СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА КАК ФАКТОРА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
С.Н. Волкова, А.С. Паронян, А.А. Паронян, М.В. Гейко
Аннотация. Определены факторы мотивации труда и закрепления работников на рабочих местах, показана динамика численности квалифицированных кадров, численности специалистов со средним специальным и высшим образованием, определены факторы, оказывающие влияние на производство и потребление продуктов, рассмотрены необходимые инвестиции на выполнение программы социального развития села направленной на повышение потенциала трудоспособного населения и его эффективной занятости в результате укрепления здоровья работников, сокращения профессиональной заболеваемости, повышения степени механизации, электрификации и автоматизации трудоемких процессов.
Ключевые слова: мотивация работников, потенциал трудовых ресурсов, социальная сфера села, регулирование рынка труда, эффективность занятости.
Мотив - субъективное отношение человека к поступку (действию), который он намеревается совершить. Он показывает, во имя чего совершается поступок, какие при этом преследуются цели. Мотив формируется исходя из потребностей личности и связан с целями человека. Возникновение мотива к действию связано с внутренними и внешними факторами [1, 2].
Совокупность мотивов, определяющая деятельность человека для благоприятного решения возникающих проблем, создает мотивацию.
Основу мотивации составляет потребность, то есть физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-нибудь. Когда потребность ощущается человеком, то она пробуждает в нём состояние устремлённости, и так появляется побуждение или мотив. В свою очередь, мотив - это активная движущая сила, определяющая поведение человека. Поведение человека всегда мотивировано.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других для достижения личных целей или целей предприятия, это сочетание интеллектуальных, физиологических и психологических процессов, которые в конкретных ситуациях предопределяют то, насколько решительно действует конкретный человек и в каком направлении сосредоточивается его энергия.
Мотивация - это создание благоприятных условий для решения возникших проблем. В зависимости от создавшихся условий мотивация подразделяется на коллективную и индивидуальную. В зависимости от условий деятельности человека возникают коллективные и частные мотивы [1, 2, 3, 6].
Мотиваций труда сельского работника возникают в зависимости от характера действующих на него факторов и появляются в зависимости от влияния на человека факторов в активной и пассивной формах [4].
По объекту насыщения потребности мотивы делятся на материальные и духовные [3]. Мотивация труда сельского работника всегда проявляется в реальной действительности с различной степенью интенсивности в зависимости от двух групп факторов: активных и пассивных.
Активные факторы - привлекательность и престижность труда; профессиональные знания и квалификация; образование; предприимчивость и инициативность; ответственность и карьера.
Пассивные факторы - высокие кредитные ставки и налоги; низкий технический и качественный уровни материально-технических средств; низкий уровень механи-
зации и автоматизации трудовых процессов; высокая доля ручного труда; плохие условия труда; низкий уровень заработной платы; слабая правовая защищенность; низкий уровень социально-бытового обслуживания.
По продолжительности воздействия на трудовую деятельность мотивы проявляются длительно и краткосрочно. Например, обслуживание сельскохозяйственных животных является непрерывным и долгосрочным процессом (животные требуют ухода, кормления, поения без перерыва на выходные, а это накладывает отпечаток на престижность и мотивацию труда, на занятость и миграцию работников из села в город) [1, 2, 3, 4, 6].
Сельскохозяйственный труд - это весьма тяжелый и сложный труд, требующий знаний, умений, крепкого здоровья, опыта, терпения и природной мудрости, который еще остается малопривлекательным, слабо механизированным и низкооплачиваемым. Поэтому следует подчеркнуть важную роль механизма формирования мотивации труда с учетом системы психологических факторов: - собственно-психологических; психофизиологических; санитарно-гигиенических; эстетических и социально-психологических.
Собственно-психологические факторы мотивации труда включают в себя различные элементы (соответствие рабочего места, техники или оборудования возможностям и особенностям ощущения, восприятия, мышления и навыкам работника).
Психофизиологические факторы мотивации труда включают тяжесть труда, его нервно-эмоциональную напряженность и динамику работоспособности в течение рабочего дня. Так, 78,6% работников сельского хозяйства выполняют ручные работы, а продолжительность рабочего дня составляет 10 и более часов [1, 4, 10].
В сельском хозяйстве большое влияние на эстетические факторы, как на средство снижения утомляемости и повышения мотивации труда, оказывают отношения между реальным и идеальным, природным и духовным, внутренним и внешним.
Уровень и развитие мотивации труда работника проявляется через формы и размеры трудовых коллективов и систему частных, официальных и неофициальных взаимоотношений в них, от формальной и неформальной структуры коллектива. Формальный состав определяется соотношением численности работников различных групп, выделенных с учетом места их работы, и формируется на основании приказов и распоряжений руководителя организации, определяющих их поведение в соответствии с должностными инструкциями. Неформальная структура образуется соотношением численности различных групп населения, их интересов, привычек, личных связей и т.д.
Наиболее распространёнными формами и методами мотивации труда являются: повышение заработной платы; профессиональный и деловой (карьерный) рост персонала; использование различных форм участия персонала в управлении; внесение разнообразия в работу персонала в рамках выполнения функций одного рода (т. е. расширение горизонтального набора выполняемых операций); расширение вертикального набора обязанностей, то есть обеспечение большей автономности и ответственности работников любого ранга в выполнении порученного дела; производственная ротация (совмещение ряда профессий или замещение выполнения обязанностей, связанных с другой должностью). На мотивацию работников оказывают существенное влияние факторы, связанные с производством и потреблением продуктов производства [6, 7].
Работники, которые обращаются на рынок труда, состоят из двух групп. Первые - это лица наемного труда, имеющие работу, вторая - незанятые (безработные), то есть лица, освобожденные из сферы производства, а также лица, впервые поступающие на рынок труда.
В 2010 г. численность лиц, имеющих работу, составила 4,9 млн. человек, из них было трудоустроено 2,8 млн. человек, или 57,1%. В том числе занятые трудовой деятельностью - 138,7 тыс. человек, из них было трудоустроено 46,8 тыс. человек, или 32,8%. Предложили свои услуги 3,4 млн. человек, из этого количества было трудоустроено 1,4 млн. человек, или 42,1%. Из них ищущих работу впервые, то есть ранее не приступивших к трудовой деятельности - 1,2 млн. человек. А трудоустроенных 849,7 тыс., или 70,8%. Число работников, вынужденно работавших в режиме неполной недели и находящихся в отпуске по инициативе администрации, уменьшилось с 5,2 млн. человек в 2006 г. до 2,7 млн. человек на начало 2010 г. Продолжительность вынужденных отпусков возросла с 19 дней до 39 дней. Продолжительность рабочего времени для работников кооперативов, малых предприятий, крестьянских и фермерских хозяйств остается нерешенной проблемой. Особенно в напряженные периоды выполнения сельскохозяйственных работ [10].
Предложение труда зависит от общеобразовательного уровня и от профессиональной подготовки занятых. Численность квалифицированных рабочих за период с 1999 г. по 2010 г. сократилась на 15,9 тыс. чел., или на 12,9%. Численность специалистов со средним специальным образованием - соответственно на 9,4 тыс., или на 39,6%, в том числе с высшим образованием на 76,9 тыс. чел., или в 1,54 раза, со средним специальным образованием на 149,5 тыс. чел., или на 38,7%, численность молодых специалистов в возрасте до 30 лет сократилось на 83,5 тыс. чел., или в 2,9 раза [10].
Сложившееся состояние уровня квалификации работающих в сельской местности не вполне соответствует требованиям рыночной экономики.
На процесс формирования совокупного предложения труда существенное влияние оказывает уровень развития научно-технического прогресса. При этом необходимо учесть, что прогресс в науке, технике и технологии по существу безграничен и, следовательно, имеются постоянные возможности роста производительности труда.
Повышение мотивации труда зависит также от реализации права на собственность, то есть, как оно влияет на уровень оплаты труда, доходов и материального положения работников. Мотивация труда сельских работников определяется большим разнообразием их потребностей. По данным наших социологических исследований, проведенных в 2000 - 2010 гг., в 390 хозяйствах Воронежской, Тамбовской, Курской, Белгородской, Московской, Тульской, Смоленской, Брянской областей были выявлены основные материальные и моральные мотивы, наиболее активно побуждающие работников к труду. Среди материальных мотивов наиболее активным, побуждающим к труду является семейное благополучие от 80,0 до 90,0% ответов в 2000 г. От 86,0% до 95,0% ответов, в 2010 г., желание иметь высокую оплату ответили соответственно - от 70,0% до 95,0% респондентов. В 2000 г. доля желающих увеличить свой доход составила соответственно от 60,0% до 95,0% ответов. Желание приумножить личную долю в собственности предприятия в 2000 г. указало 26,0% респондентов, в 2010 г. - 60,0%.
Это говорит о том, что работники сельскохозяйственных организаций реально не чувствуют себя собственниками коллективных хозяйств, хотя и владеют акциями, земельными и имущественными паями. Доля
выплат по паям и дивидендов в форме потребления в реорганизованных хозяйствах в 2000 г. составила в среднем 5,8%, в 2010 г. - 2,2%.
За период рыночных реформ роль оплаты труда существенно понизилась в жизнеобеспеченности сельского населения. Низкий уровень и существенная дифференциация оплаты труда по отраслям экономики ведут к замедленным темпам реформ в сельском хозяйстве и значительному оттоку трудовых ресурсов из сельской местности.
Поэтому существует объективная необходимость в совершенствовании организации стимулирования труда сельских работников с целью повышения мотивации их трудовой деятельности.
Уровень заработной платы работников народного хозяйства в целом за период 2000 - 2010 гг. возрос на сумму 15003 руб., или в 7,75 раза, а работников сельского хозяйства за этот период возрос в 8,32 раза, или на 7216 руб. Абсолютный прирост среднемесячной зарплаты работников сельского хозяйства за период 2000 -2010 гг. в 2,08 раза ниже абсолютного прироста среднемесячной зарплаты работников народного хозяйства. Покупательная способность сельских работников в 2010 г. значительно выше, чем в 2000 г., однако значительно ниже, чем работников народного хозяйства в среднем и намного ниже, чем работников отдельных отраслей промышленности. Так, число наборов прожиточного минимума, например, работников отрасли промышленности обрабатывающего производства в 2010 г. составляет 3,2 единицы, а работников сельского хозяйства всего лишь 1,6 единицы [10].
На основании проведенного анализа можно утверждать, что низкий уровень минимальной оплаты труда сельских работников затрудняет их взаимоотношения с работодателями, повышается текучесть кадров и снижается уровень занятости на селе. Минимальный размер оплаты труда мал и нередко сдерживался в связи с выполнением работниками несвойственной для занимаемой ими должностями работы. При определении суммы выплат администрация приближает нормы оплаты сельских работников к норме прожиточного минимума. Для повышения уровня материальной заинтересованности работников необходимо ввести минимальную почасовую оплату труда и обеспечить дополнительные выплаты с учетом выполненной нормы выработки и качественных характеристик выполненной работы. Практическую реализацию данной проблемы необходимо осуществлять поэтапно. На первом этапе необходимо повысить минимальный уровень оплаты труда до стоимости продовольственной части оптимальной потребительской корзины. На втором этапе довести его до уровня прожиточного минимума. В течение третьего этапа - произвести стабилизацию этих уровней и постепенное увеличение ее соотношения в 1,5 - 2,5 раза.
Доведение минимального уровня оплаты труда до уровня прожиточного минимума следует осуществить за счет изменения государственной социально-экономической политики с целью восстановления воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей функций оплаты труда.
Поэтапное повышение размера оплаты труда станет законодательным стимулом к росту оплаты труда, дохода и повышения мотивации труда работников сельского хозяйства. Для решения этой проблемы потребуется привести в действие государственный механизм регулирования товарно-денежных отношений с учетом налоговой и ценовой политики. Для исполнения ценовой политики необходимо создать ценовой механизм, обеспечивающий постоянную доходность сельским товаропроизводителям, при этом не допуская высокого уровня инфляции, установить ценовой паритет при по-
купке продуктов сельского хозяйства, промышленных товаров и средств производства.
В регулировании заработной платы важным способом является снижение налоговой нагрузки на сельскохозяйственные организации на крестьянские (фермерские) хозяйства и на село в целом. А.Смит разработал следующие основные принципы налогообложения: налоги должны вноситься в соответствии с реальными возможностями налогоплательщиков; размеры уплачиваемого налога должны быть строго определены на научно обоснованной основе; сроки и способы выплаты налогов должны быть удобны для налогоплательщика, изъятие налогов не должно иметь негативных последствий для благосостояния налогоплательщика [9].
Сущность указанных принципов сводится к следующему: налогообложение должно быть простым; налоги должны стимулировать производство; затраты на сбор налогов должны быть минимальными; малоимущие слои населения, получающие пособия, должны быть освобождены от уплаты налогов; ставки налогов должны быть стабильными в течение достаточно продолжительного периода времени; взимание налогов должно быть экономически и юридически, а величина налогов должна быть реальной; налоги должны взиматься не с результатов, а с факторов сельскохозяйственного производства; налоги должны быть четко отделены от штрафов и санкций; налогоплательщик должен иметь право на бесплатное консультирование по вопросу о порядке уплаты налогов; суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком, должны быть возвращены ему правительством в виде гарантий соблюдения законности и других благ; обоснованность налогообложения может быть обжалована налогоплательщиком в суде. Реализация указанных принципов позволит стабилизировать, а в дальнейшем улучшить социально-экономическое положение сельских работников, увеличить объемы производства и реализации продукции.
Эффективная занятость трудовых ресурсов невозможна без развития системы социально-трудовых отношений на различных уровнях, то есть, стратегических соглашений на федеральном (национальном) уровне с помощью законов и трудового законодательства; на отраслевом - необходимы тарифные соглашения; на региональном - территориальные соглашения; на уровне организации, предприятий, формирований - необходимы контракты, коллективные договоры при участии работодателя, профсоюзных органов и работника [3].
Таким образом, развитие механизма регулирования заработной платы, налоговой и ценовой политики явится важным условием эффективной занятости и сохранения трудового потенциала, расширенного воспроизводства трудовых ресурсов села.
Уровень и дифференциация доходов различных категорий работников оказываются решающими факторами регулирования уровня жизни сельского населения. От структуры дохода существенно зависят результаты деятельности работников сельскохозяйственных организаций, социально - трудовые отношения между работниками и трудовых коллективов, как в организации, так и в отрасли в целом.
Структура личных доходов сельских работников с 2000 г. существенно изменилась. Снизилась доля оплаты труда, и возросли предпринимательские доходы и доходы от собственности. Оплата труда в структуре личных доходов уменьшилась в 2,3 - 3,5 раза, социальные трансферты остались на уровне прошлых лет, предпринимательские доходы и доходы от собственности возросли в 2,2 - 3,4 раза. Доходы, получаемые от реализации продукции, производимой населением в личных подсобных хозяйствах, занимают высокую долю в общих доходах. В их совокупном доходе на конец
2010 г. доля доходов составила - 1%, а в Курской области - 3% [10].
Структура личных доходов села во многом обусловлена системой государственного устройства, организационно-правовыми формами хозяйствования и формами собственности. Изменение структуры личных доходов сельского населения существенно повлияло на качество их жизни, на занятость и миграцию трудовых ресурсов на деятельность и эффективность отрасли сельского хозяйства. Денежные выплаты являются наиболее важным стимулом труда. Об этом свидетельствуют материалы проведенных нами исследований, так 89% опрошенных работников сельскохозяйственных организаций высказались за то, что стимулирование труда осуществлялось в денежной форме.
При этом стимулирование по содержанию должно соответствовать численности и качественным характеристикам работников, а также охватывать работников, у которых развито личное подсобное хозяйство, работников из малообеспеченных и многодетных семей, работников старших возрастов.
Важным мотивационным фактором стратегии занятости трудовых ресурсов села является социальная сфера. Обеспеченность сельского населения живой площадью (по сравнению с городским) имеет тенденцию к понижению. Так с 1990 по 2000 г. сельский жилой фонд уменьшился на 10,7 млн. кв. м, или в 2,49 раза, в дальнейшем происходит рост жилищного фонда в сельской местности по сравнению с 2000 г. до 15,1 млн. кв. м, но на человека значения этого показателя ниже в 1990 г. на 2,8 млн. кв. м.
В 2010 г. площадь жилого фонда достигнет до уровня 50,1 млн. кв. м. Это хотя по сравнению с 2000 г. выше на 7,2 млн. кв. м, но остается ниже уровня 1990 г. на 2,8 млн. кв. м. Ввод дошкольных учреждений существенно сократился с 1990 по 1995 г. более чем в 6,5 раза, а в 2010 г. соответственно в 32,2 раза, школ общеобразовательного назначения соответственно сократился в 2,08 раза и в 6,93 раза, ввод учреждений культуры сократился в 5,37 раза, или в 18,9 раза. Сократился ввод внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием в 1,71 раза и в 4,14 раза, ввод больничных учреждений сократился в 2,03 раза и в 5,89 раза соответственно. За эти годы возросло внедрение газовых сетей в 2,39 раза и в 1,65 раза. В основном по всем объектам происходит резкое сокращение мощностей всех объектов социального назначения, лишь для жилищного фонда наблюдается тенденция роста мощности с 2000 г. по 2010 г [10].
Важнейшим фактором мотивации труда и закрепления работников на селе является сохранение экологии. Изменение экологии оказывает существенное влияние на здоровье и уровень жизни населения [5].
Загрязнение почвы и воды происходит при нарушении технологии хранения и применения химических средств защиты растений, органических и минеральных удобрений, использования бытовых отходов. Из всех изучаемых наблюдаемых озер, 75% находятся в таком состоянии, что их воду нельзя использовать для питья, более 30% земных вод отравлены, 50% используемой воды населением превышают ПДК. Бытовые свалки занимают 250 тыс. га земли, где скопилось 50 млрд. т отходов, что привело к непригодности использования этой земли.
На качество продуктов питания, употребляемых в пищу населением страны, существенное влияние оказывает загрязнение воздуха, почв, воды и растений. Более 5,0% продуктов питания содержат элементы тяжелых металлов, нитраты и нитриты, а боле 3,0% мяса и молока загрязнены химическими элементами от применения пестицидов.
Ухудшение экологической ситуации существенно влияет на урожайность сельскохозяйственных культур
и качество продукции, снижает рождаемость и повышает младенческую смертность. Происходит сокращение продолжительности жизни и разрушение генофонда нации, усиливается миграция и эмиграция населения страны [5].
Сельское хозяйство является главной отраслью производства продуктов питания населения, поэтому очень важное значение имеет удовлетворение потребности населения качественными продуктами питания. Многие авторы-экономисты на основе проведенных исследований приходят к выводам, что пищевые запасы могут удовлетворить растущие потребности населения. Однако необходимо принять те меры, чтобы удовлетворение населения одновременно не привело к разрушению природы. Прежде всего, необходимо учесть, что главным средством производства является земля, которая является главным источником богатства.
Аграрная реформа оказала существенное влияние на изменение структуры мотивов, интересов, потребностей сельских работников. В современных условиях в экономике сложилась совокупность факторов, способствующих созданию нового мотивационного механизма, который смог бы заинтересовать каждого работника села в их эффективном труде. Особенность нового экономического мышления сводится к тому, что оно в своем развитии требует постоянной адаптации и времени.
Основными направлениями в социальной сфере и в инженерном обустройстве сельских территорий предусмотрены - жилищное строительство - 25,7% инвестиций; обеспеченность дорогами с твердым покрытием -28,3%; водоснабжение - 17,8%; газификация - 15,1%; связь, здравоохранение и образование - 5,8% от общего объема инвестиций (таблица 1) [10].
Объем инвестиций на выполнение программы социального развития села определен исходя из объемов ввода в действие объектов социальной сферы на основе прогноза социально-экономического развития России с учетом индексов-дефляторов. Объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в 2020 г. предусматривается увеличить на 6,6 - 9,8 пункта по сравнению с 2000 г. Оборот розничной торговли и объем платных услуг населению возрастает в 4,5 раза, а объем платных услуг населению сократился соответст-
венно 0,3 п.п., индекс-дефлятор сократился соответственно в 18,4 и 3,5 раза.
Для рационального использования финансовых средств в социальной сфере села целесообразно распространить налог на все объекты социальной сферы, инженерные сети и сооружения, а для объектов жилищного и производственного строительства льготный налог на прибыль; установить льготы по НДС для подрядных работ по строительству жилищно-бытовых и производственных объектов с учетом стоимости строительных материалов; реализацию данной программы осуществлять по итогам конкурсов на основе контрактов, заключаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с конкретными исполнителями; контроль за реализацией программы на макроэкономическом уровне должно осуществлять Министерство сельского хозяйства РФ, а на микроэкономическом уровне на органы местного самоуправления. Реализация данной Программы в сельской местности позволит создать необходимую среду жизнедеятельности и эффективного функционирования отрасли сельского хозяйства.
В демографии сельского населения ожидается стабилизация до 2008 г. и снижение заболеваемости и смертности детей и населения в трудоспособном возрасте на 8 - 10% с 2010 по 2020 г.
В сельской местности предусматриваются необходимые меры для рационального использования располагаемых ресурсов труда, создания новых рабочих мест, для полного обеспечения имеющихся рабочих мест соответствующими ресурсами труда.
Сохранение ранее существующих и создание новых рабочих мест в сельской местности позволит равномерно использовать располагаемые ресурсы труда. Использование рабочих мест с применением высоких технологий позволит высвобождать из сельскохозяйственного производства от 12 до 16% работников. Изменение количества рабочих мест позволит устранить отрицательные тенденции в кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства, привлечь и закрепить на производстве профессионально подготовленных работников, способных быстро освоить новые технологии производства продукции.
Таблица 1- Состав, динамика и структура инвестиций на социальное развитие села в ЦФО
Показатели Годы, млн. руб. Всего млрд. руб. В % к итогу
2006 2008 2012 2020
Жилищное строительство 109,6 103,4 111,7 119,7 444,4 25,7
Здравоохранение 4,1 3,5 3,8 5,7 17,1 0,1
Бытовое обслуживание 8,3 5,7 7,4 8,3 29,7 1,7
Образование 10,6 7,1 9,3 12,0 39,0 2,3
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа 1,3 1,1 1,7 2,7 6,8 0,1
Культура 1,1 1,1 1,5 2,8 6,5 0,1
Торговое обслуживание и потребительская кооперация 2,6 3,2 3,4 5,4 14,6 1,0
Санитарно-курортное обслуживание 0,1 0,1 0,2 0,8 1,2 0,0
Инженерное обустройство сельских территорий: - электрификация 2,1 2,5 2,7 3,7 11,0 0,1
- газификация 77,6 30,4 64,8 88,4 261,2 15,1
- связь 8,8 13,9 14,9 20,5 58,1 3,4
- водоснабжение 43,2 85,5 85,9 92,3 306,9 17,8
- обеспечение дорогами 66,5 120,5 140,6 160,7 418,3 28,3
Информационно-консультационное обслуживание 0,1 0,1 0,2 0,9 1,3 0,0
Научно-исследовательские и опытно-конструктивные работы (НИОКР) 0,2 0,1 0,2 0,7 1,2 0,0
Прочие расходы 8,9 8,9 9,1 12,6 39,5 2,3
Всего 345,3 387,1 459,4 537,2 1726,1 100,0
Таблица 2 - Сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест в сельской местности и обустройство сельских территорий до 2020 г. [10]__
Объекты аграрной инфраструктуры Количество рабочих мест, тыс. Всего тыс.
сохранено | вновь создано рабочих
2000 - 2005 гг. 2006 - 2009 гг. 2010 - 2015 гг. | 2000 - 2005 гг. | 2006 - 2009 гг. | 2010 - 2020 гг. мест
Жилищное строительство - - - - - - -
Здравоохранение 16,7 12,8 8,7 27,7 14,8 8,7 89,4
Бытовое обслуживание - - - - - - -
Образование 13,4 8,4 6,3 11,2 8,4 3,6 51,3
Физическая культура и спорт - - - - - - -
Культура 4,1 3,5 2,8 1,2 2,8 1,4 15,8
Торговое обслуживание и потребительская кооперация 4,6 4,7 4,9 20,2 20,4 12,4 67,2
Санитарно-курортное обслуживание 22,0 15,3 13,7 378,0 149,0 62,1 640,0
Инженерное обустройство сельских территорий: - электрификация 3,2 2,6 1,7 7,5
- газификация 100,2 42,5 24,3 73,2 47,8 22,1 310,1
- связь 27,7 41,6 15,8 10,9 87,7 12,4 126,1
- водоснабжение 12,1 21,3 24,3 30,6 56,6 32,6 177,5
- обеспечение дорогами 15,8 25,7 29,3 - - - 70,8
Информационно-консультационное обслуживание 5,0 5,0
Всего 219,8 178,4 131,8 558,0 297,5 155,3 1540,8
Реализация разработанной программы позволит повысить потенциал трудоспособного населения и его эффективную занятость в результате укрепления здоровья работников; увеличить свободное время для отдыха; сократить потери рабочего времени; сократить профессиональную заболеваемость; повысить степень электрификации, механизации и автоматизации трудоемких процессов; повысить уровень производительности труда работников сельского хозяйства на 25 - 30%.
Вопросы регулирования труда и занятости трудовых ресурсов в сельском хозяйстве следует привести в соответствие с трудовым законодательством РФ. Это позволит привести социально-трудовые отношения в соответствие с требованиями рыночной экономики; признать социальную значимость роли профсоюзов, защищающих трудовые права не только работников сельского хозяйства, но и всех граждан в деле трудовых отношений; осуществить совершенствование нормативно-правовой базы коллективного регулирования трудовых отношений на различных уровнях от организации. Предприятия до отрасли; повысить покупательную способность оплаты труда на основе опережающего ее роста по сравнению с ростом потребительских цен; улучшить социальную сферу села.
С ростом конкуренции на рынке труда и в связи с внедрением в сельскохозяйственное производство современной технологии, оборудования и техники потребуется существенный рост квалифицированных работников. Для этого необходимо создать условия по повышению квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления. Стимулирования и мотивации труда.
В среднесрочной перспективе концепция занятости сельских трудовых ресурсов должна реализоваться в рамках Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 2000 -2010 гг. При этом должно быть предусмотрено выполнение ряда мероприятий.
С учетом многообразия организационно-правовых форм хозяйствования и собственности необходимо создать широкую информационную систему о потребности работодателей в работниках и возможностях профессионального обучения и переподготовки кадров с последующим их трудоустройством. Следует внедрить механизм профилирования сельских безработных и повышения адресности предоставления пособий по безработице с величиной прожиточного минимума. Необходимо повысить мобильность работников посредством эффективной системы их профессионального обучения и переобучения на основе спроса и предложения территориальных, региональных и местных аграрных рынков труда. Также следует содействовать незанятой молодежи, не имеющей профессии и впервые
вступающей на рынок труда в направлении на обучение в учреждения профессионального образования для получения специальности и начала трудовой деятельности.
Для повышения эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий следует уделять особое внимание вопросам качества всех категорий работников соответственно с профессиональной квалификацией работников, предъявляемых международным стандартом. Решение данной проблемы предполагает: разработать систему квалификаций работников в сельском хозяйстве и на аграрном рынке труда; создать отраслевую систему оценки качества работников, оперативно реагирующую на изменения в требованиях к квалификации работников; сформировать систему внутрихозяйственного обучения работников в целях обеспечения единства требований к квалификации сельских работников, предъявляемых на аграрном рынке труда.
Таким образом, решение острейшей проблемы рациональной занятости сельского населения может быть осуществлено только при последовательном проведении глубоких социально-экономических, правовых и политических преобразований на селе. Для этой цели необходимо аграрную политику официально объявить как важнейшую составную часть народнохозяйственной политики и ее цели рассматривать как приоритетные.
Список использованных источников
1 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1995. - 704 с.
2 Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003. - 895 с.
3 Архипов А.И., Карпухин Д.Н., Кокин Ю.П. Экономика труда: учебник. - М.: Изд-во «Экономика», 2009. - 558 с.
4 Корнев В. Теория и методы мотивации работников сельхозпредприятий // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве .- 2005. - № 4. - С. 54.
5 Королев Б.А. Загрязнение атмосферной среды ядовитыми химикатами // Научные труды Академии кадровой и социальной политики АПК. - М., 2001. - Вып. 5. - С. 180-203.
6 Измайлова М. Мотивация трудовой деятельности: современные теории // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 7. - С. 73-84.
7 Казаков М. Мотивация труда; трансформация структуры теоретико-методологического знания и когнитивно-ценностный подход // Вопросы экономики. - 2005.- № 12.-С. 90.
8 Протасов В.Ф. Экология, здоровье и природопользование в России. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 528 с.
9 Смит А. Исследование о природе к причинам богатств народов /А. Смит; пер. с англ. - Петрозаводск, 1993. - 320 с.
10 gks.ru - Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
Информация об авторах Волкова Светлана Николаевна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой высшей и прикладной математики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. 8 (4712) 58-1427, 8 (4712) 53-14-25, [email protected]
Паронян Артюш Степанович, доктор экономических наук профессор кафедры анализа, аудита и статистики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. 8 (4712) 58-14-27, 8 (4712) 53-14-25, [email protected]
Паронян Арарат Артюшович, кандидат экономических наук, доцент Курского института потребительской кооперации, тел. 8 (4712) 58-34-05, [email protected]
Гейко Мария Владимировна, аспирант ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. 8 (4712) 58-14-27, 8 (4712) 53-14-25, [email protected]