Научная статья на тему 'Социально-демографические аспекты проблемы безнадзорности и беспризорности детей и подростков'

Социально-демографические аспекты проблемы безнадзорности и беспризорности детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
604
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗНАДЗОРНЫЙ / БЕСПРИЗОРНЫЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / ДЕМОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ханбекова А. Э.

Затрагиваются проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в системе экономической социологии и демографии. Именно в рамках данных научных дисциплин можно выработать пути оздоровления демографической ситуации в стране, оказания реальной помощи семьям с детьми и тем самым снизить количество неблагополучных детей. В статье приводятся исторические факты, анализируются события, на основе которых можно проследить, какие модели экономического поведения избирают для себя беспризорные дети, какие виды помощи оказывает им государство и насколько сложно решить данную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY-DEMOGRAPHIC ASPECTS OF A PROBLEM OF NEGLECT AND WAIFS OF CHILDREN AND TEENAGERS

The article deals with studying the state of waifs and neglected children in the system of economical sociology and demography. It is in the framework of these sciences that one could work out the ways of improvement of demographic situation in our country, the ways of rendering a real help to the families with children and thereby to decrease the number of unsocial children. The article reflects historical facts, analyse events on the basis of which one could observe the models of economical behaviour that neglected children choose, the types of assistance our state renders and how difficult it is to solve this problem.

Текст научной работы на тему «Социально-демографические аспекты проблемы безнадзорности и беспризорности детей и подростков»

Социология и социальная работа 130 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2008, № 1 (9), с. 130-

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

© 2008 г. А.Э. Ханбекова

Казанский государственный медицинский университет [email protected]

Поступила в редакцию 17.04.2008

Затрагиваются проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в системе экономической социологии и демографии. Именно в рамках данных научных дисциплин можно выработать пути оздоровления демографической ситуации в стране, оказания реальной помощи семьям с детьми и тем самым снизить количество неблагополучных детей. В статье приводятся исторические факты, анализируются события, на основе которых можно проследить, какие модели экономического поведения избирают для себя беспризорные дети, какие виды помощи оказывает им государство и насколько сложно решить данную проблему.

Ключевые слова: безнадзорный, беспризорный, экономическая социология, демография.

На каждом этапе развития общества возникают экономические, социальные,

политические и нравственные проблемы, и общество должно достойно отвечать на все вызовы времени.

Переход России к рыночной экономике также породил целый ряд серьезных проблем. В процессе реформ, проводимых в последние десятилетия, совершенно четко выделились слои общества, которые изначально находятся в крайне невыгодных условиях и не могут без помощи общества и государства обеспечить себе достойное существование и адаптироваться к условиям конкуренции. Это пожилые люди, пенсионеры, инвалиды, а также беспризорные и безнадзорные дети. На сегодняшний день содействие

неконкурентоспособным группам населения становится одной из приоритетных задач государства.

В отношении беспризорных и безнадзорных детей наиболее эффективными признаются меры комплексного и профилактического характера. Безнадзорные и беспризорные дети должны оставаться объектом наиболее пристального внимания со стороны государства и общества.

Проблеме беспризорности детей были посвящены работы многих ученых, таких как Ю.Е. Пудовочкин, С.В. Дармодехин, Ф.А. Мустаева, А.А. Бакаев, Г.М. Иващенко и другие

[1-5].

Проблемы безнадзорных и беспризорных детей и подростков рассматриваются многими науками: психологией, медициной,

социологией. И все же в рассмотрении проблем

вышеуказанных групп имеются, на наш взгляд, теоретические пробелы.

Во-первых, требуют дальнейшего уточнения такие понятия, как «беспризорный ребенок» и «безнадзорный ребенок».

Во-вторых, теоретически недостаточно обоснована необходимость рассмотрения проблем вышеуказанных категорий населения как предмета экономической социологии и демографии, тогда как именно эти науки напрямую связаны с прогнозированием и решением проблем разных социальнодемографических слоев общества.

В своей работе мы остановимся именно на этих вопросах.

В 20-30-е гг. XX в. различия между понятиями «беспризорность» и

«безнадзорность» практически не было. В официальных документах периода становления советской власти также вместо терминов «безнадзорность» и «беспризорность» фигурировало понятие детской беспризорности, объединявшее в себе оба этих термина [6].

Термин «безнадзорность» в сочетании с детской беспризорностью появился в официальных документах и законодательных актах только с 1935 г. В годы Великой Отечественной войны в постановлениях правительства также использовались оба термина, однако их определений в законодательных актах того времени не было [7].

В 90-е годы ХХ века к концу перестройки по мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало расти. Созданная за годы советской власти система социальной защиты

детей или была разрушена, или не смогла справиться в новых условиях с нарастающей волной безнадзорности.

Термин «безнадзорность» стал фигурировать повсюду, когда речь шла о детской преступности и её причинах. Словосочетание «безнадзорность и правонарушения

несовершеннолетних» становилось всё более привычным. Оно получило признание в правовых актах, юридической и некоторой другой официальной литературе.

До 1999 года не было четкого, законодательно закрепленного определения понятий «безнадзорный ребенок» и

«беспризорный ребенок». Определение этих понятий можно было найти только в словарях русского языка.

В переводе с английского «безнадзорные дети» (latch-key children) - это дети работающих матерей, предоставленные после школы самим себе до момента возвращения родителей с работы [10].

Что касается определения беспризорных детей, то наиболее полным, с нашей точки зрения, из существующих можно считать определение беспризорности, которое дается в Большой советской энциклопедии:

«Беспризорность, беспризорное детство -тяжелое общественное бедствие, чрезвычайно распространенное как на Западе, так и у нас, беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших своих родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным гримером - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными» [11].

В Педагогической энциклопедии дается следующее понятие детской беспризорности: «...это отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, определенных занятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательного воздействия в результате утраты родителей, ухода из семьи, бегства из воспитательного дома и тому подобных причин» [12].

Педагогический словарь определяет

безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих», а беспризорность

как «социальное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении

несовершеннолетних» [13]. Как видим,

четкого разграничения понятий нет.

Более поздние издания, например Российская педагогическая энциклопедия (1993), более четко разграничивают рассматриваемые понятия: безнадзорность

определяется как «отсутствие или

недостаточность контроля за поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих», а беспризорность как «отсутствие у детей и подростков семейного или государственного обеспечения,

педагогического надзора и нормальных условий жизни». При этом также подчеркивается, что беспризорность является крайним проявлением безнадзорности [14] Мы придерживаемся именно этой точки зрения.

Впервые законодательно термин

«безнадзорные и беспризорные

несовершеннолетние» был закреплен в Федеральном законе Российской Федерации № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в соответствии с которым «безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный - это тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства и (или) места пребывания» [24].

Теперь посмотрим, чем обусловлено рассмотрение проблем безнадзорности и беспризорности в экономической социологии и демографии.

В одном из учебников по экономической социологии дается следующее определение ее предмета: «Предметом экономической

социологии является экономическое поведение, реализуемое в разнообразных индивидуальных, групповых, организационных и массовых формах, детерминируемое и интегрируемое в социальных системах, различными

специальными институтами, механизмами и ценностями» [15]. При этом авторы данного определения указывают, что экономическое поведение является лишь некоторой точкой отсчета, удобной системой координат, к которой привязываются все прочие категории.

Г. Силласте, говоря о востребованности экономической социологии, отмечает, что целью экономической социологии является исследование социальных аспектов развития сферы жизнедеятельности общества,

способствование повышению

результативности применяемых в экономике управленческих решений, в конечном счете -улучшению условий и качества жизни различных групп населения, благосостояния общества в целом [16, с. 5].

Предметом экономической социологии являются социальные отношения в сферах труда, собственности, производства,

распределения, обмена и потребления, а также социальные последствия их развития, возникающие в результате взаимодействия с макроэкономическими закономерностями

функционирования экономики [16, с. 37].

Объектом экономической социологии является социальная реальность в сфере экономических отношений, конкретнее -личность во всем многообразии выполняемых социальных ролей в сфере экономики и финансов, социальные статусные группы и общности (социально-профессиональные,

социально-территориальные, социальнодемографические, гендерные),

осуществляющие свою деятельность во всех отраслях экономической жизни и

проявляющие разные формы экономического поведения [16, с. 40].

Таким образом, безнадзорные и

беспризорные дети являются объектом изучения экономической социологии, так как им присущи определенные модели экономического поведения и они нуждаются в продуманной социальной защите со стороны государства, которая является частью социальной политики.

Демография - это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественноисторической обусловленности этого процесса. В практическом плане в область демографических исследований входит описание демографической ситуации, анализ тенденций и факторов демографических процессов в стране в целом, на отдельных ее территориях или в группах населения в различные периоды. На основе изучения тенденций демографических процессов и их причинно-следственных связей с другими общественными процессами специалисты разрабатывают прогнозы изменений численности и структуры населения, Именно на демографические прогнозы в большей степени

опирается планирование всего народного хозяйства.

Таким образом, безнадзорные и беспризорные дети являются объектом изучения и демографии, так как на основе учета их количества демография может дать прогноз относительно потенциального наличия трудовых ресурсов, их качества. Изучая экономическое состояние семей, демография выявляет своеобразные «группы риска», т.е. такие семьи, которые не в состоянии обеспечить своим детям надлежащий уровень жизни и, следовательно, могут стать потенциальным источником пополнения армии неблагополучных детей.

Теперь перейдем к анализу конкретных исторических фактов, на основе которых можно проследить появление и развитие различных моделей экономического приспособления беспризорных и безнадзорных детей к непростым условиям жизни.

Например, на Руси способ добывания хлеба нищенством считался чуть ли не естественным для вдов, калек и сирот.

Со времен татаро-монгольского нашествия женщины, старики и дети, лишившиеся кормильца и защитника, дома и земли, отсидевшиеся по лесным схронам, уцелевшие и не взятые в полон, разбредались по землям и пополняли собой ряды бродяг и нищих [25].

Тогда же в сельских общинах сложился способ помощи приходящим нищим и старикам, который стал традиционным и в некоторых местах дошел до наших дней. Старейшина или староста деревни распределяли пришедших по домам, где их были обязаны накормить и дать ночлег. Если община могла предоставить постоянный кров ребенку-скитальцу, то он оставался в общине и поступал работником в чей-нибудь зажиточный двор.

В 1682 году государство впервые обращается к идее комплексного решения проблемы бродяжничества, попрошайничества и беспризорности. Но это еще не систематическая работа, а только осмысление вопроса и предложение возможных путей выхода из сложившегося положения.

Значительно позже по велению императора Николая I создается специальный Комитет по разбору просящих милостыню, действовавший по принципу сословного разделения [23].

Такая система хотя и функционировала на четких принципах, но не справлялась с постепенно увеличивавшимся притоком детей, а с момента именного указа императора Александра II в 1861 году об отмене

крепостного права, разрушившего сословную среду, стала вовсе бесполезной.

С этого момента ставшие свободными крестьяне отправляются семьями на поиски заработка или посылают детей на заработки и обучение в кустарные мастерские крупных городов. Катастрофических последствий это еще не имеет, так как города растут, ремесла, активно поддерживаемые властью,

развиваются. Город частично поглощает вновь прибывших, подростков охотно принимают в домовые мастерские и в услужение к крупным и средним домовладельцам. Однако этот ресурс ограничен, а начавшаяся индустриализация через совсем небольшой промежуток времени делает семейные кустарные производства неконкурентоспособными, они мельчают и уже не могут принимать ищущих места подростков. С другой стороны, Комитет, не получивший в связи с изменением ситуации ни новых инструкций, ни дополнительных средств, фактически бездействует, и количество неустроенных нищих быстро растет.

С начала XVIII века в дополнение к нищим по несчастью в волостях, прилегающих к крупным городам, среди крестьян бурно развивается профессиональное нищенство. Например, по праздникам в Москву на такого рода заработки специально, чтобы пополнить свой бюджет, стекаются дети и матери с детьми. К середине века такой вид промысла уже передается из поколения в поколение, и целые села регулярно выставляют своих нищих к церквам и трактирам.

Кроме того, начинает давать о себе знать еще один серьезнейший фактор -маргинализация создающейся рабочей среды. Неуспешные, но недеградировавшие семьи крестьян, находясь в привычных условиях, поддерживаются сельской общиной морально и материально, и тяжелое материальное положение чаще всего не служит причиной развала семьи и ухода из нее ребенка. Однако, подаваясь на заработки в город, будущие рабочие вынуждены нанимать жилье, но неквалифицированный труд дешев, и они могут снимать только углы или жить в ночлежках. Попадая в стесненные обстоятельства, находясь в нездоровой социальной среде, лишаясь обычной поддержки родственников и соседей, семья быстро деградирует и распадается, выбрасывая детей на улицу. Действующие государственные институты попечения о нищих и частные заведения благотворительности не справляются, и дети находятся на улице годами без сколько-нибудь заметной помощи. Это

становится причиной качественного изменения беспризорной среды: формируются устойчивые группы, а в них - негласный кодекс поведения и специфический фольклор, частично

заимствованный из взрослой уголовной и бродяжнической среды, но с явными элементами детской мифологии и мировоззрения. Такие дети из-за присущего им стиля жизни, образа мышления и поведения уже четко выделяются общественным мнением в отдельную категорию, за которой закрепляется понятие «беспризорный». Основным

источником беспризорности становятся резкие социальные изменения в стране - начавшийся распад сословного устройства общества и индустриализация. Ранее существующая основная причина сиротства - гибель родителей в связи с войной, голодом и болезнями -отходит на задний план, а главной становится отсутствие полноценного родительского попечения над ребенком из-за неспособности содержать его и утраты родительских чувств. Так в России начинает превалировать социальная беспризорность, распространенная и в современных условиях.

К 1878 году беспризорность достигает такого размаха, что не обращать на нее внимание становится невозможным, и в 1879 году возникает Общество призрения детей, просящих милостыню в Москве. Оно начинает активную работу и объединяет усилия всех общественных организаций, помогающих детям, а к 1885 при Московской городской думе созывается Городской совет по призрению беспризорных, в состав которого входят многие видные общественные деятели и меценаты. Совет вырабатывает основные принципы помощи беспризорным детям, систему мониторинга и поручает инициативной группе разработку системы помощи детям: разбор, помещение во вновь создаваемую сеть учреждений призрения и устройство их дальнейшей жизни. Начинается кропотливая и опасная работа по изучению беспризорной среды.

Однако Первая мировая война 1914 года вносит коррективы в работу Совета, количество беспризорных и их качественный состав. В работе Совета много трудностей, но тем не менее она активно проводится до декабря 1917 года.

За два года (1920-1922) количество беспризорных выросло в несколько раз, и снова меняется их социальный состав. Дети-сироты составляют 70% от общего числа, и большинство их происходит из крестьян (до 40%). Среди беспризорных все больше

становится детей из зажиточных семей -кулаков, инженеров и дворян. На фоне всеобщего обнищания, голода, отсутствия элементарных предметов потребления, неэффективности денежного обращения основными способами добывания пропитания становятся криминальные. Среди них преобладают воровство, грабежи, спекуляция, проституция. Новички почти моментально втягиваются в уже сложившиеся группы. В отчетах Комиссии постоянно встречаются следующие основания для помещения в следственный изолятор: убийство,

вооруженный грабеж, бандитизм.

Сформировалась новая устойчивая система беспризорного быта, хорошо

структурированная, со своим языком, традициями и нравами.

Заканчивается Гражданская война. 17.03.1921 г. в газете «Звезда» опубликована резолюция Х съезда РКП (б) «О замене хлебной

разверстки», которая положила начало нэпу. Появилась возможность заняться

беспризорностью вплотную, в этом отношении советской властью принимаются достаточно серьезные меры. Например, для борьбы с беспризорностью организуются рабочие отряды, на фабриках выделяются специальные места для молодых работников. Беспризорность сокращается, но, несмотря на всеобщий подъем, отлаженную систему мероприятий,

беспризорность убывает слишком медленно. Даже в 1932 году специальные бригады НКВД все еще снимают с поездов беспризорников, которые кочуют в южные районы.

Существенный урон борьбе с беспризорностью наносят декларируемые революцией идеи -например, идея свободной любви, в которой семья воспринимается как рудимент

буржуазного общества. Новое поколение людей будет формироваться в процессе

общественного, изолированного от семьи воспитания.

Таким образом, задача ликвидации такого явления, как безнадзорность и беспризорность является весьма сложной и многогранной.

На современном этапе положение продолжает оставаться серьезным.

Сегодня в нашей стране, по разным оценкам, от 150 тыс. до 5 млн беспризорных и безнадзорных детей. Такой разброс цифр вполне объясним - отсутствуют объективные критерии, оценивающие глубину этого тревожного для нашей страны явления.

Количество таких детей зачастую невозможно зафиксировать. В то же время число

безнадзорных детей все возрастает. По данным официальной социальной статистики, в РФ их около 700 тыс., а по неофициальным - до 4 млн. Источник их пополнения - главным образом неполные и неблагополучные семьи, которых около 20 процентов [17]. Правда, официальная статистика не дает полного представления о реальных масштабах распространения детской безнадзорности и беспризорности.

В федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 гг. отмечено, что в Российской Федерации проживает 29 млн детей. К числу наиболее уязвимых категорий относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество. В программе отмечается, что в последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и

безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении указанного негативного

социального явления преждевременно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо продолжить реализацию

мероприятий, направленных не только на

расширение, но и на совершенствование деятельности системы учреждений

профилактики безнадзорности и

беспризорности, повышение качества и

доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального

неблагополучия семей с детьми [18].

По словам главы МВД РФ Р. Нургалиева, за первые три месяца 2008 года органами внутренних дел Российской Федерации было выявлено 130 тысяч безнадзорных и

беспризорных несовершеннолетних [25].

Проблема детской безнадзорности приобрела острый характер во всех регионах. В Татарстане 2001 году было выявлено более 900 безнадзорных детей, из них - 625 попрошаек, промышляющих под руководством взрослых [19]. В 2004 году в Республике Татарстан (РТ) выявлено 3292 социально-неблагополучных семей (2002 г. - 2315, 2003 г. - 2883), 1322 таких родителей лишены родительских прав (2002 г. - 610, 2003 г. - 785), 13 411 родителей привлечены к административной

ответственности за злостное неисполнение обязанностей по воспитанию своих детей (2002 г. - 4396, 2003 г. - 8591) [20].

В 2005 году было выявлено 1997 несовершеннолетних, находящихся в

социально-опасном положении, их них 240 - в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья, 585 - в обстановке, не отвечающей требованиям воспитания и содержания, 1772 - совершивших

правонарушения или антиобщественные

действия. Из доставленных

несовершеннолетних помещено: в центр

временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при МВД РТ - 578 человек, в социально-реабилитационные центры - 175 безнадзорных, 15 беспризорных; в детские дома и школы-интернаты - 83 безнадзорных, 38 беспризорных; в детские и подростковые

учреждения органов здравоохранения - 22 безнадзорных, 1 беспризорный; переданы

родителям - 1230 безнадзорных, 68

беспризорных [21].

Наиболее остро проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних стоят в г. Казани. За первый квартал 2008 года в Республике Татарстан было выявлено 2 тысячи таких детей, из них 1,5 тысячи в городе Казани [26].

Ежеквартально по Казани выявляется около 300 несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством, 100 человек попрошайничеством, около 200 человек задерживаются линейным отделом органов внутренних дел на железнодорожном транспорте. Треть всех

детей - из других регионов России [22].

Проблема детской безнадзорности и беспризорности усугубляется тем

обстоятельством, что с 1992 г. население России не растет, а сокращается, т.е. Россия вступила на путь депопуляции. Депопуляция может носить как количественный, так и качественный характер.

Качественная депопуляция - это рост числа безнадзорных, ненужных своим родителям детей, которые опустошены и истощены морально и физически, которые утратили ориентиры в жизни и поэтому без соответствующей коррекции и реабилитации не могут полноценно участвовать в воспроизводстве общества.

Таким образом, мы полагаем, что решение проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних является задачей всего общества, государства, законодательной и исполнительной, центральной и муниципальной власти.

На основе анализа исторического и современного опыта для решения обозначенной проблемы целесообразно сделать следующее:

1. Совершенствовать государственную политику в отношении семьи, т. к. именно работа с семьей, поддержка ее на всех уровнях -государственном, местном - является главным условием профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков.

2. Создать в городах оперативный единый координационный совет по адресному социальному патронату семьи с привлечением всех заинтересованных ведомств и структур.

3. По возможности, создать в микрорайонах мини-центры по психолого-педагогическому, правовому бесплатному обслуживанию и просвещению семьи и детей.

4. Разработать новый механизм

родительской ответственности за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей.

5. Создать централизованный банк данных:

- о детях школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;

- о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

6. Проведение в школах мероприятий, направленных на усиление родительской ответственности за детей.

7. Создание социальной рекламы, пропагандирующий здоровый образ жизни, законопослушное поведение, духовно-нравственные ценности семьи, привлечение детей и подростков к труду и занятиям спортом.

Решить проблему безнадзорности и беспризорности раз и навсегда невозможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика безнадзорности и

беспризорности и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Для исправления положения необходимо улучшать экономическую ситуацию в стране, всячески поощрять те семьи, в которых забота о воспитании детей является важнейшей целью родителей, а также помогать неблагополучным семьям в воспитании детей, тем самым предотвращая качественную депопуляцию населения.

Примечания

1. Безнадзорный - лишенный надзора, беспризорный - лишенный присмотра [8]. Бесприютный, беспричальный, беспристанищный -бездомок, бездомный, бескровный, беспритинный, беспритульный. Бесприютник - (ница) - у кого нет приюта, пристанища; странник, чужедом, шатун [9].

Список литературы

1. Дармодехин С.В. Семья и государство. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. 114 с.

2. Пудовичкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 2000. 267 с.

3. Мустаева Ф.А. Основы профилактики

безнадзорности и беспризорности

несовершеннолетних. М.: Академ. проект, 2003. 456 с.

4. Бакаев А.А. Система профилактики нарушений несовершеннолетних. М.: Логос, 2004. 318 с.

5. Взаимодействие субъектов профилактики детской безнадзорности в процессе комплексной реабилитации несовершеннолетних разных возрастных групп. / Под ред. Г.М. Иващенко. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003, 160 с.

6. Постановление правительства РСФСР 1926 г.

«Положение о борьбе с беспризорностью» //

Сборник постановлений и распоряжений (СП и Р) СССР. 1929. № 18. С. 287.

7. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б)

1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // Сборник постановлений и

распоряжений (СП и Р) СССР. 1935. № 32. Ст. 252.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1990. С. 14.

9. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Эксмо, 2002. С. 53.

10. Лоусон Т. Социология. Словарь-справочник.

А-Я. / Т. Лоусон, Д. Гэррод. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 328.

11. Большая советская энциклопедия. М.: Советское издательство, 1930. С. 81.

12. Давыдов В. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 200.

13. Педагогический словарь / Под ред. Н.М. Мархадаева. В 2 т. М.: Просвещение, 1960. Т.1. С. 47.

14. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. М. А. Соколовой. В 2 т. М.: Владос, 1993. Т. 1. С. 48.

15. Экономическая социология / Под ред. В.И. Верховина. М.: Фонд «Мир», Академический проект, 2006. С. 9.

16. Силласте Г. Экономическая социология. М.: Гардарики, 2005. С. 5, 37, 40.

17. Королев Ю.А. Профилактика детской безнадзорности и беспризорности в странах СНГ // Журнал Российского права. 2003. № 3. С. 71.

18. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 гг. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172.

19. Социальная защита беспризорных детей. Пресс-обзор центральной и республиканской печати за 2001 - апрель 2002 года. Казань: Респ. центр информ. для молодежи, 2002. С. 3.

20. Отчет «О результатах работы подразделений милиции общественной безопасности, криминальной милиции и органов предварительного следствия по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 12 месяцев 2004 г.». Сведения об участии подразделений МОБ,

SOCIALLY-DEMOGRAPHIC ASPECTS OF A PROBLEM OF NEGLECT AND WAIFS OF CHILDREN AND TEENAGERS

A.E. Khanbekova

The article deals with studying the state of waifs and neglected children in the system of economical sociology and demography.

It is in the framework of these sciences that one could work out the ways of improvement of demographic situation in our country, the ways of rendering a real help to the families with children and thereby to decrease the number of unsocial children.

The article reflects historical facts, analyse events on the basis of which one could observe the models of economical behaviour that neglected children choose, the types of assistance our state renders and how difficult it is to solve this problem.

КМ, предварительного следствия и дежурных частей по работе по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних. Раздел 7.

21. Статистические данные Центра временного

содержания для несовершеннолетних

правонарушителей при МВД РТ за 2003- 2005 гг.

22. Предупреждение наркомании: социальная

стратегия, тактика и опыт организации: Сб. матер. регионального научно-практического семинара. В 2 частях. Казань: Отечество, 2003. Ч. I. С. 163.

23. Рудов Алексей. Беспризорная Россия / http ://index.org.ru/j oumal/cont17.html

24. Федеральный закон Российской Федерации

«Об основах системы профилактики

безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних» № 120 от 24 июня 1999 г. (с изм. и доп. от 22.04.2005 г.). // Гарант -

справочная правовая система. www. garant. ru.

25. http: // www.rosstat.ru/

26. http: // www.tatstat.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.