Научная статья на тему 'Концептуальный подход к разработке стратегических направлений повышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве'

Концептуальный подход к разработке стратегических направлений повышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
679
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / РАБОЧАЯ СИЛА / РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паронян Арарат Артюшович

В статье рассмотрены направления разработки стратегии повышения эффективности использования трудовых ресурсов села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Паронян Арарат Артюшович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к разработке стратегических направлений повышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ подход к разработке стратегических направлении повышения

ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

А.А. Паронян

Аннотация. В статье рассмотрены направления разработки стратегии повышения эффективности использования трудовых ресурсов села.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, рабочая сила, разработка стратегии повышения эффективности использования труда.

Сущность воспроизводства трудовых ресурсов заключается в обеспечении замены выбывших из сферы производства и услуг работников большим или таким же количеством новых работников. Одним из наиболее важных показателей расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве является повышение уровня производительности труда за счет дополнительных инвестиций в освоение низкозатратных и ресурсосберегающих технологий, на приобретение высокопроизводительной техники, на повышение квалификации и профессионального мастерства кадров, на рост их мотивации к труду и т.п. Все это соответствует интенсивному типу расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве.

Экономическая категория «эффективность» рассматривается как отношение «полезного» эффекта к затратам на его получение, «эффективности труда», как показатель успешности функционирования средств и предметов труда, как соотношение абсолютного прироста достигнутых результатов труда и абсолютного прироста производственных затрат. Такая трактовка расчетов эффективности труда позволяет более обосновано проводить сравнения изменений эффективности труда с такими показателями, как прирост заработной платы, темпы роста инфляции, безработицы и другими важнейшими экономическими показателями.

Эффективность труда характеризует уровень использования трудовых ресурсов с учетом объема и качества затрат труда. Эффективность труда растет при повышении производительности труда и снижении трудозатрат на неизменный объем работы. Низкоквалифицированный рабочий при благоприятных условиях может достигнуть свой максимальный уровень производительности труда, который будет ниже максимального уровня производительности труда квалифицированного работника, выполняющего ту же самую работу.

Повышение экономической эффективности использования труда связано не только с ростом производительности общественного труда, но и с экономией затрат на производственные фонды. При этом темпы роста эффективности производства продукции будут выше, когда при одинаковых темпах роста производительности труда уменьшаются дополнительные затраты на производственные фонды, ниже фондоемкость.

Основные подходы к разработке стратегии для решения задач эффективного использования трудовых ресурсов представлены на рисунке 1.

Несмотря на первостепенную роль государства в преодолении аграрного кризиса и необходимость реализации антикризисных мер на региональном уровне, крайне важным является обоснование таких стратегий развития отдельных сельскохозяйственных предприятий, которые за счет внутренних резервов, реструктуризации ресурсного потенциала и адаптации производственных систем к изменяющимся условиям хозяйствования позволили бы повысить эффективность и устойчивость их функционирования.

Выбор стратегических подходов к использованию трудовых ресурсов в сельском хозяйстве должны строиться исходя из реалий сегодняшнего дня. Основные факторы ведения сельскохозяйственного производства в период с 2000 г. по 2011 г. претерпели изменения. Число крупных сельскохозяйственных организаций в Российской Федерации в 2011 г. по сравнению с 1995 г. уменьшилось на 26,4%, среднегодовая численность работников уменьшилась в 5,2 раза, число лиц, занятых в сельскохозяйственном производстве, сократилось в 4,8 раза, что связано с дальнейшей реорганизацией сельскохозяйственных организаций [1].

Из общего числа сельского населения в 2011 г. занятого в домашних хозяйствах 65,8% заняты производством сельскохозяйственной продукции для собственного потребления, а производством продукции для реализации занято 34,5%, из которых 64,3% имели другие доходные занятия, а 35,7% не имели другого доходного занятия. Незначительное количество лиц заняты производством промышленных товаров и услуг для реализации [1].

Снижение обеспеченности сельскохозяйственных организаций техникой, оборудованием и орудиями труда связано с диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, с низкой платежеспособностью хозяйств. Это повлияло на условия жизни и труда работников и на рост оттока кадров из сельской местности в город.

Использование трудовых ресурсов на современном этапе происходит под воздействием функционирования совокупности организационного, правового, хозяйственного и финансового механизмов, каждый из которых проявляет свои специфические функции в управлении трудовыми ресурсами. При этом необходимо проводить государственную поддержку развития сельскохозяйственных предприятий и социальной инфраструктуры села.

Численность населения Российской Федерации за 1990-2011 гг. сократилась на 3,12 процентного пункта (на 4609 тыс. чел.), численность населения моложе трудоспособного возраста за этот период сократилась на 34,72 процентного пункта. Численность населения в трудоспособном возрасте возросла на 3,71 процентного пункта, численность населения старше трудоспособного возраста возросла на 17,42 процентного пункта.

Рисунок 1 - Классификация базисных стратегий

Таблица 1 - Динамика и состав трудовых ресурсов сельского хозяйства в Российской Федерации (на конец года,

тыс. чел) [1]

Возрастные группы Годы

1990 1995 2000 2002 2005 2008 2010 2011

Все население 147665 148292 146304 145167 142754 141904 142865 143056

моложе трудоспособного возраста 36101 33615 28387 26327 23317 22541 23209 23568

трудоспособное население 83943 84540 88040 88942 90328 89266 87847 87055

старше трудоспособного возраста 27621 30137 29877 29778 29109 30097 31809 32433

Сельское население всего 38869 39981 39232 38738 38649 38214 37444 37314

моложе трудоспособного возраста 10420 10014 8796 8308 7402 7004 7027 7096

трудоспособное население 19755 20680 21517 21692 22979 23009 22122 21780

старше трудоспособного возраста 8694 9287 8919 8730 8268 8201 8295 8438

Это говорит об увеличении численности населения пенсионного возраста и нагрузки работающей части населения по обеспечению лиц пенсионного возраста. Численность сельского населения сократилась на 4,0 процентного пункта (на 1555 тыс. человек), численность лиц моложе трудоспособного возраста сократилась на 31,9 процентного пункта, численность населения старше трудоспособного возраста сократилась на 2,94 процентного пункта, а численность населения трудоспособного возраста увеличилось на 10,25 процентного пункта (таблица 1).

Распределение сельского населения по половому признаку позволяет отметить, что численность женщин в 2011 г. была на 1,61 млн. чел., или на 9,02% больше, чем численность мужчин. Однако для населения в возрасте до 50 лет численность мужчин больше, чем женщин в целом по этой группе населения на -0,63 млн. чел. Начиная с возраста старше 50 лет численность женщин превышает численность мужчин соответственно на 2,25 млн. чел. Численность женщин старше трудоспособного возраста в сельском хозяйстве превышает численность мужчин, что говорит о тенденциях старения и депопуляции мужчин сельского населения, влияющих на численность браков и рождаемость, численность сельского населения и трудовых ресурсов на селе. Население умирает по причинам болезни, отравления алкоголем, дорожно-транспортных происшествий, ухудшения условий жизни и труда, роста самоубийств, безработицы и др.

Важным показателем воспроизводства населения является продолжительность жизни. За 20 лет (19902009 гг.) продолжительность жизни населения России сократилась на 0,53 года, в том числе продолжительность жизни мужчин сократилась на 1,02 года, или на

I,6%, продолжительность жизни женщин за этот период увеличилась незначительно - на 0,40%. Средняя продолжительность жизни мужчин ниже средней продолжительности женщин от 10,48 года в 1990 г. до

II,52 года в 2011 г. Продолжительность жизни всего сельского населения в 2011 г. меньше, чем продолжительность жизни всего населения на 1,84 года. При этом продолжительность жизни мужчин меньше на 1,69 года, а женщин на 1,40 года соответственно. Сокращение продолжительности жизни сельского населения произошло за счет роста смертности по различным причинам: роста заболеваемости, убийств и самоубийств, ухудшение качества питания и других. В 2015 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин будет находиться в пределах от 64,9 года до 70,2 года, а ожидаемая продолжительность жизни женщин будет находиться в пределах от 74,3 года до 78,3 года [1].

За период 1990-2011 гг. миграционный прирост сельского населения нашей страны сократился с 94,1 тыс. человек до отрицательного значения, составляющего -149,9 тыс. человек. В 2005 г. миграционное со-

кращение сельского населения составило 26,9 тыс. человек, в 2010 г. миграционное сокращение сельского населения достигло угрожающих масштабов и составило 228,8 тыс. человек, а в 2011 г. 149,9 тыс. чел. На 1000 населения миграционный прирост всего населения составил в пределах от 1,9 человека в 1990 г. до 2,2 человека в 2011 г., в том числе на 1000 человек городского населения миграционный прирост составил от 3,2 человека, в 1990 г., до 4,4 человека в 2010 г.. Миграционное сокращение сельского населения в расчете на 1000 сельских жителей составило от 1,9 человека в 1990 г., до 0,4 человека в 2011 г. Численность мигрантов - переселенцев по годам и по федеральным округам неравномерна. Это объясняется климатическими условиями, местом проживания, уровнем хозяйственного и экономического развития и другими причинами [1].

Миграция влияет на процессы воспроизводства населения и трудовых ресурсов, меняет численность не только всего населения, но и отдельных возрастных групп. Так, отток молодежи из сельской местности приводит к уменьшению их численности на селе. Отрицательной стороной для мигрантов в сельскую местность является непривычный уклад сельской жизни, отсутствие бытовых удобств и главное - проблема занятости. На протяжении длительного времени менялось соотношение роста населения за счет естественного роста и миграции. Миграция постепенно приобрела превалирующее значение, тогда как естественный прирост населения приобрел отрицательное значение.

Эффективное использование трудовых ресурсов зависит от соотношения спроса и предложения труда, от уровня механизации и автоматизации трудоемких процессов, от условий труда и быта на рабочих местах, от состояния и уровня развития производственной и социальной инфраструктуры села.

В аграрном рынке труда спрос на труд работников зависит от количества работодателей, параметров их производств и уровня доходов, цены труда работников - их заработная плата. Так, количество предприятий и организаций различных форм собственности в 2011 г. составило 4867 тыс. единиц, в том числе в сельском хозяйстве 179,9 тыс. единиц, что на 152,1 тыс. единиц меньше, чем в 1998 г. Удельный вес сельскохозяйственных организаций в предприятиях всей экономики сократился на 7,7 процентного пункта. Из общей численности сельских работодателей в 2011 г. имелось 169,0 тыс. крупных и средних работодателей, 10,9 тыс. малых предприятий и 291,4 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Потребность в работниках сельского хозяйства в 2011 г. возросла по сравнению с 1995 г. в 1,7 раза, а потребность в рабочих за этот период возросла в 1,3 раза (от 9,9 тыс. чел. в 1995 г. до 13,1 тыс. чел. в 2011 г.) [1].

На предложение труда в сельской местности существенное влияние оказывает использование рабочего

времени. Наибольший удельный вес работников в экономике страны 85,9% и в сельском и лесном хозяйствах 62,8% на основной работе отрабатывали от 31 до 40 ч в неделю. В сельском и лесном хозяйстве на дополнительных работах отрабатывали от 41 до 50 ч в неделю 56,5% работников. На увеличение продолжительности рабочего времени в сельском хозяйстве оказывает влияние снижение уровня механизации и автоматизации трудовых процессов. Сравнительно большая продолжительность рабочего времени послужила одной из причин оттока работников сельского хозяйства из села в город и в другие сферы народного хозяйства.

На эффективность использования трудовых ресурсов влияет фактор качества населения в трудоспособном возрасте, то есть уровень общего образования, квалификации и профессионального образования работников. В 2011 г. из 7,002 млн. работников сельскохозяйственного производства Российской Федерации 3,703 млн. чел., или 52,88% имели профессиональное образование, в том числе 10,5% работников высшее, 20,2% -среднее и 22,1% - начальное профессиональное образование. Причинами низкого профессионального образования работников, особенно с высшим образованием, являются: снижение престижа сельского труда, рост доли ручного труда, низкий уровень заработной платы, слабо развитая инфраструктура села и другие, что привело к оттоку специалистов из села в город, в другие отрасли и сферы деятельности [1].

С целью повышения профессионального образования сельских работников следует осуществлять подготовку кадров по двум-трем специальностям разного профиля. Для закрепления специалистов в сельской местности необходимо развивать социальную инфраструктуру. На федеральном и региональном уровнях необходимо создавать систему мер по поддержке всех организационно-правовых форм хозяйствования и тем самым обеспечить рациональное использование трудовых ресурсов сельского населения.

Для эффективного использования трудовых ресурсов наиболее важными представляются программы поддержки занятости, дальнейшего реформирования образования, укрепления здоровья и физического воспитания населения, а также всестороннего развития культуры, с учетом национальных и региональных традиций.

В структуре безработных наибольший удельный вес занимают безработные в возрасте 20-29 лет. Их численность из года в год изменяется. В 2000 г. удельный вес безработных этой возрастной группы составил 30,3%, а в 2011 г. - 32,1%. Аналогичное положение в структуре безработных занимают безработные возрастной группы 30-39 лет. Численность безработных, которые обращались в государственную службу занятости, из года в год сокращается. Это связано с изменениями условий регистрации граждан, задержками выплат пособий по безработице. Исследованиями установлено, что наиболее рациональным способом поиска работы являются обращения к друзьям, родственникам и знакомым [1].

Величина и динамика спроса на труд в значительной степени зависит от размера и динамики заработной платы. Размер заработной платы в среднем по экономике с 2000 г. по 2011 г. возрос в 10,51 раза, а в сельском хозяйстве - в 12,65 раза. Однако анализ уровня заработной платы по отраслям экономики показывает, что в сельском хозяйстве размер месячной зарплаты значительно ниже, чем в других отраслях народного хозяйства.

Низкий уровень оплаты труда сельских работников увеличивает текучесть кадров, снижает уровень занятости на селе и осложняет взаимоотношения работников и работодателей. В регулировании заработной платы 4

важным направлением является снижение налоговой нагрузки на сельскохозяйственные организации, на крестьянские (фермерские) хозяйства и село в целом.

На изменение характера сельскохозяйственного труда в основном повлияли такие факторы как: снижение уровня автоматизации и механизации труда, низкий уровень оплаты труда, сокращение медицинского обслуживания и ликвидация ряда объектов культурнобытового обслуживания сельского населения. Проблема рациональной занятости сельского населения может быть решена только при последовательном осуществлении глубоких социальных, правовых и экономических преобразований на селе.

Анализ состояния условий труда и оценка влияния производственной среды на состояние здоровья работающих показал, что основными причинами роста профессиональных заболеваний и травматизма работников являются снижение технической вооруженности сельскохозяйственного производства, сокращение объемов финансирования и материально-технического обеспечения для создания здоровых и безопасных условий труда, снижение производственной дисциплины, неудовлетворительная организация труда, отсутствие должного контроля и допуск к работе без соответствующей профессиональной подготовки.

Эффективное управление трудовыми ресурсами на стратегическую перспективу может быть достигнуто только при тесном взаимодействии на всех уровнях власти с учетом неразрывной взаимосвязи выполняемых задач.

За основу решения проблемы рационального использования трудовых ресурсов нужно взять одну из концепций: концепцию контроля над затратами труда, которая базируется на снижении собственных затрат по сравнению с затратами конкурентов путем обязательного применения новых средств механизации и автоматизации трудоемких процессов; концепцию дифференциации занятости - направления на рынок труда работников соответствующего качества как по образованию, так и по специальностям и квалификациям или концепцию фокусирования, при которой работодатель нуждается в одной какой-то группе (специальности, квалификации) работников. Реализация концепции занятости направлена на эффективное использование трудовых ресурсов и повышение эффективности сельскохозяйственного производства (рисунок 2).

Нами представлены комплексные предложения по разработке стратегии управления на рынке труда на уровне государства, региона и отдельного предприятии. Так, на уровне государства предлагается решать следующие стратегические задачи: регулирование рынка труда; разработка государственных программ; совершенствование налогов; установление минимальной оплаты труда; определение минимальной стоимости потребительской корзины; определение дотаций и льгот; поддержка образования, здоровья, культуры и спорта; обеспечение безопасности и разработка социальных гарантий; разработка и обеспечение демографической политики; контроль миграции; организация функционирования государственной биржи труда, учета безработных и выплаты им пособий; переобучение и повышение квалификации на бюджетной основе.

На региональном уровне первоочередными задачами являются дальнейшая разработка и реализация в среднесрочной и стратегической перспективе различных программ. Одним из важнейших направлений стратегического управления трудовыми ресурсами на региональном уровне является поддержка молодых специалистов на основе реализации соответствующих разработанных программ.

Определение и выбор концепции занятости трудовых ресурсов в сельской местности

1. Определение основных направлений политики занятости

3. Определение основных задач по эффективному использованию трудовых ресурсов

_ _ 4. Координация занятости трудовых ресурсов

5. Оценка состава и структуры занятости трудовых ресурсов

7. Использование трудовых ресурсов по регионам и предприятиям

9. Координация системы мотивации и стимулирования работников

2. Уточнение целей деятельности служб занятости, и органов управления предприятий

6. Профессиональная подготовка трудовых ресурсов

8. Оценка эффективности трудовых ресурсов

10. Оценка результатов, определение

недостатков, корректировка задач и

обеспечение обратной связи управления

Рисунок 2 - Процесс реализации концепции занятости трудовых ресурсов

Регулирование согласованных с федеральной властью региональных налогов должно быть направлено не только на привлечение инвестиций, но и на повышение мотивации и стимулирования населения, постоянно проживающего в каждом регионе, эффективно прилагать свой трудовой потенциал и квалификационные возможности, а также привлекать необходимое число трудовых мигрантов.

Следует отметить необходимость развития инфраструктуры села в каждом регионе на стратегическую перспективу. Для повышения эффективности управления трудовыми ресурсами региональные власти должны разрабатывать программы развития села с привлечением экспертов и научных работников, а также учитывать прогрессивный опыт других регионов страны.

На уровне государства и регионов необходимо проводить мониторинг реализации стратегии по выявленным критериям и параметрам сбалансированного спроса и предложения на рынке труда, а также постоянную диагностику складывающихся стратегических позиций и комплексный анализ ситуации на рынке труда для определения тенденций динамики спроса и предложения труда. Контроль и корректировка тактических планов способствуют эффективному внедрению разрабатываемых стратегических подходов.

Для эффективного использования трудовых ресурсов сельскохозяйственным предприятиям предстоит выполнять следующие задачи: исследование рынка труда; разработка миссии целей и задач; стратегическое планирование, бизнес-планирование; поддержка имиджа; определение требований к наемным работникам; определение системы оплаты труда; разработка должностных инструкций обязанностей и уровня оплаты труда; разработка системы контроля качества труда; аттестация рабочих мест; разработка системы требований к работникам; создание системы мотивации и стимулирования труда; организация соревновательного, конкурентного начала среди работников; контроль дисциплины труда; повышение квалификации работников; подготовка молодых специалистов по договорам для предприятия; поиск специалистов и привлечение сотрудников.

Список использованных источников

1 gks.ru - Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

2 Г асиев П. Научно-исследовательский прогресс и повышение производительности в сельском хозяйстве // АПК: экономика и управление. - 2008. - №12. - С. 40-41.

3 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М., 2010. - 512 с.

Информация об авторе Паронян Арарат Артюшович, кандидат экономических наук, доцент Курского института кооперации, e-mail: ararat-65@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.