Эффективность социализации педагогически запущенных подростков зависит от воздействий целой системы факторов, реализуемого содержания, выбранных методик, а также от обеспечения комплекса условий, влияющих на формирование социальной воспитанности подростков, их продуктивную социальную адаптацию. К ним можно отнести психолого-педагогические, организационно-педагогические и социально-педагогические условия.

Для выявления референтной ориентации можно использовать диагностику реальных референтных групп благополучных и «трудных» подростков. Таким образом, при количественной и качественной обработке результатов данной методики можно сделать следующие выводы:

Есть ли различия в ориентации на референтные группы у благополучных и педагогически запущенных подростков;

На какие референтные группы наиболее ориентированы благополучные подростки, на какие - педагогически запущенные;

Чем обусловлена профессиональная, морально-этическая и художественная ориентации 2 групп подростков.

Выявить социльно-педагогическую запущенность детей можно при помощи метода комплексной экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей, разработанного Р.В. Овчаровой [13].

Для социализации педагогически запущенных подростков эмпатия является важным качеством, нуждающимся в развитии.

Для исследования эмпатии (сопереживания) исполь-

182

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Рубцова Елена Викторовна, Девдариани Наталья Валерьевна ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ...

зуют методику выявления эмпатийных тенденций [14]. В результате данной методики можно выявить очень высокий, высокий, средний, низкий и очень низкий уровень эмпатийных тенденций.

Педагогически запущенные дети отстают в учебе по сравнению со своими сверстниками. Выявить реальный уровень их интеллекта можно с помощью культурно-свободного теста на интеллект (CFIT) [15]. Еще в 1958 году Р. Кэттел разработал данный тест с целью определения уровня интеллектуального развития вне зависимости от каких-либо факторов окружающей среды; применять его можно и для индивидуального, и для группового обследования.

Тревожность педагогически запущенных подростков можно исследовать при помощи метода личностной шкалы проявления тревоги, разработанного Дж. Тейлором и адаптированного Т.А. Немчиновой [16]. В результате данного метода можно выявить очень высокий, высокий, средний с тенденцией к высокому, средний с тенденцией к низкому и низкий уровни тревожности. Для определения уровня демонстративности и неискренности была введена шкала лживости В.Г. Норакидзе в 1975 году.

Исследование самооценки личности педагогически запущенного подростка происходит при помощи методики С.А. Будасси [17], которая позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение (используется способ ранжирования). В данной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я-идеальным и Я-реальным. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе.

Выявить отношение подростка к своим родителям помогает методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» - родитель глазами подростка [18]. Данная методика дает исчерпывающие сведения о удовлетворенности подростком своего места в дет-ско-родительских отношениях, той психологической обстановке, которая окружает его дома, об общении и взаимоотношениях в семье, о контроле родителей, о тех требованиях, что предъявляют родители по отношению к подростку.

Выявить наличие невроза у педагогически запущенного подростка можно при помощи методики экспресс-диагностики невроза К. Хека и X. Хесса [19].

ВЫВОДЫ.

Итак, для решения проблемы педагогического обеспечения социализации и эффективной профилактиче-ски-коррекционной работы с педагогически запущенными подростками необходимо эмпирическое изучение личностных особенностей педагогически запущенных подростков и эффективности их социализации, которое должно проводиться при помощи ряда методик, предоставляющих исчерпывающую информацию не только о их личностных особенностях, но и о той микросреде, в которой они воспитываются. В профилактической работе с педагогически запущенными подростками необходимо использовать различные техники, например, «Я-высказывание», моделирование воспитывающей среды, интеграция воспитательных усилий различных факторов, создание воспитывающей ситуаций, авансирование личности, педагогическая поддержка и другие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М.: Академия МВД СССР, 1980. 526 с.

2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1986. 208 с.

3. Мягков И.Ф., Юров Ю.В. Клинико-психологический аспект патогенеза и коррекции аномального поведения в подростковом возрасте // Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. Воронеж: ВГПИ, 1982. С. 102-106.

4. Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход //Личность преступника как объект психологического исследования. М.: Изд-во Всесоюзного ин-та по изучению при-

чин и разработке мер предупреждения преступности, 1979. С. 3-33.

5. Сепс Д.А., Матвеев К.К. Роль органов Министерства внутренних дел в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Управление профилактикой правонарушений несовершеннолетних. Рига, 1989. 198 с.

6. Холодюк А.Г. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьника. Кишинев: Наука, 1991. 150 с.

7. Невский И. А., Овчарова Р.В. Ранняя диагностика и профилактика педагогической запущенности детей. Курган: Наука, 1985. 280с.

8. Миньковский Г.М., Тузов А.П. Профилактика правонарушений несовершеннолетних. Киев: Политиздат Украины, 1987. 213 с.

9. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение,1994. 223 с.

10. Зюбин Л.М. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися. М: Просвещение, 1976. 126 с.

11. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.

12. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.

13. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1996. 240 с.

14. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. 490 с.

15. Айзенк Г. Новые ^ тесты. М.: Изд. «Эксмо», 2005. 192 с.

16. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. СПб. 2002. 174 с.

17. Анастази А. Психологическое тестирование. Т.1. М.: Педагогика, 1982. 316 с.

18. Трояновская П.В. Методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» — родитель глазами подростка // Семейная психология и семейная терапия. 2003, № 3. С. 52 — 63.

19. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. Самара: Издательский: Дом «БАХРАХ-М», 2001. 672 с.

Статья поступила в редакцию 24.09.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.