Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОПАВШИМИ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОПАВШИМИ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1088
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ В СЛОЖНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ / БЕЗНАДЗОРНЫЙ И БЕСПРИЗОРНЫЙ РЕБЕНОК / СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (СРЦН) / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СРЦН / MINOR / SOCIALLY INSECURE MINOR / NEGLECTED AND HOMELESS CHILD / SOCIAL-REHABILITATION CENTER FOR MINORS (SRCM) / EDUCATIONAL WORK / SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PORTRAIT OF MINORS AT SRCM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронин Борис Сергеевич

В статье актуализируется проблема воспитания российских несовершеннолетних детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Анализ статистических данных доказывает рост социального сиротства, детской безнадзорности и бездомности в начале ХХI в., что диктует необходимость социальной защиты такой категории детей как со стороны государства, так и учреждений социальной защиты путем адаптации несовершеннолетних к современному обществу. Рассматривается жизнедеятельность несовершеннолетних, проживающих в социально-реабилитационном центре, цель, задачи, направления деятельности, практическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении. Предлагается социальнопсихолого-педагогический портрет несовершеннолетних социально-реабилитационного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воронин Борис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EDUCATIONAL WORK WITH CHILDREN IN DIFFICULT SITUATION

The problem of the upbringing of Russian minor children, who found themselves in challenging life situations, is highlighted. The proposed statistics prove the growth of social orphanage, child neglect, and homelessness at the beginning of the 21st century. The necessity of social protection of such category of children, both from the state and from the institutions of social protection to determine the optimal ways for minors to adapt to modern society, is substantiated. The article examines the life of minors living in a social- rehabilitation center, the goal, objectives, areas of activity, practical assistance to children in socially dangerous situations. A socio-psychological and pedagogical portrait of minors at the social- rehabilitation center is proposed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОПАВШИМИ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ»

3. Antonova N. A., Ignateva T. S. Aksiologicheskie i epistemologi-cheskie parametry teksta skazki [Axiological and epistimiological parameters of the fairy tale's text]. Linguistics, linguodidactics, translation science: actual issues and research prospects. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. Cheboksary, 2015, pp. 9-16. (In Russian).

4. Galskova N. D., Gez N. I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika [Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methodology]. Moscow, 2014, 336 p. (In Russian).

5. Demyanova T. V. Problemy obucheniya studentov ustnoj rechi [Problems of developing learners' listening skills]. Linguistics, linguodidactics, translation science: actual issues and research prospects. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. Cheboksary, 2015, pp. 200-206. (In Russian).

6. Kamyanova T. G. Prakticheskij kurs nemeckogo yazyka. Grammatika. 1000 uprazhnenij. Literaturnye teksty. Novye pravila pravopisaniya [Deutsch. Practical German course. Grammar. 1000 exercises. Literary texts. New spelling rules. Neck of the RF Ministry of Defense]. Moscow, 2013, 384 p. (In Russian).

7. Martin S. B. Nemeckij za tri mesyaca [German in three months]. Moscow, 2007, 270 p. (In Russian).

8. Molodykh-Nagaeva E. G., Chuvilskaya E. A. Inostrannyj yazyk v neyazykovom vuze: kak motivirovat' studenta [Foreign language at the non-linguistic higher school: how to motivate the students]. Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 5. Available at: www.science-education.ru/119-14871 (accessed 15.10.2020). (In Russian).

9. Narustrang E. V. Prover' sebya!: Testy, teksty i kontrol'nye raboty po nemeckomu yazyku [Test Yourself!: Tests, Texts and Exams in German]. St. Petersburg, 2011, 128 p. (In Russian).

10. Skalkin V. L. Osnovy obucheniya ustnojinoyazychnojrechi [Fundamentals of teaching oral foreign language]. Moscow, 1999, 248 p. (In Russian).

11. Khaleeva I. I. O tendernyh podhodah k teorii obucheniya yazykam i kul'turam [On gender approaches to the theory of teaching languages and cultures]. Izvestia of the Russian Academy of Education, 2000, no. 1, pp. 11-15. (In Russian).

12. Chernova L. V. Samostoyatel'naya rabota studentov nad nauchnym tekstom na nemeckom yazyke v neyazykovom vuze [Independent work of students on a scientific text in German at a non-linguistic university]. Problems of improving the quality of education in the context of society modernization. Proceedings of the regional scientific and methodological conference. Cheboksary, 2004, pp. 252-255. (In Russian).

13. Shpareva G. I. Principy i osobennosti perevoda medicinskogo teksta s anglijskogo yazyka na russkij [Principles and features of translation of medical text from English into Russian]. Linguistics, linguodidactics, translation science: actual issues and research prospects. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. Cheboksary, 2017, iss. 4, pp. 300-306. (In Russian).

14. Penner Z., Weissenborn J., Friederici A. D. Die Entwicklung der Sprache. Available at: ligakind.de/fruehe/608_friederici.php (accessed 15.10.2020). (In German).

15. Kleppin K. Motivation. Nur ein Mythos? Deutsch als Fremdsprache, 2002, no. 39 (1). (In German).

УДК/UDC 376.5 Б. С. Воронин

B. Voronin

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОПАВШИМИ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ

FEATURES OF EDUCATIONAL WORK WITH CHILDREN IN DIFFICULT SITUATION

В статье актуализируется проблема воспитания российских несовершеннолетних детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Анализ статистических данных доказывает рост социального сиротства, детской безнадзорности и бездомности в начале XXI в., что диктует необходимость социальной защиты такой категории детей как со стороны государства, так и учреждений социальной защиты путем адаптации несовершеннолетних к современному обществу. Рассматривается жизнедеятельность несовершеннолетних, проживающих в социально-реабилитационном центре, цель, задачи, направления деятельности, практическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении. Предлагается социально-психолого-педагогический портрет несовершеннолетних социально-реабилитационного центра.

The problem of the upbringing of Russian minor children, who found themselves in challenging life situations, is highlighted. The proposed statistics prove the growth of social orphanage, child neglect, and homelessness at the beginning of the 21st century. The necessity of social protection of such category of children, both from the state and from the institutions of social protection to determine the optimal ways for minors to adapt to modern society, is substantiated. The article examines the life of minors living in a social- rehabilitation center, the goal, objectives, areas of activity, practical assistance to children in socially dangerous situations. A socio-psychological and pedagogical portrait of minors at the social- rehabilitation center is proposed.

Ключевые слова: несовершеннолетний в сложной жизненной ситуации, безнадзорный и беспризорный

ребенок, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (СРЦН), воспитательная работа, особенности воспитательной работы, социально-психолого-педагогический портрет несовершеннолетних СРЦН.

Keywords: minor, socially insecure minor, neglected and homeless child, social-rehabilitation center for minors (SRCM), educational work, socio-psychological and pedagogical portrait of minors at SRCM.

Введение

Нестабильность социально-экономической и политической жизни в настоящее время значительно увеличивает социальные, психологические и педагогические риски воспитания российских детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, что обусловливает рост социального сиротства, детской безнадзорности и бездомности. Актуальной остается проблема социальной защищенности такой категории детей, определения оптимальных путей их адаптации в современном обществе.

Неотъемлемым символом постсоветской России стала тревожная тенденция увеличения количества беспризорных детей. Так, на начало 2002 года их количество в нашей стране составляло миллион, к этому следует прибавить 100-130 тысяч безнадзорных (по оценке В. И. Матвиенко). По данным МВД и Генпрокуратуры, число беспризорных в 2007 году увеличилось до 2-2,5 миллиона, Совет Федерации и независимые эксперты в 2012 году озвучивают цифру 3-4 миллиона, что близко к числу беспризорных в 1921 году (4,5-6 миллионов) [1].

Важность проблемы адаптации и социализации несовершеннолетних детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, подчеркивается в государственных документах: законы РФ, постановления Правительства РФ, письма Минобрнауки России. В них подчеркивается необходимость профилактики и практической помощи несовершеннолетним детям, находящимся в социально опасном положении [2; 3; 4]. Одним из регионов России, активно реализующим социально ориентированную политику по отношению к нуждающимся гражданам, в том числе и к детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, является Кемеровская область. По данным 2016 года, в области насчитывалось 3507 семей, воспитывающих 7043 ребенка, находящегося в социально опасном положении [5, с. 388].

Среди основных причин данного социального явления в Кузбассе стали ликвидация предприятий и сокращение рабочих мест, потеря родителями зара-

ботка, что привело к ухудшению взаимоотношений в семье. В результате несовершеннолетние дети оказались в ситуации выживания, вынуждены мириться с материальными и моральными последствиями, ощутили недостаток внимания и любви близких людей. Они оставляют школу, уходят из семьи, вовлекаются в преступные группировки, демонстрируют негативное отношение к окружающим, к малой и большой Родине.

Социальная дезадаптация таких детей обусловливает в будущем рост малообразованных людей, большинство из которых пополняют группу риска не имеющих интеллектуальных, трудовых и нравственных навыков. Жизнь несовершеннолетних детей, находящихся в социально опасном положении, их проживание на улице, отсутствие элементарных бытовых условий оборачиваются для них тяжелыми физическими, моральными и психическими последствиями.

Существующая ранее система социально-профилактической и коррекционной работы, осуществляемой работниками социально-реабилитационных центров, в большей степени была направлена на запрещающие акции и социальный контроль детей с деви-антным поведением. Между тем ежегодное увеличение количества несовершеннолетних детей, нуждающихся в поддержке государства, обусловило необходимость переосмысления и реформирования политики в отношении детства. Результатом этого стала разработка стратегии помощи детям и подросткам, оказавшимся в кризисной ситуации. Эта закреплено Указом Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» [6].

В соответствии с Указом в стране создана специализированная система учреждений, работники которой предоставляют несовершеннолетним комфортные условия жизнедеятельности, гарантируют им право на достойное существование в здоровой социальной среде: территориальные центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков

Одна из основных задач территориальных центров социальной помощи семье и детям - проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение девиантного поведения среди несовершеннолетних детей, на отдельно взятой территории.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних детей и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, (в структуру которых входят приюты) позволяют комплексно решать проблемы

коррекционно-реабилитационной работы, которая ведется с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, со средой, в которой он находится, в том числе родной семьей [2].

Методология

Целью нашего исследования является составление социально-психологической характеристики детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и находящихся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, и определение педагогических условий их успешной социализации.

Основные задачи: изучить и выявить психологические особенности несовершеннолетних детей, находящихся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; составить их социально-психолого-педагогический портрет; определить педагогические условия, способствующие успешной социализации несовершеннолетних детей социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (СРЦН).

В ходе исследования нами изучены документы СРЦН: результаты диагностики несовершеннолетних детей, находящихся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; психологические карты школьников; психолого-педагогические характеристики детей как членов коллектива; карты социально-педагогического обследования семей; социально-психолого-педагогические характеристики семей; индивидуальные планы работы специалистов по социальной реабилитации несовершеннолетних. Кроме этого, нами проводились беседы с несовершеннолетними детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, и специалистами СРЦН (воспитателями, психологами, помощниками воспитателей, медицинскими сестрами, логопедами, инструкторами по труду, специалистами по социальной работе, социальным педагогом, музыкальным руководителем); было организовано наблюдение за несовершеннолетними. Для получения объективного социально-психолого-педагогического портрета использовались: анкета «Диагностика нравственных приоритетов. Методика неоконченных предложений» (Н. И. Дереклеева) [7, с. 23]; опросник «Что мы ценим в людях» (Л. М. Фридман) [8, с. 112]; анкета «Отечество мое - Россия» (Д. В. Григорьев) [9].

В исследовании приняли участие 305 несовершеннолетних в возрасте 10-16 лет, проходивших в течение года реабилитацию в СРЦН Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области, из них: маль-

чиков - 271, девочек - 34. Несовершеннолетние, находящиеся на реабилитации в СРЦН, проживали:

- в многодетных семьях (161 семья);

- малообеспеченных семьях (165 семей);

- в семьях, где воспитанием занимается одинокая мать (57 семей);

- в семьях с родителями, находящимися в разводе (46 семей);

- в семьях с опекаемыми детьми (17 семей);

- в социально опасных семьях (29 семей).

При этом мы обратили внимание, что социальный статус семьи включает не один, а несколько характеристик. Например, многодетная семья может быть малообеспеченной, воспитанием может заниматься одинокая мать и подобное.

Из числа родителей, дети которых находятся в СРЦН, немного больше третьей части имеют высшее или неоконченное высшее образование - 105 чел., образовательный уровень других родителей: среднее - 151 чел., среднее специальное - 19 чел., среднее техническое - 18 чел., ниже среднего - 12 чел.

Однако независимо от уровня образования характерным для всех родителей признаком было отсутствие постоянного места работы и стабильного заработка.

В ходе исследования нами обращалось внимание на социальное окружение и влияние на несовершеннолетних детей членов семей: участие в воспитательном процессе; стиль общения членов семей между собой и с детьми; культура поведения в быту; взаимная помощь; организация досуга несовершеннолетних; развитие интересов несовершеннолетних детей; наличие или отсутствие постоянных трудовых обязанностей в быту несовершеннолетних и членов семьи; отношение членов семьи к познавательной деятельности и успеваемости несовершеннолетних, выполнению ими домашних заданий; круг друзей и знакомств несовершеннолетних и пр.

Результаты

Понятия «несовершеннолетний», «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении», «безнадзорный ребенок», «беспризорный ребенок» определены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

- несовершеннолетний - это лицо, не достигшее возраста 18 лет;

- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - это лицо, которое вслед-

ствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию или совершает правонарушение или антиобщественные действия;

- безнадзорный - это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

- беспризорный - это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания [2].

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [2].

СРЦН - это специализированные учреждения для несовершеннолетних детей от 3 до 18 лет, для профилактики их безнадзорности и социальной реабилитации. В структуру СРЦН входят: приемное отделение; отделение социальной диагностики и реабилитации; отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; отделение дневного пребывания детей; семейно-воспитательная группа. Специалисты СРЦН определяют пути решения проблемы несовершеннолетнего, оказавшегося в сложной жизненной ситуации. Ребенок возвращается в семью после успешной работы с его родителями или проходит реабилитацию через создание семейно-воспитательной группы для восстановления утраченных социальных, нравственных и духовных связей с окружающим миром. Несовершеннолетним создаются комфортные условия для восстановления их социального статуса в коллективе сверстников, снятия психотравмирую-щих ситуаций в их ближайшем окружении, содействия в получении образования, в выборе профессиональной ориентации и специальности.

Как правило, в СРЦН находятся несовершеннолетние безнадзорные, доставленные инспекторами, нуждающиеся в социальной реабилитации; несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семьи и учреждений специального пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; несовершеннолетние, самовольно ушедшие из групп круглосуточного пребывания, где находились на реабилита-

ции, а также несовершеннолетние дети, находящиеся в социально опасном положении, которые поступают по личному обращению, по заявлению родителей или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет. Исключение составляют случаи, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам и направляется в СРЦН по решению органов управления социальной защиты населения, по акту оперативного дежурного органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Не принимаются в СРЦН несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, совершившие правонарушения. Несовершеннолетние дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в СРЦН получают социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые услуги.

Особенностью деятельности СРЦН является сменяемый состав несовершеннолетних детей. Сроки пребывания несовершеннолетних детей - от 1 до 6 месяцев, по истечении данного срока комиссией принимается решение - перевод несовершеннолетних детей в детский дом, если родители лишены прав, либо возвращение детей в семью. Специфика деятельности СРЦН заключается в том, что педагоги создают детям условия для апробирования механизма социализации, успешной социальной адаптации, формирования ценностных ориентаций в социально ориентированной модели поведения для дальнейшей жизнедеятельности.

Основная цель СРЦН - социальная реабилитация несовершеннолетних детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Деятельность работников СРЦН направлена на «сглаживание» семейного и детского неблагополучия, на расширение сети социальных контактов и мобилизации внутренних ресурсов социального окружения, обеспечивающих формирование гуманистических качеств, становление гражданина своей страны, что соответствует выполнению задач одного из приоритетных направлений социальной политики российского государства.

Основные задачи СРЦН:

- выявить источники и причины социальной дезадаптации несовершеннолетних;

- оказать медицинскую, психологическую и педагогическую помощь в обследовании детей для устранения их социальной дезадаптации;

- разработать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, включающие профессионально-трудовую, учебно-познавательную, физкультурно-оздоровительную и другие направления деятельности;

- подготовить рекомендации для осуществления взаимодействия с семьями дезадаптированных детей и обеспечения непрерывности коррекционно-развивающих мероприятий с ними в домашних условиях;

- осуществить работу по жизнеустройству детей несовершеннолетнего возраста, оставшихся без попечения родителей;

- способствовать нравственному самоопределению воспитанников.

Изучение детского контингента СРЦН Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области позволило нам выявить типичные черты несовершеннолетних детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, составить их социально-психолого-педагогический портрет и определить педагогические условия психолого-педагогического сопровождения их социальной реабилитации и социализации, включающей восстановление и формирование отношений прежде всего с семьей, а также с окружающим миром.

Как показало исследование, это дети из неблагополучных, асоциальных, конфликтных семей, которых объединяют схожие проблемы: бытовое пьянство, материально-бытовое неблагополучие, проблемы трудоустройства родителей, конфликты разных поколений (61 %). В подобных семьях происходит эмоциональное отторжение детей, неприятие, родители, занимаясь своими проблемами, не способны осуществлять обязанности родителей надлежащим образом, фактически бросают детей на произвол судьбы [5, с. 388].

Все респонденты (в возрасте от 10 до 16 лет) характеризуются наличием антиобщественных привычек и проявлением антиобщественных действий. Антиобщественные действия - это действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц [2]. Отмечается склонность подростков к курению - 18 чел., к распитию спиртных напитков - 22 чел., 8 % подростков СРЦН состоят на учете в отделе по делам несовершеннолетних

за провинности и правонарушения и у подросткового нарколога.

У подростков не сформирована социально-адаптивная способность, они нередко демонстрируют девиантное поведение. К этому добавляется недостаточная подготовленность к вступлению во взрослую жизнь, что вызывает новые проблемы: нарушение механизмов социальной адаптации и в результате попадание в группу риска, уход из дома, бродяжничество.

Поведение подростков обусловлено непоследовательными поступками, нередко обособлением от окружающих, недоверчивостью, трудностями адаптации к новым условиям. Многие из них нарушают правила в сфере общения, не находят общего языка с окружающими и со сверстниками, в том числе другой национальности, проживающих на территории муниципалитета: шорцы, телеуты, казахи, узбеки, армяне, азербайджанцы, украинцы, татары. Их поведение характеризуется нарушением социальных норм, которое проявляется в социально неодобряемых поступках. Мы согласны с утверждениями А. И. Чучалина и И. Ф. Яруллина, которые отмечают, что как бы ни были разнообразны формы подобного поведения, они почти всегда выражаются в плохом отношении к другим детям, драках, демонстративном неповиновении, разрушительных действиях, лживости [10; 11].

Причины конфликтности подростка - в отсутствии навыков позитивного общения, неадекватного оценивания себя, эмоциональной неуравновешенности, замкнутости. Важной проблемой подросткового и юношеского возраста в СРЦН является также конфликтное общение между сверстниками, обман, драки, неадекватная самооценка. При этом подростки ведут себя по-разному: пассивно подчиняются, конформны, когда сверстники исключают их из своего круга, отличаются высокой чувствительностью и уязвимостью, либо сами уходят от общения, но испытывают чувство озлобления и желания отомстить сверстникам [12, с. 77]. К этому добавляется неуверенность в себе, агрессия, одиночество, незащищенность, нарушение механизмов психологической защиты.

Общение с педагогами и психологами СРЦН подтверждает мнение таких ученых, как И. А. Алексеева, Г. М. Иващенко, Н. Ю. Конасова, Т. М. Хижаева, что многие подростки, находящиеся на реабилитации в социальном учреждении, имеют завышенную самооценку, в разговоре прерывают собеседника, хотят показать свое превосходство для получения одобрения от взрослых [13, с. 46].

Степень выраженности девиантности поведения подростков, находящихся в учреждении, имеет широкий диапазон: от легких отклонений в поведении, стоящих на грани с нормой, до патологических состояний: наблюдается сексуальная расторможен-ность, склонность к воровству. Тревожной особенностью многих подростков, находящихся на реабилитации в учреждении, является враждебное отношение в целом к окружающему миру - 61 %. У большинства несовершеннолетних отсутствует рефлексия деятельности как процесс самопознания человеком внутренних психологических актов и состояний.

Как правило, состояние здоровья детей характеризуется хроническими заболеваниями - 176 чел., частыми ОРЗ - 150 чел., более половины детей нездоровы - 189 чел.

Таким образом, можно представить социальный портрет несовершеннолетних СРЦН, который обусловлен отражением социальных проблем на фоне современной демографии и социально-экономических изменений: трудности во взаимоотношениях с близкими и окружающими людьми; беспомощность и иждивенчество; игнорирование гуманистических ценностей, принятых в обществе; конформность и убежденность в своей незначимости для семьи, общества, страны; неадекватное отношение к себе и людям другой национальности; неприятие себя членом семьи, гражданином своей страны.

Значительное влияние на психологический портрет школьника СРЦН, как мы выявили, оказывает неблагополучная семья, которая характеризуется «издержками» воспитания, низким социальным статусом, где родители не справляются с возложенными на них обязанностями.

Для несовершеннолетних СРЦН характерен отрицательный психоэмоциональный фон развития; стресс из-за разногласий желаемого и действительного положения; повышенный уровень агрессивности и тревожности; гедонизм, стремление к легкой, красивой жизни; не в полной мере осмысленное отношение к своему будущему и выбору профессии; отсутствие рефлексии деятельности и, как следствие, неумение разрешать конфликтные ситуации, корректировать поведение, эмоции; нравственная дезориентация в ценностях; отсутствие желания и потребности участвовать в разных видах и формах деятельности, чтобы стать лучше, умнее, сильнее, образованнее.

Мы также выявили, что 79 % школьников, находящихся в СРЦН, являются педагогически запущенными, дезадаптированными детьми: негативно относятся к учебной деятельности, имеют устойчивую неуспе-

ваемость, уклоняются от мыслительной деятельности, дезорганизуют работу в классе, нарушают нормы нравственного поведения [5, с. 388]. Портрет педагогической запущенности несовершеннолетних СРЦН был составлен с учетом изучения документов, бесед с детьми, включенных и невключенных наблюдений. Педагогическая запущенность несовершеннолетних СРЦН проявляется в отсутствии должного воспитания со стороны родителей и учителей, в негативном отношении детей к учебной деятельности.

В ходе исследования мы выявили недостаток внимания, доброты, уважения, занятий с детьми в семье и в школе - 42 %. Соответственно, и у подростков не возникает чувства благодарности за их воспитание - 58 %, сопереживания нуждающемуся человеку -29 %, затруднения в правильности ответов и выборе стратегии нравственного самоопределения - 47 %.

Большинство воспитанников центра проживают в неблагополучных семьях, предоставлены сами себе. Более половины несовершеннолетних СРЦН имеют неудовлетворительную успеваемость, неразумно используют свободное время - 71 %; проявляют поступки, направленные на дезорганизацию класса - 68 %. Дети не желают выполнять обязанности в семье и школе - 69 %, общаться с родными, окружающими - 65 %; проявлять гуманистические качества человека, гражданина и патриота своей страны - 73 %. В среде несовершеннолетних наблюдается устойчивое отклонение от норм нравственного поведения в семье, классе, обществе; несфор-мированность нравственных приоритетов, затруднение большинства школьников в понимании феноменов «гражданин» и «патриот».

Лишь 29 % из них посещают кружки и секции в СРЦН, 3 % - в учреждениях дополнительного образования, недостаточная занятость детей увеличивает риски проявления дезадаптивного поведения и ухудшения их здоровья.

Недостаточная образованность несовершеннолетних СРЦН, нежелание осмыслить свое будущее в обществе сказывается на их неподготовленности к вступлению во взрослую жизнь, что вызывает новые проблемы: нарушение дисциплины, нравственную дезориентацию и в результате попадание в группы риска. Все это обусловливает необходимость организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, предоставления им возможности выбора занятий и направлений деятельности, создание для них ситуации успеха, осознания своих возможностей и значимости в семье и обще-

стве. В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуальная профилактическая работа определена как деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий [2].

Отсутствие системности и целенаправленности воспитания несовершеннолетних в школе и в семье обусловливает необходимость расширения знаний для нравственного самоопределения как человека, гражданина и патриота. Исследование доказало, что несовершеннолетние неадекватно понимают личностные, социальные, общечеловеческие ценности, не осознают их значимость в нравственном самоопределении. Подростки затрудняются в выявлении качеств, которые характерны для нравственных и безнравственных поступков, не в полной мере понимают их роль при взаимодействии в семье, обществе, для развития рефлексии и формирования гражданской позиции. Только третья часть из опрошенных школьников считают себя патриотами, что обусловливает необходимость воспитания гражданина-патриота.

Данный вывод сделан на основании результатов анкетирования несовершеннолетних. С помощью анкеты Н. И. Дереклеевой «Диагностика нравственных приоритетов. Методика неоконченных предложений» были выявлены нравственные приоритеты школьников, определено понимание патриотизма [7, с. 23]. Результаты анкетирования позволяют констатировать нравственную дезориентацию подростков: приоритет материальных ценностей, ценностей гедонизма, несформированность нравственных приоритетов, затруднение большинства школьников в понимании феноменов «гражданин» и «патриот», неразумное использование свободного времени, не в полной мере осмысленное отношение к своему будущему и выбору профессии, неадекватное отношение к себе и людям другой национальности более чем у половины школьников. У подростков отмечается неполное и неадекватное понимание патриотизма - 59 %, который они соотносят главным образом с военной сферой - 41 %, не понимают его духовно-нравственную природу - 48 % и личную ценность для человека, гражданина, патриота - 52 %. Полученные результаты говорят о необходимости воспитания гуманистических ценностей, патриотизма как фундаментальной ценности, ориентации школьников на патриотическую деятельность.

Полученные результаты опроса о сформирован-ности гуманистических ценностей у несовершеннолетних детей, находящихся в СРЦН, актуализировали проблему определения педагогических условий для успешной социализации подростков. В ходе исследования мы использовали опросник «Что мы ценим в людях» (Л. М. Фридман), целью которого является определение понимания ценностей патриотизма (личностные, социальные, общечеловеческие), качества, которые нравятся и не нравятся школьникам в людях, умение дать моральную оценку поступков других людей, взаимооценку, самооценку [8, с. 112]. Методика позволила выявить у третьей части школьников неадекватность понимания феномена «ценность», ценностей патриотизма (личностных, социальных, общечеловеческих) - 47 %, отсутствие установки на эти ценности как на динамичную систему ценностей для нравственного самоопределения - 53 %.

Для определения педагогических условий мы опирались на выводы психологов и педагогов о том, что школьный возраст является особенно благодатным для формирования ценностных ориентаций учеников, духовно-нравственной основы личности, развития эмоционально-чувственной направленности для дальнейшей социальной адаптации, культурной идентификации в обществе как человека, гражданина и патриота. В исследовании мы учитывали, что подростковый период жизни школьников - это сенситивный период в эмоционально-психологическом аспекте влияния на ребенка при формировании ярких образов действительности, неповторимости, нравственных образцов для подражания, становления субъектной позиции, что значимо для нашего исследования успешной социализации несовершеннолетних детей, находящихся в СРЦН.

Анализ уровня самооценки и взаимооценки сфор-мированности ценностей школьников доказывает, что почти половина из них неадекватно оценивают свои качества, ценности, отношение к себе, окружающим, природе, Родине. Скорее всего, это связано с отсутствием у них представления о себе как гражданине, защитнике Отечества, с непониманием своей значимости как человека и важности личностных, социальных, общечеловеческих ценностей в нравственном самоопределении и саморазвитии.

Одним из направлений успешной социализации, по-нашему мнению, является патриотическое воспитание. Поэтому в ходе исследования мы использовали анкету «Отечество мое - Россия» (Д. В. Григорьев). Целью анкеты было определение уровня сформиро-ванности личностных качеств гражданина-патриота

посредством изучения содержательной стороны направленности личности, основы отношения школьников к окружающему социуму, личностным качествам, входящим в понятие «патриот» [9]. Можно заключить, что школьники не в полной мере понимают качества патриота и ценности патриотизма -24 %, развитость их у себя отметили - 31 %, понимают необходимость работы над собой - 46 %. Более половины из них не осознают значимости ценности гуманизма, образования, воспитания, красоты природы и искусства, культуры, терпимости, самоконтроля. Это обусловливает необходимость включенности несовершеннолетних в разные направления и формы деятельности, расширения информации о патриотах, Родине, мотивации на участие в патриотической деятельности.

Можно заключить, что пока для подростков чувство гражданственности и патриотизма, Родина не являются личностно значимыми ценностями, внутренними мотивами поведения и деятельности, они воспринимаются ими абстрактно, как что-то предложенное извне педагогами, воспитателями. Они не чувствуют свою личную ответственность за судьбу близких людей, страны - 49 %, не обладают личными мотивами - 51 %.

На основании изученных документов, бесед, включенных и невключенных наблюдений, методик можем представить портрет несовершеннолетних СРЦН как социально-психолого-педагогически запущенного ученика:

- трудности в социуме - нарушение социальных норм, которое проявляется в социально неодобря-емых поступках при взаимоотношении с окружающими людьми; наличие антиобщественных привычек; беспомощность и иждивенчество; игнорирование гуманистических ценностей, принятых в обществе; конформность и убежденность в своей незначимости для семьи, общества, страны; неадекватное отношение к себе и другим людям, в том числе другой национальности; отсутствие жалости и уважения друг к другу, к пожилым людям; нежелание заниматься общественно полезным трудом; неприятие себя членом семьи, гражданином и патриотом своей страны, что характеризует детей как социально дезадаптированных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отрицательный психоэмоциональный фон развития; задержка психического развития; повышенная нервная возбудимость, склонность к риску; низкий самоконтроль поведения; стресс из-за разногласий желаемого и действительного положения; повышенный уровень агрессивности и тревожности; гедонизм,

стремление к легкой, красивой жизни; неумение разрешать конфликтные ситуации, корректировать поведение, эмоции; нравственная дезориентация в ценностях; отсутствие воли и стремления стать лучше, что соответствует несформированности эмоционально-волевой сферы детей;

- педагогическая запущенность: отсутствие воспитания со стороны родителей и, как следствие, негативное отношение детей к учебной и воспитательной деятельности; плохие отношения со сверстниками и воспитателями; грубость и непослушание; слабая успеваемость; неразумное использование свободного времени; проявление дезорганизации в классе; нежелание выполнять обязанности в семье и школе, общаться с родными, окружающими, проявлять гуманистические качества человека, гражданина и патриота своей страны; устойчивое отклонение от норм нравственного поведения в семье, классе, обществе; не в полной мере осмысленное отношение к труду, своему будущему и выбору профессии; несформиро-ванность нравственных приоритетов, интеллектуальные нарушения; затруднение большинства школьников в понимании феноменов «гражданин» и «патриот», что подтверждает отставание развития детей в культурно-педагогическом аспекте.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о тревожном положении несовершеннолетних, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, количество которых ежегодно увеличивается. Значимыми новыми формами помощи в социализации таких детей являются социально-реабилитационные центры, в которых оказывается защита законных прав и интересов таких детей, создаются условия для успешной социализации и включенности в разные виды деятельности. Это будет способствовать изменению отношений с несовершеннолетними как со стороны родителей, так учителей и работников разных учебных, досу-говых учреждений и организаций, позволит снизить количество безнадзорных детей во всех регионах страны, воспитать достойного человека, гражданина и патриота.

Изучение личности несовершеннолетних социально-реабилитационного центра характеризует их как социально-психолого-педагогически запущенных детей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, нуждающихся в помощи государства. Это обусловливает выбор соответствующих педагогических условий для развития гуманистических межличностных отношений, оказания влияния на мотивы жизнедея-

тельности детей и включенности в разные виды деятельности, использования соответствующих технологий, методов и средств воспитания, оказания своевременной социальной поддержки, коррекции поведения, определения позитивной стратегии жизнедеятельности.

Литература

1. Артюшенко О. И. Информационно-аналитический сайт о человеческом обществе и общественном единстве [Электронный ресурс]. URL: http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/ archives/1018 (дата обращения: 20.11.2019).

2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон [принят Гос. Думой 24 июня 1999 г., одобрен Советом Федерации 30 июня 1999 г.]. М., 2002. 35 с.

3. О социальной защите и социальном обслуживании несовершеннолетних : федер. постановление [принято Гос. Думой 5 августа 2015 г., одобрен Советом Федерации 17 августа 2015 г.]. М., 2017. 12 с.

4. Методические рекомендации о механизмах привлечения организаций дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-03042017-n-vk-106809-o-napravlenii/#100012 (дата обращения: 19.11.2019).

5. Воронин Б. С., Махнова К. И., Михальцова Л. Ф. Профилактика безнадзорности и беспризорности в России и за рубежом // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : материалы Всерос. науч. конф. Новокузнецк, 2016. С. 385-391.

6. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 06.09.1993 № 1338. URL: https://zakonbase.ru/ content/base/2665 (дата обращения: 22.11.2019).

7. Дереклеева Н. И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. М., 2001. 126 с.

8. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. 207 с.

9. Григорьев Д. В. Анкета «Отечество мое - Россия» [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/ankietagrighor-ieva-d-v-otiechiestvo-moio-rossiia.html (дата обращения: 18.11.2019).

10. Чучалин А. И. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 10-19.

11. Яруллин И. Ф. Воспитание граждан: проблемы и решения // Педагогика творческого саморазвития: проблемы инно-вационности, конкурентоспособности и прогностичности образовательных систем : материалы XX Всерос. науч. конф. Казань, 2010. С. 595-597.

12. Воронин Б. С., Куровский В. Н. Формирование ценностных ориентаций обучающихся в аспекте основного общего образования // Становление личности в современном обществе : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Юрга, 2018. С. 76-78.

13. Конасова Н. Ю. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку. СПб., 2005. 219 с.

References

1. Artyushenko O. I. Informacionno-analiticheskijsajt o chelo-vecheskom obshchestve i obshchestvennom edinstve [Artyu-

shenko O. I. Information-analytical site about human society and social unity]. Available at: http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/ archives/1018 (accessed 20.11.2019). (In Russian).

2. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih [On the basis of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency]. Federal law adopted by the State Duma on June 24, 1999, approved by the Federation Council on June 30, 1999. Moscow, 2002, 35 p. (In Russian).

3. O social'noj zashchite i social'nom obsluzhivanii nesovershennoletnih [Social protection and social services for minors]. Federal Resolution adopted by the State Duma on August 5, 2015, approved by the Federation Council on August 17, 2015. Moscow, 2017, 12 p. (In Russian).

4. Metodicheskie rekomendacii o mekhanizmah privlecheniya organizacij dopolnitel'nogo obrazovaniya detej k profilaktike pravonarushenij nesovershennoletnih [Methodological recommendations on mechanisms to involve organizations that provide additional education to children in the prevention of juvenile delinquency]. Available at: https://legalacts.ru/ doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-03042017-n-vk-106809-o-napravlenii/#100012 (accessed 19.11.2019). (In Russian).

5. Voronin B. S., Makhnova K. I., Mikhaltsova L.F. Profilaktika beznadzornosti i besprizornosti v Rossii i za rubezhom [Prevention of neglect and homelessness in Russia and abroad]. Science and youth: problems, searches, solutions. Proceedings of the All-Russian Scientific Conference. Novokuznetsk, 2016, pp. 385-391. (In Russian).

6. O profilaktike beznadzornosti i pravonarushenij nesovershen-noletnih, zashchite ih prav [On the prevention of neglect and juvenile delinquency, protection of their rights]. Decree of the President of the Russian Federation from 06.09.1993 N 1338. Available at: https://zakonbase.ru/content/base/2665 (accessed 22.11.2019). (In Russian).

7. Derekleeva N. I. Klassnyj rukovoditel'. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti [Class Head. Main areas of activity]. Moscow, 2001, 126 p. (In Russian).

8. Friedman L. M., Pushkina T. A., Kaplunovich I. Ya. Izuchenie lichnosti uchashchegosya i uchenicheskih kollektivov [Study of the personality of the student and student teams]. Moscow, 1988, 207 p. (In Russian).

9. Grigoriev D. V. Anketa «Otechestvo moyo - Rossiya» [Questionnaire "My Fatherland is Russia"]. Available at: https:// multiurok.ru/files/ankietagrighor-ieva-d-v-otiechiestvo-moio-rossiia.html (accessed 18.11.2019). (In Russian).

10. Chuchalin A. I. Formirovanie kompetencij vypusknikov osnovnyh obrazovatel'nyh programm [Formation of competencies of graduates of the main educational programs]. Higher Education in Russia, 2008, no. 12, pp. 10-19. (In Russian).

11. Yarullin I. F. Vospitanie grazhdan: problemy i resheniya [Education of citizens: problems and solutions]. Pedagogy of creative self-development: problems of innovation, competitiveness and prognosticity of educational systems. Proceedings of XX All-Russian scientific conference. Kazan, 2010, pp. 595-597. (In Russian).

12. Voronin B. S., Kurovsky V. N. Formirovanie cennostnyh orientacij obuchayushchihsya v aspekte osnovnogo obshchego obrazovaniya [Formation of value orientations of students in the aspect of basic general education]. Formation of personality in modern society. Proceedings of the International scientific-practical conference. Jurga, 2018, pp. 76-78.

13. Konasova N. Y. Prava detejna dopolnitel'noe obrazovanie i social'no-pedagogicheskuyu podderzhku [Children's rights to additional education and social and pedagogical support]. St. Petersburg, 2005, 219 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.