Научная статья на тему 'Современная концепция совершенствования системы занятости трудовых ресурсов села'

Современная концепция совершенствования системы занятости трудовых ресурсов села Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИИ ЗАНЯТОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ В СФЕРАХ ЭКОНОМИКИ ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ / ЧИСЛЕННОСТЬ И СТРУКТУРА БЕЗРАБОТНЫХ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паронян Артюш Степанович, Паронян Арарат Артюшович

Рассмотрены основные концепции занятости трудовых ресурсов, представлен анализ численности и структуры занятых в сельскохозяйственном производстве, предложены пути совершенствования системы занятости села

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Паронян Артюш Степанович, Паронян Арарат Артюшович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная концепция совершенствования системы занятости трудовых ресурсов села»

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАНЯТОСТИ

ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ СЕЛА

А.С. Паронян, А.А. Паронян

Аннотация. Рассмотрены основные концепции занятости трудовых ресурсов, представлен анализ численности и структуры занятых в сельскохозяйственном производстве, предложены пути совершенствования системы занятости села.

Ключевые слова: концепции занятости трудовых ресурсов, численность занятых в сферах экономики по уровню образования, численность и структура безработных в сельском хозяйстве, совершенствование системы занятости и социальной защиты сельского населения.

Занятость населения рассматривается разными учеными по-разному. В частности Я.Корнаи отмечает, что занятость - это глубокая перемена образа жизни человека, который часто является длительной и необрати-

мой [6]. Бреев В., Гусарова Л., Маршалл А. и другие авторы отмечают, что занятость как экономическая категория, - это общественные отношения, связанные как с производством и накоплением, так и с формированием и использованием фонда потребления [1, 3, 7]. Нам представляется, что занятость населения есть система отношений взаимосвязанных и взаимозависимых социальных, экономических, демографических, правовых, экологических и психологических факторов для предоставления возможности всему населению трудиться с целью создания национального дохода, материальных и духовных благ.

Численность лиц, занятых в сельскохозяйственном производстве России, за 1990-2008 гг. сократилась на 24,4%, или в количественном выражении на 1525 тыс. человек, число лиц, занятых производством сельскохозяйственной продукции в домашних хозяйствах, воз-

росло на 6,7%, или на 1589 тыс. человек, в том числе число лиц, занятых производством продукции, предназначенной для реализации, сократилось на 31,3%, в количественном выражении на 1747 тыс. человек. Число лиц, занятых производством продукции для собственного потребления, возросло на 22,1%, или в количественном выражении на 3336 тыс. человек [8, 9, 10].

Решение проблемы рационального использования трудовых ресурсов предполагает основываться на одну из концепций:

а) концепция контроля над затратами труда базируется на снижении собственных затрат по сравнению с затратами конкурентов путем обязательного применения новых средств механизации и автоматизации трудоемких процессов, регулирования размера организации и объема производства продукции. Благодаря контролю над затратами достигается более эффективное использование трудовых ресурсов;

б) концепция дифференциации занятости заключается в направлении на рынок труда работников соответствующего качества как по образованию, так и по специальностям и квалификациям;

в) концепция фокусирования - это концепция, при которой работодатель, сельскохозяйственная организация ориентируется или нуждается в одной какой-то группе (специальности, квалификации) работников. Например, при смене специализации или увеличении производства продукции или товара;

г) концепция прорыва, как правило, требует прямой и косвенной государственной поддержки (налоговые, кредитные и другие льготы); развития и укрепления позиций на уже освоенном рынке труда на основе переподготовки кадров, дифференциации и гибкой смены профессий и специальностей, улучшение условий труда работников и их обслуживания;

д) эволюционная концепция занятости опирается на инновации и, как правило, не связана с государственной поддержкой;

е) концепция роста занятости предполагает постоянное повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Данная концепция применяется на развивающихся сельскохозяйственных организациях, внутри которых рост происходит за счет расширения ассортимента продуктов и услуг, а вне организации рост занятости происходит за счет объединения организаций, превращая их в холдинги;

ж) если происходит сокращение объема производства продукции, в таком случае сельскохозяйственные организации вынуждены переходить к концепции сокращения. При этом возникают различные варианты: ликвидация организации, то есть полное сокращение работников и распродажа материальных запасов и активов организации; прекращение производства некоторых видов продукции и тем самым частичное увольнение работников; снижение объема производства продукции и услуг, сопровождаемое сокращением рабочего времени и количества работников необходимых для производства таких объемов продукции.

Концепция занятости трудовых ресурсов должна ориентироваться на изучение рынка труда внешней среды и внутренних резервов организации, на подготовку новых специальностей и профессии, на выбор наиболее рационального варианта использования сельских трудовых ресурсов.

В сельском хозяйстве могут существенно обостриться проблемы занятости и обеспечения этой отрасли трудовыми ресурсами. Об этом говорит демографическая ситуация, возрастная структура работников села, практика реорганизации сельскохозяйственных предприятий. В сельской местности наглядно просматривается неблагоприятная тенденция уменьшения удельно-

го веса молодежи среди занятых в сельскохозяйственном производстве и увеличения удельного веса лиц пенсионного возраста.

Занятость как экономическую категорию следует рассматривать на макроэкономическом уровне в двух аспектах: занятость трудовых ресурсов по сферам деятельности и уровень их использования.

С 1995 года по 2008 год численность занятого населения в целом по Российской Федерации возросла на 10,2%, или в абсолютном выражении на 6548 тыс. человек, при этом более заметный рост происходил с 2003 года. Численность работников сельского хозяйства ежегодно сокращалась, в результате в 2008 году число лиц, занятых в сельском хозяйстве, по сравнению с 1995 годом сократилось на 3069 тыс. человек. Число рабочих мест в эквиваленте полной занятости в целом по Российской Федерации в 2008 году сократилось на 8294 рабочих места, в том числе в сельском хозяйстве на 6286 рабочих мест, или на 27,3%.

За годы реформирования произошло сокращение численности экономически активного населения. В структуре занятости наиболее высокими темпами сократилась численность молодежи в возрасте до 20 лет, их численность в 2008 году по сравнению с 2000 годом сократилась на 106,8 тыс. человек, или на 49,9%. Аналогичное сокращение произошло и в других возрастных группах. Сокращение молодежи в структуре занятых зависит от многих факторов, и в первую очередь от снижения численности сельского населения моложе трудоспособного возраста, роста трудоемкости и низкой престижности аграрного труда, низкой заработной платы и низкого уровня социальной инфраструктуры села.

Численность занятых в сферах экономики по уровню образования существенно отличается по отдельным образовательным уровням, сферам и отраслям экономики. Высшее профессиональное образование имеют в целом по Российской Федерации 27,9% занятых лиц в экономике, в сельском хозяйстве только 9,1% занятых лиц имеет высшее профессиональное образование. Аналогичное соотношение составляет доля лиц, имеющих среднее профессиональное образование, они занимают 26,5%, а в сельском хозяйстве - 17,6%. Иначе распределяются лица, имеющие начальное профессиональное, общее среднее и основное общее среднее образование. В этих группах доля лиц, имеющих среднее, общее, основное общее образование среди сельского населения значительно выше, чем в средне - занятых в экономике Российской Федерации в целом (таблица 1).

Общее число специалистов сельского хозяйства за период 2005-2008 годы сократилось на 9,6%, или на 706 тыс. человек. В целом проведенный анализ показал, что образовательный уровень специалистов повышается в связи с ростом технического уровня производства и совершенствованием технологии производства продукции. С повышением образовательного уровня возрастает трудовая активность населения. За период 2000-2008 годов возросла численность экономически активного населения на 4,3%. В сельской местности за 2000-2008 годы численность экономически активного населения возросла на 3182 тыс. человек. За этот период численность лиц, занятых в экономике, возросла на 5330 тыс. человек, или на 8,5%.

Следует отметить, что возросла и численность граждан, зарегистрированных в службе занятости.

В 2008 году по сравнению с 2000 годом их этот рост составил 44,9%, или в количественном выражении 537,3 тыс. человек. Из общей численности зарегистрированных в службе занятости, число лиц признанных безработными в 2008 году составило 1522,1 тыс. человек, что больше по сравнению с 2000 годом на 485,1

тыс. чел., или на 46,8%. Из числа лиц, признанных безработными в 2008 г., назначено пособие по безработице 1253,2 тыс. человек, или 82,3% от числа лиц, признанных безработными. Следует отметить, что численность лиц, признанных безработными в 2008 году, по сравнению с 2000 годом, возросла на 37,7%. В то же время в экономике Российской Федерации за рассматриваемые годы спрос на труд возрос на 19,2% и в 2008 году составил 894,7 тыс. человек. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию возросла на 18,8%, или в абсолютном выражении на 0,3 единицы.

Численность безработных с 2000 г. по 2008 г. в возрасте до 20 лет сократилась в 1,7 раза, в возрасте от 20 до 29 лет - в 1,65 раза. Значительные изменения в области занятости произошли у работников в возрасте от 30 до 39 лет - уровень безработицы сократился в 2,3 раза. Среди лиц в возрасте 40-49 лет безработица сократилась в 2,11 раза, в возрасте 50-59 лет сократилась на 3,9%, а в возрасте 60-72 года на 24,8%. Численность безработных в сельской местности с 2000 г. по 2008 г. сократилась в 1,84 раза. Численность безработных по всем группам и в среднем по всем возрастным группам сократилась.

В структуре безработных по уровню образования с 2000 года по 2008 год также произошли изменения. Т ак удельный вес безработных с высшим профессиональным образованием возрос на 4,7%. Со средним профессиональным образованием численность безработных уменьшилась на 1,2 процентного пункта. Численность безработных со средним (полным) общим образованием сократилась на 3,9 процентного пункта.

Структура занятых в сельской местности работников по уровню образования так же изменилась. Если в 2000 году доля работников, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, составляла 25,1%, в общей численности занятых, то в 2008 году их доля составила 27,2%. Повышение уровня общего образования сельского населения, уровня его культуры является своеобразным основанием для получения профессионального образования, которого требуют изменившиеся технические, технологические, экономические, социальные, моральные, психологические и бытовые условия сельскохозяйственного производства и рынка труда.

Опыт развития рыночных отношений на селе свидетельствует о том, что безработица повлекла за собой серьезные экономические, социальные, правовые и нравственные последствия как для самих безработных

и их семей, так для отрасли и общества в целом. К таким последствиям относится, прежде всего, недоиспользование свыше 1,5 млн. работников в трудоспособном возрасте. Недоиспользование трудовых ресурсов вследствие безработицы обернулось для отрасли и общества экономическими потерями валового внутреннего продукта (ВВП) с 9,9% в 1990 г. до 5,5% в 2008 г. [9]. Степень возмещения потерянной заработной платы сельских работников пособием по безработице варьируется в диапазоне от 55 до 75% заработка. При этом чем продолжительнее безработица, тем больше ухудшается материальное положение, снижается жизненный уровень безработных и их семей. Безработица генерирует социальное неравенство, изменяет социальный статус наемных работников, лишает возможности трудиться и зарабатывать необходимые средства к существованию. Длительная безработица вызывает у наемных работников неуверенность в будущем, увеличение заболеваний (особенно нервно-психических, алкоголизма, наркомании) и рост преступности.

Совершенствование системы занятости и социальной защиты сельского населения, особенно для тех, кто потерял работу по независящим от них причинам, по нашему мнению, должно осуществляться федеральными, региональными и местными органами власти на основе принципов комплексности, системности и постоянства политики занятости на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях во взаимосвязи и взаимодействии.

Исходя из этого, предлагаем, совместно Министерству образования, молодежным Центрам занятости и службам занятости принять меры для обеспечения обязательной профессиональной подготовки молодежи, обращающейся по поводу трудоустройства и получения статуса безработного.

В каждом регионе должна действовать своя отраслевая программа содействия занятости и социальной защиты сельского населения, направленная на сохранение и стабилизацию занятости работающих, особенно квалифицированных работников, на создание условий для переподготовки работников, получения ими дополнительных профессий и специальностей, на стимулирование гибких форм занятости и самозанятости, на компенсацию издержек работодателям при создании дополнительных рабочих мест в сельскохозяйственных организациях (особенно для молодежи), на расширение практики приема на работу молодых людей, закончивших средние школы и сельскохозяйственные учебные заведения [2, 4].

Список использованных источников

1 Бреев, Е.Б. Становление рыночных отношений и занятость населения/ Е.Б. Бреев // Общество и экономика.-

1995.-№ 7-8. - С.122-126.

2 Гарсия-Иссер, М.Х. Критические явления на региональных рынках труда/ М.Х. Гарсия-Иссер, О.Ю. Голодец, С.Н. Смирнов / Государственная служба занятости.- М.: Янус,

1996.-68 с.

3 Гусарова, Л.Ф. Экономические проблемы занятости/ Л.Ф. Гусарова, Н.Э. Жадан.- Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1996.-136 с.

4 Дадашев, А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования/ А. Дадашев //Вопросы экономики.-1995.-№6.-С. 76-84.

5 Каменев, А. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования/ А. Каменев, В. Трубин, С. Устинов. - М., 1994.- 251 с.

6 Корнаи, Я. Дефицит/ Я. Корнаи. -М.: Наука, 1990.96 с.

7 Маршалл, А. Принципы экономической науки: В 2-х т./ А. Маршалл //Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1993.-Т.1.-416 с.

Таблица 1 - Распределение численности занятых в экономике Российской Федерации по уровню образования в 2008 году

Сферы и отрасли, экономики Всего В том числе имеют образование

высшее профес- сио- нальное непол- ное высшее среднее профес- сио- нальное на- чальное профес- сио- нальное сред- нее общее основ- ное общее началь- ное

Образовательный уровень, тыс. чел.

Все занятые в экономике 68474 19104 1096 18146 13216 13763 2807 342

В т.ч. в с. х-ве 6675 607 33 1175 1368 2303 995 194

Образовательный уровень, в %

Все занятые в экономике 100,0 27,9 1,6 26,5 19,3 20,1 4,1 0,5

В т.ч. в с.х-ве 100,0 9,1 0,5 17,6 20,5 34,5 14,9 2,9

8 Российский статистический ежегодник.1995:

Статистический сборник/Госкомстат России.- М.,1995.-976 с.

9 Российский статистический ежегодник.2006:

Статистический сборник/Госкомстат России.- М.,2006.-806 с.

10 Россия в цифрах: Краткий стат. сборник/ Росстат. -М., 2009.

Информация об авторах Паронян Артюш Степанович, доктор экономических наук, профессор кафедры анализа, аудита и статистики ФГОУ ВПО «Курская ГСХА».

Паронян Арарат Артюшович, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры анализа, аудита и статистики ФГОУ ВПО «Курская ГСХА», агага^ [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.