Научная статья на тему 'Основные факторы повышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве'

Основные факторы повышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
993
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА СЕЛА / ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИИ НА УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паронян Артюш Степанович, Паронян Арарат Артюшович, Гейко Мария Владимировна, Ванин Юрий Дмитриевич

В статье рассмотрены основные факторы и пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Паронян Артюш Степанович, Паронян Арарат Артюшович, Гейко Мария Владимировна, Ванин Юрий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные факторы повышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве»

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

А.С. Паронян, А.А. Паронян, М.В. Гейко, Ю.Д. Ванин

Аннотация. В статье рассмотрены основные факторы и пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.

Ключевые слова: дифференциация оплаты труда, социальная сфера села, влияние экологии на уровень жизни населения.

В 2011 году численность занятого населения в экономике страны по сравнению с 1995 годом увеличилась на 6677 тыс. чел, а в сельском хозяйстве произошло снижение численности занятого населения соответственно на 3161 тыс. чел. За эти годы число рабочих мест в эквиваленте полной занятости в сельском хозяйстве также существенно сократилось с 22990 тыс. чел. до 13865 тыс. чел., или на 39,7% [1]. Это указывает на то, что рабочая сила массово перетекает из сельского хозяйства в другие отрасли экономики в целях получения более высокого заработка, лучших условий труда и жизни, а также из-за поиска возможности обеспечивать себя и свою семью на боле высоком уровне потребления общественных благ, или для обеспечения более высокого уровня воспроизводства рабочей силы.

Предложение труда зависит от общеобразовательного уровня и от профессиональной подготовки занятых. Численность квалифицированных рабочих за период с 1999 года по 2010 год сократилась на 15,9 тыс.

чел., или на 12,9%, численность специалистов со средним специальным образованием - соответственно на 9,4 тыс., или на 12,6%, а численность специалистов с высшим образованием увеличилась на 2,3 тыс. или на 6,4%. В то же время численность специалистов, работающих в сельском хозяйстве, сократилась на 282,3 тыс. чел., или на 39,6%, в том числе с высшим образованием на 76,9 тыс. чел., или в 1,54 раза, со средним специальным образованием на 149,5 тыс. чел., или на 38,7%, численность молодых специалистов в возрасте до 30 лет сократилось на 83,5 тыс. чел., или в 2,9 раза [1]. Сложившееся состояние уровня квалификации работающих в сельской местности не вполне соответствует требованиям рыночной экономики.

Заработная плата сельского работника имеет самый низкий уровень по отношению с работниками других отраслей народного хозяйства (таблица 1). Уровень заработной платы работников народного хозяйства в целом за период 2000-2011 годы возрос на сумму 21145,6 руб., или в 10,51 раза, а работников сельского хозяйства за этот период возрос в 12,65 раза, или на 11478,9 руб. Абсолютный прирост среднемесячной зарплаты работников сельского хозяйства за период 2000-2011 гг. в 1,82 раза ниже абсолютного прироста среднемесячной зарплаты работников народного хозяйства.

Таблица 1 - Динамика среднемесячной заработной платы и числа наборов прожиточного минимума в

Годы Среднемесячная заработная работников руб. Прожиточный минимум трудоспособного населения Число наборов прожиточного минимума, которые можно приобрести на среднюю заработную плату работниками

вся экономика промышлен- ность* сельское хозяйство народное хозяйство промышлен- ность* сельское хозяйство

1995 472,4 1067,2 259,4 297,2 1,6 3,6 0,9

453,8 1,5

786,9 1,6

2000 2223,4 5940,2 985,1 1320 1,7 4,5 0,7

2365,2 1,8

3156,5 2,4

2005 8554,9 19756,9 3016,2 3255 2,6 6,1 0,9

8420,9 2,6

10637,3 3,3

2007 13593,4 29107,5 4568,7 4159 3,3 7,0 1,1

12876,7 3,1

15587,3 3,7

2008 17226,3 33127 8200,8 4971 3,5 6,7 1,6

15879 3,2

19072 3,8

2009 18638 35363 9619 5153 3,6 6,8 1,9

16583 3,2

21154 4,1

2010 21193 39883 10573 5688 3,7 7,0 1,9

19100 3,4

24280 4,3

2011 23369 51588 12464 6369 3,7 8,1 2,0

21781 3,4

26966 4,2

*отрасли промышленности: 1. Добыча полезных ископаемых;

2. Обрабатывающее производство;

3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Число наборов прожиточного минимума, которые

можно купить на среднемесячную заработную плату сельских работников в 2011 году значительно выше, чем в 2000 году, однако этот показатель значительно ниже, чем для работников народного хозяйства в среднем и

намного ниже, чем для работников отдельных отраслей промышленности. Так, число наборов прожиточного минимума, которые можно купить на среднемесячную заработную плату работников отрасли обрабатывающего

производства в 2011 году составляет 3,4 единицы, а работников сельского хозяйства - 2,0 единицы.

Низкий уровень и существенная дифференциация оплаты труда по отраслям экономики ведут к значительному оттоку трудовых ресурсов из сельского хозяйства. Поэтому существует объективная необходимость в совершенствовании организации стимулирования труда сельских работников. Для повышения уровня материальной заинтересованности работников предлагается ввести минимальную почасовую оплату труда и обеспечить дополнительные выплаты с учетом выполненной нормы выработки и качественных характеристик выполненной работы.

В регулировании заработной платы важным способом является снижение налоговой нагрузки на сельскохозяйственные организации на крестьянские (фермерские) хозяйства и на село в целом. А.Смит разработал следующие основные принципы налогообложения: -налоги должны вноситься в соответствии с реальными возможностями налогоплательщиков; размеры уплачиваемого налога должны быть строго определены на научно обоснованной основе; сроки и способы выплаты налогов должны быть удобны для налогоплательщика, изъятие налогов не должно иметь негативных последствий для благосостояния налогоплательщика [2].

Эффективное использование трудовых ресурсов невозможно без развития системы социально-трудовых отношений на различных уровнях стратегических соглашений: на федеральном уровне - с помощью законов и трудового законодательства; на отраслевом - необходимых тарифных соглашений; на региональном - территориальных соглашений; на уровне организаций, предприятий или сельскохозяйственных формирований - необходимых контрактов, и коллективных договоров.

Уровень и дифференциация доходов различных категорий работников оказываются решающими факторами регулирования уровня жизни сельского населения. От структуры дохода существенно зависят результаты деятельности работников сельскохозяйственных организаций, социально-трудовые отношения между работниками в трудовых коллективах, как в организации, так и в отрасли в целом. Изменение структуры личных доходов сельского населения существенно повлияло на качество их жизни, на занятость и миграцию трудовых ресурсов, на деятельность и эффективность отрасли сельского хозяйства. Таким образом, развитие механизма регулирования заработной платы, налоговой и ценовой политики явится важным условием повышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.

Важным фактором повышения эффективности использования трудовых ресурсов сельского хозяйства является социальная сфера. Обеспеченность сельского населения жилой площадью с 1990 года по 2002 год проявляла тенденцию к снижению. С 2005 года и по 2011 год этот показатель неравномерно повышался и достиг значения 15,5 млн. кв. м., что в абсолютном выражении на 2,2 млн. кв. м. меньше чем в 1990 году. Ввод дошкольных учреждений существенно сократился с 1990 г. по 1995 г. более чем в 6,5 раза, а в 2005 г. соответственно в 93 раза, далее с 2008 г. наблюдается неравномерное увеличение этого показателя, который в 2011 г. составил 6,4 тыс. мест, что в 2 раза ниже уровня 1995 года. Ввод школ общеобразовательного назначения с 1990 г. по 2011 г. сократился в 8,3 раза и, ввод учреждений культуры сократился в 14,8 раза. Сократился ввод внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием в 4,8 раза, ввод больничных учреждений сократился в 3,30 раза соответственно. За эти годы наблюдалось постепенное увеличение внедрения газовых сетей с 6,9 тыс. км в 1990 г. до 18,6 тыс. км в 1998 г. и далее до 11,5 тыс. км в 2011 году. Состояние комму-

нального обслуживания жилищного фонда сельского населения, по сравнению с городским, остается на достаточно низком уровне [1].

В современных условиях необходимо обратить самое серьезное внимание на состояние и сложившийся уровень медицинского обслуживания сельского населения. За период с 1990 год по 2011 год число участковых больниц сократилось на 24,8 тыс. единиц или на 53,7%, число фельдшерско-акушерских пунктов сократилось на 12,4 тыс. единиц, или на 2,9%. На 10 тыс. сельского населения приходится 70,6 больничной койки, а в городе - 127, мощность амбулаторно -

поликлинических учреждений в 2,17 раза меньше, чем в городе [1]. Обеспеченность сельского населения врачами в 3,7 раза ниже по сравнению с городским. В каждой шестой сельской амбулатории и каждой одиннадцатой участковой больнице нет врачей. Объем помощи, оказываемой жителям села медицинскими учреждениями городов, сократился в среднем на 1589 человек в день. Следует отметить и тот важный факт, что при крупных сельскохозяйственных организациях прекратили деятельность санатории и профилактории. Снижение обеспеченности сельской местности медицинскими учреждениями и ухудшение обслуживания сельского населения привели к росту заболеваемости и смертности, особенно младенческой, к снижению рождаемости, численности сельского населения и уменьшению численности трудовых ресурсов, к снижению продолжительности жизни сельского населения.

Уровень торгового и бытового обслуживания является одним из важных факторов мотивации труда сельских работников. За 2000-2011 гг. число предприятий общественного питания сократилось в 5,3 раза, число предприятий розничной торговли - в 2,1 раза, а из сократившихся предприятий в 2011 году более чем 90% не функционировали. В результате товарооборот предприятий потребительской кооперации, розничной торговли и общественного питания, торгующих на селе сократился более чем в 2,7 раза, а денежные доходы сельского населения сократились на 1,9%. Общая сумма долга жителей села предприятиям потребительской кооперации на начало 2008 г. составляла 7,3 млрд. руб. [1].

Одним из важнейших факторов повышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве является сохранение экологии. Изменение экологии оказывает существенное влияние на здоровье и уровень жизни населения.

Загрязнение почвы и воды происходит при нарушении технологии хранения и применения химических средств защиты растений, органических и минеральных удобрений, использования бытовых отходов. Из всех изученных и наблюдаемых озер, 75% находятся в таком состоянии, что их воду нельзя использовать для питья, более 30% земных вод отравлены, 50% используемой населением воды в своем составе содержит превышающую предельно допустимую концентрацию (ПДК) вредных для здоровья человека веществ. Бытовые свалки занимают 250 тыс. га земли, где скопилось 50 млрд. т отходов, что привело к непригодности использования этой земли.

На качество продуктов питания, употребляемых в пищу населением страны, существенное влияние оказывает загрязнение воздуха, почв, воды и растений. Более 5,0% продуктов питания содержат элементы тяжелых металлов, нитраты и нитриты, а более 3,0% мяса и молока загрязнены химическими элементами от применения пестицидов.

Из 154 применяемых в РФ пестицидов - 86 обнаруживается во всех продуктах питания. В частности, в картофеле - 42 вида пестицидов, в молоке - 25, в субпродуктах - 17, а в говядине - 15 видов. В импортной продукции, в частности, в домашней птице из Польши -

7,7-16,0 мг/кг, из Англии - 0,18, из Германии - 0,93, а из Голландии - 0,2 мг/кг при ПДК вредных веществ - 0,125 мг/кг. У людей, употребляющих в пищу мясо и рыбу, в организме содержится до 45 мг/кг ядохимикатов. Такое накопление пестицидов в организме человека пагубно влияет на его здоровье и здоровье будущих детей [3, 4].

Ухудшение экологической ситуации существенно влияет на урожайность сельскохозяйственных культур и качество продукции, снижает рождаемость и повышает младенческую смертность. Происходит сокращение продолжительности жизни и разрушение генофонда нации, усиливается миграция и эмиграция населения страны.

Сельское хозяйство является главной отраслью производства продуктов питания населения, поэтому очень важное значение имеет удовлетворение потребности населения качественными продуктами питания. Однако необходимо принять все меры, чтобы это одновременно не привело к разрушению природы. Преодоление негативных факторов воздействия на окружающую среду при промышленном и сельскохозяйственном производстве требует разработки качественно новой стратегии дальнейшего развития сельского хозяйства.

Аграрная реформа оказала существенное влияние на изменение структуры мотивов, интересов, потребностей сельских работников. В современных условиях в экономике сложилась совокупность факторов, способствующих созданию нового мотивационного механизма, который смог бы заинтересовать каждого работника села в их эффективном труде.

Позитивные тенденции в изменении приоритетов трудовой деятельности приобретают эффект тогда, когда есть доверие между гражданином и государством, между работником и работодателем, между хозяйствующими субъектами и между отдельными людьми. Доверие, в свою очередь, должно стать основой нового общественного договора и согласия - взаимным обязательством общества и власти. Государство является гарантом прав граждан, в том числе и сельского населения [5].

Мы считаем, что целесообразно реализовать переход на социально ориентированную модель, которая основана на доступности и бесплатности для всех граждан образования и здравоохранения, на направление социальных расходов государства для обеспечения социальной инфраструктуры сельского населения, на сокращение социального неравенства.

Для включения социальной сферы сельской местности в рыночное пространство и вывода ее из кризиса необходима государственная поддержка и применение комплекса программных методов.

Для рационального использования финансовых средств в социальной сфере села целесообразно распространить льготы на налог на все объекты социальной сферы, инженерные сети и сооружения, а также для объектов жилищного и производственного строительства льготный налог на прибыль; установить льготы по НДС для подрядных работ по строительству жилищнобытовых и производственных объектов с учетом стоимости строительных материалов; реализацию данной программы осуществлять по итогам конкурсов на основе контрактов, заключаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с конкретными исполнителями; контроль за реализацией программы на макроэкономическом уровне должно осуществлять Министерство сельского хозяйства РФ, а на микроэкономическом уровне органы местного самоуправления. Реализация данной Программы в сельской местности позволит создать необходимую среду жизнедеятельности

и эффективного функционирования отрасли сельского хозяйства.

С ростом конкуренции на рынке труда и в связи с внедрением в сельскохозяйственное производство современной технологии, оборудования и техники потребуется существенный рост квалифицированных работников. Для этого необходимо создать условия по повышению квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, стимулирования и мотивации труда.

Концепция занятости сельских трудовых ресурсов реализуется в рамках Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации до 2020 года. При этом на ближайшую перспективу предусмотрено выполнение ряда мероприятий. Создается широкая информационная система о потребности работодателей в работниках и возможностях профессионального обучения и переподготовки кадров с последующим их трудоустройством. Предстоит повсеместно внедрить механизм профилирования сельских безработных и повышения адресности предоставления пособий по безработице с постепенным сближением минимального размера пособий по безработице с величиной прожиточного минимума. На основе эффективной системы профессионального обучения и переобучения с учетом спроса и предложения территориальных, региональных и местных аграрных рынков труда необходимо повысить мобильность работников. Также следует оказывать содействие незанятой молодежи, которая не имеет профессии и впервые вступает на рынок труда в направлении на обучение в учреждения профессионального образования.

Для повышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве следует уделять особое внимание вопросам повышения качества всех категорий работников соответственно с профессиональной квалификацией работников, предъявляемых международным стандартом. Решение данной проблемы предполагает: разработать систему классификации работников в сельском хозяйстве и на аграрном рынке труда; создать отраслевую систему оценки качества работников, оперативно реагирующую на изменения в требованиях к квалификации работников; сформировать систему внутрихозяйственного обучения работников в целях обеспечения единства требований к квалификации сельских работников, предъявляемых на аграрном рынке труда.

Решение проблемы рационального и эффективного использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве может быть осуществлено только при последовательном проведении глубоких социально-экономических, правовых и политических преобразований на селе.

Список использованных источников

1 gks.ru - Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

2 Смит А. Исследование о природе к причинам богатств народов / /А. Смит; пер. с англ. - Петрозаводск, 1993. - 320 с.

3 Королев Б.А. Загрязнение атмосферной среды ядовитыми химикатами // Научные труды Академии кадровой и социальной политики АПК. - М., 2001. - Вып. 5. - С. 180-203.

4 Королев Б.А. Негативное воздействие пестицидов на водные бассейны и животный мир // Научные труды Академии кадровой и социальной политики АПК. - М., 2001. -Вып. 5. - С. 204-221.

5 Конституция Российской Федерации. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Пропаганда, 2000. - 200 с.

6 Гасиев П. Научно-исследовательский прогресс и повышение производительности в сельском хозяйстве // АПК: Экономика и управление. - 2008. - №12. - С. 40 - 41.

Информация об авторах

Паронян Артюш Степанович, доктор экономических наук, профессор кафедры анализа, аудита и статистики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

Паронян Арарат Артюшович, кандидат экономических наук, доцент Курского института кооперации ararat-65@yandex.ru

Гейко Мария Владимировна, аспирант ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. 8(4712) 581427.

Ванин Юрий Дмитриевич, доктор экономических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.