НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ЛИЦАМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
© Романенко С.А.*
Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань
Статья посвящена вопросам организационной работы с несовершеннолетними лицами в учреждениях социальной реабилитации, в которой автор раскрывает цели, задачи, формы и виды такого рода деятельности. Сделан акцент на социально-правовую основу функционирования учреждений социальной реабилитации. На основе проведенного анализа автором предлагается уделить внимание актуальности рассмотренной темы как на правом, так и на организационном уровне, в виду большой распространенности противоправного поведения несовершеннолетних на фоне современных изменений жизни общества.
Происходящие в России радикальные изменения в политической, социальной и духовной сферах жизни общества оказывают существенное влияние на состояние и структуру противоправного поведения среди несовершеннолетних. Существенные изменения произошли в условиях жизнедеятельности молодого поколения страны. Как показывают исследования, подрастающее поколение с наибольшими потерями адаптируется к происходящим в настоящее время в стране сложным и противоречивыми социально-экономическими изменениями, находясь на острие этих противоречий со своими потребностями в получении образования, жилья и в обустройстве своей дальнейшей жизни.
Необходимо отметить, что в кризисный период все большее влияние на противоправную деятельность оказывают такие факторы, как имущественное расслоение общества, заметное снижение жизненного уровня широких слоев населения, явная и латентная безработица, массовая миграция, а также порожденный экономическими трудностями и нерешенными социальными проблемами неблагоприятный психологический фон [1].
Социально-экономические явления и процессы, происходящие на макроуровне, отражаются на сознании и поведении несовершеннолетних, преломляясь через среду ближайшего окружения: семью, школу, трудовые коллективы, неформальные группы молодежи по месту жительства. Эти социальные институты испытывают в настоящее время большие трудности в выполнении своих задач и функций. Антикриминогенный, профилактический их потенциал за годы проводимых в стране реформ значительно снизился
* Студент.
[2], а также в не совсем благоприятном виде представляют себя официальные институты социализации: семья, школа, трудовые коллективы, досуго-вые учреждения - переживают кризис и не в состоянии полноценно выполнить свои социальные функции.
Таким образом, в современной России существенным признаком стало значительное увеличение социального сиротства, появление его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, и, как следствие, - изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи, безнадзорность огромного количества детей и подростков во всех регионах страны. В 1998 году вступил в силу Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [3], который определил социальную реабилитацию ребенка как мероприятие по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем. Деятельность специализированных учреждений отнесена к компетенции органов социальной защиты населения. Данное положение было закреплено Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения» [4], и Постановлением Правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации» [5].
В соответствии с принятыми нормативами были созданы такие учреждения помощи семье и детям, как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, территориальные центры социальной помощи семье и детям. Основополагающим документом для решения проблем социальных отклонений в детской среде стал Федеральный закон 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [6]. Данный закон выделил задачи, соответствующие новым методикам профилактики, изменил функции субъектов профилактики детской безнадзорности. В зависимости от того, с какими категориями детей и подростков, а также семей социального риска приходится работать специалистам, их направления деятельности строятся в определенной системе, в которой реализуются меры первичной, вторичной и третичной профилактики.
Первичная профилактика, как и ранняя коррекция поведения ребенка и родительско-детских отношений осуществляются общеобразовательными учреждениями, досуговыми социально-педагогическими центрами, центрами психологической консультации и педагогической реабилитации [7]. Объектами первичной работы являются дети и подростки, которые не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время в социально-опасном положении и имеют проблемы в школьном обучении, интеллектуальном развитии, общении, имеют неустойчивые социальные связи с семьей, родственниками, которые в дальнейшем могут при-
вести к побегам ребенка из семьи или воспитательного учреждения. Субъекты реабилитационного пространства, осуществляющие свою деятельность на первом уровне, ставят целью гyманизацию социума ребенка, гармоничное его развитие, профилактику школьной и социальной дезадаптации [8].
Глубокую социально-педагогическую коррекцию поведения ребенка и членов его семьи, а также раннюю реабилитацию детей, имеющих склонность к девиации, осуществляют: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, призванные выявлять случаи нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых и другие права, а также информировать о недостатках деятельности органов и учреждений, препятствующих профилактике детской беспризорности; органы опеки и попечительства, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или находящихся в обстановке, представляющей угрозу для их здоровья и развития; органы здравоохранения, несущие ответственность за обследование, наблюдение, лечение безнадзорных и беспризорных детей, которые употребляют спиртные напитки, наркотические средства, одурманивающие или психотропные вещества. Объектом вторичной профилактики являются беспризорные дети и подростки различного возраста, начиная с дошкольного и заканчивая юношеским, которые не приобщились к преступной деятельности, пресечением которой должны заниматься правоохранительные органы, но, тем не менее, их социальное развитие протекает неблагоприятно и характеризуется различными поведенческими проблемами асоциального характера: приобщением к алкоголю, наркотикам, агрессивностью, корыстными проступками, отлыниванием от учебы, работы, склонностью к бродяжничеству. Работа в отношении таких детей нацелена на развитие форм общественного и государственного воздействии с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска.
Но также, необходимо отметить, что несовершеннолетние рассчитывают и имеют право на помощь коллектива учебного заведения, предприятия. К сожалению, она не всегда приходит вовремя [9]. В свою очередь, следует сказать и о том, что неблагоприятная социальная среда воздействует, прежде всего, на личность, не способную по своим свойствам ей противостоять.
Работа с детской беспризорностью на третьем уровне осуществляется исправительно-воспитательными учреждениями, а также специализированными социально-реабилитационными учреждениями, которые играют решающую роль в предупреждении преступности [10]. В этих учреждениях принимаются чрезвычайные меры, направленные на оказание помощи, реабилитацию, коррекцию поведения, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в критической ситуации. Это могут быть беспризорные дети, длительное время находящиеся вне присмотра взрослых: самовольно ушедшие из семей или воспитательных учреждений, претер-
певшие различные формы насилия и жестокости, совершающие противоправные действия, преследуемые по закону. Субъекты, занимающиеся решением проблем беспризорности на третьем уровне, реализуют свою деятельность в системе стационарных и полустационарных учреждений.
Работа по решению проблем детской безнадзорности и беспризорности невозможна без пресечения первоначальных истоков бродяжничества большинства детей в неблагополучных семьях. Главная задача мероприятий, направленных на оптимизацию социального положения беспризорных детей - улучшение и оптимизация социальных отношений в ближайшем окружении ребенка, семье, школе, группе сверстников. В связи с этим на территории Российской Федерации функционируют территориальные центры помощи семье и детям. Данные центры осуществляют меры контроля и социального сопровождения в процессе реабилитации подростка, имеющего опыт бродяжничества, криминальной деятельности, употребления психотропных веществ.
Подводя итог, необходимо сделать вывод о том, что в своей деятельности социально-реабилитационные учреждения ориентированы на проведение с несовершеннолетними всесторонних реабилитационных мероприятий и на организацию работы по жизнеустройству детей [11]. Он решает важные задачи по сокращению числа дезадаптированных подростков, помогает устранить причины появления дезадаптации еще на начальном уровне, до разрыва связи ребенка с семьей. Такие структуры должны целостно решать проблему коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на его семью, побуждать подростков к развитию активности, самостоятельности, ответственности, признавая за ребенком право на свободную оценку различных аспектов социальной жизни, на основе приобщения личности ребенка к труду, досуговой деятельности [12].
А также важно не забывать, что противоправное поведение не знает границ ни во времени, ни в пространстве. Она принимает все более угрожающий международный организованный характер. Питательной базой для ее развития являются подростки и молодежь. Поэтому крайне необходимым является на наш взгляд, специальная подготовка, а при необходимости и переподготовка сотрудников работающих с несовершеннолетними, обучению их педагогике, психологии, социальной практике, специфическим юридическим навыкам. В этой связи повышение квалификации данных сотрудников предусматривает более широкий спектр знаний и практических навыков, нежели у иных работников.
Список литературы:
1. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учеб. пособие. - М.: Логос, 2004. - С. 14.
2. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учеб. пособие. - М.: Логос, 2004. - С. 14.
3. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 N 896 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации».
6. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
7. Барсукова Т.А. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска и их семей // Социальная педагогика. - 2003. - № 1. - С. 70.
8. Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних // Беспризорник. - 2003. - № 2. - С. 70.
9. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учеб. пособие. - М.: Логос, 2004. - С. 16.
10. Барсукова Т.А. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска и их семей // Социальная педагогика. - 2003. - № 1. - С. 71.
11. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
12. Холостова Е.И. Технологии социальной работы: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 40.