профессиональное становление и развитие личности professional growth and development of a person
удк/udc 376 Б. С. Воронин
B. Voronin
педагогическая модель процесса воспитания патриотически ориентированных школьников социально-реабилитационого центра
pedagogical model of the process for upbringing patriotic oriented schoolchildren in a social rehabilitation center
Введение. В статье представлено исследование по проблеме воспитания патриотически ориентированных школьников. Цель статьи — представить разработанную, теоретически обоснованную и экспериментально проверенную педагогическую модель воспитания патриотически ориентированных школьников и выявленные педагогические условия ее результативного функционирования.
Методология. Одним из методов исследования по воспитанию патриотически ориентированных школьников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних определено моделирование. В основе изучения процесса воспитания патриотически ориентированных школьников лежат системный, аксиологический, компетентностный, деятельностный подходы и соответствующие им принципы. Обосновываются выявленные педагогические условия воспитания патриотически ориентированных школьников. Значимость модели, ее реалистичность доказаны и подтверждены в процессе педагогического эксперимента.
Результаты. Представленная в статье педагогическая модель позволяет осмыслить процессуальное и содержательное наполнение исследования, соотнести планируемую цель с конечным результатом исследования, перенести теоретические знания и элементы исследования процесса воспитания патриотически ориентированных школьников на практическую деятельность. Педагогическая модель процесса воспитания патриотически ориентированных школьников в культурно-образовательной среде социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних представлена взаимосвязанными компонентами (целевым, организационно-содержательным, процессуальным, оценочно-рефлексивным и результативным), выделение которых позволяет обеспечить достижение прогнозируемого результата — ориентир на патриотическую деятельность, повышение уровня патриотизма у школьников.
Заключение. Автором отмечается, что успешному воспитанию патриотически ориентированных подростков, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, будет способствовать разработан-
ная педагогическая модель воспитания патриотически ориентированных школьников и выявленные педагогические условия ее результативного функционирования в культурно-образовательной среде социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Introduction. The article presents a study on the problem of upbringing patriotic-oriented schoolchildren. The purpose of the article is to present a proposed, theoretically substantiated, and experimentally verified pedagogical model for the process of upbringing patriotic-oriented schoolchildren, as well as to identify pedagogical conditions of its effective functioning.
Methodology. One of the methods of the research on the education of patriotic schoolchildren of the social rehabilitation center for minors is modeling. In examining the process of education patriotically oriented students are systemic, axiological, competence-based, activity-based approaches and their corresponding principles. The revealed pedagogical conditions of patriotic education are justified. The significance of the model, its realism are proved and confirmed in the process of pedagogical experiment.
Results. Presented in the article pedagogical model allows to comprehend the procedural and the substantive content of the research, to correlate the planned goal with the final result of the research, to transfer theoretical knowledge and research elements of the process of upbringing patriotic-oriented schoolchildren into practical activity. The pedagogical model of the process of upbringing patriotic-oriented schoolchildren in the cultural-educational environment of a social-rehabilitation center for minors is represented by the interrelated goal-oriented, organizational and content-oriented, procedural, evaluative-reflexive, as well as result-oriented components, the emphasis on which ensures the achievement of a predicted result — orientation towards patriotic activities and increased level of patriotism among schoolchildren.
Conclusion. The author notes, that the successful patriotic-oriented upbringing ofteenagers, who found themselves in challenging life situations, will be facilitated by a comprehensive pedagogical model for the process of educating patriotic-oriented schoolchildren, as well as by the demonstrated pedagogical conditions for its effective functioning in the cultural-educational environment of the social-rehabilitation center for minors.
Ключевые слова: педагогическая модель, воспитание патриотически ориентированных школьников, культурно-образовательная среда, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, компоненты и функции педагогической модели, педагогические условия воспитания личности.
Keywords: pedagogical model, education of Patriotic schoolchildren, cultural and educational environment, social rehabilitation center for minors, components and functions of the pedagogical model, pedagogical conditions of personal education.
Введение
Воспитание патриотически ориентированных школьников является доминирующей парадигмой российского государства, закрепленной в разработанных и реализуемых государственных концепциях и программах: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ, федеральная целевая программа «Культура России» (2012-2018 гг.), государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг. » и др. [5; 12; 23].
В российском обществе и системе образования проблема воспитания патриотически ориентированной молодежи, обладающей развитым чувством ответственности за судьбу своей страны (возрождение патриотизма, формирование идейных убеждений и нравственных норм поведения, овладение навыками и умениями отстоять свою идейно-нравственную позицию, готовность защитить интересы и границы великой России), также является актуальной [2; 18; 20-22].
Особую значимость приобретает воспитание патриотически ориентированных детей и подростков, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, так как в школьной среде снизилось на них воспитательное воздействие как важнейший фактор формирования гражданственности и патриотизма [1; 14-16]. Вовлеченность таких школьников в патриотически ориентированную деятельность является одной из возможностей почувствовать себя полноправным членом общества, найти, познать и проявить себя человеком, гражданином и патриотом в учебе, общественно полезной деятельности, мероприятиях дополнительного образования и социально значимых проектах.
Осложняется ситуация отсутствием системного подхода к воспитанию детей, положением родителей этих детей, которые пострадали в результате реструктуризации угольной промышленности в Кузбассе. Это приводит к ликвидации и сокращению рабочих мест, потере родителями заработка, ухудшению отношений в семье, что отрицательно сказывается на социально-экономической обстановке в городе, обществе, взаимоотношениях в семье [9; 10; 12; 19]. Как следствие, несовершеннолетние дети становятся центром выживания, вынуждены мириться с материальными и моральными последствиями, ощущают недостаток внимания и любви близких людей, растут озлобленными, оставляют школу, уходят из семьи, вовлекаются в преступные группировки, демонстрируют негативное отношение к малой и большой Родине. Такая категория детей фактически остается вне воспитания: неполные, асоциальные семьи; неуважительное отношение и отсутствие заботы о детях; сложные антигуманные отношения и материальные недостатки. Как результат — снижение чувства уважения и любви к ближнему, отсутствие гордости за себя, свою семью, Родину. У несовершеннолетних детей чаще всего не сформирована потребность оказывать помощь нуждающемуся, уважать старшее поколение. Эти дети конформны, беспринципны, отличаются безнравственностью, не интересуются культурой и историей своей страны [1, с. 38].
Своевременная ориентация школьников на нравственное самоопределение, на желание приносить пользу окружающим, своей стране составляют одно из необходимых приоритетных направлений патриотического воспитания в условиях социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (СРЦН) — это специализированное некоммерческое учреждение муниципальной системы социальной службы, предназначенное для временного проживания детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 3 до 18 лет, основная цель деятельности которого — социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации [11; 20].
На современном этапе общего образования педагогическая наука и практика решают проблемы моделирования образовательно-технологических средств воспитания школьников: обновление содержания, методов и форм учебно-воспитательной деятельности, способствующих успешному воспитанию патриотически ориентированных школьников. В связи с этим актуально научное осмысление, теоретическое и практическое обоснование моделирования процесса воспитания патриотически ориентированных школьников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, выявления педагогических условий ее результативного функционирования [2; 3; 6].
Методология
Придерживаясь трактовок понятия «методология», сформулированных ведущими методологами В. И. Загвязинским, В. В. Краевским, мы будем понимать ее как научное учение о педагогическом знании, способах его получения и объяснение при неразрывной связи науки и практики [7; 13]. Необходимо отметить и существование одной из поздних трактовок учеными понятия «методология», которая связана с пониманием ее как учения об организации деятельности (А. М. Новиков, Д. А. Новиков) [17, с. 43].
В нашем исследовании методологической основой моделирования процесса воспитания патриотически ориентированных школьников определены аксиологический, системный, компе-тентностный и деятельностный подходы, дополняющие и взаимообусловливающие друг друга [4, с. 114]. Понятие «подход» В. А. Штофф определяет как совокупность принципов деятельности. Методологический подход подразумевает изучение ориентации исследования при рассмотрении интересующего объекта, это понятие или принцип, лежащие в основе изучения стратегии исследования [13; 17]. Обоснуем кратко выбранные нами методологические подходы к изучению процесса воспитания патриотически ориентированных школьников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, сущностное наполнение которых и система принципов полно представлены в статье автора [4, с. 112-119].
Философский уровень методологии представляет аксиологический подход, позволяющий изучать школьника как ценность при осмыслении себя человеком, гражданином и патриотом общества, осознанно выбирающим патриотизм для нравственного самоопределения и воспитания чувства патриотизма как общенациональной идеи, ценностного отношения к окружающим, культуре, великой истории своей страны [4, с. 114-115].
Общенаучная методология исследования представлена системным подходом к изучению личности школьника и его ценностных ориентаций, культурно-образовательной среды, процесса вос-
питания, ориентации на личностно значимые патриотические ценности как систему взаимосвязанных элементов при гуманном взаимодействии, стремлении к развитию подростками субъектной позиции, к личностной социальной активности в образовательном процессе [4, с. 115-116].
На конкретно-научном уровне исследования реализованы компетентностный и деятельност-ный подходы, позволившие в деятельности и через деятельность изучать уровень профессиональной компетенции педагогов в воспитании у школьников феномена патриотизма; ценности и компетенции школьников, ориентацию подростков на систему патриотических ценностей при включенности в разные виды и формы патриотической деятельности. Компетентностный подход как методологический принцип проектирования педагогического процесса способствовал изучению интериоризации и экстериоризации ценностных ориентаций школьников в процессе патриотически ориентированной деятельности как результата нравственного самоопределения. Интеграция этих подходов лежит в основе изучения процесса воспитания патриотически ориентированных школьников посредством феномена «моделирование».
Наше исследование психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что обычно модели используются для познания, анализа, синтеза, конструирования. А. М. Новиков отмечает, что модель позволяет представить мысленно или в виде изображения (фр. modèle, от лат. modulus — «мера, аналог, образец») некий объект или явление с их свойствами как упрощенную реальную версию [17, с. 121].
Учеными широко используется такой метод исследования, как моделирование, в педагогической науке в трудах Ю. К. Бабанского, В. В. Громовой, А. Н. Дахина, А. В. Кирьяковой, В. В. Краевского, Дж. Фримена и др. [6, с. 75]. Педагогическое моделирование — это разработка общей идеи создания педагогической системы, процесса, ситуации и способов их представления (Н. Л. Селиванова) [21, с. 89].
Педагогическая модель воспитания патриотически ориентированных школьников необходима нам для определения инструментальной оснащенности в научном и методическом аспектах, последовательности действий, участников экспериментальной деятельности, педагогических условий в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Выбор педагогической модели обусловлен также тем, что в центре нашего исследования находятся школьники, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях, нуждающиеся в социальной поддержке. Это предполагало всестороннее изучение качеств личности, ценностей, ценностных ори-ентаций и установок, психолого-педагогическую поддержку и коррекцию поведения для нравственного самоопределения, воспитания патриотизма как личностной ценности. Мы понимаем, что воспитание патриотически ориентированных школьников, с одной стороны — это внутренний процесс (изучение, приобретение и усвоение информации, ценностей, образцов поведения), который осуществляется только самими школьниками в процессе собственной активной деятельности, а с другой — внешний процесс, обусловленный определенными условиями и влиянием соответствующей среды окружения.
В процессе воспитания патриотически ориентированных школьников необходимо расширение среды взаимодействия для их участия в разных видах образовательной деятельности, ориентации на ценностную систему патриотизма, развития внутренней мотивации на позитивную деятельность и ценностное отношение к себе, окружающим, Отечеству как гражданина, человека и патриота, защитника интересов и границ своей Родины. О. В. Акулова, О. А. Зайцева, А. В. Кирьякова, М. Б. Кусмарцев, В. К. Левашов, Н. В. Машенцева, А. В. Петровский, Н. Л. Селиванова доказывают, что среда ориентирована на связь с культурными, природными объектами для воспитания эмоций, чувств и поведения ребенка, что также подтверждено нашим исследованием [1; 8; 11; 14; 15; 19; 20].
В педагогических теориях ученые рассматривают разные среды социализации человека, в том числе культурную и социокультурную (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. М. Дрофа, В. А. Караковский, Ю. С. Мануйлов, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова и др.).
Мы представляем культурно-образовательную среду как средство гуманного взаимодействия внутренних и внешних субъектов со школьниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в информационно-патриотическом, эмоциональном, поведенческом направлениях по воспитанию патриотизма, как возможность участия в разных видах образовательной деятельности (урочной, внеурочной, внешкольной) для ориентации на воспитание патриотических эмоций, чувств и поведения (рис. 1).
Рис. 1. Структура культурно-образовательной среды социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
В процессе педагогического эксперимента были апробированы достоверные методики, модифицированные нами. Для диагностики были использованы методики, позволяющие выявить нравственные приоритеты школьников, сущность понятия «патриотизм», определить адекватность понимания ценностей патриотизма (личностные, социальные, общечеловеческие).
1. Анкета «Диагностика нравственных приоритетов. Методика неоконченных предложений» (Н. И. Дереклеева).
2. Определить качества, которые нравятся и не нравятся школьникам в людях, дать моральную оценку поступкам других людей (взаимооценка), выявить уровень осознания школьниками ценностей патриотизма (самооценка) позволил опросник «Что мы ценим в людях» (Л.М. Фридман).
3. Выявить уровень сформированности личностных качеств гражданина-патриота позволила анкета «Отечество мое — Россия» (Д.В. Григорьев); уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны школьников — опросник «Патриотизм. Как я его понимаю» (Л.М. Фридман). Определению характера отношений подростков 6-8-х классов к семье, Отечеству, Земле, миру, труду, культуре, знаниям, людям, к себе и другим способствовал опросник «Отношение подростка к Отечеству» (Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов). Уровень сформированности патрио-
тизма школьников определялся как интегрированный показатель по всем этим методикам. Метод исследования — моделирование — был реализован при сущностном наполнении смысла ключевых понятий исследования:
1. Воспитание — это целенаправленное гуманное педагогическое взаимодействие школьников с другими субъектами образования в решении задач патриотической направленности, включает разные формы, методы, содержание, виды деятельности, способствующие нравственному самоопределению, развитию патриотизма как личностно значимой ценности и ориентира жизне-творчества в служении Отечеству.
2. В нашем понимании «патриотизм» — это фундаментальная национальная и личностно значимая ценность для школьников, отражающая их сознание; чувство благодарности за принадлежность к своей семье и Отечеству; внутренняя мотивация на проявление позитивных организационных и коммуникативных способностей в изучении себя, своего родословного древа, трудовых и боевых подвигов разных поколений, национальных особенностей своей страны; гордость за могущество великой Родины и готовность к ее защите; представляющая собой динамичную систему личностных, социальных и общечеловеческих ценностей.
3. Школьники — это ученики подросткового и юношеского возраста (12-15 лет), шестиклассники, семиклассники и восьмиклассники, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях, воспитанники социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, обучающиеся в одной из школ города Анжеро-Судженска, участвующие в патриотически ориентированной деятельности.
4. Воспитание патриотически ориентированных школьников — это сложный процесс и результат ориентации, освоения и присвоения школьниками ценностей патриотизма (личностных, социальных, общечеловеческих) в культурно-образовательной среде социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних посредством целенаправленного гуманного взаимодействия субъектов образования (информационно-патриотического, эмоционального, поведенческого); внутренняя мотивация школьников на патриотизм; стремление к развитию субъектной позиции как человека, гражданина и патриота; интериоризация ценностей патриотизма из общественных и государственных в личностно значимые как ориентир для жизнедеятельности.
Метод моделирования использован также для построения педагогической модели.
Результаты
Педагогическая модель процесса воспитания патриотически ориентированных школьников в культурно-образовательной среде социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних включает взаимосвязанные компоненты: целевой, организационно-содержательный, процессуальный, оценочно-рефлексивный, результативный (рис. 2). Компонент социальный заказ мы определяли в соответствии с государственной стратегией — потребностью общества в патриотически ориентированных гражданах для защиты интересов и ценностей родной страны [5; 23]. Цель педагогической модели — воспитание патриотизма школьников как основы нравственного самоопределения является системообразующей и определяет ее назначение. Достижению цели способствует решение следующих задач: расширять и углублять знания школьников о традициях семьи, школы, трудовых и боевых подвигах разных поколений, могуществе и величии родной страны; ориентировать школьников на формирование чувства уважения, ответственности и гордости за принадлежность к своей семье, обществу, России; формировать у школьников активную социальную и гражданскую позиции на участие в общественно полезном труде, социально значимых проектах, воспитывать у них высокое чувство патриотизма.
Цели и задачи педагогической модели взаимосвязаны с последующими компонентами и лежат в основе наполнения каждого из них.
Организационно-содержательный компонент модели воспитания патриотически ориентированных школьников позволил включить задачи патриотического воспитания в учебно-воспитательную работу в условиях созданной культурно-образовательной среды социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Обозначенные задачи решались на уровне содержания учебных дисциплин гуманитарного и естественно-научного циклов, элективных курсов путем реализации социально значимых проектов по патриотическому воспитанию школьников. Это совместная организация учителями и учениками календарных гражданско-патриотических праздничных мероприятий; волонтерской деятельности и помощи людям разных поколений, нуждающимся в поддержке; совместная работа по патриотическому воспитанию семьи, родителей
Рис. 2. Педагогическая модель процесса воспитания патриотически ориентированных школьников в культурно-образовательной среде социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
и школы; гуманное взаимодействие с участниками экспериментальной деятельности из образовательных организаций и учреждений социальной защиты и т. д.
Большое значение имеет организация разных форм воспитательной работы по патриотическому воспитанию: проекты, диспуты, дискуссии, элективные курсы, волонтерские акции, групповые и индивидуальные консультации детей и родителей, психолого-педагогическая поддержка школьников и др.
Организационно-содержательный компонент модели позволил педагогическим работникам выполнять воспитывающую, обучающую, развивающую функции.
Воспитывающая функция способствует установлению гуманного взаимодействия школьников с другими субъектами образования, дальнейшему усвоению норм общения, культуры, освоению и интериоризации гуманистических качеств, ценностей патриотизма, переводу их в личный опыт. Это позволяло формировать ценностные ориентации на нравственное самоопределение, приоритет ценности патриотизма как фундаментальной для человека в развитии позитивного мировоззрения гражданина и патриота.
Обучающая функция позволила расширять знания и представления школьников через комплекс учебных дисциплин, элективные курсы о богатстве и могуществе великой России, родного края, знаменитых земляках, родителях, которые вносят трудовой и боевой вклад в развитие Отечества. Это способствует расширению опыта школьников по патриотическому воспитанию, реализации возможности стать патриотом в мирное время через позитивные дела, поступки в помощь и поддержку людям, которые в них нуждаются.
Развивающая функция способствует развитию личности школьников в деятельности и через деятельность в коллективе, где от каждого его участника ожидали изменений в выборе личностных качеств, мотивации, поведения. Изменение мотивации деятельности школьников, переход ее во внутреннюю мотивацию способствовали активной самостоятельности и стремлению развивать субъектную позицию, зарождению новообразования — самовоспитанию личности в аспекте патриотической ориентации. Происходила ориентация, освоение и присвоение новых ценностей как личностных новообразований (А. В. Кирьякова), осуществлялось восприятие их как личностно значимых ценностей патриотизма и развитие личности в целом [11, с. 14].
Ценностно-ориентационная функция проявлялась в установках на активную включенность школьников, стремящихся к развитию субъектной позиции, осмыслению ценностей себя, окружающих, Родины; в значимости фундаментальной ценности патриотизма как основы нравственного самоопределения; в определении и присвоении личностно значимых ценностей патриотизма в разных видах и формах учебно-воспитательной деятельности для ориентира и выбора стратегии жизнедеятельности.
Процессуальный компонент педагогической модели воспитания патриотически ориентированных школьников в культурно-образовательной среде социально реабилитационного центра для несовершеннолетних включает взаимосвязанные этапы, которые обеспечивают единство и целостность процесса. Это ориентационный, деятельностный, рефлексивный этапы, кооторые отвечают за ориентацию, освоение и присвоение школьниками ценностей патриотизма.
Наполнение процессуального компонента педагогической модели воспитания патриотически ориентированных школьников представлено на разных этапах. Ориентационный этап позволяет направлять школьников в мире ценностей, это выявление ценностных ориентаций школьников, ценностей патриотизма, мотивов жизнедеятельности, исходного уровня сформированности патриотизма. Деятельностный этап способствует активному взаимодействию школьников с внутренними и внешними субъектами, расширяет знания о формах, методах, средствах патриотической деятельности, отвечает за приобретение опыта воспитания патриотизма (информационного, эмоционального, поведенческого). Рефлексивный этап позволяет убедиться в значимости ценностей патриотизма, возможности «присвоить» их или нет, включает определение достигнутого уровня сформированности патриотизма, самооценку и экспертную оценку деятельности по патриотическому воспитанию, анализ, самоанализ результатов.
В процессуальном компоненте важную роль отводим также выявлению и созданию педагогических условий для результативного воспитания ценности патриотизма как личностно значимой для школьника. Педагогические условия мы выявили при изучении проблемы патриотического воспитания, анализе психолого-педагогической литературы и результатов эксперимента — анкетирования школьников 6-8-го классов, их родителей, учителей в процессе взаимодействия в социально-реабилитационном центре и в школе № 17 Анжеро-Судженска. Использовали одинаковые методики на констатирующем и контрольном этапах при диагностике школьников, выявляя динамику сформированности у них уровня патриотизма.
В нашем исследовании мы понимаем «педагогические условия» как элементы педагогической системы, представляющие собой комплекс гуманного взаимодействия в разных направлениях: информационно-патриотическом, эмоциональном, поведенческом, — в которых школьник выступает как объект и субъект воспитания патриотизма в культурно-образовательной среде социально-реабилитационного центра. Для нашего исследования важно изучить разновидности педагогиче-
ских условий: психолого-педагогические, которые оказывают воздействие на развитие и изменение личности объектов (субъектов) образования, на их качественные характеристики, при повышении эффективности образовательного процесса (О. В. Акулова, М. Б. Кусмарцев, В. К. Левашов, Н. Л. Селиванова и др.) [1; 14; 15; 21].
В результате мы выявили следующие педагогические условия, способствующие успешному воспитанию патриотически ориентированных школьников: (1) создание культурно-образовательной среды социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних как средства целенаправленного гуманного взаимодействия субъектов образования (информационно-патриотического, эмоционального, поведенческого); (2) психолого-педагогическая поддержка школьников в ценностной ориентации на патриотическую деятельность при реализации социально значимого проекта «Сыны Отечества»; (3) целенаправленное воспитание у школьников патриотизма как основы нравственного самоопределения, установка на патриотически ориентированную деятельность (элективный курс «Мой край родной Кузбасский»). Эти педагогические условия находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности с принципами, функциями, определяются в соответствии с назначением и содержанием других компонентов модели воспитания патриотически ориентированных школьников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Оценочно-рефлексивный компонент педагогической модели процесса воспитания патриотически ориентированных школьников включает критерии, показатели и уровни сформированности патриотизма у школьников в культурно-образовательной среде социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. В этой связи наши критерии отражают динамику сформирован-ности уровня патриотизма школьников через показатели и уровни их проявления. Каждый критерий включает ряд показателей, отражающих его существенные свойства, качественные и количественные характеристики. У школьников для диагностики уровня сформированности патриотизма были использованы следующие методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, анализ письменных работ, изучение школьной документации. Это позволило выявить ценностные ориентации и динамичную систему ценностей патриотизма, базовых компетенций, влияющих на уровень сформированности у школьников патриотизма.
На основе анализа полученных результатов исследования и посредством различных методов, в том числе изучения диссертационных исследований патриотического воспитания и обобщения фактического материала, были выявлены критерии патриотизма: когнитивно-патриотический, эмоционально-патриотический, деятельностно-патриотический.
Когнитивно-патриотический критерий позволяет определить понимание сущности патриотизма; значимости самооценки патриотизма для нравственного самоопределения; важности расширения знаний о ценностях патриотизма (личностных, социальных, общечеловеческих) и средствах их воспитания. Эмоционально-патриотический критерий определяет желание участвовать в разных формах патриотической деятельности; наличие интереса к проявлению ценностей патриотизма (личностных, социальных, общечеловеческих); проявление потребности заниматься патриотически ориентированной деятельностью. Деятельностно-патриотический критерий характеризует участие в разных формах патриотической деятельности; проявление ценностей патриотизма (личностных, социальных, общечеловеческих) в социально значимой деятельности; развитость способности самооценки и оценки ценностей патриотизма для нравственного самоопределения как человека, гражданина и патриота.
Обозначенные критерии и показатели определяются высоким, средним, низким уровнями сформированности патриотизма. Уровни сформированности патриотизма указывают на ориентацию школьников на патриотическую деятельность, своевременную коррекцию ценностных ориен-таций как человека, гражданина и патриота.
Результативный компонент педагогической модели воспитания патриотически ориентированных школьников в культурно-образовательной среде социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних включает диагностику, коррекцию, рефлексию деятельности. Согласно стратегии патриотического воспитания, изложенной в в Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг., где приоритетным является положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в стране [5], наш результат модели — это изменение уровня сформированности патриотизма как основы нравственного самоопределения школьников на патриотически ориентированную деятельность.
Особенность проектирования педагогической модели воспитания патриотически ориентированных школьников в культурно-образовательной среде социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних заключается в механизме взаимодействия со школьниками внутренних и внешних субъектов взаимодействия, учреждений социальной защиты и культуры, учреждений дополнительного образования, разных школ города. В культурно-образовательной среде социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних школьники ориентируются в мире ценностей, «улавливают» нравственный смысл гуманного, патриотичного поведения, целенаправленно осваивают его в разных видах деятельности, присваивают ценности патриотизма (личностные, социальные, общечеловеческие), демонстрируя их затем в поступках и отношениях, в осознанном выборе патриотически ориентированной деятельности под собственную ответственность. Происходят ориентация, освоение и присвоение ценностей патриотизма школьниками, для которых они становятся важными, выбранными ими, то есть личностно значимыми, — как основа жизнедеятельности (интериоризация). Только при выявлении и создании определенных условий эти личностно значимые для школьников патриотические ценности познания, чувства, поведения, как важные для них, транслируются ими вовне посредством информации о патриотизме, демонстрации чувств, поведения (экстериоризация).
Патриотическая деятельность со школьниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних ориентирована в ходе гуманного взаимодействия на изменение их личностных качеств, формирование соответствующих компетенций и отношения к фундаментальной российской ценности «патриотизм» как основе нравственного самоопределения человека, гражданина и патриота своей страны.
Результат
Разработанная и реализованная педагогическая модель воспитания патриотически ориентированных школьников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних позволила включить учеников в патриотическую деятельность и повысить уровень сформированно-сти патриотизма для их нравственного самоопределения как человека, гражданина и патриота. Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального казенного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 17» (МБОУ «ООШ № 17»). Выборка исследования составила 126 воспитанников МКУ АСГО «СРЦН», обучающихся 6-8-х классов МБОУ «ООШ № 17», из них 64 подростка вошли в экспериментальную (ЭГ) и 62 в контрольную группу (КГ).
Экспериментальное исследование было проведено в течение четырех лет (2016-2019 гг.). В КГ воспитание патриотически ориентированных школьников осуществлялось в естественных условиях образовательного процесса, в рамках традиционного обучения, а в ЭГ были созданы специальные педагогические условия. Каждый из трех этапов опытно-экспериментальной работы подчинен цели исследования, взаимосвязан и взаимообусловлен между собой. В процессе опытно-экспериментальной работы важными для нас были апробированные в психологии и педагогике достоверные методики, модифицированные нами. Уровень сформированности патриотизма школьников определялся как интегрированный показатель по всем методикам, представленным выше. Сначала проводили опрос и анкетирование по методикам, затем считали средний балл по каждому испытуемому школьнику, с помощью формулы находили среднюю арифметическую (х ). Уровни сформированности патриотизма у школьников экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень сформированности патриотизма у школьников экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента ( %)
Участники Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
До После До После До После
ЭГ 20,3 37,5 25,0 46,9 54,7 15,6
КГ 19,4 21,0 24,2 25,8 56,4 53,2
Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы позволяет утверждать, что разработанная педагогическая модель является важным средством формирования патриотизма у школьников. У школьников экспериментальной группы выявлена положительная динамика по всем показателям разработанных критериев, что свидетельствует об эффективности проведенного исследования.
Разработанная педагогическая модель и выявленные педагогические условия способствуют повышению уровня сформированности патриотизма у школьников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Выявленные педагогические условия воспитания патриотически ориентированных школьников достаточны. Значимость модели, ее реалистичность доказаны и подтверждены в процессе педагогического эксперимента.
Литература
1. Акулова О. В. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителя. СПб., 2005. 290 с.
2. Асланов Я. А. Патриотическое воспитание молодежи: современные тенденции и технологии формирования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4. С. 18-21.
3. Ветров Ю. П., Мельникова М. Проблема моделирования педагогических систем // Высшее образование в России. 2005. № 5. С. 59-62.
4. Воронин Б. С. Методологические подходы к изучению студентами вуза проблемы воспитания патриотично-ориентированных школьников // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 2 (30). С. 112-118.
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [Электронный ресурс]. URL: http://govennment.ru/docs/aii/105292/ (дата обращения: 11.06.2019).
6. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 75-77.
7. Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 1995. 155 с.
8. Зайцева О. А. Патриотизм в среде молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2011. № 4 (104). С. 103-106.
9. Зеньковский В. В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике // Педагогические сочинения. 2002. № 4. С. 33-83.
10. Zelichenko V. M., Pozdeeva S. I., Voitekhovskaya M. P. A systems approach in education // Russian Physics Journal. 2016. Vol. 58, № 9. P. 1365-1368. DOI: 10.1007/s11182-016-0657-3.
11. Кирьякова А. В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования // Вестник ОГУ. 1999. № 1. С. 13-19.
12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// pedagogcentr.ru/publication/5/39/1890 (дата обращения: 15.06.2019).
13. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап. М., 2006. 400 с.
14. Кусмарцев М. Б., Машенцева Н. В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи: теория и практика. Волгоград, 2007. 212 с.
15. Левашов В. К. Патриотизм и глобализация // Государственная служба. 2005. № 3. С. 11-21.
16. Никандров Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 2008. 144 с.
17. Новиков А. М. Методология образования. М., 2006. 448 с.
18. Образование в поликультурном обществе [Электронный ресурс]. URL: http://diplomforum.ru/f87/t27441.html (дата обращения: 24.06.2019).
19. Петровский А. В. Воспитатели и дети: источники роста. М., 1994. 362 с.
20. Селиванова Н. Л. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. М., 2004. 480 с.
21. Селиванова Н. Л. Воспитание успешно, если оно системно. М., 2006. 348 с.
22. Томилина С. Н., Туктаров Р. Р. Государственно-патриотическое воспитание молодежи как педагогическая проблема // Человек и образование. 2014. № 4 (41). С. 31-36.
23. Федеральная целевая программа «Культура России» (2012-2018 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://archives.ru/ programs/fcp.shtml/ (дата обращения: 24.06.2019).
References
1. Akulova O. V. Sovremennaja shkola: opyt modernizacii: kniga dlja uchitelja [Modern school: experience of modernization: a book for teachers]. St. Petersburg, 2005, 290 p. (In Russian).
2. Aslanov J. A. Patrioticheskoje vospitanije molodjozhi: sovremennyeje tendencii i technologii formirovanija [Patriotic education of youth: current trends and technologies of formation]. Humanities, Socio-economic and Social Sciences, 2015, no. 4, pp. 18-21. (In Russian).
3. Vetrov U. P., Melnikova M. Problema modelirovaniya pedagogicheskih system [The problem of modeling pedagogical systems]. Higher Education in Russia, 2005, no. 5, pp. 59-62. (In Russian).
4. Voronin B. S. Metodologicheskie podhody k izucheniyu studentami vuza problemy vospitaniya patriotichno-orientirovannyh shkol'nikov [Methodological approaches to students' study of the problem of upbringing of patriotically oriented schoolchildren]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 2 (30), pp. 112-118. (In Russian).
5. Gosudarstvennaja programma «Patrioticheskoje vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gg.» [The state program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020»]. Available at: http://govemment.ru/ docs/all/105292/ (accessed: 11.06.2019). (In Russian).
6. Dachin A. N. Pedagogicheskoje modelirovanije: suchnoct', effictivnoct' i neopredelennost' [Pedagogical modeling: the nature, еeffectiveness and uncertainty]. Pedagogy, 2003, no. 4, pp. 75-77. (In Russian).
7. Zagviazinskii V. I. Metodologija I metodika sotsial'no-pedagogicheskogo issledovanija [Methodology and methodology of social and pedagogical research]. Moscow, 1995, 155 p. (In Russian).
8. Zajtseva O. A. Patriotism v cridje molodjozhi [Patriotism among young people]. Public Opinion Monitoring, 2011, no. 4 (104), pp. 103-106. (In Russian).
9. Zenkovsky V. V. Printsip individual'nosti v psikhologii I pedagogike [The principle of individuality in psychology and pedagogy]. Pedagogical reflections, 2002, no. 4, pp. 33-83. (In Russian).
10. Zelichenko V. M., Pozdeeva S. I., Voitekhovskaya M. P. A Systems Approach in Education. Russian Physics Journal, 2016, vol. 58, iss. 9, pp. 1365-1368. DOI: 10.1007/s11182-016-0657-3.
11. Kiryakova A. V. Aksiologiteskaja Koncepcija orientasii lichnosti v mire obrazovanija [The concept of axiological orientation of the personality in the world of education]. Vestnik of the Orenburg State University, 1999, no. 1, pp. 13-19. (In Russian).
12. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija grazhdanina RF [The concept of spiritual and moral development and education of a citizen of the Russian Federation]. Available at: http://pedagogcentr.ru/publication/5/39/1890 (accessed 15.06.2019). (In Russian).
13. Kraevsky V. V. Metodologija pedagogiki: novyj etap [Methodology of pedagogy: a new stage]. Moscow, 2006, 400 p. (In Russian).
14. Kusmartsev M. B., Mashentseva N. V. Patrioticheskoje vospitanije uchashejsja molodezhi: teorija I praktika [Patriotic education of students: theory and practice]. Volgograd, 2007, 212 p. (In Russian).
15. Levashov V. K. Patriotizm I globalizatsija [Patriotism and globalization]. Public Administration, 2005, no. 3, pp. 11-21. (In Russian).
16. Nikandrov N. D. Rossija: cennosti obshhestva na rubezhe XXl veka [Russia: values of society at the turn of the XXI century]. Moscow, 2008, 144 p. (In Russian).
17. Novikov A. M. Metodologija obrazovanija [Methodology of formation]. Moscow, 2015, 448 p. (In Russian).
18. Obrazovanie v polikul'turnom obshhestve V. V. Putin [Education in a multicultural society Vladimir Putin]. Available at: http:// diplomforum.ru/f87/t27441.html (accessed 24.06.2019). (In Russian).
19. Petrovsky A. V. Vospitateli I deti: istochniki rosta [Educators and children: sources of growth]. Moscow, 1994, 362 p. (In Russian).
20. Selivanova N. L. Strategija vospitanija v obrazovatel'noj sisteme Rossii: podhody i problemy [Strategy of education in the educational system of Russia: approaches and problems]. Moscow, 2004, 480 p. (In Russian).
21. Selivanova N. L. Vospitanije uspeshno, esli ono sistemno [Education is successful if it is systematic]. Moscow, 2006, 348 p. (In Russian).
22. Tomilina C. N., Tuktarov R. R. Gosudarctvenno-patrioticheskoje vospitanije molodjozhi kak pedagogicheskaja problema [State-Patriotic education of youth as a pedagogical problem]. Man and Education, 2014, no. 4 (41), pp. 31-36. (In Russian).
23. Federal'naja celevaja programma «Kul'tura Rossii» (2012-2018 gg.) [The Federal target program «Culture of Russia» (20122018)]. Available at: http://archives.ru/programs/fcp.shtml/ (accessed 24.06.2019). (In Russian).
комплекс модельных представлений о процессе организации и управления самостоятельной работой студента с целью формирования субъектной позиции
complex of model representations on the process of the organization and management of the student's independent work with the purpose of forming a subject position
Введение. В статье раскрывается проблема моделирования как надежного инструмента познания, имеющего принципиальное значение для теоретического обоснования, разработки, построения и исследования педагогической модели системы самостоятельной работы студентов, направленной на формирование и развитие их субъектной позиции.
Методология. При построении нашей логико-смысловой модели мы применили комплекс методологических подходов для построения педагогического процесса в его определенной логике и последовательности, провели социологический опрос обучающихся, отбор критериев для создаваемой модели посредством изучения полученных анкетных данных, сравнительный анализ данных об особенностях развития и уровне проявления субъектных качеств, степени актуализации
удк/udc 378.1
Р. М. Гаранина
R. Garanina