Научная статья на тему 'Структурный анализ социальной реабилитации несовершеннолетних'

Структурный анализ социальной реабилитации несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4005
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белых Ольга Борисовна

Исследована социальная реабилитация несовершеннолетних, рассматриваются ее структурные элементы объект, предмет, формы, основные виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурный анализ социальной реабилитации несовершеннолетних»

Примечания

1 См.: Исследование проблем и разработка путей становления и развития инновационных университетов России : отчет о НИР за 2003 г. / Мин-во образования РФ; Ассоциация инженер. образования России [Электронный ресурс] / Сайт Ассоциации инженер. образования России. Съезды и документы. Режим доступа: http://aeer.cctpu.edu.ru/winn/documents/otchet_2003/glava_2.doc

2 Князев, Е. А. Перспективный инструмент совершенствования вузовского управления / Е. А. Князев // Унив. упр.: практика и анализ. 2004. № 2. С. 3.

О. Б. Белых

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Исследована социальная реабилитация несовершеннолетних, рассматриваются ее структурные элементы — объект, предмет, формы, основные виды.

Ключевые слова: социальная реабилитация, несовершеннолетние, социальный процесс.

Социальная реабилитация является одним из видов или элементов (аспектов, сторон) реабилитации, поэтому обратимся сначала к этому понятию. Проанализировав множество дефиниций реабилитации, данных разными авторами1, предлагаем следущее определение: реабилитация — определенный процесс, направленный на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма, человека.

Обратим внимание в этом определении прежде всего на то, что реабилитация относится к организму (человеческому организму) или к человеку как к социальному существу. Поэтому можно различать медицинскую и социальную реабилитацию.

Первоначально в понимании реабилитации преобладал медицинский подход. Акцент делался на психосоматических качествах человека, восстановления которых было достаточно для достижения им социального благополучия2. Однако со временем происходит переход от чисто медицинской к социальной модели, в рамках которой реабилитация рассматривается как восстановление не только трудоспособности, но и всех социальных способностей индивида.

Если организм и человек выступают объектом реабилитации, то их нарушенные функции — предметом реабилитации. Это могут быть двигательные, речевые, трудовые, учебные, коммуникативные и другие функции.

Реабилитация — как медицинская, так и социальная — осуществляется в двух основных видах: 1) в виде восстановления нарушенных функций, 2) в виде компенсации нарушенных функций. Первую из них назовем восстановительной реабилитацией, вторую — компенсирующей. Реабилитация человека с нарушенным зрением может произойти в виде органического восстановления зрительной функции или ее компенсации ношением очков, линз.

В социальной реабилитации — речь пойдет в данной статье именно о ней — нуждаются многие категории людей: инвалиды; лица, освобожденные из мест заключения; военнослужащие, получившие ранения и психические травмы в ходе боевых действий, и т. д.

Нас интересует социальная реабилитация несовершеннолетних, точнее, несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. от 13 января 2001 г.) дается такая характеристика: несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,— лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия3.

Как считает А. В. Гоголева, численность молодых людей, ставших изгоями общества и нуждающихся в социальной реабилитации, сегодня в России составляет не менее 4 млн человек (для сравнения: в стране 3 млн студентов)4. А вот более конкретные цифры, приведенные в докладе Генерального прокурора РФ на заседании Государственной Думы5.

Число подростков, доставленных в милицию за различные правонарушения в 2001 г., превысило 1 млн 140 тыс. Для сведения: за 10 лет до этого их было в два раза меньше. Среди доставленных 301 тыс.— это подростки, едва достигшие 13 лет; 295 тыс. нигде не работали и не учились, а 45 тыс. оказались вообще неграмотными. Около 300 тыс. детей, нуждающихся в помощи со стороны государства, были изъяты с чердаков и из подвальных помещений, с территорий вокзалов и аэропортов и из других общественных мест представителями органов внутренних дел. В том же году 96,7 тыс. несовершеннолетних стали жертвами преступных посягательств. Почти 4 тыс. подростков погибли от рук преступников, 600 тыс.— получили тяжелые увечья. Около 24 тыс. несовершеннолетних пропали без вести, из них 8,6 тыс. малолетних детей находилось в розыске.

Всё большее распространение получают факты жестокого обращения с детьми, их экономической и сексуальной эксплуатации; имеются случаи торговли несовершеннолетними. Идет активный процесс вовлечения подростков в криминальный бизнес, вымогательство и проституцию. Выявлено 16,5 тыс. случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. На подростков приходится десятая часть уголовных преступлений. В структуре их преступлений преобладают тяжкие и особо тяжкие. Из 185 тыс. совершенных ими преступлений в 2001 г. 1,6 тыс. составили убийства, почти 3 тыс.— случаи причинения тяжелого вреда здоровью, 6 тыс.— разбои, 14,8 тыс. — грабежи. Подростки в настоящее время не только одни из самых криминально активных частей населения, но и самая агрессивная его часть. Настораживает резкое увеличение числа преступлений, совершённых подростками, не достигших возраста уголовной ответственности. Картина довольно удручающая.

Добавим к этому, что в современной России создались социально-экономические, социокультурные и социально-психологические условия для формирования нервно неустойчивых людей, часто социально и педагогически запущенных. Количество детей, нуждающихся в целенаправленном и содержательном сопровождении психологов, медиков, логопедов, социальных педагогов, достигает, по мнению ученых, 20-30 % среди младших школьников и 40 % среди подростков. Если в младшем школьном возрасте педагог чаще сталкивается с нарушениями развития и школьной дезадаптацией, то в подростковом возрасте появляются проблемы девиантного и делинквентного поведения6.

Положение не изменилось к лучшему за последние годы. Так, состояние преступности и правонарушений несовершеннолетних в Белгородской области характеризуют следующие показатели. В 2004 г. на территории области был отмечен рост преступности среди несовершеннолетних на 9,7 % (с 1087 до 1192), увеличение количества преступлений, совершённых в группе совместно со взрослыми,— на 7,8 % (с 284 до 306). Основным видом

совершаемых преступлений являлись кражи и грабежи, количество которых увеличилось соответственно на 35,8 и 31,2 %7.

Из приведенный данных уже видно, что большинство подростков и молодежи нуждается в социальной реабилитации.

Возвращаясь к характеристике социальной реабилитации, отметим, что она может быть стихийной и организованной. В первом случае предполагается, что личность интуитивно налаживает отношения с собственным организмом и окружающей средой на более или менее приемлемом для себя уровне. Процесс социальной реабилитации имеет длительный характер. Организованная реабилитация ставит своей целью сократить сроки восстановления социальной нормы, повысить качество самостоятельной работы личности за счет профессиональной помощи.

Социальную реабилитацию можно рассматривать в различных ее вариантах: как процесс, как конечный результат, как деятельность и как технологию8. Социальная реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с несовершеннолетним тактических задач на пути к достижению стратегической цели — восстановлению социального статуса, формирования устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество. Процесс социальной реабилитации осуществляется под руководством специалиста в этой области, протекает в специально организованных условиях, в ходе которых используются различные формы, методы и специальные средства воздействия на ребенка.

Социальная реабилитация как конечный результат — это достижение ее конечных целей, когда человек, находящийся в социально опасном положении, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях, вливается в социально-экономическую жизнь общества и не ощущает себя неполноценным.

Социальная реабилитация как деятельность относится в равной мере как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и к личности ребенка, включенного в социально-реабилитационный процесс, который выступает в нем как субъект деятельности и общения. Социально-реабилитационная деятельность — это целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и ребенка, находящегося в социально опасном положении, в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий. Названный вид деятельности требует от специалиста по социальной реабилитации глубоких профессиональных знаний, высоких морально-нравственных качеств, уверенности в том, что ребенок, отягощенный дефектом развития, может стать полноценной личностью.

Социально-реабилитационная деятельность, как и любой другой вид деятельности, имеет свои качественные характеристики. Наиболее общие из них: целенаправленность, опосредованность, субъективность, интенсивность, динамичность, эффективность.

Целенаправленность социально-реабилитационной деятельности проявлятся в том, что процесс социальной реабилитации строится с учетом четко очерченной цели, осознания того, какими личностными и психическими качествами должен обладать ребенок на завершающем этапе.

Специфика опосредованности социально-реабилитационной деятельности состоит в том, что социально-реабилитационные воздействия оказывают влияние на ребенка с ограниченными возможностями не прямо, а косвенно — в результате социальной обусловленности социально-реабилитационной деятельности, ее связи

со значениями, фиксированными в понятиях языка, нормах морали, ценностях. Социальнореабилитационное воздействие будет иметь эффект лишь в том случае, если оно будет осмыслено на уровне сознания и принято индивидом как свое собственное.

Субъективность социально-реабилитационной деятельности выражается в проявлениях индивидуальности как специалиста по социальной реабилитации, так и ребенка, включенного в социально-реабилитационный процесс. Ее качественные характеристики будут определяться активностью его участников, наличием прошлого опыта, остановками, эмоциями, целями и мотивами, особенностями межличностных отношений, а также уровнем профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации.

Интенсивность социально-реабилитационного процесса обусловлена наличием у каждого специалиста по социальной реабилитации индивидуального стиля деятельности, который позволяет каждому из них, а также в силу разных особенностей нервной системы, разной структуры способностей, характера добиваться определенной эффективности при использовании разных способов и средств воздействия.

Динамичность социально-реабилитационной деятельности определяется поступательным движением в реализации текущих задач в работе с ребенком. Для социально-реабилитационного процесса важно добиваться хотя бы незначительных, но положительных сдвигов в психике. Динамические изменения социально-реабилитационного процесса в этом случае могут привести к более существенным положительным изменениям в развитии личности в целом.

Эффективность социально-реабилитационной деятельности проявляется в соотношении к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Определить ее можно только в том случае, если будут четко выделены качественные критерии измерения результатов. В числе основных показателей определения эффективности социально-реабилитационной деятельности могут быть взяты сравнимые изменения в уровне развития личности ребенка, достигнутые за соответствующий период, и его способность к адаптации и интеграции в социальную и экономическую жизнь с учетом реабилитационного потенциала.

Социальная реабилитация заключает в себе двоякий эффект: личностный — социальная реабилитация детей, возращение их к нормальному процессу социализации и социальный — сокращение численности детей «группы риска», уменьшение резерва преступности несовершеннолетних. Таким образом, основная задача социальной реабилитации определяется как создание условий, гарантирующих каждому ребенку реальное включение в окружающую социокультурную среду.

Эффективность социальной реабилитации достигается различными способами и прежде всего посредством ее технологизации.

Технология (от греч. «techne» — «искусство, мастерство, умение» и «logos» — «наука») — совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий. Технологией принято называть также описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, карты, графики.

Если в отношении понимания технологии не возникает особых разногласий, то при определении понятия «социальная технология» мнения исследователей-социологов расходятся.

Анализ различных взглядов на сущность социальных технологий, отмечает В. Н. Иванов, показывает, что она может быть раскрыта как система методов выявления

и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, социальными нормативами9.

Введение в социальный процесс, функционирование и развитие социальной системы определенной технологии можно назвать технологизацией социального процесса10. Технологизация возможна при наличии следующих условий: объект обладает определенной степенью сложности; известны элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования. Субъект управления способен формировать реальные процессы и представить их в виде показателей, определенных процедур, создать инновационную среду для воспроизводства операций и обеспечить необходимый уровень управления. Характер социальной технологии, ее особенности обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и социальной установкой личности на ее разработку и внедрение11. В. Н. Иванов выделяет следующие признаки технологизации: разграничение, разделение, расчленение процесса на этапы, фазы операции; координация и поэтапность действий, направленных на получение прогнозируемого результата; однозначность выполнения процедур и операций11.

Благодаря технологизации социального процесса достигается ее оптимизация, т. е. осуществление ее лучшего варианта, как в аспекте результативности, так и эффективности, минимизации затрат12. Это достигается, в частности, благодаря:

• правильной и четкой формулировке целей деятельности, адекватных ее функциональным возможностям и исключению неосуществимых целей;

• правильному определению «точек приложения» сил и исключению бесплодных усилий, бесполезных энергетических затрат;

• определению ориентиров социального действия, обеспечивающих организацию, мобилизацию энергетических усилий;

• следованию нормативным требованиям (правилам, ограничениям запретам), исключающим возможность ошибок и нерациональное использование ресурсов;

• взвешенному пооперационному составу действия, исключающему всё лишнее, ненужное;

• выбору лучшего варианта последовательности осуществляемых операций;

• выбору наиболее подходящего способа и метода осуществления социального дей-

ствия13.

Таким образом, социальная реабилитация выступает в виде социальной технологии, т. е. определенного способа осуществления социально-реабилитационной деятельности посредством ее расчленения на отдельные операции, установления их оптимальной взаимосвязи, выбора лучшего метода их выполнения.

Благодаря технологизации обеспечивается эффективность социально-реабилитационной деятельности. Последняя, в свою очередь, позитивно влияет на реабилитационный процесс, обеспечивая достижение нужного результата (поставленной цели). Реабилитация как определенный результат, реабилитационный процесс, социально-реабилитационная деятельность и реабилитация как социальная технология, будучи различными формами проявления социальной реабилитации как целостного феномена, находятся в определенном соотношении (взаимосвязи). Причем эта взаимосвязь носит как генетический, так и функциональный характер. Генетическая связь выражает процесс возникновения основных форм проявления социальной реабилитации, связь «что из чего». Реабилитация как социальный процесс и как его результат являются, в свою очередь, основой для формирования социально-реабилитационной технологии (схематически изображено на рис. 1).

Рис. 1. Генетическая связь основных форм проявления социальной реабилитации

Функциональная взаимосвязь основных форм проявления социальной реабилитации выражает их соотношение в ходе целенаправленной деятельности (см. рис. 2). Социальнореабилитационная технология направлена непосредственно на повышение эффективности социально-реабилитационной деятельности, последняя, в свою очередь, направлена на оптимизацию реабилитационного процесса с целью достижения максимального реабилитационного результата.

Рис. 2. Соотношение основных элементов (форм проявления) социальной реабилитации

Социальная реабилитация является достаточно сложным образованием не только по формам проявления, но и по содержанию, многообразию его структурных элементов. Термин «социальная реабилитация» используется применительно к несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, двояко. В узком понимании «социальная реабилитация» — это восстановление или компенсация нарушенных социальных функций несовершеннолетнего, иначе говоря, его социального статуса и выполняемых им социальных ролей. «Социальная реабилитация» в широком понимании — это комбинированное и координированное применение медицинских, социальных, педагогических, профессиональных мероприятий, направленных на компенсацию дефекта, социального отклонения. Социальная реабилитация включает: 1) реализацию программ и действий, направленных на реинтеграцию индивида в общество или культурную систему; 2) комплекс медико-психолого-педагогических и социально-правовых мер, имеющих целью восстановление у него основных социальных функций личности, психического, физического и нравственного здоровья, социального статуса14.

Социальная реабилитация несовершеннолетних, рассматриваемая в широком значении этого понятия, включает несколько содержательных элементов. Наглядно представим это на рис. 3.

В ходе медико-социальной реабилитации молодой человек проходит курс лечебных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, восстановление и развитие физиологических функций, нарушенных болезнью, на выявление и активизацию компенсаторных возможностей его организма с целью обеспечения в дальнейшем условий для возвращения к активной самостоятельной жизни.

Рис. 3. Содержательные элементы социальной реабилитации несовершеннолетних

Социально-бытовая реабилитация направлена на восстановление у детей (подростков) навыков и умений социально-бытового, социально-гигиенического самообслуживания.

Психологическая реабилитация лиц, находящихся в социально опасном положении, предполагает проведение комплекса психологических мероприятий, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний. Возвращение к психическому здоровью в процессе психической реабилитации предусматривает устранение нежелательных установок, неуверенности в своих силах, чувства тревоги, страха, агрессивных ориентаций и т. п.

В процессе педагогической реабилитации с помощью системы методов и приемов обучения, воспитания и развития решаются вопросы восстановления, коррекции и компенсации утраченных и нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального). Кроме того, в этом процессе ребенок усваивает основы научных знаний и вырабатывает соответствующие навыки и умения, постигает опыт человеческих отношений и жизни в обществе; азы бытовых (культура внутрисемейных отношений); деловых (культура профессиональных отношений); правовых и политических стереотипов поведения.

Социально-трудовая реабилитация несовершеннолетних из групп социального риска преследует две цели: 1) восстановление трудовых навыков и умений, необходимых как для самостоятельной повседневной жизни подростка, так и для будущей его профессиональной деятельности; 2) содействие посредством трудовой деятельности процессам социально-бытовой, психологической, статусно-ролевой реабилитации подростка.

Статусно-ролевая реабилитация несовершеннолетних направлена на восстановление их потерянного (пошатнувшегося) социального статуса, т. е. положения в социальной группе, выполняемых ими социальных ролей.

Завершая анализ социальной реабилитации несовершеннолетних, отметим, что характеристика ее структурных элементов может быть востребованной при проектировании социально-реабилитационной деятельности, разработке мер, направленных на повышение ее эффективности.

Примечания

1 См.: Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. И. Акатов. М., 2003; Гоголева, А. В. Беспризорность: Социально-психологические и педагогические аспекты / А. В. Гоголева. М. ; Воронеж, 2004; Холостова, Е. Н. Социальная реабилитация : учеб. пособие / Е. Н. Холостова, Н. Ф. Дементьева. М., 2006; Храпылина, М. П. Основы реабилитации инвалидов / М. П. Храпылина. М., 1996.

2 Восстановление трудоспособности // Хроника ВОЗ. 1969. Т. 23а.

3 Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. от 13 янв. 2001 г.).

4 См.: Гоголева, А. В. Указ. соч. С. 17.

5 См.: Устинов, В. О состоянии и мерах борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних в Российской Федерации : докл. 2002 г. [Электронный ресурс] / В. Устинов. Режим доступа: www.strana.ru

6 См.: Венгер, А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А. Л. Венгер. М. ; Рига, 2000; Наш проблемный подросток : учеб. пособие. СПб., 2000; Наш проблемный подросток: понять и договориться. СПб., 2001.

7 См.: О положении детей и защите их прав в Белгородской области. 2004 г. : ежегод. докл. Белгород, 2005. С. 71.

8 См.: Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие / Л. И. Акатов. М., 2003.

9 См.: Иванов, В. Н. Социальные технологии в современном мире / В. Н. Иванов. М., 1996. С. 25.

10 См.: Данакин, Н. С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления / Н. С. Данакин. Белгород, 1996. С. 106.

11 См.: Иванов, В. Н. Указ. соч. С. 27.

12 См.: Методологические проблемы оптимизации в науке. Новосибирск, 1991. С. 114-115.

13 См.: Данакин, Н. С. Социально-технологическая культура молодого специалиста / Н. С. Данакин // Науч. ведомости Белгорода. 2000. № 3. С. 55.

14 См.: Гоголева, А. В. Указ. соч. С. 214-215.

О. В. Бессчетнова ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ДЕТЕЙ-СИРОТ НА СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ*

Рассматривается проблема социального сиротства, а также преимущества воспитания и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье на основе действующего законодательства Российской Федерации. Представлены результаты анкетирования 10 приемных семей и 35 приемных детей, изучены особенности их социальной адаптации, стили воспитания внутри семейной структуры.

Ключевые слова: социальное сиротство, воспитание, приемная семья, социальная адаптация.

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. Данный феномен закономерен, поскольку семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Кризис социально-экономической и

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Особенности социальной адаптации детей-сирот в приемной семье», грант 07-03-00061а.

172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.