ПРОБЛЕМЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УДК 349.3 (470.67)
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
Алиева ЗА., доцент кафедры трудового права и основ правоведения Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема социально-правовой реабилитации несовершеннолетних на примере Республики Дагестан. Отмечается, что существующая система социально-реабилитационной работы в стране не адекватна современной ситуации. Делается вывод о необходимости создания комплексной системы оказания социальной помощи детям и подросткам, нуждающимся в социальной реабилитации.
Ключевые слова: социально-правовая реабилитация, несовершеннолетние, социальная помощь, специализированные учреждения, негативные факторы.
SOCIAL AND LEGAL REHABILITATION OF MINORS: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR DECISION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)
Alieva Z.A., associate professor of the Department of Labor Law and Bases of jurisprudence of Daghestan State University, Candidate of Law sciences
In the article the problem of social and legal rehabilitation of minors on the example of the Republic of Daghestan is considered. It is noted that the existing system of socio-rehabilitation work in the country isn't adequate to a modern situation. The conclusion about need of creation the complex system of rendering social help to children and teenagers who need social rehabilitation is made.
Key words: socio-legal rehabilitation, minors, social help, specialized institutions, negative factors.
Социальная неустроенность детей и подростков, беспризорность, социальное сиротство, насилие над детьми, бесспорно, считать наиболее злободневными проблемами современного общества, так как в результате повышается детская преступность, несовершеннолетние вовлекаются в преступную деятельность и т.п. В связи с этим они нуждаются в социально-правовой реабилитации. Поэтому актуальность темы настоящей статьи не вызывает сомнений.
Надо сказать, что отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и
потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родительской семье создают реальную угрозу для нравственного развития детей. Например, в 2010 году в нашей стране состояло на учете 274,8 тыс. семей с трудной жизненной ситуацией, в них воспитывалось 489,5 тыс. детей. Количество осиротевших детей и детей, которые остались без попечения родителей, составило 1072 тыс. человек. Это число ежегодно увеличивается на 120 тыс. человек [1, ^ 3].
Увеличивается количество детей и подростков, которые вовлечены в преступную, в т.ч.
экстремистскую, деятельность. Особую тревогу вызывает то, что растет число несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, другими словами, - трудновоспитуемых, безнадзорных и беспризорных детей, т. н. детей «группы риска» [2]. В первую очередь, как представляется, определим, что же такое отклоняющееся поведение у подростков. Проанализировав точки зрения ученых-юристов, можно сказать, что отклоняющимся поведением у подростков является система поступков или отдельные поступки, которые противоречат правовым и нравственным нормам, принятым в обществе. У подростков отклоняющееся поведение нередко возникает как проявление острого кризиса переходного возраста.
Что касается преступлений несовершеннолетних, то отметим, что основные причины связаны, в первую очередь, с экономическими, политическими и культурными перестройками, происходящими в России, которые не лучшим образом влияют на подростков. Например, в Республике Дагестан с каждым годом все больше несовершеннолетних вовлекается в экстремистскую деятельность, которая не только наносит вред обществу, но и калечит души молодых людей. Ученые-юристы считают одними из главных причин вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность в регионе экономическую нестабильность и в качестве мер противодействия этому явлению предлагают в первую очередь улучшить стабильность состояния экономической системы, развитие производства на основе современных технологий, возродить в регионе государственные предприятия и т.д. [3, с. 62].
Такие несовершеннолетние самостоятельно не могут решить эти проблемы, и поэтому им нужна помощь и поддержка взрослых, и особенно государства. То есть таким детям необходима специально организованная профессиональная социально-педагогическая реабилитация. Социальная реабилитация - это система мероприятий, направленных на восстановление утраченных несовершеннолетним социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.
Часть таких детей и подростков для дальнейшего жизнеустройства направляется в интернатные учреждения системы образования, другие
- в замещающую семью, некоторые - в специализированные учреждения для несовершеннолетних,
которые нуждаются в социальной реабилитации системы социальной защиты.
В Республике Дагестан в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в год проходят реабилитацию около 300 детей и подростков, за 9 месяцев 2011 года социальную реабилитацию прошли 241 ребенка [4].
Социальная реабилитация несовершеннолетних включает различные направления, как то: социальное, правовое, медицинское, педагогическое, психологическое и др. В рамках реабилитации предполагается реализовать специальные социально-педагогические программы совместно с мерами социально-правовой, социальноэкономической и социально-психологической помощи и поддержки.
Проанализировав правовую, социальнопедагогическую, психологическую, медицинскую литературу по проблемам реабилитации несовершеннолетних, мы пришли к выводу о том, что социально-правовую реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реабилитации, можно осуществлять только на основе интеграции социальных, образовательных, воспитательных, а также лечебно-оздоровительных программ. Эти программы должны быть нацелены на социализацию несовершеннолетних и являться сложной многоуровневой системой взаимодействия социальных работников, представителей силовых структур, воспитателей, психологов, педагогов, врачей.
В последние годы были приняты нормативные акты по данной проблеме, в частности, это
- федеральные законы «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 9 июня 1999 г. [5] (с измен. и доп.), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [6], Постановление Правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (в ред. от 10.03.2009 г.) [7], государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации», «О положении семей в Российской Федерации» и другие. В них установлены основы правового регулирования отношений в этой сфере, они также формируют принципиально новую модель государственной системы профилактики и реабилитации несовершеннолетних.
З.А. АЛИЕВА
Следует подчеркнуть, что на современном этапе развития России в ее регионах, таких как Московская, Самарская, Псковская области, Республика Дагестан, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, замечено существенное улучшение положения в решении проблемы организации социально-правовой помощи несовершеннолетним лицам.
В Республике Дагестан данная проблема изучается в рамках реабилитационного пространства республики, которое основано на разработке и реализации специальных программ по работе с несовершеннолетними. Следует подчеркнуть, что наиболее значимым фактором при работе с несовершеннолетними в специализированных учреждениях, с нашей точки зрения, является учет местных условий жизнедеятельности республики и опора на региональный, национальный компонент социально-экономического ее развития.
Основная цель деятельности социальнореабилитационных центров несовершеннолетних -реализация государственной семейной политики, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В целях профилактики безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на территории Республики Дагестан в апреле 1997 года открыто специализированное учреждение - Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних на 80 мест. В Кабардино-Балкарской Республике в 2002 году открыто аналогичное учреждение на 100 мест.
Учреждением в условиях непрерывности реабилитационного процесса оказываются социальные услуги несовершеннолетним в установленном порядке с обеспечением своевременности и доступности квалифицированной социальной, правовой, педагогической, психологической, медицинской помощи на основе индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, которые включают профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный компоненты и организуется социальный патронаж.
Но несмотря на то, что в стране и, в частности, в Республике Дагестан, как было отмечено, проводится определенная работа в этом направле-
нии, в целом существующая система социальнореабилитационной работы не соответствует современной ситуации и нацелена она, в основном, на карательные акции и социальный контроль в отношении асоциальных семей и несовершеннолетних, нуждающимся в социальной реабилитации, а также на то, чтобы обеспечить элементарные условия для жизнедеятельности несовершеннолетних: предоставить им жилье, питание,
одежду.
В заключение можно сделать нижеследующие выводы:
1. Научные исследования, сделанные за последние годы, а также практика регионов России по решению проблемы реабилитации несовершеннолетних, говорят о том, что за основу реабилитационной деятельности должны быть взяты идеи гуманистического воспитания, основывающиеся на уважительном отношении и доверии к несовершеннолетнему.
2. Ослабить негативные факторы, которые способствуют росту правонарушений несовершеннолетних, нельзя до тех пор, пока не будет достигнута стабилизация в экономической и социальной областях, последовательно проведены законодательные реформы, реализованы программы профилактики безнадзорности и преступности. Более того, нужна целенаправленная работа всех служб и подразделений, которые занимаются отклоняющимся поведением.
Поэтому назрела реальная необходимость создать комплексную систему оказания социальной помощи детям и подросткам, нуждающимся в социальной реабилитации, с момента их обнаружения до их полного и всестороннего восстановления.
3. От того, каким образом вопросы сдерживания и предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних будут решены на современном этапе, во многом зависит стабильность общественных отношений в нашей стране, а также будущее подрастающего поколения. Любое общество связывает с молодежью свою судьбу, надежды и долгосрочные перспективы развития. Поэтому молодежь всегда была и будет в центре социальной политики государства.
Литература
1. Маврина Э.А. Социально-
педагогическая реабилитация несовершеннолетних в специализированных учреждениях (на примере
Республики Татарстан): автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 2010.
2. Там же.
3. Зиядова Д.З. Некоторые меры противодействия молодежному экстремизму // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2012. Вып. 1. С. 62.
4. Из отчета СРЦН РД за 2010-2011 гг.
5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федер. закон Рос. Федерации от 9 июня 1999 г., в ред. 13.10.2009 г. // Рос. газ. 20.10.2009.
6. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 1998 г. // Рос. газ. 1998. 29 июля.
7. Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 (в ред. от 10.03.2009 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
Поступила в редакцию 30 апреля 2013 г.